Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Среднеазиатсткое кольцо. Взгляд с асфальта, Культур-мультур трип
 
Чем дольше живешь в самой густонаселенной точке России, а именно в Москве, тем больше привыкаешь к этой безумной суете, толчее, ... Изо дня в день дом-метро-шумные проспекты-работа-…метро-дом… В большую часть активного времени окружающая тебя картинка по сути не измена, одни и те же улицы, дома, станции метро, в ней меняются только мелкие составляющие – это лица каких- то людей. Эти лица разные, практически никогда не повторяющиеся, бывают злые, бывают добрые, бывают грустные и веселые, а в большинстве задроченные. В таком ритме жизни главное не опускать глаза. Иначе будешь видеть только асфальт, а он всегда либо серый, либо грязный. Так вот возвращаясь к лицам, помимо эмоциональной, они отражают еще этническую составляющую. И чем больше смотришь по сторонам, тем больше видишь, что в столице многонациональной Российской Федерации соотношение собственно россиян, в т.ч. кавказских, бурятских, тывинских и пр., к количеству мигрантов из Средней Азии сопоставимо. Я ни в коем случае не националист, но по статистике только в Москве находится более 2 млн. официальных мигрантов. Лидирующие позиции занимают выходцы из Средней Азии, а именно Узбекистан, Таджикистан. Их много и они везде, в сфере общепита, в сфере торговли, во всех сферах обслуживания и строительства. Это вроде не напрягает, но все таки иногда хочется от всего этого великолепия и разнообразия среднеазиатских масс отдохнуть. Если их так много в Москве, то где их нет или хотя бы меньше? На основе статистических данных логичный ответ пришёл сам собой. Выходцев из Средней Азии меньше всего в Средней Азии. Вот туда мы и поехали отдыхать. Заодно надо было посмотреть от чего они так бегут.

Состав участников тура неизменный – я, Марина Павловна и помидор.

Маршрут был распланирован еще год назад. Но в связи с состоянием здоровья, реализовать его получилось только этой осенью. В план входило транзитное прохождение Казахстана, посещение западной части Кыргызстана, детальное погружение в Таджикистан, активное знакомство с Узбекистаном и на обратном пути транзитный маршбросок по западному Казахстану. Запланированный пробег по кольцевому маршруту составлял 10700 км.

Сроки проведения мероприятия с 03 по 24 сентября 2016 года.

Не смотря на продолжительный отпуск три недели, побег был конский. Поэтому весь маршрут был разделен на три основных этапа:
1.    Гониво туда – 3500 км;
2.    Жариво там – 4000 км;
3.    Валиво оттуда – 3200 км.
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
03.09.2016г. День №1.

Суббота. 06:00. Первый раз за всю историю моих поездок, все началось по плану. Херовы дачники уже заполонили все автомагистрали подмосковья. Ехали долго и нудно, через Рязань, Пензу... На подъезде к Самаре ваще врюхались в пробку, без возможности развернуться. Простояли 1,5 часа. В итоге не дотянули до плана аж 300 км. Ночь свалила нас в Нефтегорске Самарской области.

Пробег за день составил 1180 км


04.09.2016г. День №2.

Встали не рано не поздно в 7:00. Выехали часов в восемь. По пути имели неосторожность заехать в Бузулук позавтракать. Потеряли в нем 1,5 часа, на поиск кафе, на пробки и пр. Осознав свою оплошность без остановок рванули в сторону Оренбурга и казахской границы.
По пути остановились купить арбуз. В итоге выбрали арбуз и две дыни. Для оплаты товара приготовил тыщарублевую бумагу. Мне выставили счёт 70 рублей. Прослезился от неожиданности.


Живописные пейзажи Оренбуржья

Оренбург проехали через город относительно быстро. В Акбулаке залил полный бак под пробку, это последняя заправка перед казахской границей. Можно было этого не делать, т.к. в Казахстане бензин на 25-30% дешевле, чем в Рашке. К 12 часам дня были на погранпереходе Сагарчин. Переход круглосуточный. Во время нашего посещения народу было относительно не много, штук пять легковых машин и человек двадцать пешеходов. В первый раз проходил границу на авто, поэтому процедура перехода была для меня неизвестна. Поначалу пришлось побегать от погранца к погранцу, что на российской стороне, что на казахской. Весь процесс перехода занял два часа. На казахской стороне оформили ОСАГО на месяц, купили немного местного бабла.
К 18:00 часам въехали в Актобе. Не зная ситуации с местами потенциальных ночевок на трассе, решили не рисковать и переночевать в Актобе. Нашли трехзвездочный отель с завтраком за 1200 рублей, там и заякорились.

Пробег за день составил 617 км. Накопленный пробег – 1797 км.
 

05.09.2016г. День №3.

В этот день долго не рассусоливались со сборами. Тем не менее, выехали как обычно в 8:00. На выезде из города первый раз попал на конфликт с КазГАИ из за нарушения скоростного режима. Превышение составило 11 км/ч, при разрешенной 60 км/ч. Пришлось раскошеливаться.
Дорога от Актобе в направлении Шимкента великолепного качества. Единственный момент, за окном безпробудная тундра по куда глаз видит. Установил круиз-контроль на 110 км/ч, Маринка включила сериал и мы практически без остановок покатили к своей цели. Шикарная автострада и практически полное отсутствие населенных пунктов, объектов инфраструктуры, в т.ч. кафе и АЗС, редкие встречки и попутки…, порой вызывали правомерные вопросы, какого хера и для кого всё это? АЗС на этой трассе не многочисленны, лучше планировать пробеги между населенными пунктами, т.к. 100 км между заправками это не много.









Затемно въехали в Кызылорду. Ахренели от увиденного. Это такой маленький Лас-Вегас. Море иллюминации, широкие проспекты, современная архитектура… сразу же заявляют о том, что бабок здесь дохера! Заякорились в одной из немногочисленных свободных гостиниц.

Пробег за день составил 1100 км. Накопленный пробег – 2897 км.


06.09.2016г. День №4.

Старт в 9:00 после плотного завтрака. Дорога от Кызылорды до Шимкента такого же отличного качества, но гораздо больше населенных пунктов, где регулярно дежурят КазГАИ. Поэтому сильно не разгонишься. Зато больше заправок и кафешек, но в большинстве случаев, они почему то с левой стороны, что при наличии отбойника по центру дороги создает некоторые неудобства.




В районе Шимкента на объездной дороге залетел второй раз за нарушение скоростного режима. В это раз превышение составило 45 км/ч при разрешенных 50 км/ч. Это был жёсткий залёт с учетом величины казахских штрафов.

После Шимкента до Тараза начинается ад для автомобилиста. Дорога в две полосы и один сплошной кишлак на протяжении 150 км. Разрешённая скорость 40 км/ч. Новая магистраль только строится, поэтому все эти прелести еще усугубляются ремонтными работами. В общем 150 км сплошной пробки из законопослушных казахов.

Кое как добрались до погранперехода. На нем была небольшая пробка из десятка машин. В пробке стояли дольше, чем переходили границу. При осознании стратегии перехода, куда надо правильней встать, кому куда бежать, какие документы нужны… на казахскую часть потратили 30 минут, на киргизскую 20 минут. При выезде с погранперехода прикупили местного бабла. И тут же были остановлены представителем киргизского ГАИ. Даже не посмотрев документы, первое, что он спросил, есть ли у нас противооткатное устройство. Вот взгрел ваще! Я сначала даже опешил, но потом указал ему на хайджек и сказал, что это у меня универсальный инструмент по подъему и противооткату автомобиля. Рассказал ему как действует эта непонятная железная херня и поехал дальше.

Пока проходили границу стемнело. Ехать по темноте в условиях жесткой киргизской действительности было тяжеловато. К тому же жалко было ехать по темноте в горах и нифига не видеть. Коллегиально было принято решение пожрать и подумать над местом ночевки. Нашли приличную придорожную кафешку, вменяемо поели. Но тут возникла не разрешимая проблема. При обмене валюты нам дали тысячные купюры, а поели мы на 220 сом, и как заведено в провинциальных заведениях у кормильца не оказалось сдачи. В поиске решения выяснилось, что у владельца кафе есть сестра, а у сестры есть новая небольшая гостиница в Таласе, в которой еще никто не жил. Нас сопроводили в гостиницу. Гостиница действительно была еще не совсем закончена строительством, но номера уже были пригодны для жилья, горячая вода была и самое главное, на всю гостиницу мы были одни. Нам отдали ключи от всего, и мы с удовольствием сорвали целку с этого заведения.

Пробег за день составил 745 км. Накопленный пробег – 3642 км.
 
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
07.09.2016г. День №5.

День начался рано. К 8:00 мы завезли хозяйку гостиницы в ее кафе, где не дорого и не плохо поели.
По сути с этого дня началось наше путешествие или отдых. Неспешно мы покатили по запланированным точкам. Первое место в повестке дня это перевал Отмок с отметкой 3325 м и Токтогульское водохранилище.

Благополучно миновали перевал.


На перекрестке дорог на Суусамыр и Токтогул у меня переклинило часть тела, которая находится выше плеч, и я переполненный эмоциями, щелкая клювом по сторонам повернул налево, на Суусамыр. В результате мы проскакали 40 км в противоположную от нашей цели сторону. Осознал это только на заправке. Негодованию не было предела. В машине две дублирующие навигационные системы, а я как дятел, залез не в то дупло.



Ну ладно, наверстали обратные 40 км довольно быстро, минут за 20, качество дорожного покрытия позволило это сделать.



За бортом продолжало красиветь. Дорога на Токтогул прекрасного качества, только немного извилистая и обгонять весьма проблематично.
Перед Токтогулом поимел возможность пообщаться с киргизскими ГАИ на предмет превышения скорости. Отделался легко, по сравнению с Казахстаном.

Погода была прекрасная, около +30.









Перед заходом на перевалы не отказал себе в удовольствии съехать к берегу и искупаться. Вода теплая и очень чистая. Берег немного загажен.

Практически сразу за нас.пунктом Кара-Куль находится пост сбора дани за проезд через туннели трассы М-41. Удовольствие стоит 300 сом. Трасса очень красивая, река Нарын великолепна. Останавливались возле каждого километрового столба.








Нас подгоняло одно обстоятельство. Время въезда в биосферный заповедник Сары-Челек регламентировалось до 17:00 местного времени. Там мы планировали ночевку.

За мостом через Нарын, в самом Таш-Кумыре есть убогая заправка, где цена бензина за литр была 42 сома. Пришлось вернуться на трассу, где была найдена заправка за 36 сом за литр. Разница существенная, особенно когда заливаешь полный бак. Нас уже поджимало время, поэтому не глядя по сторонам мы помчались в сторону Сары-Челека.




Приехав в Аркит, собственно где находится КПП, обнаружили шокирующую вывеску. Въезд в заповедник на собственных транспортных средствах разрешен до 15:00. Время на часах было около 18:00. Будка была закрыта на клюшку, а ворота на амбарный замок. Помимо этого необходимо заплатить членские взносы за проезд авто, за каждого члена, членку и члененка и за каждую палатку.

Мы уже начали прорабатывать варианты, начиная от - поехать в гест, до сорвать замок. Но тут появился всадник без головы, на вид 12-13 лет от роду, не говорящий на русском, но осознавший всю трагичность ситуации, отраженную на наших лицах. Он развернул своего коня и умчал вглубь села. Через некоторое время появился мужичек в камуфляже, с дружелюбной улыбкой на лице. Он поведал нам о скоротечности времени, о контроле за посещением парка, о трудностях сельской жизни в киргизской глубинке… Но тем не менее выписал нам счет за посещение заповедника, в размере 1500 тугриков:
- палатка – 500;
- физ.лицо – 400;
- транспортное средство – 200.

И пропустил нас к нашей цели, за что был вознагражден немецким пивом российского производства.

Часов в 19:00 мы уже метались по прибрежной территории в поисках егеря, который должен был указать нам где поставить палатку.

Егеря мы нашли на самом берегу. Он был занят общением с группой французских пешеходов из 6 человек. Из этих шести человек только один говорил на английском. Егерь профессионально изъяснялся на киргизском языке и с трудом на русском. По этой причине разговор у них не клеился и егерь нервничал. Причина их бурного диалога была весьма банальна для постсоветского пространства. Французикам кто то впарил под видом пермита на посещение заповедника, 3,5 кубометра дров, на что выписал бумагу подтверждающую получение денег в сумме 3900 сом. То ли французы не достаточно доходчиво изъясняли свои намерения о посещении заповедника, либо кто то воспользовался доверчивостью иностранных граждан, но тем не менее кинули их на 60$. Это именно та сумма, которую они должны были официально заплатить за вход. Соответственно, кидал кто то из знающих людей. Не знаю точно чем закончилось дело, т.к. надо было разбивать лагерь, а на улице было уже темно. Но с егерем мы пришли к единому мнению, что туземцев развели на бабки. Я его попросил не ругаться на них и по возможности понять и простить.



На озере не так много места где можно комфортно поставить палатку. На машине к берегу подъезжать вообще нельзя. Ну а так как французы заняли самые козырные места у берега, нам пришлось довольствоваться тем, что осталось. Лагерь был разбит, ужин приготовлен, бутылка красного вина распита и под жужжание сверчков мы погрузились в сон к 23:00.

Пробег за день составил 542 км. Накопленный пробег – 4184 км.


08.09.2016г. День №6.

С удовольствием поспали до 9:00. Приготовили завтрак. Французики к этому времени уже выдвинулись в путь.
Озеро в лучах солнечного света изумляло своей красотой.


Место нашего лагеря и любопытные гости.










В 10:30 мы выдвинулись на осмотр остальных шести озер заповедника.




оз.Чача-Кёль.

К моменту старта из лагеря погода испортилась, начал моросить дождик. Наверное поэтому мы пришли к выводу, что Сары-Челек самое красивое из всех семи озер. Хотя на обратном пути от самого дальнего озера Чача-Кёль тучи раздуло, выглянуло солнце и озеро Кыла-Кёль предстало перед нами во всей своей красе.


оз.Кыла-Кёль





На обратном пути поглазели на очень красивое место, я его назвал Краснохерье. К сожалению оно было на противоположном берегу реки Кара-Суу. Где подъезд к этому месту я не знал, и не искал. Был бы не один, может и метнулся бы через реку вброд, но зассал. Территориально оно находится напротив кишлака Торкамыш. Основной заезд, судя по карте, со стороны селения Джаны-Джол, но можно подъехать и со стороны Алги. С противоположного берега столбы смотрелись очень красиво, но нам надо было ехать в Ош.







Как вы наверное уже догадались, это Белохерье.


Еще одно красивое местечко сразу за Таш-Кумыром. Находится сразу у трассы.





Далее мы без остановок ехали в сторону Оша. Дорога шла вблизи Узбекской границы. По пути было очень много кишлаков, городков. Скорость была удручающе низкой. Поэтому в Ош приехали только к 20:00. У нас была задача встретиться с директором тур.фирмы «Osh Travel» Ладой Хасановой и забрать наши пропуска в ГБАО и приграничные территории Киргизии. Очень муторно искали её офис. Карт вменяемых по Киргизии нет, в лучшем случае на картах присутствуют названия улиц. Нумерация домов (на наш обывательский взгляд) хаотичная. Местные жители номеров домов не знают, ориентируются на то, кто именно живет в доме. С горем пополам нашли нужный нам адрес, где живет русский мужик.

Лада встретила нас с распростертыми объятьями. Угостила свежим инжиром. К своему стыду первый раз ел свежий инжир с ветки, ранее довольствовался только сушёным. Она организовала нам гостиницу, рассказала некоторые тонкости по нашему маршруту. Мы оплатили пропуска и поехали ужинать. По пути намотались на очередной штраф за проезд под знак. Настроение нам основательно подпортили на этот вечер служители правопорядка.

Пробег за день составил 330 км. Накопленный пробег – 4514 км.
 
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
09.09.2016г. День №7.

Еще с вечера мы актуализировали наш график движения. Мы благополучно нагнали отставание, которое тянулось за нами с момента старта. Но, не смотря на это, мы решили оптимизировать маршрут, что бы немного разрядить агрессивную манеру передвижения. В связи с этим решено было отказаться от посещения базового лагеря Пика Ленина.
Выехали в начале рабочего дня. Заехали на рынок купить обязательный атрибут наших путешествий – магнитик. И неспешно поехали в направлении таджикской границы.

Виды как обычно были чарующие.




Где то по середине пути меня остановила доблестная группировка офицеров ГАИ Киргизстана, выполняющая план по отъему наличных денег у мирного населения. Красный московский внедорожник безоговорочно ассоциировался у них с гламурным портмоне. Причиной было незаконное переоборудование транспортного средства. Причем докопались они только до лампочек на крыше, железо по кругу их не интересовало. Свет у меня во все четыре стороны, поэтому начали они с четырех штрафов, по одному за каждую сторону. Но, увидев мою охеревшую физиономию, сразу исправились на два штрафа, спереди и сзади. Ну и понеслась «киргизская фуражка» по кочкам. Нытье продолжалось больше часа, началось с 5 тыров, на двух тыщах я задолбался тратить свое время, отдал тыщу и три банки российского пива. Настроение и впечатление о Киргизии было испорчено основательно.

В Гулче залились под пробку на последней заправке Газпромнефть. Перебрались через красивый перевал Талдык – 3589 м. Фуры идут на перевал со скоростью 10-20 км/ч. Обзорность на серпантине хорошая, асфальт отличный, можно обгонять без риска.


Перевал Талдык.

Приехали в Сары-Таш. В нем последняя заправка перед Таджикистаном. Долили еще несколько капель в бак, попрыгали на подножках, покачали машину, в итоге залили бензина под самую кромку горловины. Это был последний запланированный оплот цивилизации в это день. Впереди только суровая пустота.


Где то там в облаках прячется один из знаменитых семитысячников СССР – Пик Ленина (7134 м). Выше батюшки Ленина только его светлая идея Коммунизма (7495 м).


На горизонте скромные грядки шеститысячников.


Киргизские дети прощаются с российскими путешественниками и обещают никогда не становиться киргизскими ГАИшниками.

На киргизский погран переход Кызыл-Арт приехали в 15:30. Переход прошли за 10 минут с учетом болтовни с погранцами.
Движемся в направлении таджикского КПП Кызыл-Арт. Между переходами 20 км нейтральной территории, в т.ч. перевал Кызыл-Арт – 4336 м.


Суровый край


Перевал Кызыл-Арт

На таджикском переходе все было гораздо муторнее, нежели на киргизской стороне. Подъезжаем на досмотр. Маринка ваще не выходила из машины. Ко мне вышел офицер досматривать машину, я открыл заднюю дверь.
- Сколько бухла везешь? - спрашивает погранец.
- 2л водки, 5л пива - я ему в ответ.
- Ой, а у нас нельзя столько. Только по одной бутылке каждого напитка.
- Я с одной банки пива даже сушняк не собью – говорю я.
- Согласен – кивает погранец
- Давай я тебе либо бутылку водки, либо 4 пива, и как будто я тебе ничего не говорил. И я так быстро-быстро, без задержек прошмыгну дальше.
- Неее, у нас так нельзя.
- Ну ладно – говорю, - пошел выбрасывать. Где мусорка?
- Ээээ, жалко. Ладно езжай.
- Спасибо. А куда пиво то поставить? – ржу.
- На крыльце оставь, обратно поедешь, заберешь…

На этой позитивной ноте мы расстались с погранцом. Дальше началась мутотень.
Перед нами стояли два автобуса набитых немцами, человек 30, и один автобус с их шмотьем. Первый якорь был на оформлении дорожного сбора.
Пока ждал бесконечного оформления немцев, меня вызвал к себе очередной госслужащий для оформления сбора на ввоз авто. Потом дошла очередь до дорожного сбора. А уже потом я потомился в очереди для оформления экологического сбора. В итоге собрали с меня не много не мало рублей пять. С чувствами моральной и финансовой опустошённости я покатил вглубь Республики Таджикистан.




Взгляд в Китай

Уже вечерело и хотелось где нибудь заякориться и намахнуть за наше достижение. Ночевка планировалась на берегу озера Каракуль. За бортом было +3 градуса жары и небольшой ветерок. Это ставило под сомнение мой идеальный план. Но я думал найти какую нибудь расщелину в прибрежных горных массивах, где бы можно было разбить лагерь.


Каракуль открылся во всей красе!

Довольно быстро и непринужденно нашли съезд к озеру, хотя по спутниковым снимкам никаких дорог не просматривалось. Некоторые сложности для легковых авто представляются непосредственно после съезда с трассы. Там проходит, что то типа каменистого русла реки и привольно там не погоняешь. А вот после преодоления этого руслица шириной около километра, перед вами предстает абсолютная равнина, из мелкодисперсной не утрамбованной пыли, по которой можно передвигаться со скоростью 100 км/ч. Единственная проблема была в том, что ветер был в жопу и временами обгонял нас, поэтому мы ехали в собственном непроглядном облаке пыли, и это не позволяло дать волю чувствам.




Кубик Рубика


В погоне за собственной пылью.







Немного покружив по северному побережью мы пришли к выводу, что на берегу ночевать не вариант. Ветер был настолько сильный, что нельзя было прикурить сигарету. Решили ехать в кишлак Каракуль на поиски места ночевки.



Хоумстей был найден молниеносно. Сентябрь не сезон, поэтому большинство ночлежек свободны. Всего за 24$ (для родных русских душ) мы заякорились у семейки пенсионеров. В счет входили ужин с завтраком.



Пробег за день составил 310 км. Накопленный пробег – 4824 км.


10.09.2016г. День №8.

В 7:00 нас уже кормили завтраком. Мы попрощались с гостеприимными хозяевами и поехали на бережок. Утро было солнечным и почти безветренным.








Состояние вселенской нирваны обуяло нас до мозга костей. Отсутствие чего либо живого вокруг, свежий горный воздух, легкий ветерок создавали ощущение абсолютной оторванности ом мирской суеты. Страшно было глушить машину. Казалось, что если отключить этот инородный звук, то свет померкнет и ты погрузишься в вакуум.


И только редкие остатки былой социалистической роскоши сигнализировали о том, что мы на земле.




Не заметно для себя мы подъехали к перевалу Акбайтал.












Перевал с виду ничем не примечателен. На самом перевале нет никаких опознавательных знаков о его причастности к высочайшим дорогам мира. Скромные таблички находятся у его подножий.
Этот день был у нас распланирован как административный. Надо было зарегистрироваться в ОВИРе и наменять побольше бабла. Для этого на нашем пути располагался административный центр ГБАО Мургаб.



Приехав в этот белоснежный центр мы первым делом приперлись в центральную гостиницу «Памир». Обычно в гостиницах осведомлены о всех таких делах. Там организатор забил гвоздь в крышку гроба наших надежд. Выяснилось:
  1. В пятницу 09.09.2016 в Таджикистане был национальный праздник – День независимости Республики Таджикистан. Вся страна была в загуле до понедельника.
  2. В понедельник 12.09.2016 в Таджикистане проходит религиозный праздник Курбан-Байрам. Вся страна будет в загуле до вторника.
  3. В Таджикистане, указом Президента светлейшего Эмомали Рахмона от начала 2016 года, были закрыты все пункты обмена валют в коммерческих банках. Поэтому официальных вариантов добычи таджикского бабла у нас не было до вторника.
На вопрос «Как дальше жЫть?» нам ответили, «Херня, все на праздниках добрые, поэтому проблем не будет, выжЫвите!». В итоге нам поменяли на ресепшене деревянные рубли на каменные сомони и пустили помыться в душ за 100 рублей. В принципе расклад с праздниками нас устраивал. Как раз ко вторнику по плану мы должны были быть в Хороге. Там с регистрацией проблем быть не должно.
Мы заправились на всякий случай на одной из многочисленных аутентичных мургабских заправок «92-м газпромовским» бензином из ведра. Начитавшись ужасов в интернете про низкокачественный таджикский бензин, я набрал разнообразных присадок к топливу и регулярно ими пользовался. Проблем с машиной не было.


Прощальный взгляд на Мургаб

Следующая ночь была запланирована на берегу озера Яшилькуль. Мы неспешно двигались к своей цели, наслаждаясь окружающими пейзажами.








Священное озеро.





За кишлаком Аличур, сразу после моста через реку Гунт повернули направо напрямки к озеру. В районе одного из безымянных озер нам встретился один оленевод, это был единственный человек населявший эту территорию. Дорога просто великолепная, проезжабельная для любого автотранспорта с клиренсом более 20 см.







По пути заехали на два гейзера. Один оказался действующим, второй бездействующий. Гейзеры представляли из себя скважины, обсаженные насосно-компрессорными трубами диаметром на глазок 3 ½. Собственно действующий гейзер периодически плевался и слегка пах какахами, что свидетельствовало о небольшом сероводородосодержании воды. Температура воды по тактильным ощущениям не превышает 28 градусов.








Целебный источник по таджикски. От него гораздо сильнее пахло сероводородом. Температура воды позволяла совершить омовение, но окружающая обстановка не способствовала этому героическому поступку.


Река Гунт


Озеро Яшилькуль

Погодка была вызывающей. Ветер шевелил машину, температура окружающей среды не превышала +5 градусов. На берегу озера ночевать не представлялось возможным, поэтому мы вернулись к целебному источнику и разбили лагерь.



Пробег за день составил 285 км. Накопленный пробег – 5109 км.
 
Изменено: PoZiTiFF - 21.11.2016 07:04:09
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
11.09.2016г. День №9.

Ночью температура опускалась до нуля градусов. Трава покрылась инеем. Дождавшись пока выглянет солнце и прогреет атмосферу, мы заставили себя вылезти из спальников. На скорую приготовили завтрак и поехали осматривать местные достопримечательности.
Еще с вечера мы приметили на противоположном берегу Гунта какие то доисторические объекты культурного наследия, а с утра решили их рассмотреть поподробнее. Реку вброд я штурмовать не стал, хотя она вполне проезжабельна. Фокусное расстояние объектива позволяло рассмотреть строения в деталях. Что это такое я так и не выяснил, но судя по внешнему виду эти руины некогда представляли из себя какие то объекты религиозного характера либо усыпальницы.







Еще раз взглянули на озеро. В солнечных лучах оно было еще красивей.






Далее по пути у нас был еще ряд водоемов не менее привлекательных




Озеро Булункуль




Озеро Чукуркуль


Озеро Чикуркуль


Озеро Хоргуш

Погода благоволила. Дорога и окружающие пейзажи создавали ощущение высадки на Марс.





Встретили колонну из 6 киргизских туристических машинок, которые катали израильтян. С замыкающим колонну остановились потрепаться. Гид рассказал нам о наличии на южной стороне озера Каракуль какого то фееричного места со столбами выветривания, до которого надо ехать по каким то экстремальным перевалам. Я не встречал в интернете упоминаний о таком месте. Но все евреи в машине восторженно верещали при упоминании этого места. Так что заметка для будущих путешествий сохранена, надо будет изучить вопрос.
Как то незаметно быстро мы выехали к афганской границе. На КПП Харгуш оставили копии документов и не теряя времени поехали дальше. Мы проехали все самые высокогорные (свыше 4000м над уровнем моря) участки нашего маршрута и наша дорога лежала вниз, сначала по берегу скромной реки Памир, и далее по менее скромному Пянжу.














Могучий Пянж в районе кишлака Лянгар


Песчаные пляжи Пянжа



Щелкая клювом по сторонам, мы часто теряли контроль над временем. Вот и сейчас солнце неумолимо клонилось к закату, а у нас были не охвачены самые интересные объекты нашего маршрута.
Очень быстро мы заскочили в кишлак Вранг, где находится культовый буддийский комплекс IV-VII веков и сводчатые рукотворные пещеры-кельи. В этих кельях жил обслуживающий персонал комплекса, т.е. монахи.








Ущелье реки Вранг-дарья



Гонимые временем мы без остановок полетели в Ямчун, смотреть на одноименную крепость. Успели как раз к тому моменту, когда солнце уже пряталось за горы.

Крепость Ямчун (Кафыр-кала) построена в III веке до нашей эры













Оставался открытым вопрос ночлега. Поехали в направлении священного горячего источника Биби Фатима в надежде найти гостиницу. Остановились у первого встречного местного жителя. Как оказалось «у него» есть гостиница. Воды нет, туалет на улице, еда по предзаказу, меню разнообразное шурпа или шурпа. Про горячую воду в этих краях почему то не слышали, а помыться нам уже хотелось. Нам было рекомендовано пойти к дальнему, «не священному» горячему источнику. В нем можно мыться с мылом, под открытым небом, но только раздельно, мальчики отдельно, девочки отдельно. При температуре окружающей среды около +5 градусов и штормовом ветре желающих помыться было не много, вернее там были только мы. В горячую воду было очень комфортно входить, а вот выходить была большая проблема. Мы сделали усилие над собой, зажали в кулаки, кто что смог и помылись. Жизнь приобрела совсем другие оттенки.
Потом в гостинице мы ждали шурпу и развлекались с местной детворой, решая компьютерные головоломки.

Пробег за день составил 188 км. Накопленный пробег – 5297 км.


12.09.2016г. День №10.

Встали рано. Произвели попытку помыться еще разок, так сказать впрок. Но купальня была уже кем то занята. Поэтому мы не стали дожидаться очереди и поехали.


Купальня-мыльня

Позавтракать решили где нибудь по пути. У нас не было хлеба. Остановились в Ямчуне у первого встречного, узнать где купить хлеб. Оказалось, что нигде. При этом первый встречный начал, что то громко кричать на непонятном нам языке. На его крики вышла женщина и принесла нам хлеб. На крики так же отовсюду вывалило N-ное количество детей, которых мы в отместку за хлеб с удовольствием накормили конфетами.



Руины крепости в кишлаке Даршаи.



Каньон реки Дараи Даршай

Останки неизвестного форпоста на афганской стороне


Руины крепости Каахка (III в. до н.э. - VII в.).









Защитник крепости

По пути было еще очень много замечательных мест которые скрашивали наше путешествие.







К 16:00 мы приехали в Хорог. У нас была задача произвести разведку боем для целей получения временной регистрации. Въехали в центр. Выловили местного языка, узнать где ОВИР. В итоге в течении получаса он обзвонил половину всех жителей Хорога, оставшуюся половину собрал вокруг нас. Причина была в том, что ОВИР переехал в новое здание, и никто не знал, где точно он находится. В итоге нас послали куда то за 1,5 км. Следующий час ушел на нарезание кругов по городу. Даже местные полицейские не могли внятно объяснить где ОВИР. С горем пополам нашли его, узнали расписание на завтра и поехали искать гостиницу. Нашли гостиницу, заселились. Поехали искать, где покушать. Время близилось к 18:00. До 20:00 искали где можно покушать. Это было не выполнимым заданием, т.к. был Курбан-Байрам, все было закрыто. Под конец мы выдохлись и решили пожрать дышыраков в гостинице. Приехали в гест, поругались на Хорог местному охраннику. Он растрогался до глубины души нашим негативом, бросил свой пост и отвел нас в какую то зачуханную местную кафешку в подворотнях. Выбора у нас не было, загрузились в кафе. Нам принесли рукописное меню на двух листах, мы с ним ознакомились. Когда вернулся официант, оказалось, что в наличии был только кабоб. Зачем несли меню? В эмоциональном состоянии, близком к состоянию души Доктора Ганибала Лектора мы сделали заказ. Принесли оооочень быстро. И мы погрузились в колорит таджикской национальной кухни. Ничего вкуснее этого кабоба за эту поездку мы не ели. Ужин обошелся на двоих в 200 рублей.

Пробег за день составил 200 км. Накопленный пробег – 5497 км.


13.09.2016г. День №11.

Приехали в ОВИР к открытию, в 8:00. Нас встретила очень приятная женщина подполковник, объяснила в чем смысл жизни и мы поехали решать вопросы, которые я прошляпил будучи на родине. Нам надо было сфотографироваться 3х4 в цвете, оплатить пошлину и сделать правильные ксерокопии. Провернули все довольно быстро. И к 13:00 мы поимели на руках временную регистрацию для пребывания в Таджикистане.
По сути, на развлечения оставалось пол дня и мы неспешно поехали в направлении Калайхума. Нет смысла повторяться о красотах Ваханской долины, хотя на данном участке долиной ее назвать нельзя. Очень тесный участок, местами до афганской стороны 300 метров и можно заглянуть в окна афганских кишлаков.





На встречу нам попался первый и единственный за весь маршрут российский экипаж. Ленинградцы Пётр и Ольга ехали нам на встречу. Мы ненадолго перекрыли тракт. Поделились друг с другом информацией о полученном опыте с каждой стороны. Они нам рассказали о прелестях узбекской таможни, мы им о радостях предстоящего им маршрута.



После расставания мы остановились на берегу Пянжа съесть дыню, которая болталась у нас по салону еще с Оренбуржья.





















Уже затемно приехали в Калайхум. Нашли жуткую «гостиницу», но стратегически правильно расположенную на перекрестке всех главных дорог. Там же поужинали, отмылись и легли спать.

Пробег за день составил 250 км. Накопленный пробег – 5747 км.
 
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
14.09.2016г. День №12.

Это заключительный день нашего памирского путешествия. Как бы не хотелось развернуться и еще раз проехаться по тракту, но все хорошее когда то заканчивается. Тем не менее еще очень много хорошего ждало нас впереди.
От Калайхума на Душанбе идет активное строительство дороги. Очень много участков уже закончено строительством, поэтому ограничение скорости передвижения основывается только на инстинкте самосохранения.









Мы очень быстро доехали до района населенных пунктов Кишти-Поён и Хирманджо. Здесь начинается очень большая долина, «заканчиваются» горы (высоты 2000 м над уровнем моря высотами не считаются), и идет активное строительство автодороги. Очень много тяжелой техники, очень много пыли, очень много реверсивного движения.



Без остановок проскочили Куляб, Гулистан, Дангару… Наша цель была Нурекское водохранилище. В самый разгар дня мы были на месте. Я знал только один подъезд к берегу, через селение Себистан. Не теряя времени мы поехали туда. Но как оказалось, там шлагбаум и режимный объект. Мы сильно расстроились. На наше расстройство вышел охранник. Он узнал откуда мы и незаметно пропустил нас к берегу.
На месте съезда к воде были люди, что то там делали. Нам не хотелось им мешать, поэтому мы решили забраться повыше. С места повыше был хорошо виден рельеф и само водохранилище. Жара была +30 градусов и это вызывало неудержимое желание искупаться. Исходя из рельефа, съезд к воде можно найти без проблем, как собственно и передвигаться по холмам не смотря на отсутствие дорог. Мы спустились в первую попавшуюся ложбинку к самой воде и качественно искупались.






В направлении Душанбе поехали по старой дороге, не через туннель. Дорожка очень приятная, с нее открываются прекрасные виды на Нурекское водохранилище. Единственный момент, мы попали на нескончаемый поток баранов. Перегоняли два стада живого мяса, колонна в сумме была не меньше двух километров, поэтому пришлось отстояться около получаса, т.к. ехать было не возможно.





В Душанбе мы въехали часа в четыре дня. Терять время на каменные джунгли не было никакого желания, поэтому посовещавшись, мы решили поехать в Фанские горы на озеро Искандеркуль и там заночевать. В городе мы конечно попали на самый час пик и встряли в пробку. Потеряли очень много времени, в итоге выехали из Душанбе около 17:30. Дорога до Заравшана очень хорошего качества, недавно окончена строительством, но очень вертлявая, много туннелей и на ней довольно активное движение. Особое внимание на этому участке следует уделить тоннелю «Шахристан». Его длина 5,253км. Это просто адское сооружение, в прямом смысле этого слова. Об этом объекте уже сложено много былин в интернете, поэтому не буду сильно углубляться. Но мое мнение - это эталон абсолютного пи%$!$!@#еца!


По дороге в Заравшан.

В Заравшан приехали в начале восьмого вечера. На дворе темнота хоть глаз выколи. Дорога от Заравшана до Искандеркуля весьма сносного качества, но ночью она нам показалась просто демонической. Кое как к 20:00 доскакали до заповедного озера. У нас был не решен вопрос с ночевкой. На КПП после оплаты входного билета, спросили у сторожа где можно заякориться. На что он ответил, что мы типа купили билет, и можем вставать где хотим. Это был исчерпывающий ответ. Но развивать демагогию с ним нам не хотелось. После оплаты сбора выяснилось, что местных денег у нас осталось 50 сомони. Искать банкоматы и обменники в этой перди было не логично. Тем не менее, мы нашли базу отдыха на берегу. Договорились с управляющим на предмет парковки и установки палатки на берегу озера за 40 сомони. Разбили лагерь. Приготовили ужин. Сделали уборку в машине. Легли спать.



Пробег за день составил 500 км. Накопленный пробег – 6247 км.


15.09.2016г. День №13.

Отлично выспались.
База оказалась реально совковой базой, с домиками, общественными туалетами, душевыми и умывальниками в ряд. Удивило наличие горячей воды. Внушительная территория, с территорией под палатки и машины. Причем палаточные места были явно в выигрыше, т.к. находились непосредственно на берегу.
Озеро нас поразило. Мы имели удовольствие наблюдать за ним начиная с момента восхода солнца из за гор до обеда. И то как оно меняло цвет в течении дня просто изумляло. Я не мог оторвать взгляд.





Администратор нам порекомендовал съездить до кишлака Сарытаг. Что мы и сделали. Место представляет из себя шикарную долину среди гор, с небольшим аутентичным селением и двумя изумрудными речушками. На него стоит потратить час времени. К тому же там есть возможность немного закольцевать маршрут и вернуться через опорную базу геологов по старому серпантину.










Резиденция Эмрмали Рохмона.



Далее у нас было в планах взглянуть одним глазком на сердце Фанских гор – Алаудинские озера. Наш путь лежал в альп.лагерь «Вертикаль», полное название «Международный Альпинистско-Туристский Центр «Вертикаль – Алаудин» в Алаудинском ущелье. От федеральной трассы до лагеря около 30 км, из них около 12 км дорога идет через один сплошной кишлак. Это узкая дорога под одну машину, разъехаться со встречками проблематично, обогнать попутки не возможно, очень много людей, детей, барашков и ослов. А вот когда заканчиваются все кишлаки начинается рай. На тот момент нашего путешествия это была самая красивая дорога. Она на всем протяжении идет непосредственно по берегу реки Пасруддарья, перебираясь с одного берега на другой, посредством веселых мостиков. Речушка не большая, в живописных долинках ползет как черепаха, местами превращается в безумный поток, зажатый между скал. Алаудинское ущелье идеальное место для многодневного отдыха.















Быстро-быстро за пару часов мы добрались до альплагеря. На часах было около трёх часов дня и времени на прогулки было не так много. Быстренько схватив рюкзачок с фото и пойлом, мы побежали наслаждаться красотой девственной природы Фанских гор.
Сразу хочу сказать - беготня по горам сильно вредит курению. До верхнего большого озера Чалдара напрямки 1,5 км, перепад высот не превышает 200 м. Я бегал от куста к кусту, от озера к озеру, прыгал через ручьи как моложавый стрекозёл, что бы успеть увидеть побольше. В итоге через полтора часа я превратился в промокашку. В очередной раз пришёл к выводу, что пеший туризм - не моё. Но диаметрально противоположный вывод о том, что сюда надо вернуться на пешеходный маршрут дней на пять, пока держит верх над всеми остальными предрассудками.








Озеро №1




Озеро №2






озеро №3



палаточный лагерь пешеходов






Самое большое озеро №4 – Чалдара.

Пятое озеро мы профукали. Я побежал до него, но перебравшись через очередной подъемчик, его не обнаружил. Как оказалось впоследствии побежал я не в ту сторону. Ну это еще один повод вернуться в эти места.
Ошалевшие от красоты, уставшие от беготни, мы скатились к машине к 17 часам. Надо было спешить, что бы проехать максимально возможное расстояние до Душанбе засветло.








На федералку скатились очень быстро. Не считая небольшой задержки в месте, где сцепились два грузовика, спуск занял около часа. Но поливал я от души. В итоге все равно пол пути по самой густонаселенной части пришлось ехать в темноте. В Душанбе были часов в восемь. Заселились в приличную гостиницу. Поужинали в приличном ресторане. Поспали в приличной постели.

Пробег за день составил 228 км. Накопленный пробег – 6475 км.
 
Изменено: PoZiTiFF - 21.11.2016 21:01:27
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
Женя, фотки и повествование как всегда великолепны.
Узнаю знакомые места, часть фотографий даже с того же ракурса. Но есть прямо и открытия...
Ждем продолжения.
Off Road Master Club
 
Поддерживаю.
Фото и повествование превосходны. Прочитал с удовольствием на одном дыхании, хотя сам дважды был в тех местах. Жду продолжения...  *THUMBS
2xSubaru Leone 83/86г 1.8л(105лс)ЕА81/82, 4WDwithoutDiff, МT+пониженный ряд, просвет ~250мм
www.SiTravels.ru
 
Восхитительно!
+7 903 931 41 44
33 14 144
Stas@ershov.biz
 
и мне понравилось, как Женя рассказывает. Спасибо.
 
16.09.2016г. День №14.

Рано утром поехали в направлении узбекской границы. По пути заехали посмотреть на Гиссарскую крепость. Нас не сильно воодушевила эта историческая достопримечательность. В большей степени это новодел.





Зная о наличии проблем с топливом в Узбекистане, решили залить полный бак перед пересечением границы. К тому же в Таджикистане отличные заправки Газпромнефть. На полный бак у нас не хватило налички, пришлось искать обменник. Кое как поменяли рубли. Вернулись на заправку добили бак под пробку. Начинался самый сложный этап нашей экспедиции…

Таджикский погранпереход прошли молниеносно. И тут началось…

Узбекистан встретил нас опущенным шлакбаумом. Пропускали только по две машины. Перед нами было шесть фур. Добрые дальнобойщики сказали нам объехать их и встать впереди колонны. Я думал это жест дружбы народов. А как оказалось, они просто пожалели меня. В итоге простояв перед шлагбаумом не более 40 минут, нас допустили к процессу досмотра.
Марину отправили проходить по линии пешеходов. Вся процедура пешего перехода заняла у нее около часа. На территории погранперехода пешеходам находиться нельзя и она была выпровожена за территорию.
Что касается автоперегона. Первым делом машину сфотографировали. Потом просканировали огромным сканером. Затем загнали в уголок для визуального осмотра. В промежутке времени я заполнил декларации на ввоз всего драгоценного гамна, которое было при мне в поездке. Для досмотра моей машины собрался весь свет погранзаставы – человек пять. Для меня расстелили коврик и сказали вытряхивать всю машину. Абсолютно всю. В это время все пять погранцов засели за просмотром содержимого двух ноутбуков, двух мобильников, двух фотоаппаратов и десятка флешек, на предмет наличия порнухи и исламской макулатуры. При этом включили музяку в моем авто на полную. Они пускали все это оборудование по кругу, дублируя процесс просмотра пять раз. На это у них ушло полтора часа. Затем пришло время осматривать содержимое машины. На коврик были вытряхнуты все трусы, носки, чайные пакетики, запчасти и домкраты.... Машина тщательно обыскана и пронюхана собаками. На это у них ушло еще полтора часа. С чувством выполненного долга они оставили меня собирать содержимое тачки. Еще час у меня ушел на упаковку всего экспедиционного шмурдяка и пол часа на прохождение регистрации.
В сухом итоге на процесс перехода через узбекскую границу у нас ушло чуть больше пяти часов, при том, что я закладывал шесть часов. Это был прогресс. За время моего досмотра меня обогнали три фуры из шести. Маринка три часа проторчала за забором погранзаставы на солнышке в +35. Её это несказанно порадовало.

При выезде с заставы нас сразу начали регистрировать милиционеры в трениках. Реально, подходит такой гопник в тренировочных штанах, футболке и сланцах, говорит «Пройдемте в помещение…». Помещение оказалось будкой крановщика, где мог поместиться один человек и его амбарная тетрадь. Мы были записаны в эту тетрадь, после чего препровождены к начальнику. Начальник был одет немного культурней, «брюки» и «рубашка». Начальник посмотрел наши паспорта и пожелал нам удачи. Там же возле мусариков мы поменяли чемодан местного бабла. Для справки, курс на таджикской стороне был 1 руб к 70 сум, на узбекской стороне 1 руб к 80 сум, в дальнейшем в городах меняли 1 руб к 90 сум, а официальный государственный курс 1 к 45 сум.






Ночевка планировалась в Бухаре, а до нее было 450 км. Вроде пустяк, но не в Узбекистане, и не на участке от границы до города Карши. В общем итоге на этом участке было около шести КПП для регистрации всех живых существ. Один КПП в районе Дербента (не путать с Дагестаном) запомнился отчётливей всех остальных. Итак. Подъезжаем к большому КПП, там отбойники, куча служителей закону с автоматами, все приветливые. Вокруг куча машин, людей тьма, человек 500 не меньше. Все что то таскают, куда то бегут… Проверили у нас все бумаги, забрали техпаспорт и сказали делать как все. А именно, Марине говорят, возьмите сумку и идите в здание с паспортами. А мне надо загнать машину на стоянку для досмотра, а потом взять сумку и так же идти в здание на личный досмотр. Марина выходит из машины и направляется к зданию.
Ей милиционер говорит – Вы сумку возьмите.
-       Какую сумку?
-       Ну свою.
-       У нас вся машина чемоданами завалена и у меня нет сумки.
-       Нет, вы все равно возьмите. У нас так положено.
Взяла первый попавшийся рюкзак.
-       Почему техпаспорт забрали? – спрашиваю я.
-       Пойдете досмотр, вам его отдадут – ответил гай.
Я поехал на досмотр. На стоянке был какой то ад из машин и все это называлось очередью. Добрался до досмотра, вояка открыл машину, посмотрел, закрыл машину. Выписал мне какую то бумажку размером со спичечный коробок.
-       Берите сумку и идите в здание, вас там зарегистрируют и отдадут документы.
-       Какую сумку?
-       Вашу сумку. Не парьте мозги, у нас так положено.
Взял из кучи самую легкую сумку, пошел на личный досмотр. Кое как нашел Марину, так же с трудом нашел куда отдать маленькую бумажку, еле нашел где забрать техпаспорт, с божьей помощью нашел где забрать загранпаспорт. На выходе протащили сумки через сканер. При этом милиционер, который сидел на этом сканере, с грустью смотрел не в монитор, а в окно.
Вся эта абсурдная ситуация с досмотром и сумками длилась около часа. Мы так и не поняли, зачем вся эта клоунада.

Что касается дороги от границы до Бухары, то местами это жопень беспросветная. Начиная от Байсуна до Карши идет типа активное строительство автомагистрали. Частично уже положен асфальт, частично гравийка, направления разделены отбойниками, разметки нет, освещения нигде нет, указателей нет. Езда в темноте по этой трассе, это русская рулетка, в которой из шести патронов, по меньшей мере четыре находятся в барабане. Движение на этом направлении очень активное. Я несколько раз выезжал на встречную полосу, пару раз вылетал на еще недостроенную полосу, где только начали делать отсыпку, один раз чуть не влетел в пыльном облаке в бетонное ограждение, раза три ко мне в зад чуть не прилетели веселые узбеки. К тому же у меня основательно умерли задние тормозные колодки и металлический скрежет напрягал больше, чем дорога в ад. В итоге, что бы не рисковать своими драгоценными жизнями мы решили заночевать в Карши. Забукали гостиницу. В гостинице выяснилось, что наша куча бабла совсем не куча. И у нас не хватает несколько тыщь, что бы расплатиться за номер. А визу и мастеркард в Узбекистане не принимают. Договорились, что завтра поменяем наличку и расплатимся.

Пробег за день составил 390 км. Накопленный пробег – 6865 км.
 
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
17.09.2016г. День №15.

Утро началось со смены колодок перед гостиницей. Параллельно вылезла проблема с колесом. У меня был на нем кавказский след в виде бокового пореза еще с весенней поездки. Так вот, он в процессе скидывания колес засвистел. Хорошо, что это не произошло на ходу.
Далее я сбегал на рынок заменял рублей на целый миллион сумов. Мы расплатились за гостиницу. Выдвинулись в Бухару в начале 11-го.

Как оказалось от Карши до Бухары вполне приличная дорога.



Добрались очень быстро. Предварительно забукали гостиницу, относительно быстро нашли ее, оставили тачку и пошли гулять по городу.


Внутренний двор гостиницы, которая располагается в старом медресе.

Старый центр был через дорогу, поэтому далеко гулять не пришлось. Пришли на площадь Ляби-хауз, зафрахтовали гида. Гидом была бабушка, которой было 70 с лихером лет. Она нас таскала по городу часов шесть, при этом ни разу не села и не разу не замолчала. Правда ее повествование было весьма специфическое, опиралось на байки вокруг богов основавших этот город. Мне как реалисту-атеисту переваривать подобную информацию было сложно.

Что бросилось в глаза в Бухаре.
Весь центр отреставрирован узбекскими «умельцами». Все настоящие мастера уехали делать ремонты за пределы этого государства. Выглядит это так, как будто собрали стадо узбеков с улицы, дали им в руки болгарки и они наперегонки отболгарили весь исторический центр. Смотрится как новодел. Причем не отстроенный, а рукожопо отшлифованный. Нет того ощущения многовековой истории, которая подразумевается при посещении таких мест.

Подписывать фоты не буду, геморройно это. Все фоты привязаны в гугле.




Еврейский квартал Бухары. С первого взгляда не понять, где взаимосвязь между этими руинами и евреями. А она есть. Просто руины остались, а евреи нет.































После многочасовой и выматывающей экскурсии мы решили поужинать знаменитым бухарским пловом. Бабушка пообещала нас свозить по пловным местам, что бы мы поели свадебного бухарского плова. В итоге мы объехали пол Бухары, но плова так и не нашли. С чувством не выполненного долга мы приехали в нашу гостиницу. Там по счастью проходил мастеркласс для постояльцев по приготовлению обычного бухарского плова. Это нас несказанно порадовало. Плов на поверку оказался вареным рисом с морковкой и изюмом, с небольшим добавлением мяса. Ну хоть так. Наелись, пошли спать.


Оставшаяся сдача за день.


Пробег за день составил 170 км. Накопленный пробег – 7035 км.


18.09.2016г. День №16.

Утром, пока не очнулось большинство туристов, мы пробежались по Бухаре. Собственно мы прошли те же места, что и днем ранее. Просто вчера пофотать не всегда получалось из за больших толп туриков.














До обеда мы оббежали почти все что хотели. Выгребли вещи из гостиницы и собрались в дорогу.
Бак в машине был пуст, лампочка загорелась еще на пути в Бухару. Я уточнил в гостинице где есть бензин. Мне подсказали две заправки на всю Бухару, где бензин есть на 100% и где он есть на 90%. Поехали на первую. Бензин действительно был. Об этом свидетельствовала очередь около 50-60 машин. Ценник был очень вменяемый, что на 80-й, что на 91-й бензин. Подошла моя очередь. Меня спросили, дизель или бензин. Говорю - бенз 91-й. А 91-го нет! Ну думаю, хер ли, поеду на другую заправку. Отъехал, что бы не задерживать очередь. Пошёл к кассиру спросить, где ближайшая заправка, на которой есть 90-й бензин. Мне сказали, что ближайшие варианты есть в Казахстане или Таджикистане. В Узбекистане 90-го бензина нет! Ёп, приплыли!!!! Плова нет! Бензина нет! Нефтяная держава, мать их! Ничего не оставалось как достать все активаторы топлива, которые были и заправиться 80-м.



Поздно вечером были в Хиве. По пути умудрились еще раз, уже без очереди, заправиться 80-м. Приехав в Хиву, заселились в гостиницу и сходили в ночь, в поисках знаменитого хивинского плова. Плова не нашли, поели какой то херни в старом городе.

Пробег за день составил 468 км. Накопленный пробег – 7503 км.
 
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
19.09.2016г. День №17.

Ни свет не заря побежали осматривать старый город. Ситуация со стариной та же, все отшлифовано болгаркой. В Хиве все компактно и старый город можно без остановки оббежать за два часа. Сильно уже не заморачивались историей. Мне хотелось посетить пару точек (Джума мечеть) и забраться на самую большую башню (Минарет Ислам Ходжа). Единый входной билет во все музеи Хивы стоит на двоих 36$. Сразу билет брать не стали, решили прогуляться. Оказалось, что Минарет Ислам Ходжа закрыт на реставрацию. Ну и тут смысл платить 36$ улетучился сразу. Тем не менее, за четыре часа мы облазили весь центр.
































Вот такой он Узбекистан за забором...

Пришло время есть обеденный плов. В первом же заведении нас убедили, что их плов самый лучший в Хиве, но его надо подождать 30 минут, т.к. он еще готовится. Желание отведать плова в Узбекистане затмило сою способность трезво мыслить. Мы стали ждать. В итоге нам принесли вареный рис с морковкой и щепотку мяса. На этот раз стало обидно, что мы столько ждали, а получили рисовую кашу. Плюнув в тарелку, мы пошли в другое заведение. В другом заведении тоже был самый лучший плов в Хиве. В итоге мы получили ту же рисовую кашу, только в этот раз вместо мяса было немного сухожилий. Тут я не выдержал и высказал администратору заведения, что я думаю об Узбекистане. Что в Узбекистане нет плова, что самый лучший плов внутри МКАДа и все повара уже давно свалили с Узбекистана.


Мечта поэта


Расстроенные и голодные мы покинули Хиву. Было потеряно как минимум пара часов ходового времени. В довершении всего накопленного негатива у нас оставалось мало топлива. Еще часа полтора мы потеряли на поиски топлива в Ургенче и в Беруни. В итоге до первой запланированной достопримечательности мы добрались часам к четырем дня.

Городище Аяз-кала, датированное IV в. до н.э., ныне представляет собой руины уникального исторического памятника времен зороастризма.


















Сильно задерживаться не стали, помчали дальше по маршруту. Из за потерянного на беспонтовый плов времени, пришлось жертвовать большинством фортификационных сооружений и памятников истории.
При подготовке маршрута я использовал gps-треки собранные в инете. Поэтому не задумываясь свернул с трассы к очередной крепости. В итоге уже через три-четыре километра я заподозрил неладное. Мне пришлось практически на ощупь бить дорогу через заросли колючек.



Местами дорога была очень красивая. Запахи каких то не понятных растений валили с ног. Дорога шла по старицам Амударьи. Было очень много приятных мест для постановки бивака. Неоднократно мы поднимали из кустов стада каких то парнокопытных.
В итоге после продолжительного плутания по зарослям мы выехали к котловану. За ним, на склоне горы, красовались руины крепости Джампык-Кала. Брать на абордаж крепость через котлован не было никакого желания. Трактор в Узбекистане, в пору сбора урожая хлопка, найти было не реально. К тому же вдруг откуда не возьмись из кустов с противоположного берега к нам вывалил узбекский рыбак в семейниках. Он рассказал, что не так давно тут все нахер за чем то перекопали и заезд к крепости находится с другой стороны. А по кустам бегают бухарские олени, на которых запрещена охота. И если мы рискнем переехать этот котлован, то он угостит нас ухой. Все это он нам рассказывал стоя по колено в глине. Радости было не много.







Пока выезжали из перди солнышко село. К Дахме Чильпык (I-IV вв. до н. э. - IX- XI вв. н. э.) приехали в сумерках. Учеными был сделан вывод, что Чильпык - это мертвое укрепление, дахма - башня молчания, место оссуарных захоронений. Сюда зороастрийцы приносили покойников и оставляли для полного очищения от мягких тканей. В зороастризме считается, что ни землю, ни огонь, ни воду нельзя ничем осквернять, тем более телами умерших людей. Так как трупы нельзя было ни сжигать (кремировать), ни закапывать, их оставляли под солнцем на специальной горе смерти и молчания на съедение хищным птицам. Только после того, как останки были наголо вычищены и прокалены под прямыми солнечными лучами, кости складывали в специальные глиняные емкости - оссуарии. Таков погребальный обряд зороастризма. Вот такое это чудесное место. И таких веселых мест мы профукали в этот день штук пять.



Уже в темноте мы добрались до Нукуса, где заночевали в гостинице.

Пробег за день составил 320 км. Накопленный пробег – 7823 км.


20.09.2016г. День №18.

Собрались мгновенно. Так хотелось успеть за день побольше. Но увы, на пути встала не преодолимая преграда в виде отсутствия топлива в регионе. Таксисты подсказали где можно взять бензин. В частном секторе города Ходжейли нашли двор где заправляют топливом из бутылок с накруткой в 30%. Выбора не было, до границы с Казахстаном было еще 600 км, а дальше по маршруту была глухая пердь.
Мы ехали в Муйнак, бывший город-порт, на бывшем берегу, бывшего Аральского моря. Дорога была ничем не примечательна. Мы были уже в Каракалпакстане, по моему это самый забытый регион страны. Чем ближе продвигались к Муйнаку, нем запущенней становилось все вокруг.






Одна из целей нашей поездки было кладбище кораблей бывшей аральской флотилии. Корабли были свезены в кучу какими то инициативными гражданами Муйнака, дабы народные массы помнили о безграничности человеческого маразма.











Ну а далее мы поехали на Аральское море. Дорога до него была вполне аральная. От Муйнака до нефтепромыслов идет бывшая асфальтированная дорога, которая была асфальтированной во времена СССР. Передвигаться по ней проблематично, поэтому все ездят по тундре. Дальше идет просто колея по дну бывшего моря. Пылища стоит за машиной несусветная.
















Со дна моря поднимаешься на плато Устюрт. По плато ехать можно двумя вариантами: красиво рядом с краем и комфортно на удалении от края. Разница в скорости передвижения по вариантам может различаться в разы. Над краем плато очень много камней, колея глубже. Чем дальше от края, тем камней меньше и колея мельче. И в том, и в другом случае из машины видно только степь.




Местами встречаются древние могилы доисторических казахов.







К вечеру добрались до Арала. Непосредственно к воде подъехать нельзя. Берег представляет из себя прессованный маргаринообразный соленый перегной, море пахнет соответствующе. На берегу обосновались китайцы. Добывают каких то аральских говноедов которые водятся только в аральском маргарине. Они используются конечно же в китайской омолаживающей медицине. Войти в воду тоже проблематично, маргарин всасывает по колено, отмыться от него проблематично. Я зашел по колено в воду, дабы выполнить священный долг. За день до этого, бегая по узбекским джунглям в дельте Амударьи, я искалечил себе ноги колючками. Это меня ни капли не напрягало и собственно я даже этого не заметил, пока не зашел в воду. Ощущения были, что я залез по коленки в солонку. Потом ходил как дурак в белых гольфах.




Прибрежная саранча




В общем наслаждались морем недолго, солнце уже садилось. Единственное, что не позволяло нам двигаться вперед, это 15ти килограммовый арбуз, катающийся по салону. Поднялись на Устюрт, заточили арбуз, я залил 20ти литровую заначку в бензобак и мы поехали в сторону Казахстана.






Поездочка получилась весьма фееричной. Солнце упало за горизонт через пол часа с момента старта. И мы остались в черном вакууме, в степи, с милиардом колейных направлений в разные стороны. Жалко не видел себя со стороны. При скорости 60-80 км/ч, с полной иллюминацией, в клубах пыли… - подозреваю я был похож на космический корабль. В одно мгновение мы вылетели на абсолютно гладкую поверхность красного пересохшего озера. Мы не смогли себе позволить не остановиться. Фоточки конечно гавно, но это реально был космос. Нас даже посетила мысль, а не заночевать ли здесь? Но какой то осадочек от Узбекистана подгонял нас вперед.






Затабачили по сигарете. Посмотрели на падающие звезды. Полетели дальше. Нам надо было еще преодолеть около 60 км. По пути погоняли тушканчиков и зайцев. Выскочили на трассу в районе поселка Жаслык. По случаю там оказалась гостиница для дальнобоев. В ней и заякорились.

Пробег за день составил 440 км. Накопленный пробег – 8263 км.
 
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 05:11:03
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
21.09.2016г. День №19.

Начинался самый грустный этап нашего путешествия – возвращение домой.

Сегодняшний день был последним в Узбекистане. Настроение было хорошее, толи от того что свалим отсюда, толи от того что было день рождения. Нам предстоял переход узбекской границы. Мы даже для этого разработали спец стратегию. Если бы меня начали кошмарить на переходе, то я должен был давить на то, что у меня день рождения и мне его надо справлять…
Выехали пораньше, часов в семь. Стоянка перед гостиницей была уже пуста. Походу на переходе было уже на пару десятков машин больше.






Дорога была шикарной. Мы летели к своей мечте со скоростью света. Нас вышли провожать одногорбые верблюды и какие то мыши.

Уже часам к девяти мы были на границе. Там была очередь из фур, местных УзДэу длиной в три километра. Мы встали за легковыми авто. Купили казахские тенге за оставшиеся сумы. Я вернулся к машине. Местные парни мне подсказали, что иностранные туристы проходят границу без очереди. Это был первый подарок в этот день. Мы метнулись к воротам. Через 30 минут нас пропустили на досмотр.
В этот раз узбеки не подкачали, весь досмотр с оформлением документов занял не более двух часов. Походу порно в Узбекистан нельзя только ввозить, а вывозить можно без проблем.
Проблема возникла на казахской стороне. Там повисла система, не было связи с центром и нам пришлось посидеть часа полтора пока нас оформят.
В итоге к двум часам дня мы расхлебались с пограничниками и въехали в Казахстан. Что касается участка дороги от границы до Бейнеу. Это полный ахтунг. От советского асфальта остался хер да маленько. Максимальная скорость передвижения на внедорожнике 60 км/ч и это только на кратковременных участках самой хорошей дороги. Ближайшая к границе «заправка» в нас.пункте Акжигит, это около 30 км, а ближайшая приличная заправка в Бейнеу, это около 90 км.

По пути остановились съесть купленный в Узбекистане арбуз в честь ДР. Пока ели, к нам пришли гости. Решили им тоже устроить праздник.





К вечеру добрались до города Кульсары. Остановились в Гостинице.

Пробег за день составил 503 км. Накопленный пробег – 8766 км.


22.09.2016г. День №20.

День ниачем. Проснулись, позавтракали, собрались, выехали, без проблем заправились, хороший асфальт, наличие кафе… Все было как по маслу.
Еще на границе опытные люди рекомендовали мне поехать через город Уральск, аргументируя это лучшим качеством дорог. Якобы участок Атырау – Астрахань с казахской стороны представляет из себя 280 км долбленки. Я не стал париться и поехал через Уральск. До него действительно была очень хорошая дорога. Но от Уральска до Таскалы был участок строящейся автострады с объездами по полям. А от Таскалы до границы пошла ваще убогая полевая грунтовка с элементами бывшего асфальта. У нас даже встал вопрос, а туда ли мы едем. В Таскале последняя заправка, очень хороший Казмунайгаз. Залился под горловину.

В районе Уральска была прекрасная солнечная погода, температура около +20-25 градусов. Но по мере приближения к границе она превратилась в морось и +10 градусов. МазаРаша ждала нас!
Погран. переход представлял из себя сельскую проходную, шлагбаумы, вагончики, свет только в специально отведенных местах… Процесс перехода занял пол часа. На улице было темно и мерзко.

Мы доехали до города Ершов Саратовской области. Остановились в придорожной гостинице.


Пробег за день составил 956 км. Накопленный пробег – 9722 км.


23.09.2016г. День №21.

С утра была морося. Отчетливо ощущалось наличие осени. Собственно до дома оставалось чуть больше тысячи километров. Все говорило о том, что это последний день нашего путешествия.
За окном мелькали до боли родные пейзажи... Свой чернозем... Свои поля… Свои березки и осинки…






В 23:21 мы причалили к подъезду своего дома. На этом наше путешествие закончилось.

Пробег за день составил 1040 км. Накопленный пробег – 10762 км.


Кратко резюмирую.

Россия.
Все в теме без пояснений.

Казахстан.
Ничё не увидел, ничё не запомнил, ничё не осознал. Т.к. в рамках данной поездки цели серьёзного погружения в него не было.
Единственный момент, соблюдайте правила дорожного движения, штрафы не адекватные.

Киргизия.
Так как республика была охвачена частично, не смогу охарактеризовать ее изнутри. Но тем не менее, очень приветливая республика. Очень доброжелательные люди.
Все есть для любителя автопутешествий. Пожрать, поспать, заправиться…
Мерзкие ГАИшники.

Таджикистан.
Влюбился до гроба! Великолепнейший регион. Потрясающая природа. Прекрасные люди.
Для культур-мультур туристов, даже в глухомани, можно найти место ночевки и даже где помыться. Поесть проблематично, лучше рассчитывать на собственные силы. Не смотря на все эти прелести на Памире столько иностранных туристов, сколько не встретишь на золотом кольце России.
Автозаправки есть по всему Памиру, не реже чем в наших пердях. На них нет кофе и пончиков, но зато на них всегда есть собеседники, которые накормят вас различными байками. Они все вёдерного типа, поэтому везите присадки на всякий случай. В районе Душанбе есть очень много АЗС Газпромнефти, на них очень цивильно. На них уже есть и кофе, и вкуснейшие пирожки из баранины.
С автосервисами беда. С автозапчастями беда. Не надейтесь там найти подвеску тачдог на свой ТЛК 200 или комплект резины больше чем на автоваз. Но надежды на добычу запчастей на передовые иностранные марки все таки есть, в частности в Душанбе.
Основные места, которые будут реализованы в последующих проектах, по мере приоритизации:
1. Фанские горы. Обязательны к посещению, но не наскоком. Необходимо планировать с учетом пешего маршрута, минимум на 5 дней. В копилке мест к посещению это №1. Обязательно туда вернусь.
2. Озеро Сорез с восточной стороны.
3. Озеро Каракуль по кругу.
4. Долина реки Шахдара.

Узбекистан.
Это государство не для авто туристов. Летите туда на самолете, передвигайтесь на такси или автобусах.
Я ехал в Узбекистан, как в колыбель древних цивилизаций, оплот шелкового пути… Уехал в полном смятении. Ну вроде как красиво…, ну необычно…, ну концентрация типа исторических объектов на квадратный сантиметр воодушевляющая… Но не впечатлило до такой степени, как ожидал. Это не значит, что туда нехрен ехать. Все действительно красиво, но история там только на словах, физического прикосновения не будет. Разве что где нибудь в глухих сраных подворотнях, куда не добралась рука узбекского реставратора.
Гостиницы только в культовых местах, либо каких то крупных промышленных и административных центрах.
Чайханы на каждом углу. Но культ узбекской кухни уничтожен временем. Все повара удрали за пределы страны. А у местных нет бабла, что бы жрать где попало. Плова в Узбекистане нет, это миф. Мне говорили, вот езжай в Ташкент, там поешь плова. Но почему то у меня есть такое предубеждение, что Ташкент это не Узбекистан. Как и Москва - не Россия.
Для автотуристов это весьма проблематичный регион. Начиная с таможни, где вас вытряхнут до носков. Заканчивая рисками связанными с потенциальным ремонтом. Если у вас не УзДэу, то найти какую либо запчасть в Узбекистане не возможно.
Топлива в нефтегазовой державе нет. Мы вроде как попали на период сбора урожая хлопка и все топливо идет на поля. Ну что это за нахрен, когда тебе надо в пик сезона заправить трактор в поле, и поэтому вся страна должна дрочить?!

В целом поездочка получилась весьма эмоциональная, позитивная, активная, продуктивная, эффективная, конструктивная, объективная,… Изменил бы я маршрут, если бы знал наперёд как все получится? Нет, не изменил бы. С удовольствием бы ее повторил.

Ну как то так. Спасибо всем кто осилил.


Фотоальбом ЗДЕСЬ.

Карта маршрута ЗДЕСЬ.



Изменено: PoZiTiFF - 23.11.2016 04:00:57
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
Женька, пять баллов.
Прочитал на одном дыхании. Спасибо.
Off Road Master Club
 
Ой спасибо, всем оценившим мой, так называемый, труд ))))
Уже в новую поездку собираюсь, а ещё только эту осилил ))
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
куда следующий трип? делись планами, если не секрет конечно
2xSubaru Leone 83/86г 1.8л(105лс)ЕА81/82, 4WDwithoutDiff, МT+пониженный ряд, просвет ~250мм
www.SiTravels.ru
 
На каникулах еду в Большую и Малую Пыссу.
По пути планирую заскочить в Ыбулу и если время останется в Занюхчу ))))
А так кружок решил навернуть: Нижний Новгород, Йошкар-Ола, Сыктывкар, Усогорск, Мезень, Архангельск, Вологда.  
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
Супер!
*BRAVO*
очень позитивно и информативно!
Вечный штурман
Страницы: 1
Читают тему