Приветствую! А вот эти ребята ничего про, интересующие нас,зимники не знают? www.travel.drom.ru/17893/ И еще вот оффициальный сайт Енисейского района Красноярского края. в их ведении интересующие нас зимники, можно сделать запрос. www.enadm.ru
У меня по Томской области и карта тракта есть какая-то тех времен, если порыться, но нам два года назад она ни фига не помогла, когда мы его искали. Правда, мы только в одном конкретном месте искали - может, в других оно и ничего. Карту поищу на днях. В электронном виде, конечно - какой-то заботливый ямщик отсканил для будущих поколений.
Мои покатушки и путешествия Подготовленный автопарк: Suzuki Jimny Sierra Toyota Land Cruiser 80 SsangYong Korando
привет добрым людям))))очень хочется съездить с вами, но нету джипа пока что. не заработал еще столько денег... а вот наши Енисейские мото-туристы ездили летом по екатерининскому тракту и я сейчас звонил им в Енисейск, просил скинуть всю имеющуюся информацию. надеюсь хоть чем то вам помочь) все же в родные для меня места едете))))
Географическое положение Бирилюсского района – центральная часть региона в Западно-Сибирской равнине Причулымья. С краевым центром территорию связывает автомобильное шоссе регионального значения и железнодорожная ветка Красноярск-Лесосибирск. В основном дороги района имеют гравийное полотно, зимой связь с отдаленными поселками осуществляется по зимникам. На территории Бирилюсского района находится 42 населенных пункта, наиболее крупные из которых: Суриково, Проточный, Орловка, Рассвет, Малая Кеть, Кирчиж, Зачулымка, Полевое, Арефьево, Маталассы и с. Новобирилюссы. Самые старинные поселения: Мелецк и Бирилюссы. На берегах Чулыма до прихода на территорию русских казаков проживали чулымцы (чулымские тюрки и мелецкие татары). Этот район географически относится к болотистому Чулымо-Кетскому междуречью темнохвойных лесов южной тайги. Первое русское поселение в этих местах возникло в 1621 году, когда для сбора ясака с чулымцев, под руководством казачьего атамана Молчана Лаврова был построен Мелецкий острог на правом берегу реки Чулым, на половине дороги из Томска в Енисейск (Екатерининский тракт)....
Вот что еще нашел. Правда пока не уверен что к чему. Вариантов тракта как минимум два, а еще же были и другие пути например объ-енисейский канал и прочиее волоки...
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ (торговый старо-Енисейский) ТРАКТ (Восточное обозрение. 1883 г. № 6).
Всего волок длиною 247 верст и проходит он через следующие крестьянские поселения: Мариловцеву (зимой), Елань (летом), Колесникову, Черкасы, Масленникову, Подгорную, Чалбышеву, Б.Белую, Б.Кеть, Алтат, М.Кеть, Сосновую через речки: Кемь, Тыю, Б.Кеть и Кемчуг - в малую воду на них устраиваются мосты на козлах или на выдолбленных бревнах, а перевозы сдаются в аренду.
Дорога существует давно, сохранились старые-престарые версты времен екатерининских мерою 700 саженей. Путь оживился с появлением пароходства по Чулыму в недавнее время благодаря дешевизне транспортировки ирбитских товаров до Бирлюской пристани. Сюда везут из Барнаула муку ржаную и крупчатку для енисейских торговцев. Далее от Бирлюс до Ачинска (110 верст, а водою 200 верст) везут соль, а обратно - чай.
Участок дороги из М. Кети в Сосновку лежит по болотам, гати давно сгнили. Каждый год страшно мучаются на этом пути мужики и лошади, утопая по грудь в грязи: но… привыкли. Из-за этого енисейцы ищут другой путь, более краткий - из Мелецкого на Чулыме же, ниже Бирлюс, горой 40, а водой 100 верст, докуда к тому же пароходы целое лето ходят беспрепятственно, тогда как до Бирлюс - только в большую воду, весною (с 1 по 10 июня). Потому под руководством енисейских купцов отправилась ныне партия для поиска пути соединения Мелецкого с Енисейском железо-конною дорогой.
А место-то не плохое даже хорошее. Бирилюсский район с 1930 года получил статус спецпереселенческого. Здесь отбывали ссылку семьи кулаков и зажиточных крестьян из Кубани и немцы из Поволжья.
Районный центр расположен в с. Новобирилюссы, который был перенесен из регулярно затопляемого по весне поселка Бирилюссы. Название поселение получило по стойбищу Бир-Люси. В переводе с тюркского это означает поселение у реки («бир» – «река», «люс-лусси-улусы-улус» – «стойбище»).
В настоящее время в районном центре расположены магазины, небольшие цеха по производству пива и безалкогольных напитков, предприятия лесной промышленности. Привлекательность района заключается не в какой-то уникальности, а в гармоничной окружающей среде. Животный и растительный мир богат и разнообразен.
Увлекательная рыбалка на спиннинг, вываживание крупной рыбы, встречи с дикими животными и птицами (лось, норка, бобр, ондатра, выдра, глухарь, рябчик и т.д.), оставят неизгладимые впечатления.
Вот еще что нашел. Государственное предприятие Красноярского края "Лесосибирск-Автодор" обслуживает восемь северных территорий края: города Лесосибирск и Енисейск, Мотыгинский, Казачинский, Пировский, Енисейский, Северо-Енисейский, Туруханский районы. В ведении предприятия находятся и территориальные дороги, и ледовые переправы, улично-дорожная сеть, межпоселенческие дороги и зимники. Оперативную информацию о состоянии ледовых переправ на краевых дорогах общего пользования можно узнать на сайте КГКУ "КрУДор": http://www.krudor.ru/, раздел "Оперативная информация".
Информацию о разрешенной массе автотранспортных средств на действующих переправах можно уточнять в диспетчерской службе КГКУ "КрУДор" по телефону 211-76-97 (круглосуточно).И последнее , чтоб не засорять ссылка http://www.mintrans.krskstate.ru/press/news/0/news/64599 Имфа прошлого года. Поиски продолжаются....
уфф.. наконец вроде разобрался с этими Сибирскими трактами..
Изначально мы имеем ДВА старинных пути из Томска в Восточную Сибирь.
Северный вариант - Томск - Енисейск использовался в 17-19 веках. как Волок... его еще называют Старо-Енисейский тракт. т.е. от Томска по реке Чулым лодки и грузы шли до Мелецкого острога. позднее до пристани в Бирилюссах. А от туда по волоку в 200 с лишним верст на Енисейск.
Всего волок длиною 247 верст и проходит он через следующие крестьянские поселения: Мариловцеву (зимой), Елань (летом), Колесникову, Черкасы, Масленникову, Подгорную, Чалбышеву, Б.Белую, Б.Кеть, Алтат, М.Кеть, Сосновую через речки: Кемь, Тыю, Б.Кеть и Кемчуг
От Мелецка осталось полторы избы с браконьерами. Сам тракт частично заброшен, зарос, утонул в болотах, а частично используется и по сей день в качестве проселочных дорог.
Это что касается красноярского края. А по томской области видимо его и искать бессмысленно, поскольку это - водный путь или зимник.
_______________
Южный вариант - Томск-Красноярск - эти и есть тот Самый Московский тракт. который строился с 18 века и используется и поныне... Современная федеральная трасса легла по этому направлению .
В какой-то момент появился Ачинский тракт, соединивший Бирилюссы с Московским трактом.
в 19 веке. рассматривался вариант строительства железной дороги на конной! тяге. Бирилюсы -Енисейск. Но победил проект объ-енисейского канала.
Ну и окончательно все зачахло, с появлением транссибирской железной дороги. ________________ Старо-Енисейский тракт можно еще увидеть на картах начала 20 века
Ну а Томский участок - не дает разночтений - это современная дорога Томск - Мариинск.
Кроме Екатерининского и Московского трактов существовала еще одна протореная дорога, ведущая из европейской части России до Дальнего Востока - это так называемая "Большая Воровская дорожка", идущая через Каменный пояс, Западную и Восточную Сибирь, каторги Акатуя, Кары, Нерчинские серебрянные рудники. Пользовались этой дорогой те кто не мог двигаться гос. коммуникациями - беглые. Проходила дорога параллельно Московскому тракту. Шло стока народу, что она не успевала зарастать травой. От Усолья она пролегела километрах в 20 в юго-западном направлении и пересекала дороги Тельма - Зверево, Усолье - Ершовка, Мальта - Могой.
"Наиболее полной картой, отобразившей все пути сообщения Сибири, к которым относились почтовые, транспортные, проселочные, зимние, вьючные дороги, явилась «Военно-дорожная карта Азиатской России», состав- ленная и напечатанная в 1875 г. при Втором отделении Главного штаба под руководством полковника генштаба Ильина корпуса военных топографов ка- питаном Кондратьевым и губернским секретарем Соколовым "
А вот карта Азиатской части России1868г ссылкаhttp://kartolog.ru/wp-content/gallery/Karta_aziatic_Russia_1868.JPG
Екатерининский тракт показывали лесорубы на Урале, километров 300 от ЕКБ на север. Профиль дорожного полотна в тайге просматривался четко. Но ехать по нему, без бригады лесорубов невозможно...
Прочитал как устроенны сани внутри. Уж захотелось у таком дивайсе проехать км 50-100. Интересно выжил бы. Давайте сани построим я прокачусь за машинкой.
"При езде по тракту все должны были сворачивать, уступая дорогу курьерам и возам с золотом. Едущих на почтовых по казенной надобности другие также были обязаны бес- препятственно пропустить. "В остальных случаях признается правилом, что отдельные сани, или малое число их, должны сворачивать перед большим"
. Впрочем, эти правила не всегда соблюдались. Для узких дорог в Сибири существовали и другие неписанные правила: "У нас, кто молодше, - тот и в сугроб. Мещанин купцу уступает дорогу, а купец чиновнику, а уж те чинами верстаются" Прикольно.Ничего не меняется. .
Обычные не пойдут. А металические кольца, к которым шмурдяк увязан и внутри "лежбище" с печкой под скороварку, борщ с пелеменями( ошибка предамеренная с ударением на я, для куражу) замороженными, чтоб варить и есть в пути. Интесно как это было возможно в деревянных санях, вокруг чемоданы и все без пожара!?
Если упал- встать и иди дальше. Падение не проигрыш, а лишь способ обретения равновесия.
А это тема! Можно существенно расширить количество штурманов! Если по теме - хочу поехать. Пока не уверен, что смогу. Если поеду - обеспечу проезд по ведомственным нефтяным дорогам. Как обычно.
Из-за Богучанской ГЭС необходимо создание новых зимников в Эвенкию Декабрь 3, 2012 Появление в Красноярском крае нового искусственного моря – водохранилища Богучанской ГЭС – ежегодно будет требовать из бюджета Красноярского края дополнительных расходов на обустройство зимников в Эвенкию. Например, в сезон 2012-2013 годов путь до эвенкийского села Ванавары будет открыт только через Усть-Илимск (Иркутская область), что составит дополнительные 700 километров пути.
Ежегодно из средств краевого бюджета на строительство зимников в Эвенкии выделяется около 154 млн рублей, еще 34 млн рублей выделяет Эвенкийский муниципальный район в качестве софинансирования. В следующем году расходы на зимники Эвенкии будут увеличены из-за необходимости изменения маршрута дороги от Красноярска до Ванавары, поскольку ложе нового водохранилища Богучанской ГЭС не позволило прокладывать трассу в привычном месте. «В 2013–2014 годах сообщение села Ванавара с краевым центром планируется организовать через Богучанский мост — п. Оскоба. По этому направлению уже проведены геодезические и исследовательские работы. Новая дорога потребует дополнительных затрат в размере 70 млн рублей, которые дополнительно планируется выделить из краевого бюджета в четвертом квартале 2013 года и в первом, втором кварталах 2014 года», — цитирует ИАА «Информбюро» слова руководителя Управления автомобильных дорог по Эвенкийскому району Валерия Фарукшина.
Рассматривается два варианта: строить дорогу через Усть-Илимск – протяженность 598 км, либо от Богучан через Оскобу в Ванавару – 506 км. Пока второй вариант считается наиболее приемлемым. Точный маршрут зимника до Ванавары будет определен на краевом совещании с участием министра транспорта края, руководителей Эвенкии, которое состоится в начале октября в Красноярске. Адрес: 648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п.г.т. Тура, ул. Советская, 2. Телефоны: 8 (391) 263-63-73, 263-63-28 Электронная почта: NemtushkinaMA@krasn.evenkya.ru; MaksimovaSV@tura.evenkya.ru
Подрядчики, работающие на зимниках, это проверенные временем и делами компании: по Тунгусско-Чунскому участку – ООО «Поиск», по Илимпийскому – ООО «Экспедиция», по Байкитскому – МП ЭМР «Байкитэнерго». Всего на строительстве зимников заняты более ста человек.