Отчет об экспедиции

2004. Легенды Тофаларии - 4

03.08.2004
2004. 
Легенды Тофаларии - 4

Автор статьи П. Мирошников.

Путешествие за сто бродов

Часть 4

На мшистых болотах Саянских хребтов

Останутся наши следы …

Вечером гостеприимные хозяева топят для нас баню. Вода берется прямо из реки Гутара. Отличный вечер. У хозяев сегодня тоже небольшой праздник - закончен "покос". Заготовка сена для домашней живности в этих местах одно из главных и ответственных событий всего года. Дело в том, что лето здесь короткое (этой ночью уже около нуля), а зима длинная. Следовательно, сена надо много, но мест, пригодных для косьбы, мало, а поэтому на каждого жителя приходится несколько небольших участков, частенько разбросанных на больших расстояниях друг от друга. Некоторые очень далеко от В. Гутары. Так что мы сегодня видели не всех жителей, а лишь тех, кто на тот момент был в поселке.

Сидим во дворе. Уже поздно, но разговорам нет конца. Мы рассказываем о своих путешествиях, гостеприимные хозяева о своей жизни. Где-то за поселком стрекочет генератор. В доме, как символ цивилизации, бубнящий новостями и попсой, телевизор. Странное ощущение – мы здесь как посланцы другого мира. Мы привыкли обходиться без радио и телевизора. Наше жизненное кредо - "Устремленность вперед и самодостаточность". Странно, а ведь еще несколько недель назад мы были "типичными" городскими жителями.

Наши новые знакомые, по сути, тоже городские. Приехали сюда лет семь назад из Иркутска. Хозяйка, "тетя" Зоя, родилась здесь, а потом перебралась в город. Вышла замуж, родила детей. Была квартира и хорошая работа. После смерти отца вернулась сюда с мужем. Дело в том, что по закону, местным жителям, Тофаларам, отводится родовой надел земли, в данном случае тайги. Он (надел) может передаваться по наследству. Участок приличный и, чтобы его не терять, горожане не редко возвращаются обратно. Так получилось и в этом случае. Сейчас Тетя Зоя, заведующая детским садиком, ее муж Виктор, охотник. Построили новый дом. Первое время скучали по городской жизни, но потом привыкли. Ежедневные заботы скучать не дают.

Работы в поселке почти нет, поэтому считают, что им повезло. Детский сад бюджетная организация, так что государство кое - какие деньги выделяет. На эти скромные рубли и живут. У Виктора работа сезонная. Особо успешная в зимний сезон. Соболь, кабарга, олень. Если повезет, то за сезон можно неплохо заработать. Участок, правда, расположен далеко, в трех днях ходьбы от поселка, но чем дальше от людей, тем лучше. Причина - повальная безработица вынуждает кормиться тайгой или просто браконьерствовать. Местные жители поистребили все живое в округе. Государство старается поддерживать малые народы, выделяя кое - какие денежные средства, наподобие пенсий, но этого явно недостаточно. Вторая причина, повальное пьянство среди местного населения. Полученные деньги пропиваются, и за пропитанием все равно приходится идти в тайгу. К стати алкоголизм большая проблема среди малых народов. За бутылку они готовы отдать многое, что имеют. За нее же идут на любое преступление. Нам рассказали, что когда в магазин завозилась водка он "грабился" в туже ночь. Разбирали даже потолок!

Приезжал участковый из Алыгджера, пункт милиции один на три поселка, и проводил расследование. Виновного в преступлении найти было не сложно – никто и не думал прятаться. После этого задержанного увозили в участок, а недели через две он возвращался! Представители малых народов не подлежат уголовному преследованию! Это сильно их портило и развращало, провоцируя на вседозволенность. В результате в поселки просто перестали завозить "огненную воду", установив сухой закон. Появились самогонщики, но, даже не смотря на то, что цены "на товар" кусаются: 100гр. – 60руб., спрос стабильно высок. В результате, постоянные клиенты попадают в финансовую кабалу к производителям "зелья", становясь их "заложниками". Власти пытаются с этим злом бороться - наказывают, штрафуют, но на кон поставлены слишком большие деньги. Ловят одних, этим начинают заниматься другие.

Стрекочет дизель. Доносится далекая музыка - в клубе танцы. Приглашали и нас, но мы подумали, что это будет "слишком экстремальным" зрелищем. Пришлось отказаться. Но в честь нашего приезда генератор будет работать на час дольше. Дискотека будет на один час больше! Рады, что хоть таким способом оказали поддержку местной молодежи!

Ровно в час ночи все замолкает.

Утром нас, спящих в палатках, будит веселый треск генератора. Ровно шесть. Хоть часы сверяй. Забормотал не выключенный с вечера телевизор. На соседнем дворе молодая семья запустила магнитофон, и вся округа наполнилась "жасминами", "тарканами", "орбакайтами", "Любэ" и т.д. Стандартный городской набор…Такое ощущение словно за стенами палаток город, а мы никуда и не уезжали. А раз так, то можем позволить себе поспать.

В восемь все стихает. Теперь можно вставать. Вылезши из палаток, обнаруживаем, что за нами уже наблюдают любознательные местные ребятишки. Целый день мы будем находиться под их "негласным" контролем. Кто постарше сидят на заборе, маленькие прильнули к дыркам.

Смешной случай: малыши спрашивают у мальчишки, сидящего на заборе: - Сколько там машин? Тот считает: "- Раз. Два. Две машины и… половинка!". (Не похож "УАЗ" на полноценный автомобиль).

Осмелев, заходят во двор и садятся вокруг нас. Внимательно за всем наблюдают. Изучают наши палатки. Теперь они рассказывают нам о своем житье. Раньше было две школы – для старших и младших классов, но сейчас после того, как построили новое здание, объединили всех в одну. Учителя хорошие, все местные. В классах, в среднем, по восемь человек. Некоторые из ребятишек бывали в больших городах и видели такие же машины, как наши. Другие видят их впервые. Говорят, что несколько лет назад, зимой, заезжал в поселок "JEEP”. Чей - то знакомый рискнул, "присоседился" к каравану "УРАЛ"ов, и те его дотянули до поселка. На следующий день он уехал. Так что даже и не все успели его увидеть.

- А еще зимой в поселок забегал "зверь"! - Что за "зверь"? - Дядя ты, что, ну, "зверь"!? - Так, а какой "зверь"? - "Зверь" как "зверь" – вот с такими огромными рогами! - Так, наверное, это был олень, изюбр! - Ну да, мы же нормально объясняем – "ЗВЕРЬ". Да, мы совершенно не разбираемся в "ЗВЕРЯХ"!

Первую половину дня мы посвящаем профилактике автомобилей.

После обеда катаем всех желающих. И стар, и млад, - все хотят прокатиться на "чудо - машинах"! "КРУЗЕР" Олега Булгакова, словно автобус. На переднем сиденье, рядом с водителем, трое. На заднем – шестеро. Столько же в багажнике! Перегруз в "УАЗе"! В "ПРАДО" Игоря Куликова все места заняты! После нескольких кругов по поселку пассажиры меняются экипажами! И снова вперед. Укатавшиеся малыши засыпают в машинах. Аккуратно возвращаем их родителям и берем "на борт" взрослых. Эти тоже как дети! Проезжая мимо знакомых, высовываются в окошки, кричат им, машут платочками!

Помимо "покатушек", организуем фотографирование. Наш спонсор, компания "ФОТОЛЭНД", специально под путешествие, предоставила приличное количество фотопленки. (Благодаря этой поддержке, мы смогли документально зафиксировать практически все моменты этого интереснейшего путешествия). Каждый стремится сняться возле полюбившейся машины! После возвращения в Новосибирск в компании "ФОТОЛЭНД" напечатают фотографии, и мы обязательно пришлем памятные снимки! На долгую память об этом путешествии и нашей встрече!

Удивляет отсутствие машин на улицах и во дворах. На всю Гутару несколько мотоциклов и один гусеничный трактор. Ездить некуда, кругом болота. Любимое и практичное средство передвижения – лошади. На лошадях до Катышного, по тропе, два дня пути.

Поселковое почтовое отделение. В одном здании два отдельных помещения: сама почта – письма и посылки, и электросвязь – телеграммы и переговорный пункт. У каждого "направления" свой отдельный вход и график работы.

У нас есть возможность позвонить домой. Переговорный пункт работает с пяти часов вечера. Занимает просторное помещение. Вдоль стен стоят большие, старые и громоздкие, радиорелейные шкафы. Эта техника уже отслужила свое, теперь это хлам. Связист же работает на небольшой радиостанции, примерно такой же, как у нас, по которой мы связываемся с Новосибирском. Время связи с "Большой землей", Верхнеудинском, для всех поселков Тофаларии одинаково. Разговаривают по очереди. Технология простая. В Верхнеудинске на коммутаторе набирают вызываемый номер и, в принципе, нормальная связь с любым уголком страны обеспечена. Первым говорит один поселок за ним следующий. Связь открытая, то есть, то о чем говорят в одном, слышат все. Секретов нет. Так мы становимся свидетелями разговора водных туристов с Уфой (вероятно, группа оттуда), они рассказывают, что живы и здоровы, но вода в реках быстро падает, а поэтому много мелей. Бурная река спокойна, и, вероятно, они приедут домой раньше, чем планировали. Доходит очередь до нашего поселка. Одна из жительниц просит прислать с попутным самолетом арбузы. Ну, захотелось. Здесь с этим как в порядке вещей. Авиация же, как автобус: подвезти - увезти. Главное, чтобы погода была летной.

Подходит наша очередь. Рады слышать, что дома у всех все в порядке. С приятным удивлением узнаем, о том, что в Новосибирске уже сообщили, что мы добрались до Гутары. О нашей победе знают! Молодец Максим, быстро передал "в центр" информацию.

День пролетает быстро. Вечером собираемся в обратный путь. Самый ценный подарок, который нам преподнесли местные жители, это несколько буханок свежеиспеченного хлеба! Аромат такой, что кружит голову. Вот за это спасибо!

Восемь часов вечера. Прошли ровно сутки со времени нашего прибытия, мы покидаем поселок Верхняя Гутара. Обратный брод реки. Ворота. Закрываем за собой "двери"!

Все! Интересно, когда они будут открыты автомобильными путешественниками в следующий раз?

Выходим на "трубу" и проходим через ее скалистые уступы. "Обратное превращение", мы снова стали большими! Быстро проходим вдоль озер. Пропиливать ничего не надо. Все уже сделано. Преодолеваем крутой подъем на "шкуру слона" и встаем на ночевку, в том же месте, где стояли прошлой ночью, наблюдая звездный дождь. Не можем успокоиться от пережитого за последние сутки. До конца не верим, что все это было с нами наяву. Такое ощущение, что с этого места мы никуда и не уезжали, а все, что произошло, было просто сном.

Утром выдвигаемся в дорогу. Идем по проторенным следам. Получается быстро. На подъеме из долины моховина сдерживает наш темп, но мы это не считаем за проблему: медленно, но верно выбираемся наверх. Дальше, каких-то особых, сложностей у нас нет, все известно и знакомо. Установившаяся жаркая погода просто на глазах творит чудеса. Верхнее болото, что проходили на "мостках", проходим с ходу?! Спуск с перевала "Писанный" - просто "цирковое шоу"! Особенно для стоящих на подножках штурманов. Их кидает и мотает из стороны в сторону так, словно они участники родео! Машины идут накатом, подпрыгивая на кочках. Впечатления (и ощущения) незабываемые!

Вечером уже стоим у подножия подъема в лагерь. Почему-то "отказывается" ехать "УАЗ". До этого не шел, летел, а здесь - закапризничал. Словно чувствует, что из "козлика" придется ему снова становиться "рабочей лошадкой". Поднявшись на горочку первыми, ТОЙОТЫ "КРУЗЕР" и "ПРАДО" лебедками затягивают сопротивленца к себе. Надо ехать: такова машинная доля.

Днем профилактика. Сворачиваем базовый лагерь. "Сборка" автомобилей. Подготовка к обратной дороге. День жаркий. Около сорока градусов. Это нам на руку. Подсохнут болота. Топкие места станут проходимыми. Вода в реках уже спала (это мы подслушали на переговорном пункте).

После обеда выезжаем. Идем по "расчищенной и пропиленной" тропе, и вечером подъезжаем к "первому броду". Надо же, этот участок мы шли два дня, а сейчас его преодолели за полдня!!!

Сгущается сумрак, но мы, после удачного ударного перехода, решаемся быстренько преодолеть и брод. После нескольких дней жаркой погоды вода в реке, действительно, заметно спала. Кажется, все получится легко и просто (пока "катит", надо "брать быка за рога").

Первым рванул в воду Игорь Куликов на "ТОЙОТА ПРАДО". Проходит к противоположному берегу по уже разведанному коридору. Вот он преодолел выступающий в реку скальный уступ. Теперь остается только выскочить с глубокого места на крутой берег русла руки Саржинка (впадающей в этом месте в Мурхой), но… с первой попытки это не получается. Вторая попытка… Вновь неудача. Мы представляли, что это будет не легко - Но что бы настолько... Тут мы замечаем, что переднее колесо "ТОЙОТЫ" "разбортовалось". Прямо в воде. Вероятно, это произошло после того, как машина передними колесами "ткнулась" в острые прибрежные камни, повернулось на излом. Но сейчас это уже не имеет никакого значения. Надо срочно, что-то предпринимать. Там, где стоит машина, глубокое место и сильное течение. Быстро темнеет. Нельзя терять ни минуты, все необходимо делать четко и слаженно. Командует спасательными работами сам водитель, Игорь Куликов, который в легких тапочках прыгнул в ледяную воду. Только пилот и штурман знают, что и где находится в машине. Понимаем, почему инструменты и приспособления для смены колеса всегда должны находиться под рукой! Время ограничено. Уже почти темно. Достаем фонарики. Домкрат. Сложно бороться с течением. Чтобы установить домкрат приходится подныривать под машину. Коченеют руки. Игорь замерз, но отважно борется за "живучесть автомобиля". Домкратом поднять машину не получается: колеса большие (GeoLander 75/R16), не хватает высоты. Достаем "хай-джек". Это еще отнимает время, но зато совсем другое дело. Правда, на большой высоте, машина неустойчива, ее раскачивает течением. Штурманы поддерживают ее в равновесии. Снятое колесо откатываем на берег и ставим запаску. Не утапливается! Стравливаем воздух… Все равно "плывет", сносится течением. Применяем силу… Нет… не устанавливается – теперь мешают камни на дне. Коченеющими пальцами сдвигаем их, готовя углубление. Мы в воде, уже как минимум, двадцать минут. Замерзаем…

Ура!!! Колесо установлено. Подкачиваем его и, уже в полной темноте, отгоняем машину обратно, к остальным. Все, кто участвовал в спасении, похожи на ледышки. Чтобы согреться, разводим большой и жаркий костер. Хорошо!!! Согревающие напитки. Такой "экстремализм", добавил остроты в наши "пресные" от однообразия дни. С утра до вечера - мох, мох, мох, а здесь, когда счет идет на секунды, от каждого требуется максимальная собранность и отдача. Короче, чувствуешь себя человеком!

Утром, не спеша, осторожно, переезжаем реку. Зачем надо было торопиться вечером!?

Идем по старому знакомому Мурхою. Броды известны, коридоры расчищены, вода спала. Проблем нет. Двигаться намного проще, чем когда мы шли сюда. Все в сравнении, конечно же.

Выходим к месту - "Деревяшкина избушка". Планировали, на обратном пути здесь сделать дневку, и хотя мнения разделились – одни торопят ехать, другие отдохнуть, большинство – за дневку!

День замечательный. Ловим рыбу. Купаемся, прыгаем с уступов в омут с чистейшей речной водой. Вечером готовим походную баню! Это просто – из прибрежных валунов собирается печка. Внутри разводится костер. Когда костер прогорит, а камни раскаляться печка накрывается специально подготовленным каркасом, обтянутым тканью. В этом "шатре", размерами с палатку, могут поместиться несколько человек. Теперь надо всего лишь плеснуть водой на раскаленные камни... Жар такой, что и не усидишь. Терпишь до последнего, и, вырвавшись на "волю", бросаешься в ледяную речную воду. Распаренное тело словно обжигает кипятком. Прохлада воды дает такую бодрость! О-о-о-о… Немного остынув, вновь бежишь в палатку. И все повторяется…

Вечером смотрим кино на маленьком проигрывателе DVD. День удался, никто не пожалел – даже те, кто вначале был против.

За следующий день мы проходим оставшиеся 7 бродов. Легко преодолеваем подсохшие болота. Погода наш союзник. Один случай, правда, заставляет нас "напрячься": когда, объезжая каменистое место по краю реки, УАЗик Вадика Сиваракши стянуло в омут. Мелкий, сыпучий грунт "поплыл" под колесами тяжелой машины, затягивая на глубину. Она остановилась лишь когда, вода достигла окон. Лебедкой вытягиваем "водолаза" на берег. Полный салон воды. Льет изо всех щелей. Думали, не поедет, но это не про УАЗ – продули воздушный фильтр, просушили свечи, вылили из карбюратора воду. Прочихавшись, двигатель ожил, весело затарахтел. Можно ехать!

Выходим на последний брод. За перевалом ручей Катышный, где был финиш второго и старт третьего этапов. Впереди нас ждет сложный участок. Прошлый раз на преодоление этого перевала мы потратили два дня. Сколько потребуется на этот раз? Морально настраиваемся на тяжелую схватку. И не зря. Сражение идет за каждый метр. Сил почти не осталось. Хорошо, что мы отдохнули. Снова грязь, лебедки, веревки, мостки… Пилы, хай-джеки, блоки…

Уже ночью мы въезжаем на вершину. Страшно уставшие, но безмерно счастливые. Все, дальше дорога есть!

Весь дальнейший путь, словно кино назад. Работающие золотые прииски. "Брошенный" Меричун. 10 километров по ручью Хиллок. 40 бродов Бирюсы. Дома Бухарино. Ночевка со страшной ночной грозой.

Решаем идти без остановок до самого Нижнеудинска. Идя сюда, буквально, "крались", аккуратно и осторожно объезжая любую, даже незначительную (теперь мы это понимаем), преграду. Берегли машины. Сейчас же идем смелее, не так трепетно переживая за технику. Самое сложное уже позади. Все познается в сравнении. Да и машины стали намного легче - запасы горючего и продуктов практически на нуле. Теперь даже такая дорога нам кажется вполне приличной. Осмелев, решаемся ехать по ней даже ночью, и ничего страшного в этом не видим.

В четыре утра въезжаем в Нижнеудинск, и движемся на место нашей прошлой стоянки.

Рассвет. Туман. Утро нового дня. В эту ночь, словно по волшебству, мы перенеслись из Саянских гор на равнину. С приятным удивлением и гордостью подсчитываем, что на дорогу до Гутары мы потратили 14 дней, на обратную - 8!

Калейдоскоп событий: днем приезжают местные туристы, чтобы нас поздравить, Вадик покупает и устанавливает новый кардан (старый повезем домой, он по праву займет почетное место в нашем клубном музее), расстаемся с нашими, ставшими за путешествие, друзьями Геннадием Павловичем и его сыном Женькой (это путешествие будет ему отличным воспоминанием на всю жизнь).

Нижнеудинск. Торжественный финиш трофи – экспедиции "Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии" на площадке перед Нижнеудинским РОСТО. Три недели назад мы уходили отсюда в неизвестность. Сейчас все позади, и нас чествуют как победителей. Интервью местному телевидению и, как положено в автомобильных соревнованиях, бутылка шампанского. Правда, она долго не хотела открываться, но это и понятно – финиш всего лишь промежуточный. Теперь домой!

Едем по трассе. Вдали слева от нас синеют Саянские горы. - А может, махнем опять туда, - предлагает Командор по рации. - Обязательно, - отвечаем мы, с тоской поглядывая в ту сторону. Мы еще сюда вернемся!

На трассе "приключения" продолжаются. В основном это разного рода поломки, да оно и понятно, машины прошли серьезные испытания камнями и трясинами. Самые "тяжелые ранения" у двоих. Разбита "раздатка" на "ТОЙОТА ПРАДО" Игоря Куликова. А недалеко от Мариинска у "ПАДЖЕРО" Сергея Колмогорова чуть не отваливается переднее колесо - разбит подшипник. Связываемся с Новосибирском, просим помощи. Нам берется помочь "Скромный" – Сергей Гриднев. Он не только находит нужную деталь, но и привозит ее в Кемерово, куда мы тихонько "доползаем"! Благодаря этому маленькому подвигу, "ПАДЖЕРО" вновь обретает "подвижность".

Колонна автомобилей трофи – экспедиции "Сибирский Марафон-2004", спустя несколько дней после промежуточного финиша в Нижнеудинске, прибывает в Новосибирск.

25 августа 2004 года торжественный финиш на площадке перед цирком, откуда ровно тридцать дней назад был дан старт этому уникальному путешествию. Как и тогда много прессы. Вопросы, вопросы! Их так много, что на все даже не успеваем ответить.

Торжественное построение. Вручаем дипломы и грамоты участникам и всем, кто помогал клубу при подготовке этого приключения, и тем, без чьей поддержки автопутешественникам пришлось бы намного труднее добиться своей цели.

Еще одна новинка этого года. Клубом Off Road Master учрежден Приз, которым был отмечен лучший экипаж "Сибирского Марафона-2004". За идею был взят Приз "ТИМ СПИРИТ" (командный дух) легендарного приключения "КЭМЕЛ ТРОФИ".

Во время путешествия все экипажи каждый день тайным голосованием отмечали тех, кто, по их мнению, вносил наибольшую пользу в общее дело. Отличался максимальной самоотдачей. Итоги тайного голосования были подведены на финише.

Первыми в истории клуба, получившими этот почетный трофей, становятся члены экипажа под номером 3, в составе пилота Алексея Федюнина и штурмана Павла Мирошникова.

Путешествие завершено. "Легенды Тофаларии" стали для нас историей. Трофи – экспедиция 2004 года будет вписана золотыми буквами в историю клуба.

Что можно сказать в заключение? Путешествие получилось, это бесспорно! Мы, его участники, получили массу впечатлений. Узнали свои возможности и возможности техники. Прикоснулись к жизни самой малочисленной народности России – Тофаларам (Тофы). Что это дало нам? В "копилке" клуба прибавилось еще одно "первопрохождение", уже второе, пройденное нами. Мы смогли доказать, что добраться до Тофаларских поселков в летнее время возможно. Надо лишь подготовить проезды вдоль рек, отсыпать болота щебенкой и т.д. Но нужно ли это все? Поселки Тофаларии, за сотню лет, стали самодостаточными. Пусть лучше, вместо машин, ходят по этим местам водники и пешие туристы. Подъем ("расцвет") края возможен за счет организованного туризма. Сохранить все в первозданном виде можно, придав этим местам статус "Национальных заповедников" - практика, успешно зарекомендовавшая себя во всем мире.

Мы еще раз убедились, насколько красив и хрупок наш мир. Это счастье, что сохранились уголки природы, не тронутые разрушительной цивилизацией. Тофалария – труднодоступный, райский уголок для всех направлений туризма.

Автор статьи выражает особую признательность за понимание и поддержку руководителям Новосибирской телекомпании "МИР" (10 канал): Я.Д. Таубесу, Г.Ф. Афанасьеву, Ю.В. Будкину, а также в их лице всех руководителей предприятий поддерживающих своих сотрудников, любителей путешествий и активного отдыха!



Страницы: (5) описание | 1 | 2 | 3 | [4]

<< назад | вперед >>