09.09.2016г. День №7. Еще с вечера мы актуализировали наш график движения. Мы благополучно нагнали отставание, которое тянулось за нами с момента старта. Но, не смотря на это, мы решили оптимизировать маршрут, что бы немного разрядить агрессивную манеру передвижения. В связи с этим решено было отказаться от посещения базового лагеря Пика Ленина.
Выехали в начале рабочего дня. Заехали на рынок купить обязательный атрибут наших путешествий – магнитик. И неспешно поехали в направлении таджикской границы.
Виды как обычно были чарующие.
Где то по середине пути меня остановила доблестная группировка офицеров ГАИ Киргизстана, выполняющая план по отъему наличных денег у мирного населения. Красный московский внедорожник безоговорочно ассоциировался у них с гламурным портмоне. Причиной было незаконное переоборудование транспортного средства. Причем докопались они только до лампочек на крыше, железо по кругу их не интересовало. Свет у меня во все четыре стороны, поэтому начали они с четырех штрафов, по одному за каждую сторону. Но, увидев мою охеревшую физиономию, сразу исправились на два штрафа, спереди и сзади. Ну и понеслась «киргизская фуражка» по кочкам. Нытье продолжалось больше часа, началось с 5 тыров, на двух тыщах я задолбался тратить свое время, отдал тыщу и три банки российского пива. Настроение и впечатление о Киргизии было испорчено основательно.
В Гулче залились под пробку на последней заправке Газпромнефть. Перебрались через красивый перевал Талдык – 3589 м. Фуры идут на перевал со скоростью 10-20 км/ч. Обзорность на серпантине хорошая, асфальт отличный, можно обгонять без риска.
Перевал Талдык.
Приехали в Сары-Таш. В нем последняя заправка перед Таджикистаном. Долили еще несколько капель в бак, попрыгали на подножках, покачали машину, в итоге залили бензина под самую кромку горловины. Это был последний запланированный оплот цивилизации в это день. Впереди только суровая пустота.
Где то там в облаках прячется один из знаменитых семитысячников СССР – Пик Ленина (7134 м). Выше батюшки Ленина только его светлая идея Коммунизма (7495 м).
На горизонте скромные грядки шеститысячников.
Киргизские дети прощаются с российскими путешественниками и обещают никогда не становиться киргизскими ГАИшниками.
На киргизский погран переход Кызыл-Арт приехали в 15:30. Переход прошли за 10 минут с учетом болтовни с погранцами.
Движемся в направлении таджикского КПП Кызыл-Арт. Между переходами 20 км нейтральной территории, в т.ч. перевал Кызыл-Арт – 4336 м.
Суровый край
Перевал Кызыл-Арт
На таджикском переходе все было гораздо муторнее, нежели на киргизской стороне. Подъезжаем на досмотр. Маринка ваще не выходила из машины. Ко мне вышел офицер досматривать машину, я открыл заднюю дверь.
- Сколько бухла везешь? - спрашивает погранец.
- 2л водки, 5л пива - я ему в ответ.
- Ой, а у нас нельзя столько. Только по одной бутылке каждого напитка.
- Я с одной банки пива даже сушняк не собью – говорю я.
- Согласен – кивает погранец
- Давай я тебе либо бутылку водки, либо 4 пива, и как будто я тебе ничего не говорил. И я так быстро-быстро, без задержек прошмыгну дальше.
- Неее, у нас так нельзя.
- Ну ладно – говорю, - пошел выбрасывать. Где мусорка?
- Ээээ, жалко. Ладно езжай.
- Спасибо. А куда пиво то поставить? – ржу.
- На крыльце оставь, обратно поедешь, заберешь…
На этой позитивной ноте мы расстались с погранцом. Дальше началась мутотень.
Перед нами стояли два автобуса набитых немцами, человек 30, и один автобус с их шмотьем. Первый якорь был на оформлении дорожного сбора.
Пока ждал бесконечного оформления немцев, меня вызвал к себе очередной госслужащий для оформления сбора на ввоз авто. Потом дошла очередь до дорожного сбора. А уже потом я потомился в очереди для оформления экологического сбора. В итоге собрали с меня не много не мало рублей пять. С чувствами моральной и финансовой опустошённости я покатил вглубь Республики Таджикистан.
Взгляд в Китай
Уже вечерело и хотелось где нибудь заякориться и намахнуть за наше достижение. Ночевка планировалась на берегу озера Каракуль. За бортом было +3 градуса жары и небольшой ветерок. Это ставило под сомнение мой идеальный план. Но я думал найти какую нибудь расщелину в прибрежных горных массивах, где бы можно было разбить лагерь.
Каракуль открылся во всей красе!
Довольно быстро и непринужденно нашли съезд к озеру, хотя по спутниковым снимкам никаких дорог не просматривалось. Некоторые сложности для легковых авто представляются непосредственно после съезда с трассы. Там проходит, что то типа каменистого русла реки и привольно там не погоняешь. А вот после преодоления этого руслица шириной около километра, перед вами предстает абсолютная равнина, из мелкодисперсной не утрамбованной пыли, по которой можно передвигаться со скоростью 100 км/ч. Единственная проблема была в том, что ветер был в жопу и временами обгонял нас, поэтому мы ехали в собственном непроглядном облаке пыли, и это не позволяло дать волю чувствам.
Кубик Рубика
В погоне за собственной пылью.
Немного покружив по северному побережью мы пришли к выводу, что на берегу ночевать не вариант. Ветер был настолько сильный, что нельзя было прикурить сигарету. Решили ехать в кишлак Каракуль на поиски места ночевки.
Хоумстей был найден молниеносно. Сентябрь не сезон, поэтому большинство ночлежек свободны. Всего за 24$ (для родных русских душ) мы заякорились у семейки пенсионеров. В счет входили ужин с завтраком.
Пробег за день составил 310 км. Накопленный пробег – 4824 км. 10.09.2016г. День №8. В 7:00 нас уже кормили завтраком. Мы попрощались с гостеприимными хозяевами и поехали на бережок. Утро было солнечным и почти безветренным.
Состояние вселенской нирваны обуяло нас до мозга костей. Отсутствие чего либо живого вокруг, свежий горный воздух, легкий ветерок создавали ощущение абсолютной оторванности ом мирской суеты. Страшно было глушить машину. Казалось, что если отключить этот инородный звук, то свет померкнет и ты погрузишься в вакуум.
И только редкие остатки былой социалистической роскоши сигнализировали о том, что мы на земле.
Не заметно для себя мы подъехали к перевалу Акбайтал.
Перевал с виду ничем не примечателен. На самом перевале нет никаких опознавательных знаков о его причастности к высочайшим дорогам мира. Скромные таблички находятся у его подножий.
Этот день был у нас распланирован как административный. Надо было зарегистрироваться в ОВИРе и наменять побольше бабла. Для этого на нашем пути располагался административный центр ГБАО Мургаб.
Приехав в этот белоснежный центр мы первым делом приперлись в центральную гостиницу «Памир». Обычно в гостиницах осведомлены о всех таких делах. Там организатор забил гвоздь в крышку гроба наших надежд. Выяснилось:
- В пятницу 09.09.2016 в Таджикистане был национальный праздник – День независимости Республики Таджикистан. Вся страна была в загуле до понедельника.
- В понедельник 12.09.2016 в Таджикистане проходит религиозный праздник Курбан-Байрам. Вся страна будет в загуле до вторника.
- В Таджикистане, указом Президента светлейшего Эмомали Рахмона от начала 2016 года, были закрыты все пункты обмена валют в коммерческих банках. Поэтому официальных вариантов добычи таджикского бабла у нас не было до вторника.
На вопрос «Как дальше жЫть?» нам ответили, «Херня, все на праздниках добрые, поэтому проблем не будет, выжЫвите!». В итоге нам поменяли на ресепшене деревянные рубли на каменные сомони и пустили помыться в душ за 100 рублей. В принципе расклад с праздниками нас устраивал. Как раз ко вторнику по плану мы должны были быть в Хороге. Там с регистрацией проблем быть не должно.
Мы заправились на всякий случай на одной из многочисленных аутентичных мургабских заправок «92-м газпромовским» бензином из ведра. Начитавшись ужасов в интернете про низкокачественный таджикский бензин, я набрал разнообразных присадок к топливу и регулярно ими пользовался. Проблем с машиной не было.
Прощальный взгляд на Мургаб
Следующая ночь была запланирована на берегу озера Яшилькуль. Мы неспешно двигались к своей цели, наслаждаясь окружающими пейзажами.
Священное озеро.
За кишлаком Аличур, сразу после моста через реку Гунт повернули направо напрямки к озеру. В районе одного из безымянных озер нам встретился один оленевод, это был единственный человек населявший эту территорию. Дорога просто великолепная, проезжабельная для любого автотранспорта с клиренсом более 20 см.
По пути заехали на два гейзера. Один оказался действующим, второй бездействующий. Гейзеры представляли из себя скважины, обсаженные насосно-компрессорными трубами диаметром на глазок 3 ½. Собственно действующий гейзер периодически плевался и слегка пах какахами, что свидетельствовало о небольшом сероводородосодержании воды. Температура воды по тактильным ощущениям не превышает 28 градусов.
Целебный источник по таджикски. От него гораздо сильнее пахло сероводородом. Температура воды позволяла совершить омовение, но окружающая обстановка не способствовала этому героическому поступку.
Река Гунт
Озеро Яшилькуль
Погодка была вызывающей. Ветер шевелил машину, температура окружающей среды не превышала +5 градусов. На берегу озера ночевать не представлялось возможным, поэтому мы вернулись к целебному источнику и разбили лагерь.
Пробег за день составил 285 км. Накопленный пробег – 5109 км.