10 августа. День двадцать четвертый.
Утром на р.Идэр все же удалось поймать на спиннинг несколько ленков, коими и позавтракали. После Жаргаланта резко изменилась картина за окном. Густой лес резко закончился и начались абсолютно лысые горы. Перевал высотой 2250 м Цагаан-Усны – затяжной каменистый подъем и такой же спуск. Дорога хоть и медленная, но очень живописная и не скучная.
В Шинэ-Идэр есть заправка, поселок уже больше похож на бурятский. Дома деревянные, юрт нет.
Через 13 км снова перевал высотой 2150 м, опять затяжной подъем по каменной дороге. Вообще этот переход с юга на север богат пересечениями с горными хребтами и подъемами на множество перевалов. Очередным стал подъем на высоту 2195 м через хребет Булнайн-Нуруу и снова перевал Шивэртийн (2185 м), за ним Застийн – 1930 м. Перед Мурэном еще один перевал и за ним начинается лес.
Мурэн – городок, где есть банк, рынок, заправки и т.д. От Мурэна строится дорога на Хатгал. Остановки делаем по минимуму, ведь наша сегодняшняя цель ночевка на озере. Оз.Хубсугул в районе Хатгала, как и ожидалось, встретило нам шлагбаумом и оплатой по 3000 тугриков с человека за въезд в заповедную зону.
От нашего дальнейшего передвижения по восточной части побережья воспоминания не самые положительные. Во-первых, чтобы полюбоваться просторами Хубсугула, до них еще надо доехать, что оказалось непросто. Убитая в усмерть дорога постоянно скачет по горам и перевалам. Кроме того, попали мы на нее после хороших дождей, а грунты с юго- восточной стороны, преимущественно, черноземные с множеством камней. В общем, не разгонишься. С дороги само озеро, практически нигде не видно. Любая попытка спуститься к воде заканчивалась провалом, берега заболочены устьями впадающих мелких речушек. Кроме того, движение по ней мы начали в темноте, и все наши поиски найти уютную полянку для ночлега ничем не закончились. Кругом лес, трава по пояс, грязь и лужи. В надежде на то, что на рассвете картина изменится – встали на ночлег на обочине дороги.
11 августа. День двадцать пятый.
Утром, слава богу, с места стоянки нам удалось разглядеть небольшой залив, буквально в километре от нас. Подъехать к нему по-прежнему невозможно – берег заболочен.
Достали туристическую карту, приобретенную в музее Каракорума. Оказалось, что все юртинги расположены на западном берегу озера, северном и лишь один на восточном, в самом начале озера. Это означало, что восточный берег, видимо, не очень пригоден для уютного пребывания.
Утром нас посетили два егеря, они внимательно осмотрели нашу поклажу на машинах и под ними. Вопросов не задавали, так как по-русски не знали ни слова. Через некоторое время они сели на коней и также молча уехали. Видимо пытались понять, не охотимся ли мы в национальном парке.
До погранперехода в Мондах у нас осталось порядка 150 км, а завтра с утра мы должны перейти на Российскую территорию. Прикинули, что с учетом скорости 7-10 км/ч (а именно так и удавалось двигаться), надо спешить.
Не теряя надежду, что где-то мы все-таки постоим на берегу и хоть раз закинем спиннинги, ползем по горам дальше. Невольно хочется посоветовать последующим путешественникам, которые хотели бы выйти из России через Монды мимо Хубсугула – закладывайте больше времени на этот участок. Дорога по восточному берегу на легковых машинах, практически, не проезжабельна, по-крайней мере после дождей. Джипы, конечно, идут, но со скоростью пешехода.
Неожиданно появился бурхан, беседка и вывеска над дорогой «Ханх 110 км».
По монгольскому обычаю решили задобрить богов. Совершили все положенные процедуры с бутылкой монгольской водки и случилось чудо – дорога заметно улучшилась и кое-где уже разгонялись до 40 км/ч.
Вскоре удалось подобраться вплотную к озеру. Голубая вода, прибой – прямо-таки море! Отсюда до самой границы было еще 4-5 мест, где открывались широкие бухты и удавалось спуститься к воде.
Всю дорогу от Хатгала до Ханха можно описать следующим образом.
Общее расстояние 200 км, первые 50 км – разбитая каменистая дорога по лесу через перевалы. Следующие 50 км позволяют увидеть заливы и бухты озера, но не позволяют к ним с легкостью подъехать, так как берега заболочены. Кроме того, в этих местах расположен потухший вулкан, и вся дорога засыпана кусками застывшей лавы, что затрудняет движение по ней. Вторая сотня километров более приятная, хоть дорога и отходит от берега на километры по бесконечным перевалам. Высот более 2000 м – нет. Зато дорога чаще подходит вплотную к берегу, который в этой части озера, зачастую, песчаный. В лесных зонах растет кедр со спелыми шишками, а на опушках растут шампиньоны, маслята и маховики.
Закат мы встретили на берегу, взирая на пестрое небо с разноцветными облаками и бирюзовую воду озера.
89231248820, 89139295213
На его месте должен был быть я, товарищи