Не помню кто автор, но так поржать)))
8-января
Старт в 11-00
Температура опустилась до -40. Северный ветер.
Поменяли пару спущенных колес. Начались технические проблемы с автомобилями.
У УАЗа Андрея из Пурпе печка отапливала исключительно салон , а лобовое стекло покрывалось корой льда, приходилось отогревать его на ходу газовой горелкой. Также на этом УАЗе перемёрзла вентиляция картера и выдавило щуп, щуп утерян, выброс масла покрыл контакты стартера, лишив автомобиль возможности заводится самостоятельно. Проблемы с обзором приводили к частым сходам машины с трассы, что сильно затрудняло движение.
У автомобиля TLC73 из Ноябрьска перемёрзла топливная система, пришлось запитать двигатель через шланг из канистры, создав временную магистраль. Во время устранения технических проблем, которые продолжались около 4-х часов водитель тойоты Сергей Созин получил обморожение стопы правой ноги. Волдырь диаметром 7-8 см.
При преодолении снежных заносов и эвакуации машин из снежного плена перегрелась и лишилась 3,4 передачи и заднего хода АКПП на TLC80, так же вырванный буксировочный крюк лишил возможности применять электролебёдку.
За день команда в тяжёлых дорожных и погодных условиях преодолела 240 км автозимника за 15 ходовых часов и прибыла к 2-м часа ночи в г. Надым.
-44С. Спать легли в помещениях Техцентра, оставив заведённые машины на улице.
9 Января
С утра загоняем замороженные легковушки, и машины требующие ремонта в цеха Техцентра и занимаемся ремонтом и утеплением. На Жигулях и Нисане колом замерзла трансмиссия, замки дверей, вода и водка в салоне .
В 20 часов вечера, отклонив предложения хозяина базы – Александра Стародубцева остаться и пережать непогоду выдвигаемся в сторону Нового Уренгоя. По прогнозам впереди нас ждет -50, но особых потеплений в течение недели не ожидается. Сидеть неделю в Надыме для нас не приемлемо, и мы принимаем решение двигаться в сторону дома тихим ходом, чтобы сберечь перемершую ходовку. До Новосибирска – почти 2500км.
На выезде из города -44С ветер. На ближайшей заправке нет дизтоплива – колонка перемерзла. Ищем другую заправку.
Ночь. За городом температура продолжает понижаться, и опустилась до -50 С. Северный ветер.
С УАЗом из Пурпе те же проблемы. Он глохнет при каждом «удобном» случае. В Новосибирский УАЗ 3160 постоянно приходится доливать тосол и масло, их выбрасывает видимо из-за дефекта головки блока. На автомобиле Евгения из Нижневартовска Тойота Сурф начался обильный выброс масла через турбину в двигатель и выпускной тракт. Ноябрьский крузак по прежнему имеет проблемы с подачей топлива и колонна двигается со скоростью не более 30 км ч. Местами 10-15км/ч. Частые остановки. Резина быстро дубеет, становится квадратной. Высокий риск разбортироваться, повредить резину. Ремонт и перебортовка покрышек при такой температуре невозможна из-за физических свойств резины – камень. Так же низкая температура не позволяет выполнять серьезный ремонт в пути и, связавшись с надымским джип клубом, мы попросили помочь - разместить машины в боксах для ремонта. Машины, не требующие ремонта, тоже было необходимо ставить в тепло, так как оставлять на улице их нельзя - застывшая смазка в трансмиссии не позволила бы стронуться с места. Нам на помощь пришёл НадымГазПром в г. Пангоды, разместив наши автомобили в своих помещениях. Команду поселили в корпоративной бане. Отбой состоялся в 5-00. За ходовую ночь (9 часов) пройдено 120км пути.
10 января.
В 8 00 пришёл автобус за водителями неисправных автомобилей, в помощь им были выделены сотрудники автобазы. Весь день продолжался ремонт, были выполнены следующие работы: с сурфа 1KZ-TE сняли турбину и удалили потроха, попутно заглушив подачу масла и тосола, поставили обратно (задача еще та…), на крузаке прошерстили всю магистраль, вскрыли топливный бак (вырезав болгаркой люк в багажнике), и изготовили новый топливозаборник, на УАЗе устранили неисправность электропроводки. Пользуясь возможностью, водители дизельных машин запаслись керосином и разбавили им топливо.
Различные «антигели» закупленные ранее в Надыме – сами густели и превращались в кашу на морозе. Еще нам был презентована бутыль волшебной сильноядовитой жидкости, которая используется вертолетчиками для разжижения топлива.
Команда, не задействованная в ремонтных работах, использовала предоставленную передышку, чтобы выспаться и восстановить силы.
-50С. Ветер.
Часть команды совершала 4-х километровые марш-броски от бани на базу, для усиления ремонтной бригады. Ремонт занял весь день и вечер, поэтому было принято решение отложить отъезд до следующего утра. Таким образом, получилась полная днёвка.
11 января
Подъём 6-00, на улице без изменений -50С, завтрак, сборы и в 9-00 колонна поблагодарив гостеприимных хозяев, отъезжает из г. Пангоды в сторону Нового Уренгоя.
Открытая местность, тундра, северный ветер и продолжающий ползти вниз столбик термометра делают своё дело. На трассе очень много брошенных автомобилей (КРАЗЫ, УРАЛЫ, КАМАЗЫ, ГАЗЕЛИ, Легковушки), водители покинули их, не взирая, на ценность груза и поспешили эвакуироваться в безопасное место. Ни кому даже не приходит в голову пытаться реанимировать вмороженные автомобили. Скорость держим не более 40км/ч с целью сохранения застывших деталей подвески. Короткая остановка в Новом Уренгое -52С. Северные зарисовки: местный ВАЗ2106 пытается стронуться с места бешено вращая задними колесами, но передние наглухо замерзли и не крутятся. Водитель пол часа ерзает взад-вперед, но это не приносит результата.
Перемерз сапун двигателя на «Кинобудке» - выдавило щуп, выбросило масло. Вечером в Коротчаево -54 С. Свернули на «юг» в направлении Пыть-ях и Пурпэ.
К ночи температура опустилась до -60 о чём нам поведал термометр на заправке в Пыть-ях. Наши приборы уже не фиксировали такую температуру. Автомобильный термометр на Сурфе Дениса при температуре ниже -50 высвечивал «err» (так продолжалось в течении 4-х суток), а бытовые приборы не фиксировали показания ниже -53 С. В дальнейшем мы в основном ориентировались по степени обмерзания стекол, и температуре внутри салонов.
Дизельное топливо застыло прямо в колонке, а один из шлангов лопнул и пистолет остался в руках недоумевающего Дениса Лыткина, а шланг с грохотом рухнул на землю.
Жидкокристаллические дисплеи колонок потухли и хранили молчание. 80-й бензин так же отказывался течь из колонки. Частично использовали свои запасы топлива, 1:1 c керосином. Проблемы с фотосъемкой: все время темно, но это пол беды, -60С – это уже настоящая беда. Видим кадр, достаем из-за пазухи цифровик, но уже через секунду он снимает только свою застывшую матрицу.
После заправки УАЗ Сергея Гриднева неожиданно начал работать с перебоями и стремительно замерзать. Пытаясь спасти машину Сергей проверил подачу топлива и, убедившись что топливо не поступает, принялся подключать бензопровод, минуя все фильтра. Чудом не получив обморожений от бензина на 60-ти градусном морозе. Долго стоять нельзя, все остальные автомобили с трудом трогались после 10-ти минутных питстопов, прогревая трансмиссию и «квадратные» колёса. УАЗ по-прежнему троил и не мог развить обороты. Дали топливо напрямую на карбюратор с крыши из канистры. После часового пребывания на морозе было решено взять машину на буксир.
Из встречного автомобиля сообщили, что тут -60, а за Губкинским, куда мы идем -65С.
Самая мощная машина – TLC80 уже 1000 километров шла с поврежденной АКПП, и не могла работать тягачом – если «тяжелый крейсер» (более 3-х тонн) встанет, то буксировать его будет весьма проблематично. Так же симптомы перегрева АКПП ранее проявлялись на Паджерике Паши Бабина. Сперва тягачом поставили сурф 2LT. Через 1км приборная панель засияла как новогодняя елка - датчики показали перегрев двигателя и АКПП. Поставили вперед Паджеру Галузина с механической КПП. Ребята мерзли в машине, на дефлекторах в салоне лежал иней. Дали им шанс «погреться», но быстро машина перегрелась, удаление картона с радиатора ощутимого эффекта не принесло. Застывшее масло в трансмиссии обоих автомобилей дает чудовищную нагрузку на двигатель. Кипит…
К этому моменту УАЗ остыл на столько, что поставленный в качестве тягача TLC73 не мог тронуться с места, буксуя свамперами на асфальте. Включить передок на крузаке не удалось – застыли механические хабы. Быстро принимаем решения, быстро действуем. Вдесятером толкаем сцепку УАЗа и Крузака, с трудом удается сдвинуть с места – сцепка покатилась по дороге. Поначалу буксируемый УАЗ работал на холостых, но вскоре заглох. Новая беда - перемерзли стекла в УАЗе, да и находиться, при такой погоде внутри буксируемого автомобиля невозможно. Если «слепой» УАЗ уедет в кювет и утащит за собой крузака, всем станет еще «веселее». Лебедки, тоже перемерзают.
Быстро снаряжаем «пожарную» команду. Штурманы 10-го экипажа – Вадим Сиваракша и Александр Семенихин лезут на передовую в УАЗ к «Скромному». Теплые газовые баллоны давно лежали у задней печки 80-ки.
Два баллончика с горелками, и каталитическая печь 3,7КВт с 5-ти литровым баллоном. Печь ставят на заднее сиденье, двумя горелками отогревают лобовое стекло.
Горелки замерзают и гаснут, их греют одну об другую и об печь, так же необходимо подогревать и 5-ти литровый баллон. Тронулись. В тесном салоне УАЗа идет жонглирование пожароопасными предметами, иногда открытое пламя вспыхивает до потолка. Ребята жмутся к дверям. Огнетушители наготове.
Ситуацию осложняет выгорание кислорода в салоне УАЗа и общая проблема с перемерзшими тормозами. Жидкость замерзает , педали стоят колом.
До Пурпе – 20км. Час ходу. На УАЗе Андрея ( Пурпе ) продолжаются проблемы с проводкой, он сходит с трассы в сугроб в километре от своего дома. Вытаскиваем. Андрей договорился с СТО, там нас ждут. В 2 часа ночи заталкиваем мёртвый автомобиль в гараж СТО после 17 ходовых часов. Оперативно продуваем бензопровод и моем карбюратор. Тем временем, остальные машины колесят кругами по Пурпе , прогревая трансмиссию и борясь со сном.
12 января
В 4-00, после 2-часового ремонта продолжаем движение через Губкинский на Муравленко.
Прошли 70км, опять происходит всё то же самое. УАЗ начинает троить, едет 15-10-5км/ч. Встает, дергается по 500м и в итоге глохнет совсем. Не дошли до Муравленко 30 км.
Сергей Созин (Ноябрьск) по телефону выбивает нам место в боксах Сибнефть в Муравленко.
Опять берём машину на буксир, не дожидаясь полного промерзания. Эпопея буксировки продолжалась до 11 часов дня, после чего наши машины зашли в гараж Сибнефть. Температура в боксе ниже 0С.
На УАЗе заменили бензонасос и вновь продули бензопровод, промыли карбюратор.
Местные водители предположили, что виной всем нашим бедам послужил газоконденсатный бензин, продаваемый на местных заправках повсеместно. Части команды удается урвать несколько часов сна, но остальные заняты ремонтом, множественные течи масла, дырявая резина. Денис отливает резину водой, лечим жгутами. На 80-ке боковые трещины – увезли в шиномонтаж – множественные разрывы корда на бочине. Ставят нашу кордовую латку, камеру в шубе. Алесей Федюнин к этому времени изорвал уже два колеса и едет на запасках взятых в Надыме.
Около 16-00 по-местному нас просят освободить помещение – со смены возвращается техника и нам нужно освободит ее место. Продолжаем движение в сторону Когалыма, приняв решение оставить УАЗ в Ноябрьске до потепления, под покровительством Сергея Созина, если неисправность вновь себя проявит. Температура по-прежнему ниже -53.
Быстро темнеет и, пройдя 70км, команда прощается с Ноябрьским экипажем. УАЗ «Скромного» работает ровно и нам начинает казаться, что неисправность устранена - всё хорошо, средняя скорость около 30 км.
На фоне борьбы с УАЗом такие «мелочи» как оборвавшиеся натяжители генератора на паджере Томичей и всеобщая возня со спускающими от мороза колёсами, кажутся обыденным делом, но скучать не дают. У 2-го, 3-го и «Скромного» нет сменных водителей. Да и в других экипажах сменщикам не удается поспать. Тепло только в 80-ке и Isuzu. У Галузина – снег. В нисане «командора» горит газовая печка. В Сурфе Дениса тоже не жарко. Народ не жалуется, но в Жигулях тоже +5 в салоне.
В 50км не доезжая Когалыма, подбираем двух людей терпящих бедствие, ГАЗель заглохла и жители Украины, вёзшие родне варенье, мёд и самогон, бросают застывший груз вместе с машиной. Им требуется медицинская помощь, рассаживаем потерпевших по машинам и посылаем их поскорей в больницу г. Когалыма.
Через три часа, через 40км. После Когалыма УАЗ вновь глохнет и повторяются все предыдущие симптомы. 100км до Покачей. Ночь. Температура –55С, сильный ветер, на трассе полное отсутствие транспорта. 4 часа идёт борьба с машиной; сливаем бензин сомнительного качества из бензобаков УАЗа и переливаем его в канистры, заливаем из запасной канистры бензин купленный ещё в Новосибирске. За 4 часа удаётся проехать рывками ещё 50 км. Производим подсчёт топлива на остальных автомобилях команды. Анализ не утешительный, вновь буксируем УАЗ, тягачом идет Isuzu. В «пожарной» команде Александр Семенихин, Евгений Глумов. Гриднева пересаживаем в теплую машину, его место за рулем УАЗа занимает Вадим Сиваракша. Буксируем 50км. От сгорания пропана в ограниченном пространстве выгорает кислород, и люди находящиеся в кабине с трудом борются со сном, выхлоп буксира также самотёком попадает в кабину УАЗа. Приходится «проветривать» машину открывая на ходу двери.
Пятница, 13 Января, полнолуние, ходовой день.
4-00 утра
Заканчиваются вторые сутки нон-стоп марафона, в Нижневартовке нам обещают все те же -50С…
Факелы… завораживающее зрелище неугасающего 30-ти метрового столба огня, пылающего в охлажденном до -60 воздухе. Хочется подойти к огню поближе, протянуть руки… Стоп! Так и ноги можно протянуть!
Кинобудку со «Скромнягой» отправляем вперед в Покачи на разведку. Сами добираемся туда к 6-ти утра.
«Паркуемся» у поста ГИБДД. По рации вызываем нашу разведку. Доклад неутешительный: дизельного топлива нет. Больших боксов нет. Есть один, куда вероятно можно будет затолкать УАЗ, но так это или нет, выяснится только через три часа…
Стоять мы не можем – топливо на исходе, да и трансмиссия померзнет. Тащить УАЗ в Лангепас – далеко. Люди на пределе. Приходится принять нелегкое решение – машину оставляем, «Скромного» забираем. ГИБДД любезно соглашается караулить машину «хоть две недели» Предлагаем Сергею ехать с нами в Новосибирск, переждать морозы, и вернуться «по теплу». Он предложение отвергает, хочет остаться в Покачах. С большим трудом усаживаем его в Сурф Евгения и продолжаем двигаться на Нижневартовск.
Обидно. Двое суток бились за эту машину, и все-таки пришлось оставить.
К Нижневартовску прибываем к полудню. -50С. Нам нужен ремонт и главное – отдых.
Идут третья сутки нашего ползущего бегства от накрывшего всю Сибирь циклона. Через друзей, договариваемся с боксами Варьеганьнефтегаз. Заезжаем - бокс чистый, тепло, но вода и канализация перемерзла. Нам организуют автобус в буфет, часть команды остается в боксе – кто спать, кто на ремонт. Течет масло с сальников, декстрон с рулевых редукторов. 80% пыльников на ШРУСАХ – порваны в хлам. Генератор Галузина на деревянной подпорке. Разбило переднюю крестовину на 80-ке, снимем кардан, доливаем жидкости.
В 16-00 продолжаем движение. Выходим за город, на переправу через Объ у Ерамаковского. Далее через Заячью Речку выходим на промысловую бетонку в сторону Пионерного. Наконец потеплело -40С!! Но сильный ветер и началась метель. Сергей Гриднев нашел знакомых и остался в Нижневартовске, не взирая на все наши уговоры. Тепло попрощались с Евгением – он уже дома.
Скорость колонны увеличилась до 50-55 км/ч. В полночь, останавливаемся на 10 минут, как по мановению волшебной палочки появляется стол, на нем елка и продукты. Символически встречаем Старый Новый Год. -35С в лесу даже уши не мерзнут, варежки позабросили – тепло! Сахара! Продолжаем движение. В 4-00 очередная перекличка о состоянии пилотов – все ОК, и… через 10 минут сход 3-го экипажа с трассы в глубокий кювет, поросший молодыми деревцами. Бензопила, лопаты, все слаженно работают, останавливаем случайный КРАЗ. Вынимаем машину. Головная оптика и радиатор целы – спас силовой бампер, но сам бампер пришлось отнести в кусты. Повреждены все кузовные элементы по правому борту, но стекла целы. Геометрия подвески вроде в норме.
Этот бесконечно-длинный ходовой день в пятницу 13-го, в полнолуние дорого нам обошелся.
Отбой. Всем спать 7 часов – первый полноценный сон за много дней.
14 Января.
Подъем 13-00 -30-25С. Снег.
Нас будит человек, с просьбой о помощи. В 40 километрах его машина сошла с трассы. Он к нам добрался на попутке. Выезжаем.
Тойота Харриер аналогично сошел с трассы, и нарубил молодняка (правда Леше Федюнину лесок попался потолще) Двигатель работает. Множественные кузовные повреждения. Ставим два паджерика с лебедками. Якорим их за деревья и 80-ку. Откапываем и выпиливаем пеньки, аккуратно вынимаем Харриер из плена.
Слова благодарности и продолжаем движение.
К 17-00 выходим на начало Орловского зимника. 110 км зимника проходим за 5,5 часов.
3-00 мы наконец на Омской трассе в районе Чанов. Кафе, отбой на 2 часа.
15 Января.
Подьем 5-00. До Новосибирска 400км. -22 С.
Идем 60 км/ч (насколько позволяет вторая передача 80-ки, которая кроме аварийной коробки, идет со снятым карданом на заднем приводе)
Постоянно отслеживаем поведение друг друга на дороге. У всех накопилась усталость, но новые «приключения» нам ни к чему. Наша задача – «чисто» дойти до дома.
В 14-00 нас встречают друзья и коллеги по клубу у трамвайного депо, на улице Троллейной в Новосибирске. Помогаем Галузину отремонтировать два колеса – ему еще предстоит дорога до Томска, пьем чай и делимся впечатлениями. Мы дома.
Член клуба OFF ROAD MASTER