Отчет об экспедиции
Маршруты выходного дня

статья№7 2004

10.06.2004
статья№7 2004

Журнал "Турбо". Июль 2004.
Автор статьи Олег Банзаев (фото Павла Мирошникова)

"Марафонский" естественный отбор

В окрестностях Новосибирска 12-13 июня состоялось яркое и наполненное "драйвом" состязание "джиперов".

Двадцать с лишним экипажей "внедорожников" со ревновались и доказывали свое право на участие в экстремальной трофи-экспедиции "Легенды Тофаларии", организуемой новосибирским клубом Off Road Master.

ЭЙ, РАЛЛИСТ, ГОТОВЬСЯ!…

Предстоящая трофиэкспедиция уже 5-я на счету новосибирцев. По мнению организаторов, она станет са мой сложной изо всех проведенных клубом ранее. Отбор кандидатов на право участия – одна из основных частей программы подготовки к путешествию. Серьез ная проверка готовности автомобилей и экипажей к трудному маршруту.

На старте машина под номером один;
пилот Игорь Куликов, штурман Валентина Куликова ( г. Новосибирск)

В отборе нынче приняла участие команда томичей из Tomsk Оff Road Club в составе 6-и экипажей. Интереснейшие состязания продолжались двое суток. На I этапе организаторы предложили участникам 3 часовой ралли-рейд, стартовавший от площади перед Вознесенским собором. С интервалом в 5 мин. экипажи отправлялись в путь, руководствуясь только легендой, где указаны дистанции участков и направления поворотов. По запутанной схеме предстояло найти место фи ниша ралли-рейда, которое оказалось аж за старым Искитимом. На всем маршруте расставлено несколько то чек контроля времени (КВ), куда экипажу нужно при быть точно в заданное время. Опережения и задержки штрафуются. Нарушителей скоростного режима в городе и на дорогах общего пользования ловили на скрытых точках КВ; тоже пенальти.

Команда строгих судей за работой. Снисхождения никто не жди

С асфальта гонщики сворачивали уже в районе Ново го поселка, и дальше трасса шла по извилистым лесным и полевым дорогам Искитимского района, где каждый мог испытать свое водительское мастерство и мощь техники.

Стартовав под 4-м номером, мы спокойно прошли Бердское шоссе и притопили педаль "газа" уже за Морозовскими фермами. Сухая погода упрощала движение по грунтовым и лесным дорогам, но пыль за нами стояла столбом. Нагоняем второй экипаж и… Конечно, есть "джиперское" братство и этика, но сегодня идет большая гонка, и кому-то придется глотать пыль. Радость длится недолго; штурман читает легенду и, увлеченный обгоном, я забываю следить за одометром. В результате нарезаем лишние круги по лесу и, наконец, выходим на нужное направление.

ПЕДАЛЬ В ПОЛ, ПЫЛЬ ДО НЕБЕС

Ориентирование – гадание на картах (географических, дорожных!)

"Восемьсот метров поворот налево, 400 направо, 500 прямо, брод…" – диктует штурман. Выскакиваем на прямую, "газ", скорость 100… Встречный "Урал" занимает всю ширину дороги, тормоз, ТОООРМОООЗ!! Тормозов нет, педаль проваливается до пола. МАТЬ! Громко откликнулось эхо. Но мы, видно, родились в спасательных жилетах; уходим по пашне, оттормаживаясь пониженными передачами. Штурман ныряет под машину: течет и ходит ходуном передний суппорт. Помина ем добрым словом "тот автосервис", протягиваем, что осталось, и едем дальше.

Еще пара часов гонки – и прибываем точно в заданное время, оставив за спиной почти 100 километров лесных дорог.

Сразу после финиша прошли состязания "мальтийский крест" и соревнования в "слепой езде": водители с завязанными глазами по командам штурмана управляли машинами в объезд препятствий.

"Не стой сзади – убью!.."

После чего машины по одной уезжали к песчаному карьеру, где и развернулась главная интрига первого дня отборочного тура.

БОЙ В КАРЬЕРЕ

Свободная программа в карьере поразила всех собравшихся.

Президент томских "джиперов" Евгений Кулябин на своем УАЗе продемонстрировал высочайшее мастерство вождения на спусках с 4метровых стенок карьера.

Испытал надежность защиты своей боевой Toyota Surf Дядя Саша (Александр Сухарев), с ходу прыгнув в ров 1,5метровой глубины.

Другие участники тоже не скучали и штурмовали карьер со всех сторон. Работали лопатами, рвали тросы, ломали буксирные проушины – карьер не хотел отпускать своих пленников.

Такое надо видеть… Бой в карьере стих только после захода солнца.

УТРЕННИЙ БРОД

На утреннем построении было объявлено о финальном испытании: пройти реку Бердь вброд. У брода ширина реки достигала 100 метров, песчаные берега, отмели и быстрины с омутами до 1,5 метров глубиной.

В трофи-экспедиции "Легенды Тофаларии" нам пред стоит штурмовать Саяны с их быстрыми и глубокими горными реками. Брод действительно стал отборочным этапом; кто его преодолеет, тот и достоин претендовать на успех в горах.

Вперед идут штурманы – искать проход для машин. Одного сбило с ног течением, другой забрел в омут и радостно плавал, потеряв почву под ногами. Поступило шуточное предложение: сначала запустить в воду "Нивы", чтобы уже по их крышам на тот берег перебрались "джипы" покрупнее. Первыми пошли самые подготовленные машины ветеранов клуба – у них богатый опыт и нет психологического барьера перед метровым бродом. Но и излишняя самоуверенность способна по рой сыграть злую шутку.

Land Cruiser Prado застревает в омуте с вязким песчаным дном, и речное течение проводит влажную уборку в его салоне.

УАЗ! Еще УАЗ! Одна за другой машины встают посреди реки, крепко хлебнув водички.

Однако и такую преграду удается преодолеть, если вывести воздухозаборник на уровень крыши, снять вентилятор радиатора, гидроизолировать все узлы и электрооборудование. Как минимум, обильно обработать всю электрику "Унисмой". И не забудьте поднять боковые стекла, иначе сушить придется не только штаны.

Две Toyota HiLux и два Land Cruiser уверенно преодолевают брод и помогают эвакуироваться "утопленникам". Тяжелые экспедиционные машины цепляются за дно даже на глубине больше метра.

А вот легкая "Нива" чуть сбилась с курса и потеряла сцепление с грунтом. Сильное течение подхватило машину и понесло (как-то корыто) в сторону Бердского залива. Экипаж принял единственно правильное решение: открыл двери и пустил воду в салон. Снос прекратился, и "Нива" встала на дно: правда, дальше по течению поплыли паспорта и сотовые телефоны.

"Свистать всех наверх"; экипаж плавучей "Нивы" ждет спасения

Совет: если машина у вас легкая, а брод глубокий, – лучше сразу открыть двери и пустить воду в салон. Такая жертва избавит вас от увлекательных упражнений по ее подъему со дна Обского моря далеко ниже по течению. Но! Документы, фото и видеоаппаратуру и другие дорогие вашему сердцу вещи лучше заблаговременно упаковать в надежные пакеты и закрепить в специальной сетке под потолком.

Церемония награждения. Теплые слова организаторов. Под бурные аплодисменты чествуем призеров соревнований. Вручаются призы от спонсоров, и изрядное количество лучшей "синтетики" NESTE от компании Авторейд – достается томской команде.

При определении победителей, помимо умения владеть автомобилем, обращалось внимание на личные качества кандидата, его "командность", то есть стремление придти на помощь, взаимовыручка и т.п. качества, необходимые в долгом и трудном путешествии.

На горном асфальте далеких дорог останутся наши следы


Ориентирование-ралли:

1 место Дмитрий Ильяшевич (Новосибирск, Тoyota Surf)
2 место Альберт Комиссаров (Новосибирск, УАЗ)
3 место Николай Орлов (Новосибирск, Defender)

Слепая езда

1 место Сергей Гриднев (Новосибирск, УАЗ)
2 место Олег Булгаков (Новосибирск, Toyota Land Cruiser)
3 место Владимир Москвин (Томск, "Нива")

Специальный приз "За волю к победе" –

Андрей Келус (Томск, "Нива")


Специальный приз "Водительское мастерство" –

Евгений Кулябин (Томск, УАЗ)


К путешествию допущены 9 автомобилей (плюс 2 в резерве).