На предыдущем фото - хребет Таскыл, что в переводе с Тывинского означает "высокие горы", или "зубья". Чуть правее этот хребет разрезает Бий-хем образуя 12-километровый Хутинский порог, со сливами по два метра. Порог украшают несколько останков разбитых судов и трактора, но, тем не менее, летом "Заря" совершает тут регулярные рейсы.
Любясь видом хребта мы спорим о там как же можно переехать через такие горы. Они кажутся непреступными. Однако стоит взглянуть на карты и окажется, что этот хребет мы уже переехали ночью чуть западнее, еще на подходе к Хуту. Еще летом, на штурме Тюнгурского Прорыва был сделан шутливый вывод, что по горам лучше ездить ночью - не видно обрывов в всяких ужасов.
Итак. День да ночь - сутки прочь!
9-00 9-го марта мы входим в Севи. Русский поселок, на месте слияния Сейбы и Бий-хема. Рыбаки, Охотники - дворов 70. Приезд в эти места двух расписных тойот, воспринимается как прилет НЛО. Народ выглядывает из-за заборов, подходит с расспросами.
Берем языка - мужичек в тельняшке, представляется депутатом.
"полосатый депутат" более оптимистично настроен относительно наших перспектив добраться до Ырбана, но предупреждает о колеях, которые вам по пояс будут.
В поселке имеется кой какая техника - в основном ГАЗ66 и трактора.
Вдоль заборов стоят/лежат разнообразные лодки. Казанки, долбленки, байдары. В арсенале присутствует даже водный велосипед - вещь безусловно на горных реках полезная! не иначе как по Хутинскому порогу сигать :wink:
Валим дальше. Впереди Командор на лихом коне.
Следующий пункт нашего пути - п. Сыстыг-Хем, на одноименной реке.
До него около 60 км. и это самый сложный участок, отнявший у нас практически весь световой день. Мы то еще легко отделались, но вот летом тут можно встрять очень серьезно.
Полосатый депутат не обманул. Колея серьезная почти на всем участке. Запилы от тросов на деревьях - видны следы борьбы тяжелой техники с бездорожьем. Колею - продавили уралы-лесовозы в апреле, в то время когда болото начинает оттаивать. Летом тут не решаются ехать даже трактора. Справа крутой берег Бий-Хема, слева горы. Полоса доступная для движения - от пары километров до нескольких метров. Болото, заболоченный лес, заболоченные перевалы.
Красота дикой природы, зайцы и косули. Тема для отдельного трофи-рейда. Но как возможный путь заброски в Саяны летом - отпадает. Слишком трудоемко для груженых машин. Благо в Ырбан есть и альтернативный путь заброски - его мы намереваемся разведать на обратном пути.
Сыгстыг-Хем
95°30’ E 52°40’ N
Тывинская деревушка. Электричества нет. Жители промышляли рыбалкой и охотой, но сейчас в верховьях реки Сыстыг-Хем идет варварская золотодобыча. Рыба из реки ушла, вслед за ней ушел и зверь. Было лесничество, да развалилось - заросло.
Население бедствует. Но тем не менее встречало нас хлебом/солью по 40 рублей 8)
Золотари пробили зимник вверх по реке, и благодаря им стало возможно перебраться зимой через хребет Ергак-Таргак-Тайга в красноярский край. Но этот путь нас интересует мало, поскольку это все еще Западный Саян, а нас интересует никем нехоженый - Восточный.
25 километров сносной дороги и мы прибываем в Ырбан - уже вечером.
Продолжение следует...
Любясь видом хребта мы спорим о там как же можно переехать через такие горы. Они кажутся непреступными. Однако стоит взглянуть на карты и окажется, что этот хребет мы уже переехали ночью чуть западнее, еще на подходе к Хуту. Еще летом, на штурме Тюнгурского Прорыва был сделан шутливый вывод, что по горам лучше ездить ночью - не видно обрывов в всяких ужасов.
Итак. День да ночь - сутки прочь!
9-00 9-го марта мы входим в Севи. Русский поселок, на месте слияния Сейбы и Бий-хема. Рыбаки, Охотники - дворов 70. Приезд в эти места двух расписных тойот, воспринимается как прилет НЛО. Народ выглядывает из-за заборов, подходит с расспросами.
Берем языка - мужичек в тельняшке, представляется депутатом.
"полосатый депутат" более оптимистично настроен относительно наших перспектив добраться до Ырбана, но предупреждает о колеях, которые вам по пояс будут.
В поселке имеется кой какая техника - в основном ГАЗ66 и трактора.
Вдоль заборов стоят/лежат разнообразные лодки. Казанки, долбленки, байдары. В арсенале присутствует даже водный велосипед - вещь безусловно на горных реках полезная! не иначе как по Хутинскому порогу сигать :wink:
Валим дальше. Впереди Командор на лихом коне.
Следующий пункт нашего пути - п. Сыстыг-Хем, на одноименной реке.
До него около 60 км. и это самый сложный участок, отнявший у нас практически весь световой день. Мы то еще легко отделались, но вот летом тут можно встрять очень серьезно.
Полосатый депутат не обманул. Колея серьезная почти на всем участке. Запилы от тросов на деревьях - видны следы борьбы тяжелой техники с бездорожьем. Колею - продавили уралы-лесовозы в апреле, в то время когда болото начинает оттаивать. Летом тут не решаются ехать даже трактора. Справа крутой берег Бий-Хема, слева горы. Полоса доступная для движения - от пары километров до нескольких метров. Болото, заболоченный лес, заболоченные перевалы.
Красота дикой природы, зайцы и косули. Тема для отдельного трофи-рейда. Но как возможный путь заброски в Саяны летом - отпадает. Слишком трудоемко для груженых машин. Благо в Ырбан есть и альтернативный путь заброски - его мы намереваемся разведать на обратном пути.
Сыгстыг-Хем
95°30’ E 52°40’ N
Тывинская деревушка. Электричества нет. Жители промышляли рыбалкой и охотой, но сейчас в верховьях реки Сыстыг-Хем идет варварская золотодобыча. Рыба из реки ушла, вслед за ней ушел и зверь. Было лесничество, да развалилось - заросло.
Население бедствует. Но тем не менее встречало нас хлебом/солью по 40 рублей 8)
Золотари пробили зимник вверх по реке, и благодаря им стало возможно перебраться зимой через хребет Ергак-Таргак-Тайга в красноярский край. Но этот путь нас интересует мало, поскольку это все еще Западный Саян, а нас интересует никем нехоженый - Восточный.
25 километров сносной дороги и мы прибываем в Ырбан - уже вечером.
Продолжение следует...
Off Road Master Club