Отчет об экспедиции
Маршруты выходного дня

Статья

02.09.2005
Статья

Автор статьи Олег Булгаков (фото автора)

Мероприятие Томского Off Road клуба. Главный организатор Валерий Табакаев.

Изначально формат трофи планировался как гонка по серьезному бездорожью, в личном зачете. Однако реальность внесла свои коррективы. Опыт прошлого года и информация, собранная у местных жителей, показывала, что половину намеченного маршрута - до охотничьей избушки (Максимовка – нежил.) можно пройти рейдом, а вторая половина вообще непроходима.

Егеря, Охотники, представители районной администрации в один голос заявляли, что участок Максимовка - Копаное Озеро (~40км) категорически непреодолим. Основные препятствия – болота, лесные завалы, разрушенные мосты через многочисленные таежные реки. Гонки не получилось, но зато получилось настоящее, взрослое "рубилово". Но для нас все это выяснилось позже, уже тогда, когда мы залезли в Томскую тайгу по самое "нехочу".

Собирались в Томск многие новосибирские экипажи, но потери, понесенные на проходившей накануне "Битве за Урожай", охладили не одну горячую голову. Выбитые фары, погнутые картеры и защиты, сломанные полуоси, потраченные деньги и время остановили почти всех. Тем более что "Глухариная Тропа" стартовала рано утром 23-го сентября в пятницу (рабочий день) из Томска.

Тем не менее, экипаж новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Off Road Master, под номером 10 (1-й пилот Булгаков Олег, 2-й пилот Булгакова Юлия, Штурман – Сиваракша Вадим) выдвинулся в четверг поздним вечером в сторону Томска.

Привычно позвякивала экстремальная экипировка - бензопила, хай-джек, колесные цепи на колеса в 35”, топор, лопата, лом, кувалда, скобы для строительства мостов, спальники, теплые вещи и запас продуктов – для всего нашлось место в чреве Toyota Land Cruiser 80. Был с собой и автомобильный сварочный аппарат, электроды, и даже походная мебель.

Как позже выяснилось, мы были не единственным новосибирским экипажем. Через 1,5 суток Toyota Surf c двумя горячими парнями на борту ринулись догонять рейд. Но что из этого вышло – совсем другая история. Нас они не догнали, а как ребята сломали передний мост, и почему у них загорелся и сгорел двигатель – лучше расскажут они сами.

23 сентября. Пятница. 8-утра. г. Томск.

Ночью выпал снег. С утра холодный дождь и ветер. На наших сонных лицах улыбки до ушей - начало обнадеживающее! Сразу видно, что скучать в ближайший уик-энд не придется.

Ключ на старт, выдвигаемся из города на север, встречаем томскую колонну и к 10-00 прибываем на левый берег Оби – так, называемое Шегарское кольцо.

Приветствуем томские экипажи, среди которых как опытные ветераны движения, так и новички. Осматриваем технику - один Pajero, одна Isuzu mu (Муха), Нива, два Уаза на венных мостах, еще три на колхозных и газ69. Резина 31”, одна лебедка на 3 машины. Выясняем, что гонки за холодильниками и домашними кинотеатрами не будет. Ну что же… рейд так рейд. Льем 100 литров бензина и к 12-00 прибываем в Плотниково. Местная администрация встречает нас хлебом солью, и приветственными словами председателя совета ветеранов.

20 километров до последней жилой деревушки представляют собой насыпь покрытую жидкой глиной. Начинается езда боком, незапланированные развороты с риском убраться в достаточно крутые и заболоченные кюветы. От греха подальше обуваемся в цепи, и чапаем до деревни со звуками гусеничного трактора.

Цепи "рулят"! В них обуты мы и Pajero Галузина. Опытные грязекопатели знают, что это средство повышения проходимости способно превратить в вездеход даже стандартный автомобиль на шоссейной резине.

В деревне колонна принимает на борт егеря и его сына, и углубляется в лес по забытой богом просеке. Всего год минул с тех пор как по этим местам прошел рейд Глухариная тропа 2004 – но местность не узнать – все заросло полутораметровой травой, скрывающей старые развороченные колеи и глубокие промоины. Головная машина прокладывает путь практически вслепую, то и дело попадая в засады. В какой то момент вперед выходим мы, и тут же с лязгом падаем в метровую яму. Тем, кто идет следом с одной стороны легче – ямы и колея уже видны, но передние машины срывают дерн и распахивают глину. Задним машинам колонны достается бескомпромиссная борьба с грязью на развороченной тропе.

Наконец выходим к реке, спрятанной в узком овраге с крутыми берегами. Ширина всего 10 метров, но глубина выше крыши с сильным течением почти черной торфяной воды. Идея форсировать реку в брод отпадает сразу.

Много лет назад здесь был мост, и сейчас видны покореженные металлические опоры, ниже по течению - завал из бревен. В прошлом году удалось немного упорядочить завал и наладить переправу, но весенний паводок уничтожил все труды, снеся бревна еще на 10 метров дальше.

Принимаем решение - строить переправу на месте завала. Запели звонкими голосами бензопилы. Одна группа принялась расчищать въезд и выезд, а основная команда дружно навалилась и ворочает тяжеленные пропитанные водой бревна. Скрепляем бревна скобами, и наша машина первой перебирается по "мосту" на противоположный берег. Просто так выскочить на крутой глиняный склон не удается - в ход идет лебедка. Разворачиваемся на верху, и одну за другой выуживаем машины лебедкой на берег. Хоть дело и спориться – солнце неумолимо клониться к закату. Уже в сумерках колонна продолжает движение к охотничьей избушке. Дальше идет знакомая картина – заросшая колея поджидает своих пленников, жирная липкая глина стремиться заштукатурить радиаторы, моторы ревут, штурманы таскают тросы… Борьба за метры продолжается в свете фар до поздней ночи. Экипажи продвигались вперед, помогая, друг другу. Разбортировалась НИВА, но нам не привыкать по локоть в грязи бортировать бескамерную резину – применяем ноу-хау и к полуночи все прибывают к охотничьей избе. Сил не осталось даже на баню – дружеский ужин и спать...

Ночью в лагерь прибыл "бешенный ЛУ" Красно-зеленый ЛУАЗ преодолел все препятствия в одиночку, вооруженный только ручной лебедкой и собственным энтузиазмом.

Субботнее утро подводило итоги вчерашнего дня. С НИВЫ и УАЗА снимали радиаторы и тащили их в речку, пытаясь размочить плотный слой глиняной штукатурки. На Pajero закусило коробку, пропала задняя передача, да и вперед осталась одна. У одного УАЗа отказал передний мост. Народ бродил по лагерю в поисках пива и моторного масла на доливку.

Энтузиазм значительно поугас. Усталость вчерашнего дня, технические проблемы и рассказы о непроходимости дальнейшего маршрута сделали свое черное дело – участники трофи собрались расслабиться, помыться в бане и на следующий день двинуться в обратный путь.
Нас такой вариант категорически не устраивал. Не для того мы побросали работу, родных и близких и умотали на трое суток в лес за 500 верст, чтоб в бане мыться!

10-й экипаж закусило. Душа требовала экстрима, здесь и сейчас, да чтоб по настоящему! Мы с Вадиканом проводим сбор оперативных данных - опрашиваем охотников из числа участников, зажимаем в углу и допрашиваем с пристрастием пьяного в пыж егеря. Изучаем атлас области, тактично изымаем километровки у Келуса, сверяем их со спутниковым снимком на нашем ноутбуке. Показания "языков" и картографии сильно расходятся. Люди говорят – проехать нельзя, впереди болото и многолетние завалы. А карты указывают черной ниточкой, что дорога тут есть, вернее, была 30 лет назад.

Хлесткий выстрел карабина, объявляет об общем собрании. Хоть мы и гости на этом празднике – берем инициативу в свои руки.

Объявляем диспозицию – "как нам удалось выяснить, ключевой пункт маршрута – "копаное озеро", до него 35 км. Как минимум 5 лет, туда ни кто не ходил. Нас ждут завалы, болото, и три реки. После "копаного озера" 25 км, и, вероятно, там есть проезжие дороги, по которым можно выйти на Колпашевскую трассу.

Вся интрига заключалась в том, что если мы двинемся вперед, то топлива на отступление уже не хватит - сами жжем за собой мосты и сами строим новые мосты впереди.

Речи произвели желаемый результат – собрание решило двигаться вперед. Сначала отправляем ударную группу из 2-х машин – пилить и строить мосты, а основная колонна приводит в чувство свои автомобили и выдвигается следом.

Вот в этом месте настала пора испугаться по настоящему. Зачем мы здесь? Для чего мы холодными руками с горячей головой меняем цепь на бензопиле и смазываем ее шину? Что толкает нас вперед в неизвестность? Хотя, какая там неизвестность – все предельно понятно – впереди, там, где ни кто из нас не был, нас ждут болота, завалы, чача, пот и мат. Бензина в обрез. Все рискуем встрять тут всерьез и надолго. Аксакалы подходят, пытаются отговорить.

Ну хватит лирики! Есть четкое оправдание – в регламенте трофи написано: Томск-Плотниково-Бородинка-Копанное_Озеро-Подгорное. Бездорожья 100 км. Организатор - Валерий Табакаев. А он и говорит "мужики, без шансов. Тут впереди болото, через семь километров – увидите – сами развернетесь". Ну давай, Валера, заводи машину, показывай свое болото.

Так и поехали в две машины. Впереди Табакаев на УАЗе и мы сзади его подпираем.

Долго ли ехали, коротко ли, а уперлись в речку с очень веселым мостом. Лучше его по фотографиям понять, но в двух словах: В русле реки лежит бетонная труба, под два метра в диаметре. На ней лежит типа створка железных ворот. Но "створка" эта метров 10 в длину и 4 в ширину. При всем размахе, железяка до берегов не достает по метру с каждой стороны. Лежит на трубе свободно – можно качаться как на качелях.

Тут я понимаю, что если перескочим эти "качели" - назад уже не вернемся. Точка возврата на этом берегу, а точка невозврата – на том.

Взревели пилы, на свежий покров из желтых листьев легли осиновые и березовые опилки. Сколотили мостки на въезд и выезд, установили подпорки под края "качелей".

Подпорки приходилось держать руками стоя под мостом во время прохода машин. Первым пошел УАЗ, за ним тяжелый Лэнд Крузер. Движемся дальше. В экипаже УАЗа – Валера, два студента и сын егеря, у нас состав неизменен – Олег, Юля и Вадикан.

Пройдя обещанные семь километров, мы уперлись в стену леса. Быстро выяснилось, что ни мы, ни организаторы, ни даже сын егеря дальше никогда не ходил.

Из радиообмена мы узнали, что за нами вышла колонна из шести автомобилей – ЛУАЗ, НИВА, "Муха" и три УАЗа. Еще два экипажа пытаются привести в чувство закушенную коробку Паджеро, и потом, намерены выезжать назад.

Непроходимый, заросший лесом, заваленный буреломом овраг – впору растеряться и повернуть обратно, но не тут то было! Сверившись по карте, показаниям GPS и спутниковому снимку на нашем ноутбуке, мы нашли старую просеку в 800-х метрах левее. Бурная растительность и лесные завалы на просеке свидетельствовали, что как минимум 5 лет тут ни кто не ездил. Но тем не менее, пробираясь через чащу и перескакивая поваленные стволы, мы то и дело попадали в глубокую колею, оставленную тут УРАЛами-лесовозами много лет назад.

Овраг, на поверку оказался руслом реки "Сухая", которая сейчас протекала ручьем, прячась за метровыми обрывами берегов. Пилим сухостой и осины – строим гать.

Дальше завалы гуще. Валера, через каждые 10-15 метров останавливает свой УАЗ, и штурмана с бензопилами бегут вперед, расчищая просеку от валежника и кустов.

Время идет, солнце настырно гнет свою линию вниз, и мы так же медленно карабкаемся на встречу с ним у кромки леса. Средняя скорость - 2 км/ч. При таких темпах, мы доберемся до "копанного озера" только к понедельнику.

Вежливо спрашиваем у Валеры разрешения поехать впереди. Тот соглашается (как нам показалось – с облегчением).

50 капель для храбрости и объезжаем УАЗ по кустам. Толи коньяк ударил в голову, толи вспомнили, как мы неделями ломились по лесу в Саянах – в общем адреналин попер в кровь, а мы поперли как немцы на Белоруссию, давя завалы бампером и подминая кустарник цепями на 35-х колесах.

Останавливаться приходиться реже – прокол колеса, действуем быстро – упал в грязь, штурман! жгут, клей, нож! Что это? Гонка или гон? По машинам! "Гоним" дальше. Валера падает в яму, отламывая клык от переднего бампера. Опять прокол! Нет! Засадили гнилой сук между ободом и покрышкой. Быстро Джек! Снимаем колесо, монтажка, плоскогубцы, компрессор… Ставим и вперед!

Третью "реку" обходим мимо размытой дамбы. Выпиливаем две сотки подлеска и обходим ее сбоку. Солнце окончательно запуталось в кустах и упало в болото.

Болото. В сумерках скакали с кочки на кочку. На каждой подножке стоит по штурману, им сверху лучше видны препятствия в густой траве – кричат "левее, правее, газу!!", когда видят очередную низину, залитую черной водой. Крик "газу!!" раздается все чаще и громче – раз за разом мы начинаем присаживаться на брюхо в этом болоте.

Валера рвет тросом нас взад. Весовые категории не равны, но все же он выдирает нас с 5-10 хороших рывков. Вперед мы лезем на лебедке, обхватывая стропой кусты и редкие деревья. В свете фар мечутся штурманы, перецепляя трос. Грязь всюду – на кузове и в салоне, на наших руках, лице и одежде. По рации слышим, мужики из основной группы по-честному бьются с бездорожьем в 4-х километрах позади.

Ночь, хоть глаз выколи, а тут это легко – кустов навалом. В очередной раз засаживаем крузака по самые брови. С трудом выползаем на лебедке через блок, как хочется горячего чаю... Дальше так двигаться нельзя, ехать ночью по болоту невозможно.

Машины на сухом пятачке. Костер не желает гореть – вся древесина пропитана водой. Но все же костер удается разжечь. Накрыт стол. Черпаем котелком торфяную воду – готовим чай и кофе. Несмотря на усталость и мокрую обувь, все переполнены впечатлениями от сегодняшнего дня.

Воскресенье 7.00

Чтобы добыть воды для чая пришлось разбить свежий лед в колее. Позавтракали, собрались и в восемь утра продолжили движение. Днем болото давалось намного легче – лучше угадывались объезды, да и подмороженный верхний слой был нам на руку. Немного продвигаемся вперед и видим следы ГАЗ 66, трава примята – явно следы этого года! Этот факт дает нам надежду, что дальше есть дорога. Наше предположение оказывается верным. От "Копаного озера" до асфальта идет вполне приличная лесная дорога.

"Летим" до асфальта, заправляемся и… возвращаемся назад в наше "любимое" болото за основной группой.

Встреча проходит в восторженной обстановке. Как будто год друг друга не видели, а ведь прошли только одни сутки. В колонне в целом все нормально, настроение боевое. Из потерь – один лобовик, выбитый лопнувшим тросом на УАЗе и кончающиеся хабы "Мухи". Пилот Уаза чуть было глаз не потерял, но все почти обошлось.

Пока помогаем машинам перебраться через расквашенную болотину, к голове колонны выходить Лось. Самый что ни наесть лохматый и рогатый Сохатый! Хорошо, что наши охотники были заняты засевшими в болоте машинами. Браконьерства не случилось. Выбравшись на сухую поляну, вся команда принялась весело обсуждать свои приключения и жарить шашлык. Нам же предстояли не только 300 километров пути до Томска, но еще и дорога в Новосибирск. Пожав мужественные руки, мы двинулись в обратный путь. Буквальнее через километр обнаружилась смерть генератора на нашей машине. Все попытки реанимировать его успеха не принесли.… Две "варты" по 90 ампер часов, позволили нам добраться до Новосибирска, но только в понедельник к обеду. Пока мы пилили домой, в Томск возвращались остальные. Ехал Пажеро на единственной скорости, УАЗ с разбитым лобовым, Новосибирский Surf, вышел из леса так и не догнав колону потерялся, и каким то образом поджег и спалил двигатель. Жизнь продолжалась…

Кроме 100 килограмм грязи и усталости мы привезли домой бурю впечатлений, блеск в глазах, гордость и радость за новых друзей.