Отчет об экспедиции
Маршруты выходного дня

статья 4 2004

10.02.2004
статья 4 2004

Журнал "Турбо". Апрель 2004.
Автор статьи Олег Банзаев (фото В. Новицкого)

Горный штурм

Солнечным морозным утром группа экстремальных автотуристов из новосибирского клуба Off Road Master построилась со своими боевыми машинами на площади перед ГПНТБ. Задачей очередного маршрута выходного дня (МВД) стало проведение дорожной разведки в районе новомодного горнолыжного парка возле села Новососедово.

Лыжники, уже посетившие новейший областной курорт, жаловались на последний участок дороги, представляющей трудности для "недоприводных" автомобилей (с приводом на одну ось) из-за узкой дороги, снежных заносов и крутых подъемов на отроги Салаирского кряжа.

Cерьезное испытание для группы подготовленных внедорожников, и мы принимаем решение о попытке прорыва дальше, вглубь горного массива – по направлению к деревне Верх-Ика. Задачу осложняло полное отсутствие дороги на участке в 14 километров и огромное количество снега, выпавшего за последние недели перед стартом.

В вылазке, приуроченной ко Дню защитника Отечества, приняли участие 15 экстремалов на 8 автомобилях с колесной формулой 4х4.

Проверенные в "боях" два УАЗа различных модификаций, Toyota Land Cruiser 73 и Land Cruiser 80, оснащенные лебедками Nissan Safari в короткобазной и длиннобазной версиях. Кроме "рамных" и "мостовых" джипов, свои силы и умение решили испытать экипажи на Ниве и полноприводной Toyota Carib.

Унесенные вьюгой

Большинство автомобилей оснащено рациями, так что наша колонна движется по Новосибирску и по трассе, как всегда, слаженно и четко. Первая остановка в Искитиме; жители города радушно встречают яркую вереницу.

Не первый наш визит в Искитим; три месяца назад активисты клуба Off Road Master принимали участие в чемпионате Искитима по автомногоборью и увезли с собой три медали.

Еще час движения по заснеженным дорогам – и мы в Новососедово. Опрос населения выявляет, что, во-первых, тропа до Верх-Ики начинается прямо от горнолыжного парка, а во-вторых, зимой по тропе ходят только на конях. Громогласное "Ура!!!" разносится над селом. Новость об отсутствии дороги чрезвычайно обрадовала всю команду. Экстремалы засиделись в каменных ущельях Новосибирска, и им не терпелось вступить в реальную схватку с природой. В конце февраля проехать по сибирской снежной целине на колесной технике практически невозможно, а значит участники получат шанс проявить все свое умение движения по тяжелому бездорожью, приобрести новый опыт и отточить прежние навыки. Так все и вышло.

Автоколонна упирается в шлагбаум горнолыжного парка. Спутниковый навигатор (GPS) и карта утверждают, что тропа начинается прямо здесь и уходит вправо от курортной зоны. Вначале вправо ведет колея "Ратрака" (легкий горный трактор на широченных резинометаллических гусеницах, основная задача которого – немного примять и разровнять снежный "пухляк" для комфортного катания горнолыжников и сноубордистов). Однако снег приминается несильно, и тяжелые машины так и норовят продавить зыбкий наст, невзирая на внушительные размеры колес – в основном 33-35 дюймов (800-850 мм в диаметре).

Первым стартует "Карибас", так с легкой руки автоэкстремалов прозвали Toyota Carib.

Легкая полноприводная машина не продавливает наст от "Ратрака" и уверенно ползет вперед. Пилоты джипов подключают передние мосты, понижающие передачи и блокировки.

Вторым идет УАЗ, далее идут две самые тяжелые машины – длинный Nissan Safari и Toyota Land Cruiser 80 с группой томских туристов. Урча мощными многолитровыми моторами, машины движутся вперед и оставляют за собой глубокую колею.

Внедорожная развилка. Конная тропа тянется узкой полоской через поле. На полтора километра вперед – ни одного дерева, ни даже кустов. Промеры глубины снега: на тропе – около 80 см, в низинах – более 1 метра.

По лошадиной тропе нам не пройти

Последние приготовления к бою; надеваем стальные цепи противоскольжения на колеса головного УАЗа и двух "круизеров". С ходу УАЗ Вадикана штурмует тропу, но через 10 метров машина встает почти по стекла в плотном снегу.

Штурманы вышли из машин и в тот день обратно в кабины уже не попали. Лопата, трос, крюк – основные инструменты штурмана в поле. Да и нечего ему прохлаждаться в машине по ходу трофи; всегда найдется работа на свежем воздухе.

Атака на конную тропу захлебнулась к обеду. Как мы и предполагали, на подобном маршруте к февралю-марту зима успевает подготовить непреодолимые препятствия. Есть только один способ пройти тропу на машинах – вручную прокопать туннель через все поле, а на МВД клуб обычно не ставит таких масштабных задач.

Принято решение следовать дальше по колее горного трактора и найти место для обеденной остановки. Колея уходила в горы, и остановились мы только ночью… на горнолыжной вершине! "Карибас" на сложных участках попросту переносили на руках. А тяжелые машины приходилось откапывать и активно работать в сцепке. Оба Nissan Safari то и дело разматывали и сматывали лебедки, вытаскивая из снежного плена то себя, то других. Забраться на гору очень непросто. Машины проявляют характер, отказываясь двигаться вверх, норовя откопать под собой окоп и надежно закрепиться на местности. Чуть переборщил с "газом" – машина быстро проседает на 20-30 см и прочно ложится мостами в плотный наст.

Один в поле не воин

Последние 200 метров перед вершиной никто не преодолел самостоятельно, всех тащили лебедками. Винчевались на 100-метровых тросах-удлинителях. Первыми на гору подняли два Safari, оснащенные лебедками.

Влад на "коротыше" под номером 5 предложил свою машину с механической лебедкой в роли подъемного крана. Наверху его развернули и крепко привязали задним "фаркопом" к дереву, чтобы не сбежал с боевого поста.

Внедорожники по одному уходили на последнюю атаку вершины.

На спецучастке отчетливо проступали достоинства и недостатки различных моделей, их подготовленность по комплектации и оснащению. Об испытаниях резины, широко представленной разными производителями (от Ярославского шинного завода до продукции Mikey Tompson и BFGoodrich, уважительно называемой Борис Федорович Гудрич), стоит писать отдельно. Выше всех самостоятельно забрался УАЗ, обутый в цепи, но и ему пришлось сдаться на милость лебедки.

Половина команды занималась строительством горного подъемника для джипов и отработкой его действий. Проще говоря, – разматывали лебедку и удлинители привязанного наверху Safari, – до места преждевременного "финиша" очередного экипажа, активно работая руками и орудуя лопатами. Другая часть обустраивала лагерь в 50 метрах от вершины.

Поворачивай к …

Бензопилами резали валежник, грузили поленья на верхний багажник очередного джипа, уходящего наверх. Большинство участников нашей вылазки – опытные автотуристы. В оснащение экспедиции всегда входят поместительные шатровые палатки, раскладные столы и стулья, каталитические газовые печи, освещение на 220 В и внушительный набор хозяйственной утвари и снеди. Где бы ни застали нас обстоятельства, команда всегда умела обустроиться с максимальным комфортом.

С нашей стороны склона видна только верхняя опора бугельного подъемника, да лыжники и "бордеры", въезжающие на вершину.

Нетрудно представить их удивление, когда, поднявшись на вершину для горнолыжного спуска, они обнаруживали там 8 автомобилей, тогда как их машины остались далеко внизу на платной стоянке.

Одни наивно полагали, что мы забрались сюда ради бесплатной парковки (пусть попробуют сами тут припарковаться), другие просто стояли, открыв рты. Действительно, им трудно понять, что и зачем мы здесь делаем.

Вечерело. Одну за другой мы перетаскали машины наверх, а лыжники уже отключили свой подъемник. В лагере горит костер, в шатрах тепло, готов чай и разнообразные закуски, можно переходить к праздничной части мероприятия. Поздравляем Скромного с днем рождения, обсуждаем события насыщенного дня и планы клуба на будущее.

В полночь устроили экстремальное ночное катание с горы на сноубордах и… пластиковой 6-местной скатерти. Надо отметить, что перепад высот на склоне – 150 м, а угол наклона достигает 35°. Настоящий экстрим. Особенно если учесть, что обратно в гору – только пешком; почти альпинизм.

Утром мы откопали машины с импровизированной парковки, а пробитую нами колею подморозило, так что спуск с горы прошел довольно мирно. Пару раз размотали лебедки, да немного поработали лопатами, вызволяя машины особо горячих пилотов.

Вот и завершился Трофи. Снимаем цепи, сматываем тросы, отключаем блокировки.

Дорога от горы до села узкая, аккуратно разъезжаемся со встречными машинами лыжников, спешащих из города на гору. На одном из спусков чуть не попадаем в ЧП. Длинный Safari почти завершил спуск, но из-за поворота навстречу вылетела легковушка, собираясь с ходу преодолеть затяжной подъем. Избегая столкновения, пилот Safari оттормаживает; его разворачивает боком, но машина по-прежнему скользит вниз. Столкновение кажется неизбежным, но в последний момент пилот спасает ситуацию, направляя свою машину в сугроб. Аккуратно выбираемся из снега и движемся дальше. Представьте, как округлились глаза водителя легковушки, когда на него с горы покатился боком здоровенный джип.

Масленица! В селах – народные гуляния, проводы зимы, блины, соломенное чучело и забавы вроде "заберись на столб". Принимаем участие в гуляниях, туристическими спичками поджигаем чучело, лезем на столб, демонстрируем народу зрелищные трюки – "полицейские развороты" в исполнении Олега на "Карибасе", и Лешего на Toyota Land Cruiser 73, показательное застревание в сугробе Сергея на Safari и способы извлечения джипа из западни.

Домой мы привезли массу положительных впечатлений и отличное настроение. Скоро вместо снежных заносов мы получим в свое полное распоряжение весеннюю распутицу – грязь, непролазные болота и глубокие броды.

Клуб Off Road Master продолжает тренировки и набор участников к своему основному мероприятию – Сибирскому марафону 2004 "Легенды Тофаларии". Путешествие стартует из Новосибирска 19 июля по маршруту, проложенному через труднодоступные районы Хакасии, Тывы и Горного Алтая, в Тофаларию – к месту проживания самой малочисленной народности России на склонах восточных Саян.