Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 45 След.
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 4-й. Трофи началось.

Утро явило нам красные горы и беловатую воду реки. Вечером переживали, что близко стоят юрты аборигенов, но нас никто не беспокоил.

«Красные горы, серая река и белые юрты.» на Яндекс.Фотках

«Кин-дза-дза монгольская» на Яндекс.Фотках
Эта штука стоит недалеко от Ульгия на развилке дорог

Начинаем увлекательный квест – найти дорогу на Найрамдал. Она есть, но это не спортивно – ехать по федеральной трассе, надо искать новые, ну или хорошо забытые старые, красивые дороги.

«Дороги» на Яндекс.Фотках

Для начала надо попасть на реку Цагаан-гол. Она не так далеко, но дорога, идущая вдоль реки, вызывает сомнения. Надо проверить. Едем сначала по холмистой степи, грунтовка гребенчатая и пыльная. Дороги разбегаются по котловине, очень хорошо видно, что на другом конце все дороги сходятся в две – один путь идёт к юртам в узкой долине, другой – далее за перевальчик. Встречаем первое на нашем пути стадо верблюдов.
Перед Уланхуусом дорога спускается в заливные «луга» Цагаан-гола и становится ухабистой и с камнями. Сам Уланхуус, обычный монгольский поселок с глинобитными заборами и домами с плоскими крышами.

«Странный забор» на Яндекс.Фотках
Минуем Уланхуус, и направляемся по дороге, идущей по берегу реки Цагаан-гол.

«Долина реки Цагаан-гол» на Яндекс.Фотках
В окне автомобиля обычный монгольский пейзаж – холмы, юрты и бараны. Берега реки постепенно поднимаются, долина сужается, превращаясь в ущелье. Склоны пересекают сухие русла ручьев, дорога петляет, объезжая небольшие овраги. Появились уклоны, тем, кто боялся, выдали отвесы – детей и прочих штурманов, не желающих сидеть в машине.

«Долина реки Цагаан-гол» на Яндекс.Фотках

«Брод» на Яндекс.Фотках

«Тополевая роща в каменном ручье» на Яндекс.Фотках
По берегам растут ивы и тополя с красивыми серебристыми стволами и нарядной зеленой кроной. На прижимах дорога спускалась к реке и шла по воде. Дорога становилась все хуже и уперлась в труднопроходимый прижим. На несколько сотен метров пролезли 10-й и Муха и уперлись в очередной склон.
http://vkontakte.ru/photo105347224_266421012
http://vkontakte.ru/photo105347224_266421018

По карте, созданной при царе Горохе, по берегу реки идёт дорога. Судя по местности, дорога идет где-то в воздухе или по дну реки. Выслали пешую разведку – Андрея (город Самара). Андрей ушел. Остальные участники экспедиции расположились на берегу реки, гуляли по окрестностям, варили обед, проводили ТО своим автомобилям, Вадик показал чудеса парикмахерского искусства.
http://vkontakte.ru/photo105347224_266421020

Разведка вернулась и доложила, что дорога закончилась перед очередным прижимом. Надо возвращаться и уходить через перевал Кок-Майнак и поселок Джалгас-Толгой.

«Построение» на Яндекс.Фотках
Выехав из ущелья повернули в широкую долину реки Согоог-гол, дорога обычная – пыль, мелкие камни, гребенка, но ехали довольно быстро и весело. Поселок Согоог имеет вид заброшенный, но, видимо, сейчас почти все жители на летних пастбищах, в юртах, среди окрестных гор.

«п. Согоог» на Яндекс.Фотках

На перевале Кок-Майнак (высота 2199 м.) выявились проблемы с подачей топлива у Унимога. Быстренько провели ремонт и двинулись к поселку Джалгоас-Толгой.

«Ремонт» на Яндекс.Фотках

«Вот такие лица у механиков» на Яндекс.Фотках
Поселок также почти безлюден, на краю встретили строителей. Пока наши мужчины разговаривали с местными, женщины изучали местные строительные материалы.

«Кирпичи» на Яндекс.Фотках

«п. Джалгас-Толгой» на Яндекс.Фотках
В нескольких километрах от поселка реку пересекает мост, решили остановиться, провести разведку по развилкам дорог, а также половить хариуса.

«р. Согоог-гол» на Яндекс.Фотках

«Мост ч
[url=http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388827/]

«Опять карта» на Яндекс.Фотках

10-й и Белка уехали на разведку, остальные остались рыбачить. Результат – дорога найдена, три хариуса поймано.

«Отдых на реке» на Яндекс.Фотках

Начали подниматься на перевал (2487 м.), плохо идет 51-й. Поднимали в двойной сцепке (10-й + Патрол). На Унимоге поменяли свечи. С перевала открывается необъятные просторы Монголии во все стороны света.

«Вид с перевала» на Яндекс.Фотках

«Унимог на перевале» на Яндекс.Фотках

«Дорога с перевала» на Яндекс.Фотках

Муха вырывалась вперед и нашла «хорошую» дорогу в «нужном» направлении. Саня Останькович, штурман Унимога, громко и нехорошо ругается, потому что направление выбрано неверно, но едет на перевал – а как же приключения?  В сумерках заезжаем на безымянный перевал через хребет Согостын-Нуру. Перевал сначала довольно крутой и идет по руслу сухого ручья, потом становится пологим и довольно затяжным. У Белки загорается лампочка проблем двигатели или некорректной работы турбины. 10-й затаскивает 51-го, уезжает вперед и через некоторое время объявляет по рации, что дорога закончилась. Встали ночевать на плоскотине, поросшей скудной травкой и эдельвейсами уже в темноте. Внизу, недалеко речка и несколько юрт, от них отделился УАЗ и направился в нашу сторону. Местные жители – казахи, очень сильно удивились, увидев нас здесь. Дороги через хребет к реке Цагаан-гол в этом месте нет. Хорошая дорога в нужном направлении где-то рядом. С этой новостью, на высоте 2958 м. и легли спать.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 5-й. Пока все дома и вечер того же дня для группы заброски.

Ранним утром 10-й едет к юртам, расспрашивать про дорогу, там есть девушка, которая знает русский язык. Заодно подарили детям азбуку и другие детские книжки, которые нашлись в палатке.

«Лагерь на хребте» на Яндекс.Фотках

«Аул на ручье.» на Яндекс.Фотках
Только выехали со стоянки нас накрыла туча с дождем и снегом. За бортом +3, видимость около 10 м. Надо драпать!

«Снеговая туча» на Яндекс.Фотках

Вернулись к реке Туругийн-гол уехали в сторону перевала Монгол-Голын-дабан (2850 м.). Долина реки и окрестности  густо населены, много юрт, машин, скота.

«Зимник с красными воротами» на Яндекс.Фотках

При подъеме у "Белки" технические проблемы - двигатель"синячит", не тянет, зато поехал 51-й, он нас и поднимал на перевал.

«Белка капризничает.» на Яндекс.Фотках

На первом в этот день перевале  провели То и ремонт машин – у Унимога открутился двигатель, у Прадо не включаются хабы. Дорога впереди просматривается гладкая с массой подъемов и спусков. Далее на перевалы Белку тянет 10-й.

«Далее к Цагаан-голу» на Яндекс.Фотках

Сергей (Скромный) предложил налить в бензобак присадку (бензиновую) повышающую октановое число. Тут же возник спор, надо ли это делать. Лена решила, что можно лить, хуже не будет. Добавление бензиновой присадки решило проблему дизельного двигателя Белки! И далее ехали без проблем.

«Женский междусобойчик» на Яндекс.Фотках
На одном из перевалов подтянули засвистевший ремень у Унимога. На спуске к Цагаан-голу встретили австрийского Унимога.

«Страна камней» на Яндекс.Фотках
После обеда проехали пос. Загастнуур. перед бродом экспедиция делится – 1 колонна уходит через Цагаан-гол на озеро Хотон-нуур, 2-я вверх по реке до национального парка Алтай-Тован-Богд, забрасывать пешую группу на ледник Потанина.

«Мелких переводим на веревочке» на Яндекс.Фотках

«Говорим "До встречи!"» на Яндекс.Фотках

Вода в реке Цагаан-гол белая как молоко, какое дно не понятно. Сначала проехал Унимог, показал, что ехать можно, брод – фигня. Эскудо и Шевроле обесточенные и  с загушенными двигатели перетащили на сцепке Унимог и 51-й. Помахали ручкой друг другу с противоположных берегов. 10-й, Белка и Унимог отправились в свое путешествие к леднику. Дорога до парка не самая приятная – грунтовка с подъемами и спусками, уклоном, местами заболочена, где сухо, значит пыльно, попадаются ручьи с крупными камнями. Много юрт.

«Долина реки Цагаан-гол.» на Яндекс.Фотках

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388039/

«Корабли Монголии.» на Яндекс.Фотках

Доехали до открытого шлагбаума, а так как остановить нас и объяснить, можно ли дальше ехать, то мы спокойненько проехали еще километров 7. Остановились, наши пешеходы начали активно собираться на маршрут.

«Детки» на Яндекс.Фотках

«Общение с местными жителями» на Яндекс.Фотках

«Андрей к штурму готов» на Яндекс.Фотках

После 6 вечера три ослика ушли в сторону ледника, а мы приготовились к приятному вечеру на берегу реки.

«Найрамдал» на Яндекс.Фотках

«Вечер на Цагаан-голе» на Яндекс.Фотках

Сначала приехали местные жители, как-то говорившие на русском. Олег с ними долго беседовал. Потом неожиданно примчались три всадника, оказавшиеся инспекторами национального парка. Один неплохо говорил на английском. Выяснилось, что мы заехали на заповедную территорию, автомобилям категорически нельзя. Разговор был долгий, довольно тяжелый, самое часто употребляемое слово со стороны Сани было «Why?!». Мы пытались остаться хотя бы до завтра, инспектор пытался выписать штраф в 300 $ с машины и выгнать нас за шлагбаум. В результате мы сошлись на том, что мы сваливаем прямо сейчас, но и не платим ничего. Уже в темноте отъехали от шлагбаума метров 800, встали. На поляне решили не оставлять никаких записок, потому что группа ушла с рацией. Была договоренность периодически выходить с ними на связь.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 6-й. Ожидание (группа заброски).

Утро солнечное, ясное. Оля решила прогуляться в сторону вершин, прихватив рацию, что бы проверить, как далеко работает здесь связь. В одной из юрт нашла лошадку и мальчика для управления лошадкой за 30 тыс. тугриков.

«Конная тропа» на Яндекс.Фотках

Заехали на несколько километров дальше прежнего лагеря. На прием переносная рация работала хорошо. 10-й тоже предпринял автомобильную экскурсию на небольшое горное озеро, которое увидел на карте. Экипаж Унимога занимался Унимогом.

«Принесенный ледником» на Яндекс.Фотках

«Шлагбаум открыт, но не для всех» на Яндекс.Фотках

«Охотник.» на Яндекс.Фотках

В общем, все отдыхали и переживали за пеших туристов. Вечером пытались выйти на связь с группой, которая по времени должна была выйти как раз к месту заброски. Олег доехал до шлагбаума, его не пустили. Рация за весь вечер ничего не ответила.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День с  5-го по  7-й.  Свободное плавание рыбаков.

Отправившись без основного штурмана экспедиции (10-ки) и без резервного штурмана - повелителя карт (Сани Останковича),  группа рыбаков заплутала и заехала на не очень высокий, но очень крутой перевал. По впечатлениям участников, это был самый крутой (по углу въезда) из перевалов, пройденных в Монголии.

«Подъем на перевал» на Яндекс.Фотках

«Свободное плавание рыбаков» на Яндекс.Фотках

«Нам вперед» на Яндекс.Фотках

Проплутали до темна, и встали на ночевку не доехав до Хотон-нуура всего около 3 км, куда так стремились.  Уже ночью, на стоянке Даниил пошел смотреть на хариуса к реке (что в темноте можно увидеть в реке?), у реки обвалился песчаный берег и он упал прямо в мокрую воду. Река оказалась не глубокой, но впечатления остались.
На следующий день, быстро добравшись до озера, рыбаки наконец-то были счастливы – состоялось то, ради чего они сюда ехали – РЫБАЛКА.

«Вид на озеро» на Яндекс.Фотках

«Фотограф» на Яндекс.Фотках

«Шлагбаум на перешейке» на Яндекс.Фотках

«На озере нас встречают» на Яндекс.Фотках


«Раскладываем лагерь» на Яндекс.Фотках

«Заготовка дров» на Яндекс.Фотках


«Маленькой Соне - меленьких рыбок» на Яндекс.Фотках

«Рыбацкое счастье» на Яндекс.Фотках

«Шишички, иголочки» на Яндекс.Фотках


 Рыбалка была удачной. Первый улов достался Владлену – хариус грамм на 800г. Осман в озере не брал блесну, удивление вызвал хариус на 2,5кг, попавшийся в сеть.

«Вечер на Хотоне» на Яндекс.Фотках
Группа с пешеходами вернулась вечером следующего дня, как договаривались, хоть у рыбаков  была надежда, что мы задержимся. Значит завтра «алга» и рыбалка закончилась, поэтому встретили нас без восторга, но накормили вкусно и внешне проявляли дружелюбие.
ORM TLC71 "Белочка"
С днем рождения !!!
 
Мечты сбываются, когда они есть! С Днем рождения!
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День с 5-го по 7-й.  Восхождение на ледник и квест «найди свою машину» (пешеходы).

Вечером 5-го дня нашего путешествия мы приехали в точку начала нашей пешки на Найарамдал. Но до ледника идти еще порядка 30км по карте, а ведь хочется еще и на гору залезть. Почему люди стремятся к вершинам? ……
Не теряя времени и даже не поев (!), мы (я, Юлка и Андрей) быстренько собрали рюкзаки и, пока светло, пошли с целью максимально близко подойти к леднику пока не стемнело.

«вечер» на Яндекс.Фотках
И правильно сделали, если бы остались с вечера, то на следующий день или бы не залезли на гору или бы сдохли, хотя мы и так чуть не сдохли. Вышли после 18:00 по Новосибирскому времени и до сумерек прошли 8км.

«начало долгого пути» на Яндекс.Фотках


«почти ночь» на Яндекс.Фотках
Темнее быстро, поэтому в сумерках нашли подходящую стоянку в морене ледника – небольшой песчаный пляжик рядом с маленькими озерами с талой теплой водой. Просто райское местечко. Поставили палатку, приготовили ужин, с удовольствием поели (ведь лучшая приправа к еде это голод) и еще долго смотрели на звезды и говорили о вечном, хотя подъем был назначен на 4:30. Улеглись после 23. Ночь была ясной и неожиданно теплой. Мы были готовы к минусовым температурам на большой высоте около ледника.
Поднялись в 4:30 по будильнику, позавтракали, перепаковали рюкзаки – взяли с собой только снаряжение и сухой перекус.

«солнце еще не встало» на Яндекс.Фотках
В 5:00 мы уже шагали по морене в сторону ледника.

«в 5 утра» на Яндекс.Фотках
Рассвет был в 5:36, солнце догоняло нас сзади.  Величественные горы были совсем близко, но очень медленно приближались. Район называют «пять вершин», но вершин было гораздо больше и какая из них Найарамдал  мы не могли определить. Олег поставил точку на навигаторе и мы шли к ней, выход на ледник в любом случае примерно одинаковый.

«путь к леднику» на Яндекс.Фотках

«встает солнце» на Яндекс.Фотках
Как выяснилось позже, точка стояла на другой горе (название типа шапка Красноармейца), Найарамдал левее. По морене мы прошли 18 км  спустились на ледник в районе 10 утра.

«Юлка» на Яндекс.Фотках

«оглянись» на Яндекс.Фотках
На леднике Андрей провел инструктаж и мы одели обвязку, потренироваться.

«откуда это на леднике?» на Яндекс.Фотках

«водопой» на Яндекс.Фотках

«инструктаж» на Яндекс.Фотках

«вид назад» на Яндекс.Фотках


«Найарамдал» на Яндекс.Фотках

«затягивай лучше» на Яндекс.Фотках
В 12:00 на высоте 3200м «сказал кенгуру – я больше идти не могу», Юлку замучила «горняшка», ее тошнило и дышать она не могла. Немного поспорив, мы решили отвести ее на морену и продолжить путь наверх.

«Альпинистка» на Яндекс.Фотках

«Мы до туда не дойдем» на Яндекс.Фотках
Когда отводили Юлку (пришлось немного спуститься) на леднике встретили группу тульских альпинистов – 6 человек, одни мужчины. Они медленно шли к перевалу Картографов.

«впереди - перевал Картографов» на Яндекс.Фотках
Пришли они с Укока, безо всяких документов, прогуляться тут и обратно уйти в Россию. Они то нам и объяснили, где какая гора. Поняв, что шли не к той горе, мы поменяли курс, и пошли в нужном направлении, пересекая ледник Потанина практически полностью поперек. Потоптались мы там изрядно.

«Наш сНежный путь» на Яндекс.Фотках

«а гора все ближе» на Яндекс.Фотках

«Андрей несет лишнию веревку» на Яндекс.Фотках

«а я фотоаппарат» на Яндекс.Фотках

«сил нет» на Яндекс.Фотках

«эта вершина - пересечение трех границ» на Яндекс.Фотках
В 12:00 на высоте 3600, около турика перед началом крутого подъема, я поняла, что тоже больше идти не могу, а ведь еще назад спускаться и сегодня идти до основного лагеря, крутилась мысль. Руки и ноги сводило судорогой, ноги нещадно мерзли, так были мокрые после провалов в снег, стало подташнивать, слабость и в целом самочувствие не очень.

«я больше идти не могу» на Яндекс.Фотках
А вокруг красота! Солнце слепит даже в очках, снежная вершина совсем рядом, рукой подать. Совершенно непередаваемые ощущения …. Свобода, вечность, благодать. Даже ассоциации к ощущениям подобрать не просто.

«немного не дошли» на Яндекс.Фотках

Андрей выдал мне волшебных пилюлик от «горняшки», мы пожевали орешков и пошли вниз. Если бы не было ограничений по времени, и я не подыхала, то могли бы подняться еще метров на 200 выше, а дальше крутовато, думаю, что не решилась бы лезь на такой склон.
К 13:00 мы добежали до Юлки, по дороге вниз Андрей несколько раз провалился, так как ледник подтаял.  Примерно на 3500 у меня резко улучшилось самочувствие, то ли таблетки помогли, то ли 100метров высоты критичны. Пошли мы без акклиматизации, следующий наш подъем на Мунгун Тайгу дался легче и мне и Юлке. Но он случиться еще не скоро.

«Наша непокоренная вершина» на Яндекс.Фотках

Путь назад к палатке показался бесконечным. Мы пошли в обход морены по тропе, путь был действительно длиннее, но не настолько, как нам показалось. Сказалась усталость, мы шли в гору  с 5 утра с короткими передышками. Юлка искупалась в ледяном озере в начале нашего спуска, она вообще купалась все путешествие везде где только можно ))

«Юлкин бассейн» на Яндекс.Фотках
Около ледника встретили двух девушек-альпинисток, тоже из Тулы, но их маршрут был из Монголии и все документы были оформлены. Девушки отдыхали, а парни из их группы пошли на Найарамдал, ушли вчера, сегодня вечером должны вернуться. Значит, восхождение занимает два дня без подхода, а мы хотели с подходом в 18 км залезть, да еще и вернуться. Стало не так обидно за непокоренную вершину.  За мореной обнаружилась хорошая автомобильная дорога и лагерь с иностранными туристами. Дорога идет поверху, туризм вполне организованный. Возмутили мешки мусора, брошенные в ручей около лагеря с англичанами или американцами. Мусор в таких местах воспринимается очень болезненно. До палатки было 2км, примерно через два часа до нее все еще было 2км.

«По пути домой» на Яндекс.Фотках

Мы вышли на морену – палатки было не видно. Когда мы шли утром, палатку было видно очень далеко. Возникло беспокойство – не спер ли кто нашу палатку.

«Ледник все дальше» на Яндекс.Фотках

Палатка оказалась на месте, дошли мы до нее в седьмом часу вечера, солнце уже клонилось к горизонту. Сил не было никаких. Юлка лежала и молчала. Мы с Андреем пошли купаться в чудное озерцо у палатки. Туда  можно было нырять. Чувство ответственности не позволило нам остаться отдыхать. Собрав волю и остатки сил, мы упаковали вещи и в восьмом часу пошли в основной лагерь.
На подходе к лагерю гуляют лошади

«Красивые кони» на Яндекс.Фотках

К лагерю подходили уже совсем в темноте, сначала не понимали почему не видно какого либо света – около машин обычно горят фонари, вряд ли все легли спять. Они что, не ждут нас?  О чем я забыла написать – мы взяли с собой портативную рацию, пытались выйти на связь как и договаривались,  не пропустив ни одного сеанса, в 22 вечером и с 9 утра каждый час, но не разу не получили ответа. Этот факт нас, конечно, беспокоил.  Беспокойство усилилось, когда мы подошли к месту стоянки и не обнаружили там ни людей, ни машин.  Была мысль «может не то место», но в групповые галлюцинации я не верю, а у навигатора галлюцинаций быть не может. Пришли мы за 15 минут до «деад лайна», в 21:45, договаривались, что «деад лайн» в 22:00.  Где все????? Где моя машина ???? Обшарили поляну в поисках записки, не обнаружили даже ни одного фантика – никаких следов пребывания здесь людей. Только чуть поодаль нашей поляны -  теплое костровище, воняющее шерстью, явно оставленное местными. Не думать всякую фигню в такой ситуации сложно.  Но основным было предположение, что их выгнали, сами они уехать, прихватив чужую машину,  не могли, в команде оставалось, как минимум, две разумные женщины. За кого мы больше волновались не понятно, то ли за себя – мы в чужой стране, без копейки денег, без еды; то ли за наших – не известно, что произошло. На оптимистичной ноте, озвученной Андрюхой «не беспокойтесь, я знаю короткую дорогу в Россию» мы легли спать. Спали очень плохо, не смотря на усталость. Юлке приснилось, что Унимог за камнем, рядом со стоянкой. Она, убедившись, что мы не спим, рассказала нам сон, основная мысль была «Вадик, забери меня отсюда».  
Отдыха не получилось, уровень гормонов стресса в крови очевидно увеличился, поэтому в 8 утра наши организмы бодро шагали вниз по долине. Мы зашли в близжайшую юрту и расспросили старшего тывина, который немного говорил по-русски. Сначала он сказал «их арестовала полиция», потом объяснил, что пошутил и что наши машины стоят у реки вниз по долине километрах в трех и ждут нас.  Мы отказались от предложенной в юрте еды и пошли искать нашу команду. 3км вниз по долине – это до шлагбаума, зачем они туда переехали?  К воде,  что ли? Или это они над нами так решили пошутить? Через пару километров мы стали рыскать по долине, боясь пропустить стоянку. Откуда только у нас были силы? В 9:00 и в 10:00 снова пытались выйти на связь – без ответа. Так и дошли до шлагбаума, а до него около 7км. Там нам объяснили, что наш лагерь метров в 800 за шлагбаумом, потому что их выгнали. К 11 примерно мы пришли к лагерю, никто особо не оживился, даже пытались нас в чем- то обвинить (на самом деле обрадовались, просто некоторые скрывали это). Из нас никто не озвучил ни одну из мыслей, которые были вечером и утром. Облегчение, радость, спокойствие и усталость накрыли одновременно. Нас вкусно накормили горячей и жидкой едой, мы переоделись и, главное, переобулись. На Белке ехал Саня Студент и, значит, у меня есть сменный водитель.  Он сразу предложил меня заменить, но я отказалась, чувствовала себя прекрасно, не смотря на насыщенные предыдущие двое суток. Мы на машинах, вместе и все хорошо. Поехали на Хотон примерно в 12:30.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День7-й.  Воссоединение экспедиции.

С утра активно ждали пешую группу.

«Долина реки Цагаан-гол» на Яндекс.Фотках
Попытались еще раз проехать, что бы забрать туристов, но инспекторы были непреклонны. Попытка связаться по рации не принесла результатов. Около 11 часов на горизонте появились три понурых ослика, бредущих под палящим солнцем Монголии в нашу сторону. Ура, пешая группа вернулась. Рассказали, как они пришли в 10 вечера к месту высадки десанта, а там – никого и ничего. Никаких следов пребывания, даже фантиков от конфеток, нет записок или других знаков. Рация не отвечала. Переночевали и уже утром пришлось им топать еще 8 км.
Собрались и поехали обратно к броду через Цагаан-гол. На другом берегу опять размышляли и спрашивали у местных, где дорога на Хотон-нуур.

«Долина реки Цагаан-гол» на Яндекс.Фотках
Выяснили, поехали. Довольно крутой подъем, давайте оглянемся на долину и попрощаемся с рекой Цагаан-гол.

«Долина реки Цагаан-гол» на Яндекс.Фотках
Впереди нас ждет дорога – дикая, но симпатичная.

«Маленький мостик» на Яндекс.Фотках
Погода начала портиться. Перед озером Их-Хаг-нуур проехали невероятный пейзаж.

«оз. Их-Хаг-нуур» на Яндекс.Фотках
Местность то ли взрывали, то ли великаны  копали, огромные ямы, огромные камни, дорога петляет, поднимаясь и спускаясь, по камням и вокруг камней. Само озеро встретило нас, нахмурившись тучами и брызгая мелким дождиком. Пейзажи неприютные, скудная травка, ярко-охряные холмы, на вершинках которых высятся скальные выходы, похожие на развалины замков древних великанов.


«Скалы» на Яндекс.Фотках


«Бурханим» на Яндекс.Фотках
На очередном перевале пообщались с местными жителями, показали им какая у нас большая, красивая, вся разноцветная карта.

«Так куда мы едем?!» на Яндекс.Фотках

«А давайте спросим у местных жителей» на Яндекс.Фотках
Поехали озеро Цаган-нуур, очень грустное, почти высохшее. С очередного перевальчика открылся волшебный вид на небольшую долинку с речкой, зеленым лугом и вековыми лиственницами.

«Вид с перевала» на Яндекс.Фотках

«Наверное это пересыхающее озеро Наган-нуур» на Яндекс.Фотках

«Спускаемся в долину реки, притока Ховд-гол» на Яндекс.Фотках
Далее пыльная и ухабистая дорога пошла опять по степи. Зато появилось множество следов более древних цивилизаций. Проезжали курганы пазырыкского и тюркского времени. На глобальные насыпи пазырыкских курганов мы полюбовались из окна, но когда увидели вдалеке тюркские каменные бабы, то Белка не удержалась и рванула посмотреть на эти чудеса поближе.

«Тюркские курганы» на Яндекс.Фотках
Тюркский дядька из светлого гранита равнодушно взирал на нас. Он стоял много веков и еще простоит, а мы уедем.

«Красавец-мужчина» на Яндекс.Фотках
В этих степях народу вообще нравилось хоронить своих усопших, потому что через какое-то время проехали еще одно старое кладбище.

«Кладбище. Через несколько тысяч лет - курганы» на Яндекс.Фотках
Поднявшись на небольшое плато, тоже взрытое и густо усеянное камнями разных размеров, мы стали слышать нашу рыболовецкую артель. Причем рация Белки хорошо работала на прием, а рация Мухи и 10-го на передачу, чтобы поговорить надо было остановиться рядом. И вот появились далекие вершины хребта – границы между Монголией и Китаем, а под ними синяя гладь озера Хурган-нуур.

«Кусочек озера Хурган-нуур» на Яндекс.Фотках
Нам еще ехать вдоль этого озера, прежде чем мы попадем сначала на мост соединяющий берега в узком месте перешейка Сыргаль между озерами. Перед мостом располагалась заправка и сидели задумчивые аборигены.

«Мост» на Яндекс.Фотках
В топливе нам было отказано. За мостом нас встретили Муха и Патрол. Еще немного и наконец-то лагерь. Мы вывались из своих машин и накинулись на предложенные нам рыбные деликатесы. Утомленные рыбаки снисходительно улыбались, хвалились вооооооот такими уловами, рискуя вывихнуть руки. Мы им верили, потому что все фотозадокументировано и по кускам в сковородке было видно, что народ не мальков ловил.

«Вечер на Хотон-нуур» на Яндекс.Фотках

«Лагерь на Хотон-нуур» на Яндекс.Фотках

«Черный осман. Вкусный» на Яндекс.Фотках

«Вечерняя рыбалка» на Яндекс.Фотках
Вечер прошел весело и непринужденно, как и все наши вечера. Так как на берегу озера были дрова, то вечером затеяли пионерский костер, так хорошо!

«оз. Хотон-нуур» на Яндекс.Фотках
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
Дальше дневник экспедиции делится на три части, так как с вечера 5-го дня до вечера 7-го дня было разделение на группы: группу «рыбаков», которые уехали на Хотон-Нуур на рыбалку, группу заброски, уехавшую в сторону г.Найарамдал – 10-й, Унимог и Белка и, собственно, пешеходов – я, Андрей (Самара) и Юлка.

У разных эпизодов разные авторы. Думаю, будет интересно, но это будет завтра.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 8-й. Короткая дорога.

Утром занимались различными ремонтными работами: заварили амортизатор Прадо, исправляли проблемы в сцеплении на Унимоге, меняли свечи.

«Утро» на Яндекс.Фотках

Выехали с озера почти в обед.

«Построение» на Яндекс.Фотках

Ехали вдоль озера, проехали пару бродов, потом дорога поднялась на невысокое плато, начала петлять, скакать по ухабам и пылить.

«приток р. Ховд-гол» на Яндекс.Фотках

«Пирамиды и верблюды. Египет однако.» на Яндекс.Фотках
По рекам появились мосты различной степени сохранности. Концы ограничительных столбиков нового моста были выкрашены в красный цвет, как будто недавно сажали на кол, то ли нарушителей погранзоны, то ли нерадивых строителей.

«Новый красивый мост» на Яндекс.Фотках

По дороге попадались огороженные забором большие территории зеленых лугов.
Заборы выложены из камней, настоящие блиндажи для коров

«Каменный забор» на Яндекс.Фотках
По дороге нам попалось большое количество сменной обови

«Кто-то тапки потерял» на Яндекс.Фотках

Опять появились курганы, цепочки балбалов, средневековые мавзолеи, похожие на старейшие египетские пирамиды. Пейзаж дополняли редкие кривые лиственницы.

«Лиственницы» на Яндекс.Фотках

«Хороший мост» на Яндекс.Фотках

«Лучше в брод» на Яндекс.Фотках

Потом озера, лиственницы, курганы остались за спиной, и несколько десятков километров мы ехали по пыльной, довольно гладкой и почти прямой дороге.

«Опять пылим» на Яндекс.Фотках

Возле моста через реку Годон-гол есть заправка, магазин, погранпункт. В магазине есть водка, лимонад, печенюшки, шпроты, конфеты. На заправке – бензин. Заправлялись долго, колонка качает топливо, пока крутишь ручку. Ручку крутили почти все – хозяин заправки, дети, еще какие-то молодые люди и наши ребята. Хозяин был доволен и счастлив. У него была одна проблема – не хватало карманов для того, чтобы складывать деньги.

«Очередь на заправку.» на Яндекс.Фотках

«нехитрые развлечения» на Яндекс.Фотках

«Крутили ручку все по очереди» на Яндекс.Фотках

На погранпункте нас отметили и пропустили через мост. Проехали мимо археологической партии, работавшей на роскошном курганном комплексе.

«Курганные комплексы р. Годон-гол» на Яндекс.Фотках
(Коммент от Оли: кому интересно – найдите в гугле эти курганы. С космоса они выглядят совершенно фантастично – различной формы, обрамленные кольцами и квадратами, которые разделены на сектора. Скромный, тебе надо было за ощущениями туда обязательно зайти. Расположены в долине реки Годон-гол.).

«Седая лошадка» на Яндекс.Фотках

Далее дорога раздвоилась – прямо и через небольшой мостик направо. Мы поехали прямо, поднялись на сильно каменистое плато. Дорога извивалась и петляла, как сумасшедшая змея. К тому же попадались большие камни.

«Униможка» на Яндекс.Фотках

«Патролище» на Яндекс.Фотках

Закралось подозрение о правильности выбранного пути. В конце концов,  дорога привела к зимникам в тихом и красивом ущелье.

«Монгольские просторы» на Яндекс.Фотках

Вернулись к перекрестку и мостику через реку Цаган-Асгын-гол. Скромный поехал на разведку по очередной развилке, дорога вела затяжным подъемом куда-то вверх. Мы поехали по дороге, которая обозначена на карте. Сначала ехали по узкому ущелью, очень красивому, с прижимами к отвесным скалам, потом поднялись на холмистое плато и выехали в нарядную долину с множеством юрт.

«Обычное жилище» на Яндекс.Фотках
Скромный вернулся по нашим следам, потом сказал, что до этих юрт он доехал, только с другой стороны, стоило такие круги нарезать. А если бы не туда заехал? Зато много нового увидел. Где-то в этих краях у местного жителя поинтересовались дорогу на поселок Алтай. Местный житель по-русски ответил, что дорога б..(ой)..п..(ой) (нецезурная брань не допускается), в общем, очень плохая дорога. От юрт начался довольно затяжной подъем. Абориген нас не обманул: верховые болота, хоть и подсохшие, огромные камни среди кочек. Скорость упала до предельно низкого уровня. Машины скакали, взбрыкивая, как необъезженные лошади.

«картинка» на Яндекс.Фотках

«Долина» на Яндекс.Фотках
Эскудо оторвал глушитель, прикрутил, снова оторвал и так много раз. Там же глушитель оторвал Шевроле, несколько позже, чем Эскудо, так как он отлифтован и значительно выше Эскудо. Прошли безымянный перевал 2813 м. Смеркалось. Ехать в темноте по условной дороге по верховым болотам с камнями нельзя. Приглядели недалеко от дороги озеро прямо в болотце, по кочковатому лугу подобрались поближе и устроились на ночевку, было холодно и неуютно, но в компании друзей, спрятавшись от ветра за машинами, вполне можно жить.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 9-й.  Внеплановое счастье рыбаков.

Утро прохладное, но солнечное. На улице оказывается значительно комфортнее, чем кажется внутри спальника.

«Утро на высоте 2813 м» на Яндекс.Фотках

«Полосатое отражение» на Яндекс.Фотках

«Лагерь у озера» на Яндекс.Фотках
Над лагерем летают огари, за озером пасутся лошади, красота.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/389043/
Продолжаем наше путешествие, старт в 8:40. Выбрали направление на город Буянт, минуя поселок Алтай. Он нам и не нужен, что там делать – сувенирных лавок ведь нет. Скачки по кочкам не пропали даром – у Шевроле открутились и потерялись гайки переднего левого колеса, чудом не растеряли сами колеса. Свинтили недостающие с запаски. Все дружно проверили подковы на своих железных конях. Дорога продолжилась ухабистая, с уклонами, при этом с красивыми видами.

«Шевроле прикручивает гайки» на Яндекс.Фотках

«Каменистая дорога» на Яндекс.Фотках

Ехали по холмистому плато с плавным набором высоты, вдруг неожиданно открылся вид на широкую долину Сагсай-гол и город Буянт с пригородными юртами с высоты птичьего полета. Дорога извивалась вниз по склону. Зрелище захватывало дух своей красотой и простором.  

«Стройся!» на Яндекс.Фотках

«Уклоны.» на Яндекс.Фотках

«Вдалеке город Буянт» на Яндекс.Фотках

«Пылим к городу» на Яндекс.Фотках

В Буянте запаслись чистой водой, позвонили родным по мобильникам, здесь Леша Зуев выяснил, что наступило событие, требующее его присутствия в Новосибирске раньше запланированного и его стало неудержимо рвать на родину. Белка и 10-й съели в гуанз все поозы, остальные совершили набег на окрестные магазины. Больше в Буянте делать было нечего, и экспедиция направилась в сторону озера Толбо-нуур.

«Заправляемся водой» на Яндекс.Фотках

«г.Буянт» на Яндекс.Фотках
После бедных растительностью и красками холмов, красивая и сочная зелень в долине реки Сагсай-гол радовала глаз. По узкому извилистому ущелью поднялись в очередной горный массив, преодолели перевал Дэд-Халгайтын-Даба 2405 м. Появились яркие скальники от желтого до темно-красного.

«Пестрота» на Яндекс.Фотках

«Долина Сагсай-гол» на Яндекс.Фотках
Плоская котловина озера Толбо-нуур  выглядит нарядно – обрамлена красными горами, ярко-зеленая трава густо усеяна небольшими светлыми камнями. Но ехать по такому покрытию – удовольствие сомнительное. На северо-восточном берегу озера высятся скальные останцы, образующие небольшие уединенные бухточки с песчаными пляжами.

«Каменная птица» на Яндекс.Фотках
На таком пляже мы расположились на обед. Изначально планировалась2-х часовая стоянка с рыбалкой.

«оз. Толбо-нуур» на Яндекс.Фотках

«Маленькие бухточки Толбо-нуура» на Яндекс.Фотках
Осмотр автомобилей выявил серьезную поломку у 10-го: оторвалась тяга моста. Для ремонта требуется сварка и время.

«Кто-то работает» на Яндекс.Фотках

Ремонт и благостное место на озере определяет решение устроить полудневку, график будем догонять завтра. Юлка тут же начала агитировать на покупку барана. Понимающие люди занялись ремонтом автомобилей, непонимающие, то есть женская и детская часть экспедиции – пляжингом, фотографы разбрелись по окрестностям, 51-й и Юлка поехали искать юрты для закупки барана.

«Кто-то работает» на Яндекс.Фотках

Сказка про барана от Юлки.
Т.к. волею судьбы у нас оказался свободный вечер, решили купить барана. Мы же в Монголии. В путь отправились Костя с Юлкой, забыв про языковой барьер.
Покрутившись по долине, не с первой попытки нашли юрты. В первых юртах ни кого не было. В крайней стригли баранов,  но преодолеть  языковой барьер так и не удалось.
Поехали к юртам на другой стороне оврага. В первой же юрте, с помощью, жестов мы объяснили, что нужен баран, но вот как объяснить, что нужна  овца? Это оказалось гораздо сложнее. С большим трудом, наконец-то выбрали особь,  которая понравилась.
Мужское население юрты пошли заниматься бараном, а женщины пригласили гостей в юрту.
Накрыли стол, разлили чай.  Юлка выяснила, что в юрте живут 7 человек, хотя кроватей почему-то было 4. Дождавшись в юрте, когда разделают барана, попробовав казахской кухни, мы поблагодарили хозяев и уже прямой дорогой двинулись в лагерь, мечтая о  шурпе…

Это мы разделываем барана:

«Почему на озере нет ряби в отдельно взятом районе?» на Яндекс.Фотках


Прошел хороший дождь и появилась красивая радуга. Вернулся 51-й с бараном. На закате рыбаки наловили нам рыбы. Рыбацкая удача улыбнулась Владу с Вадиканом, когда они уже после ремонта 10-ки поплыли попытать счастья в густых сумерках. Экспедиция не голодала. Вечер опять прошел весело и непринужденно.

Это радуга

«оз. Толбо-нуур.» на Яндекс.Фотках
Это просто красота

«Вечер на Толбо-нууре» на Яндекс.Фотках

Это Ольга с османом

«Османище» на Яндекс.Фотках

Это почти готовая шурпа

«Шурпа однако. Баран покупали однако.» на Яндекс.Фотках
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 10-й.  Очень длинный.


«Утро на Толбо-нуур» на Яндекс.Фотках
Полюбовавшись утренним видом на озеро, мы выехали в сторону какой-то умопомрачительной, по словам бывалых,  рыбалки на реке Завхан-гол в 9:10, но до рыбалки почти 400км, что по Монгольским меркам точно не мало.   Дорога от Толбо-нуур весьма пыльная. Вокруг преобладают горные степи и полупустыни.

«пер. Улаан-хетел» на Яндекс.Фотках

Выезжаем на федеральную трассу – миллениум роад, сразу вспоминается «здесь будет город-сад». Дорога здесь тоже когда-нибудь будет, ключевое в этом предложение время будущее. Преодолели красивый перевал, с красноватой почвой и улучшенным грунтовым покрытием. За перевалом, несколько юрт, молодые люди предлагают за тугрики сфотографироваться с беркутом. На одном из перевалов есть дорожный знак, призывающий уступить дорогу летящему сверху, или взлетающему вверх транспорту.

«Видимо надо кому-то уступить дорогу.» на Яндекс.Фотках
За очередной горной грядой началась плоская невыразительная долина, дорога разделяется на множество ответвлений, идущих параллельно друг другу.

«Облако» на Яндекс.Фотках
Ехали довольно быстро, пока у Унимога не порвали переднее правое колесо. Ремонтные работы провели быстро.

«Опять колеса» на Яндекс.Фотках

«Читаем карту» на Яндекс.Фотках
 Подъезжая к Ховду, мы увидели информационный плакат о проведении здесь Монгол-ралли.


«Монгол-ралли» на Яндекс.Фотках
Справка:
Монгол-ралли. Автомарафон, который придумали англичане, стартует из Великобритании, Испании и Италии. Чтобы стать участником благотворительного автопробега, нужно внести вступительный взнос (если стартуешь из Лондона, взнос составляет 1 тыс. фунтов стерлингов) и купить автомобиль с объёмом двигателя не более одного литра. Организаторы специально отказались от участия в этом ралли современных внедорожников, чтобы не испортить праздник любителям экстремального отдыха. География участников пробега весьма обширна, в нём участвуют команды из Англии, Голландии, США, Бельгии, Норвегии, Италии, Ирландии, Египта и даже Австралии. Много и международных экипажей. По приезде в Улан-Батор каждый экипаж отдаёт свою машину организаторам ралли. Вырученные от продажи деньги идут на поддержку детей и малообеспеченных семей Монголии и других развивающихся стран. (по материалам сайта http://altapress.ru)
есть сайт на английском: http://www.theadventurists.com/the-adventures/mongol-rally
http://en.wikipedia.org/wiki/Mongol_Rally (тоже по-буржуйски)

Прямо перед Ховдом  нас захватил сильный ливень.

«Пригород Ховда» на Яндекс.Фотках
Над городом суетилась пыльная буря, закручивая небольшие смерчи. Вместе с нами ливень переместился в город. Въезд в Ховд платный, на мосту стоит шлагбаум. В городе из-за дождя нет электричества и многие заправки не работали.

«Как у нас....» на Яндекс.Фотках
Оказалось, что сложно найти кафе с традиционной кухней. В паре помпезных заведений вопрос о поозах был встречен кислыми мордочками молоденьких официанток, поэтому экипаж Белки обошелся сухим пайком. Но в основном народ обедал в различных кафе.

«Театр г. Ховд» на Яндекс.Фотках
Когда появилось электричество, все заправились топливом. Есть бензин и ДТ. Нашли магазин, где можно купить сувениры, выбор не богатый, побродили по нему с фонариками, в отсутcтвии электричества. На выезде из города у Унимога срезало болт коробки. Ремонтировали на выезде из города, на представление пришли местные ребятишки.

«Детская игра» на Яндекс.Фотках
Наконец-то распрощались с Ховдом, до поселка Мянгад идет хороший асфальт, потом начинается грунтовка.

«Асфальт за городом Ховд» на Яндекс.Фотках

Начинается пустыня с какими-то чахлыми пучками травы и такыром. Очень пыльно.

«Пылим по пустыне» на Яндекс.Фотках

Навстречу попадается сцепка, волокут Лексуса перевертыша, за рулем мятой машины сидит счастливый обладатель, счастливый потому что остался живой, видимо.

«После аварии» на Яндекс.Фотках

Справа вдалеке нас сопровождает гладь большого озера Хар-Ус-Нуур. Озеро входит в национальный парк «Хар-Ус-Нуур», охраняется, так как по берегам обитает множество очень редких животных и птиц.

«Степь монгольская» на Яндекс.Фотках

В поселке Дэргэн заглянули в дацан, но так как было довольно поздно, то было все закрыто, походили вокруг и рванули далее.

«Дацан» на Яндекс.Фотках

Наша сегодняшняя цель – река Завхан-гол, должна быть достигнута, дорога позволяет двигаться в темное время.  На закате проехали странную гору. Половина зеленая, половина красная. Большой растительности на ней нет.

«Двойная гора» на Яндекс.Фотках

До реки добрались, когда уже стемнело, нашли ровную площадку, грунт твердый, как будто зацементированную, колышки забить невозможно. Дорога была утомительная, многие в темноте полезли купаться в речку. Вода прозрачная, довольно теплая, но попахивала тиной. Рыбачить назначено на завтра. Всем спать...
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 11-й.  День веселый, с приключениями.

С добрый утром!

«р. Завхан-гол» на Яндекс.Фотках

Так как в этот день была назначена рыбалка на реке, в лагере с утра шевелились только полусонные рыбаки. Собрав свои снасти, они рассредоточились по крутому берегу реки. Рыбалка пошла сразу, с каждого заброса клевал осман.

«Рыбалка на Завхан-голе» на Яндекс.Фотках

Рыбаки были страшно разочарованы – клюет мгновенно, рыба не сопротивляется, нет той спокойной медитативности в ожидании поклевки и радости от удачного улова (а удачный улов не всегда выражается в количестве пойманного) которые так ценят мужчины. С десяток оставили для жарки, остальных рыб выпускали обратно в реку.

«Рыбалка на Завхан-голе» на Яндекс.Фотках


«Отражение» на Яндекс.Фотках

Недалеко от лагеря обнаружился заброшенный «кирпичный заводик» - глинистая яма, с заготовками кирпичей, уже полуразмытыми дождями.

«Заброшенный кирпичный завод» на Яндекс.Фотках
Противоположный берег – низкий заливной луг, по нему ходила одинокая овца забавного цвета. Голова и шея у нее была абсолютно черная, а тело чистого белого цвета. Приезжали на лошади аборигены, мы думали, что они заберут ее, но овца так и осталась пастись в одиночестве. Это выглядело как-то странно. Снялись с места стоянки после 11 утра, раньше чем планировали (старт по случаю рыбалки был назначен на 12:00), так как с утра нарыбачились до тошноты.

«Лагерь на Завхан-голе» на Яндекс.Фотках

Через реку Завхан-гол построен новый хороший мост, на другом берегу новая гостиница и гуанз, но поозы нам не дали, потому что было еще рано.

«Нам туда. Но там закрыто» на Яндекс.Фотках

Сначала ехали вдоль реки, прихватив кусочек пустыни Ханхарын-элс. Среди песков и ярко-зеленых плотных колючих кустов ловили для фотосессии маленьких и юрких ящериц.


«Жители песков» на Яндекс.Фотках

Всю дорогу Лена жестоко зевала, клевала в руль носом, и было принято решение заменить пилота Белки на Саню, штурмана 10-го экипажа, потому как Оле было страшно ехать со «автопилотом» за рулем. В результате Оля спала на заднем сидении 10-го, а Лена на штурманском своей Белки. Прошли небольшой перевал 2110 м. При подъеме у 51-го появились проблемы с подкачкой топлива, вероятно, грелся бензонасос. После перевала поискали немного дорогу, так как нам надо выйти на поселок Завханмандал.

«Ковыльники» на Яндекс.Фотках

После перевала наблюдали настоящий беспощадный бой быков. В небольшом стаде бычков назрел конфликт, который решался только боевыми действиями. Зрелище завораживающее. Я даже проснулась.

«Свирепые быки» на Яндекс.Фотках

А на горизонте появились барханы пустыни Монгол-элс (в Монголии есть несколько озер Хар-нуур, несколько пустынных областей имеют название – Монгол-элс, в Ховдах, Алтаях и Буянтах вообще заблудиться можно). Среди невысоких блекловатых гор они выделялись своей золотистостью и четким ритмом барханов.

«п. Завханмандал (Dzavhanmandal)» на Яндекс.Фотках

Под барханами  расположился поселок Завханмандал. Аккуратный, чистый поселок, с ровными улицами, большим новым зданием администрации и заправкой с бензином и ДТ.

«Администрация» на Яндекс.Фотках
Экипаж Белки пошел в администрацию сделать отметки в маршрутной книжке. Внутри здания, как в любом сельсовете любого районного поселка любой области – агитплакаты, доска почета. На каждой двери приклеены круги с красной стрелкой, разбитые на сектора, каждый сектор подписан. Видимо, указав красной стрелкой на любой из секторов, хозяин кабинета дает знать что-то посетителям, нам было интересно, но не понятно.

«Загадочные круги.» на Яндекс.Фотках

Как ни странно, в довольно крупном Завханмандале мы не нашли воды (может быть не сильно-то и искали), но нашли и бензин и Дт. Зато вода была в поселке Эрдэнехайрхан. Мы подъехали к колонке, которая закрывается на замок. Держатели ключей оказались на месте. Нам налили воды, но мы так и не поняли платная ли это вода, и по какому графику она открыта.
Ехать по нормальной монгольской дороге довольно утомительно – быстро по гребенке не поедешь, пейзаж меняется довольно медленно и участники экспедиции, как могут, развлекают друг друга по рации. Так вот, где то в полупустыне, когда солнце давно ушло из зенита, Вадикан заметил из Унимога (высоко сижу – далеко гляжу) валяющеюся бутылку водки (глаз у Вадикана наметан), о чем незамедлительно сообщил по рации. Скромный, как «легкая кавалерия» нашей команды, эту бутылку подобрал. Бутылка оказалась действительно нераспечатанной монгольской водкой. Через несколько километров у дороги мы встречаем группу нарядных, в национальных халатах,  пьяных монголов на нарядных  красных китайских мотоциклах. Монголы делают недвусмысленные знаки. Наверное, в жестах всего мира «бухать» выглядит одинаково. Перевели мы их жесты, как «вы не находили нашу бутылку?, очень хочется пить». В этом месте первый раз было высказано предположение, что сегодня у монголов праздник, а у нас в эфире началось веселье.

«Пустыня Монголэлс» на Яндекс.Фотках

«Едем на оз. Хар-нуур» на Яндекс.Фотках

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388276/

Дорога к озеру Хар-нуур сначала шла вдоль высоких барханов Монгол-элс, потом пошла в горы по неширокому ущелью, которое в одном прекрасном месте разделилось на два. Мы поехали по левому. Нас стали догонять местные джигиты на шустрых монгольских лошадках.

«Клёвый жених» на Яндекс.Фотках

Так как по каменистой дороге ехать получается медленно, то веселые и снова, похоже, пьяные монголы нас довольно быстро догнали и обогнали. Олег ехал первым и группа монголов подъехала к нему, решив, наверное, что он «хозяин табора». Олег пытался уточнить дорогу в нужном нам направлении, а монголы пытались свататься.  Как колоритный женишок умудрился объяснить, что хочет на мне жениться не понятно, номер машины написал, остальное на жестах. Когда я подъехала, Юля спросила «у кого номер 966?» и коротко сказала  «уезжай».

«В поддержку жениху - дружки» на Яндекс.Фотках
Дорогу они все таки объяснили, Олег отблагодарил их початой бутылкой Кока-Колы, объяснив, что «мы спортсмены, разрядники, не пьем, не курим». К Патрулю «жених и компания» привязали лошадь, ребята тоже чем- то откупились.
http://vkontakte.ru/photo105347224_266527138

Разворот и возвращение к развилке не заняло много времени. Появилась новая тема для обсуждения и в эфире пошла новая волна веселья.
Начался очень нудный перевал, на который мы поднялись только в сумерках. Уже в темноте спустились в долину озера и тут на нас было совершено нападение. На машины, одну за другой, так как дистанция  в пыли и темноте довольно приличная, кидалось примерно десяток всадников с длинными шестами. Этими шестами они стучали по крышам и лобовым стеклам, сами перегораживая дорогу, пытаясь остановить машины. Останавливаться как-то не хотелось и веселье как-то закончилось, пришлось принимать резко вправо, прыгая поперек дороги, чтобы объехать эту конницу. Было предположение, что таким образом они пытались нас отогнать от скота, но Унимог наоборот  пытались загнать на стадо. А так как сегодня все встреченные нами монголы были пьяные, мы как можно быстрее уехали, стараясь избежать лишних приключений.
Уже на песке, на подъезде к озеру за нами увязались мотоциклы.  Уткнувшись в темноте в бархан, мы остановились, но затаборились не сразу – подождали, соблюдая светомаскировку, не приедут ли гости. Никто к нам не приехал и мы  встали на ночевку. А кругом красота – не видать ни черта.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 12-й. Дневка на озере Хар-нуур.

Утреннее солнышко долго поспать не позволило и дневка получилась длинной.  Утро явило красоту озера, приютившегося в песчаных барханах, на высоте больше 2000м над уровнем моря. Место располагало к созерцанию и коротким прогулкам по берегу и барханам.

«оз. Хар-нуур» на Яндекс.Фотках


«Лагерь на берегу оз. Хар-нуур(?)» на Яндекс.Фотках

Юлка с утра начала приставать к рыбакам «хочу рыбы». Рыба по ее словам в этом озере очень вкусная, похожая на крупную пелядь и ловиться только в сети. Сети ставить не хотелось.  Юлка ушла купаться и тут подъехали местные с рыбой. Не долго думая, Скромный купил ведро рыбы на всех за 40 долларов. Рыба действительно оказалась очень вкусной. Рыбалка получилась удачной.
http://vkontakte.ru/photo105347224_266527142

Все занялись хозяйственными работами.

«Банно-прачечный комплекс» на Яндекс.Фотках
На Белке поменяли крестовины заднего кардана.

«Замена крестовины» на Яндекс.Фотках
Устроили небольшие покатушки по барханам.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388296/
Днем к нам подъехал «хозяин земель», то ли глава района, то ли начальник другого ранга. Оказывается, мы заняли самую лучшую здесь поляну. Пообщались, он сносно говорит по-русски, они поехали в другое место, вежливо пожелав нам хорошего отдыха.
http://cs10041.vkontakte.ru/u105347224/141110707/z_7ac5632a.jpg
Купались и загорали, здесь было больше всех обгоревших, но вода довольно холодная – долго не поплаваешь.

«Табор» на Яндекс.Фотках

http://vkontakte.ru/photo105347224_266527197


«ноги от ушей» на Яндекс.Фотках

Вечером устроили «сектанскую» дискотеку, использовав фонарики «яркий луч» в качестве цветомузыки (фонарик, включенный в режиме мигания закапывается в песок, на него ставиться бутылка с цветной жидкостью – спрайт, фанта, кока-кола и/или тосол, декстрон и/или коньяк, водка, шампанское - получается одновременно и цветомузыка и стол-бар, главное не хлебнуть декстрона, например, но зато он дает хороший красный цвет ).
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
Цитата
А где фото скотомогильника?
Фото нашлось, угадайте у кого  :)
http://vkontakte.ru/photo105347224_266574852
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 13-й. Космическая воронка.

Утро на Хар-нууре


«оз. Хар-нуур» на Яндекс.Фотках

Юлка с Гугла разглядела две воронки прямо в песках Монгол Элс, из которых текут реки, записала их координаты и сегодня наша цель – их посмотреть. Собрали лагерь и выдвинулись «цыгане шумную толпой» в 9:10.
Посмотрели на перевал, который вчера проехали уже в темноте, перевал не высокий, но подъем затяжной, в два приема.
Табличка перед перевалом

«Очередное объявление» на Яндекс.Фотках
Подъезжаем вплотную к пескам самой северной пустыни мира Монгол элс.

«Двигаемся в сторону реки Мухартын-гол» на Яндекс.Фотках
На въезде в долину реки, которая течет прямо по пескам, небольшое болотце, в этом болотце река теряется. Берет начало прямо в барханах, вырываясь из песка и в пески же уходит, явив свои холодные воды всего на несколько километров. Заехав в песок, спускаем колеса и поражаемся масштабам пустыни «не фига себе пляж отгрохали!».

«По песочку лучше на спущенных» на Яндекс.Фотках
Шевроле начинает чихать и глохнет. Прочихался и завелся он после замены воздушного фильтра. Поехали дальше.
Пока разбирались с Шевроле, некоторые бегали по барханам, для разминки, судя по всему

«Добежать бы...» на Яндекс.Фотках
А другие их догоняли, тоже для разминки
http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388948/
Заезжаем в узкое ущелье между скалками, здесь река довольно глубокая и дно у нее илистое. На въезде увяз Унимог, поехав в брод, застряла Жужелица.

«р. Мухартын-гол» на Яндекс.Фотках

«Лебедка - друг автомобиля» на Яндекс.Фотках

«Вязкий песок» на Яндекс.Фотках
Часть машин оставляем и двигаемся дальше к истоку – осталось всего 2км, можно и пешком пробежаться.
Воронка в песке впечатляет масштабностью. Вода прямо из песка течет ледяная, но быстро нагревается на солнце.

«р. Мухартын-гол» на Яндекс.Фотках

«р. Мухартын-гол» на Яндекс.Фотках
От ног и от машин остаются глубокие следы, которые тут же заполняются песком, активно при этом выпуская пузыри.  Насладившись этим необычным творением природы, мы двинулись обратно.

«В кратере» на Яндекс.Фотках
На одну из горок на выезде 10-й заехал раза с пятого, Муху вытащили на лебедке, Патролу спускаться с этой горки не дали, остальные до туда не доехали.

«Вниз по песочку хорошо, а вверх не очень» на Яндекс.Фотках
Как выяснилось, к этой воронке ездят по другой долине – заметна колея и костровища на берегу, дальше по верху идет конная тропа, с которой сделан вот этот снимок.

«р. Мухартын-гол» на Яндекс.Фотках

На обратном пути, на выезде из песков, пока мы надували колеса, к нам подошли пьяные, веселые монголы, отдыхавшие с палаткой неподалеку. 51-й (за рулем был Филинн) помог им вытащить машину из песка, за что его бурно благодарили, предлагали деньги и монгольскую девушку с местом в палатке, но он отказался – «руссо туристо облико морали» 

«Обратно надуваемся» на Яндекс.Фотках

«Веселые девушки» на Яндекс.Фотках
Это Сашка, чтобы не попасть в руки монголок

«Какие загребущие руки!» на Яндекс.Фотках
Это на выезде из песков

«Тяни-толкай» на Яндекс.Фотках
По дороге

«Опять арка» на Яндекс.Фотках

Заправились в п. Завхаимдал (бензин за два дня здесь сдал дороже) и встали на ночевку в сумерках на берегу реки Хунгий-гол, которая является границей между степями и пустыней.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/389059/
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
Юля, поздравляем с возвращением домой! Отдыхай с дороги и пиши письма.
ORM TLC71 "Белочка"
Дайте напрокат элекролобзик или помогите выкинуть шкаф
 
Предложения в личку или по телефону 8-913-746-7993
Собственно задача - выкинуть шкаф, на ВАСХНИЛе, но части шкафа слишком тяжелые для меня, поэтому возьму напрокат на вечер элекролобзик, взять /отдать могу в центре в рабочее и околорабочее время.
Также требуется женская модель перфоратора или ударная дрель, также на вечер.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 14-й. На Харгяс.

Попрощавшись утром с экипажами Прадо (все таки связь с внешним миром в экспедиции это зло, имхо) и Жужелицы, мы стартанули в сторону Харгяса в 8:30. Здесь быстро и рано темнеет и ранний старт позволяет во-первых, соблюдать график движения и основную часть дороги проезжать в светлое время суток, что в свою очередь снижает риски для машин и людей и дает возможность увидеть и попытаться запечатлеть красоту вокруг;

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388341/
а во-вторых, если ехать надо не очень далеко, есть шанс использовать вечер для технических работ, рыбалки, отдыха и других удовольствий, потому как любителей поспать утром всегда больше, чем любителей лечь пораньше.
Ехать нам сегодня порядка 250км, близко это или далеко сильно зависит от качества дороги – расстояние в Монголии измеряется не в километрах, а в часах. Местные на вопрос «сколько ехать?» отвечают, например, два часа. В расстояниях они не ориентируются совершенно. Заезжаем в п. Ургамал в поисках воды, проверив до этого пару колодцев обозначенных на картах, но воды нет ни в колодцах, ни в поселке.

«Старый колодец» на Яндекс.Фотках

«Солнечные батареи» на Яндекс.Фотках
Покупаем бутылированную воду для приготовления пищи и посещаем дацан.

«Дацан» на Яндекс.Фотках

Дорогу сегодня, можно оценить на отлично, в 13-30 мы подъезжаем в Харгясу.  Один из чудных скелетиков был запечатлен не доезжая Хяргаса.

«Монгольская эстетика смерти» на Яндекс.Фотках


«Котловина оз. Хяргас-нуур» на Яндекс.Фотках
На озере отдыхает много народа, место на косе находится довольно далеко, на мелкой гальке, все песчаные стоянки заняты. Сегодня воскресенье, и мы понимаем, что вечером все разъедутся. В 14:00 определяемся с местом и таборимся. Вода в озере слабосоленая и комфортная для купания, это единственное место, где мы устраивали длинные заплывы, даже гонялись за рыбаками на лодках.

«Катание на лодке» на Яндекс.Фотках

Рыбы «на поесть» наловили очень быстро. На закате, на краю косы не успевали рыб отпускать, Сергей Филинн спас больше всех рыбьих душ, аккуратно снимая османов с блесен увлекшихся рыбаков, а рыбаками сегодня были все. Здесь сняли видео, где одновременно вытаскивается пять рыбин.

«Рыбаки» на Яндекс.Фотках
Здесь же несколько раз из одного и того же места вытаскивали местный 200й крузер , засевший в мелкой сыпучей гальке, ему никак не удавалось объяснить, что ехать обратно в собственную колею не надо, его уже хотели бросить, когда он наконец поехал в нужном направлении. После рыбалки устроили соляную пещеру, которая получилась из бани, так как вода соленая. На берегу набрали дров, хотя леса в округе замечено не было,  и вечер был украшен не только звездам, но и костром.

«База отдыха соёмбистов» на Яндекс.Фотках
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
Цитата
А где фото скотомогильника?
Ольга в это время ела  :!: Поэтому фоток у нас не оказалось. Возможно у кого то еще найдется, хотя уже был вечер, освещение плохое, воняло сильно и из машин никто не выходил  - не подходящее место для прогулок.
ORM TLC71 "Белочка"
Короткий маршрут по Монголии – «В Страну Золотого Соёмбо»
 
День 15-й. От Харгяса до Убс-нуура. Кладбище домашних животных.

Выезд назначен на 10-00. Утром надо собрать баню, снасти, лодки и успеть искупаться на прощание в чудесном озере. Все сделано, все собрано и все на старте уже в 9-50. У команды уже выработалась устойчивая привычка, что утром надо собираться и ехать, нас ждет новая дорога.

«Утро на оз. Хяргас-нуур» на Яндекс.Фотках

На Харгясе относительно оживленно: есть некая туристическая инфраструктура – базы и оборудованные стоянки, замечено много «диких» местных туристов, ведется строительство дороги. Заметно, что район развивается и экономика не ограничивается скотоводством, как в Западной Монголии.

«Что-то написано» на Яндекс.Фотках

Дорога приличного для Монголии качества – можно ехать относительно комфортно до  60км/час.  Не доезжая поселка  Наранбулак, мы встретили трех мотоциклистов, которые  тоже встретились на дороге: двух поляков на военных Харлеях и англичанина, не помню на чем.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388358/


http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/388360/
Монголия привлекательна для авто и мото туристов со всего мира – относительно дикая, но при этом безопасная страна, историческая родина могущественной военной империи прошлого, сохранившая самобытную культуру кочевых народов и уникальную природу.

«Важный» на Яндекс.Фотках

Монголия – сердце центральной Азии, находилась на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой страны Азии: Индию, Китай и Тибет и в традициях монголов очевидно влияние буддийской культуры.  Ламанизм (одна из ветвей буддузма) получил широкое распространение на территории Монголии в 16 веке.

Историческая справка (http://www.owasia.ru/208.html)
Многие источники начинают отсчет истории Монголии с  периода правления Чингисхана (12 век. н.э.). На самом деле, Чингисхан был всего лишь одним из многих влиятельных военных вождей протомонгольских степных народов, кочевавших на просторах Монголии еще до времени его правления, в течение нескольких веков. Их существование зафиксировано в устных преданиях и памятниках.  От них остались комплексы захоронений, резьба по камню, фигуры из камня и руины древних городов - это доказательства существования развитых цивилизаций, существовавших в этих краях. Большинство древних городов относятся к периоду до возникновения Империи Чингисхана. Наиболее значительные объединения кочевых народов этого периода – это Хунну, Тюркский каганат, Уйгурский каганат.
Чингизхан стал человеком, объединившим разрозненные племена в единую нацию, получившую название от одного из доминирующих племен. В период с 11 по 12 в.н.э. пять или шесть больших племенных союзов соперничали друг с другом на территории современной Монголии. В конце 12 века монголы обосновались в бассейнах рек Онон и Керулен, сформировав небольшое, слабоструктурированное ханство, весьма далекое от той громадной империи которую создал Чингисхан несколькими десятилетиями позже. Могущество монголов возникло не на пустом месте. Это следствие исторической закономерности, результат развития кочевой культуры.
Первые десятилетия своего существования Темучин (это было его имя от рождения) боролся даже не за власть, а за собственную жизнь. Постепенно укрепляя свое положение, свой статус и авторитет среди подобных себе,   Темучин, провозглашая привлекательные для большинства  кочевых племен лозунги,  где уговорами, где угрозами, а где и насилием объединил сначала родственные племена, потом соседние, затем присоединил отдаленные и, накопив таким образом значительную военную мощь, получил на общеплеменном сходе имя «Чингисхан». Добившись безусловного авторитета и подчинения, он с этой ратью подчинил себе Северный Китай, государства Средней Азии, предпринял поход на Русь и дошел вплоть до Киева. Потомки Чингисхана продолжили завоевания – свергли китайскую династию, опустошили Венгрию и вышли на берега Адриатического моря. К концу 12 века монголы подчинили себе Южный Китай, предприняли поход на Японию, правда неудачный. Последними военными предприятиями монголов стали походы на Бирму, Яву и в Сирию. После этого Монгольская империя стала приходить в упадок.
В конце 14 века монголы были изгнаны из Китая(1368), китайские войска сожгли Каракарум (1380). На западе Золотая орда потерпела тяжелое поражение от дружин Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380)


По дороге осматривали колодцы – воды или не было или состояние колодца не внушало доверия – там только дохлый верблюд не валялся, его, похоже вытащили и бросили рядом. Вдоль дороги попадалось очень много разложившегося скота – нарядные скелетики различной типологии все путешествие не давали покоя фотографам.
Воды удалось набрать в Наранбулаке, заплатили за воду примерно по 40копеек за литр на наши деньги.

«п. Наранбулаг» на Яндекс.Фотках
Там же пообедали буузами, которые пришлось подождать, монгольское «быстро» затянулось почти на два часа. Зато некоторым удалось даже поспать.

«Местные жители» на Яндекс.Фотках


«После вкусного обеда можно тут же в гуанз и выспаться» на Яндекс.Фотках

После красивых перевальчиков, перед Улангомом сначала стало попадаться много встречных машин и даже рейсовый ПАЗик, потом  неожиданно начался асфальт – просто чудо какое то среди степей.

«Очередное постороение» на Яндекс.Фотках

Въезд в Улангом 500 тугриков с машины, город крупный по местным меркам, на заправке даже принимают «визу», что оказалось не лишним, так как тугрики уже почти у всех закончились, расход и стоимость топлива оказались больше расчетного.

«Наши в Улаангоме» на Яндекс.Фотках

Заправившись и совершив набег на местные магазинчики, мы выдвинулись на ночевку на озеро Увс-нуур. Сразу за городом повернули в сторону озера и попали на «кладбище домашних животных». Самые распространенные домашние животные в Монголии – крупный, средний и мелкий рогатый и копытный скот. И прямо у города здесь находится открытый скотомогильник, местами горевший. Зрелище не для слабонервных и не для чувствительных к тонким материям натур. Проехали километра два, рискуя проколоть колеса торчащими ребрами и рогами, в надежде, что это брутальное зрелище скоро закончится, но края было не видно, а чувствительным натурам стало плохо – мы развернулись. Надо заметить, что штурман у меня – ветеринар по образованию, и я узнала много нового, например, про сибирскую язву, но разговор получился в тему.
Чуть дальше на пригорке стояло много местных на машинах   - место отдыха, к ним подъехал 10-й, узнать дорогу к озеру. Когда Олег к ним вышел, они быстренько попрятали водку – вероятно, приняли за своего. На дороге пришлось преодолеть довольно глубокий брод – Шевроле перетаскивали на веревочке.  

«В поисках ночевки на оз. Убсу-нуур (Увс-нуур)» на Яндекс.Фотках
Та часть берега озера, куда мы приехали, оказалась закрытой территорией, подчиненной Убсунурскому международному центру биосферных исследований.

«Убсунурский международный центр биосферных исследований» на Яндекс.Фотках
Мы не стали объезжать шлагбаум, заплатили 1100рублей за всех, посмотрели небольшой информационный зал о природе и археологии в районе.

«Карта» на Яндекс.Фотках
Стоянка на озере оказалась оборудованной закрытыми туалетами с настоящими унитазами. Мы отъехали подальше и встали на ночевку в 18:30.

«Птицы, лагерь и закат» на Яндекс.Фотках
Вечерние посиделки прошли за разговорами, спровоцированными посещением кладбища домашних животных,  о тонких материях, религиях и переселениях душ. Дело чуть было до драки не дошло.
ORM TLC71 "Белочка"
Страницы: Пред. 1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 45 След.