Шинтоп-трофи-2010
«От Тихого до Ледовитого»
День первый. 1 июля 2010 г. Якутск
На сегодня назначен официальный старт экспедиции. Накануне ночью подъехали экипажи «Авось» (Игорь (к) и Валентина Куликовы, Александр Сухарев, Новосибирск, переделка «Тойота-Хай-Люкс») и «Наутилус» (Александр Чертков, Евгений Алёхин, Омск, переделка УАЗ-3962). Таким образом, все покорители Колымы собрались в одном месте. Поселились в большом загородном доме в пригороде Якутска у Андрея из клуба «Мамонт».
Те, кто был в Монголии в 2006 году, сошлись во мнении, что Якутск – вылитый Улан-Батор: те же разбитые дороги, пыль, УАЗики и несовместимое соседство панельных многоэтажек с частными домовладениями (как правило, покосившиеся бараки).
Ближе к полудню отправились к магазину «Шинтоп», который открывается сегодня. Поработали немного «шоу-карами» и поехали на площадь Победы: встреча со СМИ, торжественное построение экипажей. Чтобы развеять все сомнения насчет плавучести наших машин, приморский экипаж «Стремительный» (Артём Канивец (к), Дмитрий Царёв, Находка-Владивосток, переделка «Тойота-Сурф») на центральном городском пляже буквально за час собрали амфибию и форсировали одну из заводей Лены. Вечером собирались, упаковывались. Завтра выезд.
День второй. 2 июля 2010 г. Якутск-Нижний Бестях-переправа через р.Алдан
Трогаем. Я в экипаже «Наутилус» с Саней Чертковым, с которым в 2006 году мы гоняли по Монголии и Женей Алёхиным. С утра заехали в офис «Шинтоп», чтобы отправить фото и отчеты. После – на паром. Не успели подъехать, как тут же началась загрузка. Тут главное не пропустить свою очередь, местные так и норовят пролезть вперед. Но паром вместительный и все на борту. В том числе и командоры (экипаж «Авось»).
На правый берег Лены перебирались около часа. Спустились с палубы и сразу в путь. Дорога – ушатанная и пыльная гравийка. Королями себя здесь чувствуют таксисты на «буханках». Реально несутся под сотку, оставляя за собой клубы пыли.
Путь до Хандыги пролегает через 2 района республики, один из которых сугубо национально якутский. В поселке Чурапчы посетили место, где якуты проводят праздник ысех (якутский Новый Год). В поле на большой площади установлены обрядовые ворота, что-то вроде чумов, только из деревянных жердей. Пока проникались национальным колоритом, к нам подошли подвыпившие парень с девушкой: типа, подвезите до соседней деревни. Регулярных пассажирских перевозок между населенными пунктами нет, поэтому на трассе постоянно стоят «голосующие».
Далее останавливаемся возле бензовоза. У него прокол. Русский водила (мы первые за долгое время, кто остановился возле него) просит настигнуть его напарника по имени Миша и сказать ему, чтобы он передал с попуткой камеру.
За пивом и разговорами долетели до переправы через Алдан (это около 400-сот километров). Разбудили Мишу, рассказали про напарника. Миша матерится, ибо машин, идущих в сторону Якутска, уже нет. Паром тоже уже не ходит, поэтому разбиваем лагерь. Ожидающие переправы люди живо интересуются нашим маршрутом, дают какие-то советы. Буквально через полчаса после нашего прибытия подъехал автомобиль сопровождения TLC: Александр Холянов, Дмитрий Царев, Андрей Голик. Ставим палатки, варим ужин. «Авось» еще где-то в пути, «Стремительный» и техничка, оказывается, даже не выехали из Якутска. Подошли парни из числа ожидающих, говорят – сейчас, мол, паром пойдет. Вы с нами? Мы решили дожидаться утра и своих.
День третий.3 июля 2010 г. р.Алдан-Хандыга-р.Кюбеме
Утром искупались в Алдане и встали в очередь на паром. В общем гуле выделялась иностранная речь: парни работают в Питере и решили прокатиться по России. Ее особенности они увидели тут же, в очереди на пароме: дело в том, что на него нужно заезжать задом и пока одна из «буханок» выставлялась, шустрый парень на «Караване» решил пролезть без очереди. Ну, «буханка» его и «боднула» - шум, крики, ругань, а затем и вовсе драка. ГИБДД ждать не стали, все равно не приедет. Местные рассказали нам, что в очереди на паром постоянно происходят стыки: с кулаками и битьем лобовых стёкол камнями. Через Алдан переправлялись около двух часов. Причалили в деревеньке, названия которой не запомнил, но это была чисто якутская деревня. Народ живет тем, что держит скот, косит сено и ловит рыбу. Кстати, питьевую воду они тоже берут в реке.
Пообедали. Небольшой ремонт прицепа «Авоси» и мы уходим вперед. Цель на сегодня – дойти до реки Индигирка и поселка Усть-Нера. Через какое-то время проезжаем п.Хандыга. Отсюда начинается та самая «дорога на костях»….
Восточная Якутия – очень красивое место: суровые и величественные пейзажи, один Верхоянский хребет чего стоит! Ближе к вечеру дорога стала вить петли среди скал, начались так называемые «прижимы»: это когда над тобой нависает огромная постоянно обсыпающаяся скала, а внизу – на несколько сот метров ущелье и река. Трудно поверить, но эти десятки километров дороги в скале, вручную кирками буквально выгрызали тысячи заключенных. Многие из них остались здесь же навсегда.
Самые опасные прижимы – желтый и черный. Об этом нас предупредил попутчик на фуре. И буквально через несколько километров мы убедились в этом. На 613-ом километре на спуске по правой стороне свежий след аварии: срубленные деревья, перепаханная обочина. Внизу, метрах в ста, в распадке лежит кран, похожий на МАЗ. Саня с Женькой взяли веревку и спустились к машине: кабина в хлам, повсюду разбросаны вещи и продукты, но ни водителя, ни крови не видно. Остановившиеся люди рассказали, что подобные аварии здесь происходят постоянно, но самая страшная была 2 года назад зимой: в ущелье на глубину примерно 200 метров упал КАМАЗ. Водитель выжил, но его зажало в кабине. Выдернуть машину было не реально, а извлечь человека без спецоборудования не возможно. Сотовой связи в этом районе нет, а ближайшие крупные поселки находятся в сутках езды (в Якутии принято считать расстояния не в километрах, а в часах езды), так что спасатели могли прибыть не скоро. Через какое-то время к месту ДТП приехала «скорая», но врач отказалась спускаться в ущелье, чтобы сделать обезболивающий укол. Водители помогали своему коллеге: обложили теплыми вещами, разговаривали с ним. Через двое суток пострадавший отдал документы, деньги, ценные вещи, попрощался со своей семьей и умер.
Мы не знали, успел ли водитель крана выскочить из кабины, и поэтому решили проверить склон, по которому падала машина. Я обвязался и спустился метров на 20, но ничего, кроме вещей и продуктов, не нашел. Авария вызвала большой обвал и водитель мог оказаться под двухметровым слоем камней и земли. Мы оставили записку, что спускались и не нашли людей, а также попросили едущих в обе стороны позвонить спасателям и поехали дальше. Через 60 километров еще одна авария – лег на бок бензовоз с прицепом. Кран из ущелья как раз ехал ставить на колеса бензовоз. Вообще, вдоль трассы очень много памятников погибшим в авариях.
Дальше ехали без особых приключений. Все чаще встречаются машины с магаданскими номерами. Ближе к ночи стали попадаться звери: пару раз прямо перед нами выскакивал внушительных размеров заяц. Доехать до Усть-Неры не успели и заночевали на реке Кюбеме. Кстати, здесь неплохо ловится хариус и ленок.
День четвертый. 4 июля 2010 г. р.Кюбеме-Усть-Нера-руч.Светлый
Место, где мы ночевали, описано в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова. Здесь он работал санитаром в лагерной больнице, тем самым и спас себя от голодной или холодной смерти.
Рядом с поселком находится большой ледник. По-якутски он называется тарын. Мы переправились вброд через Кюбеме и устроили фотосессию в стиле «горнопляжка». Здесь же решили отметить своё присутствие в печально знаменитых местах приготовлением и распитием коктейля «Колымский» от Александра Холянова. Рецепт его прост: чай, приготовленный на воде реки Кюбеме и остуженный на леднике; спирт питьевой ФПК «Якутия»; свежевыжатый сок лимона; лед с ледника. Мешаем, пьем через трубочку.
После такого коктейля дорога пошла веселее. Кстати, трасса «Колыма» активно строится. Учитывая, что этой район вечной мерзлоты, в основание дороги укладывают что-то вроде утеплителя: пенопропиленовые плиты размером примерно 2 на 4 метра и только затем отсыпают гравием.
Чем ближе к Магаданской области, тем гористее местность. Особенно поразил Ольчанский перевал длиной километров 20 и с ощутимым перепадом высот. Немного заплутав на нем, мы вскоре были в крайнем крупном поселке Якутии Усть-Нера. Купили хлеба, омского мороженого, которое наполовину растаяло, и двинулись дальше. На выезде из республики, в небольшом населенном пункте Артык наткнулись на пост ДПС и гаишника в трико и футболке. Проверять у нас ничего не стал, но записал данные в журнал учета. Шлагбаум открыт, едем дальше и вот мы в Магаданской области. Таким образом, мы попали не только в другой регион, но и в будущее, ведь местное время здесь +8 от Москвы, а значит на 2 часа больше, чем было в Якутии. Ехать долго не стали, увидели TLC на реке и встали на ночлег: ужин, сырой хариус, пойманный здесь же и сто грамм на ночь. Спать. Ночи, кстати, до сих пор белые.
День пятый. 5 июля 2010 г.руч.Светлый-Кадыкчан-Сусуман-Ягодный-Колымское
Сегодня должны дойти до Колымы, поэтому трогаем, даже не позавтракав. По пути несколько интересных мест, одно из которых – заброшенный городок Кадыкчан, всего в нескольких десятках километров от ночевки. Едем. Вскоре по левой стороне видны огромные экскаваторы. Это угольный разрез «Кадыкчанский». По виду не понятно – действующий он или нет: шлагбаум есть, но поднят. Не успели заехать на территорию, как к нам подскочил УРАЛ-«вахтовка». Объяснили мужикам кто мы и куда едем. Они прониклись и пригласили к себе на базу на обед. Так как с утра мы не поели, то согласились. Пирожки были особенно вкусны
Едем дальше. Сразу на выезде с базы разреза установлен памятник советским летчикам, погибшим в ноябре 1942 при перегоне американского бомбардировщика «Бостон». По легенде он зацепил сопку. Экипаж был из трех человек, но на памятнике написано, что третий пропал без вести, выпрыгнув с парашютом на перегоне Якутск-Сеймчан. Если взглянуть на карту, то видно, что это район протяженностью 1500 километров. Сколько скорость военного самолета тех времен? 200 км/час? 300? Получается, что выпрыгнул третий летчик задолго до столкновения с сопкой. Быть может, у них не хватало топлива, вот они одного и отправили на землю, а сами пытались дотянуть, пока не врезались в сопку. Надо будет почитать в интернете.
Через 35 километров заезжаем в город Кадыкчан. Еще недавно это был крупный поселок шахтеров: больше десятка 5-этажек, школа, ресторан, 15 тысяч жителей. Но буквально в одночасье шахту закрыли и государство отказалось содержать поселок, а значит и «входить в отопительный сезон». Для Колымы, где зимой температура достигает 50-ти градусов, пожалуй, ничего хуже не придумаешь. Так что у жителей, по всей видимости, было очень мало времени на то, чтобы покинуть город: в какую бы квартиру мы ни заходили, повсюду брошенные в спешке вещи – детские, взрослые, обувь, аппаратура, книги, фотографии. Как при отступлении во время войны. Я себе в качестве трофея взял старые магаданские автомобильные номера, Женька книжку «Техническая механика», а Саня поиграл на пианино. Звучит зловеще. В 2005 году в Кадыкчане была первая экспедиция «Шинтоп-трофи». Тогда и брошенные квартиры были аутентичны, и парочка местных жителей попалась с пропиской уже не существующего города. Мы их, к сожалению, не нашли. Зато напоролись на огромный гвоздь, который обнаружили лишь в Сусумане. Дальше едем без запаски. Все больше чувствуется близость Магадана, все чаще попадаются машины, в том числе и легковые, ставшие уже для нас чем-то непривычным. Кстати, несколько раз попадались легковые машины, брошенные посреди дороги – сломанные или с пробитым колесом. Так они моментально подвергались атаке: стекла выбиты, магнитолы вырваны.
В Ягодном дозвонился Саша Сухарев («Авось»). Они каким-то чудным образом обогнали нас и уже в Сеймчане, поэтому мы решили ехать до упора. За 80 километров до конечной точки, на подъеме в очередной перевал послышался подозрительный шум. В ужасе: колесо (запаски-то у нас нет)? Нет, целые. Кардан! Остановились, и, несмотря на атаку комаров, пришлось делать ремонт в полевых условиях. Поломанный кардан сняли – у него оказались оторваны «уши». Чтобы не вытекало масло, нацепили банку из-под консервов. Для этого пожертвовали «Завтраком туриста», который съели тут же
Пока ремонтировались, остановился «Сурф» с хабаровскими номерами – приехали в гости в Сеймчан. Водитель, оказывается, видел нас, когда обгонял еще по трассе «Амур». Предложил свою помощь, но мы справились сами и вскоре уже въезжали в сонный поселок. Съехали на берег, где обосновался экипаж «Авоси». Комары здесь, пожалуй, самые зверские, поэтому от позднего ужина мы отказались и легли спать. Кстати, ночи здесь уже не такие и белые.
День шестой. 6 июля 2010 г. Колымское-Сеймчан
Сеймчан – солнечное место (в переводе с ???)
Наутро стало понятно, почему поселок был такой сонный – он брошенный! Это Колымское, эдакий пригород Сеймчана в 10 километрах от него. Впрочем, и сам Сеймчан оказался далеко не благополучным поселком – тут и там 5-этажки с зияющими пустыми окнами. Городок держится из последних сил лишь за счет порта – автомобильная дорога в Сеймчане заканчивается и далее грузы на север переваливают по реке. Скоро таким же «макаром» пойдем и мы… Пока же ремонт на автобазе, где мы провели почти весь день. Работяги с удовольствием дали нам необходимый инструмент, а одни подарили кардан от УАЗа. Теперь Женя с Саней пытаются все это дело срастить с нашим российско-японским «Наутилусом». Получилось. Помыли машину тут же, на автобазе, затем заехали на местное телевидение «Колыма +», отправил видео. Взяли приступом магазин и отправились на место ночевки – в 50-ти километрах вверх по течению Колымы. Там же будем собирать плот. Берег в том месте более подходящий для схода на воду.
День седьмой. 7 июля 2010 г. Сеймчан
Спать на Колыме – хоть в палатке, хоть в машине - можно максимум до 6 утра. Потом невидимая рука включает рубильник и начинает жарить солнце. Поэтому подъем в лагере всегда ранний, к тому же дел очень много: необходимо закупить бензин для лодочных моторов (кстати, АИ-92 в Сеймчане стоит 38 рублей), недостающие материалы для постройки плота, продукты. Часов в 8 утра подъехали оставшиеся две машины – техничка и «Стремительный». Парни, надо отдать им должное, несмотря на долгую дорогу, с ходу стали разгружать машины.
На 18:00 местного времени на уже почти родной автобазе намечена баня, так что каждый отправился по своим делам. Я – к коллегам на ТВ «Колыма +». Скорость ужасная: 2 кбайт/сек, поэтому просидел за компом почти весь день. Что происходит в лагере – не знаю.
Вечером собрались в бане, смыли с себя пыль колымских дорог (а некоторые и якутских). В лагере посиделки у костра. Легли поздно. Кстати, мы поменяли место стоянки и перебрались поближе к Сеймчану, в то самое заброшенное село Колымское, на территорию речного порта: и к цивилизации поближе, и любопытные аборигены не достанут.
День восьмой. 8 июля 2010 г. Сеймчан-прииск им.Лазо-Сеймчан
Утро началось с жаркого обсуждения: как и из чего строить плот? Одни предлагают сварить валяющиеся повсюду трубы, другие – использовать сугубо древесину. Народ переругался, но в споре таки пришли к истине. Все-таки дерево. Причем решено сооружать сразу два плота: один для людей, другой для топлива, ведь каждый экипаж должен везти на борту по 400 литров топлива, но не у всех физически есть место. Правда, новосибирцы нашли оригинальное решение этой задачи – купили за копейки у местных лодку типа «Казанка». Туда и погрузят бочки с бензином. Народ подшучивает: мол, не может «Авось» без прицепа.
Большая часть команды осталась в лагере: строить плот, готовить машины, сращивать бочки под топливо и т.п. – забот хватает. Мы же на TLC поехали в ближайший от Сеймчана лагерь ГУЛАГ – рудник им.Лазо. Немного поплутав, вышли к внушительных размеров горной речке, на другом берегу которой виднелись характерные для зоны постройки. Форсировали водную преграду и отправились в суровое прошлое. По всей видимости, здесь добывали олово и серу. До сих пор сохранились бараки, транспортные ленты – все черное от времени и дождей, а от того более зловещее. Судя по всему, лагерь был небольшой, но очень технологичный: тут и там натыкаешься на всевозможные механизмы. Организован рудник тоже по уму: зажат в распадке между двух сопок, с одной стороны караульная вышка, с другой горная река, которую не перейти, так что убежать довольно проблематично. Мы нашли несколько консервных банок, «костыли» и даже истоптанный «в ноль» сапог заключенного. Залезли в штольню, но глубже двух метров пройти не удалось – дальше вход оказался замурован ледником: фотосессия, видеосъемка, но уже через час атмосфера стала давить и захотелось поскорее уйти. Машину оставили примерно в километре от прииска и возвращаться пришлось по так называемым «хвостам» - этот отработанные породы, преимущественно песок. Идем, значит, по дюнам и тут радостный возглас Холянова: О! Медвежьи следы!
…Следы были действительно медвежьи. Причем тут прошла целая семья косолапых и что самое примечательно – прошла уже после того, как мы пришли на прииск…
На обратном пути заехали в Сеймчанский районный музей. Судя по удивленному взгляду работников, посетители здесь бывают редко. Может быть, поэтому нам с большой охотой рассказали: и о перегоне американских самолетов, поставляемых по ленд-лизу, и о юкагирах, когда-то населявших Среднеканский район. Женщина-экскурсовод, узнав о нашей экспедиции, снабдила нас полезной информацией о примечательных местах и памятниках природы, которые будут на нашем пути по Колыме. Одним словом удачно мы зашли. Еще поразил один факт: на прииске им.Лазо кто-то из начальства проявил определенный креатив – установил на склоне звезду, которая загоралась когда зека перевыполняли взятые на себя социалистические обязательства. Это же надо было такое придумать!
Наполненные информацией, мы вернулись в лагерь, а там вовсю кипит работа: стругают бревна, сколачивают доски и уже вырисовывается вполне конкретная конструкция. Такими темпами старт завтра вполне реальный срок. Царев и Гримм поехали в Магадан, отгонять TLC и грузовичок. Договорились, что если мы соберем плот до их возвращения, то не будем дожидаться, а стартуем, как только это будет возможным, а они уже догонят нас на резиновой лодке. Причина одна: местные сотрудники МЧС стали проявлять к нам повышенный интерес и спрашивать документы на маршрут, плавсредства и т.п. Короче, надо валить!
День девятый. 9 июля 2010 г. Сеймчан
До Зырянки нам надо 1,5-2 тонны бензина АИ-92 (на всех). Учитывая местный ценник (38 рублей за литр), решили попробовать сделать ход конем: под видом интервью пообщаться с директором речного порта Сеймчана и выпросить скидку на топливо. Интервью-то он дал, а вот скидку нет. Пришлось ехать на заправку и брать бензин по официальной цене.
«Наутилус» и «Авось» ушли с территории порта и встали на пологом берегу, чтобы готовиться к спуску на воду. На подготовку ушел практически весь день: смешали бензин с маслом, упаковали вещи и продукты. Затем начали собирать конструкцию: надули «бананы», установили транец и мотор, на длинном флагштоке, который в прошлой жизни был спиннингом, водрузили Андреевский флаг. Во время сборки на «бананах» обнаружили несколько проколов. Пришлось клеить.
В 21:03 местного времени «Наутилус» был спущен на воду. Правда, плавание было недолгим. Из-за того, что топливо (а это 400 килограммов) пришлось взять на борт, увеличилась нагрузка на конструкцию и «бананы» просели. Вышли на берег, накачали их посильнее и снова в воду. Дошли вверх по течению до общего лагеря. Замерил скорость по GPS – больше 7 км/час не идет. По всем правилам пришвартовались к барже (кстати, надо не забыть взять легковые колеса для швартовки) и тут Женя обнаружил еще один прокол. Возвращаемся и выходим на берег.
Тут отдельно хочется сказать про комаров. Столько, сколько их здесь, я, пожалуй, не видел нигде. Стоит чуть задержаться на берегу (особенно у воды), как вокруг тебя тут же образуется завеса из москитов. Поэтому стараешься лишний раз из машины (или теперь правильнее говорить с судна?) не выходить. Так вот и живем: спим, готовим и едим в салоне, благо размеры «Наутилуса» позволяют.
Целесообразность по-колымски: если на тебя сел один комар, не стоит торопиться его убивать. Достаточно немного подождать и одним хлопком придавить сразу около десятка кровососущих.
День десятый. 10 июля 2010 г. Сеймчан
Разбудил нас Командор (Игорь Куликов). Говорит, что мы уже почти полностью погрузились в воду. Оказывается, за ночь прибыло воды. По всей видимости, на Среднеканской ГЭС был сброс. Вскоре на резиновой лодке подъехал Дима Царев и позвал нас в лагерь – спускать на воду плот. Конструкция у них получилось внушительная и, судя по размерам, вместительная. На каркас установили настил из досок и народ стал обживать новое пространство: палатка, солнечная батарея, флаги. Мы же обтянули окна и люк «Наутилуса» москитной сеткой и встали на рейд.
22:50. Старт затягивается. «Авось» укрепляет конструкцию: опять сварка, перетяжка. Плот, вроде бы, готов, мы и «Стремительный» тоже. Уж полночь близится…
День одиннадцатый. 11 июля 2010 г. Сеймчан-р.Колыма
Утро началось со всеобщего брифинга: как проводить водную часть экспедиции? Из тайм-графика выбились, конструкции не совсем надежны, топлива на весь участок с собой не возьмешь и самое главное – если амфибии зайдут не в ту протоку, то обратно им уже не выбраться: груженные против течения они не выгребут. Поэтому идти решили пока до Зырянки. Это будет своего рода тестовый участок и по его прохождению будет ясно – возможно ли совершить задуманное на все 100%. Командиры экипажей еще раз подтвердили в случае опасности или поломки бросить амфибии. Условились также и по другим моментам: впереди каравана, на удалении не более 500-сот метров, идет резиновая лодка разведки, за ней плот, на котором штурман экспедиции Андрюшка.ру читает лоцию и предупреждает о предстоящих опасностях, поворотах и т.д., в случае внештатной ситуации экипаж выбрасывает красный флаг.
Экипажи отправились еще раз перед стартом осматривать амфибии и упаковывать вещи. Мы сложили все документы, сотовые телефоны и технику, которая не используется в непромокаемые мешки, а затем в пластиковый кейс, который завернули в специальный мешок и все это дело забросили на крышу «Наутилуса».
11:20 – флаг поднят, якорь выбран, выходим на курс. Водная часть экспедиции началась!
Первым идёт плот, за ним «Стремительный», затем «Авось» и замыкает караван «Наутилус». Лодка (позывной «Разведка») идет то на небольшом удалении от головы, то параллельным курсом с кем-нибудь из экипажей. Сегодняшний день – «притирочный»: станет ясно, как и что правильно делать на воде, как идти по реке и многое другое.
Не успели пройти и километр, как плот и «Наутилус» прямо посреди реки сели на каменную мель. «Стремительный» вышел на правый берег, «Авось» ушел вперед.
Теперь в силу вступают морские законы. Саня Чертков достал капитанскую фуражку и одел «тельник». Теперь он – полноправный капитан. Женя – тельник и бескозырку. Он юнга. Значит, и мне надо приобщиться. Не имея формы, буду вести не дневник, а судовой журнал.
Судовой журнал экипажа «Наутилус».
Верхнее течение реки Колыма.
Перегон Сеймчан-Зярынка (~600 км).
Время местное.
13:30 – идем по створам, но все время приходится «читать» реку. Много отмелей. Юнга на румпеле.
14:45 - встретили СПК-708 Б (танкер), прочно севший на мель. Начали обходить и сами зацепили винтом дно.
15:00 – пришвартовался плот, передал нам обед (суп с сайрой)
17:00 – мимо нас вверх по течению прошла моторная лодка. Парни поздравили с днем рыбака.
17:10 – в связи с днем рыбака капитан «Наутилуса» выдал команде по банке пива
17:45 – за 3,5 часа прошли 31 километр. Лодочный двигатель работает чуть выше холостых оборотов. Скалы прижимают то с правого, то с левого берега. Идем по реке зигзагами.
18:25 – основное течение разделилось на три рукава, каждый из которых с сильным течением. Мы не успели уйти в основное русло и нас вытащило на мель. Пришлось по пояс в воде толкать «буханку», но она прочно сел на «бананы». Тогда «Стремительный», уже было ушедший вперед, вышел на гальку, вернулся вверх по течению и по воде пошел к нам. Артёмов стало сносить в тот же рукав, что и нас и откуда уже не выбраться. Вытащили его, ухватив за трос, но выехать на гальку он так и не смог, а посему пошел на второй заход и сам сель на мель. В это время подъехала лодка и все вместе мы таки сдвинули «Наутилус» с места. На все про все ушло больше часа. Чтобы не терять хода, амфибия ушла вниз. Мокрый, я догнал ее через полчаса на резинке.
20:45 - 100 грамм спирта внутрь, чтобы не простыть
23:45 – причалили на ночлег. Варим уху. По GPS прошли 75 километров.
Словарь используемых в экспедиции морских (речных) терминов, не совсем понятных обывателю:
Румпель – ручка на лодочном двигателе, с помощью которой и происходит управление (газ-тормоз, влево-вправо). Пр.: сесть на румпель – взять управление в свои руки (в сравнении с автомобилем – сесть за руль)
Транец – место крепления подвесного мотора
Створы – речные знаки, установленные по берегам, указывающие правильный путь (фарватер). Чтобы попасть в фарватер, необходимо встать на линию между передней створой (на носу) и задней (на корме). Это называется «попасть в створу» или «свести створы». Створы представляют собой деревянный щит белого цвета с черным рисунком. На Колыме створы, по всей видимости, были установлены еще в советские времена, многие из них сломаны, подтоплены, а то и вовсе отсутствуют. Доверять полностью створам нельзя, в первый день именно из-за них мы и сели на мель.
Плавун, топляк – как правило, коряга, дерево, торчащее из воды. Представляет серьезную угрозу для наших надувных «бананов».
День двенадцатый. 12 июля 2010 г. р.Колыма
9:30 – подъем. Завтрак. Далее – ремонт «Наутилуса»: просели задние крепления «бананов». Благо, захватили с собой железо и сварку.
13:00 – старт. Задача на сегодня – дойти до нижнего кордона заповедника «Магаданский», это около 80 километров.
16:00 – пришвартовался плот, передал чайник.
16:10 – на правом берегу памятник и поминальный столик. Прямо как венки на обочине дороги.
19:30 – пошел дождь. Видимость ухудшилась.
19:50 –зашли на территорию Магаданского заповедника. Где-то тут нижний кордон и обещанная баня. Кстати, довольно прохладно – 12 градусов.
23:50 – те же грабли, что и вчера: основное течение разделилось на два русла. Попасть не в то чревато тем, что амфибия может и не выгрести против течения и не пройти дальше вниз, а значит, велик риск закончить экспедицию раньше времени (перед стартом в Сеймчане еще раз отдельно обговаривали этот момент, что в случае поломки, затопления или ухода в «невозвратный» рукав машину придется бросить). Стремительное течение начало затаскивать как раз в нежелательную протоку: «Стремительный» (сорри за тавтологию) выскочил на галечный остров (это стало уже козырным ходом Артёмов – не бороться с течением, а выскакивать на остров и уже оттуда спокойно оценивать гидрологическую обстановку). «Наутилус» и плот пошли по фарватеру, но каково же было наше удивление, когда в основном русле оказалась… отмель! Включаем автомобильный двигатель и проскакиваем мель своим ходом (хорошо все-таки, что здесь галечное дно, а не песчаное) – впервые «Наутилус» самостоятельно сошел с отмели и заехал на берег: встали на острове в основном русле. Плот прошел странную отмель проще, у него просадка меньше. А вот «Авось» стало затягивать в другое русло. Новосибирцы успели бросить «Стремительному» трос и Артёмы подтащили их к берегу. На ночь глядя форсировать сложный участок они не рискнули и остались на галечной отмели до утра.
День тринадцатый. 13 июля 2010 г. р.Колыма
9:30 - поехали с Димой Царевым запечатлеть момент прохождения «странного» фарватера «Стремительным» и «Авосью». Все прошло без эксцессов.
11:00 – решили поднять на «Наутилусе» транец повыше, чтобы не цеплять винтом дно. Взяли запасной винт, а у старого подрезали лопасти.
13:00 – тронули
14:00 – навстречу попалась моторная лодка с двумя мужиками. Они идут из Зырянки, а ведь это 500 километров!
14:25 – справа по борту корабль, идущий из Зырянки и ожидающий «большой воды» (сброса на Среднеканской ГЭС). Погудели друг другу.
15:00 – обед. По уже сложившейся традиции, это уха из пойманной в Колыме рыбы (преимущественно ленок).
15:13 – прямо по курсу нашего каравана – лось, переплывающий с правого берега Колымы на левый! Он уже почти завершил задуманное, а тут мы, любопытные. «Стремительный» решил подойти поближе, посмотреть. Но не тут-то было – лось ломанулся обратно на правый берег. Пока наблюдали за сохатым, «просохатили» плавун. Саня успел скомандовать: полный газ! Резко вправо! Увернулись, но задней секцией левого «банана» все же зацепили. Вылез, осмотрел, вроде бы, обошлось.
16:10 – взяли на борт Саню Холянова, отлежаться (приболел человек).
17:00 - сходил в гости на «Авось». Да-а-а… с таким комфортом можно и все 50 дней путешествовать: коньяк XQ, спутниковое телевидение, «дистанция» на мотор.
21:10 – проходим Сугойский кривун. Здесь река прижимает к скале, но мы почему-то оказались на противоположной стороне и сели на мель. Этой участи избежал лишь плот. Погазовав, и «Наутилус» вышел на берег. Примерно через полчаса из плена освободились «Авось» и «Стремительный». Продолжаем движение.
23:45 – с заходом солнца встаем на ночевку (впрочем, заход – понятие условное, просто немного темнее, чем днем). GPS говорит, что мы прошли сегодня рекордный путь – больше 90 километров.
День четырнадцатый. 14 июля 2010 г. р.Колыма
9:00 – старт. Пожалуй, самый ранний и быстрый за все время водной части экспедиции. Надо нагонять тайм-график. Задача на сегодня – дойти до Колымских столбов, это приблизительно 110 километров.
16:00 – по пути встретилось несколько кораблей и барж, ожидающих большой воды. Речники говорят, что самый трудный участок Колымы – с порогами и перекатами – мы уже прошли.
20:30 – дошли до столбов. Чем-то они похожи на красноярские столбы, только в миниатюре что ли. Но, учитывая, довольно-таки однообразные пейзажи Колымы, для здешних мест это настоящая достопримечательность. Забрались наверх, полюбовались видами. Напротив метеостанция и охотничьи домики. Гостеприимные хозяева пригласили нас в баню, но отправились туда не все, да и то поздно ночью. Царев и Гримм прямо у берега стали тягать рыбу одну за другой: хариус, щука, ленок. Уха была отменная.
День пятнадцатый. 15 июля 2010 г. р.Колыма
8:00 - сегодня вышли еще раньше. Начинаем идти в режиме, близком к круглосуточному.
12:00 – жара +30. Народ отдыхает: спит, загорает, купается. Рулевые тоже не особо напрягаются: фарватер легко читается, смотри только по створам и все.
14:20 – на плоту вывесили канадский флаг
15:00 – впервые после Сеймчана попался населённый пункт– полузаброшенная деревня Ороек. Прошли мимо.
16:00 – пересекли границу Магаданской области и республики Саха (Якутия). Я запутался: а сколько сейчас местного времени? По идее, в РС (Я) +6 от Москвы. Но в советский период у республики, которая занимает ¼ всей территории России, было 3 часовых пояса. Западные районы +5 от мск, Якутск +6, а восточные районы +7. Осталась ли эта схема сейчас узнаем только в Зырянке. Раньше спросить попросту не у кого, поэтому буду пока писать по магаданскому времени.
18:00 – идем параллельным курсом с плотом. ВЕСЬ народ спит вповалку и только одиноко скучающий на румпеле восседает Александр Корягин. Жара сделала свое дело, сморив путников. Хотя ночью холодно, всего +7 градусов.
23:30 – причалили и сразу спать, завтра ранний подъем. По GPS прошли 140 километров.
День шестнадцатый. 16 июля 2010 г. р.Колыма-п.Зырянка
4:44 -старт. До Зырянки осталось всего 90 километров.
16:00 – в общем-то, без особых приключений добрались до Зырянки. Выехали на берег. На наше прибытие сбежались/съехались многие местные жители. Некоторые из них до последнего не понимали – как это лодка может сама выезжать на берег )))
18:30 – местные предприниматели Миша и Арам взялись нам помогать: закупка топлива, продуктов, а у меня – пиво и интернет в районной больнице.