Автор статьи А. Останькович
1 апреля 2006 года, Новосибирский клуб экстремального автотуризма Off road Master проводил очередной маршрут выходного дня. Сначала были подозрения, что вся затея - это первоапрельский розыгрыш, но джиперы народ серьезный и такими вещами не шутят.
1 апреля, в субботу, в 10.00 все кто хотел проехать по весеннему бездорожью собрались на площади перед ГПНТБ. Нас оказалось 11 экипажей: Toyota Land Cruiser 80, два Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Surf, УАЗ, два коротких Nissan Safari, длинный Nissan Patrol, пикап Nissan Datsun, Mitsubishi Challenger, длинный Mitsubishi Pajero.
Погода выдалась суровая, видимо, поэтому на старт вышло не так много машин. Несмотря на начавшуюся было весну, накануне выпало сантиметров 20 снега и похолодало. Небо затянуло темными тучами, падал мелкий снег. В городе машины размесили снег в грязную мокрую кашу, а загородная трасса походила скорее на ледяной каток, чем на дорогу. В целях безопасности наша колонна джипов двигалась медленно. И как оказалось, не зря. Километров через 30 после Новосибирска перед нами со встречной полосы в двух метровый кювет вылетел легковой Nissan. Водителю несказанно повезло. Вдоль дороги деревья растут достаточно плотно, но машина вылетела в пустой участок между деревьев, почти не пострадав. А главное не пострадал сам водитель. Тем не менее, из глубокого кювета машину мог достать только эвакуатор. И здесь водителю повезло, он встретил нашу колонну. Сначала, мы попробовали вытащить машину с помощью лебедки короткого Safari, но на льду Nissan просто стаскивало. Тогда мы дружно перегородили движение, зацепили Safari стропой за УАЗ, и только таким образом вытащили легковушку из кювета. Хорошо, когда есть взаимовыручка на дороге!
Целью нашего путешествия была точка в окрестностях села Боярка, в Колыванском районе. Около села Боярка к нам присоединились короткий Mitsubishi Pajero и Land Cruiser Prado и нас стало 13 экипажей. Маршрут нам предстоял через снежную целину леса. Поэтому перед съездом с дороги все у кого были цепи противоскольжения, одели их на колеса.
И вот, наконец, штурм бездорожья начался. Первым пошел УАЗ на цепях, прокладывая дорогу. Визуально дороги не было, но, видимо, по нашей лесной тропинке кто-то ездил зимой, потому что поначалу мы двигались очень даже бодро. Правда, машины постоянно стаскивало в сугробы, и тогда в ход шли лопаты, тросы, лебедки и старый добрый метод толкания вручную. Дело в том, что рядом с проторенной дорогой были метровые сугробы, из которых было сложно выбраться даже подготовленным машинам, обутым в цепи. Так пробиваясь через лес, мы увлеклись ездой по "накатанной" дороге и пропустили нужный нам поворот. С помощью GPS навигатора это выяснилось, но не сразу. Пришлось возвращаться. Судя по координатам навигатора, нам предстояло пробивать дорогу через снежное поле. Теперь первым пошел TLC 80 на 35 колесах и цепях. Он медленно, но верно торил дорогу. Иногда Cruiser засаживался в ямах и его вытаскивал идущий следом короткий Safari, поднятый и на 35 грязевой резине, но без цепей. Вообще, в снегу цепи показали себя выше всяких похвал. Цепи рулят! Еще Safari тащил за собой на веревке длинный Pajero, на 32 грязевой резине и цепях. Тут, скорее всего, сказывалась низкая посадка машины - неплохо было бы торсионы подкрутить. За Pajero шел дизельный Prado, который великолепно справлялся с бездорожьем. Дальше неторопливо ехал я на длинном Patrol. Машина спокойно ехала, окончательно укатывая своей массой дорогу. После нас ехать уже было практически не интересно. Основное действие приходилось на первые три машины. Все остальные просто ждали. И вот уже Safari впереди всех… Хватило его не надолго уж больно медленно он ехал. Думается если бы впереди пошел другой короткий, но поднятый Safari и его обули бы в цепи, то равных ему бы не было.
Проделав приблизительно две трети пути, решили все-таки пустить Pajero в конце колонны. Слишком уж часто он застревал. Его место занял Prado, который справлялся гораздо лучше. Для меня же ничего не изменилось. Patrol спокойно закатывал трассу. Ехать было скучно и долго. Проедем 10 метров остановимся и ждем минут пять и так далее. Монотонная езда сильно утомляла. В результате на место стоянки мы приехали почти к 20.30, темнело. Стоянку разбили посередине поля, предварительно выкатав большую площадку машинами.
Обкопали машины, чтобы было удобно к ним подходить, и приготовились к ночевке. Оказалось, что из 13 поехавших экипажей, рискнувших остаться - шесть. Остальные, сославшись на домашние обстоятельства, пожарив шашлыки, уехали домой. Уехавших искренне жалели, т.к. путь предстоял не близкий, выехали они в 23.00, а до Новосибирска еще часа 4 езды. Мы же шикарно расположились около огня и стали культурно отдыхать. Небо было потрясающе чистым, а звезды казались необычайно большими. Все проблемы города сразу ушли из головы, и стало невероятно спокойно и радостно на душе. Ради этого стоило ехать весь день по целине. Разошлись спать часам к 4.00 утра.
Я закутался в спальник и сразу уснул. Проснулся через пару часов от холода, у спальника почему-то молния разошлась. На улице темно, но пар идущий изо рта видно хорошо. Слышу, машины вокруг все работают. Надо и свою завести. Поворачиваю ключ, прогреваю свечи, завожу. Машина трясется, работает пару минут, после чего глохнет. Все попытки ее завести оканчиваются ничем. Делать нечего закутываюсь в спальник и так засыпаю. Просыпаюсь опять от холода часов в 9.00. Первое что я увидел, открыв глаза – это толстый слой инея, покрывающий потолок машины. Холодно, но при этом солнце светит настолько ярко, что ломит глаза. Верно, говорят ясное ночное небо - к похолоданию. Оказывается, ночью было -18 градусов мороза. Круто! И тут я вспоминаю, что мне на заправке "Новосибирск Нефтепродукт" залили полный бак летней солярки, мотивируя тем, что сейчас все на нее перешли, т.к. уже тепло. Какой же я дурак, что им поверил! Надеваю ледяные негнущиеся ботинки и к костру. Хорошо до меня уже народ проснулся и развел огонь. Минут 20 отогреваюсь, пока ботинки не начинают гнуться. Иду заводить машину. Внутри дополнительного фильтра тонкой очистки сплошной лед. Снимаю его и иду отогревать на костре. Ставлю, завожу машину. Она трясется и отказывается работать нормально. Снимаю основной фильтр. Внутри него замерзшая вода! Раскручиваю пластиковые детали и кладу фильтр в костер отогреваться. Мне предлагают из него сварить нажористый суп... Ставлю горячий фильтр, убираю фильтр тонкой очистки, заменив его любезно предоставленной Вадиканом медной трубкой. Машина заводится и нормально работает. Лепота!
Все спали в заведенных машинах, причем с открытыми форточками. А Леша Зыков спал в палатке на снегу. Получается, что замерзли мы одни.
Народ стал медленно собираться домой. Желающие осматривали окрестности. Недалеко от нас была речка, а на ней оказалось, что живут бобры. Вокруг лагеря на снегу было много следов зайца, лисицы и мышей. Одна мышь забилась под колесо машины, видимо, там ей было тепло. Людей она совершенно не боялась и даже позволяла взять себя на руки.
Домой двинулись часов в 12.00. По проторенной дорожке ехали часа полтора. Двигались медленно - машину болтало на кочках из стороны в сторону. Выехали на грунтовую дорогу, сняли цепи. Бездорожье кончилось, возвращаемся в город. На трассе такое ощущение, что мы отсутствовали не день, а неделю. Все стаяло, асфальт сухой.
Не доезжая 20 километров до Новосибирска, у Вадика сломался УАЗ. Срезало шкив генератора и машина греется. Очередной раз УАЗ подтвердил свою репутацию. Ломается часто, зато нужную деталь можно легко купить в ближайшем магазине и поставить самому. Олег сьездил до Колывани и купил нужный шкив за 60 руб! Вся процедура заняла около часа. Такое вот маленькое приключение напоследок.
Мы вернулись! Город неприятно поразил отвратительными дорогами с глубокими ямами. Мы думали мы приехали с бездорожья, а оказывается, что настоящее бездорожье в городе! Оно всегда с нами!