Mongun 1

Одно автовосхождение, две пеших экскурсии и три добрых сказочника.
(написано в соавторстве меня, Сани и Лёни)
Часть 1. Предвосходительная.
Сначала думала, не буду писать сочинение «Как я провел лето». Но графоманский зуд не дает покоя. К сожалению, что-то прошло мимо моего внимания, не замеченное и не отмеченное, что-то забылось. Но это не значит, что таких событий не было! И если что-то важное упущено, желающие могут добавить или поправить….

22.07.2013
Летнее утро дарило стартующим и провожающим свою солнечную радость. Настроение отличное, машины построены, участники наряжены и роют ногами землю – ну сколько можно на площади топтаться, поехали уже! Речи сказаны, напутствия выданы, старт! Из Новосибирска выехали 11,5 машин, в том числе штурмовые: Унимог, он же «десятый», он же «бронемог», он же «крезиаврора» (забытое, но не стертое из памяти имя); Prado, он же «семьдесят восьмой», он же «ИЛ-76», он же «Гринлайн»; ЛУАЗ  - «11-й» с гордым именем «Орлик» (называли мы его вначале по привычке Луиза, но быстро исправились); и Прото, то есть «Котлета» или «Тефтелька» на прицепе. Остальные машины везли лютых штурмовиков, которые прикидывались пилотами и штурманами экипажей из разных городов.IMG_9549.JPG
[spoiler]
Первый день стандартен, едем по асфальту, хомячим запасы, выданные дома, не забываем заехать в кафешки в Тальменке. У Орлика начинает греться мотор. Решение гениально просто - снять капот, окна уже сняты. Где-то на Алтае начинается дождь. Ехать с открытыми окнами не радостно, но не вспотеешь…
Ближе к вечеру в Орлике  ремонтируют сцепление. В общем, всё как всегда…. ночуем на любимой полянке за Семинским перевалом.  Ночью прошел дождь.
Лето, на предмет дождей, оказалось урожайным. Дождя не было на вершине, потому что мы были выше облаков, а на вершине чуть ниже облаков шел снег. А так дожди нас не забывали и постоянно приходили смотреть – как нам едется. Опять вспомнился фильм  «Форрест Гамп» - там была фраза «Однажды начался дождь» (опять, потому что я это уже вспоминала в 2010 году в Саянах).

23.07.2013
Первая половина дня прошла по асфальту. Перевал Чике-Таман решили идти по новой дороге, а на обратном пути прокатиться по старому Чуйскому тракту. Остановились на месте слияния рек Чуя и Катунь. Автомобили экспедиции заполонили все стояночные места, а толпа в одинаковых красных футболочках заполонила всю смотровую площадку и затмевала своей красочностью весь пейзаж.
IMG_9693.JPG
На Белом Боме набрали воду, дети провели фотосессию на железобетонном олене.
DSC02133.JPG
Добрались до Акташа. Заправка топливом, кто успел – обедом, набег на магазины. Юлка, как всегда, нанесла сокрушительный визит на погранзаставу. Погранзастава выдержала, печать в маршрутную книжку была поставлена в почтовом отделении. По дороге к Кош-Агачу на связь вышел Виктор (Леший), работавший на какой-то туристической базе, потом он присоединился к нам на трассе проводить до Кош-Агача. Долго заманивал на базу, где можно было посетить баню, но мы рвались в горы и были еще не сильно грязные, поэтому отложили всё на потом. Леший рассказывал страшные истории про перевал Бугузун, что там лежит местами снег до 3-х метров, что сейчас там туристов, что весь перевал в палатках и проехать на машинах трудно, за веревочки будем цепляться. Были еще истории про страшные разрушения в п. Бельтир от уже подзабытого землетрясения и еще много чего. Мы еще не поняли, что это не первый сказочник, попавшийся нам в этой экспедиции… И что нам предстоит услышать еще множество удивительных и волшебных историй про Алтай и Алтайские чудеса. Заправка по горлышко в Кош-Агаче закончилась, вся команда поехала куда-то вглубь поселка для того, чтобы бросить прицеп во дворе дома и выпустить на свободу приведение «жуткое, но симпатичное» - Котлету.
IMG_9743.JPG
Далее едем через Кокоря, на берег реки Бугузун. Грунтовка пыльная, едем разрозненно, стараемся не глотать пыль. На проставке правого переднего колеса ЛАУЗа срезало шпильки, убрали проставку, поставили «родные» шпильки». (В трофи мне приходилось в свободное время приставать к мужчинам, с просьбой рассказать, что сломалось, что откручивали-прикручивали, и чтобы все правильными словами. Поэтому в моем женском дневнике иногда будут попадаться вдруг и неожиданно автомобильные термины и умные выражения…). На месте празднования Рождества 2011 подспускаем колеса.
IMG_9842.JPG
Место для ночевки родное, привычное, сразу после брода. Вечер. Костер. Беседы. Вот она свобода.

24.07.2013
Утром в лагерь забрели флегматичные коровы. Нам не мешали, еду не воровали… Штурмовики провели тренировку подъема и спуска штурмовых машин по крутому склону с сыпучим грунтом, уклон не менее 22 градусов. Провели проверку работы агрегатов, посмотрели как на природе ведет себя горный тормоз собственной конструкции. Выяснили, что на склоне, при полной загрузке авто, происходит пробуксовка, колеса зарываются в сыпучий грунт. Колеса приспустили до 1,5. Попробовали разные скорости. По словам участников у Унимога не до конца включается блокировка дифференциалов переднего моста, после регулировки заработало нормально.
IMG_9868.JPG
Изначально в плане штурма присутствовал еще один автомобиль – 51-й. Но в процессе полевых испытаний выявилась проблема с карбюратором при большом крене. Конкретная причина осталась не известной. Решили автомобиль не тащить на гору, а экипаж в полном составе записать в штурмовики.
Дорога до перевала известна многим – идет по долине реки, местами пыльная, уклоны, подъемы и спуски.
IMG_9890.JPG
Потом уходит в ущелье, становится более каменистая, появляются бродики.
Проводим видеосъемку. Нам в этот раз очень повезло с оператором. Мы заманили, отобрали паспорт у ничего не подозревающего Вадика из 402-го и заставили его снимать с 3-х камер одновременно и с разных точек. Он молодец, не сбежал от нас за границу, хотя она была совсем рядом. По дороге на перевал к нам присоединился еще один экипаж. (Так как у участников не было разрешения на въезд в заповедник, в Мугур-Аксы мы с ними расстались).
В полдень поднялись на перевал Бугузун. Как-то стало холодно, ветрено и неуютно. Традиционная фотосессия на фоне гор и расстрельной (точнее расстрелянной) статьи на жести. Аккуратно спустились с перевала, так как дорога  с колеями, промоинами и камнями. Далее довольно ровно, пыльно, с подъемами и спусками. Нашли несколько мостиков и бродиков.
IMG_6038.jpg
Не все прошли бродики самостоятельно, потребовалась помощь и поддержка в виде штурмана и стропы.
IMG_9943.JPG
Даже маленько заблудились возле зимника и богатых куч кизяка. Но быстро нашли верный путь и после пяти вечера увидели озеро Хиндиктиг-Коль, который накрывала темная ливневая туча.
IMG_0009 P.jpg
К месту нашей стоянки тянулся  затяжной спуск в несколько ступеней. Самая нижняя была самой короткой и крутой.
IMG_0034.JPG
Лагерь разбили под склоном, спрятавшись от сильного ветра. Рыбаки забыли про всё, расчехлили свои орудия лова и разбрелись вдоль речки, вытекающей из озера. Я, Юлка, Леша Федюнин и пошли смотреть на завтра дорогу к броду. После дождя наверх подниматься слишком сложно, да и неинтересно, надо было ехать вдоль реки. Консилиум решил – ехать можно, только по карлушке загребать надо, внизу слишком сыро. Вечером «Однажды начался дождь», рыбалка не удалась, поэтому его провели в беседах на разные философские темы, говорят даже пели песни до утра.
IMG_0043.JPG
25.07.2013
Всю ночь дождик, утром дождик. Невзирая на погоду, настроение бодрое, боевое. С Юлкой открыли купальный сезон среди девочек нашей команды. Холодно, блин! Начинаем двигаться вдоль берега речки. Берег у самой реки топкий, чуть выше узкая полоса с небольшим уклоном, карлушка и в ней притаившиеся большие каменюки.
IMG_6065.jpg
Несколько более легких и хитрых машин проскочили по карлушке, среди камней и по болотцу. Авто потяжелее продвигались медленнее и засаживались в болотистую почву очень качественно. Марали hi-lift, разматывали лебедки, лебедились друг за дружку. Прошли болотистое место, вышли на сухую, плоскотину с редкими большими камнями, а нее дорога  к броду через речку у самого впадения ее в озеро Чуглуг-Холь.
P1010264.JPG
Речка неглубокая, каменистая, проблем с бродом не было. Вышли на северный берег озера Хиндиктиг-Коля Поднялись по крутому и затяжному подъему. Хочется полюбоваться прекрасными видами, но Монгун-Тайга в основном скрыта серыми тучами. Озеро серое и холодное. Тучи низкие, серые, холодные.
IMG_0067.JPG
Дорога идет то по горам, то спускается к берегу. Доехали до узкой косы, на которой остановились для скорого обеда. Небольшой участок пути с сильным креном в сторону озера.
IMG_0106.JPG
Лифтованным авто приходилось навешивать живой балласт на борт, а кое-кому привязывать стропу для страховки. У котлеты такие амортизаторы, что любой крен кажется страшным, по уклону она едет обвешанная людьми, как собачка блохами…
_DSC0265.JPG
10-ка вдруг стала плохо ехать, лопнул шланг низкого давления в системе гидроусилителя. Кто-то менял шланг, кто-то отдыхал и любовался на окружающие пейзажи.
IMG_0137.JPG
На берегу под склоном притулилась полуземлянка, где живут рыбаки-артельщики. Они ловят в озере рыбу, сдают государству. Мы купили у них полфляги слабосоленого хариуса. Ели его несколько дней.
IMG_0174.JPG
Перед перевалом на Мугур-Аксы опять затяжной подъем.
Дружно заехали на него, радостно провели фотосессию.
IMG_0214.JPG
На перевале стоит стенд, на который можно разместить наклеечку. На спуске в долину реки Каргы появился лиственничек. Остановились, напилили сушняк. В долине Каргы очень красиво, пасутся стада разной скотины. В Мугур-Аксы были около 6 вечера (а по-местному 7).
IMG_0261.JPG
Совершили набег на заправку, взаимновыкачали мы из них – топливо, они из нас – деньги. В это время солярозависимые экипажи пытались разжиться у местной станции дизельного топлива.
_DSC0386.JPG
Наш экипаж 32 провел глубокую разведку на предмет поставить вечером печать в маршрутной книжке. Первой точкой была сама заправка, здесь на печати написано г. Кызыл, нам не подходит. В поселке есть еще одна заправка, тоже с печатью г. Кызыл. Следующей точкой было отделение МЧС. Пара сотрудников печатью не владели, но настойчиво предлагали зарегистрировать маршрут у них в отделе. Мы заверили, что начальник обязательно к ним придет, и пустились на поиски печати далее. Рядом с МЧС расположена какая-то военная комендатура (если мне не изменяет память), в это время там только сторож женского роду-племени и без печати. В местное отделение полиции мы решили не заезжать, а то мало ли что, потом не отпинаешься. Следующим этапом поиска стали магазинчики поселка. Ответ во всех был один: печать у хозяина, а хозяин в Кызыле. Видимо при виде нашей колонны произошло массовое бегство хозяев магазинов куда подальше. В Мугур-Аксы есть гостиница, в которой можно купить квитанцию об оплате за проживание за 200 руб., но печать тоже Кызыла. Судорожное метание по поселку принесло неожиданный результат – нас поймал директор заповедника «Монгун-Тайга» чтобы отдать наши пропуска. Мы направили его в сторону Юлки, а сами продолжили поиски заветного оттиска. Доехали до службы приставов. Пока я дергала закрытые двери и заглядывала в открытые, к Сане подошел местный представительный житель и начал интересоваться нами. Узнав о наших метаниях он вызвался помочь. В администрации есть сбоку небольшая дверь, которая даже после 8 вечера открыта. За дверью есть люди, они работают работу, не доработанную за день. Сначала мы попытались поставить печать в избирательной комиссии Монгун-Тайгинского коожуна, но она оказалась в сейфе. Потом в каком-то кабинете нашлась тетенька – обладатель самой красивой печати синего цвета, взамен с нас спросили буклеты про наш клуб. Буклеты предназначались для школьников, которые сейчас отдыхают в оздоровительном летнем лагере на озере Ак-Коль (если вспомнить погодные условия предыдущих дней, то условия в этом лагере в горах должны быть спартанскими). По рации был срочно вызван Леша на котлете, ну что бы заодно показать самую экзотическую нашу машину. Пока котлета металась по поселку в поисках администрации, мы фотографировались с местными жителями на фоне нашей машины. Потом все фотографировались на фоне нашей котлеты. Потом мы наконец-то направились к месту общего сбора. Я разглядела печать – Филиал управления Федеральной службы исполнения наказания по Монгун-Тайгинскому району!
Дождались Юлку катавшуюся по поселку в УАЗике с директором заповедника и поехали вверх по реке Мугур ночевать. Нашли очень хорошее место в ивняке, на берегу реки, тихое, безветренное.
IMG_6287.jpg
26.07.2013
Ночью «Однажды начался дождь». Утречком погода улучшилась, в смысле дождь перестал. От р. Мугур дорога уходит вверх к стойбищам пастухов. Затяжные подъемами и небольшие спуски.
IMG_0283.JPG
Сверху открывается вид на долину реки Мугур, на горы Сайыр-Доглары, на монгольские просторы. Вышли на перевал ведущий к истокам реки Шара-Хорагай. Наверху сразу как-то похолодало, появился ветер. На карте этой дороги нет, на спуске она становится ненакатанной, начались сырые и каменистые участки.
IMG_0347.JPG
Идем медленно, аккуратно. Чем ниже к реке, тем болотистее. На реке дорога окончательно исчезает. Русло реки тоже с камнями, но по реке идти проще. Нам надо на другой берег. Пытаемся найти приемлемый подъем. Правый берег представляет собой верховые болота с уклоном и небольшим количеством камней. Крадемся аккуратно, никто не хочет сидеть в грязи, цели не те.
IMG_0388.JPG
Но не всем это удалось. Сначала одна машина плотно села в липкий, болотистый грунт. Хорошо так села, качественно. Пришлось использовать лебедки 2-х машин, сандтраки и hi-lift. Потом еще одна машина повторила подвиг. Но вот мы вырвались из обманчивых зеленых топей и  поднялись по конной тропе на сухом каменистом склоне в небольшую долинку на высоте около 3000 м.
IMG_0401 P.jpg
Здесь нас ждало очередное испытание. Небольшая то ли долина, то ли седловина с озером и горкой. Направо от горки зеленый участок, сырой топкий. Слева озеро, с вытекающим ручьем, на вид тоже ничего хорошего, сыро и топко. Команда встала на сухом, решать – ехать направо или налево… Котлета бегает по долине и вокруг горы,  собирает разведанные о почвогрунте. Скромный вдруг решил, что надо ехать направо, решительно рванул в зеленое и не менее решительно увяз по самые орликовы перья. Котлета объявила, что можно ехать в любую сторону, но лучше все-таки ехать налево, там меньше шансов сесть в лужу. Все поехали к озеру, объезжать гору слева, 51-й поехал выковыривать из болота Орлика и аккуратно прилип рядышком.
Налево дорога оказалась хоть и более сырой, но менее заболоченной. Кто-то смог так проскочить, кого-то поддернули чуть стропой, кого пришлось лебедить.
IMG_0416.JPG
Далее дорога (как писать слово «дорога» если дороги нет, написать «направление», «движение по азимуту»?) просто хоть боком катись, начались сухие, мелкокаменистые горные степи. Поднялись на очередную площадку. Ждем  болотоходцев. Унимог поехал проводить спасательные работы. Ждём-ждём, потом часть команды уезжает на поиски и установку базового лагеря, а на площадке остаются машины-беспилотники. Мне тоже предлагали переместиться с кем-нибудь, но нельзя бросать свой экипаж, и я сижу рядом с машиной. На площадке неуютно, ветер, но при этом шикарные виды вокруг!
IMG_0457.JPG
Солнце уже низко, становится совсем холодно.
[JUSTIFY]Пока я разглядываю окрестные суровые пейзажи, историю про преодоление болота со своей точки зрения нам расскажет участник «болотной эпопеи», и по совместительству, пилот 32-го экипажа Саня-Студент :[/JUSTIFY] [JUSTIFY]Точка «Озеро» - озеро-блюдце, которое есть на картах и которое служило ориентиром для базового лагеря после разведки 2011 года. От этого озера надо ехать дальше, до точки База1 и База2, чтобы встать ближе к предполагаемому месту подъема. В долине от озера, зажатого с одной стороны горами, до противоположной стороны этой долины раскинулось болото. Котлета это болото благополучно преодолела и упахала за гору до точки База1 и дальше, в поисках Базы2 (это точка базового лагеря). Группа же встала перед вопросом, как форсировать заболоченный участок. И пока все в нерешительности изучали местность и пытались докричаться до котлеты, чтобы узнать, где лучше ехать, Скромный , как это часто бывает, пошел своей дорогой и решил двинуться через болото и к точке База 2 не в обход горы слева, как «котлета», а к правому подножью, не доехав докуда и застрял. Ему на помощь был отправлен 51й, остальных же, после ориентации по картам, решено отправить «котлетиной» дорожкой. 78й и 32й при этом должны ехать вперед и искать, как «некотлетам» доехать до База1 и База2. 32й на выходе из болота «подсел», притормозив за 78м, но с помощью троса выдернулись и продолжили путь, за гору. Остальная группа знатно пофачилась в этом болоте, потеряли там не менее полутора-двух часов, при том, что Орлик и 51й так же боролись с болотом, но в другой его части. Тяжелый крузак тонул в болоте, несмотря на подготовку, и в качестве «якоря» к этой парочке была отправлена котлета.
P1040724.JPG
[/JUSTIFY] [JUSTIFY]После болота и объезда горы понизу пошел подъем наверх, к «смотровой площадке» с ветром, большим камнем и видом на цель экспедиции, где группа «левого обхода» долго собиралась в кучу. От «правой» группы (котлета, 51й и 11й) пришла информация о проблемах с задним мостом у восьмидесятки (подклинивал) и заклинившим бортовым редуктором Орлика. И всё это еще в болоте. Когда внизу остались только они, к ним на подмогу отправился Унимог с тремя штурманами – Гоша, Гриня и Студент. Котлета оказалась слишком легким якорем, при якорении за нее и упором оной хоть в противооткатники, хоть в огромные валуны, свободные колеса просто отрывались от земли, грозя перевернуть «Набор труб».[/JUSTIFY] [JUSTIFY]В итоге вместе с Унимогом получилось вытащить на условно твердое и почти сухое место оба болотохода. Чтобы сберечь корпус редуктора ЛуАЗа, старались его двигать по-минимуму, поэтому 51й остался стоять за ним, задними колесами в болоте, а передними в ручье. Пилот со штурманом Орлика начали ремонт. В запасе был бортовой редуктор в сборе. Один. С переднего моста. Свободные штурманы помогали с ремонтом, но сухой пятачок был настолько узкий, а бортовых редукторов всего два :), поэтому помогать подходили по одному.
P1040730.JPG
А еще беда какая… Машина на домкрате, внутри бардак в общем заветную флягу «Промочил ноги – промочи горло» мы так и не увидели. Поменять в сборе не получилось, потому что запасной редуктор с тормозным щитом был с переднего моста. А там несколько короче шпильки крепления и отсутствует возможность подсоединить ручник. Махнуть тормозные щиты сходу почему-то не получилось (вроде ступицу снять не смогли), да и не очень критично это было в настоящий момент. А вот шпильки выворачивать пришлось. В общем время шло, ремонт тоже. Котлету не отпускали, ведь еще вытаскивать тяжелую 80ку, а Унимог на разворотах внизу склона так и норовил зарыться поглубже.[/JUSTIFY] [JUSTIFY]Бортовой установлен, масло залито, инструмент собран. «Скромный, отъезжай!» И Скромный отъехал. Наверно даже плюнул в это болото, потому что ускакал по распадку на вершину к точке сбора так быстро, что Костя еще 80ку завести не успел :) и уже сверху наблюдал продолжившееся копошение в болоте. А копошение имело место быть. 51й выбрался из болотного плена, задний мост вроде заработал. Но чтобы дальше не ехать по затягивающей трясине, надо было подниматься на склон и ехать траверсом, а там, сами понимаете, уклон. Олег было направил Унимог низом, но ближняя к болоту сторона ушла вглубь. Вытянулся лебедкой назад, оставив на этом месте метровой глубины канаву-траншею с жижей на дне. Да уж, поедем чуть выше по склону. Семидюймовый лифт крузака уже давно показал, что боковые крены для этой машины опасны. Поэтому аккуратно отвешивая, проводим крузака и унимога траверсом вверх к месту сбора, где остались только… А никого практически не осталось, все уехали к точке База2. Остались только те машины, штурманы или пилоты которых копошились внизу. Холодает, солнце уже за горой. Но вроде найдено место для базового лагеря и основная масса уже там. Все там уже заняты обустройством быта,  на рации не отвечают, и догоняющие «по азимуту», чертыхаясь и матерясь, едут к остальным….[/JUSTIFY] [JUSTIFY]…А я сижу у машины, любуюсь видами и вижу возвращающихся «болотных жителей»…[/JUSTIFY]
Из-за разрыва провода вентилятора системы охлаждения в УНИМОГе сгорели предохранители.  Провели замену.
Начался мелкий холодный дождь. Погода на подвиги не вдохновляет, но и настроения для подвига не портит. Лагерь у самого истока р. Кара-Бельдир на высоте 3027 м. Лично я чувствую нехватку кислорода. Начинаю быстро уставать. Из этого лагеря пойдет пешая разведка до основного ледника, здесь будут ждать участники группы поддержки команды, когда переезжать в финишный лагерь на другую сторону Монгун-Тайги – озеро Эски-Толайты. Небольшой ручей, метрах 100 выше по ручью небольшой снежник. Жить можно.
IMG_0698.JPG

27.07.2013
С утра собираем разведку.
IMG_0548.JPG

Разведка в составе 15 человек с рюкзачками и мальчика Егора со складным стулом выдвинулась в сторону предполагаемого подъема. Мальчика Егора спросили: «Зачем тебе стул?», на что был дан ответ: «Я устану, и сяду на стул, и только у меня есть стул»…
Уговорили не ходить, потому что далеко и холодно, а он не одет.
А разведка пошла разведывать. А как разведка ходила сейчас расскажет Саша:
IMG_0555.JPG
Еще накануне руководитель экспедиции говорил, что после постановки базового лагеря, штурманы, водители штурмовых машин и все желающие пойдут искать оптимальный вариант подъема до ледника. В 2011 году в ходе первой пешей разведки была отмечена единственная точка на хребте между горами Монгун-Тайга и Монгун-Тайга Малая, через которую можно выйти на сам хребет. Точка «Седло» является ключевой еще и потому, что это фактически подножие ледника, и от нее до вершины 3 972 м через промежуточную высоту и седло движение будет осуществляться исключительно по леднику. По этой же причине максимально близко к ней ставился базовый лагерь. _DSC0501.JPG
Вечером установки базового лагеря на общем собрании вызвались идти в разведку 14 членов экипажей. Вкруг разведка должна была пройти 6-8 км с набором высоты порядка 300-400 м, что по предварительным оценками должно было занять неспешным дружным шагом с поиском вариантов проезда полдня, если не затягивать утренний выход, то обедать уже можно было в лагере. Поэтому налегке, с запасом воды и ирисками в карманах группа с утра тронулась в путь.
Первую сопку, возвышающуюся над базовым лагерем метров на 60 решено проходить траверсом с левой стороны. За ней взору открылись два отрога, соединяющиеся вверху и где-то там, на левом отроге и есть точка «Седло». Сверху в 2011 году казалось логичным и проходимым обойти левый отрог левым же его краем (это всё если смотреть на хребет, лицом к нему). Однако еще на подъезде, особенно со «смотрового камня» между точками «База1» и «База2» левый склон показался чересчур крутым и сыпучим. Поэтому решено подняться по распадку между двумя отрогами, а обратно вернуться правым склоном правого отрога. Основная масса разведчиков так и пошла, несколько человек сразу взяли правее, чтобы определить общую перспективность правого варианта.
В распадке же наблюдалось два ледяных языка, со снегом выше колена, а все остальные склоны  кто-то сильный (и, видимо, глупый) много лет назад забросал булыжниками всех размеров. Сразу отметили остроту граней камней и их угрозу колесам. А размер камней и объемы завалов предъявляли высокие требования к поиску штурманом оптимального пути прохождения участка – типичный каменный триал. «Орлику» с его стандартными маленькими и нежными  колесами тут будет сложно. Но, в общем и целом вдоль снежников можно ехать. Заодно можно будет попробовать поехать по самому снегу, вдруг получится. Хотя уклон достаточно серьезный.
IMG_6387.jpg
Распадок заканчивается наверху (вернее сказать «начинается») сыпучим крутым подъемом с выходом на совсем серьезный скальник. Однако за этим скальником виден снежник, на вершине которого вожделенная точка (нет, не G… хотяяя…) «Седло». А так как «наша пропадала везде»(с), то по ручью, вытекающему из основания нужного нам снежника, уже не сомневаясь в проходИбельности скальника, дружно идем к белому склону наверху…
_DSC0558.JPG
Да уж, вот это препятствие! Метров 400 подъема по рыхлому снегу градусов под 35-40 вверх! Да отсюда еще и прекрасный вид на пик Мугур, покоренный пешими разведчиками в 2011 году и подъем после него на седло к Монгун-Тайге. Участники той разведки соглашаются во мнении, что снега в этом году определенно больше как на самой вершине, так и на этом языке. Он был в 2011 году, но сверху особым препятствием не выглядел. К тому же все ледники и снежники, по которым мы тогда ходили, были очень плотными, как твердый-твердый наст (вроде как именно это называется «фирн»). А сейчас тут рыхлого, мокрого, тающего снега по колено!!! Ждать пока растает – не вариант, разворачиваться – тоже. У нас вагон времени на штурм этой горы, а значит надо в эту разведку сделать как минимум две вещи – найти точку выхода на хребет и проверить, в каком состоянии сам ледник наверху.
Примерно на середине подъема (так казалось снизу, а на самом деле в конце первой трети, а то и четверти склона) из снега торчит камень. Единственная черная точка на белоснежном склоне, и как раз по пути подъема. Сначала дошли до камня. Торчит ненамного, но можно попытаться окопать и использовать как якорь. Идти по снегу тяжело. Отработали все приемы: гуськом след-в-след вертикально вверх; то же самое, но змейкой; и третий вариант, для особенных лосей – в одну каску вертикально вверх по целине. Поэтому на подъеме натоптали несколько троп. Пока пытались идти в след, стало понятно, что в разведке есть либо трехногие люди, либо у которых обе ноги левые (правые). Весело, в общем, шли. И дошли. На выходе со снега на хребет наиболее эффективным оказался переход на полный привод, а то и гусеничный ход: край снега подтаявший и проваливаешься более чем по пояс, поэтому буквально выползали на твердую почву на четвереньках или на пузе. Подошедший с позапрошлогодними точками на навигаторе Олег Булгаков подтвердил, что сидим на искомой точке.
_DSC0566.JPG
Перекур, попили водички, попытались связаться с базовым лагерем. Особо неугомонные добежали за это время до ледника и вернулись с очевидными новостями – он такой же рыхлый, как и предыдущий склон. «На первом склоне как раз отработается технология прохождения спецучастка, а на солнце полетим ночью, чтоб не сгореть», – мудро подумал Олег. Подумал, но никому не сказал
Спуск оказался еще веселее подъёма.
IMG_6415.jpg
Тон задал продуманный Владлен Дмитриевич, который в разведку пошел с драй-бэгом. Именно на нем он и скатился практически до конца. А за ним понеслаааззззььь……. Кто на пузе, кто, простите, на попе. В общем, кто во что горазд. Остальные просто либо бегом, либо кувырком.
_DSC0611.JPG
Самарское семейство скатало на склоне основание снеговика более метра в диаметре. Все были в предвкушении его спуска с горы…. Но по столь рыхлому склону вниз самостоятельно колобок катиться он не хотел. Подозреваю, что он до сих пор там, чуть в стороне от колеи подъема внедорожников и утоптанных штурманами троп.
Возвращение посвятили поиску альтернативных путей и записи их на мозговую корочку.
IMG_0680 P.jpg
А в это время: Лагерная жизнь нетороплива и размерена. Поставили баню. Гриня долго копал в ручье купель, которая в итоге не пригодилась. Народ проводил короткие экскурсии по окрестностям Мы с детьми пошли на снежник.
IMG_0592.JPG
Лепили снеговиков, катались с горки, любовались цветочками. Дошли до перевальчика, где из-под снежника в одну сторону течет Кара-Бельдир, а с другой видны истоки Шара-Хорагая. Встретили возвращающуюся разведку. Провели вечер в бане, поедании оставшегося хариуса и обсуждении завтрашнего штурма. Разбирали и перекладывали снарягу – сотни метров тросов, стропы, кевлар, противоткатники, ломы, кувалды и еще кучу всякого железа. К этому добавились  три скороварки, три паяльных лампы, три подставки.
IMG_0534.JPG
Собирали продукты на общак. Форум не читали, что надо никто не знает. Боялись остаться голодными. Расчетное количество тушенки повергло в шок, пайку урезали, все равно много, но решили, что надо брать, народ на горе голодать отказывался.

Продолжение следует....
Фото: