Про Укок и Ажу. Часть про Укок.

27.06.2015 . 1 день. г. Новосибирск – р. Катунь (в р-не т/б «Бирюз. Катунь»)  480 км. асфальта в предвкушении бездорожья. Вот-вот будет нам всем  старт. Ну не всем. Кому-то старт утром, кому-то вечером в воскресенье Погода радует – лето, солнце. Нас ждёт гостеприимный Лёша на своём участке с забором. Описание, как добраться почти конкретное, координаты в 2х вариантах, причём по Викимапии находятся на разных берегах Катуни. На нескольких участках трассы ведутся дорожные работы. В первом часу ночи одним экипажем заехали в Горно-Алтайск. Там, в Доме печати нам оставили номер республиканской газеты почти годичной давности об эпичном спуске в Балыкчу. Статья на алтайском языке, будем переводить. Наш отстающий экипаж заехал за ворота уже в час ночи.

Но народ не спал. Первая ночь трофи – какое спать! Общаться, беседовать. знакомиться. В три утра уже светает. Прогуляться 200 метров до Катуни, посидеть на берегу и вот теперь можно спать.  
[spoiler]
28.06 р. Катунь (в р-не т/б «Бирюзовая Катунь») – Рад. ист. Жумалы. ещё 520 км. Утром выдвинулись дружно на М52 и помчались. Жарко, душно. Быстренько проскочили перевалы. После пос. Белый Бом поднялся штормовой ветер, налетели тучи, пошел сильный дождь, который «преследовал» нас до самого Кош-Агача. Вскоре присоединился догоняющий экипаж Лены и Сергея. В Акташе традиционно заправка и обед. Из-за дождя замкнуло проводку в кафе «М52» и часть команды устремилась искать другое заведение дальше по трассе. Нашлось неприметное маленькое кафе «Радуга». В нём какие-то невероятные фантастические блины! Это самые вкусные блины, которые мне приходилось есть. Даже столовка М-52 в Бийске далеко позади! По дороге встречаем, обгоняем, пропускаем колонну немецких мотоциклистов, осуществляющих пробег Стамбул – Гонконг. У них 9 мотоциклов и 5 машин сопровождения. В Кош-Агач входим с ними дружной колонной.

В Кош-Агаче опять заправка. У нас один из членов команды без пропуска в погранзону. Он его заказал поздно, и сделать его не успели. Что делать? В багажнике контрабандой везти? Решили, что надо заехать в местное погрануправление и попробовать выписать пропуск на месте. Часть автомобилей уходит по указателю на Джазатор (Беляши), и должны ждать нас, осматривая мегалитический комплекс недалеко от устья Тархаты. Мы едем в Новый Бельтир. Там заново отстроенные казармы и управление. Забор, часовой, всё как положено. Это не 90-е, когда пограничникам даже не всегда продукты поставляли вовремя. В управлении все вежливые, доброжелательные и готовые помочь нам. Начальник будет с утра, приезжайте к 9-00, пропуск будет готов. Пришлось оставить два экипажа (один за компанию, чтобы не скучно было) до утра. Остальные рванули на Жумалы. Сразу же определились со следующим днём: стоим на источниках, купаемся, осматриваем местные достопримечательности – Калгутинские рудники, ждём три экипажа. Третий –39-й вышел из Новосибирска, там 3 водителя, ожидалось, что после обеда будут на источниках. На Тархатинской заставе остановка минут на 20. Проверка документов. Пограничник (очень вежливый) собрал паспорта, забрал у меня заявку и список и ушёл на заставу. Вернулся, всё отдал и мы поехали. В долине Тархаты уже начинаются красивые виды. На 70-м км. не прощёлкать поворот налево, на Жумалинские источники. Сразу после поворота размытый мост, который объезжается справа по реке. На Жумалы приехали уже темнело. Сняли большой аил, кто-то в машине спит, кто-то в палатке.  


29.06 Рад. ист. Жумалы – Калгутинские рудники 12 км. пешком прогуляться, но можно и на машине прокатиться. Погода тёплая +15-20 Утром решили прогуляться на рудник. От источников идёт тропа к горно-обогатительному цеху. Полная разруха, что можно было открутить уже откручено. От цеха видна дорога на рудник.

Рудник находится примерно в 6 км. вверх по ущелью. Малозаметный, но постоянный подъём. В ущелье пасутся коровы и лошади. Оборудование рудника постепенно разбирается либо на металлолом,  либо на запчасти в другие рудники  (нам попался Камаз с какими-то гигантским составляющими). Бараки и землянки, какие-то производственные помещения, всё заброшено и разрушается. Самое интересное под ногами – попадаются куски породы, которая здесь разрабатывалась. В одном месте ящики с образцами. Заглянули в штольню. Холод зимний, наверное -10. Иней и лёд.

Штольня низкая, далеко не пошли, холодно. Когда возвращались, услышали в рацию, что прибыли ожидаемые участники экспедиции. Мы доползли до лагеря и отправили тех, кто приехал тоже посмотреть на рудники. Народ более смелый, они прошли вглубь рудника более, чем на километр. Оказалось, далее не так холодно, температура поднимается. В глубине сохранились производственные помещения и различные приборы.

Калгутинское месторождение вольфрама было открыто в 1937 г. В.А. Журкиным. Однако, в связи с труднодоступностью (месторождение располагается на абсолютных высотах около 3000 м) оно почти не разрабатывалось. Лишь во время Второй Мировой войны заключенные ГУЛАГа проложили к месторождению автомобильную трассу через плоские водоразделы pек Тархаты, Жумалы и Джасатера. Заключенные и работали в это время на эксплуатации особенно богатых вольфрамом участках. Рудник является важным историческим документом. Без крепей, обваливающиеся прямо на глазах, эти залитые натеками льда штольни являются безмолвными памятниками сталинской эпохи пренебрежения к человеческим жизням. Сейчас основная штольня представляет собой серию горизонтальных горных выработок, находящихся на различной глубине и соединенных вертикальными рассечками. С одной из штолен 3-километровой длины восстающая выходит на дневную поверхность уже за перевалом Жумалы-Калгуты, в верховьях одного из правых истоков последней. Восстающая снабжена 15 лестницами общей высотой 57 метров. Это, в частности, делает возможным маршрутное достижение Калгутинской депрессии не через перевалы Теплый ключ или Калгутинский (где даже в сухую погоду поверхность труднопроходима для автомашин-вездеходов), а «сквозь гору», через Жумалинскую штольню. (взято из интернета)
Купили четверть барана, сварили шурпу на всю ораву. Поздно вечером приехала команда алтайцев. Они идут на первопрохождение – озеро Кальджин-коль-бас до Чиндагатуя и озера Алахинского. А оттуда выйти на реку Кокса и спуститься в степь Самаха. (Им удалось дойти только до Алахинского, а потом повернули обратно). Так что Той-Самаха ждёт своих первопроходимцев (Той-Самахэ, Той-Самахы - место свадеб и игрищ - тюрск.)  

30.06 Рад. ист. Жумалы – пер. Тёплый ключ (2906,1 м.) – р. Аргамджи 50 км. грунтовки с перевалом. Первыми на маршрут вышли алтайцы и бодро, на сколько это позволяла дорога на Тёплый ключ, поскакали на перевал. Мы не торопясь вышли в 9-00. К нашей компании присоединились 2 автомобиля – Бродяга на Делике и ещё с ним один автомобиль. Но они без пропусков, поэтому сколько-то с нами проедут, а потом сами-сами. Дорога от источников на перевал разбитая. Какие-то уклоны, колеи и везде торчат каменюки. Не торопясь ползём наверх. Встретили туристов из Кызыла, они немного поднялись на автомобилях, а на перевал поднялись пешком. Иногда останавливались, машинкам отдохнуть, на ущелье Жумалы полюбоваться. Перед самым перевалом встретили два автомобиля. Один из них ремонтировался. Наш оператор с ними пообщался, помощь не запросили, сказали, что решают проблему сами.
До отъезда нас пугали, что перевал может быть в снегу. С чего бы это – июль почти что на дворе. Перевал без снега и сухой.
Участники трофи, как будто из Африки, вдруг увидели снег и бросились играть на нём. Весёлые.

За перевалом начинается довольно большая и невероятно красивая долина реки Калгуты. Спуск длинный в несколько километров, каменистый. В первом открывшимся ущелье слева сделали небольшую остановку посмотреть, что осталось от землянок по правому берегу ручья. По берегу ручья несколько выкопанных углублений, здесь была целая «улица» землянок, дальней стеной уходящих в каменистый склон, а окнами выходящие на ручей. Ещё лет 10 назад одна из них сохранилась, можно было заглянуть внутрь. Сейчас землянка уже обрушилась. Жаль.

Землянки строились, видимо, ссыльными работниками на рудниках в 40-е годы. Небольшой брод через ручей. И очередной небольшой подъём. От небольшой  погранзаставы, что присматривает за перевалом в Монголию Улан-Даба к нам примчались конные пограничники для проверки документов. Каждого члена команды сверили со списком. Причём каждый с паспортом в руках подходил к проверяющему, и пограничник проверял паспорт, наличие в списке, и прочие данные.

Ещё на Тархатинской заставе нас предупредили, что если пропусков нет, то только до Жумалинских источников или в Джазатор. Мне говорили, что даже если на Укоке остановят для проверки, то можно сказать, что мы с Бугумуюза идём и никаких документов не надо. Но это не так. 1. С Улан-даба видно откуда мы едем. 2. На новом мосту через Джазатор тоже стоят пограничники и, видимо, без пропусков заворачивают. Остановились на петроглифах, посмотрели на рисунки. Калгутинские петроглифы – это крупные изображения лошадей, быков или бизонов, которые стилистически сходны с аналогичными изображениями, относимыми к эпохе палеолита на всей территории Евразии. (из интернета)

За петроглифами спустились к реке. Дорога частично залита водой, идём по бродам, довольно глубоким, но проходимым  даже для слабоподготовленной машины (в команде сотка без шноркеля, хотя я предупреждала. Нам повезло просто. Да и не полезли мы в Калгуты). Теперь наша задача как можно ближе подобраться к подножию Тована. Где-то когда-то кто-то уже подбирался, теперь надо найти следы этого подбирания и нам. От «Оленных камней» напротив заст. Аргамджи повернули налево по дороге, ведущей в верховья реки Аргамджи (направление на урочище Барсово).

Грунтовка петляет поднимаясь и спускаясь в ущелье, мимо зимника, по берегу речки Аргамджи. Вообще интересный факт – у реки Калгуты есть четыре притока с таким названием. Один правый, на котором стоит нежилая уже застава Аргамджи, два левых, берущих свои воды с ледников группы Аргамджи северного склона Тован-Богдо-Ула и ещё один берущий начало где-то за горой Аргамджи. Идём по «центральной» Аргамджи. В районе скального прижима проводили автомобили по одному, используя стропу и штурманов для отвешивания. После прижима стало видно, что пора искать брод на другой берег, так как дорога уходила в мрачное и глухое ущелье Барсово.

Сначала я увидела на противоположном высоком берегу среди карлушки след колеи. Склон довольно крутоват, наверное градусов 17-18.  Скорее всего это след от квадроциклов. Этим колеям уже несколько лет, но они чёрными параллельными линиями выделялись среди зелени кустарника. Значит где-то здесь и брод имеется. Следы входа в реку с дороги не видны, но выход на левом берегу виден хорошо. Вода в реке мутная, как во многих реках Укока, глубину не видно, ширина реки в этом месте примерно метров 6. Собрались у кромки воды, стоим, смотрим. Смотри не смотри, а надо на тот берег. «Запускай Берлагу!». Влад надевает гидрокостюм, привязывается верёвкой и идёт в разведку.

Оказалось, что совсем не страшно. И даже не смыло его ни разу. Дно каменистое. Только вход-выход из реки ступенчатый и на левом берегу немножко болотистый. Привязали Ниву на верёвочку и благополучно переправились на другой берег.

И решили с ходу и подняться до колеи. Но не тут-то было! Между рекой и склоном оказалось сырое и каменистое болотце, крузак с ходу зарюхался по самые помидоры, недалече плюхнулись «крокодилы». Дело было к вечеру, прокопались в болоте немного. С юга начали наползать серые тучки, предвещавшие нам радость дождя. Решили, что зачем нам это горе, тем более у нас маршрут комбинированный, встаём на берегу реки, даже  есть сухой пятачок, как раз для нас. Завтра с утра, если погода распогодится идём к Товану пешком. А пока что вечером пошёл дождь и шёл он почти всю ночь. Саша и Антон поставили банную палатку, мы пытались сидеть там в дружном коллективе, а получилось или нет судить не буду.  

01.07 р. Аргамджи – ледник гр. Аргамджи – оз. Музды-Булак 5 км. пешком и  27 за рулём. Утро сильно порадовало нас синим небом, ясным солнышком и теплом +15-20. Нежелающие ходить пешком остались в лагере, им было чем заняться – поремонтировать, если что-то пострадало в авто, покрутить гайки. Остальные бодро рванули навстречу к божественным вершинам.

Сначала вверх по крутому склону, потом по почти сухому руслу ручья. Укок цветёт!! Поля жёлтых и белых маков, примулы, незабудки и прочие цветочки покрывают ковром высокогорье Алтая. Буйство красок и жизни! Дошли до снежников. Ручей внизу расходящийся на множество неглубоких рукавчиков в верховьях оказался довольно серьёзной для пешехода речкой. Под первым снежником увидели место стоянки туристов – уродливый синий пакет с мусором портил первозданность мест. Очень некрасиво. Если это оставили туристы на средствах передвижения, то некрасиво вдвойне, ведь это можно было и увезти с собой. Из-за Тована вылезли облака и затянули небо. «И чайник сказал утюгу: Я больше идти не могу». Это я сказала группе, чтобы они быстро топали дальше, потому что я ползу, как полудохлая лошадь, а хотелось, чтобы народ не ждал меня, а шёл выше.

Возвращались под небольшим дождиком. Потом погода опять распогодилась, но когда вернулись в лагерь поднялся сильный ветер, опять набежали тучи, грозящие смыть нас дождём. На 80-ке Вадика отпал, как ненужный рудимент погнутый амортизатор, попытка его реанимировать при помощи болгарки и кувалды ни к чему не привела. Просто сняли его, и далее амортизатор поехал в салоне.

Нас на этом месте уже ничего не держало, поэтому мы быстренько пообедав, сбежали. Проезжая мимо зимника, остановились, посмотрели, как живут пастухи.

Летом жилище пустует. Спустились на «большую» дорогу, едем на озеро Музды-Булак (Название озера переводится как "ледяная протока" ). По дороге предложила посмотреть на ущелье Кара-Чад.

Посмотрели издалека, теперь знаем, что в следующий раз надо будет обязательно посетить его – место дикое, но симпатичное. Притягивающее. Решили поискать дорогу до озера Музды-Булак напрямую. Долго петляли между впадинами, заполненными мелкими озерцами. Периодически попадали на какие-то дороги. В итоге вышли к восточному берегу озера. Берег оказался высокий, к воде близко не подойти.

Напротив нас другой берег озера пологий с прекрасным местом стоянки. Но объезжать было уже лень. Решили ночевать здесь. Вокруг тучей, плотоядно потирая хоботки, радостно закружились огромные комары. На ночёвку табориться без приключений нельзя. Вот что случилось с колесом «Черокки». Сам хозяин авто, Женя, расскажет всю историю про колесо (и я чуть добавлю): На месте вечерней стоянки возле озера налетел на булыжник кронштейном заднего амортизатора, от булыжника откололся острый кусок и распорол бочину заднего колеса размер пореза 120х35 мм.

С собой была запаска чуть меньшего диаметра и с более агрессивным протектором. В общем, ставить банан и ехать на нём по заболоченной местности нам не очень хотелось. Среди участников экспедиции нашлась газелевская камера. Решили покрышку ремонтировать. Просверлили по периметру пореза отверстий диаметром 5 мм.,  из проволоки сделали иголку, от палатки отрезали шнурок. Далее, дело техники шитья – легко и просто, как ботинок зашнуровать. Один швей, с одной стороны, другой с другой стороны плюс затягивальщик узлов.

Штопали покрышку крестиком так и покрепче и выглядит красивее. Потом изнутри колеса шов промазали стекольным герметиком и на него приклеили кусок автомобильного коврика из под ног. После оставили сохнуть до утра. При сборке колеса обнаружили что камера от газели очень плохо подходит к этим дискам, и сосок стремился убежать во внутрь колеса по этому накачать получилось только до 1,5 атм. Прикрутили колесо на место и поехали. Шнуровка держит, проблем вроде нет, единственное переживание за сосок камеры как бы не оторвало. Проехали на колесе уже целый день и под покровом темноты услышали громкое шипение. (Это мы как раз на Белое ехали). Остановились, смотрим – колесо спустило. Без вариантов ставим запаску. На следующей днёвке разбираем колесо и смотрим что случилось. Оказалось что коврик, которым мы прикрыли шов изнутри, протер своим краем камеру. Едем дальше на банане. При преодолении заболоченных мест, из-за своего чересчур агрессивного протектора приходилось пользоваться траками, колесо пропиливало грунт, и машина садилась на мосты. Когда колонна добралась до поселка Беляши, там в магазине была куплена последняя уазовская камера и у местного уазовода б/у камера с подозрительными микро трещинами. В лагере собираем колесо на новую камеру предварительно запилив края у коврика. При попытке накачать колесо, слышим что камера где-то спускает. Снова разбираем и видим что в камере дырявый сосок. (в новой!). Режем эту камеру и делаем из неё шубу для б/у камеры, собираем, накачиваем, прикручиваем колесо на место вроде всё в норме. Через пару часов под покровом темноты, видим что колесо опять спустило. Завтра утром старт на категорийный участок. Находим еще одну камеру и в рекордное время перебираем опять колесо. Утром видим, что с колесом все в порядке давление держит можно ехать. После продолжительных поездок по острым камням пару крайних стежков порезало камнями но шов все рано держит. Вот такая история, а тем временем вода в озере тёплая и чистая, можно купаться. И вечером и утром.  

02.07 оз. Музды-Булак – погранзастава «Челябинская казачья» или «Бертекская» – оз. Белое, всего 45 км. грунтовки и тундры. Солнечным утром, разогнав рефтамидом комаров, выдвинулись к основной «трассе». Грунтовая дорога петляет через хребетик, отделяющий реки Калгуты и Ак-Алаха, вдоль разваливающейся  «системы». На р. Музды-Булак большая, красивая и очень толстая наледь, не тающая круглый год. Конечно же фотосессия.

Даже можно залезть в ледовую пещеру. Через р. Ак-Алаха хороший новый мост. Ехать по долине, одно удовольствие – ровная грунтовочка, только пыльно. Посетили курганный комплекс, посмотрели на археологические памятники.

Едем на заставу отмечаться и узнавать дорогу на Белое. Недалеко от заставы ручьём размыло мост и объезжать надо по неприятному болотцу рядом.

Отметились на заставе. Здесь пригодилась копия списков, подававшихся на пропуск.
От заставы уходим направо, потом бродом через р. Кара-Булак дорога уходит налево. Далее требуется подняться на возвышенность по дороге, идущей на оз. и пер. Укок. примерно напротив оз. Укок «система», т.е. столбы с колючей проволокой, уходит влево к китайской границе. Вдоль «системы» идёт технологическая насыпь, ранее использовавшаяся пограничниками.

Насыпь заросла травой, частично осыпалась, есть размытые участки, которые приходилось объезжать по заболоченным ручьям. Впереди запустили разведку. Частично автомобили проходили сами, частично использовали сентраки и лебёдки. Особенно обширное болото обходили справа, зайдя за «колючку».

Проехав около 5 км. и выбрав более сухой и пологий склон свернули по азимуту налево. Впереди шла дальняя и ближняя разведка из штурманов, выбирая оптимальный путь спуска к реке Укок. Опять можно обратить внимание на топонимические причуды Укока. Из озера Укок вытекает река Кара-Булак. Река Укок вытекает из безымянного озера километрах в 8 от озера Укок. В этом же районе находится гора Музды-Булак, а озеро и река с таким же названием находится в 30 километрах восточнее. А на одном из наших навигаторов, безымянное озеро, из которого вытекает река Укок именуется Белое, а озеро Белое, к которому мы едем, является безымянным. А в гуглокартах Ак-Алаха именуется Аргут… Я вас не запутала? Продолжаем…..

Опять белая вода, но по перекатикам видно, что река не глубокая. На другом берегу надо искать путь через карлушку и большие каменюки. Есть конная тропа. Пограничники регулярно патрулируют границу. Озеро уже видим, уже разведка добежала до него. Осталось 200 метров и небольшой пригорок, и вдруг нас встречает зелёный лужок с красивым озерцом и мерзким ручьём в подболоченых берегах. Не совсем  понятно где и как пройти его. Ближе к озеру болотина шире, но берега поположе. Дальше и вроде бы ручей поуже, но поглубже.

Сначала сел ДимДимыч, левее села Нива. Еще левее проскочил Черок, Белка чуть тормознула, но тоже прошла, и там же прошел Андруша. По чужой колее рванул Вадик и сел. Ниву выдернули Черком, а на ее место плотненько приземлилась Сотка. Черком лебедили ДимДимыча и выдернули Вадика. А сотку Саши тянули двумя лебёдками с двумя якорями, то есть было задействовано 4 единицы техники.

Так у сотки появилось имя – Бегемот. (Ох и не лёгкая это работа – из болота тащить бегемота). И вот оно счастье – озеро Белое. Красота неимоверная! Вода в озере действительно белая. Учёные, изучавшие пробы воды нашли в составе повышенное содержание гранитной крошки, кальция и извести. Мне когда-то говорили, что эта вода, если конечно её пить постоянно, разрушает зубы. Мы её и не пили. Маленько подискутировали о месте стоянки. Выбрали. Поставили лагерь, баню, костёр. Сварили ухи, пожарили рыбки (не скажу где взяли, но рыбалка есть). Слабый ветерок никак не отпугивал гигантских комаров, которые возбуждённо роились вокруг нас.  

03.07 оз. Белое – ручей, впадающий в оз. Белое – р. Ак-Алаха 5 км. пешком и 40 на колёсах. С утра запланировано пошли на экскурсию в горы, полюбоваться на Алахинские ледники. Вдоль озера вышли на реку. На реке обширная наледь, ровная, местами скользкая.

Вода в реке белая, мутная. Потом можно идти по руслу реки, или по берегу. В реку впадает пара ручьёв с прозрачной водой, что даёт красивый эффект в местах слияния. Ручьи неглубокие, можно перебродить, можно по пойме поискать, где перепрыгнуть по камням.

В ущелье начинается резкий подъём на курум, состоящих в основном из мелких или очень крупных камней. По каменистому склону можно без особых проблем двигаться, только мне казалось, что за очередным камнем можно и медведя встретить.

Среди камней много черной смородины и жимолости. Жимолость только зацвела. В нескольких местах даже выросли лиственницы, видимо ветром занесло семена, и условия благоприятствовали. Пройдя первый вал, вышли к большой каменистой долинке, за которой начинался очередной вал морены.

Решили, что дальше не пойдём. Почему, уж не знаю. Провели фотосессию, повернули к лагерю. Подходим к лагерю, видим – у нас гости. Подъехал конный наряд пограничников. Удивились, что мы тут уже давно отдыхаем, оказывается, они нас поджидали по «нижней» дороге. Есть такая, которая идёт вдоль Ак-Алахи, среди озёр и болот.

И выходит на тот же брод на реку Укок. Я такую и опасалась, потому что мы бы ехали тогда не полдня, а дня 2. Пограничники проверили наши документы, задавали вопросы, как далеко мы ходили в горы, видели ли китайские пограничные столбики. Вот тут я и пожалела, что дальше не пошли, на китайские столбики бы посмотрели. Хотя могло оказаться, что это было бы нарушение границы, и нам бы сделали замечание с занесением. Вадик показал карты в навигаторе, по которым мы ехали.

На обратном пути первый заболоченный ручей преодолевался сложнее, с другой стороны другой рельеф берегов – правый берег оказывается чуть выше. Помимо сендтраков и лебёдок, использовали якорь для лебежения.

Потусовались в этом болотце хорошо, сожгли одну лебёдку на Вадиковском крузаке.
Вышли на технологическую насыпь. И всё бы хорошо, да догнала нас туча с дождями.

Очередной ручей прошли ходом, и вот уже и высокий участок насыпи нас ждёт, но не тут-то было. Тундра принимала наши авто в свои сырые объятья, а выпускала неохотно. Зато народ оживился и радостно выскочил подразмяться под прохладными струями дождя.

Тянулись сами, тянули друг друга, разгонялись и шли ходом. Особенно эпично ходом шёл желтобамперный монстр Андрея, а перед ним как зайцы бежали два штурмана пытаясь спасти трос и стропу.

Наконец вышли на дорогу. Ещё раз подъехали к заставе. Нам разрешили выбросить мусор, который мы, зайдя на Укок, до сих пор возили с собой. Смеркалось. Решили, что надо бы на Кальджин попасть. Стали искать поворот. Дорога, идущая от заставы, как нам сказали, сейчас непроезжабельна, пограничники там не так давно «Урал» засадили. Есть где-то между заставой и курганами поворот. В сумерках мы его проскочили, попытались подняться с другого поворота, упёрлись в тупик и зимник в нём. Вернулись к Ак-Алахе. На Укоке с судьбой спорить бесполезно, если где-то написано, что ночевать нам здесь, то будем ночевать здесь, недалеко от курганов, на берегу реки. Раскидали лагерь быстро. Ночь была запоминающейся. Поднялся мощный шквалистый ветер. Палатки «Quechua» складывались до земли, дождь хлестал практически горизонтально. В однослойную палатку по типу кешуи ветром задуло дождя, и часть вещей, которые там лежали, спрятанные от дождя, вымокли. Я вот таких катаклизмов не припомню, хотя на следующий день на Кальджине мы получили ещё одну порцию «катаклизьмы» посильнее первой.  

04.07 р. Ак-Алаха – оз. Кальджинколь. там совсем чуть-чуть по полю и на горку подняться, может быть км 12. Утром нашлась дорога на Кальджин, примерно в 3,3-3,5 км. от курганного комплекса поворот направо и в горы. Поднявшись, получаем классику укокского жанра – низинка с заболоченным ручьём. Пытаемся найти приемлемые места прохода. Кто-то проходит ходом, кого-то поддёргиваем стропой. По берегу озера опять цветущие луга. К озеру около 1 км. некрутого спуска. Пологие склоны вокруг озера в цветах. на Укоке весна и лето! Расположились лагерем на берегу оз. Кальджин-Коль, в устье реки Кальджин. Ура! Погода радует, вода есть, можно расслабиться или заняться всяческими хозяйственными делами. Немного нам удалось поотдыхать в хорошей компании. Опять пришли тучи, и на нас обрушилась буря сильнее ночной. Ветер, дождь, град, температура упала ниже 3-х градусов. Хлестало страшно, казалось, сейчас весь лагерь сдует. Наверное где-то через час утихло. Опять облачка и солнышко. Опять поставили банную палатку под общественные нужды, будем свадьбу клубную отмечать. Свадьба на Тогучинской поляне, а мы на Кальджинской. Сделали торт, достали шампанское, жениха-невесту (фигурка у нас такая была), посидели, расписали автографами фигурку, подарим молодожёнам.

 Потом просто стали сидеть, про всякое разговаривать, на улице опять дождь-ветер. Когда в очередной раз утихло, вышли погулять, а там – радуга, солнышко, снег на верхушках, холод не летний совсем!!! Красота! И ещё посидели в палатке и потом ещё мужская часть нашей команды раскочегарила-таки баню, достали припасённые веники…. В общем, вечер удался.  

05.07 оз. Кальджинколь – пер. Тёплый ключ – т/б «Ак-су», ажно 159 км. Погода испортилась окончательно, нас периодически поливал дождик, мы решили, что делать здесь особо нечего, нас ждёт Бугумуюз и ещё одна наша цель – перевал Ажу. Тут же выяснилось, что у команды кончается топливо. При подсчётах расхода брали в 2 раза больше, чем по трассе. Оказывается, мы были не правы. В нашем случае надо было брать в три раза. Если бы мы просто катались по дорогам, может быть и хватило бы, но первопроход на Белое съел все лимиты. Так как прошли хорошие дожди, обратная дорога от озера в подъём изрядно размокла. Да и сразу за болотцем начинался крутой подъём на горку. Черок попытался найти объезд, но плотно сел довольно далеко от основной дороги. Выкопался. Вадик тоже предпринял попытку найти обход, но везде всё одинаково – колея упирается в какую-нибудь лужу и по склону едется не очень. Самое сложное – протащить Бегемота. Составили паровозик – первая Белка, потом на стропе ДимДимыч, и этот локомотив тащит Сотку. Зрелище не для слабонервных. Белка впереди убегает от крузака, тот несётся испуская чёрный дым, останавливаться нельзя, разгон взят. Но вдруг стропа накручивается на передний мост крузака, заклинивается, а останавливаться нельзя, сотка из грязи вытягивается, начинает разгон. Вся эта колонна страшно рыча и дымя взлетает на гору и останавливается. Надо снимать с моста стропу. Вроде всё цело. Теперь думаем, куда ехать дальше. С такими дождями Бугумуюз представляет собой большое болото. В принципе само болото нас не пугало, но вот перспектива отправлять в Джазатор гонцов с канистрами за топливом нас не прельщала. А там же ещё брод, и как они поплывут? А то, что река поднялась после дождей, никто не сомневался. А ещё нас ждёт нарядный и малопонятный Ажу. А на Бугумуюзе только самый ленивый не копался. А возвращаться через Тёплый ключ не хочется. А топлива в обрез. А Бугумуюз 5 категории. А топлива в обрез. А вода в Джазаторе высокая, гонец с канистрой не доплывёт. Но на Бугумуюзе никто не был. Но мы много где не были. А нам на Ажу хочется... Так размышляя, доехали до реки Музды-Булак. Там встретили водителя топливовоза, который сказал, что Аккол под наледью, Бугумуюз под водой, Джазатор как океан безбрежный. Мы как-то быстро поверили ему. И   вообще, у меня создалось стойкое мнение, что на Бугумуюз никому не охота, по совершенно непонятной причине, ведь грязь точно никого не пугала, поэтому мы пошли на Тёплый ключ. Периодически шёл дождь, броды изрядно поднялись в глубине. При подъёме на перевал в паре метров от обочины увидели мокрую лису, которая увлечённо что-то жрала в кустах. Поев, спокойно перешла дорогу, оглянулась на нас и не торопясь потрусила по своим лисьим делам вверх по склону.

На спуске с Тёплого ключа в Ниве что-то хрустнуло и отвалилась тяга заднего моста … Нужна сварка и железная труба. Сварку достали и настроили. Трубу отболгарили от ручки хай-джека.

Сварщики сварили между собой кусочки железа в единое целое.  Потом в Кош-Агаче купили комплект задней подвески и поменяли на стоянке в долине Елангаша. А сейчас ремонт отнял у нас 2 часа.  

Смеркалось. Цель: база Ак-Су на 130-м км. трассы Кош-Агач – Джазатор. В районе урочища Билгарагай при сильном встречном ветре нас накрыл мощный снежный фронт. Сразу исчезла дорога. Температура стремительно снизилась до -1,8. Остановились на обочине и ждали около 30 минут, пока не прошла туча.

А в это же время алтайская команда на перевале между Кальджин-Коль-Басом и Чиндагатуем получала свою порцию зимы: тот же снежный заряд и -7.  Добрались до базы. Так как заявились без предупреждения, то хозяина не было на базе. Нас встретил постоялец, который уже не первый раз был в этих местах, поэтому был как свой. Выдал ключи от пустых комнат, тем, кто пожелал жить в комнатах. В самой большой комнате была печка. Так хорошо беседуется и спится в тепле…
Фото:
  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30