26 июля. День девятый.
Утро девятого дня, 10 часов, за бортом чуть более 20 градусов, хотя вчера днем доходило до 35, но еще не вечер. Стоит отметить, что в этой экспедиции с погодой нам повезло несказанно. В районах, где традиционно температура в этот период доходит до 40 и выше на этот раз она не превышала и 30-и градусов, что конечно же благотворно сказывалось на нашем сибирском самочуствии.
Следующая встреча с пограничниками произошла только в очередном пос. Алтай. По монгольским меркам, поселок достаточно современный, есть пару заправок с электроприводом, магазинчики, сотовая связь и даже банк, в котором мы безуспешно пытались поменять рубли и доллары на тугры. Оказалось, что эта валюта популярностью здесь не пользуется. На этот раз, к счастью, обошлись малой кровью. Получили быстро без лишних вопросов разрешение на 5 следующих постов. . Цена ДТ 2060 (47 рублей), АИ80 1560 (36 рублей). Печать в маршрутную книжку была поставлена на заправке.
Мы продолжаем продвигаться по почти лунному ландшафту этой части Гоби. Горы все еще сопровождают нас, но они уже не такие высокие и почему-то очень темные, почти черные.
За п. Алтай пустыня скучна и однообразна. Собственная пыль обгоняет наши машины. Красота куда-то растворилась, вокруг настоящий и безкрайний «щебеночный завод». Езда становится скучноватой и мы, как можем, развлекаем себя анекдотами по радиосвязи.
Через 50-60 км за Алтаем картина становится поинтереснее, да и дорога получше. Горы в этих местах достаточно необычные. Они просто разноцветные. Рядом может расположиться желтая, черная, белая и зеленая гора. На этот раз, в голове возникают уже другие ассоциации и нам кажется что мы заехали в зону безкрайнего химического завода, а разноцветные горы, это неизвестные нам доселе минералы. В общем, рай для художников и фотографов – профессионалов, которых среди нас, к сожалению, не наблюдается. К вечеру небо полностью очистилось от туч и выглянуло солнце. Температура достаточно комфортная +25 градусов. Мы постепенно начинаем заезжать в зону песков и зеленых саксаулов. Вечер в лагере был просто сказочным. Ветер стих, небо звездное, как никогда и нигде…
27 июля. День десятый. Мертвая пустыня.
С утра скорость продвижения упала до 10 км/ч. То, что на карте обозначено заболоченной местностью, выглядело следующим образом: по всему видно, что в какой то сезон здесь стоит огромное количество воды, кругом зелень. Почва больше глинистая и вся истоптана и перемешана животными. Саксаулы высокие стоят большими рощами.
Сейчас земля высохла и потрескалась, а в роднике, находящемся вблизи – нет воды, как, впрочем, и в десятке тех, что мы проезжали ранее. Стало понятно, что и дальше на родники надеяться не стоит, а рассчитывать лишь на собственные запасы воды. По регламенту, у каждого экипажа должно находиться на борту не менее 30-и литров.
Немного не дойдя до 97 долготы наш маршрут резко поворачивает на юг- в Большой Гобийский Национальный парк «А». Начало дороги неплохое, но через пару километров она теряется. Мы двигаемся по Заалтайской Гоби и наш интерес огромен, потому что ни в одном имеющемся у нас путеводителе нет описания этого парка.
Дорожка нашлась быстро и их здесь, как и во всей Монголии, в одном направлении, много.
Теперь перед нами стена хребта Эдрэнгийн-Нуру. Подъезжаем ближе и снова стена. Где же перевал?! И пока мы, буквально не уперлись в гору, только тогда увидели проезд между скал- абсолютно ровный, никакого подъема. Зрелище достаточно удивительное. Резкий поворот влево и мы оказываемся окруженными высоченными скалами, которые только что стояли перед нами неприступной стеной. Так, виляя, без спусков и подъемов мы миновали хребет.
При спуске в долину снова потеряли дорогу. Да и не мудрено. По склону везде оставлены следы потоков воды. Эту дорогу просто замыло, или задуло. Идем по азимуту. Скорость 5-8 км/ч, так как приходится проезжать намытые рвы, да еще объезжать остроконечные саксаулы.
Вскоре стало окончательно понятно, что дороги не будет и мы преспокойно идем по азимуту. Слалом между кустами саксаула принес свои результаты. Случился еще один прокол колеса, который устранили с помощью жгута, благо современные средства позволяют это сделать за 2 минуты. Сколько их еще будет?
Сегодня с утра небо хмурилось, хмурилось, и пошел дождь. Подивились и порадовались. Хотя бы прибьет пыль, которой уже полные машины.
Нашли мы, что такое черная Гоби(о черной Гоби написано в книжках про Монголию), заехав в центр Заалтайской Гоби. Интересно, что поверхность этой пустыни черная, а машины оставляют желтые следы. Долго гадали, почему так происходит. Так к единому мнению и не пришли, почему песок покрыт тонким слоем из черных отполированных ветром до блеска камешков и почему они черные? В центре Заалтайской Гоби – лунный ландшафт, совершенно неземные картинки. Здесь нет даже и намека на что либо живое , по крайней мере, нам так показалось. Не сладко придется тому, кто окажется в этих краях без навыков ориентирования, карты или навигации. Ну а для нас, это всего лишь очередной экзотический, забытый богом и людьми уголок нашей планеты.
Мы, по прежнему, идем по азимуту, местами попадая на поляны с саксаулом, местами выскакивая на площадки, издалека напоминающие асфальтированные.
К ночи поднялся сильный ветер. Такой, что сбивает с ног. Пытались защититься от ветра тентом- ничего не вышло, его вырывало из рук. В итоге, выбрали холм покруче, из машин выстроили стенку, чтобы хоть как то защититься от ветра и принялись готовить ужин. Правда, женская половина экспедиции не сразу решилась выйти из машин. Было неуютно и жутковато. И только, когда мужчины начали создавать уют и чего то там суетиться, мы немного оживились.
Примечание: Среднесуточный пробег нашей экспедиции планировался порядка трехсот километров в день. Но, невзирая на все наши старания, в день, мы едва осиливали 200-250км. На тридцать дней нашего путешествия отводилось порядка 7-и дней отдыха, включая технические и резервные. По факту же, ни одной дневки так и не было, зато режим движения (в сравнении с предыдущими марафонами) был более чем вольготный. Подъем в 6-7-8ч , час на сборы лагеря, и ровное движение до 22-х – 24-х часов. Затем час личного времени ( официально), восемь часов на сон и вперед- на дневной перегон. Обеденный перерыв устраивался по усмотрению руководителя экспедиции, не отстаем-значит обед у красивого камня или реки, если же не успеваем, то эту приятную процедуру приходится делать на ходу. Такой щадящий режим движения в экспедициях «Сибирский марафон» случается крайне редко, по крайней мере на моей памяти это, пожалуй, второй. Первый был вдоль Ангары, да и там, все же не обошлось без ночного трофи. В основном, в подобных экспедициях для выполнения графика, как правило, приходится рулить до изнеможения. Именно по этой причине, одним из основных требований Марафона, является полная взаимозаменяемость в рамках штурман- пилот. Ну а наш случай- это скорее исключение из правил. Нам просто повезло.
89231248820, 89139295213
На его месте должен был быть я, товарищи