Отчет об экспедиции

1999. Вокруг Байкала - 3

27.06.1999
1999. 
Вокруг Байкала - 3

Журнал "Турбо". Октябрь 1999.
Автор статьи П. Мирошников. Фото автора.

Путешествие в неизвестность

Часть 3

...День 8 (3 июля 1999)

От дневки у реки Мишиха начинается очередной, второй этап нашего путешествия. Висевший над Байкалом густой туман с первыми лучами солнца начал рассеиваться и вскоре стал большим пушистым облаком одеялом. Наша дорога опять идет вдоль Байкала. Днем, да к тому же солнечным, он совершенно удивителен. После ночной гонки мы, как бы наверстывая упущенное, жадно его разглядываем, "впитывая" в себя мельчайшие подробности. На другом его берегу отлично просматриваются горы Приморского хребта (идущие по западному краю). Не верится, что до них около 40 километров.

Асфальтовая лента дороги то поднимает нас почти к вершине, то опускает к самой кромке воды. С высоты птичьего полета мы видим огромную бесконечную гладь озера, в внизу слышен отчетливый шум накатывающихся на каменистый берег волн.

Постепенно дорога отходит в сторону. Байкал все реже и реже виден из-за придорожных деревьев, а вскоре исчезает совсем, только большие белые облака на совершенно чистом небе еще долго видны на горизонте. Теперь нас сперва окружают болота с торчащими из воды полусгнившими стволами деревьев, затем огромные равнины с мирно пасущимися стадами. Это высокогорное плато. Вот заканчивается и оно и перед нами возникают большие холмы с пологими склонами. С одной стороны совершенно голые, а с другой заросшие густыми лесами. Вершины их "украшены" островерхими каменными пиками. Это уже Бурятия. Дорога здесь также отличная и поэтому идущие первыми более мощные и быстрые иномарки постоянно "убегают" вперед, оставляя далеко за собой менее быстроходные УАЗы и мотоциклы. Оторвавшись вперед на "неприлично" большое расстояние, останавливаются, поджидая колонну, и нежатся в лучах ласкового солнца. Этот прогон небольшой по километражу и проехать его мы должны колонной. Машины и мотоциклы исправны и поломки нас больше не донимают. Правда, один мотоцикл идет на прицепе. Это "верный конь" Жени Литвинова, не выдержавший испытаний дорогами. Починить его уже не представляется возможным, поэтому решено разобрать его в Улан-Удэ на запчасти. Все, что может еще понадобиться, возьмем с собой, остальное отправим в Новосибирск "посылкой".

Проезжаем бурятские деревни. Привлекают внимание аккуратные, окрашенные в различные цвета деревянные дома. Такие дома есть и у нас, но здесь по-другому, местные жители покрывают краской сами бревна или брус, из которого сделаны дома. Надо сказать, повеселей выглядят такие улицы, в отличие от наших "хмурых" из-за потемневших от времени деревянных стен.

Дорога выходит к большой полноводной реке. Это Селенга, одна из трех больших рек (Баргузин, Нижняя Ангара), впадающих в Байкал. А вот и Улан-Удэ.

На посту ГИБДД при въезде в город нас уже ждут новые участники нашего путешествия, американцы Марк Хатчиссон и Мишель Больц. Мы останавливаемся и быстрей бежим знакомиться с ними и их необычным автомобилем. Марк и Мишель страстные любители приключений, и поэтому техника у них соответствующая. Мы с огромным интересом рассматриваем их машину, они с явным разочарованием, наши. Похоже, они были готовы увидеть что-нибудь более "навороченное".

Встреча с американцами. Машина упакована "от и до": в ней есть почти все, от душа до GPS-system и компьютера

Машина американцев TOYOTA SURF специально подготовлена для путешествия в стиле off road. Похоже, что непроходимых дорог для нее не существует. Здесь продумано все до мелочей, начиная от огромных колес с большущими "тракторными" протекторами, усиленными амортизаторами, кенгурином, специальными креслами, трубчатыми бамперами и заканчивая огромным багажником на крыше. Экипаж этой машины готов к длительному автономному существованию вдали от цивилизации. Автомобиль, это их дом.

Марк гордится, что многое в этой машине он придумал и сделал сам, как-то: полочки, ящики и даже душ (!). Да, да, этот автомобиль оборудован душем. Принцип действия его прост, под днищем закреплен большой, литров на 80, бак для воды. На стоянках туда закачивается вода при помощи компрессора. С его же помощью она и выкачивается, но теперь уже в змеевик, расположенный в двигателе, точнее, в трубке с охлаждающей жидкостью. Здесь вода нагревается и уже горячая подается наружу. Все гениальное просто! Подобных мелочей в машине много и о них можно рассказывать долго.

Забегая вперед, ради справедливости, надо сказать, что и наши УАЗы показали себя на настоящем бездорожье ничуть не хуже "навороченного" американского японца. Их умение "лазить" по камням и грязи заставило Марка изменить свое к ним отношение от первоначального снисходительного на прямо противоположное, уважительное.

До встречи с нами у американцев за спиной уже был Дальний Восток, Китай и Монголия. За это время они успели "хлебнуть" приключений сполна, о которых рассказывали нам то с иронией, то с непониманием. Прибыв во Владивосток на пароме, они рассчитывали стартовать от маяка, расположенного где-то на самой крайней точке России. Им с трудом удалось отыскать туда дорогу при помощи хорошо одетого молодого человека на дорогой машине, причем неплохо владеющим английским языком. Правда, потом его арестовали прямо у них на глазах сотрудники ОМОНа в масках и с автоматами. Позже у нас все допытывались, кто мог быть этот человек: "Это русская мафия, да?"

Очередная встреча с "русской мафией" произошла у них в Хабаровске, когда из их машины злоумышленник украл продукты, разбив одно из боковых стекол. Ничего больше из машины не пропало. Все это произошло на их глазах, воришкой был солдат. "Наверное, он очень хотел есть", мудро рассудили они.

При выезде из Хабаровска у них произошло ЧП, лопнула задняя левая полуось. В ближайшей сельской мастерской им сделали другую, использовав для этого полуось от какой-то отечественной машины. На этой эрзац полуоси они смогли вернуться в Хабаровск. Здесь заказали новую из Японии, которую пришлось ждать три недели. Все это время они жили у практически незнакомых людей в пригороде, которые не взяли с них ни копейки (в смысле ни доллара!).

Потрясенные русским гостеприимством они даже не сильно расстроились, когда узнали, что у них украли домкрат, когда машина находилась на фирменной станции техобслуживания.

За проведенные в томительном ожидании три недели Марк начал учиться русскому языку: немного стал говорить и неплохо понимать.

Дальше их путь лежал в Монголию. Это пески Гоби, бескрайние степи, горы и чистейшие реки, верблюды, огромные стада лошадей и овец.

Набравшись впечатлений, они поспешили в Россию, на встречу с колонной "Сибирь-Трофи". На монгольско-российской границе им был подготовлен очередной "сюрприз", заезжать иностранцам в Россию через эту границу нельзя. Это могут себе позволить только монголы и русские. Выезжать можно, а заезжать ни-ни! Пришлось нанимать монголку (!), чтобы она перегнала машину через линию границы. Хозяева же ехали пассажирами в своей собственной машине.

Таким образом, уже до встречи с нами на въезде в Улан-Удэ, американцы были проверены на прочность и восприимчивость к постоянным российским "неувязкам". Но несмотря ни на что, путешествие по России и сама страна им очень понравились.

Рассказ об американском экипаже был бы неполным, если не упомянуть еще одного члена, короткошерстного колли, Гоу-Гоу. С китайского языка переводится как просто мальчик. С английского, вперед или поехали. Удобно. Два в одном. Мы же стали называть его Гоша или Гога.

Свое утро он начинал с обхода палаток, проверяя, кто и что готовит себе на завтрак. Преданно глядя в глаза, он мог получить лакомство, тушенку, угостив которой, можно было завоевать собачье сердце навсегда. За время путешествия эту добрую и веселую собаку полюбили все и она отвечала взаимностью.

Сибиряки взяли американцев в плотное кольцо, пытаясь поговорить с ними, "связывая" в предложения приходящие на ум отдельные слова, выученные еще в школе на уроках английского языка. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Единственный, кто свободно говорит по-английски, это штурман второго экипажа, Мария Мамонтова. Ей поручается почетное право быть переводчиком.

Итак, встреча состоялась. Последний штрих, Игорь Куликов, торжественно наклеивает на борт "американской" машины их порядковый номер в автоприключении. При виде своего номера Марк и Мишель бледнеют, только не это (!) на борту их машины красуется цифра "тринадцать". После всего, что уже с ними произошло, это как очередной удар судьбы, под этим несчастливым номером надо будет идти на сложный категорийный участок. Мы быстро понимаем свою оплошность и, оторвав "единичку", получаем экипаж под номером "три". Это устраивает всех, тем более, что экипажа под таким номером в колонне нет!

В день, когда мы приехали в Улан-Удэ, здесь проходит праздник "День Города". На посту ГИБДД, при въезде, договариваемся с его сотрудниками о сопровождении наших машин через город, желательно через самый центр, где сейчас идут народные гулянья. Мы планируем только проехать через город, затем встать на ночевку, где-нибудь за ним, а встречу с журналистами и просто любопытствующими провести уже завтра на центральной площади столицы Бурятии.

Долго приходится ждать, пока идут согласования с начальством, но все улажено и мы, рассевшись по машинам, под завывания сирен, въезжаем в город. Петляя по его улицам, понимаем, почему так долго пришлось ждать, на каждом перекрестке стояли регулировщики, которые перекрывали движение, давая нашей колонне "зеленую улицу".

Наведя шум, выезжаем из города и едем к месту ночевки, красивейшему уголку на берегу реки Селенга. О том, как прошел этот вечер "знакомства" мы будем долго вспоминать, собираясь вместе уже по возвращении домой. Одно можно сказать, это был бы неплохой сюжет для фильма "Особенности национального гостеприимства".

Улан-Удэ. Фото на память.

День 9 (4 июля 1999)

Утром, как огурчики, едем в Улан-Удэ. Место нашей торжественно парадной стоянки, площадь перед зданием правительства Бурятии. Главной достопримечательностью здесь является огромных размеров голова Ленина. Памятник такой. Она очень похожа на "сизифов камень", водруженная на постамент и готовая в любой момент с него рухнуть. Мы не боимся и отважно выстраиваем свои машины прямо под постаментом. К нашей большой группе пристраивается немногочисленная группа местных байкеров, отчего зрелище становится более ярким.

День солнечный и теплый. Вскоре вся площадь заполняется прогуливающимися людьми. Сегодня у них национальный праздник, "День шамана". Этот праздник был запрещен в советское время, а теперь вновь отмечается в Бурятии.

Мы стоим в окружении местных жителей и отвечаем на многочисленные вопросы о машинах, экипажах, маршруте.

Лишний раз сверить карты никогда не вредно!

В свою очередь интересуемся всем, что связано с "загадочной дорогой". "Ребята, куда вы лезете? Вам что машин своих не жалко?", покручивая у виска говорили одни. "Дорога там есть, трудно будет, но пройдете", говорили другие. У них эта дорога называется "сто десятый километр", поэтому, когда мы говорим о маршруте, они оценивающе мотали головой и многозначительно говорили: "А, на "стодесятый" значит..."

Из большого объема полученной информации мы смогли составить следующую картину нашего предстоящего маршрута: дорога, там действительно есть, по крайней мере, была. Строилась с целью кратчайшего подвоза продуктов и техники на стройки БАМа. Длина ее около 300 км. Давно не эксплуатируется. В основном сохранилась, но есть участки, где придется повозиться. Проблемы там возникают даже у "Уралов" и "КамАЗов" вездеходов. Таких участков три, это 81 км, брод реки Баргузин, 110 км, "ванны" и река с многообещающим названием, Срамная. Главное, говорили все, чтобы была хорошая погода. В том, что последнее пожелание было действительно одним из самых главных условий успешного завершения ралли-рейда мы смогли убедиться сами уже через несколько дней.

Два часа проведенные нами на площади пролетели незаметно. Пора выдвигаться в дальнейший путь. Правда, выехав за город, нам пришлось сделать трехчасовую стоянку. Столько времени понадобилось, чтобы отправить в "обратный путь", все, что осталось от мотоцикла Жени Литвинова. А сам он поехал дальше в машине, "дублером".

И опять дорога, пение моторов и встречного ветра. Мы едем на север. Пологие холмы вдруг сменяются горами. Дорога идет через перевалы. Горы, быстро начавшись, так же быстро и заканчиваются, уступая место долинам (плоскогорью).

"И шо же у меня там такое."

Не все "гладко" у УАЗов. Почему-то они начинают ломаться один за другим. Рассыпался "трамблер" у Сиворакши, "закипел" Селиванов и какая-то мелкая поломка у Репина. Останавливаемся, ремонтируем и снова едем. Мотоциклисты уехали вперед. Они идут самостоятельно, по своему графику. В колонне у автомобилистов, все, и движение и ремонт, неспешны и несуетливы. "Гипноз" успешного первого этапа и полученная информация о дальнейшем маршруте действуют расслабляюще. К тому же ночь вступает в свои права. Сумрак постепенно окутывает все вокруг. Солнце у самого горизонта, то скрывается, то вновь выглядывает из-за низких облаков. Вдруг перед нами открывается Байкал. Он спокоен и тих. Только что спрятавшееся за горизонтом солнце окрасило небо сотнями оттенков красного и оранжевого цветов. Это фантастическое небесное светопреставление, отражается в зеркальных водах озера. Расчерченное полосами облаков, небо перечеркивается вертикальными силуэтами деревьев, растущих на берегу. И небо, и деревья, это артисты театра теней в постановке гениального режиссера.

Но вот мгла затягивает в свою черную пелену и лес, и великое озеро, и дорогу, оставляя для нас вырванный фарами летящий под колеса асфальт и красные точки стоп сигналов идущей впереди машины.


День 10 (5 июля 1999)

Утром, после очередного ночного прогона, никуда не спешим. Старт назначен на вторую половину дня, а пока собираемся на общее собрание. Нам надо подвести итоги и скоординировать дальнейшие действия, исходя из полученной информации. Раскладываем походные карты и оцениваем наши силы. Командор предлагает каждому определиться и сделать свой выбор, готов ли он идти на категорийный, очень сложный и непредсказуемый участок. Пока не поздно, можно отказаться, никто за этот шаг не осудит. Но все полны решимости идти дальше. Чувствуем себя единой командой, сплотившейся за время совместного пути.

Общее собрание. Последняя возможность отказатьсяот рискованного путешествия.

Собрание закончено. Готовим машины и, вперед. Поселок Усть-Баргузин. На подъезде к нему пост ГИБДД. Здесь начинается территория Баргузинского заповедника. Быстро проходим формальности, наставление о том, как следует себя вести на территории заповедника.

Сам поселок, это несколько серых улиц из однотипных бревенчатых домов. Кирпичные только клуб, магазин и административные здания. Удивительно мало растительности. Затовариваемся хлебом. Кто-то из местных сказал, что дальше его может не быть.

Паромная переправа через Баргузин. Сам паром, это большая баржа, которую от одного берега до другого таскает небольшой катер. Река в этом месте широкая, совсем рядом она впадает в Байкал, плюс заросшая тростником пойма, через которую по насыпи сделана дорога. Паромная баржа кажется небольшой, но на ней смогли поместиться сразу все наши машины и мотоциклы. Шустрая кассирша, ловко пробираясь через наше "железо", продает билеты за переправу, 15 рублей машино/место.

Запыхтел катер. Пустил в небо клуб сизого дыма и плавно потянул груженую баржу от берега. "Назад дороги нет", произнес кто-то громко философскую мысль. Теперь только вперед.

Поселок Баргузин. Это одно из самых первых поселений в Забайкалье. Основано в 1648 году, знаменито тем, что в нем отбывали ссылку декабристы братья Кюхельбеккеры. К сожалению, остановиться и поближе познакомиться с поселком времени нет. Надо придерживаться графика маршрута. На все автоприключение отводится срок 30 дней, а впереди еще неизвестный и непредсказуемый участок.

Дорога проходит вдоль горной гряды Баргузинского хребта. Эти горы еще называют Баргузинские Альпы. А что, сходство есть! Заснеженные острые вершины, предгорье и склоны с нежной зеленой травой, еловые леса и яркое синее небо.

Преодолеваем небольшой перевал и оказываемся в большой долине. Река Баргузин расширяется до 30 км, заполняя всю долину множеством протоков, озер, стариц. Здесь сделаем ночевку. Завтра мы уже подойдем к началу категорийного участка.

Эта лужа, пока еще не те "ванны", которыми нас пугали.

Место это очень красивое и знаменитое. С одной стороны у нас Баргузинские Альпы, с другой, через долину, розовые в лучах заходящего солнца, склоны Итатского хребта. В древние времена эта долина была частью Баргучжинской страны. Здесь жили монголоязычные племена баргуты, от них и пошло название реки. По одной из легенд, мать Чингисхана была уроженкой этих мест и, якобы, сам он был похоронен в земле предков в Баргуджин-Токум, куда многие века ездили помолиться предкам его родичи. Эти места священны для каждого последователя буддийского учения. Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется пять главных "сабдаков", мест, где живут главные духи. Самое северное из них, гора Бархан-Уула, охраняющая тибетское учение с севера. Находится она где-то здесь, рядом с местом нашей ночевки. Но ничего такого, что исходило бы от духов местности, мы на себе не ощущаем, крепко уснув после долгой дороги.


День 11 (6 июля 1999)

Утром едем в Курумкан. К нему ведет неплохая для этих дальних мест дорога. Нас даже удивляет не сама дорога, а нанесенная разметка. Это большой поселок, районный центр. Самое высокое здание в три этажа, это администрация района. Останавливаемся возле него и Куликовы, Резун и я идем на прием к руководству. Для беседы с нами также пригласили редактора местной газеты, директора заповедника и командира местного отряда МЧС. Мы узнали, что более менее в нормальном состоянии поддерживается участок дороги в 80 км, по ней ездят егеря. Директор заповедника нас успокоил, что в горах больше месяца нет дождей, поэтому сложностей с преодолением бродов и "ванн" у нас не будет. На реке Срамной, воды не должно быть. За проезд по заповеднику с нас денег не возьмут.

Командир МЧС предложил помощь по сопровождению наших машин. Участок сложный. Может случиться, что угодно, поэтому помощь профессионалов пригодится. Это мы должны обсудить с ребятами.

Еще мы узнали, что лет восемь назад группа итальянцев на "Нивах" прошла здесь. Но тогда и дорога была в лучшем состоянии. Вроде бы еще были попытки, но закончились неудачно. Так что у нас есть шанс войти в историю.

Связываемся по рации с Улан-Удэ для сопровождения машины МЧС, руководство не против, но это будет стоить определенных денег. Обсуждаем это на общем собрании и большинством голосов решаем принять условия спасателей.

Часа через три они готовы в путь, бортовой ЗиЛ110 и три человека из отряда. В ЗиЛ загружаем доски, мешки (в них наберем опилок). Спасатели берут большую фирменную аптечку и... ящик водки. Наверное, для "наркоза". Все, можно ехать.

Деревня Улюхан, последний населенный пункт, обозначенный на картах. Здесь много лечебных горячих источников, построены курорты, такие как Алла и Умхэй.

На одном из участков спасатели остановили колонну и попросили всех выйти из машин. Это "Бурхан" или "Обо", место, где живут духи перевалов. Каждый, кто идет сюда, должен оказать ему свое почтение, бросив монетку или какую-нибудь вещь. Обязательно надо выпить водки. Вот для чего был нужен ящик водки! Наверное, дорога будет трудная, ведь духи живут на тяжелых перевалах. На месте "Бурхана" мы увидели не только много монет, начиная с советских времен, но и большущую гору пустых бутылок. Благодаря такой традиции трезвыми здесь не ездят.

Бурхан. Здесь живут духи перевала.

Один из наших спасателей, Валера, из местных, продемонстрировал нам национальный обряд ублажения духов. Открыв бутылку водки и бросив крышечку на землю (кстати, она легла "вверх" чашечкой, что по приметам хороший признак), он налил ее в стакан, макнул пальцы и разбрызгал по кругу. При этом он что-то громко пел на своем языке. После песни предложил всем выпить. Штурманы сделали это с удовольствием, а водители ограничились брошенными монетками. Примут ли нас духи? Разрешат потревожить свой сон? Этого не знает никто... Впереди был первый брод через широкий Баргузин.



Страницы: (5) описание | 1 | 2 | [3] | 4

<< назад | вперед >>