Mongun 3

Одно автовосхождение, две пеших экскурсии и три добрых сказочника.
(написано в соавторстве меня, Сани и Лёни)
Часть 3. Кому развлекательная, а кому и пешеходная…
…Ёлы-палы, начинаю забывать, что же было дальше…

31.07.2013.
Утро наступило ясное, солнечное, может быть даже теплое, если бы не ветер. Вспомнили с Юлкой, что в озерах можно купаться, решили, что надо продолжить традицию. По лагерю разложили проветривать и сушить вещи, начались массовые постирушки и прочие хозяйственные дела.
[spoiler]
Команда разделилась на работяг (занимавшихся ремонтом и ТО машин и другими непонятными, но видимо важными делами), лентяев (которые спали, грели пузики и спинки на солнышке) и бездельников (у которых дела закончились быстро, а греть пузик было скучно). Бездельники – я, Юлка, Саня-Студент и Саня-Гриня решили совершить восхождение на каменные останцы у подножья горы Хара-Алак-Ула, заодно выбрать барана и обсудить, когда его можно забрать. Возле юрт увидели представительную делегацию из 2-х УАЗиков и важных мужчин и женщин. Оказывается это приехало начальство местной пастушьей артели с проверкой – как поживают бараны. Пастухи нам помахали рукой, мол,  не до вас и приходите позже. Мы подошли побеседовать с важными людьми. Рассказали, что мы спортсмены, у нас спортивное мероприятие и сейчас идем по-спортивному на гору. Поднялись совсем недалеко примчалась спортивная машина – котлета, с новыми пилотом и штурманом – два Леши (Зуев и Федюнин). Хозяин котлеты, тоже Леша, дал тёзкам покататься.
Провели фотосессию на камнях, мы стали подниматься дальше. Дошли до верхних останцев.
Полюбовались на окрестности. Начали спускаться, нас догнала Котлета. Решили прокатиться. Мы с Юлкой залезли на крышу. Писку-визгу было!!! Съехали вниз до юрт за бараном. Сначала нам хотели отдать живого барана, но мы отказались, потому что резать его некому. К тому же всякие шкуры и внутренности, кроме ливера, нам не нужны. Пока барана свежевали, я обнаружила пропажу светофильтра с фотоаппарата и жутко расстроилась. И решила, что пойду обратно на гору искать его. Затея глупая и бестолковая. Единственная надежда, что он отпал, когда мы отдыхали на вершине скальника. Там место ровное и чистое, посторонние предметы видно сразу. Сани вызвались со мной. Мы поднялись еще раз на скальник. Полюбовались окрестностями еще раз. В это время уже и баран готов, котлета поехала с ним в лагерь. Фильтра, само собой, не нашли. Мы пошли пешком до лагеря. Погода начала портиться, пошел дождик. Он был не сильный, особо вымокнуть мы не успели.
В лагере вовсю качегарилась баня, это было здорово, из горячей парилки плюхнуться в холодное горное озеро!
Вскоре в лагерь подъехала вторая команда, следующая по пути Сибирского марафона 1998 года «15 лет в пути». Радостная встреча – куча народу, шумят, галдят, ставят машины, палатки, разделывают барана, чистят всякие овощи, разжигают костер… В общем цыганский табор на привале.
И какая-то движуха до поздней ночи. А утром стартовать и ехать дальше…
01.08.2013
Ранним утром «15 лет в пути» снялись с лагеря и упылили в сторону Хандыгайты. Мы планировали более поздний старт в направлении Кызыл-Хая. Мы свою основную задачу выполнили и теперь у нас экскурсии некоторой категории сложности по дорогам Алтая. Когда собирали Котлетину, то на крыше нашли мой светофильтр, который завалился за раму люстры! А вы говорите - чудес не бывает!
Собрали лагерь, Собрали фантики, окурки, банки. Собрали волю в кулак и стартовали.
Полевая дорога пыльная, с камнями и промоинами, с уклонами, подъемами и спусками, извилистая, в общем, обычная российская дорога. Скорость не более 15 км в час. Местность красивая, и какая-то диковатая.
Добрались до Кызыл-Хая, лениво попытались найти, где поставить печать, не нашли, проехали до моста и поехали вверх по р. Моген-Бурен.
Дорога проходит по красивейшему ущелью. Поднимается вверх, спускается к реке, петляет и поворачивает вместе с рекой. На берегу остановились на обед, рыбаки сразу рассредоточились с удочками. Через перевал вышли на оз. Ак-Коль.
Где-то в долинах замкнули кольцо и добрались до перевала Бугузун.
На ночевку остановились на прежней стоянке на р. Бугузун. Скромный варил шурпу из того, что осталось от барана. Спать разбежались быстро, хотя можно было слушать реку и смотреть на звезды.

02.08.2013
Утро ясное, солнечное, тепло. Лето! Днем вообще – жара до + 25.
Знакомая пыль до  Кокорей. На асфальте два раза проводили ремонтные работы: подтягивали открутившиеся болты защиты у авто 32-го экипажа, ремонтировали задний левый привод у ЛУАЗа. Неожиданно лопнуло боковое стекло в Гринлайне, высыпаться не успело, заклеили скотчем. Теперь его открывать нельзя. В Акташе добрый командир отпустил наше бандформирование на разграбление магазинов и заправок. Потом все повернули в сторону Улагана. На перевале остановились пообедать и провести фотосессию. Хотели это сделать до перевала, но берег небольшого озера Кодегелюкёль уже был занят предприимчивым бизнесменом, стояла юрта-кафе, и подъехать к берегу не получилось.
После Улаганского перевала погода изменилась, небо затянулось низкими серыми облаками. От Акташа до Балыктуюля ехали не торопясь, потому что асфальт мог неожиданно закончиться и начаться  неровная пыльная грунтовка, а потом опять асфальт. После Балыктуюля асфальт закончился окончательно, пошла неровная извилистая, очень пыльная грунтовка. В сумерках, не доезжая перевала Кату-Ярык, у L200 лопнул пенек, замещавший пружину. Нашли сухую лиственницу, при помощи бензопилы выпилили новую форму. Провели замену.
Спускались в долину Чулышмана в темноте. Недалеко от спуска переехали протоку реки и встали на острове.

03.08.2013
Погода хорошая, лето, солнце! С утра купание в протоке Чулышмана, вода в протоке теплая, у берега сразу глубина, хорошо! Вторым дополнительным пунктом – сбор грибов. Подберезовики на острове растут никому не нужные, пока мы не явились.
Утром один экипаж уезжает домой. Машем ручкой, счастливого пути. Мы едем на реку Башкаус. Извилистая дорога идет вдоль реки Чулышман по живописному каньону. Так как безветренно, то очень пыльно. Но все равно, очень красиво, трудно с чем-то сравнить по красоте эту дорогу. В участках прижимов дорога сужается, встречные машины жмутся по обочинам, пропуская нашу кавалькаду. Проехав мост через Башкаус, останавливаемся, кипятим чайник, рыбаки пробуют рыбачить.
Я и Юлка опять купаться. На улице тепло, вода холоднючая, но от пыли очень хочется избавиться. Может быть мы останавливались для каких-то важных дел, только это прошло мимо меня. Многие важные дела проходят мимо меня, наверное во время трофи я выпадаю в параллельный мир и живу в нем до финиша, наблюдая одно и не замечая другое.
Теперь наша цель – как можно выше подняться вдоль Башкауса, там разбить лагерь, из которого пешая разведка сходит по маршруту р. Чебдар – р. Ачелман – пос. Балыкча. Ил-76 на низкой высоте упылил в разведку и вскоре позвал нас за собой.
Проезжаем километров 8 с парой бродов, упираемся в прижим и здесь заканчивается дорога. Ставим лагерь в месте начала тропы по каньону реки Чебдар. Красивейшая поляна, мы ее назвали «Царская» на берегу реки Башкаус, за ней резко начинаются скалы каньона.
Палатки ставить не знаем куда – глаза разбегаются. Сначала Юлка с Лёней поставили палатку недалеко от Скромного. Я решительно возразила, и мы с Юлкой переставили домик подальше. А Лёне забыли сказать. Получилось, что домик мы поставили на отшибе, рядом с нами только домик Сани и Дениса. А Лёня посмотрел на наши выселки и подумал – надо же и кто этот дебил, что так далеко палатку поставил?
И вот, Лёня вечером, ну очень-очень поздним вечером, пошел спать, а палатки, там, где он ставил, нету… У человека паника, кругом синих палаток, как серых многоэтажек в новом микрорайоне… Начал заглядывать во все окрестные, пока не добрался до выселок… В общем всё закончилось благополучно…
Пока народ вил гнёзда, рыл норки, строил домики специалисты по TLCполомкам собрались вокруг 10-ти, разобрали что-то и потом долго-долго собирали.
Промежуточный процесс между разбиранием и собиранием очень увлекательно смотреть. Сидят вокруг дяденьки с очень умными лицами и очень грязными руками (ой, не грязными, ой в чём-то машинном) и умно, убежденно, долго рассуждают о тонкостях работы автомобилей…

04.08.2013
Новый рисунок1.jpg
Ранним утром разведчики вышли на стартовую точку тропы Чебдар-Балыкча, бодро стартовали и вскоре исчезли за скалой.
Новый рисунок (3)2.jpg
В пешую экскурсию отправились 6 мужественных людей, мы с Юлкой смотрели и утирали слезки, потому что знали какой дорогой им спускаться и вообще…
В лагере сонное царство до 12-00, потом можно заняться рыбалкой, ремонтом и ТО автомобилей, прогулками по горам. Мы решили посмотреть на реку Чебдар.
Мы – Денис, я, Юлка, Ира. Тропа резко уходит вверх, и выходит на склон потрясающего каньона, сверху открывается вид на ущелье Башкауса и место слияния Башкауса и Чебдара.
IMG_2354 P.jpg
В одном месте тропа уходит вниз к реке, на берег, поросший лесом. Здесь можно искупаться, если не боишься, что тебя смоет мощным течением. Я побоялась… Потом тропа опять поднимается на крутой склон и идет траверсом высоко над рекой. Места дикие, хотя и тропа натоптанная.
В одном месте сильно завоняло зверьем, прям как в зоопарке возле клетки. Что-то нам сразу показалось, что лагерь далеко, что как-то неуютно. На тропе обнаружилась кучка дерьма. Я говорю – это точно медведь, Юлка как-то неуверенно возражает – что-то кучка маленькая. – Значит медвежонок. А медвежонок, значит не один… И тут нам совсем дальше идти расхотелось, что-то сразу устали, сразу решили песни громко петь, весь репертуар детского хора имени Попова вспомнили.
Вернулись в лагерь, здесь обычная днёвочная жизнь, без медведей. Есть баня, есть тент, есть дождь, есть дискотека. Играли в увлекательную игру «Твистер». Это конечно не скульптура храма Каджурахо, но тоже ооочень увлекательно….

05.08.2013
Не торопясь собираемся переезжать на новое место – песчаная коса на южном берегу  Телецкого озера. Очень жалко расставаться с поляной, там так хорошо и тепло… По дороге на Балыкчу в рацию услышали разведку, они бодро пообещали, что они уже не далеко, скоро будут внизу, мы глумливо поржали – знаем-знаем, как это не далеко…
Доехали до Балыкчи, долго искали хлеб в магазине, не нашли. Зато сразу нашли администрацию, чтобы поставить печать в книжке. Я только заготовила речь, про путешествия и туризм, но меня сразу поняли – там, таких как мы, стаи за лето проходят.
Встречать остались 2 машины – Ира (Самара) на сотке и Денис (2-й пилот, пока 1-й бродит по тропам Алтая) на Ил-76.
Выдвинулись в сторону озера. Доехали до въезда на косу. Дороги две – одна за 100 руб. через ворота и базу, вторая – за бесплатно через лужу и грязищу. 51-й и Орлик поехали на разведку через лужу. 51-й подлебедился за дерево, Орлик – за 51-го. Остальные встали перед лужей и воротами – куда ехать направо или налево. Начались обед, разброд и шатание. Почему-то часть команды не хотела стоять на косе и предлагала, забрав пешеходов, уехать на «Царскую поляну».
Но на базе мы встретили нашего «клубня» Сашу Гаучуса, который нам пообещал экскурсию по озеру. Всё-таки решили остаться на косе.
В результате часть отряда проскакала через грязищу, часть за маленькую мзду через ворота и территорию базы. Нас попросили лужу не расфачивать, видимо она имела для жителей базы какое-то сакральное значение. Начали обустраивать лагерь.
IMG_2459 Panorama.jpg
Ранее, еще в Акташе позвонили в Новосибирск и заказали рессору для L-200 (Спасибо Вадику Сиваракше из Новосибирска и Валере Табакаеву из Томска). Рессора приехала на УАЗ-Патриоте Саши Макаренко. Практически вместе с рессорой приехали наши пешеходы.
Первые слова, которые услышали девочки (я и Юлка) от  нашего Crazy-начальника, были: «Ну вы и дууурыыыы! Вы зачем туда полезли?!».
Еще когда наши доблестные пилоты и штурмана отправились в пешую разведку, я сильно опасалась, что потом они скажут – дурочки, вы девочки, дорога там, полная херня, и проехать ну «на раз-два». А тут еще алтайская команда подковы коням своим надраивает, гвоздики шлифует. И когда услышала начало фразы, всё, думаю, щас побьют… Оказалось не побьют, ну по крайней мере, не сейчас….
Вскоре к берегу причалил кораблик, на котором желающие могли поехать на экскурсию по Телецкому с заездом к волшебному источнику вечной молодости на Чулышмане. В это время погода начала как-то портиться. Но все равно часть команды, получив на  тело спасжилеты, загрузилась на КСку и отплыла обозревать окрестности.
Поднялся ветер. Мы порадовались, что есть жилеты и фляжечки с бодрячком. Из-за ветра капитан не повез нас по озеру, опасаясь волны, а начали мы экскурсию с Чулышмана и источника. Пошел дождик. Как-то настроение стало уплывать за борт вместе с дождевой водой. На борту были дети, их пришлось отправить в каюту. В устье реки заглох мотор, что-то в моторе поковырялись, завелись. Сели на мель. Снялись, поехали дальше. Окрестности почти не видно из-за низких облаков и дождя. Доехали до источника.
В нескольких метрах от берега, из-под скалы выбивается несколько ручьев. Над берегом ощутимый запах сероводорода. Недалеко от источника стоят домики, построенные по типу аилов – традиционных жилищ алтайцев. Там живут люди, которые приезжают на источники, так как лечение водами и целебной глиной должно проходить несколько дней. В это время домики пустовали. Под проливным дождем зашли в домик. Долго разводили костер, он дымил и чадил.
Прокоптились как рыбка в коптильне. Я сбежала от этого дымного безобразия и не слышала, что рассказывал Саня про местные чудеса.
Дождь почти перестал, мы пошли набирать чудесную воду и чудесную глину. Вода, впоследствии, через сутки перестала пахнуть сероводородом и на вкус стала, как самая обыкновенная вода. Чудесную глину пользовали потом, когда приехали в город. О воздействии на организм сего природного чудо-препарата сказать ничего не могу – не стала испытывать.
Нагрузившись волшебными растворами, вернулись на кораблик и отправились в обратный путь. Дождик припустил с новой силой.
Согревающие напитки закончились. Приехали к своему берегу мокрые и холодные. Хорошо, что есть тент, есть дрова, а значит есть костер.
На берегу обычная жизнь – кухня, беседы, ремонт L-200.
Отогревшись, отъевшись, отпившись после экскурсии, понимаем, что жизнь налаживается.
Дождик в очередной раз прекратился, народ потянулся к прекрасному – к огромному костру на берегу.
Здесь нам Саня рассказал невероятное количество волшебных историй про Телецкое озеро. Насколько они волшебные – судить вам. (Если у кого-нибудь есть фото-видео подтверждение чудес, с удовольствием посмотрим)
История первая, историческая. Много тысяч лет назад озера не было, на берегу реки стоял большой город и жили там жители. А уровень Чулышмана был другой, и вдруг случилось землетрясение и естественная дамба разрушилась (была она чуть выше нынешнего устья) и случился потоп и затопило всю долину и смыло город. Коса на южном берегу Телецкого есть защитная стена этого города. Если посмотреть на фото из космоса, то видно, что она совершенно прямая и ровная. (да-да, посмотрите гуглу, это действительно так.) В общем, мне очень интересно, если кто-то найдет литературу по этому факту, прошу поделиться. Есть легенда как бы намекающая на подобное (http://www.altaj.ru/teleckoe_ozero?page=0%2C0): Ученые ссылаются на телеутов, издревле живших в этих местах. Легенда же рассказывает о том, что давным-давно на месте озера была плодородная равнина, переливающаяся многоцветьем трав, наполненная несметными стадами. И жило на равнине племя, которым правил хан Теле. Был он отважным воином и обладал волшебным золотым мечом, с которым не знал поражений. И была у него красавица-жена Чульча. Приглянулась Чульча правителю соседнего племени, и задумал он убить Теле. Хитростью и обманом заманил он его к себе в гости. С радостью доверчивый герой принял приглашение и поехал к соседу налегке, без оружия, оставив любимую Чульчу дома. Когда пал Теле от руки коварного соседа, сорвался со стены его меч волшебный. Острием своим прошел он сквозь землю, и разверзлась земля глубокой расщелиной. Поняла красавица Чульча, что случилось несчастье, и никогда больше не увидит она в живых любимого мужа. Горько плакала женщина много дней. Слезы ее лились потоком, заполняя пропасть в земле. Так и появилось озеро, которое в честь хана Теле стали звать Телецким.
(Пока сочиняла сочинение пришел мне ответ из одного компетентного источника: Всё вранье про города. Хотя по берегам проживали - бывали там люди - вот что точно. Ходили археологи с разведкой в 1982 - типа тюркские изваяния искали и находили в Беле и тп.)
История вторая, геологическая. Так как Телецкое расположилось на тектоническом разломе, то бывает, что в самой глубокой глубине происходит нечто, от чего вода там нагревается до невероятных градусов. И те таймени, которые не успели удрапать от катастрофы всплывают в свежесваренном виде – налетай и ешь! (здесь рассказ про озеро: http://www.msvis.ru/catalog/altay/teleckoe)
История третья, рыбацкая. Самые большие таймени водятся в Телецком. Никто не знает какого размера они достигают, плавая в холодных глубинах озера. Но в музее озера (забыла в каком поселке он находится, кажется в Артыбаше) есть данные и фото, что ловили тайменя около 450 кг. А Саня ловил 110 кг. Он обещал дать ссылку на видео, пока не сдержал обещаний. А еще рассказывал, как мужики на катамаране поехали рыбу ловить. И зацепили кого-то и этот кто-то чуть не утащил судно под воду… (Еще ответ из того же источника, что и про город: Про больших тайменей - верю! Я видел озеро КАНАС в КИТАЕ. Вот это красота, типа Телецкого как раз… Кстати о таймене и озере Канас: http://www.chinatrips.ru/altay/attraction/kanas-lake.html или http://russian.cri.cn/1143/2009/07/24/1s300496.htm )
Может быть были еще истории, но я уже не помню и эти-то рассказываю коротенько. И вообще я спать ушла, сколько можно хороводы вокруг костра водить!!!
Часа в два ночи в темень, хоть глаз коли, Саня с другом на своей резиновой лодочке с мотором отправились спать к себе на базу, находящуюся не так далеко в устье Чулышмана, но на другом берегу. Обещал с утра привезти тайменя и меда.
Лодочка чухая мотором ушла в ночь, потом заглохла, потом опять почухала, потом вдалеке опять затихла. Утром обещанных даров Алтая мы так и не дождались, потом узнали почему. В темноте конечно же ребята сначала налетели на мель, а потом на топляке сломали-таки шпонку на моторе. И долго добирались до базы, и понятно, что ехать утром до медовых рек, тайменных берегов им было просто не на чем.

06.08.2013.
Встали и стартовали поздно, дав отдохнуть нашим разведчикам-пешеходам. Ехали и любовались долиной Чулышмана. Еще раз повторюсь и может еще буду повторяться – это очень красивая долина и надо обязательно ездить и смотреть на нее.
Но дорога трудная, доехав до острова, где недавно ночевали, решили что в ночь подниматься на Кату-Ярык смысла нет. Поднимемся-то мы посветлу, а потом там наверху искать место для ночевки? Да на фиг! Бодро проскакали по броду, удивив двух мужиков на новеньком Hiluxе отдыхающих на берегу. Раскидали быстренько лагерь и впятером (я, Юлка, Саня-Гриня, Саня-Студент и Денис) решили сгонять на водопад, который находится на другом берегу Чулышмана. Надо вернуться на дорогу, чтобы попасть на мост. Чтобы вернуться на дорогу, надо перейти брод, который мы проезжали на авто. Боюсь я броды переходить, но куда деваться… Дорожка к водопаду натоптанная, через старый деревянный мост, полем, мимо хутора, немного вверх, мимо еще одного хутора… Подошли к самому водопаду.
Решили искупаться. Погода хорошая, солнышко! Полезли по одному.
Я тоже полезла. Страшно (вдруг сверху камень прилетит), вода вроде бы холодная, но удивительное дело – я стояла под водопадом и не хотела выходить, стояла бы и стояла. И стою, и боюсь, что камень прилетит (это всё Студент виноват, взял да сказал такое, я и забоялась) и выходить не хочу.
Собрались обратно, набежали облачка, с юга по долине начала ползти огромная черная туча, молнии-громы. Надо увеличивать скорость, бежать до  лагеря. Шли обратно довольно шустро. Когда добрались до брода, гроза почти нас нагнала. Ветрище! Мужики с Hiluxа нас к себе зовут, переждать дождь, а мы отказываемся, надо домой, уж лучше вы к нам приходите в гости… Чуть-чуть не успели забежать под прикрытие – намочило нас… Такой ливень сильный был, ух как мочило долину!!! Зато было весело. Потом конечно же всё развешали сушить, греться, кушать-пить.
Вечером к нам пришел представитель соседнего лагеря. Представился Женей. г. Новокузнецк. Друга зовут Сергей, Краснодар, Hilux с волгоградскими номерами. Ехали с командой в Монголию, но по некоторым причинам их экипаж в Монголию не попал, и теперь они не знали куда бы поехать на Алтае. Спрашивали у нас совета. Собирались доехать до Телецкого, а потом еще куда-нибудь. И тут мы радостно – на фига вам юг Телецкого? Поехали с нами! Мы сейчас едем на Актру, машина у вас нормальная – проедет. На Телецкое еще успеете, если сильно захотите, вернетесь, а с нами вам приключения обеспечены! Зажгли наши трофисты своим горящим глазом мужиков, и решили те поехать с нами.

07.08.2013.
Утром на базе под перевалом закупили теплого хлеба (вкусный).
За час команда поднялась по Кату-Ярыку, к обеду мы были в Акташе, часа полтора пограбили город и совершили нападения на кафешки и заправки и отправились в сторону Актру.
Ну вот, сколько раз была на Алтае, ни разу не была в таком популярном месте как Актру, наконец-то посмотрю, что это за место такое волшебное.Где-то в степи ремонтировали Орлика, уже и забыла, что в этот раз у него отпало.
Доехали до моста через реку Актуру. Мост в полуразвалившемся состоянии, только для пешеходов. Судя по всему это его нормальное состояние, и за этим следят работники местной базы, на которой туристы оставляют свои пузотерские машины и едут за денюжку на Шишиге или УАЗке.
Команда дружно и радостно проскакала брод, благо речка хоть и довольно большая, но в этом месте разливается по долинке на несколько рукавов.
Следующие километры были довольно напряженными. Да что вам рассказывать, многие знают эту дорогу в камнях, ухабах, промоинах, глубоких колеях.
В очередной раз сломался Орлик. Несколько экипажей проехали чуть вперед. Мы с Юлкой что-то кушать захотели и нашли шоколадку, кусты жимолости и бутылку шампанского, поэтому обед, а также где-то происходящий ремонт Орлика прошел быстро, весело и незаметно. Проехав лесной ухабистый участок, мы вывалились в широкую, плоскую, каменистую долину.
Актуру разливается множеством протоков, несколько бродов. Кое-где шаг вправо, шаг влево и ты на глубине. Вот Орлик например нырнул, пришлось цеплять стропу.
А в остальном доехали отлично. Даже новенький Hilux не поцарапали (наверное). Администрация базы предложила нам встать на поляне под кедрами, но там было грязно, часть команды встала рядом со стоянкой, парочка машин метрах в 50 от основной команды в кустах карлушки, чтобы не тесниться.
Вечером мы слушали много разных историй от наших новых знакомых, но одна особо запомнилась, потому что вызвала у нас такой приступ смеха, что мы упали, плакали и бились в конвульсиях. А всего-то Сергей пытался рассказать, как его друзья позвали охотиться на нерпу старинным способом при помощи багра. В общем-то история как история, но наверное на Актру карлушка какая-то неправильная растет, видимо мы от нее эфирных масел надышались… И простят нас те, кому мы спать мешали в этот вечер. Бедные, они даже надеялись, что кто-нибудь из нас лопнет, и мы успокоимся. Не дождались.

08.08.2013.
Утром собрав команду в 7 человек Юлка повела нас на экскурсию на Голубое озеро. Топать недалеко, километров 7. Сначала по лесу, потом по курумнику. Через километра 2 или 3 двое решили вернуться. Опять нас пятеро. Дорожка медленно поднимается вверх, внизу змейками вьется Актуру, погода не балует, серое небо, облака висят на вершинах, частично закрывая великолепие гор.
Навстречу попался парень, который шел в альплагерь за глазными каплями для команды. Команда сидела где-то на перевале с обожженными солнцем и снегом глазами. На всякий случай спросил капли у нас. Доползли до скал под названием Бараньи лбы. Здесь тропа круто поднимается вверх. Местами пришлось включать полный привод, помогать руками.
IMG_2777 P.jpg
И вот ледник. Я первый раз увидела, ступила на ледник. Монгун-Тайга похожа на гигантский сугроб, льда, как такового я не увидела, фирн, плотный или рыхлый. Наверное где-то есть трещины и лёд, наверное там и ходят восходители альпинисты. Ледник Актру серый, потому что сверху слоем лежат мелкие камни, как бы горная каменистая пыль. Больших промоин и дыр нет, все либо снегом затянуто, либо маленького размера, перешагнуть можно. До озера можно идти по леднику, а можно по куруму, но там опаснее, курум очень сыпучий, мелкий, траверсом по склону.
Во время повернули, озеро не прошли мимо. На озере стоит домик – приют неодинокого странника, туалет и баня. В домике обитали ребята – горники-туристы из Екатеринбурга.  Сначала думали – дойдем и обязательно искупаемся, а когда дошли, то купаться расхотелось. Холодно и серое низкое небо норовит высыпаться на нас то ли дождем то ли снегом. Хотелось быстро провести фотосессию и драпать обратно. И подрапали. На обратном пути опять встретили парня, но уже с глазными каплям для своих неразумных товарищей.
Успели вернуться в лагерь вовремя, потому что после обеда мы собрались в обратный путь, вниз, в асфальт, в люди. Очень бодро проскакали обратный путь по камням (честно скажу, что его я вообще не помню, я всю эту ужасную дорогу проспала на заднем сиденье). После брода вдруг решили снять кино про немцев. Проехала немецкая машина Унимог, которую «подорвал» бутылкой с зажигательной смесью простой русский партизан Леша. (этот эпизод вы все видели в начале ролика от Вадика) Настроение улучшилось, бодренько поехали искать место для ночлега.
Нашли дивную полянку на опушке хвойного леса, на берегу речки. Приехал абориген на УАЗе стребовал с группы несколько денег за постой в его семейных угодьях. Мы начали обустраиваться, косить грибы в лесу. Здесь объектом нашего веселья  впоследствии оказался Андрей из Самары. Расставили палатки. Вдруг Андрей вспомнил, что мы предыдущей ночью сильно шумели и спать не давали. Решил, что с нами он спать не будет и начал кружить по лагерю в поисках тихого уголка. Я вот понимаю, что если хочешь спать, то надо вообще подальше от народа ставить палатку, но Андрей нашел в себе мужество и поставил палатку возле 51-го и 78-го экипажей, со словами – вы самые тихие. Это было его фатальной ошибкой. Этой ночью Самара не спала. Потому что именно этой ночью возле этих экипажей был эпицентр веселья и дискотеки.
Я тоже хотела спать, поэтому, на приглашение присоединиться, ответила одной короткой, но ёмкой фразой, вроде того, что простите месье, но я не танцую, идите и танцуйте без меня… J Утром самарский экипаж был самый невыспавшися, но особого сочувствия не дождался, все только поздравляли Андрея с удачным выбором места ночлега.

09.08.2013 и до финиша.
Я уже так много сочинила и рассказала, устали пальчики писать, а мозг сочинять. Поэтому расскажу только о том, как мы встретили очередного сказочника, третьего по счету. Доехали мы до Чике-Тамана, Самара с прицепом и еще пара машин поехали по новой дороге, основная часть команды – по старому тракту.
Доехали до смотровой площадки – стоит местный УАЗ-буханка, бродят восторженные адепты отдыха на Алтае, а гид вдохновенно вещает, что пути дальше нет, ибо сошли каменные обвалы на дорогу и только узкая пешая тропка может и где-то есть. Адепты восторженно слушают распахнув глаза и рты, и переживают за страшные последствия землетрясения… Мы сначала притормозили и озадачились – как так, когда произошла катастрофа, ведь мы знаем, что «15 лет в пути» поднимались здесь. Оказывается, обвал произошел во время землетрясения. Ёлы-палы, а мы тут чуть ли не каждый год ездим и ничего не заметили. В общем, проехали мы по старому перевалу мимо невидимых обвалов и приехали домой.
Чуть не забыла.
Мы еще заехали в Сростки к памятнику В. Шукшину и в музей космонавтики в д. Полковниково, так что у нас на обратном пути была богатая «кулюторная программа».
IMG_2943 P.jpg

Пы.Сы. На Катуни за Маймой ВООООООТ такие комары. И МНОГО. Бедный Денис, он был для них самый сладкий…

Пы.Пы.Сы. А про прогулку от Чебдара до Балыкчи пусть кто хочет, тот и рассказывает.