Отчет об экспедиции

2004. Легенды Тофаларии - 3

03.08.2004
2004. 
Легенды Тофаларии - 3

Автор статьи П. Мирошников.

Путешествие за сто бродов

Часть 3

На мшистых болотах Саянских хребтов

Останутся наши следы …

Выехав после обеда и преодолев за остаток дня еще несколько бродов, к вечеру подъезжаем к удивительно красивому месту. Река, разделенная на три рукава, объединяется в один, мощное русло которого со всей своей могучей силой и напором, с шумом протискивается в узкий створ между двумя скальными уступами. Прорвавшаяся на другую сторону вода "остужает свой пыл" в широком и глубоком омуте. Поражает ее чистота и цвет. Вода имеет насыщенный бирюзовый оттенок и прозрачна настолько, что в омуте, глубиной около десяти метров, отчетливо видно дно!

На этой стороне от уступов небольшая ровная сухая площадка. На берегу охотничья избушка. Идиллический пейзаж! Это место носит название "Деревяшкина избушка", по фамилии охотника, в чьих угодьях она была установлена. После нескольких ночевок на болотах и камнях здесь просто райский уголок. Сухо, красиво! Решаем для себя, что на обратном пути, при любом раскладе, сделаем здесь остановку - дневку.

Кстати, к этому месту выходит "вторая" тропа от ручья Катышный. Мы могли здесь оказаться, если бы пошли "другим путем". Но сейчас считаем, что выбранный нами маршрут оказался наиболее верным: противоположный берег крут для машин.

Утром идем на моховину, затем на броды и так попеременно целый день. На этом участке прогоны по мху становятся внушительными – по 300 – 400 метров. На всю нагрузку работают лебедки, вытягивая на твердый грунт машины экспедиции. Разбиваемся на группы. Куликов на ТОЙОТА ПРАДО берет шефство над ПАДЖЕРО и его экипажем. Два СУРФа, наиболее подготовленные машины уходят вперед. Больше всего подопечных оказывается у Олега Булгакова и его КРУЗЕРА – "два с половиной". "Половина" - это исключение для БИГХОРНА, точнее для его пилота Алексея Федюнина, который на сложных участках буквально по сантиметрам вымеряет траектории движения, а потом с ювелирной точностью наматывает "метры на кардан". Штурманы, ведущие машины стараются проводить каждую по "свежему мху". Практика показала, что там, где прошла хотя бы одна машина, вероятность сесть больше. "Проскочившие" гиблое место и оказавшиеся на сухом, читай твердом участке, буксиром или лебедкой затягивают сюда следующих за ними.

Идя по болоту давление в шинах спускаем до предельно низкого. Выезжаем на камни, подкачиваем до нормы. Оказавшись вновь на рыхлом грунте, снова понижаем. Так, то - качаем, то - спускаем. Компрессоры, атрибут любого путешествия, всегда под рукой. "Под рукой" уже много чего: лопата, фал, шакл, топор, гидрокостюмы и т.д.

Мурхой. Характер реки становиться суровей. Камни - валуны. Нет ровных перекатов. "Напитавшийся" от множества ручьев, становиться серьезным противником. Его козыри: быстрое течение и сильный напор. Сходящиеся две горные гряды зажимают реку в каменные тиски. Нам теперь приходиться идти по воде, выбирая участки под скалами, где - дно помельче, да камни поменьше. Теперь на Мурхое меньше простора.

Преодолев за день, от избушки, ровно девять километров, выходим к "Первому броду", если считать от поселка. С нашей стороны он получается "последний" - четырнадцатый! От этого места дорога пойдет рядом с рекой, больше ее не пересекая.

Сурфы, оторвавшиеся от основной группы и первыми подъехавшие к "Первому броду", не дожидаясь остальных, идут в бой. Мы, отставшие от них на приличное расстояние, следим за происходящими с ними перипетиями по "радиоперехвату", прослушивая их разговоры между собой. К сожалению, помочь, ничем не можем. По их переговорам нам удается составить картину происходящего: первую машину, они повели "на прорыв", не изучив состояния дна в месте переправы. Брод оказывается не "так - то прост", и изрядно "поколотив" первую машину, им все же удается переправить ее на другой берег. Второй машине достается больше. Примерно на середине, она крепко "встает". Штурману приходиться лезть в ледяную воду и, борясь с сильным течением, "подцеплять" ее чтобы вытянуть на берег. Напрямик, по огромным камням.

Что в результате этого с машиной (?): страшно смотреть. Но к счастью она на ходу.

Основная команда подъезжает, когда уже все закончилось. Изучаем местность: река не широкая, но бурная, сплошь большие камни. Без подготовки брода ехать нельзя. Уже вечереет, а поэтому все работы оставляем на утро. Сейчас же, что бы не терять время, решаем провести разведку в поисках альтернативной переправы.

Несколько человек из нашей группы, возвращается к месту предыдущего брода. Попытаемся пешком пройти вдоль реки и проверить возможность проезда машин, вдоль противоположного берега.

Небольшой отряд уходит на разведку. Идем по длинной каменной отмели. Кадры словно из голливудского фильма. Слева и справа крутые стены. Мурхой, извиваясь, жмется то к одной из них, то к другой. Мы, словно песчинки среди этого царства камня и воды. Избегая встречи с бурным речным течением, прижимаемся к каменным склонам. Начинается дождь, темнеет. Идем словно по темному коридору. Ощущаем величие и могущество природы. Машины здесь не пройдут. Вариантов нет.

По еле заметной тропе поднимаемся, на крутой склон. В лагере сообщаем о результатах наших поисков – брод только здесь! Завтра, с раннего утра, выходим на работу.

Дождь льет всю ночь. Утром не хочется вылезать из палаток. Сыро и холодно. А еще сейчас предстоит лезть в ледяную воду. Брррррр. Одеваемся потеплее. Залазим в непромокаемые одежды, гидрокостюмы, и вперед!

Выгоняем на берег, поближе к воде, одну из наших машин. С ее помощью натянем страховочный фал. Ровная площадка, небольшой уступчик, место, где в Мурхой впадает речка Саржинка. Перетягиваем на противоположный берег веревку, это и будет страховочный фал. Наипростейшее на первый взгляд дело, заставляет нас изрядно попотеть. Сложно стоять на ногах в бурном течении реки. Сильный поток, то и дело, подхватывает фал и стягивает его вниз по течению, грозя унести с собой строителей переправы. Для людей находящихся в воде, это запредельные нагрузки.

Удачно достигнув противоположного берега, закрепляем на нем конец веревки. На этом, с помощью машины, создаем натяг. Страховка готова. Ее будут использовать люди, работающие в воде.

Долго изучаем место, где пойдут машины. Замечаем камни, которые необходимо убрать. Просматриваем места въезда и выезда из реки. Только после этого приступаем к зачистке.

Сильное течение. Глубина. Ломы, лопаты, руки. Расшатываем камни и осторожно откатываем их в сторону. Периодически бегаем греться. Разводим на берегу большой костер. Пока одни отогреваются, другие работают.

К нашему костру подъезжают несколько человек верховых. Разговорились. Это Верхгутарские, помогали группе туристов – водников забросить их тяжелый багаж к месту сплава. Сейчас возвращаются. Шесть дней небыли дома. Такая работа, предоставлять вьючных лошадей туристам. К стати для этих мест, дело престижное и неплохо оплачиваемое. Здесь, где другой работы мало, а точнее совсем нет, среди хозяев вьючных лошадей, серьезная конкурентная борьба. Предложение превышает спрос. Так что шесть дней, это не срок. Лишь бы платили!

Интересуемся, сколько километров от "Первого брода" места до поселка? Отвечают, что не знают (!?), но на лошадях только до озер еще два часа пути. А от них до дома минут сорок. Все оказывается просто, – расстояния здесь измеряются не километрами, а временем! Спрашиваем, а когда мы доберемся до деревни? Смеются, отвечают, что не скоро, а может быть никогда! Хорошая шутка, оценили!!!!

Попрощавшись с нами, едут своей дорогой - тропой. Поднимаются на уступ и спускаются с него чуть ниже по течению. Здесь переправляются через реку. Это метрах в семидесяти от нас. Как мы раньше не догадались там посмотреть!? Нас сбивал с толку уступ скалы, выступающий в воду. Осматриваем конный брод. Место здесь немного шире, а поэтому мельче и течение "терпимей". Меньше больших камней. Работы по очистке дна потребуется не так много. Сложность представляет уступ. Объезжать его придется по глубокому месту. Есть правда плюс – попутное течение. Надеемся, что оно поможет, – подтолкнет машины, если они вдруг "потеряют" дно. За уступом нам предстоит вывернуть на небольшой прибрежный "пятачок" и уже от него вывернуть на форсирование реки. В рассуждениях все просто, а как поведут себя машины в реальной обстановке?

Тщательнейшим образом вычисляем траекторию движения в воде. Готовим съезд в воду, делая скат из камней. Первой машиной идущей на тот берег будет ТОЙОТА ПРАДО Игоря Куликова. Уж кажется ей здесь пройти без проблем: высокая, лифтованная, дорожный просвет 40-см., плюс "грузовая резина" LT 315, GeoLander 75/R16. Но и ее, погруженную в воду, сносит течением. Главное проходить этот участок, прижимаясь, как можно ближе, к скале. Преодолеть саму реку уже не так сложно! Главное начать.

Идущие следом более низкие машины, вода заливает по лобовые стекла. "Плюхнувшихся" сносит течением, как поплавки. Теперь штурманам необходимо их "ловить" и пытаться направлять, сталкивать, к берегу. До тех пор, пока сцепление колес с грунтом не станет достаточным, чтобы машина смогла сама поехать!

(Так с "шуточками – прибауточками", "первый" – "последний" брод взят.) А как возвращаться, придется решать на обратной дороге. Сейчас мы отходим от реки, но будем идти недалеко, параллельно ей. Впереди болота.

Идем по мхам. С каждым десятком метров двигаться становиться все сложней. Много сырых участков. Появляются высокие кочки, преодолеть которые уже достаточно трудно. Приходится побегать. Сматывать, разматывать, перематывать перехлестывающиеся тросы лебедок. Сплетать, то и дело, рвущиеся буксирные веревки. От излохматившихся старых безжалостно избавляемся. Еще во время подготовки к путешествию, предполагая такой поворот событий, мы взяли с собой приличный запас веревок. Казалось бы, простого, но столь необходимого в нашей ситуации, буксирного снаряжения. Помощь в этом нам оказала новосибирская фирма "СТРОП". Ее помощь оказалось действительно нужной и предусмотрительной. Удлиняя веревки, связываем их между собой. Скрепляем "шаклами", дополняем "блоками".

"Надвигающийся" склон и непроходимые болота постепенно прижимают нас к реке, где еще остается неширокий сухой участок пригодный для прохождения машин. Но здесь плотный, густой лес. Пропиливаться через него в наших условиях бесполезно. В какой то момент совсем близко от нас оказывается конная тропа. Осмотрев ее, решаем попробовать ехать прямо по ней.

Конная тропа. Сотни лет она служила людям и была единственной "ниточкой" объединяющей национальные Тофаларские поселки, и позволяющая Тофаларам общаться с внешним миром. По ней ездили на лошадях, ходили пешком, но даже представить себе не могли, что по ней проедут машины! Тропа она и есть тропа. Петляет между деревьями, идет по камням, спускается вниз по распадкам и поднимается вверх. За многие годы копытами коней в мягком грунте выбита канавка. В некоторых местах глубина ее почти по пояс. "Огибает" большие камни, "перешагивает" через поваленные стволы огромных деревьев.

Мы пойдем там, где позволят условия. Будим готовить себе проезд: убирать камни, поваленные деревья, пропиливать "коридоры". Это не легко, но проще и быстрее, чем "барахтаться" в болоте, с боем отвоевывая каждый метр.

Опять большая ответственность на штурманах. Узкие "проходы" между деревьев, петляющая тропа. Взаимопонимание в двойках общение мысленно на расстоянии. Четкие команды жесты. "Сантиметры имеют значение". Лавирование на высшем уровне. Не смотря на предельную осторожность, машины то и дело стягивает в сторону, оставляя на их бортах следы от контакта с деревьями – царапины и вмятины. Если машинам пройти невозможно, выходим на болото, объезжаем преграду и вновь возвращаемся в лоно леса.

Следующий день идем по тропе и останавливаемся уже примерно в десяти километрах от поселка. Дальше по ней не пройти. Крутой спуск в лощину. Болото. Сложный перевал. Силы на исходе. Необходима перегруппировка. Времени в запасе почти не осталось. Два СУРФА, вырвавшиеся на броде вперед, уходят за лощину. Туда же спускаются: КРУЗЕР Булгакова Олега и УАЗ Вадима Сиваракши. Спуск очень крутой и скользкий. Стекающий ручей, после того, как прошедшие машины перекопали его привычное русло, разлился по всей дороге. Очень скользко. Машины, на критических углах наклона, готовые вот, вот, лечь на бок - скатились вниз. Получается так, что часть машин осталась на верху, часть внизу. Отдельно друг от друга.

Вечером собираемся на совет, главный вопрос – как будем двигаться дальше? У нас в запасе не так много времени – экспедиция затягивается. Среди нас есть те, кому необходимо вернуться в Новосибирск к отведенному сроку. Решаем завтра устроить дневку, и параллельно провести глубокую разведку дальнейшей дороги. До Верхней Гутары. По ее результатам будем принимать дальнейшие, конкретные действия.

Утром небольшая разведгруппа, пять человек, выдвигается в разведку. Ее задача нанести на карту участки плохой дороги и их протяженность. Главное, визуальное определения качества дороги и приблизительный подсчет времени требуемого на ее преодоление. Для более точных вычислений, координаты начала и конца преград, будем снимать по показаниям GPS.

С утра на лужах корочка льда, но дальнейший день просто замечательный. Приятно прогуляться налегке – без машин.

Подходим к первой преграде. Перевал "Писаный", не самый высокий, но, пожалуй, самый сложный из всех преодоленных до этого нами. И название очень даже подходит: крутые подъемы с горизонтальными ярусами – площадками, где машины отдыхают после крутых участков. Полотно дороги: торфяник, размытая колея, глубокая трещина – промоина идущая прямо по середине дороги. Место получается узкое, но наши машины должны пройти. Длина подъема около километра.

У подножия перевала большой белый камень. Увидев его наш проводник, Геннадий Палыч, растрогался и рассказал шоферскую историю, которая когда-то с ним произошла: "Этот перевал сложный для прохождения в любое время года. Зимой чтобы машине подняться на него, прибегают к помощи трактора (бульдозера), который на буксире затягивает груженые тягачи вверх. В тот год перевал был завален снегом. Заехать на него самостоятельно ни кому не удавалось. Получилось так, что у подножия скопилось много машин, а в это время трактор тянул, груженный под завязку, бензовоз. Вдруг машина сорвалась и неуправляемая пошла вниз. Стоящих внизу людей и технику спас этот самый камень. Бензовоз налетел на него и перевернулся в сугроб. С тех пор на камне огромная выбоина, а на головах участников той истории седые волосы".

За перевалом небольшой сухой участок и метров 800 топкого торфяника. Дальше спуск, с промоиной внизу. Нужно будет перебросить мост.

Еще один, легкий подъем, и мы выходим на край вершины, одного из горных хребтов окружающих плотным кольцом живописнейшую Гутарскую долину. Стоим словно зачарованные! Это похоже на палитру художника. В этой красочной пестроте такое множество цветов и оттенков! Красные, бурые, желтые - мхи. Два ярких синих пятна – Большого и Малого Гутарских озер. Нежно - зеленые пятна лиственниц и темно – зеленые, сосен. Вдали, темные горные кручи с белыми пятнами снега, разбавленные воздушной дымкой. Среди этой долины возвышается гора, густо заросшая лесом. Своими очертаниями она похожа на "лежащего слона". С другой стороны этого "слона" находится поселок Верхняя Гутара! Рукой подать! С этой вершины все кажется маленьким и близким.

С этого места дальше пойдут три человека – Федюнин, Пугачев и Мирошников. Вадим Сиваракша и Геннадий Палыч, возвращаются в лагерь, чтобы сообщить первые, предварительные, результаты разведки.

Трое уходят вниз. Дорога, ничего необычного, торфяник. По краям хиленькие лиственницы. Мох. Делимся на группы. Алексей пойдет по тропе, а Павел с Максимом по "дороге".

"Дорога" тянет на твердую "двойку". У первого, Малого Гутарского, озера, жирная "единица". Неширокий заиленный участок между озером и крутым склоном горы "Слон". "Зимник" уводит дорогу прямо в синие воды. Зимой машины ездят напрямую, по намерзшему толстому льду. Нам надо искать объезд. Проходим заболоченный участок и выходим на трехсотметровый "четверочный" берег.

Здесь покос. Отдыхают люди, пьют чай. Совершенно безразличны к нашему появлению. Как позже выяснилось, они первоначально принимают нас за водников, которые "проходят" здесь чуть ли не сотнями. Отношение к нам резко меняется, когда узнают, что "мы от тех, которые едут сюда на машинах"! Нам приятно, о нас наслышаны! Удивляются, что не видят машины. Когда мы говорим, что мы всего лишь разведка, а сами машины стоят у перевала "Писанный", то понимающе кивают головами: – "Да, конечно, мы бы слышали шум двигателей!?". Расспрашивают о наших дальнейших планах. К примеру, как будем выбираться отсюда, после того, как приедем в поселок? Машины оставим здесь? Возчики тут уже, оказывается, делят между собой - кому везти нас обратно!? Хорошая шутка! Смешная?!…

Они удивляются: - "Как можно просто так взять и поехать сюда?". А вот нас, к примеру, удивляет, "Как они косят траву на таком крутом, градусов сорок пять, склоне?". На таком уклоне даже стоять трудно, а не то чтобы еще, что-то делать. Мы друг для друга загадки.

Угощают чаем. Рассказывают о своем житье. Расспрашивают нас о дороге. Время летит незаметно….

Прощаемся. Надо идти. Они нам советуют двигаться по длинной дороге - через какую-то "трубу". Мы же решаем разведать "короткую" дорогу, исходя из опыта, что местные частенько преувеличивают их сложности.

За участком с покосом – завал. Настоящий. Поваленные деревья. Что за сила их повалила? Мощные стволы лежат вповалку на протяжении семисот метров! Здесь придется расчищать себе дорогу. Сколько это займет времени?

После завала позволим себе немного отдохнуть! Участок вдоль Большого озера – "твердая пятерка"! Дальше на подъем и вновь сражение с верховым болотом.

Преодолеваем "хобот" слона и видим поселок! Точнее, крыши, поблескивающие на солнце. Еще несколько минут, и мы стоим у реки Гутара. На другом берегу, под крутыми склонами большой горы, деревянные дома – Верхняя Гутара! Дошли!

В поселок решаем не заходить. Намного приятнее будет сюда заехать! Любуемся со стороны островком цивилизации, пусть даже таким маленьким!

В лагерь возвращаемся полные впечатлений и информации! Идем по тропе. На удивлении быстро возвращаемся?! Если по дороге мы шли примерно около трех часов, то по тропе затрачиваем около полутора! Нас в лагере уже ждут. Но сначала собранную информации необходимо обработать, а уже после делать выводы.

Вечером, на сходе, предоставляем расчеты. Средний балл дороги – "двойка с плюсом". Это хорошо. Значит дорога проходима (!), но займет по времени - от пяти до семи дней в один конец (?). Много, не все располагают таким запасом свободного времени. Один из СУРФов решает возвращаться. Снимается с маршрута и его напарник на втором СУРФе. Вдвоем им будет проще выбираться. Жаль конечно, но остальные, ни смотря ни на что, настроены идти до победного!

Исходя из полученных данных, меняем тактику. На этом месте, где мы сейчас стоим, разобьем базовый лагерь. Вперед, на Гутару, пойдет лишь несколько машин, а конкретнее – трое. Обсуждаем каждую, ее "плюсы и минусы". Удача быть первопроходцами улыбнулась экипажам Игоря Куликова на ТОЙОТА ПРАДО, Олега Булгакова на ТОЙОТА ЛЕНД КРУИЗЕР 80 и Вадима Сиваракши на УАЗ. В "силовую поддержку" выделяется еще три человека из экипажей оставленных машин. Итого девять. В лагере останутся трое: Селиванов, Рождественский и Пугачев. Задача Максима организовать "радиомост" с "большой землей" и сообщать им последние новости с "передовой".

По максимуму облегчаем машины, оставляя все "не нужное" в лагере. К "ненужному" относим: запасные части, запаски, горючее (на обратную дорогу), личные вещи, продукты. Если нам, что-то и понадобиться, то можно будет просто сходить и взять!

Особому облегчению подвергается УАЗ. С него снимается даже жесткая крыша и стекла! Получается, очень даже, забавный, "трофи – кабрио"! Готовя, его мы даже и не представляли, как он еще себя покажет!

Утром уходим на штурм! Три машины вперед, две назад, три в лагере.

Подъезжаем к "Писанному", вид этого красавца производит впечатление на тех, кто его еще не видел! Решаем, как будем брать высоту. Изучаем подъем от яруса к ярусу. Неприятности может создать промоина посередине дороги. Водителю, идущей на подъем машины, ее не видно. Отмечаем опасные участки. Устанавливаем по границе промоины высокие вешки. По ее краям встают, дополнительно, люди. Если машина почувствует себя "неуверенно", "буксанет", то им придется ей помочь – подтолкнуть. За два дня сухой, жаркой погоды склон подсох и явной, липкой и скользкой, грязи нет. Надеемся все получиться с первого раза!

Первым идет ПРАДО. 20-50-100 метров. Ярус взят! В одном месте машина вроде, как притормозила, проскользили колеса, но вовремя подоспевшие "боковые" ее подстраховали, подставив, в прямом смысле, свои плечи. Для идущего вторым УАЗа, на подъеме, вообще никаких проблем - ни на первом, ни на последующих ярусах нет. Просто запрыгнул как "козлик"!

Последним идет КРУЗЕР. Длинный, большой, мощный, облегченный. Его "мотыляет" из стороны в сторону - вот-вот слетит. Толкать такого будет трудно, но он отлично справляется с задачей, проходя подъем на грани фола!

Взят последний ярус. Правда, на его последних десятках метров мы вынуждены уйти в сторону, углубиться в лес, но это нас нисколько не огорчает. Вчера, в разведке, мы считали, что на подъем у нас уйдет день, а реально получилось часа три! Это радует!

Дальше участок с болотом. Здесь "уйти в сторону" не получается. Надо напрямик. По горькому опыту пройденных торфянников, решаем пропустить вперед то, что осталось от УАЗика. Первой машине, пока верхний слой не поврежден, проще ехать. Разогнавшись на небольшом сухом пятачке, "трофи-кабрио", сопровождаемый стрекотом разбитого глушителя, скрывается за поворотом. Мы с нескрываемым любопытством пытаемся определить, как далеко он отъехал и когда же он, наконец, "сядет"… Вопреки нашим ожиданиям, это происходит не скоро. Мы в замешательстве. Потеряв в весе, машина приобрела в ходовых качествах! Отправляющимся следом, на полосу препятствия, автомобилям, пройти этот участок, не удается. Однако, цепляясь за УАЗ как за якорь, с помощью лебедок, подтягиваются к нему. Достаем мостки. Выуживаем при помощи "хай-джека" хорошо подсевший в топь УАЗ и проводим его до сухого места, выстилая перед ним дорогу мостками. Так же поступаем и с другими машинами. Экономия времени от расчетной – часов пять!

Труда не составляет спуститься в лощину, построить мост, провести по нему машины и выбраться на край спуска в долину. Любуемся открывшимся видом. Настроение не передать, все получается как нельзя лучше! За остаток дня рассчитываем добраться до первого озера и заночевать на его берегу.

Машины уходят вниз.

Катимся с горки по прямой, но, упершись в поворот, перебираемся на мох. Идти по дороге не стоит. Выбираем сухие, плотные участки. Народу много. Пока одни занимаются с машинами, другие разведывают дорогу. Так заезжаем на предгорье "слона" и идем по его ровной "коже". Смеркается. К озеру спуститься не удается. Крутой склон и за оставшееся время съезд найти не удается. И так хорошо сегодня поработали, лучше отдохнуть и набраться сил для завтрашнего - последнего рывка.

Ночью подмораживает. Сидим у костра и делимся впечатлениями. Вдруг над нашими головами, на огромном, ярком звездном небе начинается метеоритный дождь! Небо словно прошивают яркие ниточки сгорающих в атмосфере космических странников прилетевших к нам из глубин вселенной. Наблюдаем за происходящим в небесах сквозь вершины сосен. Красота! "Это к удаче",- делаем мы для себя вывод! Наверное, в эти минуты, каждый из нас успевает загадать самое заветное для себя желание!

Утром ищем пригодный для спуска склон. Находим, правда, внизу надо соорудить небольшой мостик через ручей. Не вопрос! Отвешиваем машины, во избежания переворота. Не требуется помощь лишь УАЗу, у него при такой компоновке низкий центр тяжести. Такое впечатление, что он может ехать по вертикальной стене.

Выезжаем на покос. Позволяем себе полакомиться "обалденно" крупной и сладкой голубикой. "Пятерочный" участок. Сказочное озеро в утреннем тумане. Небольшой дождь. Наше боевое настроение ничем не испортить. Даже большой завал мы преодолеваем играючи. В удовольствие поработать пилами! К берегу большого озера дорогу пропилим себе!

Здесь позволяем себе отдохнуть.

Развилка. Дорога, которую вчера прошли с разведкой, тянет на двойку. Решаем воспользоваться советом, который нам подсказали местные: пройти, через какую - то "Трубу"?

"Труба", дорога идущая на подъем и проходящая через расщелину в скале! Действительно очень красивое место. Проходим по узкому коридору между двумя скалистыми уступами. Преодолев "каменные ворота" оказываемся, словно в сказочном мире. Внизу еще одна, небольшая узкая долина. На ее противоположном краю, крутые, остроконечные горы, вершины которых скрывают проплывающие низкие облака. Сверху эта долина, как страна лилипутов. Маленькие аккуратные стожки на зеленом поле. Ровные полоски скошенных желтеющих валков. Небольшие деревянные оградки. "Желтая на зеленом" – дорога. Поблескивающая лента реки.

Спускаемся вниз, все увеличивается в размерах. А может, это мы становимся маленькими? Не "Легенды", а "Загадки Тофаларии"!

Подъезжаем к ограде из длинных жердей. Ворота. Открываем: Ворота в Верхнюю Гутару открыты!!!! Еще несколько минут и мы стоим на берегу реки Гутара. На противоположной стороне поселок. Увидев нас, там собираются люди. Чувства, которые кипят в наших душах, не передать словами! Ну, кто сказал, что сюда нельзя доехать! Мы смогли доказать обратное! Мы сделали это! Здравствуй Верхняя Гутара!

Перед нами последний рубеж – река Гутара! Собираемся с духом и уже, почти, как победители, въезжаем в воду. А где брод? Эта беспечность едва не заканчивается конфузом.

У противоположного берега, в воде, оказываются большие камни, которые мы издалека не разглядели! Сначала налетает на валун первая машина. Сильный удар, но машина едет. Повезло! С нее, идущих следом, пытаются предупредить, но поздно. Дистанция слишком мала ("пижонясь", идем плотно). Сначала вторая, а за ней и третья машина, "отмечаются" на камне! Но видно сегодня удача на нашей стороне, как ничего и не было (по крайней мере, мы себя так держим), выкатываем на берег! Все, прибыли! Засекаем время – ровно восемь! Итак: 12 августа 2004 года, в 20-00часов местного времени впервые в истории Тофаларии, в летний период сюда прошли машины. Есть рекорд!

Подходят люди, поздравляют, разглядывают нас и наши машины, удивляются. Появляется глава поселкового совета. Как официальное лицо, поздравляет нас с прибытием. Рад, что, не смотря на все трудности, мы сюда все же добрались. Это особый день для поселка, для всей Тофаларии. Это знак: Оказывается можно и летом организовать доставку грузов автомобилями. Конечно, сразу это не так то просто сделать, но прецедент есть. Главное люди почувствовали, что они не оторваны от мира. Задумаются и власти. Наше прибытие он приравнивает к "событию космического масштаба!": - Вчера объявили, что нашли остатки летающей тарелки, которая таранила Тунгусский метеорит, а сегодня к нам приехали машины! Не спроста это! Два таких события и почти в один день!

Разглядываем собравшихся людей. Сюда пришли, наверное, со всего поселка! Пытаемся выделить людей с характерными чертами коренных жителей. Тофалары, родственная алтайцам, этническая группа. Они во многом похожи. Но таких среди собравшихся не так много. Чистокровных Тофаларов, согласно последней переписи населения, насчитывается около 300 человек, на всю Тофаларию. На сегодняшний день, это в большинстве, смешанные семьи. В поселке живут люди разных национальностей. Верхняя Гутара, на первый взгляд, самый обычный поселок. Магазины, почта, клуб. Две школы: для младших и старших классов. Много ребятишек. Женщина фельдшер, (сама из Алыгджера, временно заменяет уехавшего на учебу местного врача), говорит, что здесь по сравнению с другими Тофаларскими поселками, самые многодетные семьи.

В поселке два (!) магазина. Работают оба до семи вечера. В честь нашего приезда продавцы открывают свои "закрома" во внеурочное время. В той и другой торговой точке ассортимент обычный для сельского магазина в любом уголке страны. Здесь и продукты и промтовары. Есть свежие фрукты (яблоки, лимоны…) и овощи (помидоры, огурцы…). Масло, яйца! Цены, как ни странно, не сильно отличаются от "материковых"! Нас, однако, сильно огорчает, что нет хлеба. Давно его уже не ели. Но сегодня, наверное, не судьба? Пекарня работает только по утрам. Выпекают понемногу. Многие Гутарцы делают хлеб дома. Нам, правда, обещают принести.

На ночевку "определяемся" во двор к знакомой нашего проводника. В этот вечер этот двор самый посещаемый во всем поселке. Сюда идут люди по любым вопросам. Всем вдруг, что нужно от хозяйки. От соли и спичек, до ниток и книжек.



Страницы: (5) описание | 1 | 2 | [3] | 4

<< назад | вперед >>