Журнал "Турбо". Август 1999.
Автор статьи П. Мирошников. Фото автора.
"Байкал, пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Расположено на высоте 456 м и окружено горами. Площадь 31,5 кв. км, дл. 636 км, ср. шир. 48 км. Самое глубокое (1620 м) в мире. Тектонического происхождения. Впадает 336 рек (в т. ч. Селенга, Баргузин, Верх. Ангара), вытекает р. Ангара. 27 островов (крупнейший Ольхон). Замерзает в январе, вскрывается в мае. Флора и фауна Байкала включает около 1800 видов. Промысел омуля, хариуса и др. Северовосточная часть Байкала входит в состав Баргузинского заповедника". (Сов. энциклопедический словарь. 1987 г.)
Идея, совершить путешествие вокруг Байкала возникла у членов новосибирского клуба автомототуризма "Сибирь" после успешного завершения Алтайской экспедиции "Сибирь-Трофи 98". За спиной был "покоренный" Алтай с его величественными снежными вершинами, чистыми горными реками, то пыльными, то непролазными от грязи дорогами. В головах участников, еще не остывших от эмоций и впечатлений, уже зрели планы новых походов и приключений. Всем хотелось повторить пройденное еще и еще раз.
Место проведения "Сибирь-Трофи 99" одобрили практически все, и сразу же после завершения одного приключения, началась подготовка к следующему.
Первой ступенькой его стала детальная проработка предстоящего маршрута. Немало времени пришлось провести за книгами в поиске и подборе нужной информации о местах предполагаемого маршрута. Были подготовлены и разосланы письма в клубы автомототуризма других городов с просьбой поделиться любой имеющейся у них информацией.
Так постепенно, шаг за шагом, новый маршрут стал приобретать реальные очертания. Помимо информации о дорогах, собирались данные об истории местности, животном мире и климатических условиях, характерных для различных времен года в районе озера Байкал. Со сроками проведения ралли рейда стало более менее понятно. Конец июня, начало июля, сезон самого низкого количества осадков, следовательно, горные реки маловодны и можно найти броды. А вот с точным маршрутом пока было не все ясно. Дело в том, что зона Байкала в северо-восточной его части практически безлюдна. В немногочисленные рыбацкие поселки летом можно добраться по озеру на катере либо зимой прямо по льду. Дорог, где могли бы пройти машины, попросту нет.
Помог случай. В руки попала военная карта конца семидесятых годов. Наконец! Пунктиром была обозначена строящаяся тогда дорога между поселками Улюхан и Кумора, что в 40 км от БАМовской станции Новый Уоян. Длина ее примерно триста километров. Но существует ли она сейчас? Ответ не мог дать никто.
Организаторами было принято авантюрное решение, ехать и на месте получить ответы на все вопросы. Весь маршрут предварительно разбили на три этапа: первый, дорога к Байкалу, второй, так называемый "категорийный" участок, третий, возвращение домой. Если первый и третий были достаточно предсказуемы, то второй готовил массу тайн и сюрпризов.
День 1 (26 июня 1999)
Стартовали мы 26 июня с центральной площади Новосибирска. Это событие открыло череду праздничных мероприятий, посвященных Дню города.
Ясное солнечное утро. Длинный ряд подготовленных к путешествию машин поблескивает на солнце начищенными боками. Экипажи в ярких комбинезонах "возятся" около своих машин. Много провожающих. Операторы. Фотографы. Суета.
Ровно в одиннадцать часов официальное открытие городского автомобильного праздника. Все торжественно и чинно. Экипажи построились на главной сцене. Мэр города, Виктор Толоконский, лично поздравил участников ралли-рейда с Днем города и пожелал счастливого пути. Пожелали удачи и спонсоры...
Речи сказаны. Флаги подняты. Экипажи заняли свои места. Под аплодисменты и приветственные выкрики зрителей машины, согласно стартовым номерам, выезжают на помост. Диктор представляет каждый экипаж. Все происходит достаточно быстро. И вот уже все 12 машин, два ISUZU MU, две TOYOTA Surf, JEEP CHEROKEE, TOYOTA Vista (которая пройдет с колонной ралли-рейда первый этап пути), пять автомобилей УАЗ, готовы тронуться в путь. Среди участников есть даже семейный экипаж из Екатеринбурга, папа, мама и сын, специально приехавшие в Новосибирск, чтобы принять участие в этом путешествии. В Улан-Удэ к группе должен присоединиться еще и американский экипаж любителей путешествий.
Помимо автомобилей в путешествие отправляется мотогруппа, состоящая из пяти мотоциклов. В группе, постоянные участницы мотопробегов, сестры Ольга и Светлана Князевы. Для мотоциклистов и их "железных" коней такой поход, серьезное испытание.
Впереди у искателей авантюрных приключений более 5500 км асфальтовых и грунтовых дорог и около 300 км неизвестности.
Вырвавшись из городской и предстартовой суеты, машины в хорошем темпе идут по трассе. В открытые окна вливается свежий ветер, напоенный ароматами трав. Ровно гудят моторы. настроение боевое, только вперед! Встречные приветствуют колонну, подмигивая фарами и громко сигналя.
Где-то перед Кемерово безмятежный ритм колонны вдруг нарушила бортовая рация: "Это номер 2, у меня какой-то непонятный шум в двигателе...". Колонна остановилась. Покопавшись под капотом, определили причину шума, "накрылся" подшипник генератора. Поломка серьезная. "Двойку" берут на буксир и тянут в Кемерово.
Уже на месте определяем план дальнейших действий. Решаем снять генератор с машины и с ним Павел Бабин (пилот второй машины) возвращается в Новосибирск и его ремонтирует. Затем, восстановив полностью "сурфа" в Кемерово, он должен догнать колонну. При удачном раскладе это произойдет уже перед Иркутском. Перегружаем все вещи из "Двойки" и Павел, сильно расстроенный, возвращается в Новосибирск.
На место первой ночевки, у р. Золотой Китат, мы приехали, когда уже стемнело. В небе висит большая, яркая, как фара, луна. Легко находим ровный берег, где и разбиваем лагерь. Ужин на скорую руку и спать. Первый день выдался очень насыщенным. Все устали.
Скоро к поломкам и ночевкам все привыкнут. Романтика путешествия возьмет свое, а это и есть то, что все искали.
День 2 (27 июня 1999)
Утром, общий подъем. Профилактика техники. Подведение итогов прошедшего дня, планы на день предстоящий. Плотный завтрак и, в дорогу.
Такой распорядок, заведенный с первого дня, будет соблюдаться до окончания ралли-рейда, делая исключения во время так называемых "дневок", когда целый день отводится ремонту машин, приведения себя в порядок и просто отдыху. За этот день мы должны были преодолеть расстояние до Красноярска и в 30 км от него встать на ночевку.
Часа через два, вынужденная остановка. Сломался один из мотоциклов. Неисправность быстро устраняется и колонна продолжает свой путь. Но это длится недолго, очередная поломка. Надо сказать, что на первом этапе "рок поломок" "повис" над мотогруппой. Стоило привести в порядок один мотоцикл, как через какое-то время ломался другой. Всей колонне приходилось стоять и ждать, когда будет "реанимирован" тот или другой "железный" конь. Из-за частых остановок на место планируемых ночевок приезжали уже, в лучшем случае, в сумерках.
К поломкам все относятся терпеливо, и каждый стремится помочь. Взаимовыручка в дороге, один из факторов успеха в таком сложном путешествии.
Мы полагали, что "холостой пробег" до настоящего приключения у Байкала, это определенный минус. Но на деле оказывается наоборот. За это время выявляются скрытые дефекты, которые можно устранить. В итоге, к сложному бездорожному участку техника будет готова и обкатана.
Мотоциклы, поломки которых в дороге устранить сложно, цепляем к машинам, на фаркоп. Это страшное для всех мотоциклистов слово. Это сравнимо позору, когда с твоего "железного коня" снимается переднее колесо и цепь. Затем через фаркоп крепится передней вилкой к машине, которая и потянет его до места ремонта.
Без особых приключений добираемся до Красноярска и встаем на ночевку.
День 3 (28 июня 1999)
Утром, на въезде в город останавливаемся на посту ГИБДД. Украшаем машины флагами спонсоров и договариваемся с сотрудниками инспекции о сопровождении колонны через город. Согласие получено и минут через сорок к нам подъезжают две машины с включенными "маячками". Забегая вперед, скажу, что в крупных городах по пути следования колонны, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, сотрудники государственной инспекции оказывали помощь по сопровождению наших машин через центры своих городов.
К сожалению, в родном Новосибирске, сотрудники ГИБДД попросили оплатить эту сумму по "тарифу", с весьма значительной суммой. Такая "встреча" оставила неприятный осадок.
Быстро проезжаем к месту стоянки колонны на набережной Енисея. Сразу же участников ралли-рейда окружают журналисты и набежавшие из ближайших домов мальчишки. Сыплются нескончаемые вопросы. Интервью.
Мальчишки просят наклейки и мигом начинают раздавать наши пачки газет и журналов. Один из красноярских журналистов, узнав о нашем маршруте, подтвердил, что та таинственная дорога действительно была. Тогда, при строительстве БАМа (тем, кому 40 лет помнят эту великую стройку: лимитчики и переселенцы, студенческие стройотряды и солдаты, даже заключенные. Байкало-Амурская магистраль, это была и романтика, и изнурительный труд) каких только поселков и дорог не закладывалось. С годами все изменилось не в лучшую сторону, однако сам факт, что реальные люди ездили по этой дороге, пусть и давно, нас радует. Трудности нас не пугают, мы готовы их просто преодолевать. При выезде из Красноярска с нами произошло два серьезных происшествия, которые, к счастью, закончились благополучно.
Первый инцидент произошел на выезде из города. Колонна двигалась на большой скорости. За машинами сопровождения шли мотоциклы, а за ними стройный ряд автомобилей. Перед едущими попарно мотоциклистами вдруг оказались две большие выдолбленные ямы (очевидно, ямочный ремонт). Стараясь объехать эти стремительно возникшие препятствия, два мотоциклиста направили свои машины в промежуток между ямами. От сильного удара мотоциклы закачало, но, хвала Жене Захарову и Свете Князевой, они смогли удержать равновесие, тем самым избежав падения. Трудно преувеличить последствия, если бы случилась авария.
Второй же случай произошел на очередной стоянке, вызванной поломкой одного из мотоциклов. Виктор Селиванов по-быстрому решил вскипятить чай. Налив из канистры воды, он поставил ее на походный примус, рядышком с машиной. Но вдруг вода, закипевшая подозрительно быстро, вспыхнула. Вспыхнула и стоявшая рядом канистра. Виктор бросился к огнетушителю (они были в каждой машине, фирма "Пирант" снабдила все экипажи системами пожаротушения) и пустил его в дело. Мощная струя с резким хлопком в долю секунды сбила пламя, покрыв все белым налетом. Оказалось, в этой канистре вместо воды был бензин. Когда разгружали для ремонта один из мотоциклов, ему в машину положили палатку и канистру с бензином. По воле случая у него в машине его личная канистра с водой была точно такая же. Отойдя от шока, ведь до беды было всего несколько секунд, потом уже ребята шутили, что после рейда они станут не только классными механиками и водителями, но и. факирами!
Дорога на Тайшет. То асфальт, то грунтовка, то поднимается вверх, то уходит вниз. За окнами мелькают деревни, жители которых только и успевают ошалело помахать нашей воющей и нещадно пылящей, такой разноцветной колонне. Пока светло, мы должны успеть доехать до места "дневки" у реки Бирюса, недалеко от Тайшета. День стоянки просто необходим. Пройдено всего менее 1500 км, а поломки идут нескончаемой чередой. Один из мотоциклов постоянно едет на фаркопе, у другого барахлит коробка скоростей, у третьего сломан багажник и т. д. Нуждаются в осмотре и машины.
Место "дневки" выбрано неслучайно. В этом небольшом городке есть свой клуб автомототуризма, подобный нашему. Члены клубов хорошо знают друг друга по многим совместным походам, поэтому помощь в дороге, это святое дело. Подъезжаем к Тайшету уже ночью. Очень большой прогон.