25 июля. День восьмой.На получение разрешения ушло пол дня. Ждали факс из Улан-Батора, получается, что для проезда по южной части Монголии получить разрешение можно только в Улан-Баторе.
Читаем разрешение – все на монгольском языке. Уловили только две даты – 25 июля и 29 июля, то есть четыре дня. Куда мы за это время доедем – неизвестно.
От Уенча километров 10 асфальта, думали это трасса на п.Алтай - 2, так как в атласе она обозначена основной, но нет, дорога уходит севернее. Перескочили по полю на дорогу южнее. На ней тоже асфальт. И опять трасса (даже с разметкой) уходит севернее. Да что ж такое? Повиляв по степи, находим наконец нужное направление и попадаем в п.Алтай - 2. К нашему удивлению поселок мертвый. Похоже, строили его и жили в нем наши военные, так как большинство домов построено из красного кирпича. Сейчас все эти сооружения аккуратно разбираются и кругом наложены стопки кирпича и плит. Также лежат выкопанные из земли бетонные блоки. Ни одного человека здесь не живет. Алтай-2 – самый южный поселок.
Дальше наш путь лежит в Большой Гобийский парк «Б». Горы становятся ниже и вот уже кругом обычная степь. Температура за бортом +30. Дорога терпимая. Местами- гребенка. Про монгольскую гребенку разговор отдельный. Трижды побывав в этой чудной и пока еще свободной стране, выработали для себя некую стратегию передвижения по подобным дорогам. Можно двигаться со скоростью 70-80 км. в час и дорога становится гладкой, но вот незадача, при этой скорости велик риск прошлепать промоины, камни и бугры. И тогда- стоп колонна, на неопределенный срок. Второй вариант: двигаться со скоростью 10-15 км. час, что почти не меняет ситуацию, но все же фатальные поломки исключаются. Нами, все же, был выбран вариант номер 2. Сонно, муторно, медленно, но тем не менее, движение было ровным и безостановочным. Нет худа без добра, и такой сонный режим движения позволял пилотам концентрироваться не только на дороге, но еще и успевать любоваться окружающими нас красотами.
Вскоре начинается сама пустыня – Алтайская Гоби. Большой Гобийский парк «Б» представляет собой в основном ровную степь с кустами саксаула. По парку постоянно двигаемся на юг в направлении китайской границы. Дорога позволяет ехать со скоростью 30-40 км/ч. Место, по которому мы начинаем движение по парку называется Хонин-Усть. Все дальше продвигаемся на юг к границе. До нее уже рукой подать. Где-то на горе заметили домики заставы, при ближайшем рассмотрении это оказались юрты пограничников. Но в бинокль мы даже не заметили, что наперерез нам мчатся два вооруженных пограничника на мотоцикле. По опыту прошлых странствий вдоль границы мы, конечно, могли ожидать, к примеру, пограничников на лошади. Видимо, времена изменились и теперь они носятся по степи на мотоциклах. Данное задержание легко можно отнести к разряду курьезных. Дело в том, что к этому моменту монгольские погранцы нас уже изрядно достали со своими проверками и в связи с этим мы решили как можно меньше попадаться им на глаза. Для этого были приняты некоторые меры: флаги были приспущены, остановки делались заблаговременно, дабы разглядеть в биноколь монгольские погранпосты. Но, все же мы были слишком наивны, полагая, что мы умнее всех. Люди выросшие в степи, безусловно, обладали гораздо более надежными навыками, нежели мы- жители каменных джунглей.
Рассказывает Командор, идущий во главе колонны:» Ну так вот , в правое боковое зеркало наблюдаю двух джигитов на китайском мотоцикле с автоматом наперевес, мчащихся нам наперерез. Китайская техника явно проигрывает, а я пытаюсь понять самого себя: стоит ли мне тормознуть или может прибавить газку, оторваться и накрыть наших друзей плотным облаком пыли? Здравый смысл и совесть, все же, берут верх и я останавливаюсь. Погранцы подбегают к нам, я тут же всучаю им разрешение на проезд и начинается тягомотина. Один из них тщетно пытается связаться с заставой. Посмотрев минут пять на его мучения, предлагаю ему, для улучшения связи взобраться на наш бронепоезд- уазик Дениса Шиляева. Эта мера помогает мало и погранцы снова в тупике.. Ситуация анекдотична:» …Ну поймал я медведя , а дальше что?» Рожок к автомату не пристегнут, связи с заставой нет, друг друга абсолютно не понимаем- в общем тупик. Пытаемся помочь, чем можем. Садим одного из вояк в прадика Саши Шифа и предлагаем подбросить, как минимум, до зоны радиосвязи. Погранцам ничего не остается и они идут на наши предложения. Прадик уносится вдаль, а второй боец остается охранять не то свой мотоцикл, не то нас. Пытаемся, как можем успокоить его. Томский экипаж презентует ему различные канцелярские товары, для писем любимой и предлагает фото на память.. Вскоре второй боец с личным водителем Александром возвращается с радостной новостью. Связь с заставой налажена, документы в порядке и нас с богом отпускают в дальнейший путь, уточнив при этом, что разрешение действует только на их аймаг и далее нас ждут новые проверки и задержания.»
В общем, добро на проезд мы получили только через час, усвоив на будущее, что такое приближение к границе неизбежно заканчивается проверкой документов и впредь, решили заставы объезжать по целяку. Но не тут-то было. Только успели обсудить нашу задержку на час, как уперлись во вторую заставу. Тут уже шлагбаум. И снова ушел час на согласование и звонки. Тем временем, пока ждали, попытались общаться с молоденькими солдатиками. Языковой барьер – это интересная штука, причем язык жестов тоже не помогает. Когда включили оффрудные клипы на DVD, у них так блестели глаза от интереса, особенно, когда смотрели картинки болот и грязи!
После этого поста нам еще больше захотелось поискать обходные пути застав и отрядов. Тем более, что солдатики прорисовали нам на карте, где таковые находятся.
В общем, через пару часов стемнело, два поста погранцов испортили нам все планы на дневной пробег.Тем не менее было вот так.
Вот они красавчики