Журнал "Турбо". Август 2000.
Автор статьи П. Мирошников. Фото автора.
"Сибирский марафон", так называется новое авантюрное путешествие Новосибирского клуба экстремального автотуризма "Off Road Master Club", созданного весной этого года и объединившего в своих рядах опытных новосибирских "экстремальщиков", у многих из которых за плечами покоренное бездорожье Алтая, Хакасии, Тувы, Забайкалья и т. д.
В 2000 году членами клуба был подготовлен маршрут, который прошел по сибирским городам и Среднему Уралу. В Екатеринбурге новосибирские "трофисты" совместно с "джиперами" Тюмени, Омска, Челябинска прошли по кольцевому маршруту, подготовленному екатеринбургским клубом 4х4. Экстремальный автотуризм, это отличная проверка, как возможностей своей машины, так и своих собственных сил. Это серьезное испытание человеческих отношений. То, на что в обыденной жизни порой просто не обращаешь внимания, в экстремальной ситуации проявляется особенно ярко. Оставаться Человеком до конца, верить в себя и в своих друзей, это главный итог подобных приключений. О том, что же происходило в дни "Сибирского марафона", наш рассказ.
... Коротки летние ночи! Кажется, только что скрывшееся за горизонтом солнце уже готово снова взойти, чтобы начать свой отсчет нового дня. Светлеющее небо. Легкие, чуть заметные облака отражаются в зеркальной глади озера. По его берегам растут причудливо прогнувшиеся большие ели, придавая сказочность этому месту.
Оказавшись здесь, уезжать уже не хочется. Где-то на противоположном берегу лагерь участников "Урал-Трофи". Несколько последних дней нам, участникам "Сибирского марафона", приходится разыскивать места их ночевок, которые от нас усиленно скрывают организаторы состязаний, получается какая-то детская игра в "казаков-разбойников": что ж, не плохие в таком случае из нас получились "казаки". Но сегодня эта "игра" уже закончится.
Сегодня, финиш "Урал-Трофи 2000", то ли "трофи-рейда", то ли все-таки "ралли-рейда по грязи" (ЗАХА), мы так до конца и не поняли. А для новосибирцев, это окончание второго этапа.
Несмотря на то, что мы смертельно устали, последний день выдался довольно сложным, грязь, несколько серьезных бродов, большой пробег, но, несмотря на это, "командор", Игорь Куликов, принимает решение ехать ночевать в лагере.
Грубо нарушив неписаные клубные правила, мой экипаж под номером одиннадцать принимает решение никуда не ехать, а оставаться здесь. Правда, если честно, то решение за весь экипаж принимаю я. Водитель и штурман, воспользовавшись небольшой паузой, крепко уснули (просто вырубились без сил). Будить мне их не хочется и не хочется уезжать с этого места.
Скоро взойдет солнце. Я готовлю фотоаппарат и видеокамеру. Теперь остается только ждать. В этом приключении мне выпала роль фото и видеолетописца наших "подвигов", нескончаемой борьбы с грязью и бездорожьем. Этого "добра" за двенадцать дней "Уральского трофи" набралось предостаточно, но самих красот уральской природы до обидного мало. Здесь же, такой случай! Я сажусь на берегу, почти у самой кромки воды и жду. Под чуть уловимое пение накатывающих на прибрежных камни волн, в памяти всплывают события последних дней.
Старт автоприключения "Сибирский марафон" был дан 24 июня, в день, предшествующий Дню города. Церемония проводов состоялась на площади имени Ленина. Готовые к дальней дороге машины застыли в ожидании старта. Рядом с ними немного взволнованные сами участники автоприключения, провожающие и просто зеваки.
Первая в строю "боевых машин", ISUZU MU под номером первым. Это, "Командор" (на всех машинах помимо номеров красовались позывные экипажей, проще же их шутливые прозвища, например, "Толстый повар", "Ниф-Ниф, Наф-Наф", "Скромный" и т. д.). Экипаж "Командора", семья Куликовых: Игорь, Валентина и сын Вячеслав. Несколько недель назад он вернулся из армии, и это путешествие стало отдыхом от ратной службы и адаптацией к гражданской жизни.
Номер второй, NISSAN PATROL, "Баха и Маша", Павел Бабин и Мария Мамонтова. Под "третьим" и "девятым" номерами две "Нивы", Сергей и Галина Левины из Новокузнецка, и новосибирцы отец и сын Карповы, Андрей и Денис.
"Четвертый" номер, TOYOTA SURF, "Дядя Саша&Эндрю Мак Горн", Александр Сухарев и два Андрея, Нагорнов и Меркер.
Под номерами "восемь" и "одиннадцать", два УАЗа. Два поколения моделей Ульяновского автозавода. В этом трофи шла негласная борьба между "старым" и "новым", где "старое" и проверенное, это УАЗ-31514 под номером "восемь" (экипаж Вадим Сиворакша и Вячеслав Репин). А "новое" и неизвестное, УАЗ-3160, номер одиннадцать (Сергей и Ольга Гридневы). Ольга участвует в первом этапе до Екатеринбурга, где ее сменят Александр Горюнов и я.
Ровно в 12 часов старт, а перед этим торжественное построение участников. Подтянутые, готовые к испытаниям. Как им не терпится тронуться в путь! Все они в единой форме, строгой и удобной. Комплекты этой формы были специально подготовлены фирмой "ЛОГОС" к "Сибирскому марафону 2000". Это рубашки, жилеты, брюки и шорты, крепкие и практичные. Однако начало смазывается начавшейся на главной (большой) сцене репетиции открытия дня города. Через мощные динамики понеслась такая громкая музыка, что просто ничего не было слышно. К тому же по крикам режиссера праздника "у них явно не все ладилось". Чтобы "постоять за себя", включаем сирены на автомобилях. Наше "послание" услышано, и сцена временно затихла. На торжественные речи много времени не тратили. Экипажи занимают места в машинах.
Взревели моторы, и колонна начинает движение.
Путешествие началось! В добрый путь! Первый отрезок пути от Новосибирска до Омска прошел по старомосковской трассе, разбитой и почти уже заброшенной. Вот где можно испытывать технику! Здесь есть все, глубокие колеи, отличная грязь, а если съехать с "дороги", то попадешь в объятия полувысохших соленых озер.
Когда едешь по берегу такого озера, то не знаешь, в какой момент под колесами машины проломится кажущаяся такой крепкой глиняная корка.
Если это произошло, то колеса начинают беспомощно крутиться, не в силах нащупать твердую почву. Машина ложится на брюхо. Выбраться самостоятельно из такого плена практически невозможно. Команде же все по силам! На первом этапе произошло маленькое происшествие, закончившееся, к счастью, благополучно. Рассказывали об этом в Екатеринбурге уже со смехом: "Представляешь, говорит Бабин, еду себе спокойненько. Дорога нормальная. Вдруг меня обгоняет колесо!!?? Вот, думаю, здорово, чьи-то колеса ездят, да еще так быстро?! Понял, что оно мое, только когда машина сильно накренилась и страшно заскрежетала по асфальту".
Поиск укатившегося колеса занял два (!) часа. Еще примерно столько же времени ушло на его установку (свою машину Павел приобрел почти перед самым отъездом, поэтому основательно подготовить ее к дороге у него просто не было времени). Из-за этого, кроме "уехавшего" колеса, в дороге пришлось "лечить" еще генератор и тормоза. Первый главный вывод, к участию в подобных путешествиях должны допускаться машины, прошедшие этапы предварительного отбора, ведь выявленные в пути дефекты стоят всей команде очень дорого, речь, конечно же, не только о деньгах.
Запомнились встречи в городах Омск, Курган, Тюмень. Это встречи с хлебом-солью, большие пресс-конференции, общение с местными энтузиастами-джиперами и автопутешественниками.
Не было проблем и с пересечением российско-казахстанской границы.
Спортсменов пропустили в обход длинной очереди скопившихся к досмотру машин. Без лишних формальностей.
В Екатеринбург прибыли все машины, стартовавшие в Новосибирске, успешно завершив первый этап "Сибирского марафона".
Старт второго этапа "Сибирского марафона" состоялся в рамках "Урал-Трофи 2000". Заявленное организаторами как "трофи-рейд", это состязание ничего подобного из себя не представляло, чем изначально запутало многих приглашенных участников. Но все это выяснилось позже, а пока желающие принять участие в "Урал-Трофи" собрались накануне старта в пригороде Екатеринбурга.
Организационное собрание. Каждый экипаж оплачивает свое участие (стартовый взнос, 650 рублей), взамен этого получая карту и легенду маршрута.
Стартовав из Екатеринбурга, участники двинулись на юг, потом они повернут на север и через Пермскую область выйдут к Нижнему Тагилу, где в дни финиша будет проходить выставка Росвооружения, которую смогут посетить все желающие.
Среди организаторов уральского путешествия, Олег Майоров, председатель екатеринбургского клуба 4х4. В прошлом году вместе с новосибирцами экипаж семьи Майоровых принимал участие в приключении вокруг озера Байкал. Вероятно, после той поездки и возникло решение организовать подобное трофи по Уралу. К одним из первых с этой идеей он обратился к новосибирцам и, получив поддержку на участие в подобной акции, приступил к делу.
Подготовка к "Урал-Трофи" заняла более полугода организаторской работы, набивки трассы (а для этого ее пришлось полностью проехать), составление "легенды" маршрута. По мнению организаторов, за изнурительное выкапывание из грязи своих машин участники будут вознаграждены общением с уральской природой и ее животным миром, встречами с людьми и знакомствами с культурными и историческими памятниками.
Все выглядит заманчиво. Что же, посмотрим, время покажет.
1 июля. Екатеринбург. Площадь 1905 года, центральная площадь города. Она такая большая, что наши тридцать машин, выстроившись в ряд, занимают примерно ее треть.
Есть здесь и серьезные автомобили, такие как MERCEDES BENZ 320 и TOYOTA, LAND CRUISER 80, и непонятно из чего собранные самоделки, отдаленно напоминающие УАЗовских "козликов". Состав участников также разнообразен, это и омичи, и тюменцы, и челябинцы, и даже экипаж из Латвии. Свою машину в Екатеринбург они привезли на трейлере, расчетливо предохраняя ее от российских дорог. Они полны решимости победить. Тем более что опыт преодоления бездорожья у них есть, они до этого принимали участие в трофи "Ладога" и "Арктик".
Удивляют стоящие здесь же машины без крыши и дверей. Они также собираются в "трофи-рейд"? В общем-то, такие машины не должны допускаться организаторами в подобные приключения из-за большого риска для экипажа получить травмы.
От пестроты машин просто рябит в глазах.
На старте, как и положено, торжественная часть. Напутственные речи спонсоров, руководителей города, области. Расхожие фразы про дураков и дороги, автопробегом по бездорожью и разгильдяйству, и т. д. и т. п.
Что запомнилось еще. На площади 1905 года стоит памятник Ленину. Его постамент, мощная конструкция из камня, выполнявшая роль трибуны для праздничных шествий советских времен.
Так вот, эту трибуну вдруг "оккупировали" неизвестно откуда взявшиеся дедушки и бабушки с красными знаменами, транспарантами и плакатами, не имеющими никакого отношения к "Урал-Трофи". Они начали свой альтернативный митинг, пытаясь привлечь внимание автомобильной публики. Узнав, что среди нас есть представители Латвии, они обратились с пламенными речами к посланцам Балтии с осуждением политики их правительства. Выступление "коммунистов", конечно же, торжество момента не испортило, но придало ему легкий колорит и международную значимость.
Колонна машин длинной пестрой лентой покидает площадь. Под вой милицейских машин сопровождения мы едем к месту первого старта.
Выехав за город, колонна останавливается. Это место старта первого этапа. С удивлением выясняем, что, несмотря на, название "Трофи-рейд", организаторы решили проводить "Урал-трофи" по своим правилам. В классическом трофи главная цель, это прохождение маршрута со всеми его преградами не на скорость, а на слаженность и умение работать в команде, на знание возможностей своей машины, на выбор оптимального маршрута от точки до точки. Здесь же условия напоминали какие-то ралли-рейды по грязи, где предварительно всех участников разделили по группам. В группе три экипажа.
Каждый день составляются новые тройки, причем их состав подбирается организаторами произвольно, что дает повод для жульничества в пользу своих земляков.
Весь двенадцатидневный 780-километровый маршрут разбит на 19 спецучастков (СУ), которые необходимо пройти на время. Победителем "Урал-трофи" считается тот, кто по итогам преодолел наибольшее количество СУ с наименьшим временем.
Наши мощные, но груженые под завязку машины (а у нас с собой были запасы продуктов и горючего, рассчитанные на длительное автономное существование вдали от населенных пунктов) не могли, да и не собирались составлять конкуренцию специально подготовленным для этого машинам. Некоторые были специально собраны, чтобы на этих покатушках их просто "убить".
К тому же при любой поломке новосибирские участники, в отличие от местных, вряд ли смогли сгонять кого-то домой, чтобы подремонтироваться, а утром занять место на старте. И, пожалуй, главное, мы преодолели около 2000 км, чтобы не только посостязаться, но и познакомиться с новыми друзьями и красотами Урала, а потом еще и вернуться домой.
Обсудив командой создавшуюся ситуацию, мы высказываем свои пожелания организатором этим же вечером. Предлагаем создать подгруппу "В", класс туризм. "А", соответственно остается за "спортсменами". "Туристы" пойдут по той же легенде, через те же спецучастки с одной лишь разницей, не на время. Однако наше предложение вызывает у организаторов неадекватную, агрессивную реакцию.
Уже позднее нам стала ясна причина такого поведения, они испугались, что многие обманутые (введенные в заблуждение) ими участники решат перейти в эту подгруппу, поставив под угрозу само мероприятие.
В результате долгих переговоров, бесед, обсуждений и убеждений организаторы идут нам на уступки. Решено, что в подгруппе "В" - туризм участвует только "Сибирский марафон". На дневные маршруты мы будем выходить только после того, как закончат старты "спортсмены". Мы также лишаемся услуг машины-технички и не можем претендовать на призы для победителей.
Вроде бы это взаимное компромиссное решение, но с этого момента участники "Сибирского марафона" становятся вдруг врагом номер один для организаторов "Урал-трофи". Иначе никак не объяснить того, что на следующий день в СМИ Екатеринбурга они стали заявлять, что новосибирские участники испугались трудностей и покинули пределы Урала (?!). Совершенно случайно узнав об этой "утке" от ничего не понимающих участников, с которыми мы успели подружиться, выслушиваем совершенно путаные, неконкретные объяснения организаторов.
После этого следуют попытки, чтобы контактов участников групп "А" и "В" не было, для чего вместо запланированных мест ночевок выбираются новые. Координаты нам не сообщают, а поэтому приходится их попросту искать.
Но на все это мы практически не обращали внимания. Двигаясь со спортсменами по одному маршруту, мы смогли увидеть и пережить гораздо больше своих соперников. Описать все, что происходило с нами за эти дни, пустое занятие, всего не расскажешь. Да и как передать те чувства, которые испытываешь в момент, когда проскакиваешь на скорости залитые водой ямы метровой глубины, когда машина встает на дыбы и готова опрокинуться или когда при форсировании вброд быстрой реки машину вдруг начинает нести течение. Приходилось и выталкивать из бурой жижи идущий впереди экипаж, чтобы, рванувшись следом за ним, очутиться в той же самой промоине; двумя лебедками, да еще через блок тянуть медленно уходящий в топь автомобиль...
Обычная лесная дорога после прошедших дождей вдруг превращается в непреодолимое препятствие, каждый метр которого дается с неимоверным трудом. Колеса наших машин месят бурую грязь, которой, кажется, не видно конца.
Этой борьбы порой не выдерживает техника. Приходится проводить ремонт прямо здесь же, соорудив импровизированную мастерскую рядом с дорогой.
Один список устраненных поломок может произвести сильное впечатление на любого автослесаря, это сгоревшее сцепление на ISUZU, пробитый радиатор на УАЗике "Скромного", лопнувшая рессора на TOYOT`е "Дяди Саши", погнутая рулевая тяга на УАЗике "Бывалого" и много других по мелочам.
К чести участников "Сибирского марафона", ни одна из машин (за исключением двух "Нив", сошедших с маршрута по совершенно иным причинам) не шла на буксире, только своим ходом. Пройдя сложный маршрут, все машины своим ходом вернулись в Екатеринбург, а затем и в Новосибирск.