Пурга 2015. Льды Байкала. автор Гринченко Александр

Отчет по маршруту Льды Байкала 2015г.  
Хочу в очередной раз поблагодарить и поздравить команду Новосибирского клуба экстремальных автопутишествий «OFF ROAD MASTER CLUB», а также тех, кто разделяет и поддерживает наши походы:
1. Булгаковы Олег и Юля на TLC80
2. Зуев Алексей и Гринченко Александр TLC 78
3. Шальнев Евгений и Буров Александр TLC 105
4. Бурмус Дмитрий и Егор и Сиваракша Вадим TLC 80
5. Галузин Виктор и Карась Леонид TLC 80
6. Бабинцев Алексей и Коваленко Денис TLC 80
7. Петраков Дмитрий и Коломейцев Алексей Suzuki Escudo
8. Гомонов Константин и Филонников Сергей TLC 80
9. Ситниковы Игорь, Анна и Алиса Subaru Leon
10. Миняйлова Наталья, Парфенова Юлия и Головко Ольга TLC 80
11. Гриднев Сергей и Алехин Евгений Isuzu MU
12. Поречные Сергей и Валерий Toyota Hilux
13. Манеевы Вячеслав и Катерина,  Сорокин Александр TLC 78
14. Буднов Иван Niva
15. Корчагин Алексей и Дмитрененко Андрей Pajero


[spoiler]
с тем, что Мы, несмотря на различные, но и нельзя, собрались и выполнили намеченное!
Сразу хочу отметить среди Нас не было: слабых, бездельников, лодырей и героев.
Теперь о том как все начиналось, происходило и чем все это закончилось.
Те, кто следил за подготовкой к походам, помнят какие были планы на поход. Для тех кто не в курсе напомню, хотели проехать по БАМу и с Севера на Юг Байкала (от Северобайкальска до Листвянки, потом вдоль КБЖД) на трассу и домой.
Мы предполагаем, а погода располагает. Глаза портили сидя у мониторов в наблюдении за ледовой обстановкой (следили с ноября 2014г в плоть до полуночи 20.02 2015). Чуть поменяли ветку маршрута и решили доехать по льду по максимуму до Ольхонских Ворот.
С этим планом и собрались в 9:00 (промолчу про задержку руководителя на 15 минут) 21.02.2015г в субботу на Северном объезде, под восторженные крики провожающей толпы поклонников.

На улице хороший морозный в -14С денек, под колесами сухой асфальт и в планах на день 800км пути до Красноярска. Маячок включен, баки заправлены, команда разбита на 3 группы по 4 машины, чтоб движение было организованнее и продуктивней. У каждой группы есть либо догоняющий, либо присоединяющийся по пути. В рацию звучит « экипаж 78 тронулся», все экспедиция для  замыкающей машины начата, как и для остальных (9:30 21.02.2015г).
Трасса М-53; Кемерово (12:40, 270км); лидеры с замыкающими меняются, в рациях веселые беседы, шутки, тро-ло-ло; -10С,
Мариинск (15:00, 460км); связь с Красноярским экипажам решение проезжать Красноярск;
Красноярск (20:00); п. Кускум грех не покушать в кафе; кушаем; Привет Леша с Димой; река Еловка; с трассы в право, в гору, полянка на подобие карьера (21:40); поболтали, посмотрели как ставят палатку с печуркой, отбой.
Ура! Утро 22.02.2015 (2 день) встречает Нас -23С. Никогда не думал, что стабильное понижение температуры в конце зимы может приносить такое удовлетворение. Поясню почему – чем сильнее промерзнет Байкал, тем дальше по нему пройдет дорога.
В 7:00 подъем в 8:00 старт; все та же трасса; опять периодические смены лидирующей группы. Произошло воссоединение с Виктором и Леонидом, остается  дождаться пока  догонят Братья Сергей и Валера.
Канск, гололед; контрольная точка сбора групп Тайшет (13:00, 1250км); один час на обед и формирование команды у п. Байроновка и общий старт (14:30) на зимник от Таргиза до Вихоревки в 126км; звонок в Братск коллегам джиперам, встреча с ребятами едущими на Forestere из Бодайбо в Воронеж, понимаем БАМ нас пропускает зимник чист и укатан. Продолжаем продолжать. Направо, налево, направо переезд и вот

Для тех кто не понял, это начало зимника; селфи, коллективные фото, традиционные перед выездом на зимник (традицию зимников не мы придумали и не нам менять).

Зимник один из самых ухоженных из увиденных, мною по стране, местами шириною в три полосы. Итог на 120км потрачено менее 3 часов, еще час на поиск места для ночевки и в (20:00) таборимся в лесу в десятках километров от Братска. Дрова костер, узнаем, что имеем в команде гитару, песенки у костра и спать.  

23.02.2015 (3 день). День обещал быть хорошим, несмотря на то, что экипаж Сергея и Евгения вчера вынужден был вернуться в Новосибирск по обстоятельствам непреодолимой силы. Нас 13, но мы в тельняшках, ленточки бескозырок в зубах; старт (6:15), нас ждет Северобайкальск со своими гостеприимными жителями и наш теперь уже большой друг и помощник Сергей Ким (nemo). Братск, заправка и БАМ показывает нам суета и спешка не для этих мест - притормозите.

А чтоб дошло –  вот вам течь из бака у Алексея и Дениса, вот Вам теплая Нано-мойка за 700р/5ч, кафе при мойке с разнообразной кухней, экскурсия на Братскую ГЭС для тех кто не помогает и поддерживает ремонтирующих



Ремонт окончен (12:50), температура -10С, на дороге катушка, по обочинам много отдельно стоящей техники, сугробы по 1.5-2 м; едем бесстрашно, но осторожно, намеченная точка в районе п. Магистральный за Усть-Кутом (570км пробегу).

На улице меж тем вечерело и холодало, Усть-Кут встретил нас -28С (17:10), а Магистральный уже -36С (19:30), выясняется, что Катя приболела, а Леша с Димой предпочитают сон в гостинице, ночевке в палатке. Оставляем их с этим в поселке, а сами за 13 км от него встаем в самой высокой точке (чтоб потеплее было) на ночевку (20:30)
Вспомнили времена Хамар Дабана и вечерние посиделки прошли в машинах по 5-6 человек.
Утро 24.02.2015 (6:00) показало – расслабляться не надо все таки места Крайнего Севера и -40С это запросто.

У 78 Прадиков случились кратковременные проблемы с системой вентиляции картеров (появилось незначительное количество масла в выхлопной системе); устранили, разобрались, сделали выводы и в путь.
Сегодняшний наш путь посвящен красотам БАМа

(дорога проходит вдоль него), перевалу Дабан, приезду в Северобайкальск.

приближается Кунерма, за ней перевал,  4 граница Иркутской области и республики Бурятия, минутная остановка фото команды на фоне БАМа и на перевал;
граница;

тут только спуститься и мы увидим и Северобайкальск и Байкал. Наши товарищи, мы сами много раз видели это священное озеро летом, осенью, но зимой только единицы. Полные решимостью в сопровождении единственного женского экипажа (к слову сказать Ольга и есть тот человек который в детстве, проживая на берегу Байкала видела его зимнюю красоту) в путь!

   И в (11:00 24.02.2015) через 180км от перевала мы стоим у стелы Северобайкальск и ждем Сергея Кима

Любуемся на озеро,  

рассматриваем в бинокль,

где же там Хакусы и решаем, что ночевать нужно там, если МЧС нам дозволит. Добрые девочки обещали нам праздник 23 февраля, конкурсы и праздничную еду.
Заправка по полной (следующая через 3 дня и как минимум 400км) на 1000км автономки; новости от  «Nemo», на заправке; выезд на пляж;

регистрация в МЧС, селекторное совещание по выяснению ледовой обстановки (сопровождение в  4 отделениях Северобайкальское, Усть-Баргузинское, МРС, Иркутский обл. МЧС одновременно). Почему так, как было пояснено мы первая в этом году официальная группа, которая собирается пройти с севера  до Ольхона. Приобретение досок для трапов, погрузка на машины, обязательный инструктаж (в подробности вдаваться не буду литературы по этому вопросу при желании можно найти массу).
Встречаем Владимира Лишоту (замечательный человек, по доброте помогает нам получить контакты Ледовых Капитанов (они отказались идти в районе мыса Рытый-рискованно), предоставляет нам в пользование 5 комфортабельных домиков своей базы отдыха в Хакусах (совершенно бесплатно- поклон за это, праздник удался), и едет проводником по льду на своем автомобиле.
Подготовка

Старт на лед (14:00)

стоп на льду.

Тут хочется остановиться особенно. Существует обязательный ритуал- бурханить.
Для тех кто не знает.  Надо обязательно с чистыми помыслами отдать знаки Уважения духу Байкала. Мы делали это одновременно, поэкипажно, что позволило сэкономить массу времени, не превратить это в балаган мыслей, не собираться в опасной близости (далее дистанция между машинами при движении по льду не мене 30м).  Забегая вперед, видимо мы сделали все настолько правильно, что погода была идеальной (почти постоянно видны оба берега, а ведь это расстояние в  50-80 км).
Хакусы


Встретили Нас добром и новостью о том, что сегодня с утра группа из 8 лыжников из Новосибирска на 8 дней ушла в тайгу в поход (вот молодцы!).
Горячие источники готовы нас принимать хоть всю ночь всего за 200р

а далее теплый дом с печкой

праздничный стол и конечно поздравления и конкурсы. По этому случаю завтрашний старт назначен на (10:00), что по местному почти обед (разница 2 часа)
Краткий рассказ, про источники.  Команда ОРМ рекомендует посетить!


Вода 38С, имеется три общих бассейна на улице и два в домиках (там, в домике, деление по половому признаку). Приятной особенностью является отсутствие, каких либо запахов у воды. Место очень по своей инфраструктуре максимально приближенно к диким местам, но с аллейками, фонарями, летней столовой и дискотекой, домиками для проживания.

Праздник удался, команда довольна, кто-то успел, посетил ванны и с утра.  10:15, 25.02.2015 в яркий солнечный день движемся  по снежной  целине на обозначенную точку (конец асфальтовой дороги в районе Байкальского, мыс Толстый).
Первыми идут Дима и Вадик, на подстраховке Костя с Сергеем на обоих, TLC80 одеты цепи противоскольжения.  

Перед нами торосовые поля, объезжаем им за 5км вдоль восточного берега и 90 град. и на запад 35км и мы у другого берега, еще 2 и в (14:00) мыс Котельниковский. По рассказам куда более благоустроенное место (корты, вертолетные площадки, бассейны, гостиница, телефон).
Действительно все это наличествует, но ощущение незначительно реконструированного советского наследия почему-то не покидает.
Цены соответствуют заявленному час купания 1000р минимум, телефон спутник за денежку (даже чтоб сообщить МЧС). Совершили экскурсию и продолжили.
Чуть не забыл, хотя такие эмоции забыть трудно. Это что-то давно забытое, детское - восторг и восхищение, улыбка и счастье и т.д. и т.п..  Все это про увиденные нами поле торос.

Все мы повыскакивали…  Ну вот:


Мы даже толком не разглядывали заросшую трещину. Хотя она показывала, как это будет.

Но беззаботность захлестнула.

И так. Хакусы; 40км; торосы; 2км; Котельниковский; -21С и солнечно; справа хребет высотой 2500м не то от точки нулевого уровня кронштадтского меридиана, не то еще от куда (по поводу этого была продолжительная дискуссия - дошли, по моему, до 13 полетита точности и иных мировых стандартов); и тут дело к вечеру; рыбак; мыс с поэтичным (имя поэта неизвестно) названием Мужинай (15:40, 90км за день); что делать выезжаем на косу

и начинаем готовиться к пиру (надо же сварить общий казан еды).
За это Спасибо Славе и Кате, шурпа вышла на славу, как мы Славе не «помогали и советовали». Катя вообще проявила себя затейницей, организовала игру «крокодил» у костра. Что мы только не разгадывали – даже синхрофазотрон разгадали, чем сильно удивили Евгения и Александра, вернувшихся с рыбалки (перетолмачили с рыбаком, за что были одарены 20 омулями). Какой вкусной, сытной и естественной является сырое филе омуля с перцем, солью и еще чем то. Тайна про ЧО самая сокровенная тайна похода пронесенная до конца.  
Утро 26.02.2015, (06:15) ясно -26С; старт

Отъезжаем 35км, торос, удар, пробой покрышки в двух местах, деформация диска, замена на запаску и все это счастье для Subaru (единственная поломка этого авто на всем маршруте).

Кстати сказать у многих были сомнения по поводу этого автомобиля, ОРМ и семья Ситниковых в очередной раз доказала если хочется путешествовать, то можно делать это на всем было бы желание.
А лед, по-прежнему притягивает и завораживает.

Темно бирюзовый цвет Байкала, просматривается на 20м (отчетливо видно дно), толщина льда 70см


Прошу Вас заметить, это одно, и тоже озеро, практически одно, и тоже место.
А что Вы хотели это Великий Байкал (2 500 видов растений и организмов, 59 видов рыб и др. статистические данные)
Отбросим лирику и продолжаем. Мыс Черемшаный (11:00) вот и то чем нас так долго пугали - становая трещина;

Для особо любознательных вопрос. Где граница льда? Правильно – где гладко там и лед, где красота, там сотни метров воды до дна; ищем где объехать, не получилось; ищем где переехать  

(поторопились наверное, но нашли 3м ширины).

Для первого раза переезд занял (1:15) для 14 машин за это время  Дима, Егор и Вадик нашли объезд. По бурханили за первую, в жизни каждого, становую трещину и в  путь (13:00). Позже стало известно – местные, МЧС, браконьеры готовы ехать не один десяток км и не один час лишь бы исключить риск возможных последствий такого переезда.
Проезжаем далее вдоль берега, удаление пару км. Граница Бурятии и Иркутской обл. между реками Правая и Левая Киренга. Медленно и  верно подходим к местам максимальной сейсмической активности; учащаются контрольные бурения; опять 70см; успокоились, поехали.
Вечерело места внушающие опасения – лед трещит, мелких трещин тьма тьмущая, торосные поля все чаще и все выше, снежные переметы.


Пора выбираться на берег для ночевки. Выбираем место ночевки; мыс Покойники, метеостанция Солнечная на территории Байкало-Ленского заповедника.
Глубокое заблуждение думать, что это плохое место. Покойники от слова покой (без ветра, без осадков). Солнечное, от того что количество солнечных дней в году больше чем на черноморском побережье. Сюда из-за Байкальского хребта, через Чанчур с Бирюльки, даже приходит какая никакая дорога.

оставляя на завтра мыс Шартлай и мыс Рытый.
Оказывается, местные переезжают эти места Байкала вечером или ночью, когда трещины сходятся. Может по этому, ночью мимо нас проходил трафик разнообразных автомобилей и даже мотоциклов.  Какие то из них подъезжали и просили выпить, не зная того что мы спортсмены и тренер нам не разрешает (завтра опасный день).  Итог дня (17-00, 112км/день), две становые трещины 3 и 1.2м (одну все кроме одной машины переехали по доскам, вторую две машины перепрыгнули  чуть не покалечив задние мосты), констатируем - как переезжать трещины мы уже имеем представление, финиш, ставим лагерь с минимальным уроном окружающей заповедной природе.
Утро выезжаем (06:15, солнечно, ясно, -26С), на дорогу  чистую как стекло.

Вчера мы приехали с «морской дороги», а сегодня поедем по «береговой», так их тут называют местные.  Морская идет в Чивыркуйский залив и далее, а береговая как минимум в Онгурен. С Усть-Баргузина на Ольхон дороги нет - открытая вода, от Онгурена вроде можно проехать и по Малому морю и до Ольхона.
Выбираем направление на Ольхон и с сильной опаской, делая контрольные бурения каждые 5км и в любом сомнительном месте (с чем очень хорошо справлялся Иван – респект!), на мыс Хобой (кто не знает знаковая северная оконечность острова Ольхон, священная для местных, запоминающаяся для туристов – отсюда в бинокль можно рассмотреть точку где глубина Байкала максимальна (1642м – глубже озер на Земле нет)).
Ехали  

Ехали  

приехали.
Мыс Шартлай (7:00), становая трещина, пока искали где переехать, нашли - резервный бак в TLC78 Алексея с Александром катастрофически  теряет топливо. Останавливаемся,  рядом с домиком егеря заповедника, сливаем топливо в основной бак.


Отправляем разведку на поиски проезда, разведка находит терпящую бедствие Ниву.
Бросить не в Наших правилах – помогаем.


Починили, помогли (8:00), искали объезд – нашли переезд в районе мыса Анютка.
А почему нет? Хорошее, доброе название и уже и не замечаешь, что буквально за углом мыс Рытый (страшное место: женщинам на берег входить нельзя, где то есть стена постройки не пойми какой эпохи, под водой геологический разлом до магмы рукой подать, микро землетрясения норма)
Переезжаем и любуемся работой штурмана Алексея переводящего машину.



Трещину переехали. Мы к берегу – а она вглубь озера. И самое интересное, что с этой трещиной так каждый год, на одном и том же месте, вечером шире – утром либо уже, либо вообще нет. Женский характер, не правда ли?
А мы на отдыхе нам  хорошо, проводим время забавляясь.


(8:40) мыс Рытый посмотрели проезжая, ничего сверхястественого не заметили, только за бортом -17С и небо начинает затягивать тучками.

Рыбаки у берега ловят налимов в мордушку

Онгурен – местные настаивают на названии Онгурён, мы пишем как на картах.
Делаем мы левый поворот и идем теперь мы на Хобой.

Слева марево – это открытая вода парит, боимся, бурим, но едем.
Толщины 60, 70, 55см меньше слава богу нет, лед трещит, даже качается, торосовые поля, находим проезд, еще немного и  в (12:00) мыс Хобой.  Ура!!! Бежим фотаться, встречаем туристов из Екатеринбурга


(чемпионы России за пеший поход к Северному полюсу), три УАЗика корейских туристов (тоже возможно чемпионы чего либо)
Красотица то какая!!! Все это наплески, гроты и торосы.

Пару постановочных кадров для видео,    

коллективное фото и скорее в Хужир (13:00).

Там музей интересный, но холодный (экспонаты лучше хранятся),  



позная,

АЗС,

 сувениры (все для Вас), отметить маршрутные книжки.  Иностранцев как выяснилось, там в это время пожалуй больше чем россиян. Музей кто-то променял на еду, посмотреть больше нечего, вечереет. Принимаем решение опять на лед (16:30)
и в Байкальский национальный парк на ночевку (17:30). Там нас настигает информация о присвоении спортивных разрядов. Делаем большой костер, выпиваем, прощаемся с Байкалом, делимся впечатлениями.
А как пела Катя, а как мальчишки резвились, прыгая через костер....
За день пройдено 162км, отбой в (01:00, 28.02.2015).
Последний день зимы 28.02, 8:00, -8С пытается идти снежок. Устраиваем ритуальное прощание с Байкалом

и держим путь в Ольхонские ворота (место официальной ледовой переправы)

По дороге: потеряшки, фото в гротах,

информация, что в Иркутске будем импровизированная экскурсия, любезно предложенная знакомым Евгения, проводы Ольги на «паровоз» до Новосибирска. Есть к чему стремиться, а чтобы стремление укрепить принято решение заночевать в Листвянке с посещением сауны. После последнего слова дело значительно оживилось.
Хорошо МЧС повстречалось и наставило на путь истинный, а то рисковали вплавь до Листвянки добраться.
Направо 90 град и Сахюрта.

Все завершающие 26км льда за спиной. Итог 440км по льду, средняя скорость около 20-27 км/ч, максимальная (у нас) 100км/ч.
Уезжать не хочется, но музей Байкала, сауна, нерпинтарий – пора, пора!!! Качаем колеса, перераспределяем доски (на сувениры каждому участнику) и через Баяндай, кафе в Иркутск (250км)

Как прошла экскурсия по Иркутску описать не могу (провожали Ольгу на поезд и встречался со своей красавицей дочерью), со слов все в высшей степени отлично.
Приехали в Листвянку (90км, 17:30, 90км от Иркутска). Сауну на всех найти не смогли разделились на две группы по 14 человек. Хочу сказать сразу понятие баня и сауна это очень разные вещи. Баня это на 8 человек, парилка и купель или вода в емкости. Сауна это до 15 человек, душ, бассейн, караоки, туалет и посидеть всем.
Мы (одна из групп) этого не знала, поэтому поиск сауны отнял еще час или полтора, но при этом бонусом досталась парковка, где можно переночевать.
Вечер прошел – аля романтик.
Утро первый день весны! (8:00, -6С) Пасмурно,  а нам то что? Мы чисты, бодры, сыты. Нас ждет Музей Байкала (программа  на 2часа, договорились сократить до 1.5)

и Нерпинтарий  (еще 1 час). Оба удовольствия 650р/чел.

Встреча с МЧС (они боялись мы опять на лед встаем), рассказали нам что хоккей прошел, что марафон бежит, похвалили Нас не очень понял за что, обменялись сувенирами

И  в путь до дому. Дима с Алексеем уехали утром, Алексей с Андреем вообще фактически ночью. По итогу 12 машин, 11:50, погода не очень и план на сегодня 600км за Нижнеудинск.
Иркутск пройден (Спасибо коллеге из клуба Протектор), заправка, обед и  трасса.
Как хорошо, что со льда уже ушли – тут такое началось, метель, пурга, видимость до 20м. Ночевка за Нижнеудинском.

Утро 02.03.2015 (8:00, -10С, снег, пурга)
Дорога Канск, Красноярск, встреча с Алексеем, чтоб отдать сумку, чмоки-чмоки, трасса, не доезжая Мариинска ночевка, в поле на снего-заградительных полосах (хоть побуксовали и покопали), у д. Святогорка. (22:30, 907км) Надо заметить вечер и ночь были теплые и без снега.
Фото нет прикладывать нечего. Пользуясь случаем благодарю Наталью, Славу, Игоря и Алексея за предоставленные материалы, без Вас рассказ был бы мене информативен. А вот остальным фотографам-жадинам должно быть стыдно!
Ну ладно отвлекся.
Утро выезд, задержечка, (9:30, -5С, гололед, снег, пурга, видимость временами падает до 10м). Заправка в Мариинске, прощание с Витей и Леней, нас 11 авто.
3 часа и мы в Кемерово. Тут почти нет снега, опять разделяемся 3 машины через Болотное а остальные через Промышленное.

 02.03.2015г в 17:00 все машины с разных сторон въезжают в Новосибирск (это слышно из радиобмена),  в круг 5000км,  маршрут закончен Мы все дома!
За неточности прощайте, за ошибки извиняйте.
И конечно же нам как всегда с Вами по пути!
Фото:
  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30