Автор статьи Виталий Гуляев (фото автора)
Лето, погода стоит хорошая, вся ударная бригада клуба "Off road master" уехала в трофи экспедицию "Тофалария 2004"…
Собираюсь с родителями на Телецкое озеро, предварительно набравшись впечатлений от поездки с друзьями (в качестве технички к шести легковым автомобилям) неделю назад по маршруту Н-ск. – Акташ – Балыктуюль – Чулышманский перевал – Телецкое – Н-ск.
И ехидно улыбаюсь – родители мои первый раз попадут на Алтай и сразу экстра маршрут… Но судьба распорядилась нашей поездкой совсем иначе.
Итак, стартуем из Н-ска. 16 августа 2004. рано утром, с твердым намереньем ночевать на базе в селе Барангол, дабы на следующий день сплавиться, смотаться на ТЭЦ, затариться Алтайской домашней козлятинкой и ехать дальше за Чике-Таманский перевал.
Утром 17 того нас продолжает радовать прекрасная погода и день складывается просто чудесно во время сплава купаемся в Катуни, замечательный обед на базе (с чувством, что дальше готовить придется собственными ручками), на ТЭЦ смотались, мясом затарились и на ту сторону Катуни!
Мост – вот она граница цивилизации и верно, но медленно, не торопясь, продолжаем путь. На этой машине я впервые собираюсь преодолевать перевал и интригующий момент все ближе и ближе, но скорость все меньше, тяжко атмосферному дизелю, нагруженному по полной да ещё и с четырьмя пассажирами на борту.
Хай Люкс пыхтит, извергая клубы гари и дыма преодолевает Семинский перевал, а солнце нас похоже сегодня ждать не собирается, и я пытаюсь давить акселератор что есть мочи – даже нога устала!
Приближаемся к Караколу, включаю фары, потому что стемнело окончательно, и с тоской смотрю на родителей, понимая, что наверно они уже порядком подустали, подумываю о предстоящем ночлеге и о расстановке палаток в потемках…
Но ход моих мыслей прерывает очень быстро и верно догоняющая меня колонна автомобилей.
Странно, недавно на встречу пронесся кортеж Евдокимова, а тут просто некое зарево в зеркалах, это там где ночью просто машин практически не бывает!
О боже мой, это экспедиционные джипы а номера – Москва, Питер, Латвия… сигналят, моргают фарами - здороваются!
Рука лихорадочно перебирает каналы на радиостанции, включаю сканер с надеждой настроиться на их волну понимая, что с моей выкладкой догнать их не получиться.
А колонна порядочно меня обогнав, останавливается вдоль обочины показывая мне, что мол тормози – знакомиться будем!
Колонна экспедиции "Алтай - Гималаи" воссоединилась наконец-таки в Бийске и двинулась в сторону Горно-Алтайска по Чуйскому тракту вдоль реки Катунь, одной из самых крупных рек данного региона. На извилистом серпантине произошла очередная встреча с местными путешественниками, на этот раз - Новосибирцами из клуба "Офф-роуд-Мастер". Они стали нашими спутниками на четыре дня алтайского этапа. Преодолев уже в темноте два перевала Чуйского тракта - Семинский (1700) и Чике-Таман (1200), экспедиция заночевала у реки Большой Ильгумень.”
- Выписка с сайта www.offroad.ru где подробно описан весь маршрут экспедиции "Алтай – Гималаи"
Выпрыгиваю (в прямом смысле этого слова) из машины, здороваюсь, рассказываю, кто я и откуда да как здесь очутился.
Вежливо спрашиваю – сами то далеко путь держите?
И получаю убивший меня окончательно ответ – что встретил я экспедицию Алтай – Гималаи, а возглавляет её сам Трушников Александр Александрович - Президент Национальной Ассоциации Трофи Клубов России!
Слово за слово, а дело к ночи подбирается – где ночевать то будете, спрашиваю.
На что получаю поразивший меня ответ – за Чике-Таманом, на поляне… собственно куда я и направлялся.
Сгорая от счастья, скромно предлагаю услуги проводника – мол, поляну эту знаю как собственную дачу и могу показать место с дровами, и в лесочке, где проснувшись утром не будет пьяных Алтайцев на конях, предлагающих покататься на бедном животном после пенсионного возраста!
Валяй – говорят мне и я, окутав гарью всю колонну, рву свой дизель вперед на перевал.
Движок мой словно преобразился, такой прыти я от него не ждал 100 – 110 в горку!
Радуется вместе со мной оказанной чести – мы во главе колонны экспедиции Алтай - Гималаи!
Но крутизна подъема увеличивается и скорость наша падает, вообщем обгоняют меня все, сочувственно мигая поворотниками, уходят из виду и встают на смотровой площадке ждать меня.
Догоняю, объясняю, что все почти приехали – поляна за спуском, и опять вперёд.
Спускаемся – ночь вокруг, хоть глаз выколи, не видно дерева с десяти метров, а я пытаюсь отыскать заветную тропу в лесок, где речка и уютная полянка вдоль берега чистейшей горной речушки.
Промахиваюсь, и приходится разворачиваться, мысленно краснею – проводник нашелся, заблудился в трех соснах!
Лезу в кузов достаю мощный прожектор, осматриваюсь, и уже безошибочно к месту ночлега…
Вообщем разворачиваем лагерь, Гималайцы сразу спать, а мне готовить ужин – родителей надо кормить, дабы соблюдать режим!
Готов долгожданный ужин, садимся есть, замечаю, что в потемках кто-то из Гималайцев спать не собирается, подхожу и приглашаю за стол горячего похлебать…
Знакомимся, и приятно удивляюсь, Гималаец оказался Новосибирцем, мало того соседом по дому!
И миссия его в этой поездке держать КВ связь с внешним миром, а зовут его Заруба Юрий Витальевич, руководитель службы радиообеспечения экспедиции…
Вот уж везет мне сегодня, вспоминаю я свое детство и прошлое радиолюбительство.
Вечер удался на славу, думаю я, и отправляюсь спать.
Утро 18 Августа
Просыпаюсь и с сожалением смотрю, как Гималайцы собираются…. а мне еще собирать наш пионерский лагерь, завтракать с родителями, упаковываться и т.д.
Но неожиданно получаю приглашение продолжить путь с экспедицией! Александр Александрович рассказывает мне о том, что они собираются сегодня пересечь Курайскую степь подняться на гору Актру и заночевать на вершине близ метеостанции.
Договариваемся о месте встречи и до вечера прощаемся. Печально смотрю, как колонна удаляется с места ночлега, но ни чего вечером, надеюсь, увидимся…
Часикам к одиннадцати вылезаю на трассу, направление Курай. Но каково было мое изумление, когда через час пути на заправке рядом со мной встает Московский Лэнд Крузер Гималайцев.
Удивленно спрашиваю, вы откуда, на что получаю ответ улыбающегося пилота данного корабля, Линькова Сергея Сергеевича, мастера спорта по автоспорту – мы купались, ща всех догоним!
И правда, до Курая рукой подать, встречаемся после деревни, мне выдают радиостанцию – и я встаю предпоследним в колонну. Степь пролетаем очень быстро, пару раз остановились дабы пополнить фото галерею экспедиции.
И вот он подъём на Актру, позже в отчете Белостоцкого Сергея Александровича, видеоператора и фотографа экспедиции "Алтай – Гималаи" было сказано:
- "Буквально в первую же ночь, по пути в горы, познакомились с экипажем из Новосибирска - парень и девушка, везли своих родителей на Телецкое озеро. Но резко забив на эти планы болт, парнишка решил присоединиться всем экипажем, на несколько дней к нам. Когда начался подъем к леднику Актру, с некоторым количеством офф-роада, родители несколько изменились в лице, и поняли что попали."
И правда подъём был веселый, небольшой дождик превратил горную грязьку, и маленькие такие каменюки, в нечто очень скользкое и весьма неприятное, для просто покатушек!
Впечатлений добавила неглубокая, но очень широкая горная речка, мост через нее был сделан из бревен и не вызывал никакого доверия!
Вот несколько строчек из отчета участника экспедиции Эди Талема:
- Место, до которого мы хотели добраться – метеостанция и альплагерь в долине реки Актру, берущей свое начало из одноименного ледника. Свернув с тракта, мы окунулись в настоящий офф-роуд: пыльные грунты Курайской степи, многочисленные каменные броды горных речушек, крутые каменно-глинистые подъемы, шаткие деревянные мостки, скользкие колеи с перепадами высот и сильными кренами автомобиля, а в завершении – движение вдоль каменной долины быстрой Актру. Все внедорожное удовольствие растянулось на 30 километров, конечная точка была поставлена на высоте 2100 м.
Вообщем добрались мы к вечеру к месту нашей ночевки, и давай разбивать лагерь…
В первую очередь Гималайцы установили палатку радиосвязи, а уже потом все остальное.
Температура резко понизилась, изо рта пар – холодно, надо ужин готовить и палатки ставить. (кто не в курсе – в камни штырьки от палатки не втыкаются, приходится брать некие булдыганы и к ним вязать всякие веревочки… интересное, знаете ли занятие!)
После ужина Латыши угостили бальзамом специфическим, а я их в ответ медовухой! Чашка чаю и глоток бальзама…мммм, ночью спал как младенец, не сравнимые ни с чем чувства горного воздуха, звездное небо, журчание горной речки - красота неописуемая!
Утро 19 Августа
Просыпаюсь – кайф, туман и горы!
Часов до двенадцати стояли в горах, кто фотографирует, кто на ледник ушел.
Пока есть время, снимаю капот с машины. Прошу Латышей не на долго приютить его на багажнике, потому что на моем совсем нет места.
Воздуха заборник, вытаскиваю из фары, сверху полторашка из-под пива и готов шноркель!
Вчера вечером воздушный фильтр воды нахлебался, пришлось сушить.
И поехали мы назад…, не упускаю возможности на обратном пути вчерашнюю речушку, которая за ночь наполнилась местными дождичками переехать в брод.
Мостик над ней весьма преобразился, вылетело пару брёвен, покосился…
Перед тем как ехать в воду, речку прошёл ножками, в середине по пояс и течение на столько сильное, что не держась за мост руками, вода с ног сбивает!
Вот и позади Актру, печально последний раз смотрю ей вслед и вперед через степь на трассу.
Назад торопимся, у Гималайцев на сегодня запланирована встреча с Киевлянами, которые возвращались домой…
На этот день у нас была запланирована встреча с Украинской внедорожной экспедицией "Алтай 2004", возвращавшейся домой. Обменявшись впечатлениями и GPS-трэками, экспедиции разъехались по принципу "Пост сдал – пост принял".
- Выписка с сайта www.offroad.ru где подробно описан весь маршрут экспедиции "Алтай – Гималаи".
Вечером останавливаемся недалеко от трассы, готовлю прощальный ужин – два казана шурпы. Все в восторге, а я нет… небольшая порция вкуснятины… казаны маленькие, в который раз убеждаюсь в поход надо брать ведро! Сто процентов пригодится!
Выпиваем по маленькой, обмениваемся координатами и спать – нам завтра домой.
Утро 20 августа, прощаемся с экспедицией…
До встречи дорогие путешественники!
На последок хочу сказать – большое спасибо всем Гималайцам, за незабываемые впечатления! Попутного Вам ветра!
Алтайский этап экспедиции "Алтай – Гималаи".