Отчет об экспедиции
Маршруты выходного дня

статья 6 2004

10.05.2004
статья 6 2004

Журнал "Турбо". Май 2004.
Автор статьи Н. Бочкарев (фото В. Новицкого)

Штурм Томского бездорожья

В последний день апреля в 7.00 вечера, что уже само по себе необычно, члены новосибирского клуба Off Road Master – энтузиасты активной борьбы с бездорожьем – встретились у цирка. Чтобы через пару-тройку часов приступить к покорению томских сугробов, луж и жалких подобий дорог.

Состав новосибирской группы слегка пополнился. К костяку присоединяются все новые и новые владельцы джипов, знающие об их истинном предназначении.

Вот только в самом костяке не хватало четы Куликовых – и их огромного Prado.

В Томске новосибирцев (и в их числе экипаж редакции "Турбо") ожидал Tomsk Off Road Club под предводительством президента Евгения Кулябина. Предстояло серьезное соревнование на полигоне, подобном тому, что у нас на Горской, – и совместный 2-дневный поход по Томской области.

У многих из тех, кто собрался вечером перед цирком, возник вопрос: почему мы выезжаем вечером, а не рано утром? Движение по ночным дорогам – не самое приятное занятие, тем более на машинах подобного класса. Ответ прост: чем выше джип, тем ниже скорость его движения по загородной магистрали. А среди наших машин есть действительно высокий внедорожник.

"Лифтованный" УАЗ Алексея Максимова (вы видите его на фотографиях), хотя и обут в не самые большие по диаметру шины, крайне неустойчиво вел себя на скоростях за 60 километров в час. Да и на кое-каких других джипах скоростное вождение довольно опасно. Поэтому без всякой спешки, часам к трем ночи, караван достиг предместий Томска.

Заночевать решили у обочины – в лесу. На пути к месту ночевки блестела обширная, покрытая льдом лужа, и возникло некоторое беспокойство насчет того, пройдет ли ее микроавтобус Toyota. А он вез груз особого назначения – настоящие внедорожные покрышки для необычного УАЗа. Там сидел также не менее ценный состав – группа технической и моральной поддержки экипажа Максимова.

Стоянка диких "джиперов-кочевников" (фото Максима Кузубова)

Опасения оказались напрасными, и уже через полчаса вся группа в сборе разводила костер прямо на снегу. Остроты впечатлениям добавляла знойная сибирская весна, опустившая столбик термометра ниже -10°С.

Рано утром 1 мая вся группа выдвинулась в Томск. Однако экипаж "Турбо" на Escudo не последовал со всей колонной, а отправился на поиски шиномонтажной мастерской; за ночь спустило одно из колес. Естественно, вдоль трассы ни одного подобного заведения не нашлось; пришлось объехать полгорода, дабы разобраться с колесом. Догнали своих уже на полигоне, где предполагалось первое соревнование. УАЗ Максимова к тому времени уже приобрел новые очертания. Огромные покрышки с рабочим давлением 0,2 атм(!) приподняли его и сделали по хожим на тех американских монстров, забираться в которые приходится по лестнице.

Утро второго дня. Впереди самое трудное

Предводитель томских "джиперов" Е. Кулябин представил участникам трассу. В ходе пешего знакомства стало ясно, что возьмут ее немногие. Крутые подъемы под 60°, рельеф, регулярно проверяющий хода подвески при диагональном вывешивании, и другие сложности выглядели еще не самыми серьезными препятствиями. Страшней всего глина, которая под лучами солнца начала оттаивать и превращаться в месиво. В конце же трассы участников ожидала глубокая яма, пройти которую длиннобазному автомобилю вообще не представлялось возможным.

Первыми трассу опробовали томичи. Довольно уверенно по еще твердой поверхности прошел трассу короткобазный Pajero. Вслед за ним в бой ринулся суперпроходимец ЛУАЗ, который лишь однажды прибег к помощи зрителей, а потом долго, но самостоятельно выбирался из ямы. УАЗ Максимова преодолел все препятствия без единой запинки; как потом признался Алексей, на подобном монстре соревноваться даже скучновато.

Олег Булгаков, недавно справивший свадьбу и приехавший с молодой женой на подготовленном Land Cruiser 80, тоже решил испытать силы легендарного внедорожника. Однако длинная база и не самые зубастые покрышки дважды привели автомобиль в состояние полной беспомощности. Машину приходилось откапывать, толкать и буксировать. Мало того, Cruiser лишился одного из брызговиков.

Олег Булгаков откапывает свой Cruiser. Желающих помочь оказалось не много

Другие тоже оказались бессильными против препятствий, уготованных трассой. Поначалу на выручку приходил президент томского клуба на своем алом УАЗе. Но потом у машины сломалась задняя полуось, и на помощь поспешил Максимов, который ценой сцепления своего УАЗа, под аплодисменты публики вытаскивал всех до конца соревнования. Неудивительно, что через несколько часов у его джипа вылетели передачи.

В конечном счете, соревнование свелось к тому, что автомобиль загоняли на трассу, потом он, сминая бамперы, утыкался либо носом, либо кормой в землю, а радостные зрители и другие участники покорения трассы принимались его толкать, раскачивать, стоя на бамперах, тащить другой машиной. Так что немногие из джипов пришли к финишу целыми.

Вот так, не жалея бамперов, раздатки и двигателя, штурмовали "джиперы" участки полигона

О характере трассы говорит и то, что многие машины, в том числе и редакционный Escudo, даже не смогли добраться до старта. Колеса по ступицы уходили в грязь, и зачастую помогающий автомобиль постигала такая же участь.

Ближе к 4.00 оба клуба единой колонной направились на СТО – приводить машины в порядок перед новыми испытаниями. Экипаж "Турбо", заехав на очередную ЛУКОЙЛовскую заправку, безнадежно отстал. Рация, барахлившая с самого начала, не позволила оперативно связаться с колонной, и мы решили самостоятельно найти остальных. Двухчасовая экскурсия по Томску расширила наши познания о городе, дала представление о том, где можно вкусно и недорого поесть, где можно поесть невкусно, но дорого, какие магазины расположены на главных улицах. Познакомились с ведущими СТО. В результате мы связались по сотовому с Новосибирском, оттуда перезвонили Павлу Мирошникову, который объяснил, где находится основная группа; информацию передали нам. Что интересно, попытки напрямую позвонить новосибирцам на их "мобильники" с наших завершались в прямом смысле ничем. Оставляем загадку на совести операторов сотовой связи.

После ужина, проходившего прямо на СТО по ходу ремонта УАЗов, отряд борцов с бездорожьем выдвинулся из города прямо в объятия леса.

Ни с того ни с сего, с неба крупными хлопьями повалил снег.

На лесных дорогах стояли глубокие лужи, и в одной из них наш Escudo хлебнул воды, после чего начал "задыхаться". Полагая, что внезапный приступ усталости у автомобиля пройдет быстро, мы останавливаемся и даем двигателю поработать вхолостую, периодически нажимая на "газ". Тем временем колонна проходит мимо и исчезает в ночной мгле. Через полчаса двигатель пришел в себя, но попытка догнать колонну проваливается на первой же развилке. Тут мы обнаруживаем, что находимся вне сети, а уж о рации и говорить не приходится.

Внезапно сзади появляется свет чужих фар.

К нам подъезжают два УАЗа, и некоторое время мы пытаемся найти общий язык с их водителями. Те хотя и признают, что они "томичи", но ни про трофи, ни про триал ничего не говорят. Вопрос о том, куда ехать, и вовсе ставит их в тупик.

Вскоре выясняется, что они представляют одну из природоохранных государственных структур, крайне недовольных, что кто-то посягает на их владения. Впрочем, они не отказались помочь нам советами, что делать с машиной, если вода попала в бортовые системы.

Тут с другой стороны появляется Вадим Сиворакша на своем УАЗе, в сопровождении Toyota Surf, и мы благополучно удаляемся.

Настигли мы колонну в нескольких километрах от места предполагаемой стоянки. Кто-то из впередиидущих хорошо "сел", и часть машин, свернув с… э э э… в общем, с того, что называлось дорогой, стала пробиваться прямо через поле. Вокруг них как бы невзначай кружил УАЗ Максимова, помогая то там, то здесь вытянуть машину из снежного плена. Ближе к полуночи паркуем машины в сугробах между деревьев, утаптываем полянку для ужина и костра. Накрыли праздничный стол и звоном пластиковых стаканов ознаменовали встречу новосибирских и томских энтузиастов трофи.

Утром 2 мая колонна разделилась на две группы. Впереди около 60 километров дороги, по которой зимой никто не ездил. По словам Е. Кулябина, предстояло серьезное испытание – как для водителей, так и для машин. Так что часть участников предпочла вернуться в город.

Мы же пошли вперед.

Так случилось, что впереди экипажа "Турбо" в колонне шли три УАЗа и Cruiser. Разламывая лед мостами, они оставляли за собой после каждой лужи внушительный ледяной сугроб. Нам ничего не оставалось, как с ходу разбивать наледь передними рычагами и балкой нашего Escudo, буквально вылетая из луж. Не всегда получалось с первого и даже со второго раза. Порой джип "садился" на раму, и без посторонней помощи уже не обходилось. С каждым километром дороги лужи становились все глубже, а колея – все выше по центру. Все чаще Олегу Булгакову приходилось сдавать назад и брать нас на буксир. Кто-то справедливо заметил по рации, что Escudo пробивает дорогу "Нивам", равным ему по клиренсу.

Ударим джип-триалом по бездорожью!

В конце концов мы "сели" так, что движение всей колонны остановилось на полчаса.

Под колесами мокрый снег с глиной, под рамой – пласты льда толщиной в десять с лишним сантиметров. За нами в луже барахталась "Нива". Cruiser начал сдавать назад и в попытке вытащить нас из плена забуксовал всеми колесами. Мы работали лопатами и раскидывали лед руками. Cruiser вырвался из плена и, не рассчитав силы, оторвал у Escudo буксировочное кольцо. К тому времени вокруг нас собралась почти вся команда. Совет принял решение буксировать Escudo расщепленным надвое тросом, зацепленным за передние рычаги. Колонна двинулась вперед. Периодически та или иная машина, завязнув во льдах, останавливала продвижение, но уже к обеду мы выбрались на лесную полянку, где и решили перекусить.

В отличие от нас и "Нив", Алексей Максимов скучал и отдыху предпочел развлечение: переезд толстых стволов деревьев, сваленных в различной высоты кучи. Другие же занялись трактором-лесорубом, оставленным кем-то на полянке, видимо, еще прошлой осенью. После часа возни трактор завелся, вот только квалифицированного водителя не нашлось.

Это не слон и не Индия – это русский УАЗик на лесоповале

После отдыха мы вновь отправляемся в путь. Становится ясно, что направление, в котором мы движемся, не оставляет многим из нас шансов на успех. Сначала мы по ошибке выбираем не то направление и попадаем на поле, покрытое 50-70-сантиметровым слоем мокрого снега. Пройдя до середины поля, наш флагман – УАЗ Максимова – сломался. Вслед за ним остановился и УАЗ Е. Кулябина, на двигателе которого порвался один из ремней. Судя по GPS, мы идем самой короткой дорогой к трассе; сворачиваем и движемся параллельно ей по тропе, оставленной, видимо, "шестьдесят шестыми". Колея представляет собой нечто особенное. Посреди ледяной сугроб – иначе не назовешь, за который цепляется мостами даже УАЗ Алексея. В иных местах плотно садятся "крузеры" (лифтованные!) и Pajero. Неудержимы только УАЗы, ЛУАЗ и Surf. Правда, "японцы" шли последними, и им доставалась сравнительно расчищенная первопроходцами дорога.

Порой дорога теряет свои очертания, и между деревьев видно лишь месиво из глины – местами глубиной по колено. Именно в таком месте после 15 минут барахтанья мы опять воспользовались лебедкой, с которой до выхода из леса решили не сниматься. На сей раз буксиром выступил УАЗ Максимова. Поскольку у него сцепление не вечное, а у нас коробка-"автомат", мы придерживались той же тактики, что и при буксировке "крузером": Suzuki движется самостоятельно, поддерживая минимальное натяжение буксировочного троса. Как только Escudo начинает "садиться", трос натягивается, и 8 колес гребут синхронно, позволяя "сладкой парочке" двигаться вперед. Самая серьезная опасность при такой тактике – накрутить трос на колесо. К счастью, хотя несчастье все же произошло, оба водителя отреагировали буквально за 2-3 секунды, и технической смерти Escudo удалось избежать.

К вечеру мы благополучно (не считая сломанного бампера, оторванного кольца, двух брызговиков и номера) выбираемся из леса. У других машин тоже некомплект. Однако у всех приподнятое настроение, никто не жалуется.

Кто увлечен ездой по бездорожью, тот не считает потерь. Никакими деньгами не измерить те яркие впечатления, которые остаются после подобных поездок. Машину починим, а время, потерянное у телевизора, не вернешь.

Новосибирский клуб Off Road Master благодарит Tomsk Off Road Club и его президента Евгения Кулябина за достойную встречу и классный маршрут.