Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS
Орлик - Тора Хем
 
Цитата
TLCrazy пишет:
Всех приветствую!

Роман, можно ли где посмотреть фотоотчет по вашей экспедиции кроме как в одноклассниках ?
Там без аккаунта не дает смотреть.
Присоединяюсь - аккаунта нет, а очень хочется глянуть....
 
Больше не где, ни где не выкладывал. Можно с моего зайти, если есть желание кину пароль в личку.
 
Фотки посмотрел - гать впечатлила и рыба
 
Эта гать ерунда , проходится очень легко. Вот дальше на много хуже и гати нет.
 
С сайта автостопщиков

"С 8 по 18 августа планируется  провести разведку предстоящего автопрорыва из Орлика (Бурятия) на Чазылар (Тува).
Будет две или три группы: 2 пеших (или на лошадях) и одна авто (мото-квадро).
Задача пеших - пройти от верховий сенцы через Чойганские источники в долину р.Соруг примерно до слияния с Хамсарой, вернуться через Изыг-Суг.
Автогруппа -будет протаскивать технику до Чойганских источников.
Будем рады попутчикам в этом тяжком деле.

Основное обсуждение сложилось пока здесь:
http://www.offroadma...um28/topic1567/

    [/LIST][LIST]Седая борода
  • Путешественник
  • 1 166 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Лосиный Остров


Отправлено Вчера, 18:40
ой, ой, ой...
Ну, пешие-то, возможно, пройдут, особенно на лошадях (нас туда, на Соруг испугались вести местные буряты, те, что стоят под Чойганом в верховьях Сенцы). Категорически не советую иметь с ними никаких дел. Обманывают и кидают. Подставляют на деньги, угрожая в тайге оружием и т.п. Если вы уже договаривались в Орлике, что будут лошади, это безответственная брехня, необходимая орликовским водилам, чтобы стрясти денег с вас за доставку к перевалу. Потом они уезжают, а вы оказываетесь заложниками хорошего настроения этих паскуд. И все, о чем вам говорили в Орлике, их не колышет. Можете идти обратно в Орлик, можете соглашаться с их требованиями. На 2011 год это было 1500 за лошадь в сутки плюс 1500 за каждого проводника. Уговорили вроде их дойти до Соруга, в результате уже на источниках под перевалом они отогнали пару лошадей обратно тайком, предъявив претензии к нам же, дескать, мы недоглядели, тувинцы лошадей украли. Всякие бумажки с грозными печатями на сволочей не действуют.
Нам помогло оружие. И еще то, что, по случайности, на источниках отдыхал какой-то большой бурятский мент. Но до Соруга мы так и не добрались. Вся работа псу под хвост.
Учитывая то, что лошадей там больше брать и негде (иногда приходят на источники тувинцы на оленях и лошадях, но им на Соруг вести как-то и не с руки, да и животные измученные дорогой от Тоора-Хема), пойдете пешком. С небольшим грузом оно, наверное, и возможно. Нас же с экспедиционным барахлом тувинцы подбросили разве что до более-менее сплавных верховий Изиг-Суга, дальше мы пробирались на катамаране. К большой воде (Чойган-Хем) там пути нет, болото, в котором лошади буквально ложились на землю, отказываясь передвигаться. И пара-другая довольно бурных притоков, лошади переплывали, но с большим трудом и риском.
Так что, лучше берите катамараны (хотя тащить их...) Опыт прохождения саянских троек очень был бы к месту: пара порогов на Изиг-Суге, тройка на Хамсаре (там попроще, но и вода большая, последствия оверкиля могут быть попечальнее), непроходимый водопад на Хамсаре за Дерлиг-Холями.
Сухопутная тропы на Чазылар (Хамсару), должно быть, есть, вернее, оленья тропа. Но она проходит далеко от реки, мы не видели. Как-то тувинцы туда попадают.
Автотехника на источниках Чойгана - не проедет, и не выедет. Абсолютно бесполезна. Это мое мнение.
Со стороны Тоора-Хема идет хорошая (ну как хорошая - оторвало Уралу мост, а уазик утонул, выкапывали дня два с помощью случайных местных) дорога. Идет она к каким-то месторождениям, пересекая реку Хамсару. Вверх по Хамсаре никаких дорог нет, в районе Чазылара есть какое-то непонятное локальное движение, но с Большой земли туда добираются на самолете. Раз в месяц что-то летает.
В Чазыларе (вообще-то поселок называется Хамсара) живет русский радист Женя, отличный человек, помог нам со связью, с лодками и с продуктами-сигаретами.
На Алды-Дерлиг-Холь, действительно, стоит турбаза. Жил в ней на момент нашего появления сторож, забытый в прямом смысле этого слова упомянутой Вами скотиной Терещенко. Вот так взял и оставил человека в тайге, обещав забрать в марте (а мы проходили там в июле). Мужик понемногу терял разум, курил ягель, жрал рыбу, которая ему уже осточертела. К турбазе дорог никаких нет, во всяком случае, полубезумный сторож обдумывал план или пойти напрямик через тайгу в Верхнеудинск, или продираться берегом Изиг-Суга. "Зарежу собаку, поем мясца, и пойду". Завозят туда все вертолетом, хотя, возможно, зимники и есть... но Хамсара не шибко плесовая река. А на водопаде, скажем, мы не видели каких-то особых следов объезда (протащить катамаран можно, тропинка есть, но для зимника этого маловато).
Тувинский Государственный Университет в последние 2 года занимается проблемой обеспечивания пути до Чойгана от Тоора-Хема. По мне, это не попил бабла, но просто возможность неплохо отдохнуть за госсчет. Однако, люди в тех экспедициях есть хорошие, знают местные козьи тропы неплохо и могут сообщить что-нибудь интересное. Могу в личку кинуть кой-какие имена. Хотя тоже не факт, что тувинцы захотят помогать.
Изменено: eridy - 21.06.2013 11:43:26
 
Из обсуждения на форуме клуба "Протектор"
Doc
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #34 : Вчера в 08:58 »
Цитата: eridy от 11:30, 20.06.2013
если подняться в Чойган-Дабан со стороны Бурятии еще можно при желании на лебедке, то спуститься со стороны Тувы не реально. Машина в тропу не влезет и есть такие повороты на 180 градусов практически на месте. На самом перевале есть места где тропа проходит под прижимом около озера. На мотоцикле реально. А на Соруг-Дабан цепляться не за что и плюс каменные осыпи.
Galmir
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #35 : Вчера в 09:10 »
Плюс стопятьсот про спуск с перевала. И, главное - зачем? Дальше дороги все равно нет. Будет, как в том рассказе: "...осторожно, как можно дальше высовываю ногу за гребень... Ура! Я был в Монголии!"
Если уж мега-идея про Туву тут рассматривается, то я бы искал другой вариант, не через Чойган.
runnita
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #37 : Вчера в 10:22 »
Олег, я внимательно читаю и твою тему на оффроадмастере и на других сайтах, типа Ангары и Природы Байкала.. Вот твои "70 км всего то какого то бездорожья по тувинской части маршрута" это так скромно и мягко сказано.  Там мягко говоря отнюдь не 70... И ключ маршрута там вовсе не перевал Чойган-Дабан.  Какие то варианты проезда - перетаскивания- проплывания по перевалу я представляю. Там не сахар конечно, но в общем шансы есть. Даже спуск к Чойгану - при определенных условиях осуществим. Вот только дальше вдоль Аржаан-Хема и Изиг -Суга... сейчас дороги нет и не будет в обозримом будущем..
И там есть еще один ньюанс, который в общем то нельзя сбрасывать со счетов. Буряты к нам доброжелательнее, чем тувинцы.. И что нам скажут тувинцы, когда увидят, что мы делаем с их тропой.. Они вообще- туристов на Чойгане пришедших с бурятами - воспринимают как экспансию. А как они воспримут джипы с иркутскими номерами...
Вот, а если конструктивно - то я бы разведывала маршрут по Тиссе и перевал Сарикты-Дабан.. ну вот если очень хочется приключений, бездорожья и подвига.
eridy
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #38 : Вчера в 13:18 »
Насчет Тиссы - пока бесперспективно.
Найден вариант (Сергей Овсянников там ходил) -
Через Жомболок- в обход Хара-нура(через само озеро не пройти)с  выходом на Додот,
по Додоту уже есть следы техники
runnita
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #39 : Вчера в 14:19 »
"Мать, мать, мать.. - привычно откликнулось эхо." Олег, извини меня за сарказм и неуместный местами юмор. Я на самом деле очень  живо интересуюсь твоей идеей, просто Жомболок это еще смешнее, чем Сенца. Я там ходила сама своими ножками и ... что тебе могу сказать - 80 процентов расстояния между Олон-нуром и собственно Хара-Нуром - можно тропу оптимизировать под машину, вообще не сложно, остальные 20 % - причина того, что там ничего такого до сих пор нет..  Ну и потом.. у меня тут где то валяется отчет "разведка боем по Жоболоку" там гжде мы встали дальше уже только  "строить дорогу" то есть не присыпать, прорубить, раскидать что то - а именно строить. И не два метра - мостик с камня на камень.. через трещину или еще как.. а такие нормальные строительные работы на месяц...
http://irkutsk-4x4.ru/index.php?topic=11144.0  Чудесный мой поход.. разрушающий иллюзии..
На Додот я так понимаю, вы с Хакты планируете попасть через перевал 2100..
Вообще, я бы разведывательную экспедицию из эндуристов собрала..
eridy
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #40 : Вчера в 14:41 »
Да правильно, с Хакты
Новая информация от Тувинского Госуниверситета -
На Додот проходил урал с золотарями с Тувы под самый перевал с Бурятией (эта дорога предпочттельней для джипа и тяжелой техники
Но по их-же информации, если идти из долины Сенцы и подняться на перевал Соруг-Дабан, то  там уже проходимо для машин и недалеко находиться кордон Азаского заповедника (от которого уже ходят машины)
Реально от перевальной точки Соруг-Дабан до кордона 4см по пятикилометровой карте
Можно без варварства к природе пройти на эндуриках и квадрах
Galmir
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #41 : Вчера в 14:59 »
Олег, так я о чем и говорю - 70 километров долины горной реки, по которой никогда не ездила колесная, гусеничная либо иная техника, кроме оленей. В каКчестве разведки боем можно взять долину Олхи и попробовать проехать от Витязя до Сибиряка хотя бы. Там будет то же самое, только примерно в 10-12 раз дольше
На Жомболоке не был, тут пусть Аня рассказывает. Не знаю. Но вариант с Чойганом - это утопия, по-моему. И опять же на ангаре правильно говорят, доедете до источников, и каждый встречный в вас плюнет как минимум, потому что из тропы вы сделаете болото с элементами лесоповала, а дальше упретесь в тупик и тропа окажется пропилена зазря )))
Я бы тогда предложил другой вариант - поехать вместе, дойти до Чойгана (под перевал), оставить там машины и дальше двинуть в две стороны - мы на Топографов, вы по реке разведывать эти 70 км. Вот если они окажутся проходимы, объективно проходимы, то можно будет думать дальше. Предложение проистекает из того соображения, что командой все же ехать лучше, чем в одну каску, вот у Никонова спроси, как он там эвакуировался
eridy
Re: Крутой спуск с горы « Ответ #42 : Вчера в 15:28 »
вы не поняли меня. Откройте карту -47-XXXIII (Чойган) -двух километровка
Сами источники стоят в долине реки Изыг-Сук (если вверх -то Аржан-Хем)
Спускаемся от источников по реке примерно 5 км и поворачиваем влево на перевал Соруг-Дабан (203  8)  
Эта основная тропа тувинцев, итдет траверсом по долине,
кордон заповедника  находиться на координатах
52°42'28.75"С   98° 3'56.77"В
По гуглу 40 км по прямой от перевала 2038
Изменено: eridy - 22.06.2013 06:14:29
 
 С сайта путешественнников
Йож
А что Путинцев говорит - проедете?
#9 eridy
Отправлено Сегодня, 15:43
Тувинцы заинтересованы на всех уровнях сделать дорогу до источников, чтобы пользоваться тем, что им принадлежит. Администрацией Тувы планировалось, что дорога пройдет по Изыг-Сугу (для этого ТГУ и осваивал какой-то грант - проводил экспедицию). Но там просто тяжко - идти по глубокой долине 70 км, где даже никогда троп не было. Многочисленные притоки, болота др.
Если подниматься на Соруг, то это тоже не сладко - очень тяжкий перевал (курумики и сыпуха), не сравним с Чойганским. Зато после подьема - только 40 км хорошей тропы по терассе долины до кордона, где есть уже дорога.

Рассматривался  вариант через р.Додот (пройден со стороны Тувы наполовину, хороша тропа со стороны Бурятии). Но этт путь оказался непроходимым для нашей Протекторовской экспедиции 2011 года. В будущем по этому пути и вероятно будет большая дорога Бурятия- Тува. Надо просто отсыпать около 20 км дороги по вулканическому плато долины Жомболок.  Идти по нему тоже не сладко сейчас - мари и болота, непуганые звери и рыба.

Путинцев  (и наши туряги) подсказали еше вариант через Тиссу и Белин с траверсом хр.Обручева -там он ездил на танкетке.Сейчас разрабатыаю его - он обещает интерсным быть и красивым.

Короче, пока в сухом остатке - выйти со стороны Тувы на Соругский перевал, спустить машины на тросах (или двойных веревках). Чойганский перевал как-нибудь уже покориться. Больше оружия и официальных бумаг, поменьше валить деревья. Может время выбрать без большого стечения народа
 
Предположим что к источникам Чойган спустить машины можно.
Надо конечно сходить на разведку, чтоб понять какие технические средства для этого нужны. Сколько рыть/копать, какие нужны якори и сколько нужно троса. Заодно должно быть решение, как подняться обратно в случае аварийного выхода  с маршрута.

Изыг-Суг, на мой взгляд, скорее всего можно пройти, пропилить и пролезть.  Долина реки довольно широкая. откровенных болот  немного.
по крайней мере до среднего течения характеристики реки позволяют надеяться на возможность  перехода ее вброд, что дает пространство для маневра.
Тут вопрос в ресурсах.  Физических, технических и временных.  Из нашей саянской практики - скорость прохода по долинам рек от 13км до 800метров в день ).   Но чаще всего 3-5 км. за день.  

особо привязываться или рассчитывать ехать именно по конной тропе - особого смысла нет. Чаще выгодней ехать просто по рельефу.

Дальше не очень понятно как выйти с Изыг-Суга на кордон заповедника или базу, короче на "Дорогу".
А если выходить на Соруг - то добавляется перевал. Который тоже конечно надо бы посмотреть.

Этой теме у вас и будет посвящена разведка.

максимально документируйте все что увидите в разведке. особенно трудные, "непроходимые" места. Ставьте точки и больше фотографируйте.
Часто разведка быстро устает от обилия "непроходимых" препятствий, приходит к выводу что "ехать тут никак нельзя" и перестает документировать.  
Off Road Master Club
 
Едем дальше ))

Имеются сведения о наличии дороги , которые внушают оптимизм.
Колею видно со спутника. Где то там лежит ЗИЛ, Урал золотарей выходил на Додот, На соруге в 86 году, если верить генштабу был деревянный мост.

Однако не стоит излишне обольщаться этой "дорогой". на 99,9% это  зимник....
Урал, Зил и прочие попадали туда по замершим болотам ранней весной или поздней осенью. По крайней мере опровержений этому пока нет.

Экспедиция Романа наглядно показывает,  что жизненно важный для местного населения участок -  Тоора-Хем - Чазалыр. это зимник, весьма не простой для проезда летом. Так откуда возьмется  нормальная дорога дальше Чазалыра в местах где нет ни поселков ни производственной активности ?
Зимник летом, проложенный по тундре и по моховинам - весьма отвратительное дело. Верхний слой почвы нарушен. Внизу чача.

Так что этот участок тоже нужно рассматривать как очень серьезный.
Буду рад если я ошибаюсь...


 

 
Off Road Master Club
 
Со слов одного из жителей Чазылара, Евгения Шаталова, он до сих пор ездит в тех местах, правда на тракторе ДТ-75, к стати фото трактора в боевых условиях тоже есть у меня на странице в альбоме Тыва -2011,   от самого Чазылара и до брода через Соруг ( где как раз на Ген. штабовских картах обозначен мост, его сейчас нет , а сам брод проходится легко) , дорога на много лучше чем от Тоора-Хема и до самого Чазылара. Он объяснил это тем , что на этом участке нет болот и глубоких колей от тяжёлой техники, почва более каменистая. Вверх по Соругу от брода  нет и не было даже зимника.
 
Ну раз так - то это просто замечательно!
Осталось спуститься с с перевала и пройти до дороги )

Был вопрос про крутые спуски и косогоры.  Что могу рассказать из нашей практики....

раньше, например в 2005году на тюнгур-ине косогоры мы проходили примерно так :


Off Road Master Club
 
Верхние колеса приспущены, более того в них была налита вода для веса!.  Груз размещен и закреплен ближе к левой части машины. Левая дверь снята. На водителе страховочный пояс с веревкой, чтоб выдернуть его если что )
Ну и штурмана потолще на отвесе.

Не буду утверждать что это самое изящное  решение  :D  

Но в целом работало.

Off Road Master Club
 
В сложных местах копать и строить

Off Road Master Club
 
Но на самом деле все проще. И давно придумано до нас ))

Уклон запредельный, машину держит один человек....



Off Road Master Club
 
В нашем исполнении это выглядит конечно немного по другому.  

Вот так - Саяны 2008

Off Road Master Club
 
Саяны 2010.  Это реально самый действенный метод на косогорах.

Off Road Master Club
 
Что касается крутых спусков.  

Есть опыт крутого спуска в лесу. использовали 100 метровый динамический канат. толщиной примерно 25мм.

канат крепиться к фаркопу автомобиля. и далее обматывается 3-4раза вокруг крепкого дерева. (или последовательно вокруг нескольких деревьев)
Машина начинает движение вниз. несколько человек страхуют свободный конец каната. Сила трения витков об дерево обеспечивает удержание автомобиля, и контролируемое движение вниз.

Если леса нет. Тут посложнее.
Необходимо обеспечить надежный якорь. - закопать бревно. или закрепить анкеры в скале.
И далее заимствовать у альпинизма систему спуска груза.

Спускаться на лебедке - опасно.
Во первых системы тормоза всех лебедок кроме червячных не рассчитаны на спуск !
В случае аварийной ситуации - конец троса попросту вырвет из барабана. И машина отправиться в свободное падение.

Спускаться на лебедке считаю допустимым, только на коротких участках. Там где внизу есть выкат или улов для машины.
Off Road Master Club
 
Звонил в азаский заповедник,  тропа от кордона на перевал Соруг Дабан идет по правой стороне реки Соруг. Тропа там хорошая, она даже не в заповеднике, а в  двухкилометровой природоохранной зоне вокруг него. В этом то и загвоздка - они принципиально не против проезда, но расширение конной тропы потребует валки деревьев в этой зоне. Они не могут нам разрешить этого. Короче вверх по Соругу - конфликт с заповедником.

Остается направление по Изыг-Сугу. Дорога есть уже на юго-западном берегу озера Алды-Дерлиг-Холь, подходит к озеру Чойган -холь. (все видно а 5км -N-47B)
Можно проехать по северной оконечности озера Чойган-Холь и перевалить на Изыг-Суг, не доезжая реки Кара-Хем  (ур.Арыскан-Узук
 
По южному направлению - река Тисса (информация от ТГУ)
С 2010 года по всем туристическим отчетам водников, сплавляющихся по р.Билин на этой реке есть база геологов, которые заезжают с Тиссы -Хорин-гол, Зун-Сала, Зун-обо-гол -первал Тенгисин-дабан - река Билин.
Тувинцы заезжают на Билин с р.Кыштаг, напротив впадения Бол.Бельдига. Дорога идет по верху хребта Обручева, говорят очень красивая
 
База геологов была в 2005-2008 году в верховьях Тиссы. Точнее на Зун-Обо-Голе
Перейти в Тыву через Тенгисин Дабан думаю можно.


На среднем течении Билина хорошие снимки гугл.  Следов техники нет.  Равно как и на Кыштаге. Может надо смотреть еще внимательней - но я не нашел....

А вот в устье Билина есть источники Уш-Бельдыр.  Курорт. Аэропорт, Погранзастава.
по территории  - автомобильные дороги.

Однако непонятно как техника попала туда. Дорожки расходятся, упираются в реку и все...
Пути на Юг от Уш-Бельдыра в строну поселка Кунгуртук точно нет. информацию брали на месте у главы поселения Кунгуртук.

Если и есть дорога по хребту академика Обручева, то она скорее именно в Уш бельдыр.

Ближайшую дорогу снимкам гугл удалось обнаружить в 100км западнее Уш-Бельдыра в районе золотых приисков.
http://clip2net.com/s/5i8e6M
Off Road Master Club
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 7 След.
Читают тему