Сегодня мы покидаем Монголию, выезд ранний, в 8-30 все уже едут – в Улангом и на таможню. «оз. Увс-нуур. Утро» на Яндекс.Фотках
Унимог уезжает вперед. Для экипажей Патрола и Шевроле сегодня заканчивается экспедиция, остается только путь домой по дорогам общего пользования – ребятам надо возвращаться на работу. http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388387/ Муха, Белка и 10-й заезжают на рынок в Улангоме – ничего примечательного – обычная китайская барахолка, из интересного только буддийская лавка да магазинчик с товарами местного производства. Товаров этих не так много – халаты, сапоги из грубой кожи да погонялки для скота разного назначения и вида – неплохой выбор «мотиваторов» на сувениры. «г. Улаангом» на Яндекс.Фотках «г. Улаангом» на Яндекс.Фотках От Улангома до таможни чуть больше 100км хорошего асфальта, от асфальта мы отвыкли - очень тихо и совсем не трясет. На дороге, как и в городе, часто встречаются российские машины , 17 регион – Тува. Из Тувы сюда ездят за дешевым китайским товаром, челночный бизнес еще не умер, оказывается. Выезд из города тоже платный - 500тугров. «Плати и ехай!» на Яндекс.Фотках До обеда таможню успевают пройти Шевроле и Патрол. Ребята сказали нам «до свидания» и уехали в Новосибирск. 10-й, 51-й, Муха и Белка до обеда успели пройти монгольскую таможню и два часа провели на нейтральной полосе. Унимог остался ждать за границей. Стартер у Унимога к этому времени работал очень не стабильно. Как Вадикан заводил машину на таможне не известно, учитывая, что Останькович прошел таможню со Скромным и его выгнали на нейтральную полосу, хоть он и пытался остаться со своим экипажем – толкать Бронемога. Российские таможенники открыли границу минут за 10 до регламентного времени окончания обеда и без проволочек выпустили нас на родину. «Родная земля. Тыва» на Яндекс.Фотках
Мы рванули в Хандыгайты искать топливо: одна заправка не работала, на двух оставшихся не было электричества и временно не заправляли. В Туве понятия времени очень размытое, поэтому «временно» совершенно не имеет временных рамок. А заправиться нужно обязательно. Электричества не было, по всей видимости, в преддверии подступающей грозы. Устроили набег на местные магазинчики, убедившись еще раз, что местное население здесь не приветливое. Стояли и ждали Унимог на заправке на трассе. Унимог приехал и нам повезло – заправка заработала, но Дт там не было по определению, бензин только 80-й, а 51-му этого бензина просто не хватило – 10 литров налили и все. 80-й в России оказался гораздо хуже 80-го в Монголии. Белку я заправила в Улангоме до полного, в запасе была еще канистра монгольского Дт, поэтому без Дт можно было обойтись (в следующий раз Белку удалось заправить только в Кош-Агаче, расход по пересеченной местности получился 14,5л). В сторону Мугур-Аксы выехали в пятом часу. План на сегодня – доехать до Мугур-Аксы, отметиться у погранцов, заправиться и отъехать в сторону Мунгун-тайги на ночевку. «Тыва. Дорога такая же» на Яндекс.Фотках
160 км дороги показались очень долгими. К асфальту мы привыкнуть не успели, но грунтовка с крупными булыжниками позволяет ехать км 30 в час и вытрясает мозг, и спинной тоже. «Тыва» на Яндекс.Фотках «Унимог заводится с толкача. Умер стартер» на Яндекс.Фотках Чтобы мозг выжил, мы сначала радовались лесу, особенно 51-й экипаж – горки, поросшие елками и лиственницами казались очень нарядными, а на склонах еще и грибы росли сплошным ковром, которых Скромный, не удержавшись, набрал очень много; потом, уже в сумерках, въехали в изумительно красивое узкое ущелье реки Аргайты и изумлялись красоте нас окружающей. Ущелье очень уютное, несмотря на величие гор его сжимающих – зеленое, с пасущимся по склона скотом, примостившимися там и сям юртам, журчащей весело речушкой. Колонна начала притормаживать, заглядываясь по сторонам, но … надо ехать. «Думаю, что это вид на перевал Калчан.» на Яндекс.Фотках «Узкая долина реки Аргайты» на Яндекс.Фотках Погранпост проехали уже в темноте – шлагбаум был открыт, никого не было и мы не стали искать, кому бы показать документы. О чудо! В Мугыр-Аксы работала заправка – все залились по полной, кроме Белки – Дт там не было, а дизельная станция не работала. Была надежда на собственные запасы и на то, что мы найдем Яркий Луч или они найдут нас. Для Яркого Луча попытались оставить на придорожный столбах знаки – наклейки «яркий луч», послали смс Диме и, отъехав от поселка, встали на ночевку в 22:50 на реке Мугур. Скромный уснул прямо как ехал – за рулем Мухи. Было даже некоторое беспокойство: не плохо ли человеку, но он мирно спал, не реагируя на окружающих.
(А Вы что подумали про день рождение с утра?). Собираемся за общий стол, вручаем первый из сегодняшних подарков и быстренько стартуем, чтобы успеть сегодня вручить и второй подарок – всю Мунгун-Тайгу. «Похож....» на Яндекс.Фотках
Ему, конечно, и целого мира мало, но маленький его кусочек, один из самых красивых на земле, можно подарить, на один день одному хорошему человеку.
10-ка уезжает в Мугур-Аксы – попытаться выйти на связь с экипажем Яркий Луч. На связи их нет - смской им отправлены координаты озера, на котором планируется сегодня стоянка и дневка завтра. Сегодня наша задача как можно ближе и как можно раньше подъехать к Мунгун-Тайге, чтобы пешая группа успела подняться на гору с востока и начать спуск на юг. Выбираем дорожку в нужном направлении и заезжаем на перевал, от которого уже дороги нет, отсюда на заброску пешей группы едет три машины: 10-й, 51-й и Муха. Здесь был по рации услышан Яркий Луч. Он не получил смс, координаты базового лагеря теперь были переданы уже радиосвязью. Унимог без стартера и Белка без водителя остаются на перевале ждать группу заброски. «Тывины пасут скот на мотоциклах :-)» на Яндекс.Фотках В пеший маршрут на этот раз идем впятером: Андрей (Самара), Юлка, Олег, Саня Студент и я. Рюкзаки собраны с самого утра, закинуть их на багажник Скромному дело трех минут. Белку на этот раз оставляю на Филинна. С 10-кой остается одна Юля, она же едет нас провожать. Часа за два забираемся гораздо выше, чем планировали – на 3170м, совершаем первопрождение на машинах перевала Мосте. Рельеф – довольно сухие верховые болота с разного размера камнями. Сделав небольшой крюк, заезжаем на седло, с которого и начинается путь наверх пешей группы. Заход на Мунгун-Тайгу совершаем с северо-востока, спуск планируем по пологому варианту там, где заезжали мотоциклисты – на юго-восток.
Пока нас забрасывали, к Унимогу подъезжали егеря, поговорили о целях нашей поездки и уехали. «Разговор с егерем» на Яндекс.Фотках Вадик, чтоб без дела не стоять начал готовиться к замене стартера, так как не всегда есть куда толкать Унимог и не всегда есть кому его толкать. «Где-то там во глубине Унимога стартер» на Яндекс.Фотках Перед выходом Юля и Скромный накормили нас обедом так, что идти в гору было тяжеловато и есть никто не мог почти сутки. Короткие сборы – одеться потеплее, с ледника дует холодный ветер, солнезащитный крем на лицо, а то загар не ровно ляжет, носочки, варежки - на всякий случай. У кого не было варежек, пришлось на руки одевать запасные носочки – забавно смотрелось. http://cs9852.vkontakte.ru/u105347224/141647207/z_18f4ce3f.jpg Вышли мы довольно поздно, где то в 15-30, времени до заката не так уж и много, надо подняться на 700 вверх с большим уклоном и успеть спуститься с ледника, а то вымерзнем. А еще хочется и на вершину залезть. Вот машинки и уезжают «Какие они маленькие )» на Яндекс.Фотках И полезли. Лезем, лезем…. «Полезли» на Яндекс.Фотках
Мелким грызунам (мне и Юлке) разрешено делать по двадцать шагов, но Юлку сдувает – у нее веса не хватает и коврики на рюкзаке, как уши у Чебурашки. Дошли до седла. ВАУ!!!!! Только холодно очень. До вершины Мунгун-Тайги совсем недалеко, чуть больше 200метров по вертикали.
Андрей предлагает мужчинам двинуть на вершину, а мелких грызунов отправить на курум – ждать сильную половину человечества, но Олег нас одних не отпустил – вдруг местные украдут. На вершину полезли Андрей и Саня. «Вид почти с самого верха» на Яндекс.Фотках «нам на запад» на Яндекс.Фотках
Мы спустились с ледника и отошли вниз метров на 100, успев потерять Юлку, ее подобрали на обратном пути Андрей с Саней. С горы была отличная связь с машинами. Группа нашей заброски успешно добралась до Унимога, и все вместе они быстро доехали до места базового лагеря – озера Эски-Тоолайты. По-моему, какое-то прибалтийское название, но были мы в Туве. Около озера был радостно встречен экипаж Яркий Луч. А мы радовались на горе, что наконец-то Петраков нашелся – да здравствует радиосвязь. В базовом лагере вечером было тоже холодно и дул сильный ветер с ледника, утром был запечатлен иней, но там были машины и куча шмурдяка. По рации основная группа пожелала нам спокойной ночи задолго до того, как мы улеглись спать. «Утро ясное, но морозное» на Яндекс.Фотках
А в пешей группе к ночи все вымотались и околели так, что еле шевелились, ни есть ни пить никто не мог. Поставили палатки, что было не просто на ветру, и залегли спать, уже поздней ночью, при яркой луне. В палатке Олега и Сани пришлось устроить сад больших камней, иначе ее сдувало. С камнями они и спали. Ночью в монгольском озере Уурэг-нуур ярким пятном отражалась луна и озеро казалось золотым, и снег на Мунгун-тайге в свете луны светился и казалась она серебряной. У Тувинцев Мунгун-Тайга считается священной горой , легенда гласит: каждый путник на перевале перед горой должен оставить свой камень - дань горе, как признак преклонения перед могучими силами природы. Таков обычай в этих местах. Мы тоже оставили дань «горе серебристого медведя», которая останется с нами навсегда сказочной голубизной просторов.
День 18-й. Спуск с Мунгун-Тайги пешей группы. Дневка на озере Эски-Тоолайты базового лагеря.
Проснулись мы на горе рано, было солнечно, но внутри палатки совсем не казалось что оно (солнце) греет. Вылезать из спальника было особенно обломно. Но Саня Студент уже кипятил воду, он, как выяснилось, практически не спал – в своем тонком спальнике так и не согрелся. А Олег прямо внутри спальника умудрился одеть на себя верхнюю одежду. Также выяснилось почему у меня мерзли ноги – мне в спальник засунули поллитровую бутылку со льдом, в бутылке так и плавал лед, спала я с подогнутыми ногами. «Утро на высоте 3530м» на Яндекс.Фотках «утреннее небо» на Яндекс.Фотках
Не смотря на короткий сон, попив холодного кипятка, в 7:30 все бодренько побежали по маршруту – Олег с Саней наверх искать возможное место заезда, остальные вниз, к Могун-Тайге малой. «нам куда то туда» на Яндекс.Фотках
Спускались мы гораздо быстрее, чем вчера поднимались, усложняя себе траекторию – шли так, как вероятно ехали бы на машинах. «а пока идем ногами» на Яндекс.Фотках К середине дня очевидно утомились и наконец-то захотели есть, но ограничивались остановками с перекусами – хотелось быстрее добраться до лагеря. «вот там можно проехать» на Яндекс.Фотках У некоторых хватало сил даже лазить по симпатичным скалкам и позировать. «Слазь, говорю» на Яндекс.Фотках Скалы вокруг – как древние чудовища, охраняющие Мунгун-тайгу. «каменные хранители Мунгун-Тайги» на Яндекс.Фотках
Место возможной нашей встречи на машинах стало видно с горы около 16:00. Перед последним спуском вышли на связь с базовым лагерем – заказали на гору такси . За день мы спустились почти на 1000метров по вертикали (с 3530м до примерно 2600м), до базового лагеря по азимуту не дошли всего 3,5км, но мы же авто туристы! «Да здесь хоть боком катись» на Яндекс.Фотках Да и ноги еже ходить ни у кого не хотят, значит, поедем на машине там, где можно доехать. Первым нам на встречу ехал Скромный. За ним 51-й. Увидев Муху, мы дружно сели прямо на горе: - Подъезжай ближе! Махали руками и бурно радовались, что не надо топать пешком еще 4км. Приятно закинуть рюкзак на багажник и передвигаться по пересеченной местности не перебирая при этом ногами. «Ну, здравствуйте!» на Яндекс.Фотках В базовом лагере сегодня все целый день отдыхали: Вадикан снял и запаял радиатор, поменял стартер, поменял пробитый бензобак; Филинн заварил опору переднего моста 10-ке,Ольга в очередной раз отмыла Белку, Скромный наварил грибного супа (попробовав который понимаешь, чем отличается грибной суп от супа с грибами), Оля с Юлей наготовили всякой другой вкусной еды, Саня нафотал демонически красивых видов, в том числе Мунгун-Тайги – ее отлично видно с озера, в общем – бездельничали, чем и положено заниматься на дневке. «Костя» на Яндекс.Фотках http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388436/ Вечер в лагере получился душевный, ветер был не сильный в отличии от вчерашнего, и ледяного холода не наблюдалось. Когда все сидели за столом, к нам подъехал на УАЗике местный, ему навстречу вышла я и Юлка. Разговор получился примерно такой: Я: -Здравствуйте! Что Вы хотели? Мужик, пытаясь меня обойти: -Да с мужиками хотел поговорить. Юлка, перегораживая ему дорогу: - О чем поговорить? Я, перегораживая мужику дорогу в другую сторону: - Я руководитель этой экспедиции, что хотел? Мужик, понимая, что к мужикам его не подпустят: - Да хотел сказать, что сетями рыбу нельзя ловить. Юлка: - Мы спортсмены, разрядники, рыбу вообще не ловим, не пьем, не курим, по горам только лазим, завтра уедем. Минуты через три мужик уехал. С женщинами ему разговаривать не позволяют убеждения, а до мужиков не пустили. Уже по темноте устроили разноцветную дискотеку с фонариками , чем очень повесили Юлю (Питер) – такого применения фонарикам еще никто не находил. А на берегу за камнем развели маленький, уютный костерок. «оз Эски-Толайты» на Яндекс.Фотках
День 19-й. Короткая дорога и самая страшная история экспедиции.
После вчерашней дискотеки старт задерживается на 10 минут и мы выезжаем с гостеприимного озера Эски-Тоолайты с шикарным видом на Мугун-Тайгу в 9-40. Сегодня наш путь лежит до озера Хиндиктик-Коль. Сразу после старта Скромный объявляет по рации расчетное время в пути - 2,5 часа. Ха-ха ) Нормальные герои всегда идут в обход. А у нас полкоманды – чемпионы России 2010 и поэтому мы едем по короткой дороге. Не в правилах ОРМ возвращаться назад, а на известную дорогу надо возвращаться в Мугур-Аксы. Не возвращаемся, едем до Кызыл-Хая и ищем короткую дорогу на Хиндиктик-Коль. У поселка переезжаем небольшой брод и останавливаемся на короткий ремонт – у 10-го оторвался стабилизатор. Стабилизатор нашел свое место на багажнике и мы двинулись в горы. Колеи разбегаются в разных направления, ведущий 10-й выбирает по принципу «самая накатанная, в нужном нам направлении». Рельеф сложный, с крутыми подъемами и спусками, по ущельям вдоль обрывов, с боковыми кренами. Юля (Питер) боится горок, ее переполняют эмоции то ли от страха, то ли от восторга. За рулем у нее Дима, на каждой остановке она буквально выплескивает на команду восторг, иногда после спуска буквально выползая из-под сиденья. На одном из перевалов случается самая страшная история нашей экспедиции. После очередного крутого подъема останавливаемся – ждем Унимога. У Белки прямо перед стартом был заменен трос ручника, но ручник так и не работал – отрегулировать его не хватило времени. Ольга на всех остановках исправно подкладывала камушки под колеса, на этом перевале камней просто не было. Машину глушить нельзя – на подъеме она греется, надо остужать и для турбодизеля это противопоказано, а сидеть в машине и держать тормоза мешает шило в ..опе (Не шило в ..опе, а внутренний стержень, как просветила нас Юля (Питер) своей майкой от «Экспедиции»). В общем, оставляю машину на нейтралке, она стоит спокойно. Вместе с Олей подходим к 10-ке – метров 15 от Белки, я заглядываю в их навигацию. Олег или Юля(?) видят, что Белка покатилась, а мы обе здесь, я слышу Олега: «машина покатилась». Дальше помогла не способность думать – фиг ли думать, прыгать надо. Даже не посмотрев, с разворота бегу за Белкой, спуск крутой, Белка ускоряется, догоняю, открываю водительскую дверь, бежать со скоростью машины уже не могу, ныряю в машину: правой рукой на тормоз, левой выкручиваю руль. Уффффф. Остальная команда, кроме Унимога, стояла тут же. За мной след-в-след бежал Скромный, готовый вытащить меня из-под колес, если вдруг я туда упаду. Олег и Студент побежали за машиной слева, тоже сказалась не способность думать: слева то нет ни руля, ни педалей. Не зря у меня был первый разряд по легкой атлетике, хоть и давно. Все хорошо, что хорошо кончается. Делайте выводы и никогда не делайте так как я. Буквально через пару горок спускаемся и видим следующий подъем. Вау! Юля Булгакова заранее предлагает всем одеть памперсы, а нам что делать? У нас памперсы кончились и организм еще не усвоил весь выплеснувшийся адреналин. Но смотреть на горки гораздо страшнее, чем ехать по ним, набор высоты на этой горке 55 метров. «С виду ужас-ужас, а подъем легкий» на Яндекс.Фотках
На одном из бродов через небольшую речушку в илистом береге завязает 10-ка, Муха пытается объехать брод по реке и садиться брюхом на камни. Лебедки у всех работают – быстро вытаскиваются и едем дальше. В заболоченной долине после реки у Унимога обнаруживается довольно серьезная поломка – лопнула балка кабины. Продолжать ехать по пересеченной местности так нельзя – останавливаемся для ремонта. Пока Вадикан и команда варит балку кабины, 10-й разведывает дорогу по заболоченной долине, а Муха дорогу наверх. Женская часть команды загорает прямо на дороге. После ремонта продолжаем движение по верхней дороге, уходим в долину после очередного перевала, озеро должно быть за горой в направлении на север, но дорога становиться все хуже. Проезжаем брод с крупными камнями (а Скромный объезжает его почти по-суху!), двигаться становиться все сложнее. Дальше колея уходит на восток по болоту с камнями, надо возвращаться – дорога к озеру где по верху. У Унимога опять лопается балка, на этот раз для усиления балки в нее забивается с двух сторон лом ( распиленный пополам), но на вечер планируется еще и сварка. По верхней дороге как раз на закате солнца выезжаем к озеру. Красота неописуемая. 10-й и Муха уезжают вперед искать место стоянки. Решили встать на южном берегу озера, а завтра объехать его вокруг против часовой стрелки. 51-й, Белка и Яркий Луч друг за другом спускаются к озеру, на спуске начинается болотце с «милой нашему сердцу» низкорослой березкой. Особенно березку любят походившие по ней пешком. 51-й говорит в рацию «не едь за мной – здесь болото», Белка не останавливаясь, чавкая колесиками, ускакивает направо на сухое, а Яркий Луч не слышали 51-го и минуты через полторы они оба надежно засели в болоте. Тут Юля (Питер) обрадовалась пуще прежнего, почувствовав себя в своей стихии. Пока 10-й вытаскивал 51го, на спуске засел Унимог, но ему достаточно было чуть-чуть зацепиться за Муху и он поехал на своей суперпониженной. На закате встаем на живописном берегу. Пока светло, Вадикан занимается ремонтом, девочки -ужином, фотографы – закатом, оно того стоило. Очень, очень красивый вечер.
День 20-й. Вокруг озера к Бугузуну. План есть план, едем вокруг озера. Выезд состоялся в 10-00, как и объявлено с вечера – утром фотографы увлеченно пытаются запечатлеть красоту, Филинн качает колеса ( зря он это делал); я, при утреннем осмотре машины, обнаруживаю, что болтается демфер – Филинн с помощью ключа, кувалдочки и волшебных слов прикручивает его на место.
Мы возвращаемся наверх на дорогу, дорога спускается к берегу, иногда идет по воде и очень быстро теряется в болоте. Уезжаем выше, надеясь, что дорога идет поверху, но дороги нет и мы дружно ее ищем в болоте, поросшим карлушкой и усыпанном камушками. Штурмана бегают, все колеса сдуваются, все лебедки разматываются (без фанатизма, по одному-два раза), Юля (Питер) просто счастлива – вчера весь день катаясь по горкам она мечтала о болоте. Все выбираются на пригорок, Скромный уезжает выше, 10-й восточнее, но недалеко – камней больше, болото жирнее – возвращаются. На восточном берегу на горках в бинокль просматриваются три колеи. Решаем ехать к средней из них, так как она выглядит наиболее накатанной. Когда траектория выбрана и задача ясна, машины двигаются довольно быстро даже по сильно пересеченной местности. 10-й , как обычно, едет вперед, а штурман у него бегает быстро. Перед подъемом появляется довольно накатанная дорога. Надуваем колеса и едем в гору. Виды с горы завораживающие, Белка то и дело останавливается – у Папарацци срабатывает основной инстинкт. На перевале с восточной стороны озера обнаруживаем табличку экспедиции «Лестница в небо» красноярского клуба «Вездеходов», клеим туда же «Сибирский Марафон» и «Яркий Луч». Дальше нам попадаются свежие следы симексов и бигхорнов – многие внедорожные маршруты частями совпадают, да и странно бы было, если бы они не совпадали в таких чудесных местах. Дорога идет то по крутым горкам, к которым мы уже привыкли и даже Юля (Питер) , то вдоль озера по самому берегу. Кое-где боковой крен (левый с обрывом в озеро) очень ощутимый: кто-то вспоминает Тюнгур-Иню, экипаж Унимога позирует при отвешивании, я думаю «а каково же водителям на машинах с левым рулем?», Ольга, когда ей становиться страшно, вывешивается на правый борт – так и мне спокойней, Юля (Питер) с правого борта не слазит. Едем медленно и аккуратно. Прямо на дороге сплошным ковром растет чебрец, запах ощущается даже в машине. И страшно красиво (немного страшно и очень красиво). Останавливаемся на обед на протоке на северном берегу, устраиваем купания – холодная вода бодрит, да и машинам не мешает искупаться после болот. После обеда мы наблюдали такую вот камасутру «Акробатический этюд» на Яндекс.Фотках
Но долго стоять времени нет, мы и так долго катаемся вокруг озера, план на сегодня – республика Алтай, т.е. надо пройти перевал Бугузун. После обеда двигаемся по северному берегу – колея идет по горкам и болотам к западному берегу. Едем медленно, дорога очень плохая. «Тоже дорога» на Яндекс.Фотках Добираемся до протоки между озерами на западном берегу Хиндиктик-Коля, перед протокой очень нарядный спуск а-ля американские горки. На протоке, пока ждем Бронемога, у Скромного и Студента срабатывает рыбацкий инстинкт, но рыба не ловиться. Дальше надо ехать вдоль озер и где-то повернуть налево. Так и делаем, но первый, приглянувшийся нам, поворот налево заводит сначала по гриве вверх, а потом вниз в болота и дальше колея теряется, болото становиться жирным. 10-й спускается вниз, в ущелье, с уклоном, не позволяющим подняться обратно. Ему приходится возвращаться по низу ущелья, остальные разворачиваются и возвращаются по гриве до развилки, на которой повернули не туда. Двигаемся дальше вдоль озер, дорога становиться значительно лучше. http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388764/ Колонна растягивается, немного разбредается. Уже в сумерках навстречу Белке, очень близко, два раза выбегает довольно крупный степной волк. А сегодня полнолуние. Думать можно в разных направлениях, так же как и ехать Темнеет, собираемся вместе, Унимога ставим вперед, уже в темноте еще раз немного плутаем, так как дорога теряется в болоте около реки, но находим довольно накатанную колею в нужном направлении, по которой вполне можно двигаться и в темноте. Часов в десять у Унимога зажевало переднее левое колесо. Экипаж справляется с заменой на запаску за 20 минут, разгрузив и загрузив полностью будку. Мы продолжаем движение. Встаем, не доезжая до перевала около 3км, в 23-30. Ехать на перевал в темноте не разумно – лишить себя части красоты этих мест, да и дорога не очень подходит для ночных катаний. Это самое позднее время остановки на ночлег за всю экспедицию – настоящего ночного трофи так и не случилось, но и традиций Сибирского Марафона мы не нарушили.
День 21-й. Бугузун и выезд в цивилизацию. Так как вчера обновленный график движения был не довыполнен, на сегодня объявлен ранний выезд – в 8-00. Утром на палатках обнаруживается иней, а оставленные на столе огурчики – вмороженными в баночку. Скромный опять как ехал, так и уснул, не вылезая из-за руля. Когда мы позвали его завтракать – дойти не смог (метров 5) – приехал вместе с Мухой к столу. Собираемся и в 8-20 все уже на перевале. В этом форуме эту табличку уже без нас публиковали: Утро на перевале:
Короткая фотосессия и начинаем спуск. Дорога нормальная, местами с камнями и уклонами. Юле (Питер) пообещали вниз хорошую дорогу и она сама села за руль, но скоро они с Димой поменялись местами, а еще через какое-то время Юля пересела в Муху и началась экскурсия «по местам боевой славы», как раз доехали примерно то того места, до куда доехали в последнюю Метель. По-поводу точного места велись активные дебаты, так как трека с собой ни у кого не оказалось, а пейзаж летом сильно изменился и мужик с газетой куда то делся, и баранов этих здесь зимой не было, а вот главная пара «Паравозика» лежала на месте. Прихватили трофей на сувениры и бодренько помчали в цивилизацию. Унимог в цивилизацию не хотел и у него снова кончился бензин, немного не доезжая до п. Кокоря. Слили с 10-го и помчали в п. Кош-Агач. В Кош-Агаче погранцы проверили разрешение (пригодилось! Не зря ждали) и сразу пропустили, пожелав счастливого пути. Около заправки встретили англичан на переделанной под путешествия пожарной машине, следующих на Монголия-ралли. Саня Останькович помог им с переводом, при общение с местным сварщиком – пожарке требовался ремонт. Мы решили, что машинке на монгольских дорогах будет не сладко, наклеили на нее «соембочку» и пожелали удачи. В этот и следующий день навстречу нам попалось еще очень много машин следующих на Монголия-ралли, судя по боевой обклейке. В основном – маленькие легковушки, но была и переделанная скорая помощь. Заправки теперь будут в изобилии, но сработал инстинкт, и я заправила Белку до полного. После выезда на асфальт в режиме 50-70км/час Белка стала немного греться, около столовки в Акташе я просто проверила уровень ОЖ – все в норме – Белка греться перестала (вспоминается анекдот: «выйдем-зайдем – может поедет?»). Пока обедали в п.Акташ к нам присоединился экипаж из Челябинска на слегка подготовленном пятидвером TLC Prado . У ребят сломался генератор и оба аккумулятора к моменту нашей встречи были разряжены в ноль. 10-й и 51-й взяли аккумуляторы себе на зарядку, а наша колонная стала на одну машину длиннее. В очереди в столовой успели немного пообщаться с представителем Terra Mongoliya из Барнаула, они с туристами тоже возвращались из Монголии. Поблагодарили за хорошо представленную информацию по маршрутам на сайте – часть их маршрута была нами использована. В Чой-Оозы пытались найти на писанных скалах барса, но разглядели только козлов и оленей. На ночевку встали засветло перед Семинским перевалом, на том же месте, где ночевали в первый день. Как все начинается, так и заканчивается. По костру все истосковались и долго сидели за разговорами, в основном слушали оффроад-истории ребят из Челябинска. Они немного посетовали, что едем мы за Унимогом очень медленно и поблагодарили за помощь.
День 22-й. Чуйский тракт. Старт с места ночевка в 9-00 без опозданий. Научились. Экипаж из Челябинска еще раз сердечно благодарит и уезжает с заряженными аккумуляторами в надежде найти нужные запчасти в Майме. Сразу после выезда на дорогу у Белки начинает скрипеть заднее правое колесо. Противный, металлический скрип, не проходит. Останавливаются 10-й и Унимог - снимаем колесо, снимаем суппорт, диск, выковыриваем кучи грязи ,выпадает скрипная пластинка, собираем обратно – все хорошо, не скрипит. Способ ремонта очень напоминает вчерашний. Экипаж «Яркий Луч» уезжает вперед – у Юли закончился отпуск и ее ждет работа в Новосибирске и по всей стране. Погода отличная – настоящее лето, вот бы по Алтаю еще покататься! Но … знакомый Чуйский тракт быстро скатывается с гор. Где то на спуске с Семинского перевала в рации на 144,5МГц начинаются позывные от местных радиолюбителей, закончатся они только после Бийска и, чтобы морзянка не клевала мозг, мы выключаем звук, просим важные сообщения дублировать на 27МГц и не слышим, как пытается развлекаться колонна. Обедаем в Бийске в знакомой М-52 и не торопясь едем колонной за Унимогом. Унимог кидается кусками резины – у него разваливается переднее левое колесо, чем пугает встречные и, иногда, яблочными огрызками – купленные вчера в Яломане яблоки еще не закончились. В город приезжаем без приключений примерно в 20-30 и попадаем в пробку на Большевисткой. От общности города становится нечем дышать, начинает болеть голова – нельзя так вот без адаптации в город возвращаться, это значительно хуже, чем в горы, на высоту, без акклиматизации. Унимог по городу едет неожиданно быстро. Прямо таки мчит на финишную поляну. Ура! Нас встречает Федюнин здоровой вкусной пищей, «Жужелица» полным составом, вездесущий Саня Флай-Бай с фотоаппаратом и грязноватый берег старицы Оби близ родного города. Долго сидим у костра за тихими разговорами. Вот повезло-то «Моринхурцам» с Лехой Федюниным – он основательно подготовлен по культурно-исторической части путешествия по Монголии – заслушаешься.
День 23-й. Финишная поляна. Первая половина дня обещала быть томной. Во второй половине дня ждали прибытия команды «Моринхура». Леша Федюнин с вечера развлекал нас впечатлениями, но остальных тоже не терпелось увидеть, услышать и подлиться своими накопившимися эмоциями. Чем бы заняться, чтобы не напиться? Думаю, многие задавали себе этот вопрос ) У меня есть важное дело – съездить за рамочками для дипломов в гараж. Гараж на ВАСХНИЛЕ, финишная поляна за Чкаловскими дачами, как раз, на полдня хватит. Оля едет со мной, чтобы не напиться ) Попадаем в жуткую пробку на Советском шоссе. Непривычно, незнакомо – словно выгнали из дома ))) После пустых дорог Монголии, к городскому траффику приходиться привыкать – раздражает и очень плохо пахнет. Когда возвращаемся – слышим по рации команду «Моринхура». Радостно. Нас догоняет «Скромный» - он вчера рванул по пути по делам в Барнаул, мы догоняем Патрол – как и договаривались, команда стягивается на финишную поляну. Вечер проходит традиционно весело для финишной поляны. Участники монгольских экспедиций наперебой делятся впечатлениями, а некоторые меняются футболками. «Моринхурцы» выглядят утомленными, но довольными. Их дорога была значительно длиннее и график движения последних дней напряженным. Участники Соёмбы уже успели отдохнуть и задуряются по-полной. Устраиваем третью, уже традиционную, дискотеку с фонариками ЯЛ. Люди приезжают и уезжают, уходят и возвращаются. Даже дождь не разгоняет ORM по палаткам. Завтра все закончиться, но это будет завтра. А сегодня костер, похожий на ритуальный, лица друзей, плов от Вадикана, гриль от Даниила, изобилие спиртных напитков, сложность найти чая, баня, чей-то зонтик, под которым скапливается от трех до семи человек, песни про героев, дороги и «команду молодости нашей».
День последний 24-й. Финиш. Сегодня официальный финиш у Цирка. После вчерашнего бурного веселья на финишной поляне все собираются не спешно, вытягиваются в колонну, едут организованно, неожиданно быстро по городу. Колонна из 16ти машин прибывает на финиш с задержкой всего на 4ре минуты. Официальные слова, поздравления, кубки, дипломы…. Остаются на память, а в памяти остается другое – ощущение свободы, дороги и моменты, которые потом рассказываются друзьям. Команда Соёмбы собирается и поздравляет Костю Гомонова с Днем Рождения. Вот и все – можно разъезжаться, но люди в красных маечках не расходятся – кучкуются у машин, о чем-то разговаривают – не хочется расставаться. Расставаться с друзьями и с этим путешествием. Неохотно все все-таки разъезжаются, Валентина Куликова просит нас с Максимом Смирновым остаться – дождаться еще каких-то журналистов. Мы еще около часа общаемся с журналистами и потихоньку подмерзаем. Полный финиш.
Чем больше проходит времени, тем дальше становится Монголия, а так не хочется с ней расставаться, с древней и просторной страной. Мы увидели только маленькую ее часть, совсем немного прикоснулись к традициям и культуре, совсем недолго дышали чистым воздухом и наслаждались первозданной природой. И все уже закончилось. Постараемся рассказать вам о своем путешествии, поделиться впечатлениями и случившимися событиями в период с 25го (07.2011) по 16го (08.2011).
Итак, начинаем публиковать дневник экспедиции. Участников прошу добавлять фотографии и свои комментарии.
Все и сразу описать и показать не получиться. Фото, видео материалы и записи находятся в процессе обработки, а ячейки памяти заполняются новым и, возможно, не нужным.
Чтобы было всем все понятно, действующие лица:
«Белка» - TLC71, Лена Антипова (Lena (babirgan)) и Оля Подкопаева (Папарацци) 51-й – TLC80, Костя Гомонов, Сергей Филонников (Филинн), Гомонов Дима 10-й - TLC80, Олег Булгаков (TLCrazy), Юля Булгакова, Саша Гусев (Студент) Унимог (Униможка, Бронемог) – Вадик Сиваракша (Vadikan), Леша Сиваракша, Саша Останькович (O$Tank), Юля Парфенова (Юлка), Андрей Воронков (Самара) Эскудик (Жужелица) – Влад Жужуков, Яна и Соня Муха – Исудзу МУ, Гриднев Сергей (Скромный) и Фомин Юрий Патрол – Даниил Прицкау и Скурихин Максим Шевроле – Александра и Николай Астраханцевы Прадо –TLC78, Алексей и Никита Зуевы Яркий Луч –TLC75, Скавронская Юля (Питер) и Петраков Дима Итого на разных этапах в экспедиции участвовало 10 машин, 26 человек, в т.ч 2 детей и 2е формально детей.
Старт первого этапа СМ "В Страну Золотого Соёмбо" состоится ровно через неделю, 25го июля, с площадки ТЦ Колорлон г.Бердск сбор в 10-00, выезд в 10-15 Приезжаем с полными баками, в футболках экспедиции, 15 мин на общее построение, фото - видео съемку старта.
Саня, все хорошо, мы готовимся. Визы готовы, рамочки для дипломов куплены ) С тебя стартовый взнос, футболки на тебя заказаны размера XL, должны подойти, если не сильно вырос ))) Вопросы быта к своему экипажу.