Возвращались через Кызыл.
По дороге заскочили в Храм Течен Раптен Даши Чойхорлинг, Верхнечаданский хурээ,
Храм также известен под названием Устуу-Хурээ. Он расположен
в урочище Чайлаг-Алаак, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города
Чадан. Устуу-Хурээ один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на
территории Даа-кожууна (совр. Дзун-Хемчикский район). Устуу-Хурээ считался
центром духовной, политической, экономической и культурной жизни тувинского
общества.
(правитель Тувы), чья деятельность отмечена большими заслугами в области
буддизма. Во-вторых, это был единственный на территории Тувы хурэ, построенный
по канонам тибетской храмовой архитектуры, что выделяло его из числа всех
остальных.
Задумав строительство собственного хурэ, Хайдып угерда выбрал для этого живописную долину
в трех верстах от своей ставки. Он специально пригласил из Тибета Кунтана
Римпоче в качестве проектировщика будущего хурэ. Весной 1905 г. в чаданскую
ставку Хайдыпа прибыл Кунтан Римпоче, он привез с собой проект монастыря
тибетского образца. Под его руководством широко развернулось строительство
Верхнечаданского хурэ; в качестве основного строительного материала
использовалась не характерная для условий Тувы глина. Строительство хурэ
длилось два года и завершилось к лету 1907 г.
За короткое время этот монастырь стал одним из престижных образовательных центров
Тувы, в школе которого изучали традиционные для гелугпинской традиции
дисциплины, а также, по сведениям старожилов, боевые искусства, которые,
вероятно, были заимствованы у китайских монахов. Однако последовавшая в 1921 г.
народная революция в Туве, затем вступление республики в состав СССР в 1944 г.,
заметно изменили позиции религиозных институтов в стране.
Храм был разрушен в 1937 году. . Впрочем, сравнять его с землей не вышло, и поэтому, хоть и десятилетия спустя, в 1999
году, было решено восстановить святыню. Восстановление продлилось с 2008 по
2012 годы не без помощи все того же тувинского добродетеля Сергея Шойгу.
Сегодня рядом с руинами разрушенного здания
величественно стоит новенький храм. Вместе с ним появилась свежая традиция –
фестиваль, который называется так же – «Устуу-хурээ».
По дороге заскочили в Храм Течен Раптен Даши Чойхорлинг, Верхнечаданский хурээ,
Храм также известен под названием Устуу-Хурээ. Он расположен
в урочище Чайлаг-Алаак, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города
Чадан. Устуу-Хурээ один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на
территории Даа-кожууна (совр. Дзун-Хемчикский район). Устуу-Хурээ считался
центром духовной, политической, экономической и культурной жизни тувинского
общества.
История создания Верхнечаданского хурэ интересна по
многим причинам. Во-первых, инициатором его строительства был Хайдып угерда(правитель Тувы), чья деятельность отмечена большими заслугами в области
буддизма. Во-вторых, это был единственный на территории Тувы хурэ, построенный
по канонам тибетской храмовой архитектуры, что выделяло его из числа всех
остальных.
Задумав строительство собственного хурэ, Хайдып угерда выбрал для этого живописную долину
в трех верстах от своей ставки. Он специально пригласил из Тибета Кунтана
Римпоче в качестве проектировщика будущего хурэ. Весной 1905 г. в чаданскую
ставку Хайдыпа прибыл Кунтан Римпоче, он привез с собой проект монастыря
тибетского образца. Под его руководством широко развернулось строительство
Верхнечаданского хурэ; в качестве основного строительного материала
использовалась не характерная для условий Тувы глина. Строительство хурэ
длилось два года и завершилось к лету 1907 г.
За короткое время этот монастырь стал одним из престижных образовательных центров
Тувы, в школе которого изучали традиционные для гелугпинской традиции
дисциплины, а также, по сведениям старожилов, боевые искусства, которые,
вероятно, были заимствованы у китайских монахов. Однако последовавшая в 1921 г.
народная революция в Туве, затем вступление республики в состав СССР в 1944 г.,
заметно изменили позиции религиозных институтов в стране.
Храм был разрушен в 1937 году. . Впрочем, сравнять его с землей не вышло, и поэтому, хоть и десятилетия спустя, в 1999
году, было решено восстановить святыню. Восстановление продлилось с 2008 по
2012 годы не без помощи все того же тувинского добродетеля Сергея Шойгу.
Сегодня рядом с руинами разрушенного здания
величественно стоит новенький храм. Вместе с ним появилась свежая традиция –
фестиваль, который называется так же – «Устуу-хурээ».
Конечно едем! Куда?