Отчет об экспедиции

1999. Вокруг Байкала - 2

27.06.1999
1999. 
Вокруг Байкала - 2

Журнал "Турбо". Сентябрь 1999.
Автор статьи П. Мирошников. Фото автора.

Путешествие в неизвестность

Часть 2

День 4 (29 июня 1999)

Утром не слышно привычной команды: "Лагерь, подъем!" Можно подольше поспать. Но это не удается. С самого утра лагерь наполняется шумом автомастерской. Приехали ребята из Тайшета. Короткие рукопожатия, вопросы о здоровье и жизни и сразу же переходят к делу, в чем нужна помощь? Составляются списки требуемых деталей и... к вечеру вся техника уже готова к дальнейшему походу.

Весь день был насыщен работой. Вечером у костра бесконечные воспоминания о походах, местных красотах, планах и т. д. Летние ночи короткие, так за разговорами встречаем рассвет. Уже пора собираться в дорогу.


День 5-6 (30 июня -1 июля 1999)

Оставляем в клубе ненужные вещи, продукты на обратный путь. От Тайшета дорога раздваивается, одна идет на Иркутск, вторая, на Братск. Сейчас наш путь на Иркутск. Совершив рейд вокруг Байкала, мы будем возвращаться со стороны Братска и заберем здесь свои вещи.

Погода начинает портиться и до самого Байкала мы будем ехать преследуемые дождем. Поломок становится все меньше, но у мотоциклистов, новые проблемы. Одним словом, погода...

Дорогу от Тайшета до Иркутска караван автоприключения преодолел за два дня. Теперь сюрпризы для участников приготовила сама природа. Из-за резко испортившейся погоды дальнейшее путешествие превратилось в очередное испытание людей и техники.

Мелькающие за окнами придорожные виды, которые в солнечные дни переливались многоцветьем красок, сейчас выглядели невзрачными и серыми. Нависшие низкие тучи закрыли небо от одного горизонта до другого. Начались дожди. Резко похолодало.

Надо отметить, что поломки у мотоциклистов практически прекратились, но самим им от этого стало ненамного легче. Теперь приходилось делать частые остановки, чтобы отогреться от пронизывающего встречного ветра с дождем. Легкая гимнастика, горячий чай и бутерброды помогают согреться и восстановить силы. Небольшой отдых и снова в дорогу. В хорошие дни мотоциклисты шли по трассе со скоростью 100120 км/ч, сейчас, максимально 80 км/ч.

Теперь по утрам, к традиционному осмотру техники добавилась церемония "одевания мотоциклиста" в непромокаемый гидрокостюм. Поверх теплых вещей натягиваются сапоги-брюки, одевается куртка и, как венец, "водружается" шлем. Дело в том, что в одиночку (самостоятельно) одевать на себя это сложно и приходится звать кого-нибудь на помощь. Главное, помощнику самому не запутаться во множестве ремешков и замочков. Мотоциклист водолаз к дальнейшему путешествию готов!

Перед Тулуном, к общему сожалению, закончил свое путешествие экипаж под "девятым" номером, отец и сын, Игорь и Алексей Аксеновы. Дело в том, что перед самым стартом Аксенов-старший забыл выложить из машины какие-то важные деловые бумаги. Обнаружилось это перед Красноярском. С этого времени о душевном спокойствии, а тем более об отдыхе уже не могло быть и речи. В результате экипаж выбрал непростое для себя решение, возвращаться домой. Никакие доводы друзей не смогли их от этого отговорить.

Невеселое, прямо скажем, настроение от расставания и противной погоды в момент улетучилось от пробившегося в эфире голоса Паши Бабина: "Ребята, где вы? Я вас уже давно жду!".

Вот это сюрприз! Хотя все в глубине души надеялись, что Павел сможет отремонтировать машину и догнать нас. И все-таки это было приятной неожиданностью.

Через несколько километров видим его машину. Можете себе представить, какой радостной и теплой была наша встреча. Между прочим, Павел начал было волноваться, не ушла ли колонна дальше и его ожидания напрасны? Но все вышло, как нельзя лучше.

Он рассказал, что вернувшись с генератором под мышкой в Новосибирск, ему пришлось купить новый. Потом быстро восстановил оставленную в Кемерово машину. На все это ушло двое суток и двое суток он нас догонял. Тезка был просто счастлив, что все так хорошо закончилось.

Перегружаем вещи обратно из УАЗов в его SURF. Как более мощному, ему достается и "общественный" груз из покинувшей нас "девятки".

Кроме "двойки" в Тулуне, к нашей колонне присоединились два мототуриста из Братска, путешествующие на одном мотоцикле. Они планируют доехать с нами до Байкала. О приключении "Сибирь-Трофи 99" и его маршруте они узнали из журнала "МОТО". Заинтересовались. Узнали более подробную информацию, связавшись с клубом, и решили твердо, ехать.

Техника у ребят серьезная. HONDA, четыре цилиндра, шестнадцать клапанов. Исполнение POLICE. Мощный двигатель позволяет разогнать этот "снаряд" до сотни всего за 4 секунды. Чисто шоссейный вариант, ехать на таком по бездорожью даже не приходит в голову. Среди наших полусамоделок он смотрится почти как "летающая тарелка".

Плохая, ненастная погода сыграла с нашими новыми друзьями злую шутку, выезжая из дома, они не позаботились взять с собой побольше теплых вещей. Промокнув под сильным дождем до нитки, оказалось, что им не во что переодеться. Пришлось срочно собирать для них вещи среди участников путешествия.

К Иркутску ведет отличная дорога. Чуть заметно она поднимается вверх. Из множества похожих друг на друга небольших городов (Ачинск, Канск, Мариинск, Тайшет, Тулун и т. д.) вдруг выделяется Усолье-Сибирское. Причем не дымом от местного химического комбината, покрывающим город, а отношением здешних водителей. Они, завидев колонну с включенными проблесковыми маячками, самостоятельно (!) прижимались к краям дороги, останавливались, пропуская нас. Что интересно, на дороге было много места, чтобы разъехаться. Такое уважение нас удивило и восхитило. Честно признаться, было очень приятно.

Другое приятное воспоминание, от встречи с иркутскими работниками "свистка и жезла". На въезде в город мы сразу же попали под их дружескую опеку. Нас сопровождает целых три (!) машины, две спереди и одна позади колонны. Распихивая транспорт, в прямом смысле этого слова, они быстро проводят нас даже по заполненным машинами узким улочкам к месту стоянки, на площадь перед городским стадионом. Несмотря на то, что идет дождь, здесь собралось много людей. Вопросы сыплются за вопросами. Стараемся ответить на все. Правда, на свои вопросы относительно маршрута ничего нового не узнаем.

В Иркутске. Красивые девушки, любимый журнал и
совсем не тесно под зонтиком втроем

Общее фото на память и "гибдэдэшники" также быстро доводят нас до выезда из города, эффектно развернувшись на своих KIA и FORD. Приветствуя их громкими сигналами за оказанное внимание, проезжаем в сторону Шелехова. За ним начинается горный дорожный серпантин. Куликов собирает все экипажи и проводит инструктаж. Главные требования, соблюдать дистанцию и ни в коем случае не выезжать на полосу встречного движения. Во-первых, мокрая дорога, во-вторых, местные водители носятся по ней, как сумасшедшие. Из-за этого очень часто здесь случаются аварии.

Стоянка в Иркутске

Идем на серпантин. Поворот за поворотом. Дорога то поднимается вверх, то резко уходит вниз. На некоторых участках видимость ноль из-за внезапно появляющегося тумана. Как и договаривались, все держат дистанцию.

Мы ползем по горам, а вокруг - красота-то какая!

За одним из подъемов придорожный лес как будто бы расступился и машины, одна за другой выезжают на открывшийся вдруг простор. Вздох восхищения от увиденной картины вырывается наружу. Пред нами открылась величественная (честное слово!) панорама Байкала. Низкие свинцовые облака закрывают небо и уходят куда-то вдаль, сливаясь с водной гладью. От этого сурового величия и бесконечности мы стоим просто ошеломленные.

Переведя дух, мы съезжаем вниз, на смотровую площадку. Здесь местные женщины продают рыбу, байкальского омуля, громко рекламируя свой товар. Омуль, на любой вкус: соленый, копченый, свежий. Прицениваемся, надо же попробовать легендарную рыбу! Бегаем от одной торговки к другой. Женщины легко сбрасывают первоначально "заломленные" цены. Уже вечер и они сильно замерзли за день стояния на холодной ветру. Говорят, что такая погода (всего +100) стоит уже целую неделю и продержится еще столько же. Это после нашей-то майско-июньской жары!

Ах, какой вкусный был омуль!

Набрав рыбы спускаемся в поселок Култук, раскинувшийся на берегу озера. Делаем остановку у придорожного кафе, чтобы перекусить в тепле, целый день не ели. Омуль очень вкусный. Копченые кусочки просто тают во рту. Едим молча. Греемся и отдыхаем.

Через некоторое время проводим "летучку". Дело в том, что руководитель мотогруппы Анатолий Киселев, выражая мнение своих ребят, предложил заночевать недалеко от поселка, сняв для мотоциклистов какой-нибудь домик. Им необходимо просушить вещи и обогреться. Однако эта идея не устроила автогруппу и после долгих дебатов, взвешиваний всех "за" и "против" принимается решение, не отклоняться от графика и двигаться до места запланированной ночевки. Там же должна быть и "дневка". Замерзших ребят могут сменить те, кто умеет управлять мотоциклом. Если нет теплой одежды, то ее можно будет взять у кого-нибудь из "автомобилистов".

Церемония "одевание мотоциклиста"

Уже стемнело, когда колонна "Сибирь-Трофи" тронулась в путь. Эти ночные гонки вдоль побережья Байкала стали одним из самых запоминающихся эпизодов приключения этого года. Ночная извилистая дорога, отражающая в сотнях луж свет фар. Где-то слева шумит Байкал, к встрече с которым готовились целый год.

Минуем пустынные ночные улицы Слюдянки, проезжаем Байкальск, с его печально знаменитым целлюлозно-бумажным комбинатом. Мы идем, зажатые с одной стороны озером, а с другой, горными склонами Хамар-Дабана.

Хамар-Дабан, "Ореховый перевал", горная цепь, тянущаяся вдоль юго-восточного берега Байкала почти на 350 км. Живописные места с бархатно-сосновыми распадками, горными речками и водопадами. Но пока ночь, эти красоты нам недоступны. Ниже уровня автомобильной дороги идет Транссибирская магистраль. Из-за нее съезд на берег озера возможен под редкими железнодорожными мостами по руслам рек. Один из таких съездов у реки Мишиха, где планируется наша стоянка. К ней мы подъезжаем уже около трех часов ночи.

Покорители Байкала

Все. Привал. Уходим с дороги и ищем место для ночлега. Где-то рядом шумит река. Такая темень, что ничего не видно. Дождь все идет. Вдобавок, сильный холодный ветер.

Лучи прожекторов выхватывают из ночи камни, кусты и немного ровной земли. Часть экипажей начинает ставить палатки, другие решают переночевать в машинах.

День 7 (2 июля 1999)

К утру дождь стихает, превращаясь в висящие в воздухе капли, они настолько мелкие, что такое ощущение, будто просто парят в воздухе. Светло и можно оглядеться, где мы находимся. Ночью мы удачно встали, заняв под палатки небольшой ровный участок между речных валунов и прибрежных кустов ивняка. Места не так уж много, ровно под наши палатки. Рядом перекатывается на камнях и громко поет речка, унося свои прозрачные чистые воды в озеро Байкал, до которого метров триста. Само озеро неспокойно. Сильный ветер и большие волны с шумом накатывают на берег. Постепенно все успокаивается: прекращается дождь, стихает ветер, небо начинает проясняться.

Одним из первых проснулся Анатолий Киселев. Проявив заботу о своих товарищах, сходил в ближайшую деревню и договорился о бане. После нескольких дней холода вряд ли кто-то откажется попариться или просто погреться. Быстро находятся добровольцы для заготовки дров и носки воды. Вдоль реки много поваленных деревьев топляка, так что с этим проблем нет. Сложнее наполнить бочку водой. В нее входит литров 500. Не меньше. С помощью трех ведер заполняем ее до краев. Пот ручьем. Вот и согрелись.

В тучах стали появляться разрывы, через которые проглядывало синее небо. Постепенно все отчетливее начали вырисовываться вершины прилегающих сопок. Вдруг выглянуло солнце, резко изменив все вокруг. Яркими красками заиграли и вода, и камни, и цветы. Удивительно, но берег оказался из камней, из трещин которых росло множество цветов.

Сразу стало тепло и уютно. Начинаем снимать с себя теплые вещи и сушить мокрые.

Разогретый солнцем и баней командор решает организовать учения, "Переправа на утлом суденышке через горную речку и спасение этих сумасбродов". К себе в помощники командор берет Вадима Сиворакшу. Им предстоит переправиться на тот берег.

На резиновой лодке, изо всех сил работая веслами, с огромным трудом им все-таки удается достичь противоположного берега Мишихи.

Однако при попытке натянуть веревку, по которой им предстоит перебираться обратно, Игоря и Вадима чуть не уносит снова в реку. "Спасает" их огромное бревно, лежащее на берегу, к которому они успевают привязать свой конец веревки. Все вроде бы хорошо, но нет, оказывается, что они забыли на противоположном берегу "карабины". Добросить их на тот берег невозможно. Приходится организовывать 1ую "спасательную экспедицию". В роли спасателя выступил доброволец Петр Русских, только что вернувшийся из бани и пышущий жаром. Ему надо добраться на тот берег по натянутой веревке. На середине пути она вдруг провисает и спасатель оказывается в бурных водах Мишихи, где течением с него срывает плавки. Конфуз.

Приходится теперь спасать спасателя, а саму экспедицию срочно сворачивать.

"Спасателя", вытянутого на берег из ледяной купели в чем мать родила быстренько отправляют снова в баню. Отогреваться. А что же наши "герои"? Вадим и Игорь возвращаются в лагерь по окружной дороге через мост, неся на себе лодку.

Вечером у костра от души посмеялись над незадачливыми "каскадерами", сотрясая небо дружным хохотом. Да, все же удачным бывает только подготовленный экспромт.


День 8 (3 июля 1999)

Утром на небе ни облачка. Только над Байкалом висит туман, который постепенно поднимается вверх.

Байкал. Картина, достойная кисти Сальвадора Дали

Пробег от Новосибирска до Байкала, это первый этап ралли-рейда "Сибирь-Трофи 99". Подводя первые итоги, можно сказать, что все идет по плану. Укладываемся в график. Потерь, за исключением уехавшего в Новосибирск девятого номера, нет. Сегодня мы расстаемся с "12"-ым, Кулагины Сергей и Валентина. И сегодня же должны прибыть в Улан-Удэ, где нас ждут американские путешественники.



Страницы: (5) описание | 1 | [2] | 3 | 4

<< назад | вперед >>