31.12.2007
Время 20:34. Проехали 60 км и на перевале Тасныл, 1570м, встаём отметить НГ по местному времени, На вершине голец и ледяной ветер сбивает с ног. Возле обо отдаём дань богам перевала и просим пропустить нас дальше, но боги решили, что этого недостаточно и принимают жертву в виде лопнувшего колеса на Мазде. По быстрому меняем на запаску и продолжаем путь в поисках места для ночлега. Находим поляну и буквально за 5 минут до НГ ставим столы и наряжаем ёлку. Сперва отметили по Новосибирскому времени, потом по Нижневартовскому, а после самые стойкие встретили и по Москве.
01.01.2008
В 10:30 начинают появляться на улице первые экспедиционеры, реанимируют костёр и варят пищу. Чуть погодя появляется УАЗ с тывинской четой. Они интересуются, кто мы и откуда, поздравляют с НГ и мы их угощаем чаем и пытаемся выяснить интересующею нас информацию по поводу дорог. Узнаем, что тут регулярно ездят машины Норильского никеля и старатели. За бортом -28, в 12 колонна трогается.
Въезжаем в Хут, кругом люди со следами праздника на лицах, машут руками, такие машины тут не ходят, вызываем интерес. В селе нас останавливает милиционер и советует проезжать деревню поскорей и не задерживаться тут. Проезжаем деревню и движемся вдоль реки Хут, форсируем ручьи и реки по наледям. При проезде реки Севи (лёд промыт) подсаживается Мазда, поддёргиваем стропой и едем дальше. На подъезде к Селу Сейба видим указатель «Ак-Суг», рады безмерно! Вешаем обложку от журнала Турбо на указатель и едем дальше в направлении Ырбана.
В длине реки Тул-Тулбаш у сурфа окончательно пробивает прокладку ГБЦ и воду выбрасывает из двигателя. Сам ехать сурф не может, берём его на буксир крузером Олега и тащим дальше на перевал. Подъёмы такие, что вытащить машину мы не можем и приходится заводить буксируемый автомобиль и он помогает на подъёмах.
Дальше двигателю становилось хуже и пришлось слить ОЖ. Дальше машину тащили уже не заводя. На ночлег встали на берегу реки Дус. Экипажу сурфа дали палатку баню и поставили там газовый камин. Около 3-х часов ночи все уснули.
02.01.2008
Утро. Встали в 9:30. Завтракаем, у Сурфа сдуты оба передних колеса, при буксировке между ободами и шинами набилась глина. Накачиваем и отогревая обода газовой горелкой выковыриваем глину отвёрткой. Течь воздуха устранили и начинаем движение в 11:30. В 13:50 мы на реке Сыстыг-Хем, зимник веселит несколькими заходами на лёд, посредине реки несколько проломов от тяжёлой техники, видимо очень торопились геологи начать заброску грузов на прииск. Въезжаем в одноимённую деревню, несколько мужиков на улице едва вменяемом состоянии нам подсказывают нужное направление, не затягивая беседу выдвигаемся дальше. На нашем пути перевал с очень крутым подъёмом, буксирующий крузер Олега не может затащить сурфа на гору, приходится отцеплять и двумя лебёдками подтаскивать повозку. При очередном винчевании лебёдка Вити Галузина погибает. Продолжительность подъёма около двух км. Принимаем решение одеть цепи, оказывается надо было сделать это раньше. Мощности двигателя достаточно, а вот сцепления с дорогой было недостаточно. Цепи решили проблему. Около 18:00 мы в Ырбане! Расспрашиваем местных о состоянии дороги на Ак-Суг, говорят есть и дорога и база геологов в Ырбане. Вечером отъезжаем от посёлка и встаём на отдых на берегу Енисея.
03.01.2008
Встаём в 8:00, пьём чай и в 9:00 выдвигаемся в посёлок искать нефтебазу геологов. Там надо оставить сломанную машину, чтобы сварить жёсткую сцепку.
Нашли на наше счастье избу, в которой сразу были начальники всех служб прииска Ак-Суг. Ставим на хранение машину во двор к начальнику нефтебазы. Короткие сборы и в путь. Наш проводник начальник участка, на КамАЗе обутым в цепи ведёт колонну по построенной дороге. Через некоторое время добираемся до промежуточной базы геологов. Тут нам надо проститься с экипажем Нижневартовска, им надо торопиться в обратный путь, чтобы успеть на работу к 9 января. По дороге встречаем попутный трактор, который чистит дорогу. Движемся дальше, на очередном перевале догоняем КамАЗ, он уютно разместился правыми колёсами в промоину образованную наледью, справа от дороги. Геологи не выходят, ждут трактор. Нам это дело не годится, начинаем объезжать его справа. Машина проваливается правыми колёсами в наледь, упираемся в камень вывороченный на обочине. В ход идёт хайджек, причём неоднократно. Поднятую машину опираем на запаску. Так перехватываемся неоднократно, пока не удается угнездить колесо серединой на уровне вершины метрового камня. Помогая лебёдкой переваливаемся через него и мы на дороге! Теперь дело за немногим, надо поднять на дорогу КамАЗ, который лежит на мостах и беспомощно вращает колёсами. Разворачиваем крузак и привязываем его за фаркоп стропой к листвяге. Берём КамАЗ через блок лебёдкой, удаётся проехать 5 метров, но на дорогу он не вышел. Перехватываемся за более дальнее дерево пытаемся лебедить ещё, тут так не возьмёшь, КамАЗ стоит как вкопанный. В ход идёт второй блок, увеличив усилие в трое пытаемся сорвать машину, в последний момент приходит в голову мысль покрутить рулём. На удивление приём нас выручил, КамАЗ поднялся на наледь и вырвался из плена. Ура! Наша взяла! Через час прибываем в посёлок прииска Ак-Суг. Начальник прииска приглашает нас к себе в дом, разговоры до утра.
04.01.2008
Наутро мы посетили с экскурсией буровые вышки, мастерскую где образцы породы в виде стержней диаметром 50 мм упаковывают в специальные ящики, каждая ячейка подписана и отображает дату, глубину и время бурения. Часть образцов дробится на мелкие кусочки и упаковывается в холщёвые мешочки с бирками имеющими полную информацию. В столовой прииска нас покормили щами и тушёной капустой. Приходит время проститься с гостеприимными хозяевами, оставляем бочку с продуктами в складе у начальника прииска, прощаемся и выдвигаемся в обратный путь. Без особых приключений, неоднократно останавливаясь для фотографирования красот, прибываем в Ырбан в 9:00 вечера. Тут нам предстоит приварить изготовленную на прииске жёсткую сцепку к сломанной машине. Начальник Ырбанской нефтебазы Валерий Александрович предоставил нам сварочный аппарат, а профессиональный сварщик у нас всегда с нами. Закончив с приваркой отправляемся на нефтебазу где нам предоставили тёплую избу.
05.01.2008
Распрощавшись и поблагодарив хозяев выдвигаемся в направлении Тора-Хема. Отъехав километр, встаём для борьбы с замерзанием топлива на дизельном крузере Виктора Галузина. Машина не развивает полной мощности, а ведь за неё прицеплена пострадавшая машина. Температура -42. Вестей от догоняющей нас группы по-прежнему нет. Очередной подъём на зимнике, тягач едет еле-еле. Приходится взять его на буксир, получаем сцепку из двух крузеров одного сурфа. Так дело пошло веселей. Постоянно пытаемся вызвать по рации вторую группу. Обед варят на всю колонну прямо на ходу в скороварке. По команде Ирины из Мазды выбегаем на мороз с тарелками и ложками. Получаем пайку и приплясывая на морозе, кушаем вкуснющие щи. В итоге на кормление уходит не больше 15 минут.
С тягачём по-прежнему не всё просто, вроде и солярку брали зимнюю и антигель добавляли, двигатель не едет и всё. Принимаем решение подогреть топливо, газовой горелкой пытаемся нагреть бак в районе сливной пробки. Объём бака значительный и прогреть маленькой горелкой не получается. Решили зайти с другой стороны, затаскиваем Сурф на канаву и сливаем с него соляру, тем паче, что её осталось в крузаке не густо. Да и в мазде соляра была на исходе, досталось и им двадцаточка. Слитое топливо решили разогреть, выносим на улицу каталитическую горелку мощностью 3,8 квт. Цепляем баллон пропана и начинаем греть канистру, разогревать до кипения боязно даже при наличии огнетушителя, льём топливо в бак и получаем полное отсутствие результата. Крадёмся дальше, на спуске к селу Ий слышим в рации голос Димы Петракова, он во второй группе. Встреча происходит за околицей села Ий, ребята приехали на одном Нисане Терано. Ещё одна машина ремонтируется на берегу Енисея, вышел из строя гидроцилиндр привода сцепления на Нисане Сафари. Радостные, что удалось встретить за тридевять земель товарищей приезжаем в Тора-Хем. Заправляем 92 бензин по 24 рубля и соляру по 20рэ. До горлышка и едем к 20 экипажу на берег Енисея. Парни уже отремонтировали автомобиль и готовы к движению. Дружной колонной переезжаем по ледовой переправе Енисей и движемся вдоль реки. Вдруг в радио эфире слышно, что замыкающий кричит, что Сурф оторвался. Подъезжаем к сцепке и видим, что сцепка уже не сцепка. Фаркоп Крузака потерял верхнюю запирающую часть. Сорвало болт. Штурмана побежали искать отвалившуюся часть, к счастью скорость была крайне мала и прицеп не улетел в кусты, а остался стоять на дороге. Нашли в запасе болт и водрузили на место деталь. Когда всё готово, цепляем сцепку. Надёжно не выглядит, принимаем решение приварить детали фаркопа между собой сваркой. Цепляем аппарат к аккумуляторам Сафаря и варим все детали наглухо. Получилось очень не плохо. Продолжаем движение, через некоторое время Крузер-тягач встаёт, пропала зарядка, приходится менять ремень генератора. Благо Виктор Галузин опытный турист-разрядник и имеет такие запчасти с собой. На ремонт тратим не более 10 минут и в 16 часов продолжаем движение. Дорога пошла по серпантину в гору, темнеет рано и мы движемся, уже в сумерках. Местами подъёмы такие, что коробка автомат на тягаче перегревается. На таких участках к сплотке цепляем ещё один крузак. В темноте не видно, но по карте слева и справа вершины по 2736 метров. Это хребет академика Обручева. Забрались на перевал с высотой 1990 метров, через некоторое время проходим отметку 2010 метров. На подъезде к базе Колту принимаем решение вставать лагерем, леса дальше не будет, а в чистом поле на ветру, при -30 без дров и соответственно костра, не хотелось.
06.01.2008
Подъём в 8, завтрак и в путь. В Кызыле нам надо найти ещё одну машину из догоняющей группы. У одного из ребят на Лексусе на подъезде к Тора-Хему ухудшилось самочувствие и они уехали в Кызыл, чтобы обратиться к врачам. В 11:00 мы на трассе, снимаем цепи и готовимся к езде по асфальту.