Журнал "Турбо". Август 2003
Автор статьи Татьяна Солманова
Постоянные читатели журнала помнят, как осенью 2000 года группа искателей приключений из новосибирского клуба "Off Road Master Club" ("Сибирский марафон") на протяжении двух дней пыталась достичь высшей точки Новосибирской области – горы Пихтовый гребень.
Шли мы тогда вдевятером на 4-х внедорожниках. Без карты, без компаса, и бензина в баках плескалось всего по 10 литров (см. "Турбо" No 10, 2000).
И вот новая попытка активистов клуба экстремальных путешествий достичь Пихтового гребня, теперь уже летом. Нас 20 человек (из них 8 – женщины, 2 – подростки), 10 машин, баки которых полны топливом, 2 карты и 3 компаса! Увы, и на сей раз мы не достигли цели! Уклонившись от Старо-Гутово куда то влево, мы проскочили до Поперечных Тайлов, оставив исток Ика справа. В итоге Пихтовый гребень так и остался непокоренным, а мы выбирались к цивилизации через Егорьевское.
Сегодня своими впечатлениями об экспедиции делится человек очень далекий от всякой экстремальщины и только волею случая попавший в необычное путешествие. Итак, взгляд дилетанта – от Татьяны Солмановой.
Признаюсь, получив приглашение принять участие в поисках какого то мифического Пихтового гребня, я как человек, привыкший жить в режиме "дом работа-дом", покрутила пальцем у виска: не хватало, чтобы я спала в тайге в палатке и кормила комаров! Но… Лето, лето! Сколько можно хоронить себя заживо в каменных джунглях с чахлыми рощицами и выгоревшими газонами?! Да и едем всего на два дня… Но все же: "Кой черт несет меня на эту галеру?".
Вещи упакованы, продукты запасены, а вышедшие поутру благословить нас на подвиг домочадцы при виде "галеры" (Toyota Land Cruiser Prado), причалившей к подъезду, оторопело бормочут: "Ого!". С хозяевами машины, бердчанами Женей и Ириной нам предстоит вкусить все прелести поиска того не знаю чего, там не знаю где, да вдобавок с тем не знаю с кем. И настроение у них соответственное. Просто Женю, пропахавшего на сверкающем чуде не одну границу и мывшего сапоги не в одном океане, потянуло на сибирскую экзотику, а Ирина, как верная жена, следует за мужем.
А вот и "экзотика". На месте сбора каравана у поста ГАИ за барахолкой нас поджидает парочка "внедорожников". Один из них, попугайной раскраски, стоит с задранным капотом, из под которого доносится звук работающего мотора с каким то подозрительным скрежетом, а его хозяин мирно посапывает в кабине и, похоже, никуда не торопится. На площадку один за другим выкатывают и выстраиваются в линейку очередные вседорожные "мустанги". Их владельцы вразвалочку направляются к вышеупомянутому автомобилю и с умными и озабоченными лицами склоняются над двигателем, бросая понятные только им замечания.
Как позднее выяснилось, посапывал сам Сергей Гриднев. Двигатель своего УАЗ–3160 он вместе с Вадимом Сиваракшей собирал до 4.00 утра.
Время идет, старта все нет, и неопределенность плавно перетекает в раздражение: да увидим ли мы сегодня "природу"? Слегка ошарашивает олимпийское спокойствие собравшихся. Но вот еще полчаса, и мы отправляемся в путь. За время стоянки мои технические знания (могу отличить "Жигули" от "Запорожца") обогатились сведениями, что наше разнокалиберное автостадо, включая длинную "Ниву", – джипы.
Еле заметная, обновляемая не чаще раза в год колея петляет по холмам и долам, то выныривая из леса, то снова скрываясь в чаще. Наша колонна спускается с очередного холма и попадает в море белой кипени цветущего болиголова, скрывающего машины по самые крыши. Каких-нибудь 3-4 часа назад мы миновали выгоревшие луга пригорода, а сейчас вокруг – травяные джунгли напоенной влагой зелени. Нас качает в зеленых волнах и запахах, и нет им конца и края, и от переизбытка кислорода начинает болеть голова.
Болиголов сменяется безбрежной крапивой. "Крапива? – недоумеваем мы. – Может, здесь стояла деревня? Люди давно ушли, а их вечная спутница осталась и прекрасно себя чувствует?".
Колонна снова ныряет в лес. Мимо величественно проплывают пихты и ели ростом с 5– и 9 этажный дом. Взгляд, привыкший то к березкам, то к рябинам, никак не смирится с хвойным буйством – вольным, не зажатым асфальтом, не скрюченным фабричными выбросами.
Колонна наша, периодически меняя очередность, в основном идет в следующем порядке: трассу прокладывают Вадикан и Скромный, они же Вадим Сиваракша (УАЗ–31512) и Сергей Гриднев (УАЗ–3160).
Попугайная раскраска их автомобилей, не поддающаяся описанию и воспринимаемая в городе как тихий кошмар, здесь, в таежных джунглях идет как дополнение к местному колориту. Где то посреди движется бордовый, украшенный символикой "Турбо" джип (Suzuki Escudo) Володи Новицкого, на местном наречии – Волка Вовы. Замыкает колонну ощетинившаяся разнокалиберными антеннами (как дикобраз иголками) машина Виктора Селиванова (Toyota Land Cruiser Prado 70), при встрече представившегося просто: Леший.
Они – костяк команды, проверенный временем и дорогами, спетый и спитый во всех смыслах. Уже через пару часов путешествия по бесконечным холмам и впадинам, болотам и таежным зарослям я понимаю: с такими мужиками мы не пропадем, выберемся! Мы – остальные робинзоны, примкнувшие к ним кто на одну, кто на пару тройку вылазок, – составляем экипажи еще шести машин.
Робинзоны жаждут сильных ощущений и недоумевают: а где же грязь? Неужели так и придется чистенькими домой возвращаться? Ага, вот она – первая более или менее серьезная лужа! Наконец то водители могут отвести душу, с восторгом штурмуя водно грязевую преграду!..
Потом луж будет столько, что мы потеряем им счет. Иные солидные грязевые ванны проскакиваем сходу, а маленький, еле заметный в траве ручеек вдруг превращается из за топких берегов в непреодолимую преграду, где вязнут даже специально подготовленные УАЗы.
Кто-то выбирается из ямы самостоятельно, кому то периодически нужна помощь. Застрявших, а в их роли успели побывать все, вытягиваем всем скопом: тросом, лагами, руками.
Но все же чувствуется, что за рулем не новички.
Женя, хозяин нашей (еще полдня назад белой) красавицы в боевом азарте кипит негодованием по поводу встречающих на другом берегу очередного грязевого моря: "Выстроились! Трос приготовили! Камеры и фотоаппараты! Ждут! А вот … вам! Не дождетесь!". И наш "линкор", взметая по обе стороны великолепные веера грязи, пролетает ловушку.
Народ искренне восхищается Миленой, единственной среди нас женщиной водителем, не доверившей руль Suzuki Escudo мужу (зато Игорь обещал смонтировать видеохронику нашей одиссеи из снимаемого на две камеры материала). Уже то, что она решилась вести машину по таким буеракам, рождает белую зависть у женской половины нашей команды. Не меньшее восхищение вызывает и молодой человек – Борис, уверенно преодолевающий на своей крохотульке Suzuki Jimny такие бугры ямы лужи, где не зазорно сесть любому асу.
…Господи, а вы откуда взялись? Навстречу нам из чащи вынырнули три лайки, на одной из них – ошейник. Настроены собаки вполне дружелюбно. Они благосклонно принимают кусочки колбасы и скрываются в лесу, чтобы километра через три догнать нас на очередном привале по случаю поиска выхода из очередного тупика.
А тупиков в тот день мы повидали немало: едва заметная, с молодой порослью березняка дорога пропадает окончательно, то ныряя в овраг, то скрываясь топью, форсировать которую не решается даже Виктор. По его поводу Вадикан, парень с юмором, еще перед первым препятствием возгласил: "Редкий Леший долетит до середины лужи!".
Темнеет; наступает пора вспомнить поговорку "Утро вечера мудренее". Но мы все еще ищем выход из очередного таежного тупика.
И здесь по темноте обнаруживаем потерю Саши, тоже новичка нашей команды, отправившегося еще с полчаса назад в разведку.
Леший и Вадикан в корне пресекают панику, высылают дозорных на поиски, а остальные прямо посреди лесной дороги разбивают в авральном порядке лагерь. К счастью, у Саши с собой рация, и он уверено идет по следам, оставленным колесами нашей армады. И главное – он нашел людей, к которым утром уйдут наши разведчики.
Ночевка так ночевка. Кто то ставит палатки (самые догадливые умудряются загнать свою на крышу машины), кто то, вспомнив свое пионерское детство, таскает валежник для костра, кто то готовит импровизированный стол. Но вот ночлег и ужин готовы, и мы приступаем к трапезе. Звучат тосты, вспоминаются пройденные километры и, конечно, звучит гитара. Спасибо Юле из Академгородка: я услышала столько туристских перлов! Завершилось все стихийной дискотекой.
Наши вопли и музыка совершенно распугали местную фауну, и даже комары, которых днем было хоть ложкой ешь, оставляют нас в покое.
Утро наступает часов в пять. Где-то к 7.30 все уже на ногах. Пока готовится завтрак, разведка отправляется за 3 км к ручью, где Саша видел старателей. От них мы и узнаем, что вместо Ика упороли до Поперечных Тайлов.
Делать нечего, надо брать пример с монголов, у которых, как говорит Женя, нет слова "назад". То есть, разворачиваем железных коней – и снова вперед! Но теперь все наши мысли уже не о Пихтовом гребне, а о том, как побыстрее отсюда выбраться к цивилизации.
Самое сильное впечатление второго дня – золотой прииск. Представьте себе узкий каньон (только на ширину машины) глубиной метров 10, между отвалом отработанной породы (рыжая глина вперемешку с камнями и бревнами), которую ровняет бульдозер (площадка гектаров на 10), и склоном горы, взобраться на который можно только с помощью альпинистского снаряжения.
На дне извилистого каньона в воде стоит наша колонна в полном составе. Опять кто то застрял впереди, промахнувшись мимо колеи.
Потом мы поймем, в чем дело, а пока из за поворота ничего толком не видно. И вдруг в растерянной тишине, сглаживаемой только рокотом бульдозера, над головой раздается до боли родное: "Ой, мороз, мороз!…". Это Володя Новицкий запел от всей души. Все смеются, и напряжение снимается… А тем временем Вадикан окончательно пробивает дорогу, и мы покидаем гостеприимный каньон. А сверху на нас, словно грифы на скалах, любуются рабочие: таких дуриков им, наверное, еще видеть не доводилось. Слава богу, выбрались.
Аборигены тайги – клещи, как ни странно, досаждали нам куда меньше, чем комары и слепни. В первый день путешествия никого и вовсе не укусили; правда, во второй мы с Миленой подхватили по одному, а Володя Новицкий собрал целый зоопарк из трех особей.
Снятых клещей не считал никто. И здесь снова проявила себя гитаристка Юля, без суеты и паники вернувшая нас к жизни.
Уже к вечеру первого дня скитаний стало ясно, что Пихтовый гребень "улыбнулся" нашей экспедиции. Возможно, кого то такой итог и разочаровал. Я же испытала чувство глубокого морального удовлетворения. И от "тумана", и от "запаха тайги". А еще от ощущения надежности людей и машин, два дня окружавших меня.
…Иду по улице и всматриваюсь в поток машин. Не мелькнет ли силуэт знакомого джипа?