Отчет об экспедиции

2001. Обь-Енисейский канал - 3

18.07.2001
2001. 
Обь-Енисейский канал - 3

Журнал "Турбо". Октябрь 2001.
Автор статьи П. Мирошников. Фото автора.

Машины во времени

Часть 3

На одном из сухих участков нам попадается настоящий верстовой столб! К сожалению, он почти полностью сгнил. Но на сохранившихся частях отчетливо видны остатки черно-белых полос. Сам столб был шестигранной формы с утолщениями у основания и на верхушке; высотой около двух метров. На нем крепилась табличка с указанием расстояний. Находим в траве полуистлевшую табличку, на которой с трудом читаются цифры. В верхнем, большом прямоугольнике число 57, это расстояние в верстах до Усть-Озерного, в двух нижних цифры, слева "два", справа "четыре". Это расстояния до ближайших шлюзов соответственно две версты, до "Генеральского" и четыре, до "Николаевского". Табличка крепилась к столбу гвоздями. В дальнейшем нам еще не раз попадались подобные таблички, но уже на стволах деревьев. Столбы ставили на сухих участках тракта, в болотистых местах указатели крепились на придорожные деревья. Со временем деревья выросли и успели засохнуть, поэтому встречавшиеся нам таблички оказывались на сухих лесинах высоко над землей.

Верстовой столб. Реконструкция

С "боями" прорываемся к Язевой. Красивая таежная река, медленно и неспешно несущая свои воды среди заросших лесом берегов. А вот и крошечная площадка, где можно ставить палатки. Притоптываем высокую прибрежную траву. Вроде неплохо.

Как и рассчитывали, к этому месту возвращается наша разведка. Не дав даже "отдышаться" с дороги, просим рассказать, что они видели. Всех интересует один вопрос: пройдем или нет? От сказанного становится не по себе. Внутренне мы готовы ко всему, но звучит вердикт: "Не пройдем! Придется возвращаться домой и повторять попытку на следующий год, соответствующим образом подготовленными". Как же так? Столько прошли, преодолели "Генеральское болото", готовы переправляться через Язевую... Требуем подробностей. Они таковы.

До Николаевского шлюза, шесть километров. Добраться туда можно, но уйдет дня три-четыре, включая строительство двух мостов (через Язевую и ручей возле самого шлюза). За ним начинается заросшая тропа. Там придется работать пилами и топорами, практически заново строить дорогу. Просматриваем видеосъемки. Да, предстоящая дорога впечатляет. Болота, болота и кустарник стеной.

Следующий день, дневка. Отдохнем, благо место располагает, а заодно проанализируем полученную информацию.

Вечер у костра. Рассказывают Сухарев ("Дядя Саша") и Васильич. Они дошли до Казанцевской заимки, расположенной на Касовском шлюзе. Это за Водораздельным озером, на рукотворном соединительном канале. Староверы встретили нашу разведку приветливо, накормили и напоили. Женщины напекли для всей команды хлеб, душистый, вкусный, домашний. Уже неделю мы едим одни сухари, поэтому свежий хлеб, просто деликатес! Про нашу экспедицию они уже знают. Надеются, что сможем дойти до них.

На заимке небольшое, но крепкое хозяйство. Помимо скотины есть техника: мотоциклы, бураны, лодочные моторы. Есть даже гусеничный трактор. Именно его мы видели на любительской видеозаписи с этих мест. Он нас и подвигнул на авантюру: раз сюда доехал трактор, значит, мы на своих машинах проедем тем более! На заимке есть и рация, по которой они поддерживают связь с ближайшей большой деревней единоверцев. Все нужное доставляют по реке, а в случае крайней необходимости, вертолетом. Хотя и живут они далеко от людей, оторванными от мира себя не чувствуют.

День отдыха мы посвящаем беззаботному времяпрепровождению. Купаемся, рыбачим. Язевая, речка неглубокая, вода в ней теплая, успевает прогреться за короткое лето. Название оправдывает себя полностью, клев отменный. Язь, щука, окунь. У рыбаков просто глаза горят: где еще можно увидеть такое, только приманка касается воды, как ее хватает рыба. Наловленной рыбы оставляем столько, сколько сможем съесть, остальную отпускаем.

Вот такой у нас будет ужин

Все отдыхают, а Игорь Куликов и Александр Сухарев просматривают карты и видеозаписи, высчитывают по показаниям GPS предстоящие болотистые участки. В наших маршрутных картах появляется хоть какая-то определенность. Итак, от нашей стоянки на Язевой до Николаевского шлюза, три километра.

Дальше, заросшая кустарником тропа. До Казанцевской нас ждут 6 км разнообразных болот и 15 км сухой дороги; предстоит построить три моста и прорубить просеку длиной около 10 км. Успокаивает то, что болот, подобных Генеральскому, уже не ожидается. Теперь слово за командой.

Дружно решаем, идти дальше! Васильич возвращается ко второй группе сообщить о нашем решении пройти маршрут до конца.

Строим мост через Язевую. Руководят строительством бывшие выпускники железнодорожного института (факультет "Мосты и тоннели"), А. Сухарев и Е. Митрофанов. Все, как и положено на настоящих стройках, схемы, чертежи и расчеты. Валим большие лесины, растущие у самого берега. Стараемся, чтобы они легли поперек реки. Для опор нашего моста используем торчащие из воды остатки свай "Баронского тракта". В ход идут автомобильные лебедки, хорошие строительные механизмы. Скрепляем пролеты скобами и проволокой. Вроде бы надежно, но все равно волнуемся.

Ведь строили руками! А мы чем хуже?

Торжественный момент прохождения первой машины. Как подобает в таких случаях, торжественные речи и перерезание красной ленточки.

Первой идет Toyota. Мост под ней даже не шелохнулся. Построено если уж не на века, то года на три. По "проторенной дорожке" форсируют реку Isuzu и УАЗ. Еще немного, и зимник с мостовыми переходами к Николаевскому шлюзу, считай готов! Пора вносить поправки в автомобильные карты.

Наш первый мост

Через три дня ударных работ выходим к Николаевскому шлюзу и заимке. После стольких дней зыбкой болотистой почвы ощущаем под ногами твердую землю. Необычно и приятно. Заросли шиповника и разнотравье в рост человека. Пьянящий цветочный аромат. Пахнет медом... Райский уголок среди тайги.

Три деревянные постройки. Дом, лабаз и недостроенный то ли сарай, то ли баня. Раньше здесь находился гидропост. В обязанности смотрителя входило ежедневно снимать показания приборов, градусников, барометров. Собранная за месяц информация пересылалась в гидрометеоцентры. Пост закрыли в середине восьмидесятых. Сейчас сюда изредка захаживает егерь да забредают редкие путники. Дом со всем, что в нем, топчаном, печкой, столом, после почти трехнедельной палаточной жизни кажется оплотом цивилизации. Здесь хранится запас теплых вещей, есть охотничьи лыжи и даже... гитара.

Чтобы не расслабиться от "благ цивилизации", встаем лагерем рядом, на полянке, предварительно "зачистив" ее от сплошного ковра ягоды-брусники. Проводим ревизию оставшихся продуктов. Маловато получается. Сроки путешествия затягиваются, а от тяжелой физической работы у всех хороший аппетит. Выход один, сокращать дневной рацион. Будем стараться экономить консервы, питаясь свежей рыбой.

В домике у Васильича стоит мешок сахара. На Язевой он разрешил нам взять половину при условии, что мы доберемся до Николаевского. Спасибо, Васильич, за сладкую жизнь! Рассказы о ярких моментах нашего приключения можно начинать со слов: "Как вдруг...".

На Николаевском шлюзе вдруг из леса вышел... человек. Здесь, в такой глуши, где до людей три недели (нам так казалось) на машине ехать! Оторопев, мы просто теряем дар речи. Выводит нас из этого состояния "Дядя Саша": О, Илья! Ты к нам в гости? Проходи! Теперь понятно. Это Илья с Казанцевской заимки приплыл на лодке нас попроведать. Ему около тридцати лет, но вполне возможно, что и меньше. Борода, непременный атрибут староверов, добавляет года. Живые умные глаза. Разглядывает наши машины, удивляется: Чудные. И что на таких в наших болотах делать? Хороший собеседник. Быстро находим с ним общий язык. Обстоятельно и толково отвечает на наши вопросы, которыми мы его забрасываем, о таежной жизни, об охоте и рыбалке, о вере и так далее.

Он из "староверов". Часовенные. Три семьи живут в этих местах с 1976 года. Время у них свое. Жизнь размеренная и спокойная, "Направление по солнцу, время по желудку". Работы много, круглый год в делах и заботах. "Лентяям в тайге не выжить, некому их здесь кормить". Приезжают к ним гости, сановитые и простые. Первые на вертолетах, вторые на моторках, места для рыбалки и охоты здесь отменные. Некоторые слова Илья произносит с диалектом, который интересно слушается, - провиянт, хватат, прикусоват... Рассказывает о медведях, которых в этих местах немало. Кругом медвежьи уголки. Много ягоды, поэтому "хозяевам тайги" здесь раздолье. Но в голодный год могут и в деревню зайти, в сарае покопаться. Но нам опасаться нечего. От визга бензопил медведи ушли километров за двадцать.

Так за разговорами пролетает полдня. От предложенной нами еды, чая отказался: вера не разрешает. Нашу просьбу сфотографироваться также отклонил, нельзя.

Уже прощаясь, спрашиваем его, можно ли заказать у них продуктов. "Почему нельзя... Фомич поможет. Он все может". Фомич, староста в деревне Безымянка. Всю дорогу мы слышали о нем только самые добрые отзывы как о справедливом, обязательном и очень внимательном человеке. Эти первые заочные знакомства разожгли в нас интерес. Пока передаем Илье список самых необходимых продуктов, а он уже, связавшись по рации с Фомичем, передаст ему нашу просьбу.

Остаток дня посвящаем подготовке к новому этапу. День жаркий. Ходим купаться. Ничто не предвещает неприятностей, но они не заставили себя долго ждать.

Даже железные мостки гнутся как картон

У тронувшегося с места УАЗика под днищем раздается сильный треск, и на землю выливается масло! Предчувствия недобрые. Стали разбираться. Разбит кожух раздаточной коробки. Снимаем коробку и обнаруживаем, что разлетелся двусторонний направляющий подшипник. Осколки разбили кожух, а также попали в коробку скоростей, к счастью ничего не повредив. Поломка серьезная, поскольку запасного подшипника нет. Что делать? Без коробки машина ехать не сможет, а, следовательно, ее надо или ремонтировать или оставлять здесь.

Ситуация, в которой мы оказались, прямо скажем, неприятная. Что делать? Оставлять попавший в беду УАЗик здесь, а зимой вернуться и пробовать вытянуть трактором? Потребуются дополнительные средства. Но самое главное: что делать с грузом, который везет УАЗ? Если разместить в двух других машинах, то они окажутся сильно перегруженными. На себе много не унесешь.

Просчитав возможные варианты и затраты, мы поняли, что проще сходить в Катайгу: на отечественную машину, к тому же столь популярную в сельской местности, можно найти любую деталь. Даже маленький подшипник. От нашей стоянки до поселка около 50 километров. На переход "туда-обратно" уйдет дня четыре. Не теряя времени, собираем в дорогу Вадима Сиваракшу и Сергея Гриднева. Засветло они успеют дойти до егерской заимки у Нового стана и переночевать там. Завтра будут уже в Катайге. Поручаем им еще, и докупить продуктов, сколько в состоянии унести. Команда ждать их не будет, а попытается пробиться вперед.

Однако весь следующий день проводим на Николаевском. С помощью походного сварочного аппарата завариваем разбитый кожух коробки. Получается: масло не бежит. Проводим разведку предстоящей дороги. С помощью пил и топоров зачищаем кустарники, разбираем завалы. Уходим примерно на четыре километра. Сюда же к вечеру следующего дня перегоняем две машины.

Как гром среди "ясного" вечера, голос Сиваракши из рации: "Болото, болото, это заимка! У нас все нормально, ремонтируемся!!!" Вот это да, так быстро!? Все получилось как нельзя лучше. По счастливой случайности на заимке они встретили егеря Александра Васильевича, который остановился там на ночлег после обхода своего участка. Остальное, дело техники. По рации он связался с Катайгой и попросил сына Ромку найти требуемую деталь и купить для нас продуктов. Все это он должен подвезти к речке Деревянной, где его ждут Сергей с Вадимом. Так все и вышло. Загруженные почти пятидесятикилограммовыми рюкзаками, ребята вернулись на Николаевский даже раньше срока. УАЗик снова в строю.

Рацион с этого дня увеличен. Еще приятная новость: Фомич наш заказ на продукты принял, и в ближайшие дни его постараются забросить на Казанцевскую заимку. Таким образом, у нас появился стимул прорываться быстрее вперед, пока не вышел запас.

Невозможно не рассказать о ягодных местах, через которые мы проезжаем. Поляны брусники, черники, голубики, клюквы. Внеплановые "витаминные" преграды сдерживают наше продвижение. Ягоды крупные, вкусные. Васильич, снова догнав нашу экспедицию, посмеивается: Разве это ягода? Мелочь одна. Вот в Безымянке, там, ЯГОДА. Доберетесь, сами увидите.

На болотах растут морошка и клюква. Ягоды, словно бусинки на мшистом ковре. Дары природы хорошо утоляют жажду во время работы, а чай с брусникой и голубикой придает силы и бодрости на целый день.

С препятствиями, которые запечатлела видеокамера "разведки", теперь сталкиваемся воочию. Бревна тракта уходят в густые заросли кустарника. Целыми днями прорубаем просеки, закладываем клети гати. По подготовленной "дороге" ведем машины. В день проходит только одна, и только на 300 метров. Пройдя одну преграду, оказываемся перед новой. Стена из леса и кустарника. Про объезд нет и речи, и кажется, что уже вышли силы, и моральные, и физические. Усталость. Тучи комаров. Сырая одежда. Который день мы окружены плотной стеной леса. В душе поселяется тоска по простору, давит ощущение замкнутости. День за днем одна и та же картина, одни и те же лица, одна и та же монотонная и рутинная работа. Мостки, мостки, мостки...



Страницы: (5) описание | 1 | 2 | [3] | 4

<< назад | вперед >>