Посоветуйте маршрут по Горному Алтаю. Едем в два экипажа, ТЛК80 37-38 колеса. Я в Горном пару раз был, а второй экипаж едет в первый раз.
Вот думаем в этом году прокатиться, посмотреть... По времени месяц или чуть больше. Не хочется "галопом по европам" и не хочется долго тупить в одном месте. Можно объехать все внедорожно попсовые места и какой-нибудь маршрутик посложнее освоить. Или в Монголию рвануть или вдоль Монголии в Тыву или куда там попасть можно... В общем, жду советов бывалых, у вас там все рядом.
Навскидку маршрут обычный, но может я что-то пропустил или что-то посоветуете еще...
Чемал - Каракольские озера - Чуйский тракт - Мультинские озера (что там еще в районе Усть-Коксы и Белухи можно глянуть) - Улаган - радиалка на ЮБТО - радиалка на Плато Укок - Курайская степь - Ташанта - дальше не знаю куда еще поехать.
И еще, по поводу пропусков. Куда нужны там пропуска? А для Монголии нужны ли загранпаспорта и визы?
По Монголии до 30 дней визы - не нужны, загран. паспорта - нужны. По пропускам сейчас вроде как приграничная территория - 5км, так что стало намного проще, на Укок потребуются если к границе прижиматься будете + еще от администрации заповедника, и если в Туву пойдете с Алтая тоже погран пропуска нужны будут, просто так там уже не проскочишь блокпостов с дежурствами понаставили, в прошлом году был, шансов проскочить без пропуска не было. По Алтаю Каракемский перевал, поляна и ледники - это рядом с Кош-Агачем, там же разноцветные пески Кызыл-Чин и гейзеровое озеро Мены до кучи. К Мультинским поедете - водопады Шинок, там три дорожки имеются разной сложности, под финиш все равно пешая прогулка. На ЮБТО - Чульчинский водопад и каменные грибы. На Семинском перевале - туюкские озера (вид сверху ). На Актру на пару дней заедте, оно того стоит если не были, там же пешочком погулять есть где. Можно в туже Туву из Алтая югом уйти. Ну а Монголия отдельная тема, Алтай+Монголия в месяц это уже галопом.
BladeR написал: как нынче пропуска получают на Алтай-Тыва ? Как раньше списком в акташе? Планирую в конце августа повторить атай-тыву )
Нет, сейчас Алтай в 5км зону не входит, пропуска по нему не нужны, соответственно в Акташе их не дадут. Нужны пропуска на Туву это уже другие пограничники, заказывать в Кызыле (8-39422-2-79-52, 8-39422-2-79-19), мы заходили с Тувы на Алтай поэтому просили отправить нам их в Хандагайты; если заходить с Алтая, то нужно просить отправить их либо на дом. адрес, либо Алтайцам. Но надежнее все же развернуть кольцо с Тувы на Алтай.
Оля, на Укок пропуска не нужны вообще, если не соваться в 5км зону, а чтобы туда соваться - нужен же маршрут Вот этот кусок я бы доработал "радиалка на Плато Укок - Курайская степь" в предположении, что Вам хочется хоть немного, но приключений на 37е колёса, буду их помечать (!)
1 в Кош-Агаче берёте билетики типа экологических на Укок 2 заезжаете через Теплый ключ на Укок, там катаетесь 3 переезжаете Ак-Каллаху в брод (!) и едете в Беляши через Бугумуиз может быть (!) если сыро, а вот через Джазатор сделали мост. В Беляшах зайти сказать "Привет" пограничникам. 4 от Беляшей едете вверх по Коксу, пересекаете её по мосту (прижим с креном но короткий), там отлично чуток постоять. Альтернатива - на слиянии Коксу и Аргута вроде бы можно перебродить Коксу (!) и постоять там в одиночестве 5 опять через Беляши едете мимо Карагемского прорыва, пересекаете Карагем по мосту до села Аргут (есть немного баб) и до тупика, чтоб стоять - скорей всего чуть откатиться назад. Можно прокатиться сколько-то вверх по Карагему, там дороги немного и валуны, мне было лень 6 через Беляши едете в сторону Кош-Агача, но на р.Тара сворачиваете вверх по ней и перевал Ажу (!)(!) 7 там будет Елангаш и петроглифы, не доезжая трассы уходите на Бельтир. 8 от Бельтира радиалка на Софийский ледник и погулять до него - стоянка людновата, но там хорошо 9 через Бельтир радиалка на Талдуринский ледник - не был, отчетов видел много 10 чуть назад в сторону Бельтира, и на Карагемский перевал. с него посмотреть Белуху и спуститься на Карагемскую поляну (!)(!) 11 вернуться через Бельтир на Курайку, подняться на Актру (возможно чуток (!) валуны), сходить на ледники 12 через урочище Ештыккёль спуститься к р Мажой (спуск говорят ссыкотный, я не был) 13 если хочется прям (!)(!)(!) то попробовать пройти Мажой вброд - там озеро сходило, смывало долину, и я не видел отчётов, что там сейчас. 14 если сделали 13, тогда по урочищу Ештыкол выйти к урочищу Ачик, на верху валуны вероятно (!) 15 от Ачкика поднимаетесь наверх на ретранслятор, смотрите Белуху, и спускаетесь к трассе в селе Белый Бом
И в Тыву я бы не поехал, а вот в Монголию - очень даже вкусный вариант; учитывайте только, что погранпункт в Ташанте закрыт в выходные
И так как мы с вами решили не ехать через Тыву, то вот вам альтернативный выход с Алтая Хотя! т.к. вы редкие гости, то вариант для вас одним днём на обратном пути прохватить от Кош-Агача до Бийска тупо по М52 может оказаться самым.. ну душевным, что-ли, это очень красивая дорога
Даже ДВА альтернативных выхода. Считаем, что вы от Акташа возвращаетесь в сторону цивилизации по трассе. Проехав п.Чикетаман, но не доезжая до п.Семинский, уходите налево на Усть-Кан
Вариант 1) жопный от Усть-Кан вниз по Чарышу, заезжаете вверх по р. Кумир. Там сама река красивая, но может быть людновато - долина узкая. Возвращаетесь к Чарышу, вниз, и проходите маршрут Коргон-Сентелек (!) или даже два. Потом через с.Чарышское уезжаете на Алейск и далее Барнаул. Либо, если еще приключений, от Чарышского через Тулата и Чинета есть тропка к Колывани и к озеру Белому. А оттуда можно прокатиться к Змеиногорску но хз зачем
Вариант 2) матрасный недоезжая Усть-Кана, сворачиваете через Яконур на Черный Ануй. И потом через Солонешное, мимо Белокурихи на Бийск. В районе Черного Ануя имеет смысл сходить на экскурсию в Денисовскую пещеру, там работаю археологи СОРАН, было очень интересно
Почему я пишу о пропусках. В 2015 году мы разговаривали с пограничниками на предмет "надо-не надо". Они сказали, что надо так как сам перевал Тёплый ключ находится в 5км зоне. Другое дело, докажите, что вы заехали через Тёплый ключ, а не через Бугумуюз. Бугумуюз не входит в 5км. Но, действительно, если нет планов покорять Тован, то может и достаточно экологических билетиков. По поводу перевала Ажу. У нас на сайте в разделе " отчёты" есть отчёт за 2015 год. Там есть и про Ажу. Думаю в августе будет сухо. Дорожка невменяемо красивая! На Карагем со стороны Джазатора говорят сложнее стало проехать. В октябре сошёл сельчик на дорогу в районе Карагемского прорыва. Но к августу уже будет точно известно, что и как. На мой "девачковый" вкус маршрут нарисовали слишком "вкусный"! Нельзя столько красоты алтайской сразу! Неокрепшая психика джипера может не выдержать и поломаться.