(написано в соавторстве меня, Сани и Лёни)
Часть 2. Восходительноспускательная.
28.07.2013
И вот день штурма настал. Стартовали не торопясь в 9-30. Группа восхождения: 4 автомобиля, 21 человек штурмовиков и группа поддержки, которая поднялась с нами до штурмового лагеря. Подъем проходит по куруму. Ступенями медленно-медленно вверх.
[spoiler]
Затяжные подъемы, крены. К привычному уже урчанию Унимога добавился железный звон подпрыгивающего на камнях горного тормоза. Машина напоминала мне лениво урчащую кошку, лениво шагающую по камням и с консервной банкой на хвосте… Большую кошку, с большой банкой… Набрели на небольшой ледничок, который можно было объехать по косогору, а можно попробовать по снегу.
Котлета рванула по снегу, но не получилось. Проще оказалось обойти по камешкам. Орлика почти постоянно подталкивали сзади.
На кренах много отвешивали Гринлайна.
После ледника начался подъем покруче по куруму, состоящему из довольно мелких острых камней. Люди начали уставать. Чаще хотелось сесть отдохнуть. Дыхание сбивалось.
Размотали лебедки, котлета, ползущая впереди якорилась за камни, остальные друг за друга, если требовалась помощь. В некоторых местах за котлетой и Гринлайном шли штурманы с противооткатниками, чтобы в случае сразу подставлять под колеса.
Орлик на веревочке, чтобы не улетел. Непонятно, куда здесь собирался вбивать анкерные крепления Андрей. А он собирался, потому что анкера ехали в Унимоге.
Может быть он собирался их использовать где-то выше? Наверное там, на последних метрах после следующего ледника.
Поднялись на площадку перед ледником. Солнышко, белый снег, ручьи! Боже мой, какая красота!!!
Если смотреть снизу на ледник, он кажется маленьким, низеньким, простеньким, детская горка какая-то. Где-то на склоне лежит большой каменюка. Снизу смотришь на него – лежит посередине ледника, недалеко. А когда поднялись до камня, а фиг-вам! камень лежит вначале подъема, и за ним ледовое поле уходит куда-то в небо.
Отдыхаем, готовимся к подъему по снегу.
У подножья грунт зыбучий, подвижный, очень мне напомнил топкие плывучие грунты берегов рек плато Путорана. Подготовка сложная: спустить колеса, надеть цепи, приготовить тросы-веревки, облегчить котлету (то есть, то что ехало в ней, поедет на спине штурмана), обмотать скотчем ботинки и ноги штурманов, чтобы уберечь нежные ноги от холодной воды (ню-ню), выпить горячего чаю, достать лопаты и еще кучу мелких действий, без которых подъем невозможен.
Ледник небольшой, протяженностью 450 м., с уклоном внизу- 17 гр., в верхней части до 25-27 гр. Начинается на высоте около 3200 м. В нижней части рыхлый, напитан талой водой, из-под снежника вытекает множество ручьев.
Применили технику подъема – постройка зимника по типу «Северный». Впереди ползет Котлета притаптывая снег. Следом несколько человек с лопатой перекладывали снег из межколейного пространства в колею. Котлетку максимально облегчили, груз выложили на снег, несколько штурманов толкали сзади. Авто идет медленно, проваливается в рыхлый снег или проворачиваются колеса.
Медленно прото ползет вверх, но ползет и ползет, на спущенных колесах и цепях. Штурманы помогают сзади, а еще на себе перетаскивают наверх разный груз и веревки-тросы. Донесли до камня в леднике. Потом потихонечку понесли дальше. Штурманы навешивают веревки для поэтапного подъема на лебедке.
Если не изменяет память Лёне (а он мне помогал в воспоминаниях о подъеме, и поэтому я его тоже беру в соавторы, и по максимуму оставляю лексику) Влад и Андрей (Курган) затащили на верх толстый канат и закрепили его за камни на полке. Лёня и Андрей (Самара) взяли удлинители кевларовые и альпинистский фал (иликактамегоиначе, альпканат).
Размотали лебедку на котлетке, за нее зацепили кевларовые удлинители и соединили альпканатом с концом закрепленным наверху. Этот фал был самым длинным, но он же был и самым слабым звеном, т.к. имел самые слабые характеристики на разрыв а еще он растягивался в длину. Для того чтобы связка веревок в самый ответственный момент была надежной решили в первую очередь выбрать и исключить из связки альпканат. Зацепили за котлетку сзади удлинители для унимога и остальных. Это ля того чтобы на руках не тащить толстенные веревки на гору а затаскивать их продвигающейся вверх по склону котлеткой. Поехали. Котлетка наматывает свою лебедку продвигаясь вперед с хвостиком. Трос на лебедке заканчивается - стоп машина, котлетка выдает свой конец, Лёня с Андреем выбирали из середины альпканат, фиксируем, котлетка снова начинает движение на лебедке. Так в несколько приемов выбрали один удлинитель, второй, третий и оказались у конца снежника перед выходом на полку.
Все работало четко, только машина из-за косогора сильно кренилась на правый борт. По этому Макарена все время стремился стабилизировать положение машины поворачивая ее влево против склона, а мы уговаривали его постоянно забирать правее. Т.к. чем раньше внизу склона его машина переместилась бы правее по ходу движения тем проще ему было бы выходить в конце склона на полку по прямолинейной траектории навстречу склону. Как-то так котлетка на сдутых практически в ноль колесиках с цепями при помощи лебедки, вскарабкалась наверх и затащила веревки с помощью которых поднимались остальные машины. Да кстати, с котлеткой шли люди с противооткатами, которые страховали ее когда машина останавливалась. Был момент когда машина стоящая на тормозах пошла вниз по склону на противооткатах, проскоблила юзом некоторое расстояние и остановилась. Было страшновато. Но об этом расскажут те кто был рядом с машиной внизу…
Отряд поднимается вверх. Ноги у штурманов в снегу постепенно мокнут… Подъем продолжается.
Верхние 150 м., где наиболее сильный уклон, только при помощи лебедки (за большие валуны), живой силы штурманов, использовалась страховка. Следом поднимается Унимог. для подъема использовались лебедки, «удлинители», т.к. одной длины лебедки было недостаточно. Выработана тактика одновременного подъема 3-х машин. Первым подтягивается на лебедке Униможка. Пока идет выборка и сматывание троса, на лебедке вторым поднимается Гринлайн, к моменту сматывания лебедки второй машины, готовы к очередному этапу подъема первая и третья (Орлик) машины, они начинают подтягиваться одновременно. Таким образом в движении весь «состав». При подъеме штурманы подбрасывали снег под колеса.
Вокруг открывается красота - горы, озера, дальние просторы, сбоку свысока на нас смотрит Монгун-Тайга. Вдруг поднялся сильный ветер, накатила черная туча с мокрым снегом и ледяной крупкой, видимость упала до нескольких метров. Сразу стало холодно, неуютно, мокро, но надо продолжать подъем.
Тяжелые работы по подъему машин и переноске вещей осложнен высотой, постоянная одышка, быстро наступает усталость. Приходится часто отдыхать.
Выход на седло с ледника крутой с уклонами и огромными валунами. Есть неширокий проход, более пологий и без крупных камней. При этом местами снег довольно глубокий. Наш Ил-76 взяв чуть в сторону с посадочной полосы, увяз по бампер. Применяли сандтраки, долго откапывали лопатами, использовалась лебедка.
Итого: подъем по леднику (450м,) занял 6 часов.
Штурмовой лагерь (3300 м.) запланирован на седле между вершинами Монгун-Тайга (3970 м.) и Монгун-Тайга малая (3522 м.) Долго искали место для лагеря на седловине. Небольшое ровное плато усыпано крупными камнями, грунт твердый, каменистый, как палатки ставить?
Место для палатки надо выравнивать лопатами. Но камень как не ровняй, лопатой много не наровняешь. Постоянно дует холодный ветер, укрыться только можно спрятавшись за большие валуны, но они не во весь рост, не ползком же под них прятаться! На седловине надо искать воду в мелких лужицах под камнями, или топить снег. Ирина – молодец, нашла в нескольких десятках метрах от лагеря некое подобие ручья. Набирать кружкой, нести в кастрюле. На само деле неизвестно, что быстрее – начерпать кружечкой из дальней лужи или нагрести в сугробе за ближайшем камнем чистого, слежавшегося снега.
Начинаем на практике проверять наши теории по приготовлению пищи. Для этого использовали паяльные лампы, были сконструированы специальные подставки под кастрюлю. Взято 3 скороварки на 6 литров. Паяльные лампы не хотели работать. В итоге у нас оказалось 2 паяльные лампы. Что бы довести воду до кипения уходит много времени (до 30 и более мин.). В скороварке горячая вода под давлением, надо быть осторожным при открывании. Провели опыт по варке макаронных изделий различной конфигурации. Варили мелкую вермишель и рожки. Из мелкой получился очень качественный клейстер, я, к сожалению, его не попробовала, но те, кто это пытался съесть, могут поделиться впечатлениями о незабываемом вкусе. Надеюсь, эти люди меня простят, но мне очень хотелось провести эксперимент и посмотреть, как это готовится, а кроме как на месте это не сделать. С рожками тоже прошло не всё удачно, потому что, сколько не вари, рожки оставались полусырыми. В итоге, на следующий день выяснилось, что наиболее удачным был вариант с консервированными супами и вторыми блюдами (борщ, рассольник, жаркое и др.). Кипятишь воду, бросаешь консервы, ждешь когда закипит и кушать подано, хлебайте быстро-быстро пока не остыло, так как пока несешь ложку с супом до рта, содержимое ложки уже холодное. К сожалению мы не проверили как варится гречка, слишком быстро прошло восхождение. Еще я думала, про трудности приготовления, если бы мы штурмовали заявленных 7 дней.
Температура стремительно понижалась, и опустилась ниже плинтуса, то есть нуля, плюс ураганный ветер, плюс недостаток кислорода. В общем вечер не задался. Быстро разбежались по палаткам. Подъем объявили ранний до восхода, чтобы воспользоваться полным световым днем и смёрзшимся снегом.
29.07.2013
Начну рассказ о восхождении с подвига! Юлка с вечера согласилась на ранний подъем, что бы всех чаем напоить! И в 4-00 в одной из палаток прозвенел будильник, и Юлка встала, и кого-то еще подняла и эти мужественные люди боролись с морозом в -10, пытаясь сварить воды.
В 5-00 надо было разбудить остальных. Старт в 6-00. С первыми лучами солнца начали решающий этап восхождения.
Колеса спущены почти до 0,5, цепи. Путь на вершину по леднику представляет собой пологий затяжной подъем, небольшой спуск в седловину и еще один подъем более крутой. Первым вышел на фирн Унимог, «протаптывать» дорогу. Следом на стропе для страховки Котлета, далее на длинной веревке для страховки идет Орлик. Рядом Гринлайн.
Фирн плотный, выдерживает вес человека. Недалеко расставлены «вешки» - красные жерди, видимо, для пеших туристов. За полтора часа прошли 1 км. Затем поменяли тактику подъема, как шли по первому леднику. Первым ушел наверх с длинной (около 300 м) веревкой ПРОТО (здесь я не уверена в точности свих воспоминаний). Затем в связке три машины.
До второго крутого подъема шли самостоятельно. Штурманы шли рядом.
Выше фирн на леднике более рыхлый местами ноги проваливаются в снег по колена, что затрудняет подъем. Последние 200-300 м. более крутые.
Машины начинают «зарываться» в фирн.
Когда расходятся облака открываются великолепные виды на ущелье реки Толайты, долину реки Мугур-Аксы, далекую Монголию.
Облака летят быстро-быстро, низко-низко. Когда набегают на вершину видимость теряется, поднимается пурга, становится еще холоднее. Когда облака улетают, ветер остается, несет поземку по снежным полям – февральские метели.
Идти совсем тяжело. Меня хватает на 5 шагов, потом я задыхаюсь, ручки-ножки слабеют, надо останавливаться и приходить в себя, отдышаться. Говорят, я даже падала в обморок, ну я не помню такого, наверное врут всё недоброжелатели. Часть пути я малодушно провела в нашем зеленом самолете ИЛ-76.
200 м. до вершины, высота 3900 м. Для подъема иногда использовали лебедки. Тактика подъема такая же как в предыдущий день, в три машины. Заезд на вершину пологий. Все машины поднялись самостоятельно.
12-00 подъем завершен. Группа Off road master на вершине Монгун-Тайги!
Облака открыли панораму оз. Хиндиктиг-Коля. Все что за озером не видно, облака закрывают дальние просторы. Отдыхаем, любуемся видами, периодически открывающимися из-под облаков на окружающие просторы, проводим фото- и видеосессию.
Мозг соображает туго, как поставить машины для фотографии, людей как разместить. В итоге (и в общем как всегда) получилось не совсем то, что хотелось…
На вершине слышно в рацию базовый лагерь и вторую команду клуба, идущую по маршруту Сибирского марафона «15 лет в пути». Пустили по кругу традиционный напиток всех трофи, в этот раз это бутылка виски, которая прошла Енисей и Путораны в прошлом году. Оставляем на вершине лом, один противооткатник и бухту металлического троса с крюком.
Пора бы и спуск начинать. Собрали тросы и веревки на спуске они не понадобятся, закидали в Унимог. Начали спуск по своим же следам в штурмовой лагерь. Спуск не подъем – идем быстрее и легче.
Котлета вообще уже ускакала куда-то за горизонт. В конце первой части спуска у Унимога разбортовалось левое переднее колесо. Достали hi-lift, подняли машину, работа идет.
По рации Леша Тефтелькин (это новая фамилия у Макаренко) сообщает, что по леднику к нам навстречу идет какой-то мужик. Без рюкзака, в трениках и камуфляже. Мы озадачились, неужто к нам пожаловали работники заповедника и будут нас пытать… Из-за горизонта появилась котлета с кем-то на крыше.
Оказывается Витя Галузин по традиции вышел навстречу группе и принес тоже по традиции сало и водку! Он утром вышел из базового лагеря, поднялся по нашим следам, пока его не встретил таксист-бомбила на котлете.
На последнем спуске большой штурманской бандой залезли в кузов Унимога, шутили, что это новосибирская маршрутка в час пик и начали требовали сдачу, с переданных денег за проезд.
Вышли на камни, сняли цепи, надули колеса. Начался снегопад. Начинаем сворачивать штурмовой лагерь. Сейчас команда делится на две части. Одна часть возвращается в базовый лагерь для того, чтобы лагерь и перегнать оставшиеся внизу машины в финишный лагерь на берег оз. Эски-Толайты. Штурмовые машины идут вдоль ущелья Толайты, вниз по притоку р. Шара-Хорагай и выходом на дорогу Хайчин-Дзам. Надо бы пообедать, заводим тягомотину с паяльными лампами. На удивление получается быстро, на 6-литровую скороварку 2 банки (жестяные) борща и банка тефтели. Получается жирное, сытное блюдо, вполне съедобное, главное чтобы не остыло. Лагерь собран, обед съеден, часть народа ушла налево, и нам пора – направо. На каменный триал.
Нас ждали каменистые морены, где среди больших камней, обширные снежники, глубокие и рыхлые. На этих каменных полях ничего не растет, в облачной кисее теряются очертания, уныло, промозгло и бесцветно.
Штурманы уходят на несколько десятков метров и теряют всякий ориентир, куда идти, куда вести машины? Штурманы нашли тригопункт… Ну есть тригопункт, только кроме штурмана его никто не видит. Главное не заблудиться в этом молоке, не вывести машины к обрыву.
Проводить какую-либо съемку затруднительно. Я залезла в кузов Унимога к тросам и мешкам, и часть облачно-снегового участка провела в каком-то полубессознательном состоянии.
Унимог сел в сугроб. Размотали лебедку, подцепили к Гринлайну. Не получилось, снег глубокий и сырой, авто сидит плотно. Пришлось использовать огромный валун в качестве якоря.
Очередной снежник Унимог и Тефтелька обошли по каменным завалам. Гринлайн и Орлик решили, что они снегоходы, попробовали пройти по снегу и глубоко увязли в нем. Опять лебедка, якорились за Унимога, в это время густой, мокрый снег усилился. Сыро и холодно…
И вдруг снег перестал, облака открыли синее небо, близкие горы, еще более близкие камни и наших штурманов. Сразу появилось желание и возможность заниматься фото, хотя в теле была какая-то тяжелая усталость.
Обошли Монгун-Тайгу Малую и вышли на пологий отрог, состоящий из валунных ледниковых отложений и каменных развалов.
Скорость автомобилей 1-2 км в час. За 5 часов пройдено около 6 км по «каменным мешкам». Машины медленно едут по камням только по указанию штурмана.
Вышли на седловину с другой стороны горы. Перед нами открылись далекие горки Сайыр-Догдоры и близкая долина Шара-Хорагая. Увидели базовый лагерь, видно, что лагерь сворачивается.
Поговорили по рации. Погрозили им, что мы всё видим, и что бы они не шалили и вели себя хорошо. Поворачиваем от крутого и глубокого обрыва, продолжаем путь по каменистым завалам. В низинных участках каменного плато появились заболоченные участки. Сверху каменной долинки лежит снежник, который подтаивает и вода собирается в своеобразной чаше, с камнями.
Впереди, кажется, что совсем-совсем близко, появились каменные останцы. Мы радостно предвкушали, что сейчас доедем до них, устроимся под сенью скал от ветра, будем ходить на экскурсии в каменные замки… Но замки как-то не желали нас близко подпускать. Долго не могли найти проезд в каменных склонах, спуск по склону оказался крут и обрывист. При преодолении очередного каменного завала у ЛУАЗа от поперечного лонжерона оторвало крепление рулевой сошки.
Остановились на ремонт. Достали сварку. Пока шел ремонт, заодно и поклевали всяких закусок. Солнце спряталось за гору. Для ночевки выбрали условно ровное место среди камней. Трудно найти место для палаток, растаскивали камни, разравнивали площадку лопатами. Хорошо, что здесь есть вода, под камнями небольшие ручьи с углублениями.
30.07.2013.
Так как прошлый день был тяжелым, с ранним подъемом и тяжелым спуском, то старт назначили на 12-00. В каменном триале не выдерживают нагрузки агрегаты. Недалеко отъехали от места ночевки, как у Орлика оторвало 2-е крепление рулевой сошки. Опять использовалась сварка. Никак не пускают нас местные духи к каменным стражам.
Скорость по-прежнему не выше 2 км в час. Штурманы выбирают дорогу среди крупных валунов, отмечая ее небольшими каменными пирамидками, постоянно подбрасывают камни под колеса, выкладывая дорогу для автомобилей.
Наконец-то вышли на красивый скальник. Причудливые образования созданные природой, напоминают полуразрушенные замки, животных и людей – стражей этой холодной неприютной местности.
С севера еще видно снежную шапку Монгун-Тайги, с юга открываются великолепные виды на постепенно переходящие в степи сопки и озера на территории Монголии.
Здесь мы остановились на полдник с чаем.
В горах наступила настоящая весна, хотя ночью 0, днем +8 с сильным холодным ветром. Цветут маки, весенние цветы примулы и огоньки, незабудки и много других цветов, которые растут только в высокогорных тундрах.
Голые каменные пространства перешли в участки высокогорной тундры. Невысокая трава скрывает небольшие ручьи и камни. Скорость увеличилась до 4-5 км в час.
Вышли на пересыхающий летом приток реки Шара-Хорагай. Вначале крутой спуск по ущелью с уклоном от 20 до 40 гр. Сброс высоты до 500 м. Долго искали и спорили где и как начинать сбрасываться вниз. Местами спуск проходил напрямую, местами траверсом от края к краю. Отвешивали Унимог и Гринлайн. Внизу спуск более пологий, сухая почва, степного характера. Здесь уже радостно бежали вниз, только раз притормозили, немножко поправить перья Орлику.
А в это время часть команды вернулась после восхождения в базовый лагерь, вечером спасали от урагана тенты и палатки, утром снимали лагерь, закапывали или складывали в мешки следы пребывания людей, ехали по болотам обратно, сломали рессору на L-200, заварили сваркой и опять сломали, искали рессору в Мугур-Аксы, нашли, но не подошла, замотали рессору кевларом, при помощи бензопилы выпилили из пенька лиственницы незатейливую форму вместо пружины (Витя Галузин, просто мастер резчик по дереву) всё это примотали скотчем и поехали дальше и доехали до финишного озера чуть раньше нас.
Около 19-00 вышли на дорогу Хайчин-Дзам. Дорога идет от пос. Мугур-Аксы до пос. Кызыл-Хая вдоль монгольской границы. Грунтовая, пыльная, мелкий брод через р. Шара-Хорагай. Маленько заблудились, потому что обходя заболоченные разливы реки и мелкие озерца, дорога круто уходит влево, мы же хотели поехать направо и уперлись в камыши. Решили не искать короткую дорогу, а поехать по длинной, вернулись на грунтовку. По ней доехали до места финишного лагеря на озере Эски-Толайты. На пути к базе заехали к пастухам стоянки у озера Толайты-Аксыни-Холдери.
Торговали барана. Сначала они запросили 8 тыс. рублей, потом сторговались за 5 тыс. рублей. Договорились забрать завтра.
Нас радостно встретила группа поддержки, которая приехала чуть раньше нас, хотя планировали приехать гораздо раньше нас и обустроить финишный лагерь. Радостно поподкидывали в небо пилотов-восходителей.
Вечером, говорят, была дискотека с использованием традиционной светомузыки из фонариков «Яркий луч».
На сегодня хватит. Если будет интересно, расскажу, что было дальше...