Всем привет!
По приезду погрузился в заботы, так что сразу отписаться времени не было.
Да и на такой флейм с эмоциями в двух словах не ответишь.
Посему от лица "штурмовиков" попробую рассказать шо было.
Заранее прошу прощения за орфографию - комп сменил, спеллчекера нет, а печатаю с ошибками я ещё с раннего детства :wink:
Начнем с злополучной пятницы - 13го июля. В этот знаменательный день "по плану" мы должны были прибыть в Кяхту и штурмовать таможню.
Еще дома, до старта меня терзали сомнения насчет этой даты. Опасался, что таможню в этот четров день мы не пройдем
. Вобщем как в воду глядел
13-го наша группа в составе 10 экипажей находилась в забайкальской тайге и спускалась по пограничной просеке с очередной горы.
С утра вышла пешая разведка из Одесситов. насколько я помню это был Леонид, Юля и Паша из 13-го экипажа. они вышли на древнюю тракторную колею ведущую к северу от границы.
Пройдя около 8-ми километров и форсировав 2 приличных ручья разведка убедилась в безперспективности направления- колея уходила по распадку в горы и там терялась. Пока они возвращались, половина машин уже спустилась с горы.
Впереди нас ждала широкая заболоченная долина испещренная ручьями и страрыми фачными руслами.
шесть машин (Кулики (1), Булгаковы (10), Шальневы(3) Нива(16) и Болычев-Мирошников(9) Ленки(5) проперлись по перелескам вплотную к болоту. Сделали несколько коротких и безуспешных разведок-попыток нашупать с ходу направление штурма.
И, отсупив, встали на ночлег у кромки леса.
Украинские экипажи и Сеня сообщили по рации о поломке гранаты на одной из 80-к и встали на ремонт у подножия горы.
Рассмотрели три варианта штурма болота.
1-й - по прямой вдоль границы. Самый короткий путь, но лебедиться абсолютно не за что.
2-й - пойти по верху, поднявшись выше по долине к истокам. Самый длинный путь, по маршруту утренней разведки. Там долина самая узкая, но есть проблемы и с подьемом и спуском.
3-й - чуть выше границы, у ручья, есть несколько сосенок. и дальше перескакивать от околка к околку.
Уже вечером выслали две пеших разведгруппы. одна пошла верхом, втопилась там по плечи, и благих вестей не принесла.
Вторая пошла по околкам, дошла до противоположного берега и уже в темноте проверила 1-й вариант - вдоль границы.
Вода в ручьях за полдня поднялась на полметра. Заболоченные горы сочились влагой после дождя.
Приняли решение идти утром по оклокам, рассчитывая на наличие стройматриала для мостов и якорей для лебежения.
14-го Утром всадил машину в чачу прямо в 10 метрах от места ночевки.Кочка на кочке, меж ними болотные ямы. Клювом щелкать нельзя ни минуты. Впереди идет штурман выискивая наиболее безопасную траекторию.
Через пару сотен метров вышли к ручью. Вода спала, но берега - кочкарник по пояс, поросший кустами. Еще с утра каждый взял на багажник по паре лесин. Напилили бревнышек - завалили ямы между кочками. попадали в ручей и на лебедочке вылезли на противоположный берег.
Ждем Украину с Сеней. Вроде едут, но тут СТОП МАШИНА! ШУХЕР! ФСБ! Семен по рации толком объяснить не может, но вроде как пришли два офицера, за нами косяк по нарушению границы - пишут протоколы и объяснительные.
Ё-маё. Ждем. Подьезжают все. с ними два майора с автоматами...
Вести о наших "подвигах" дошли уже до штабов. И эти два офицера отправились за нами. До куда могли доехали на машине. потом взяли автоматы и пешком протопали 20 км по тайге!
Военные Юристы. С цифровым фотоаппаратом. предьявили нам три эпизода нарушения границы. мы дали объяснения что так мол и так - не справились с управлением, бролись за жизнь. - Чистая правда, да там и особо не понятно где граница и где нарушения.
Семен, кстати, от своего косяка тактично отполз. Его грех на душу и в протокол взяли толи Ленки а может и Женя Болычев -тожно не скажу.
Офицерам, кроме всего прочего, была задача (по всей видимости) убедить нас вернуться назад, в подконтрольную им территорию. Оно и понятно - зачим им такой гемор, по горам пешком за нами бегать. Спокойный участок границы был, пока СМ2007 не объявился.
Кроме юридических аспектов пугали полной непроходимостью дальнейших дорог. Развернули километровку, но фотографировать не дали (гостайна) мол тех "дорог" что по ко карте отмечены давно в помине нет. Долину реки Куя мы не пройдем - болото аццкое.
Но когда мы начали их пытать по местности с пристрастием - признались, что далеко они не ходили, но с вертолета видели.
Вобщем требовали от нас решения здесь и сейчас!
Под таким прессингом, под автоматы и пртотокол, народ смутился. У нас не армия - решили проголосовать. тайное голосование - Пишите -"ВПЕРЕД" или "НАЗАД". Треть написала - "Вперед", треть "Назад" а наиболее тактичные и разумные написали "Вперед с разведкой или назад"
От разведки офицеры нас, кстати, отговаривали. Оружия у нас нет, а кругом МЕДВЕДЫ! они сами с автоматими поперлись именно по этой причине. Недевно в одном селе медведь мужика задрал, а тут вообще медвежий край!
Ну да ладно. Что прикажите делать в такой ситуации?
Треть Вперед, треть Вперед с оговорками,Треть назад...
Решили так: кто писал "Впред с разведкой или назад" отправляются вперед в пешую разведку. в это время машины прогоняем вперед метров на 300 через болото на околок у границы и ждем результатов.
Так офицерам и сообщили и те отправились в обратный путь.
Разведка ушла, остаток болота до вечера с боем преодолели. встали лагерем.
По ходу пъесы выянилось, что у нивы с утра отказал передний мост (впал шрус! из моста) его подтаскивал Шальнев (3). да к вечеру и у него передний мост отказал...
Прессинг погранцов, технические проблемы, и вернувшаяся на следующий день разведка с плохими вестями. Все против нас. Давление на психику аховое.
Напрягало отсутвие позитивной информации по дальнейшему маршруту. От Мензы до зимовья "пограничного" (30км) охотник Сусанин-Серебряников обещал нам нам хороую дорогу, но от нас до Пограничного (еще 30км) - тут все без исключения обещали нам полную жопу.
Для того чтобы приянть решение двигаться дальше нам было необходимо, чтобы НАШИ люди прибыли в Мензу, допросили там местных, и помогли, если что, с заброской продуктов и топлива. Да и кроме того надо решать вопросы с запчастями для Нивы и Прадика.
Сделали звонки Бахе (он в это время находился уже в УланБаторе и праздновал свой день рождения) и Вадикану в Новосибирск.
Баха подписался найти запчасти и прибыть к нам с поддержкой в мензу. Вадикан тоже пообещал выехать "через пару дней" Это нас приободрило.
15-го пол дня ожидали возвращения разведки и решали технические проблемы с машинами.
у 16го выпала граната из редуктора. При разбоке выявился люфт и полная убитость ступичных подшипников. (недавно в УланУдэ он менял ступичные пошипники в местном севисе, и там не поставили шайбы, оставив подшипники окрытыми всем ветрам)
Списали выпадение шруса на люфт с ступицах. Заменили подшипиники и собрали все как надо.
На прадике Шальнего дефектовали передний мост - рассыпались сателиты. Клиника. Нужны запчасти.
Кто с чем ковырялся, я перебирал в третий раз лебедку. Оказалась загнутой площадка - лебедку перекашивало, и она клинила под нагрузкой.
Разведка пришла. прошли они не так далеко - около 6-ти километров по просеке. 5 конкретных гор. Уклоны встречные и поперечные запредельные. Все плохо.
Опять звоним Бахе и в Читу. заряжаем ребят искать сателиты для прадика.
насчет связи - отдельная песня. Спутниковая связь - полное г... час бегаешь - ловишь спутник - поймал и 1-2-10 секунд неустойчивой связи. и опять пол часа по нулям.
поэтому и не могли обзвонить всех. до кого дозванивались просили родственникам передать, что у нас все ок.
Вобщем, весь день проковырялись в машинах, да провели в обсуждениях "вперед-назад".
Над лагерем витал дух отсупления. Решение команды Украины я уважаю - у них были проблемы с разрешениями на програнзону, кругом прессинг, стало понятно, что путь на Мензу займет уйму времени, а обязательсва их экспедиции "В ставку великого хана" обязывали посетить Монголию.
Мне же (и не только мне) хотелось вкусить запредного плода под названием "Вы там не пройдете". Да и кстати! В регламенте этап "даурия" значится как "основной", а этапы "Монголия" и "Фестиваль" - как дополнительные.
16-го утром я со своим штураманом Саней(Студент) двинулись вперед на альтернативную разведку. не по границе а чуть севернее, по обозначенной на карте тропе.
Сразу на болоте вышли на древний вездеходный след по нему выползли на седло между горами и обнаружили там вполне приличную колею на хоршем грунте.
Лирическое отступление:)
Ох уж эта "дорога"... призраки которой, преследовали нас, или мы их.. на протяжении всех 24-х дней нахождения в тайге.
Кажется! Вот ОНА! вполне приличная колея примерно под шишигу. Древние завалы пропилены, а которые лет за пять нападали - лежат. Но спускаясь с горы колея от шишиги превлащается в затянутый болотом след от вездехода (он шире) а дальше след теряется вовсе, и так все время.
Дорога манила нас короткими участками и заводила в многокилометровые чавкающие кочки и крутые горные перевалы.
Спустились с первого седла к ручью. Через болотину зеленеют два страрых тракторных направления.
Нашли деревянные столбики с жестью от консервных банок, на которых гвоздем выбито "ЧГУ 1972". Ё маё! 35 лет этой тракторной колее.
Но еще через километр, на опушке, находим консервную банку, а на дне штамп - 2002г!! Свежак:)
Поднимаемся на второе седло, опять по нормальной колее. Завалов не много - не больше десятка серьезных стволов на оба седла, подьемы умеренные. И вот уже финиш вчерашней разведки. результаты двух разведок - небо и земля!
Возвращаемся в лагерь. по приходу обнаруживаем, что Украинцы и Сеня стартовали назад, прихватив недоприводный прадик Шальнева.
Среди оставшихся, еще издалека, наблюдается легкая паника и передвижение автомобилей.
Шо стряслось?
Ну то что половина экипажей стратовала на вход в Кыру -это понятно, но почему суетятся остальные?
Окзалось, что это вызвано появлением монгольских пограничников! сначала в лагерь вышло несколько волкоподбных голодных собак. Которые, впрочем, не грубили и не хамили а облизывали консервные банки и смотрели голодными глазами 8()
Вскоре обнаружились и пограничники, прятавшиеся в кустах за пограничными столбами. На контакт ни они ни мы не пошли.
Провели короткое совещание на тему "вперед-назад" Я с Саней должили результаты разведки (дорога на ближайшие 6 км есть!) Мирошников и Болычев повозмущались на предмет, что на работу опоздают. Но в целом согласились и под пристальными собачими взорами погрузилсь в машины и двинулись от границы краем леса вдоль болота на седло, где обещалась "дорога".
Продолжение следует...