Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Северный Кавказ-2. Полупогружение, Культур-мультур трип
 
После легкого оперитивчика в виде зимней разведки по Северному Кавказу захотелось чего нибудь потяжелее. Скоропостижно подготовив нитку маршрута, мы стали с нетерпением ждать намеченных сроков. Даты мероприятия были закреплены непоколебимым графиком отпусков - 09.04-03.05.2016. Но из-за непредвиденных обстоятельств на работе, в виде продолжительной командировки на Сахалин, график маршрута претерпел изменения. Вернувшись из ссылки 04.04.2016, я судорожно начал готовить тачку, шмурдяк, вперемешку с работой и ремонтом в квартире. В итоге на старт я вышел только 12.04.2016 в одно лицо. Марину Павловну отпустили в отпуск на неделю позже и она должна была меня догнать в Махачкале самолетом.

И так по порядочку.


12.04.2016. День первый.

Доделав все не доделанное, я выехал от дома в направлении Тамбов-Волгоград-… в 13:00. А уже в 02:00 13.04.2016 я дрых в каком то придорожном мотеле, в какой то степи, между Волгоградом и Астраханью. Вот и всё.
Пробег за день 1142 км.


13.04.2016. День второй.

Где то около 08:00 я жрал пельмени и пил кофе, там же где и спал. В начале девятого я поехал в направлении Махачкалы. По пути заскочил в Астрахань, для того что бы купить забродни (на всякий случай). Потерял там пару часов на пробки.

Еще не забыв свои новогодние скитания по калмыкским степям, я решил не повторять прежних ошибок и внимательнее смотреть на знаки и навигатор. И что вы думаете? Я конечно же просрал нужный поворот и уехал все в туже калмыкскую пердь! Благо в этот раз за бортом было светло и я мог наслаждаться бескрайней калмыкской тундрой. Федеральная трасса Е-119 Астрахань-Махачкала была вполне сносного качества, местами можно было передвигаться со скоростью 60 км/час. Пару раз мне по пути попались такие же «не местные» на пузотерах. С искренним сожалением я провожал их взглядом в зеркала заднего вида.




Федеральная трасса Е-119 Астрахань-Махачкала. По указателям только мертвый не поймет, куда надо ехать или в какую жОпу он уже вперся.


Журавль-красавка в калмыкских степях

Участок был относительно не большим, около 120 км, поэтому я проиграл по времени не более полутора-двух часов, от того если бы поехал в объезд.

На границе с Дагестаном без проблем миновал калмыкский пост ДПС. На дагестанском посту чутка задержался пока слушал криминогенную обстановку в республике от позитивных прикомандированных сотрудников силовых структур России.


Будучи в этих краях не смог отказать себе в посещении Великого Герцогства Люксембург.

День клонился к концу. В районе Бабаюрта уже совсем стемнело и скорость упала до минимума. Дагестанские камикадзе активизировались на трассе. Ехать в темноте было не только не эффективно, но и опасно.
Я редко питаюсь в поездках, так и в этот раз от утренних пельменей не осталось и следа. Я ощутил катастрофическую нехватку еды в организме. Я был уже на подъезде к Махачкале. Во мне боролись две темы, остановиться пожрать или заехать посмотреть на ночной Сарыкум. Для справки, Сарыкум это – бархан общей площадью 600 гектаров и высотой в 262 метра. Этот бархан самый высокий не только в России, но и во всей Евразии. Не смотря на самость бархана, победило пожрать. После этого решил все таки найти дорогу на бархан, очень хотелось сфотать его на фоне звездного неба. Но пока я отдавался чревоугодию пошел дождь. Вот так я просжрал эстетическое удовольствие от финала дня. Очертания бархана в ночи будоражили. С мыслью о возвращении сюда утром, я поспешил в Махачкалу. Был уже 12й час ночи.

Пробег за день всего 812 км.


14.04.2016. День третий.

Подорвался в 7:00, молниеносно собрался, выскочил на улицу, а там дождь. Завел машину, пока жевал сопли со шмурдяком,  ко мне подошел охранник стоянки и настоятельно пригласил попить свежезаваренного чая с конфетками и печеньками. Его аргументы были очень весомыми, если не попить чаю с утра, день будет «не качественным». Пока потрепались о жизни, о тачках, о работе, о политике, незаметно пролетели полчаса.

В начале девятого я любовался барханом Сарыкум с высоты пингвиньего полета.


У подножья бархана проходит железная дорога, которая соединяет Махачкалу с Буйнакском, там же находится заброшенная железнодорожная станция Кум-Торкале.


Спустившись к бархану встретил местного егеря и его сына Зелимхана. Посещение этой жемчужины Дагестана оказалось платным – 100 рублей с лица. Зелимхан оказался очень общительным молодым человеком и провел мне замечательный экскурс по музею и окрестностям бархана, с историческими справками о регионе. Я наверное оказался единственным туристом, который не забрался на бархан «потому что нельзя». В дальнейшем я неоднократно вызывал недоумение у местных, в плане «Эээээй, почему нельзя? Все можно!».



Дальше мой путь лежал на Кубачи. Село Кубачи один из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. С раннего средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия. Это место мне настоятельно рекомендовал, не безызвестный в клубе Алексей Тузов, как одно из наикрасивейших мест Дагестана. Я неспешно выдвинулся в этом направлении.





К моему сожалению, начал идти проливной дождь, на голову приземлились тучи и всю дорогу я проехал созерцая непроглядный туман вокруг себя.











Не смотря на очень хорошие грунтовые дороги по маршруту, плохие погодные условия не позволяли двигаться с адекватной скоростью. Видимость открывалась только на высотах 1600-1700м. Но к этому времени уже заканчивался световой день.

К сожалению, мне пришлось пропустить одну очень важную достопримечательность Дагестана – Кала-Корейш. Это средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев. (взято на Вики). Таки подозреваю, там есть что посмотреть. Это еще одна галочка для того что бы вернуться в эти места.


Поворот на Кала-Корейш


Типичные дагестанские грядки

Уже в темноте я добрался по нас.пункта под названием Маджалис, где оказалась гостиница и, не побоюсь этого слова, ресторан. За 700 рублей я получил номер люкс и охраняемую стоянку, где «в натуре» можно не переживать ни за что, потому что это все уважаемых людей. Еще за 700 рублей я получил гору мяса, овощей и питья в объеме на троих. Хорошее завершение дня.

Пробег за день 287 км.

Небольшое лирическое отступление.
Еще выезжая из Москвы, я созвонился со своим старым другом Сергеем Ивановичем. Наша дружба берет начало еще со времен учебы в институте. Не так давно судьба закинула его в Азербайджан, где он успешно роет землю и делает ремонты, ну т.е. он геолог в нефтяной компании. Так вот, узнав о моих планах, он сказал, что проклянет меня, если я не заеду к нему в Баку на выходные. И тут возник спонтанный план посещения Азербайджана. Я должен был подъехать на пешеходный КПП на границе, оставить там тачку, а Сергей Иванович встретит меня на противоположной стороне. По новому плану Марина должна была догнать меня в Баку.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 06:08:18
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
15.04.2016. День четвертый.

Встал в 06:00. Выехал в 06:15. На этот день предполагался жесткий график. В 12:00 мне надо было быть на КПП возле Хтун-Казмаляра. По асфальту до границы было ехать скучно и я поехал не по асфальту в направлении села Хучни.





Погода была пасмурной. По началу ехалось очень комфортно, дорога позволяла непринужденно смотреть по сторонам. По пути тормознул возле двух пенсионеров, дедушки и бабушки, хотел узнать дорогу. Они были искренне удивлены моему появлению и долго не могли понять, что я турист. Дедушка сказал, что мне надо было ехать в объезд, вчера весь день лил дождь и теперь на дороге большая колея. Я не придал этому значения, ведь у меня есть колеса, сендтраки и лебедка... Распрощавшись, я поехал дальше. И только пойдя на спуск с перевала, я понял, что такое колея. Колея в местном понимании это чернозем, который при намокании превращается в маргарин. Скользишь по нему как на коньках, машину удержать практически невозможно. Ну и соответственно колеи, которые вымывают дождевые ручейки все твои. Скорость передвижения ничем не ограничивалась и соответствовала скорости скольжения 2,5тонного внедорожника по наклонной поверхности. Периодически останавливаясь на покурить и просушить штаны, я начал приходить к выводу, что к 12:00 я наверное не доскольжу до границы. Но к моей несказанной радости этот отрезок счастья длился не долго. Когда я въехал на узкие улочки Хучни, люди активно начали расступаться и с удивлением провожали меня взглядами. У меня в запасе еще оставалось три часа и я грешным делом подумал, а не рвануть ли мне дальше через перевалы. Остановившись у заправки, для того что бы узнать дорогу, я осознал почему на меня все смотрели. Я был похож на мобильную грядку и в принципе если все организовать по уму, то с меня запросто к концу отпуска можно собрать урожай кабачков. А учитывая тот факт, что Дагестан это республика автозаправочных станций и автомоек, я смотрелся как инородное тело. В Дагестане даже в плохую погоду, не смотря на плохие дороги, все ездят чистые и блестящие. Так вот, остановился, спрашиваю: как дорога туда то, туда то? Мне отвечают: ээээй, брат, там колея... Ту все сразу встало на свои места и я поехал по асфальту.

Ехалось быстро и не долго. Перед выездом на федералку меня остановили на блок-посту. Полицейские, вооруженные до зубов, активно начали расспрашивать меня, про тачку и откуда я такой красивый. Все бы было хорошо, но нашелся в их команде один серьезный капитан, который после непродолжительного осмысления ситуации пришел к выводу, что у меня не правильно установлен регистрационный знак сзади, и приступил к оформлению протокола по статье 12ч.2. Так у меня появилось еще минут тридцать на то что бы пообщаться с остальными участниками процесса за жизнь. Протокол кстати пришел в мировой суд по месту моего жительства, где меня благополучно опустили на 5000 рублей.

У меня оставался вагон времени, пользуясь случаем я решил помыть машину. На найденной автомойке я создал небольшой переполох. На это мероприятие у работников ушло два часа. И уже с серьезным опозданием я помчался на КПП. Приехав на место в Хтун-Казмаляр, оказалось, что на нем нет пешеходного перехода и мне нужен совсем другой КПП в Филя. Благо он было не далеко. Уже в два часа дня я парковал машину на импровизированной платной автостоянке возле КПП. Это в принципе обычная парковка, без заборов, смотрит за ней нормальный пацан, и за сто рублей в сутки с моей тачкой все будет ништяк.

Пробег за день 162 км.

На переход ушло 30 минут, и уже к трем часам мы катили с Сергеем Ивановичем по азербайджанской земле на белом мерседесе. От границы до Баку около трех часов неспешной езды. В итоге мы приехали в Баку к концу рабочего дня и наглухо встали в пробку. Хуже чем в Баке я пробок не видел нигде. Посвятив немного времени вечернему Баку, мы немного поспали и в два часа ночи поехали встречать Марину Павловну в аэропорт.


16.04.2016. День пятый.

Весь день был посвящен Баку, а именно пол дня было посвящено стоянию в пробках и пол дня прогулкам по достопримечательностям.








Это место "Щьёорт побьери". Здесь как бэ снимали "Брильянтовую руку"




Старый Баку все еще жилой. В закрытых двориках можно встретить такую картину. По узеньким улочкам снуют бабушки с авоськами… И даже есть грядки с петрушкой…






С набережной не хочется уходить.












Марина Павловна с гранатой



Ночной Баку не менее красив чем днем.











Баку шикарнейший город. Если не обращать внимание на пробки, то он очень комфортный, спокойный, красивый. Нам там очень понравилось.


17.04.2016. День шестой.

Встали не свет не заря в районе обеда. На скорую позавтракали, заскочили на рынок, затарились вареньем и поехали на границу. КПП в воскресенье работает до 17:00. В 16:00 мы были на месте. Переход в обратку занял 15 минут. Судя по статистике азербайджанцы ломятся в Россию за продуктами в пятницу-субботу, а в воскресенье обратно. Поэтому на переход в Азербайджан была очередь в сотни человек с баулами, пакетами, коробками… А в нашу сторону не было никого. С машиной, как нам и обещали, было все ништяк. Перебрав шмурдяк, мы поехали в сторону Магарамкента. Там должна была быть гостиница. Она там действительно была, но давно. Ближайший ночлег мы нашли в районе Самурского погран.перехода. Гостишка была так себе. Часов в 12 ночи нас разбудили пьяные азербайджанские дальнобойщики, которых до 3х утра успокаивали с милицией. После чего они уехали и нам удалось доспать еще пару часов.

Пробег за день 61 км.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 06:38:19
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
18.04.2016. День седьмой.

Встали в 06:00. По бырому собрались и как обычно без завтрака, поперли в сторону села Куруш. День обещал быть солнечным.


Долина реки Самур. На заднем плане г. Шалбуздаг (4142м)

Для справки: Куруш является самым высокогорным поселением на Кавказе, в России и в Европе. Он расположен на высоте 2560 метров над уровнем моря. Также по совместительству он является самым южным населённым пунктом России. Соответственно в близи Куруша находится самая южная точка России, приурочена она к вершине горы Рагдан, а.о. 4020 метров.


Дорога на Куруш. На фоне г. Ярудаг (4116м)




с.Куруш. По порядку слева на право: г.Базардюзи (4466м), Несен (3928), г.Рагдан (4028м), и справа безымянный холмик




Самая южная школа России


Самый южный трактор России


Слева г. Ярудаг (4116м), правее в облаках г.Базардюзи (4466м)

Приперлись в Куруш к 09:00 сразу же вызвав большой ажиотаж своим появлением. Туристы там в диковинку, а тем более в это время года. Мы хотели забраться куда-нибудь повыше, что бы все увидеть получше. Но местные нас не пустили из-за обилия снега на склонах, сказали что кому нибудь в дом скатимся. Для нас была организована парковка во дворе местного жителя и выделен экскурсовод Икрам. Икрам провел нас по селу, сводил на обзорные точки, рассказал про историю села, о том что все приходит в упадок… Раньше в селе жило около 5000 человек, а сейчас еле-еле 600. Барашков стало мало, разводить их дорого, а мясо никто не покупает. Потом конечно был чай у Икрама дома, потом плов, потом еще чай… Так можно было сидеть долго, но надо было ехать. Мы пришли к машине. Икрам спросил, есть ли у нас разрешение на пребывание в погран.зоне. Но у нас конечно же его не было. Это плохо – сказал Икрам.

К нам подошло «плохо» в штатском. Это был сотрудник ФСБ, прапорщик Иванов. Он задал нам тот же вопрос, что и Икрам. Мы постарались изобразить на своих лицах дебильное изумление «а что надо, да?». Икрам решил впрячься за нас, мол, они уже уезжают. Прапорщик сказал: конечно уезжают, только сначала протокол. Доводы, типа мы свои, мы пожарники и тачка у нас красная, не возымели должного внимания. Нас попросили подъехать к школе, где в это время яркие представители пограничных войск России читали детям лекции о вреде курения.
Через некоторое время к нам вышел зам.начальника погран.заставы капитан Петров. Он сказал нам «айяяй». Дословно перевести «айяяй» не смогу, там было очень много не понятных мне терминов и неизвестных мне названий. Изредка встречались понятные слова, к примеру: статья, часть, запрещено, преследуется по… Из этого я сделал вывод, что нам придется задержаться в Куруше.

Мы заякорили тачку возле школы, пересели в ниву пограничников и поехали на заставу. Погранцы настоятельно рекомендовали нам не ехать своим ходом, потому что дорога до заставы очень опасная. Там нас встретил замечательный начальник погран. заставы майор Сидоров. Майор сказал «Ну как же вы так, ребята?». Дословно перевести «Ну как же вы так, ребята?» не смогу, там было очень много не понятных мне терминов и неизвестных мне названий. Но из этого я сделал вывод, что нам светит штраф 500 рублей с клюва. О нас было доложено в генеральный штаб, а уже оттуда в Кремль.

Скажу тебе честно, дорогой читатель, в Кремле «ахерели» от такой новости. К нам на встречу из Центра был направлен оперуполномоченный ФСБ по борьбе с придурками вроде нас майор Семёнов. Погранцы договорились, что мы поедем на встречу оперу и пересечемся в Куруше, где с нами поговорят по душам. Как то так получилось, что мы заблудились между двумя домами в Куруше и опер проскочил мимо нас на заставу. В итоге нам пришлось возвращаться. Мы пересели на свою машину и уже самостоятельно метнулись на заставу. Там нас уже ждал майор Семёнов. Он извинился за причинённые неудобства, мы закрылись втроём в отдельном кабинете, где майор устроил нам перекрестный допрос. За пару часов беседы он вывернул всю нашу жизнь наизнанку. И как бы между делом рассказывал нам о криминогенной обстановке в республике, о менталитете местного населения, об обычаях и традициях…

Незаметно за окном повалил снег. Я намекнул майору о том, есть ли в части места для ночевки, т.к. судя по погоде, мы можем заякориться на заставе на пару суток. А т.к. майору надо было возвращаться в Центр, он вошел в ситуацию и закончил допрос. Вдогонку дал нам несколько напутственных рекомендаций по запланированному маршруту. Исходя из его напутствий, нам не следовало ехать в Касумкент и Хив. Мы попрощались с уже ставшими нам родными погранцами и погнали из Куруша на всех парах.





Время уже было около 18:00. На этот день что либо планировать не имело смысла. Мы поехали ночевать в Дербент.

Марина стойко перенесла всю эту ситуацию и мужественно переварила полученную от майора информацию. Больше всего я боялся вопроса от нее, «в какую жопу ты меня завез?», но этого слава богу не последовало. Мы сделали соответствующие выводы и в дальнейшем изменили маршрут.

Все звания, фамилии, действия в этом повествовании вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны. Но цепочка событий более менее соблюдена.

Пробег за день 224 км.


19.04.2016. День восьмой.

День начался с посещения местных пляжей и крепости Нарын-Кала.



Крепость открывается в 8:00, но музеи внутри крепости открываются в 10:00. Мы приперлись туда около девяти. Для нас сделали исключение и открыли экспозиции для индивидуального осмотра. Внешне крепость смотрится очень эффектно, особенно в ночи при полной иллюминации. Внутри она пустовата. Но, тем не менее, мы прикоснулись к вечности.















В городе не стали сильно задерживаться, хотелось в горы.

Стартонули по маршруту приблизительно в 13:00. К вечеру планировалось быть в Гунибе. Так как нам настоятельно не рекомендовали ехать в Хив, нам пришлось чуть чуть выпендриться с ниткой маршрута, что бы попасть в Кумух. Там должны были быть остатки крепости и симпатичные виды. Ничего мегавыдающегося по пути не было. Просто вокруг были горы, мало людей, пустая дорога.






Монумент посвящен 270-летию победы объединенных сил горцев во главе с Ханом Муртазали Казикумухским над полчищами Надир-шаха в 1741 г.

В Кумухе мы нашли крепость, вернее одну стену от нее. Виды вокруг были очень эффектные.













После Кумуха был очень красивый участок дороги, который не активно используется местным населением, ввиду малозаселенности данного района.





В итоге мы где то прозевали нужную нам тропку, а после того как уточнили дорогу у местных жителей, они нас послали по короткому пути. В итоге мы попали в какой то загон, где недавно (по словам местных) проезжали на машине. Машина, как оказалось, была короткой нивой. В итоге пришлось слегка выпендриться, что бы просочиться над краем обрыва на широкоплечем Помидоре. Уже начало темнеть и перспективы сползти со склона в неизвестность, мало нас прельщала.





По пути, уже в темноте посетили мемориал Ватан.

Хицибский мемориальный комплекс-музей «Ватан» — посвящен историческому подвигу дагестанцев - разгрому полчищ Надир-шаха в Андалале в 1741 г., который стал символом консолидированной мощи и нерушимости объединенных сил народов Дагестана.

В Гунибе были уже часов в восемь вечера. Всезнающий интернет подсказал нам адрес гостиницы. В итоге. Подъезжаем к гостинице «Гуниб», в ней не горит ни одного окна. Тут же перед нами останавливается девятка, из не выскакивает мужичек, и без вопросов говорит: я тут за вами ехал от самой трассы, вижу не местные, наверное гостиницу надо, я щас за хозяином съезжу, через 10 минут вернусь… И уезжает. Ждем 10 минут. Возвращается с умудренным сединами старцем, хозяином гостиницы. Дед нам говорит: Гостиница 300р койкоместо, только в ней нет воды и света, а туалет есть в соседнем магазине и он работает до 21:00… Зашли в гостиницу, а в ней еще Джугашвили ссылку отбывал, даже на стенах надписи остались. Мужичек понял степень нашего охеревания и шепотом подсказал, где нам стоит поискать альтернативу. А альтернатива действительно была, это пансионат в горах и какой то мужик с домиками… Подробностей где и как искать он не знал, так как недавно потерял телефон. Плюсом в ситуации по устранению информационного вакуума было то, что мы находились на Кавказе.

Выйдя на улицу, мы подошли к первому попавшемуся прохожему и спросили где домики. На что получили конкретный ответ, едешь туда, там спросишь. Приехали туда, нашли домики, оказались не те. Спросили про те домики и того мужика. Тем мужиком оказался некий Кебед. Нам тут же нашли его номер телефона и организовали конференцсвязь. Кебеда на месте уже не было и мы договорились с ним по телефону о ночевке на его базе отдыха. Деньги за проживание отдали прохожему. Приехали на место, нас там встретили туристы из Махачкалы, открыли нам домик, все показали и организовали. Вот такая логистика. На всё про всё ушло минут 30.

Пробег за день 252 км.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 06:49:21
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
20.04.2016. День девятый.

Утром пришёл Кебед, взял гитару и начал петь. Ну и все планы на день порушил к чертям. Мы не могли от него уйти. Это оказался потрясающий человек. Это человек, который прекрасно знает историю своего края, обычаи, традиции. Прекрасный собеседник, бард. Кстати о его музыкальных способностях. По его заявлениям, у него в беседке кто то из туристов оставил гитару, она долго лежала без дела. В один прекрасный момент ему подумалось, что играют же люди на этом инструменте, как то у них это получается, а почему у него не может получиться? Залез в интернет, ну и научился по интернету играть. За время практики у него накопился огромный репертуар, начиная от Цоя, Высоцкого…, заканчивая Р.Гамзатовым и другими выдающимися представителями Дагестана. В целом это ходячая энциклопедия всяческих историй.

Мы оторвали задницы от скамейки и кружки чая только к 11 часам.




Вид на Гуниб. Природная крепость Гуниба являлась последним оплотом имама Шамиля, была взята русскими войсками 25 августа 1859 года.

Планов на этот день было громадье. Первыми в графике стояли селение Чох и заброшенный аул Гамсутль. Это одни из древнейших поселений в Дагестане, история тянется еще с додербентский времен. Они оба члены одного совхоза.

Чох это вполне большое селение с богатейшей историей. Если покопаться в сети можно прочитать много интересного. Один только список уроженцев - заслуженных деятелей всех времен и народов занимает несколько листов машинописного текста мелким шрифтом.









Его старший брат Гамсутль, хоть и имеет более древние корни, пришел в упадок и был заброшен. Последний житель умер год назад. Причина забвения аула банальна для сегодняшних дней – отсутствие дороги.


Длинная дорога к Гамсутлю





























После активного экскурса по достопримечательностям уже никуда не хотелось ехать. Вернее мы пришли к единому мнению, что надо бы еще на одну ночь заякориться у Кебеда. У него в этот день были гости, но и нам нашелся уголок, в том числе и за столом.



Пробег за день 62 км.


21.04.2016. День десятый.

Раннее утро было вялым, т.к. вечер был активным. Но тем не менее все в 8:00 были уже на ногах. Позавтракали и все поскакали по своим делам. Мы так же выдвинулись смотреть, что же такое Гунибское плато.










Избушки Кебеда Гусейнова. Наше пристанище в Гунибе.




Гунибский водопад


Мемориал «Андалал», напоминающий о богатой героической истории и борьбе народов Дагестана за свою свободу, на котором начертаны слова из «Молитвы горца» Расула Гамзатова.


Водосброс Гунибской ГЭС

Далее мы поехали на Салтинский водопад. Но, как выяснилось, к нему надо было идти по салтинской теснине, прям по руслу реки. Ну и честно признаться, вода в реке была апрельская, у Маруськи не было спецобуви. Мы постояли перед входом в теснину и не полезли в воду. Не солоно нахлебавшись, яйца не намочивши, мы поехали дальше.





У нас было намечено посещение еще одной достопримечательности – Карадахской теснины. Это узкая теснина шириной 5-6 метров с отвесными стенами высотой около 150 метров пропилена рекой Квартах, при пересечении западной части хребта Залал. Стены теснины местами сужаются до 2-3 м, поэтому над головой не видно неба, и даже в полдень здесь стоит полумрак.



Вход










На противоположной стороне теснины




По пути обратно






После посещения теснины запаса времени до темноты у нас осталось не много, поэтому мы поехали прямиком в Хунзах и Арани. В Арани была гостиница, где планировалась ночевка. Начало темнеть, моросил дождь. Дорога от Заиба до Хунзаха очень красивая, с неё открывались потрясающие панорамы.



По ней мы на следующий день должны были сделать радиалочку до села Хебда. В окрестностях этого села было много старых заброшенных аулов. Приехав в Арани выяснилось, что мест в гостинице нет и не будет. Это была невообразимая печаль. На улице лил дождь и было около 5 градусов тепла. Я подошел к группе лиц возле магазина, как не странно кавказской национальности, узнать, где можно переночевать. Воодушевившись моим вопросом, парни прыгнули в уазик и сказали следовать за ними. С пол часа мы гонялись за ними по Арани и Хунзаху от дома к дому. В итоге парни сказали, что нормальной ночевки нет, но есть один не нормальный вариант. Если мы готовы надругаться над своими изнеженными телами, то можно попробовать его пробить. У нас не было выбора и мы согласились. Они сделали с десяток звонков, сопроводили нас до дома хозяина не нормальной гостиницы и удалились, пожелав нам удачи. В итоге нас заселили в гостиницу, которая была гораздо комфортабельней, чем вариант в Гунибе. Здесь было электричество, толчёк во дворе и кое где были целые окна. Из единственной, более менее приспособленной для жилья комнаты, перед нами съехали какие то гастарбайтеры, не вынесшие тягот бытия. А что делать?! Зато в нашем распоряжении была целая двухэтажная гостиница.

На скорую приготовив пожрать и обустроив койкоместо мы вырубились.

Пробег за день 110 км.

Лирика, @лядь.
На самом деле, это действительно была старая совковая гостиница. Капитальное двухэтажное здание. На втором этаже было где то 12 номеров, на первом этаже администрация, еще штук шесть номеров, предположительно когда то присутствовала столовая (или буфет). Но почему то конструкция здания не предусматривала туалеты, а так же душевые, ванные... В здании отсутствовали признаки централизованного отопления. Хоть я и родился при совке, я с детства был уверен, что нас (СССР) все боятся и уважают, потому что мы высокотехнологичная индустриальная ядерная держава. Постепенно с возрастом это чувство прошло. Но некоторые до сих пор в этом уверены, и готовы с пеной у рта и соплями из носа нести в массы идеологию государственного могущества России. Если бы эти люди побывали в Хунзахе, они бы четко осознали, что нас боялись за то, что в совке жили роботы, которые не мерзли, не мылись и не срали. Таким роботам ядерная зима не страшна, поэтому с ними лучше не связываться. А абсолютная деградация государственности в России началась с момента появления в магазинах трехслойной туалетной бумаги Зева, наши жопы размякли и стали получать удовольствие от «жизни»…  
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 07:36:42
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
22.04.2016. День одинадцатый.

С утра нас ждал снег, как на улице, так и в гостинице. Нашей радости не было предела.






Если плохо видно, перевожу: Правила… Живите как хотите, выживайте как можете.


Те самые удобства. Все как в лучших домах Лондона… М&Ж.

Все красоты поглотила белая мгла. Снег падал как из ведра, видимость была минимальная. Нам ничего не оставалось, как свалиться на высоты куда-нибудь пониже. Достопримечательности, в виде заброшенных аулов в окрестностях Хебды и Гоора, пришлось оставить на будущее.




Ирганайское водохранилище.


Заслуженный строитель, копатель, возводитель ГЭС, почетный борец за электрификацию, и уважаемый пенсионер Дагестана – ЭШ-6-45.


Слияние рек Андийское Койсу и Аварское Койсу, которые образуют реку Сулак.



Мы потихоньку порулили в сторону Чечни. По пути проехали через село Ботлих. Это довольно таки большой населенный пункт по меркам Дагестана расположенный в ущелье Андийского Койсу. Очень живописное ущелье и приятственное село. Ехали через село очень долго и усердно. Узкие старинные улочки исторически предполагали передвижение по ним на гужевых повозках. Поэтому даже наш сравнительно маленький Помидор проходил с напрягом между домами. На встречу регулярно попадались машины. Ну ладно как то проскочили, не сбив ни одной дверной ручки своими зеркалами.




Вид на Ботлих

Далее поехали на озеро Кезенойам. Путь лежал через перевал Харами. На перевале лежал снег, который так же нападал этой ночью. Эта дорога между Дагестаном и Чечней очень качественная и красивая. На перекрестке с селом Анди (последний Дагестанский нас.пункт в этом направлении) был импровизированный блок-пост, состоящий из двух автоматчиков, школьной парты и табуретки. Солдатики были искренне удивлены нашему появлению, с радостью записали нас в амбарную книгу. При этом сообщили, что ни одной машины за сегодня не прошло ни туда, ни сюда. За поворотом нас ждала неизвестность. Они очень сильно переживали за наше «авантюрное» мероприятие. По причине того что в дороге всякое может быть, вручили нам булку свежего белого хлеба.





Похоже, солдатики прозевали трактор, который прошел через перевал на Чечню. Дорога была свежевычищена и движение осложнялось только красивейшими видами гор, на которые хотелось любоваться неотрывно.






Перевал Харами







Засветло мы приехали на озеро и заселились в Лечебно-оздоровительный комплекс (ЛОК) Кезеной. Крутяцкий комплекс, в крутяцком месте. Очень приветливый персонал. Разговорились с администратором. Он поведал нам о планах развития туризма в Чечне. Воодушевившись перспективами, пошли покушать в местный ресторан. Во время зимней поездки у нас не получилось отведать национальной кухни и мы решили восполнить этот пробел. Я заказал Жижиг-галнаш с сушеным мясом. Принесли грамм 600 галушек и грамм 500 мяса. Все очень вкусно, но тем не менее осилил только половину. После этого ночью выпил пару литров жидкости. Сушняк замучал с непривычки.

Пробег за день 182 км.


23.04.2016. День двенадцатый.

После завтрака познакомились с квадроциклистами из Питера. Парни в Грозном взяли на прокат квадрики, наняли местного гида и шикарно проводили время. Их маршрут совпадал с нашим, по крайней мере от Кезеноя до Цой-Педе, через Шатой и Итум-Кале. Обменялись с парнями любезностями и выведав у них полезную информацию по маршруту, мы выдвинулись в заброшенный аул Хой. Квадрики тем временем поехали по своему маршруту.

Аул Хой










На улице была прекрасная погода, горы начали открываться от снега. Все говорило о том, что на горных тропках будет «колея». Собственно в эту колею мы и вляпались.

От аула Макажой в направлении аула Кулой надо было переехать через небольшой перевальчик. Перепады высот смешные, приблизительно 500м на 5км. Склон представлял из себя поле для выпаса скота с небольшими болотцами. Из за обильно таящего снега по поляне ровным слоем шла вода. Грунтовка была идеальной, почни без колеи, но почему то скользкой. С давлением в шинах 0,8 атм машина ехала уверенно, пока не было бокового крена. Как только появлялись крены, сразу начинало хотеться «курить». Курили всего километра полтора, а потом начались какие то авражики и мы решили развернуться. Да, мы не гордые, мы осторожные.





Так как не хотелось изучать Чечню кусочками и урывками, мы решили перенести ее на более поздний период, и в дальнейшем совместить ее к примеру с Грузией. В следующий раз мы обязательно сюда вернемся и прокатаем и эту дорожку, и Шатой, и Шарой, и вылезем из Чечни в Ингушетию, через Цори… А сейчас мы поехали в объезд на Ингушетию.



Спустившись с Кезеноя на равнину с нами произошёл забавный случай. После перепахивания склона, Помидор был в очередной раз похож на клумбу. В Ведено нас останавливает полицейский и после ознакомления с документами говорит: Евгений Анатольевич, у вас нарушение. Номера на автомобиле не читаются и марка автомобиля не определяется. Я, говорит, не могу наказать туриста, но вы, пожалуйста, хотя бы номера протрите. Рассказал где есть автомойки. А потом говорит: Могу ли чем нибудь помочь? Может чаю с лепешками?... Я себе сразу представил какого нибудь ростовского полицейского, подчующего нарушителя пирожками… Попрощались с полицейским, поехали на автомойку.

На самом деле у Дагестанских полицейских такое же отношение к туристам. Ну по крайней мере у нас сложилось такое впечатление. На блок-постах где несут службу прикомандированные со всей России силовики, все проходит официально: здрасьте, пожалуйста, спасибо, до свиданья… Там где стоят местные полицейские, обычно все проходит более эмоционально. Проверка документов,… базар-вакзал про Дагестан,… случаи из жизни,… и заканчивается чаем с конфетками и печеньками… Практически на всех постах нас пытались накормить, ну или как минимум чаем напоить. К примеру, практически при всех встречах с блюстителями порядка, нам рассказывали про венгера, туриста приехавшего из Венгрии в Дагестан и пропавшего в горах. Искали его всем Дагестаном, и полицейские, и военнослужащие, и взрослые, и дети… Приехал человек в беспокойный регион и как сквозь землю провалился, к тому же иностранный турист. В общем все стояли на ушах две недели. А в итоге он оказался каким то ботаником, который всяких жучков искал. Ну и всплыл от через некоторое время в соц.сетях с отчетом о поездке. Где он был, что делал в горах, история умалчивает, но теперь слово венгер в Дагестане является матершиным.

Без особых проблем, минуя с десяток постов, мы добрались до Джейраха (Джейрахский район, Ингушетия). Это приграничная территория, но ввиду активного развития туризма в регионе, въезд туда не требует спец.разрешения, достаточно иметь на руках паспорт.
На ночь мы устроились в ЛОК «Армхи». Это отличный горнолыжный комплекс, с разного рода развлекухами, типа бассейнов, пейнтболов, велосипедов и пр. атрибутики. Самый сенокос, для культур-мультур туристов привыкших к комфорту 3+.

Пробег за день 275 км.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 07:46:26
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
24.04.2016. День тринадцатый.

В 7:00 мы сдавали ключи администратору, вернее клали их на стойку администратора. Никого из работников не было на месте.

Башенный комплекс Морч


Башенный поселок Эрзи, 12-й век












Магой-Джел (Эшк-кольк) - уникальная сторожевая боевая башня XVII века, воздвигнутая под Цей-Ламским горным перевалом между двумя громадными глыбами скал, где образовалась своеобразная пещера, имеющая неравномерную форму и площадь почти в 90 кв.м. Первый этаж башни служил, по всей видимости, для загона скота ("джел" в переводе овчарня), а верхние этажи (в настоящее время сохранилось три этажа) служили убежищем.




По дороге к Хяни и Лайлах


Башенный поселок Хяни, 16-й век





Мои коллеги окрестили это фото "Они тоже ездили в Чечню"



Лялах — крупный башенный поселок замкового типа в Чулхойском (Салгинском) ущелье (16-й век). С северо-запада территория поселка ограничена оврагом, под дну которого протекает ручей, с юга - обрывистым берегом речки Чулхи, с востока - неглубоким оврагом. На севере расположен Скалистый хребет и гора Цей-Лоам. В нижнем ряду поселка расположены три боевые башни (одна из них обрушилась в 2008-м году), выше по склону, под их прикрытием, построены 22 жилые башни.








Вид на Галгаевское ущелье


гора Гайкомд (Цей-Лоам) – 3171м



 
Башенный поселок Эгикал, 12-й век


Башенный поселок Таргим, 12-й век





Приехали к башенному комплексу Вовнушки. Величественные сооружения  вызывающие уважение. Конечно же я не смог удержаться от того что бы залезть наверх. Взял фотик, второй объектив в зубы, ну и пошагал налегке к западной башне. Пока лез, проклял все на свете, и фотоаппарат, и легкие кроссовки, и палящее ингушское солнце, и хреновую физ.подготовку… Комплекс действительно труднодоступный. Основным осложняющим фактором при подъеме в моем случае было отсутствие головы. Помимо этого характер поверхности был представлен сыпучим сланцем, растительность на склонах была представлена всеми видами колючек, которые можно найти на Кавказе. Когда залез на верх, я был похож на драного кошака. А все самое сложное было еще впереди…

Башенный поселок Вовнушки, 14-й век










Башенный поселок Ний, 16-й век




В итоге мы объехали республику по периметру. На весь экскурс по Ингушетии нам потребовалось в общей сложности 12 часов и пол бака бензина. При этом мы увидели не более 20% достопримечательностей, а посетили не более 5%. Концентрация достопримечательностей на квадратный километр в Ингушетии, походу превышает плотность населения на ее территории.



Башенный поселок Гаги Галаш, 16-й век


Ассинское ущелье






На трассе Владикавказ-Нижний Ларс гостиниц не оказалось и нам пришлось опять ночевать в Армхи.

Уже при написании отчета я случайно наткнулся на шикарный ресурс о Ингушетии http://openkavkaz.com/map. Сейчас очень сожалею, что не нашел его до поездки. Я думаю, он пригодится любому туристу при планировании поездки в Ингушетию. Дай бог здоровья создателям и продолжать в том же духе.

Пробег за день 247 км.


25.04.2016. День четырнадцатый.

Утро опять началось до открытия завтракальни в гостинице. На пустой желудок мы поехали на Северную Осетию.

Первый пункт это Кармадонское ущелье. Надо было в обязательном порядке посетить место трагедии с Бодровым и его командой. От самого ледника ничего уже не осталось, а вот от того что он на себе притащил, создается не приятное ощущение. После посещения памятника остановились на завтрак.







Далее весь день был посвящен природным красотам и хорошим дорогам. Единственным минусом был штормовой ветер, который сдувал с уступов и не давал нормально фотографировать.


Исторический памятник «Город мертвых» - комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Местное название этого хребта - Рабиныраг. Эти памятники культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам.

Ущелье реки Мидаграбиндон.






Мы ехали посмотреть на водопады в этом ущелье. Самый крупный из которых – Зейгалан. Его высота составляет шестьсот метров. Это один из высочайших водопадов России. Но увы, был не сезон и водопада не оказалось.



Аланский Успенский мужской монастырь в селе Хидикус - самая высокогорная Православная обитель на территории России. Это новострой от 2000 года.


Ущелье Цазгуком








По дороге в Цей


На ночевку нацелились в Цейское ущелье, в одноименный альп.лагерь (горнолыжный курорт) Цей. Шикарное место за 700р койкоместо. Окунулись в совок с головой. Особенно поразила местная столовка с гречкой и тефтелями за 300р с клюва. Помимо этого в стоимость платного ужина входило ведро соленых помидоров и огурцов, тазик варенья, и короб свежей выпечки. Все собственного производства. А в добавок, в местном ларьке был приобретен домашний портвешок 2х0,5 по 250р за пузырь. Он довершил удачное завершение ходового дня.

Пробег за день 167 км.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 08:02:09
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
26.04.2016. День пятнадцатый.

Очередной солнечный день, насыщенный природными красотами начался в 7:00. Ничего из ряда вон выдающегося не планировалось на этот день. Основная задача: смотреть по сторонам и радоваться жизни.

Цейское ущелье




По маршруту был участок с грунтовым покрытием, а затем должны были выйти на асфальт и перебраться в КБР.

Участок от Верхнего Згида до Камунты оказался не обслуживаемым. Он используется только местными пастухами. Дорожка приходит в упадок, тем более после зимы по ней явно пользовались не активно. Местами приходилось выкладывать камушками, местами копать колею.











Потом было Дигорское ущелье.




Водопад Шумный




Заброшенный аул Ханаз и замок Фрегат.








Уже затемно приехали в Верхнюю Балкарию, где заякорились в гостевом доме. Отличное местечко. Здесь нами был поставлен рекорд по самому дешевому ужину, 280 рублей на двоих.

Пробег за день 250 км.


27.04.2016. День шестнадцатый.

Утро было дождливым, настроение гавняным. При переезде в соседнее ущелье выглянуло шальное солнышко, вселив в нас надежду на хорошую погоду. Хорошая погода была не долго.





Приехали в Безенги. За бортом шел проливной дождь. По плану был водопад Думала. Отметились на КПП у погранцов, поехали вглубь ущелья. До водопада надо было прогуляться пешком. Маринка осталась в машине, а я как исправный турист пошел обозревать достопримечательность. При входе в каньон стоит избушка егеря. Вышел молодой паренек, сказал, что до водопада идти очень рискованно в дождь, потому что падают камни и склоны текут. Но я же взрослый мужик, у меня голова на плечах и я на свой страх и риск пошёл дальше. Водопад расположен в очень узеньком каньоне, его эхо слышно далеко. Приперся на место, достал из пакета фотоаппарат, прильнул к окуляру… И тут рядом хлопок, заглушающий шум потока. Обгадился не сразу, успел сделать один кадр. Оглянулся по сторонам,… рядом еще хлопок… Осознал, что это собственно камни падают. В следующее мгновенье я уже скользил на жопе по мокрым склонам в направлении выхода из ущелья.


Водопад Думала (Брызги шампанского) ~30м



От Безенги я планировал перепорхнуть через перевал в Булунгу. Уточнил у местных, можно ли проехать. В очередной раз убедился, что местные нифига не знают. Поехал на авось.

До перевала идет шикарная грунтовая дорога. На перевале стоит вышка сотовой связи. На этом все заканчивается. Далее идет колея, по которой с прошлого года никто не ездил. Стравил колеса, попробовал спуститься. Чернозем и колея подрывали надежду на удачное завершение мероприятия. А визуальный обзор очередной ложбинки напрочь изничтожил эту надежду. Дорога была вымыта ручьями, ширина как раз под ФЖя, скользкий спуск и глубокое ущелье по краю повлияли на принятие правильного решения. До кучи повалил снег. Все радости жизни были собраны в один большой букет. Пришлось разворачиваться. Этот факт конкретно портил план мероприятий намеченный на день. До Булунгу по прямой было 8 км, а по кругу 140 км. В местных реалиях это 3 часа «быстрой» езды.









Жажда увидеть водопад Абай-Суу, не смотря на херовую погоду, гнала нас вперед. На всех парах мы летели в Булунгу. Водопад находится в пограничной зоне, для его посещения надо регистрироваться на КПП. Приехали на КПП в 17:15. А там клюшка вместо пограничников. Прием по личным вопросам до 17:00. Не солоно нахлебавшись поплелись обратно.



Ночевать планировали в Терсколе, поближе к Эльбрусу. Дорога до него была уже наезжена по зиме, поэтому мы уже никуда не спешили.

Пробег за день 359 км.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 08:09:26
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
28.04.2016. День семнадцатый.

Солнце подняло нас из коек в 6:00. Нас обуяло несказанное счастье, что мы наконец увидим Эльбрус. Так и произошло. В очереди за билетами на подъемник мы были одни из первых. Забрались на 3500м. К нам подошел человек и ненавязчиво предложил прокатиться на снегоходе на 4200м. Эх, гулять так гулять, подумали мы. И не смотря на то что мы были в болоньевых штанцах, футболках и легких дождевиках, погнали на верх. Там было весьма прохладно. Насладившись видами, наш новоиспеченный гид, опять ненавязчиво предложил подняться на 4500м, за скромное вознаграждение. Марина вошла в раж и дала добро. Поднялись. Состояние уже было близкое к коме. Фотоаппарат в руках не держался. Дул ураганный ветер. Долго не протянули, через 3 минуты наслаждения мы стремглав летели вниз. В этот раз знакомство с Эльбрусом можно было считать состоявшимся.









Далее у нас было запланировано немного авантюрное мероприятие. Надо было из Тырныауза перескочить через перевал Шукам к северо-восточному склону Эльбруса, водопаду Султан и термальным источникам Джылысу. Это была самая высокая точка нашего маршрута, а так как на 2500м уже сугробы были по я… (по пояс), то вероятность забраться туда была минимальная. Но, тем не менее, попытка не пытка, пробовать надо было.

На подъезде к Тырныаузу в Баксанское ущелье зашла скромная тучка. Настроение начало портиться чуть медленнее, нежели погода.


Для справки. До распада СССР градообразующим предприятием Тырныауза был Тырныаузский горно-обогатительный комбинат, для обеспечения переработки руд Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения, одного из крупнейших в России. На данный момент комбинат заброшен. И все горы над Тырныаузом представляют собой каменоломню, вперемешку с руинами ГОКа.

На 1800м мы зашли в зону облаков. Соответственно картина за бортом приобрела апокалиптический характер. Временами в тумане мелькали экскаваторы, крошащие остатки комбината, грузовики вывозящие металлолом… Все говорило о том, что не все еще потеряно. ГОК живет, ВВП прирастает, вот вот Россия встанет с колен и захлестнет мировые рынки своим молибденом…









Количество всяких там отворотов, карманов, выработок конкретно мешали ориентации в непроглядном тумане. То и дело по бокам возникали жерла заброшенных шахт… Дорога была хорошая, изредка пересыпанная небольшими камнепадами. Но это не мешало нашему продвижению вперед. На дороге еле просматривался относительно свежий след в одном направлении. Это не могло не радовать. До тех пор пока нам на встречу не попался местный уазик. Парняга вез пешеходов на Джылысу, но упершись в лавину развернулся. Дальше пешеходы пошли пешком. Я предложил ему попробовать порубиться дальше. На что он мило улыбнулся и сказал, что это только первая лавина, а дальше будет еще с десяток. И еще сказал, что проще посидеть подождать, потому что второго мая будет первый трактор. Это было неприемлемое решение, 2го нам надо было быть дома. Мы съездили, посмотрели на лавинку и сделали пару честных попыток через нее проскочить.



Эта, так сказать, прямая дорога по протяженности была ~55 км. В объезд до цели было чуть больше 200 км. Мы не замедлительно поскакали к цели. Плохая погода нас преследовала на всем протяжении маршрута. На равнине видимость была хорошая. А вот начиная с Кимчалки видимость упала ниже плинтуса. Мы ехали в молоке, по какой то пустыне без единого кустика, без указателей, по пердячему грейдеру… И только изредка из тумана всплывали автобусные остановки, в местах, где даже на генштабе не было никаких населенных пунктов. Начало темнеть. По пути у нас была турбаза, под названием «Долина нарзанов». Я решил заночевать нас на турбазе, а уже засветло продолжить путь. Тут откуда не возьмись, мы выехали на ахеренную автостраду, с идеальной разметкой, отбойниками, фонарями по двум сторонам… На выезде был установлен указатель, типа «…трасса Кисловодск-Джылысу закрыта в период с декабря по 30 мая… в связи с опасностью лавин…». Какой то бред – подумали мы. До турбазы оставалось 8 км.

Подъехали на турбазу когда уже практически стемнело. Нас насторожило отсутствие света. Подъехав поближе к проходной, обнаружили выбитые двери и окна в домиках, и только стая заливающихся лаем собак, говорила о том, что когда то здесь была жизнь…

Меня что то переклинило на ночь глядя. До Кисловодска было порядка 30 километров, а до Джылысу километров 50. Я в полной уверенности, что на Джылысу есть жизнь, попер к цели. К этому времени совсем стемнело и опустились облака. Перед нами была идеальная асфальтированная дорога и пустота вокруг. Проехали чуть больше 20 км. Увидели свет в конце туннеля. Подъезжаем к избушке с надписью – кафе-гостиница «В дали от жен». Нас встречают трое мужиков. Выясняется, что это егеря и они в срочном порядке готовятся к туристическому сезону после зимы. Они нам предложили место для ночевки в вагончике бесплатно. Мы уточнили, есть ли что-нибудь жилое дальше по маршруту, непосредственно в долине нарзанов. Они сказали, что на Джылысу все есть, там круглый год живет дедок, который смотрит за домиками, и что там пока не сезон, по любому, есть где переночевать. Мы попрощались и поехали дальше.

Высоты были уже +/- 2500м. Местами лежал снег. Снежные заносы на дороге уже были пробиты грузовой техникой. Дороги на спусках и подъемах в ущелья были завалены камушками. Все это было в непроглядном тумане, при моросящем дожде со снегом, с видимостью не более 10 метров. Ехали эти 50 км в общей сложности около двух часов. Мы уже реально подустали. Навигатор отсчитывал километры до финиша…

Наконец то приехали! На часах было около 23:00. Да, есть вагончики. Да, есть техника. И еще есть кавказские волкодавы, которые холкой задевают зеркала у машины. Но при этом нет света и людей. Один самый активный пес заглянул к нам в окно, с таким томным взглядом, типа «выходи, я жрать хочу». Выходить не хотелось. Покрутились на месте. Никто так и не вышел. Искать место для ночевки в «поле» был не вариант. Поехали к егерям.

Егеря приняли нас с распростёртыми объятьями. Снабдили горячим чаем и конфетами. Нам выделили коморку в вагончике, ту в которой были стекла в окнах. Оборудовали спальные места из настоящих кроватей. Радовало одно, что там было сухо. Дядьки вырубили дизель-генератор и все погрузилось в непроглядную мглу. Погрузились в кому молниеносно.

Пробег за день 342 км.


29.04.2016. День восемнадцатый.

Встали в 06:00. Часть местного населения уже ушла на выпас скота. Егеря накормили нас плотным завтраком. За беседой выяснилось, что из цивилизации в данном районе, только асфальтированная дорога. Никакие другие блага до этих краев еще не дошли. На Джылысу не было света по причине того, что его там нет по определению. Егеря получают з/п 8000 руб/мес. Из того, что им дало государство, для выполнения возложенных на них функций, это будка от шишиги для проживания. И все что мы видим вокруг сделано, за счет самостоятельно добытых средств. Поэтому дядьки вынуждены выкручиваться и факультативно подкармливать туристов в импровизированной кафешке. В декабре здесь все заваливает снегом и доступа в этот район нет. Люди уходят на равнину. Мы у них были первыми в этом сезоне. Что бы как то задать правильный тренд, мы подсунули им немного денег. Они сначала отказывались, но аргумент «Как сезон начнешь, так его и проведешь» оказался убедительным.

Мы поехали на Джылысу. Засветло езда была не такой муторной как ночью, хотя погода так и не выправилась.


Ночной нежданчик





На Джилысу во всю кипела жизнь. Уже приехало какое то начальство для оценки последствий ледникового периода. При свете дня оказалось, что как такового сервиса там нет. Есть все те же бытовые вагончики, аля «гостевые дома» для неприхотливых туристов и кафе, которое конечно работает только в сезон.

Долина нарзанов представляет собой ущелье заваленное валунами, как после селя. Из объектов обустройства есть только толчек из полиэтилена, типа «очко», и один бассейн с термальной водой (21 градус) с раздевалкой. В долине есть с десяток минеральных источников от разных видов болячек. Ни один источник не оборудован и не подписан. Дабы не ошибиться, можно замешать все в один пузырь и выпить, что бы потом было не понятно от чего тебя лечить.


Долина нарзанов и типичный долинный нарзан


Водопад Султан. Найди на фото злого троля.

Мы не смогли по достоинству оценить красоты этого места. Все было в облаках. Долину постаментов вообще не было видно. Водопад был жиденький. Тем не менее, мы сочли своим долгом совершить омовение в источнике. После чего до вечера воняли ржавчиной.



Задерживаться не стали и поехали в сторону цивилизации. К сожалению это был последний кавказский день. Надо было возвращаться домой.




Долина реки Харбас





Столовка на б/о Долина Нарзанов


По пути сделали попытку взглянуть на плато Бермамыт. Но оно было затянуто облаками. Лезть на него не стали.


Долина реки Хасаут

При подъезде к Кисловодску началась какая то суета. Множество машин, снующие люди, светофоры… Федеральная трасса, козлы на дорогах…
К вечеру доехали до Армавира, устроились в гостиницу, отмыли машину, отмылись сами. Стали похожими на пижонов в гламурной тачке.

Пробег за день 391 км.


30.04.-01.05.2016. Дни девятнадцатый и двадцатый.

Дни прошли в неспешном движении.

Переночевали в борделе №1 города Воронежа.

На пасху посетили город Задонск и Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.


Платник М-4. Как обычно ехали со скоростью за пределами разумного.


И к вечеру пасхального воскресенья, без пробок и прочего московского геморроя, мы были дома.

Пробег за 30.04.2016. – 890 км.
Пробег за 01.05.2016. – 549 км.


Краткие итоги.

Полный пробег составил 6764 км.

Не буду писать про знаменитое кавказское гостеприимство. О нем известно каждому школьнику, даже внутри садового кольца.

Дагестан чудеснейший регион на туристическом глобусе. Обилие вменяемых дорог позволит залезть в любой, даже самый удаленный уголок. Это рай для автономного автотуриста. Но культурного туризма, в горной части республики, пока практически нет. Поэтому любителей понежить себя в комфортабельном отеле после организованной экскурсии ждут только крупные города у побережья. Судя по неподдельному удивлению местных жителей при нашем появлении, даже в крупных населенных пунктах, могу сделать вывод, что понятие «турист» в Дагестане находится в зачаточном состоянии. На данной стадии развития туристической индустрии в республике, «турист» приравнивается к понятию «дорогой гость». Все двери для тебя открыты.

К сожалению, тема Чечни для нас так и осталась не открыта в полной мере. Во второй раз у нас получилось открыть занавес, чуть-чуть пошире. Но это только еще больше укрепило желание окунуться туда с головой.

Туристический бизнес в Ингушетии активно развивается. Идет строительство гостиниц, реставрация памятников культурного наследия, накатываются дороги… Турист любой категории здесь найдет чем заняться, и авто, и пешики, и велики, и горники, и лыжники… По этой причине позволю себе немного выделить Ингушетию из всех остальных республик Северного Кавказа. Наверное размеры этого региона и отсутствие ресурсной базы заставили правительство сделать ставку на развитие туристической отрасли. Но если они будут двигаться в правильном направлении, то у них есть абсолютные шансы взять первенство на Кавказе. У республики колоссальный потенциал, это один сплошной музей. Есть маленький нюанс, алкотуристам там делать нефиг, как и в Чечне. Любителям активно мешать культурный отдых с бухлом, придется искать другие регионы для паломничества.

С.Осетия, КБР и КЧР регионы, местами уже избалованные туристами, но не потерявшие свою первозданную красоту. Конечно же, я не беру в расчет культовые места, где уже пометил территорию каждый заезжий «Вася». Сверните с асфальта на пару витков серпантина и вы окажетесь в затерянном раю, где люди живут без электричества и пр. благ цивилизации. Там можно получить шквал положительных эмоций и заряд энергии на долго.

Что касается негативных моментов от поездки, хочу отметить полное их отсутствие.

Выделить какие-нибудь отдельные места и рекомендовать для обязательного посещения не смогу. Для этого надо будет заново переписать всё свое повествование. Просто, валите на Кавказ, там ошеломляюще красиво, интересно.

Фотоальбом ЗДЕСЬ.

Карта маршрута ЗДЕСЬ.
Изменено: PoZiTiFF - 22.11.2016 08:27:26
Член клуба OFF ROAD MASTER
---------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь повернулась к тебе задом...?    Не расстраивайся - пристраивайся!
 
Женя, как всегда отпадно! И маршрут, и фоты, и конечно же повествование *THUMBS
2xSubaru Leone 83/86г 1.8л(105лс)ЕА81/82, 4WDwithoutDiff, МT+пониженный ряд, просвет ~250мм
www.SiTravels.ru
 
Женя, спасибо за отчет. Читала с удовольствием. Завидую твоему умению излагать.  
Страницы: 1
Читают тему