Отчет об экспедиции

2004. Легенды Тофаларии - 2

03.08.2004
2004. 
Легенды Тофаларии - 2

Автор статьи П. Мирошников.

Путешествие за сто бродов

Часть 2

На мшистых болотах Саянских хребтов

Останутся наши следы …

Преодолевая Малую Бирюсу, на двух участках 300 и 700 метров идущих по реке, мы решаем пропустить вперед самых шустрых, машины, которые движутся быстрее. Чем меньше они будут находиться в воде, тем лучше. "Маленькие и тихоходные" остаются один на один с рекой, камнями, перекатами. Дружно работают штурманы. Когда до заветного берега остается метров 200, почти рукой подать, три машины попадают в переделку. Первая, "Бигхорн" (Алексея Федюнина), упершись в большие валуны, останавливается. Ее поджимает вторая, "Паджеро" (Сергея Колмогорова), а ту соответственно третья, короткобазный "Паджеро" (Владимира Галузина). Чтобы обогнуть возникшую преграду, идущему первым длинному "Бигхорну", необходимо совершить маневр, сдав назад. Как назло, в этот самый момент, "глохнет" замыкающий "Паджеро", зажав в ловушке две машины. Место глубокое, течение сильное, вечереет. Адреналин хлынул, как из насоса высокого давления. Машины назад не оттолкнуть. Камни. Посылаем тревожные сигналы SОS тем, кто уже на другом берегу радуется встрече с твердой землей, отдыхает и не подозревает о подвохе.

Членов команды дважды просить не надо - на помощь, не разбирая преград, прилетает "КРУЗЕР" Олега Булгакова и "СУРФ" "Джеки" (Евгения Митрофанова). Обходят камни по стремнине, и сдергивают замыкающую машину назад. Разбираться в причинах (от чего она встала) будем уже на берегу, а сейчас главное, чтобы все благополучно добрались до сухого места. "Почувствовав свободу", водители, маневрируя, проводят машины сквозь валуны. Через последний, длинный, перекат и вскоре выкатываются на прибрежный булыжник. Целый день в воде - это "круто" даже экстремальным и опытным путешественникам. Пройдено примерно 40 (!) бродов и два прохода по реке, один 300 другой 700 метров. Какой то водный день получился. Наградой за перенесенные испытания становиться полянка, где мы разбиваем лагерь. После дня проведенного в воде это место просто непередаваемо чудное. Высокое, ровное, сухое место. Поляна словно цветочный ковер. Приятно ощущать под ногами твердую землю.

Севшее за горы солнце уносит с собой свет и тепло. Наученные непредсказуемым здешним климатом, достаем из стратегических запасов дополнительные "спальники", которыми нас предусмотрительно снабдила фирма "РЕЛЬЕФ". Сотрудники этой фирмы, сами в прошлом опытные путешественники, специально к нашему путешествию разработали новую линейку моделей спальных мешков. Таким образом, мы становимся еще и испытателями "спальников" (новой серии) в реальных условиях. Теплых вещей у нас с запасом, специально набрали побольше, так как точно не знаем, когда будем возвращаться обратно, а в горах зима приходит рано. Эту ночь, как и все последующие, мы крепко спали, не боясь больше морозов. Нам было тепло и уютно.

Утреннее ТО (после прошедшего трудного дня решаем с утра сделать профилактику машинам), выявляет слабые места машин. У "Дяди Саши" "ТОЙОТА СУРФ" погнута защитная балка "раздатки". Гаврилов на "КРУЗЕРЕ-80" порвал пыльник переднего правого, у "Колмогоровского" "Паджеро" вода попала в передний мост. Эти поломки легко устранимы у кого кувалдой, или простой заменой повредившегося на новое или свежее. Самая серьезная поломка выявляется у "Командора" (Игорь Куликов) – из-за чего, стоянка превращается в дневку. Проверка состояния масла в коробке показала, что расколота гайка сливного отверстия (!), на маленькие кусочки. Вероятно, это результат удара о камень. Пока сливная пробка была подтянута гайкой - держала "форму", стоило ее убрать, как - рассыпалась на части. Собираемся на экстренный совет. Кажется, что дела совсем плохи. Изучив "проблему" приходим к общему мнению, что все решаемо. Каждый дает свои советы и решения. Варианты: Склеить гайку (но если она вновь рассыплется, и ее частицы попадут в коробку, будет еще хуже). Сварить (но чтобы сварить силумин требуется специальное оборудование).

Пробуем сварочный карандаш. В аннотации (инструкции) написано, что можно скрепить любой металл. На деле же он больше похож на "бенгальский огонек", чем на серьезное средство. Два кусочка, сваренные нами для пробы, разваливаются, как только состав остывает. Перебрав еще несколько вариантов, решаем обточить, по диаметру высвободившегося отверстия, шестигранный пруток с внутренней резьбой (найден в наших больших запасах), и с помощью эпоксидки, вклеим его в корпус коробки. Надеемся, что это "сработает". Высокой температуры и давления в коробке нет; должно держать.

Советчики расходятся. В помощь "Командору" остается Леша Федюнин. Он делает расчеты и собирает необходимый инструмент. Вот здесь по настоящему понимаем, как здорово иметь под рукой в любых условиях надежный и качественный инструмент! Ничего, что он работает от 220В, у нас с собой есть несколько преобразователей напряжения с 12В на 220В. Не проблема, спасибо нашему спонсору "Сарычев" - "АNТЕХ". Можно возить с собой болгарку, дрель, наждак... Да много еще чего. Можно приступать к работе. Визг болгарки. Искры во все стороны. Надеемся все получиться.

Воспользовавшись дневкой, налаживает связь с большой землей наш "властитель" радиоволн, "кудесник" радиоэфира - Максим Пугачев. Наши радиосообщения с нетерпением ждут в Новосибирске, а мы, как нам кажется, выходим на связь редко. Максим опытный радиолюбитель с 12 летним стажем. Имеет разряд по радиоспорту. В путешествиях он не новичок, но в автомобильной трофи-экспедиции участвует впервые. От нашего сотрудничества взаимная "выгода". До этого года мы не пользовались дальней связью. Это совершенно "другое", чем спутниковый телефон. Мы надеемся передавать в Новосибирск "горячие новости" с маршрута. А вот у Максима свой интерес, спортивный. У радиолюбителей есть свои категория "крутости" - работа в труднодоступном или по их терминологии - "редком районе", где до этого еще никто никогда не "работал", не выходил в эфир. За честь считается поймать этот сигнал на "большой" земле и нанести на карту координаты, откуда он был послан. Чем больше таких "поимок" у радиолюбителя, тем он считается круче! Человек, посылающий такой сигнал - круче вдвойне!

Распутав десятки метров проводов, воздвигнув антенну (телескопическая конструкция высотой 11 метров) и закрепив ее с помощью растяжек приступает к работе. Включает ресивер - радиостанцию. "Перебирая" частоты и диапазоны, сквозь шипение и шум пытается встретить работающих в этот момент коллег. Связь плохая. Помехи из-за вспышки на солнце. Волновая чехарда в ионосфере. Сплошной треск и шипение. Мы как не вслушиваемся, ничего не слышим, у Максима же получается. Один, второй, третий радиолюбитель выходит на связь и узнает о нашей трофи-экспедиции. Понятно, ухо у него натренированное.

Как заклинатель, Максим, твердит в микрофон одну и ту же, какую-то, "абракадабру": "Ульянна-Анна-9-Ольга-Василий-Анна-дробь-ноль-дробь-Павел (UA9OWА/0/P)". Просим перевести нам на "нормальный язык". Что все это значит? Оказывается: “UA” - (Ульяна-Анна) - это Россия, "9 Ольга" – (9О)- значит Новосибирцы, "WА” – (Василий-Анна) - позывные станции в Новосибирске, а "/0/Р" – (дробь-ноль-дробь-Павел) –означает, что станция вывезена из города и работает в полевых условиях. Все просто и понятно! Выходящих с нами на связь, как нам показалось, больше всего привлекает именно – "Дробь-Ноль-Дробь-Павел", и координаты нашей станции. Район, где мы находимся, редкий и "взять" его считается большой удачей. За дни путешествия на связь с нами выходит Алтай, Красноярск, Кемерово, Иркутск. Ближнее и дальнее зарубежье: Узбекистан, Казахстан, Болгария, Венгрия… Радиолюбители интересуются нашими делами, желают удачи и "73", что на языке радиолюбителей означает всего самого наилучшего! За дни трофи – экспедиции у Максима появились даже постоянные радиопартнеры, следящие за нашими передвижениями и отмечающие координаты выхода нашей радиостанции на своих картах. Радиолюбитель Ярослав из Нижнеудинска (!) постоянно находится с нами на связи и даже снабжает нас прогнозами погоды данного района.

Связь с Новосибирском неустойчивая, но так приятно сквозь треск шумы и помехи услышать голос Большой земли. Знать, что за нас волнуются, переживают и желают удачи. Сеанс связи получился, но следующий будет лишь через неделю. Пока мы этого не знаем…

Вечером ремонт командорского автомобиля закончен. Выточенная "новая" сливная гайка вклеена эпоксидной смолой в предварительно обезжиренное посадочное место. Надеемся, что все получиться. Когда клей подсыхает, заливаем в коробку масло; вроде не бежит. Ждем еще. Сухо! Если утром все будет в порядке, то можно ехать вперед. Теперь в обязанности штурмана входит контроль состояния "пломбы". Надеемся, что возвращаться к "сливной" теме больше не будем.

Вечером отдыхаем. Вернувшийся с рыбалки, с приличным уловом хариуса, проводник Палыч у костра, рассказывает про эти места, о Бирюсе. В ответ на наше восхищение уловом, говорит, что раньше рыбы было намного больше, только извели ее всю китайскими электроудочками. Ловили варварски. Бездумно. В итоге загубили, не только крупную рыбу, но и малька. Правоохранительные органы браконьеров поймали, но было уже поздно. Сейчас рыба уже "не та".

Интересуемся, как здесь ездят зимой, как добираются по Бирюсе в Гутару. Говорит, что даже для больших машин путешествие по зимнику - из разряда экстремальных. Река встает под лед поздно, примерно в конце декабря. Стекающие незамерзающие ручьи образуют огромные, в несколько метров, наледи. Множество перевалов, преодолеть которые непростая задача. А если они еще и оледенелые!? Места эти малоснежные, наст выдувается сильными ветрами гуляющими по долине. Скользко. В каждый рейс водители уходят как на подвиг. На перевалах дежурят бульдозеры, которые помогают машинам, расчищая дорогу после обильного снегопада или затягивая их на перевал. В поселки все необходимое (строительные материалы, горючее, продукты) нужно завести в короткий срок. Это сложная задача. В конце марта реки вскрываются, и проехать уже невозможно…

Утром штурман командорской машины сообщает, что под коробкой сухо и можно ехать. Продолжение водной феерии!

Выходим на ручей Хиллок. Скорее это небольшая речка. По "ней – ему", нам предстоит пройти 10 километров. Штурманы идут рядом с машинами и убирают камни. Холодная, просто ледяная вода. Несколько раз съезжаем на берег, даже не смотря на то, что это делать, нам, настоятельно не рекомендует проводник. Мы его не слушаем, хотя бы из-за того, чтобы, пусть даже немного, проскочить по "земле".

"Вода, вода! Кругом вода", дорога в прямо-таки струится под колесами. Десять километров проходим примерно за три часа.

Крутой поворот вправо и очередной подъем на очередной перевал: 1 500 метров. С него уже виден Гутарский хребет. Поселок Верхняя Гутара находится по ту сторону хребта, приблизительно в 100 километрах от места, где мы сейчас находимся. Наша задача добраться до этой горной гряды. Перед ней финиш нашего второго этапа. С перевала до этого места кажется рукой подать, а это примерно еще километров пятьдесят. Теперь мы в акватории реки Большая Бирюса. Преодолен очередной водораздел. Две реки Малая и Большая Бирюса текут практически параллельно, разделенные горным хребтом. Безымянный ручей, вдоль которого мы спускаемся, теперь течет попутно нам (до этого Малая Бирюса и ручей Хиллок текли нам на встречу). Спускаемся вниз по узкой расщелине. Дорога зажата между двумя каменистыми крутыми, склонами. Любуемся огромными, многотонными камнями, покрытыми темным лишайником. Ребристые серые громады, все примерно одного размера. Некоторые из них выделяются своим светлым цветом - словно сдвинутые огромной силищей со своего привычного места. Какой?

Место словно заколдованное: вдоль дороги стоят огромные сосны, поросшие мхом (похожим на распушенную паклю или мочало) свисающим с веток. Камни необычного красного цвета. Дорога узкая. При объезде одной из больших луж, из под колеса "БИГХОРНА", предательски выворачивается камень и машину стаскивает на обочину. В этот момент огромная ветка, когда-то упавшей сосны, бьет по машине, оставляя на ее борту большую царапину и трещину на лобовом стекле. Экипаж в легком шоке, но рад, что все так благополучно обошлось. Стекло, под этим бесцеремонным варварским напором, устояло. Уже через несколько дней, царапины и удары по машинам больше не будут чем то из ряда вон выходящим; к технике надо относиться всего лишь как к технике.

Дорога из красного камня выводит нас еще к одному броду - реке Миричун. Преодолев ее, попадаем на участок золотодобытчиков. На берегу несколько строений. Домики закрыты и опечатаны. Брошенная техника. Насчитываем порядка 15 бульдозеров. Сколоченные из досок навесы-времянки - кузнечный и сварочный участки. Токарные и фрезерные станки. Все брошено. Прииск закрыт. Начальник (хозяин) довел все до разорения: "участок типа не рентабельный", а совсем рядом, на соседнем участке, при плане в 150 кг, набирают около 200 кг золота в год. Зарплату рабочим не платил. Погряз в долгах. В итоге сам скрылся и сейчас находится в розыске. Жалко "кинутых" старателей. С другой стороны, бесхозные свалки в такой глуши, настоящие "Клондайки" для автопутешественников. Здесь можно найти все, что угодно: болтики, винтики, гаечки, проволочки, пружинки…!

Золото в этих краях добывают с незапамятных времен. Наш гид проводит с нами небольшой экскурс в технологию старателей прошлых веков и дней сегодняшних. Далеко ходить не надо, экспонаты рядом. Вот место где золото добывали несколько столетий назад. Старинные прииски. На берегу реки, из-под слоя прибрежных камней, торчат остатки деревянного лотка-желоба сделанного, скорее всего лиственницы. Технология добычи драгоценного металла была следующая: в деревянные желоба загружалась золотоносная порода. На ближайшей горе был сделан большущий резервуар для воды, который наполнялся из стекающего по склону ручья. После того как лоток загружался породой, накопленная вода спускалась вниз, по желобу, промывая содержимое сильным напором. Эта технология называлось - "мытье золота селевым способом". Большие, отмытые камни аккуратно складывались рядом. Эти рукотворные каменные гряды сохранились до наших дней. Среди нагромождения камней отличаются аккуратной укладкой.

Проехав вперед, попадаем на участки современной добычи золота. Едем по каменной пустоши. Здесь мыли золото, по историческим меркам, совсем недавно. Золото губит не только души, но и природу. Современные способы отличаются хищническим, беспощадным, варварским отношением к природе. Марсианский пейзаж. Все перекопано и изуродовано. Гнетущее впечатление производит река Большая Бирюса: мутная, буро-зеленая вода. Сейчас у реки русла нет; когда и где оно было раньше определить сегодня уже невозможно. Вода этой Бирюсы совершенно непохожая на прозрачную и чистейшую воду той, по которой мы ехали совсем недавно. А места здесь были намного красивее. Выступающие скальные породы, словно решетки огромного гребешка. Каменные пальцы. Видны дыры пещер, скалистые расщелины, красивые изогнутые ветрами деревья. Разглядываем всю эту красоту, открыв от восхищения рты. Но… стоит опустить взгляд на землю, как увиденное, возвращает нас к жестокой действительности.

Проехав несколько "внеземных" километров оказываемся на действующем участке. Огромные бульдозеры сгребают в промывочную установку (пром - прибор), постоянно подвозимую самосвалами, золотоносную породу. Освободившиеся от своей ноши большие машины разворачиваются и снова уезжают куда-то в гору, за очередной "порцией". Засыпанную в "пром-прибор" породу разбивают сильным напором воды из "водяной пушки". Нам не запрещают подойти поближе и все внимательно рассмотреть. "Водяной пушкой" – гидравлическим монитором управляет один единственный рабочий. С помощью длинного рычага он направляет струю воды в узкий короб огромного "лотка", где от "выстрела", огромного напора воды, его содержимое разлетается в разные стороны. "Напор" струи такой, что большущие камни отлетают на десятки метров! Золотоносный же песок сливается в небольшие отверстия на дне лотка и, пройдя еще несколько очисток, оседает в специальных емкостях. Этот процесс проходит в закрытых и опечатанных контейнерах, видеть который уже нельзя.

Наблюдаем за работой "водометчика" и пытаемся с ним поговорить. Отвечает с неохотой; говорит, что работают здесь вахтовым методом, посменно. Смена 12 часов; один день работаешь на тракторе, другой на лотке, третий за рулем грузовика. Работа тяжелая, но есть возможность заработать. В будочке-"веранде", защите от дождя и солнца, скамеечка и печурка. Стоит чайник. Поработай-ка без перерыва. На "пром-приборе" проверяют "молодых" первый раз приехавших на вахту. Задание простое, надо всего лишь "перерубить" ломом струю воды бьющую из монитора. Сверху вниз. Что уж проще!? Но не у всех это получается. Те, кто поумней да посноровистей, успевают выпустить лом из рук. Тот же, кто излишне самоуверен и самонадеян, кто пытается показать свою силу и крепко держит лом в руках, хорошо если оборота три вокруг себя на ногах сделает…. После такой "проверки" руки еще неделю болят…

От работающего "пром-прибора" проезжаем еще примерно километров 10. До, него и после, дорога хорошая, а это километров 20! Преодолеваем брод Большой Бирюсы и оказываемся на ручье Катышный! Это финиш II этапа! Дальше дорог нет. Теперь только зимник. Поздравляем, друг друга с очередной победой и … раскладываем походные карты.

Ручей Грязнуха впадающий в Катышный. Охотничья избушка. Мы стоим у подножия Гутарского хребта. От этого места два пути - один зимник, второй тропа. По какому из них ехать? Проводник советует двигаться по зимнику. На другой стороне хребта, на тропе, крутые склоны, человек пройдет, а вот машины вряд ли. После небольшого собрания решаем провести разведку - пройти по зимнику и определить состояние "дороги". Заодно нужно решить, какие машины оставляем и самое главное – "Где и Кто" должен остаться их сторожить. Кто? Все хотят ехать вперед. Пройденные нами километры показали, что преодолеть можно даже кажущееся непреодолимое. Силы есть, есть желание. Надеемся, разведка покажет, как нам поступить.

Следы машин обрываются, метрах в 300, от охотничьей избушки. Дорогу несколько раз пересекает текущий с горы ручей. Отмечаем, где машинам будет сложно ехать. После небольшого пологого подъема, подъем круче. Много сваленных деревьев и счищенных с дороги трактором. Крутые каменные участки. Поднимаемся на вершину перевал. Дальше идет спуск, но мы останавливаемся здесь, а поэтому до последнего момента не будем знать, что нас ждет впереди. Может быть, это и к лучшему.

Любуемся открывшимся видом. Вдали, сквозь коридор дороги окруженной чахлыми лиственницами, видна заснеженная вершина - пик Триангуляторов, самая высокая точка Тофаларии. Слышен шум текущей, где-то внизу, горной реки. Крики любопытных, но осторожных кедровок. Заросли сладкой голубики. Решаем, как поступать завтра. Задача не простая. Единого мнения среди нас нет. Стоит ли делать разведку второго обхода или принять на веру совет проводника не соваться туда? На вершине где мы сейчас находимся грунт мягкий; набуксуемся тут. Что будут завтра делать Томичи: пойдут на гору, поедут с нами дальше или повернут домой??

Вечером торжественный ужин по поводу преодоленного очередного этапа - необычного и трудного! Горячий спор продолжается и у костра. Как быть? Кто пойдет, кто останется? Желающих оставаться нет. Даже Томичи хотят заглянуть за "бугор". Все, споры отставлены. Едем все. На той стороне хребта вернемся к этому разговору. Наша ближайшая задача перебраться через Гутарский хребет и дойти до реки Мурхой. Чтобы не терять времени, разведку второй тропы отменяем.

Утром к охотничьей избушке подъезжает "УРАЛ" доставивший группу туристов - водников из Нижнего Тагила. Тоже своего рода экстремалы - собираются добраться до реки Тогул. Им предстоит пройти пешком еще около 80 километров, неся на себе огромные рюкзаки. Это примерно пять дней пути. Просят нас подвести их до Мурхоя. Ну, хотя бы рюкзаки.

- Да легко! - правда, взамен, предлагаем им потолкать наши машины.

- Нет, - отвечают, - Мы лучше пешком, быстрее будет.

Конечно, у них только по рюкзаку, а у нас по целой машине, которую теперь предстоит тащить на себе.

Через два километра пути незапланированная остановка. Виновница "ПАДЖЕРО" Колмогорова. Подходим к машине, вокруг который суматошно "крутится" ее водитель. Сбивчиво объясняет, что машина вроде бы горит, но что и где понять не может. Якобы салон вдруг резко наполнился дымом. Ничего не понимаем? Дымом не пахнет. Залазим в салон - нет ничего подозрительного. Едем дальше. Через пол километра повторяется тоже самое. Изучаем аномалию внимательнее. Определяем, что это всего лишь пар. Но откуда он берется? Пытаясь это узнать залазим под капот и, проверяя все более тщательно, обнаруживаем в коробке автомате - розовую мутную эмульсию. А это значит, что в него попала вода. Когда, где? На такой ехать нельзя, можно "угробить автомат". Пытаемся понять, как она могла туда попасть. Читаем книжки, исследуем машину. Ничего не понятно, но ясно одно, необходимо срочно менять эту "жидкость" на новую. Спасибо спонсорам новосибирской компании "АВТОРЕЙД", они дали нам про запас, на все машины с "автоматами", качественного и проверенного "декстрона" известной финской марки "NESTE Oils" - “DEXRON IIIG ATF-X” .

"Жидкость" в коробке автомате меняется вытеснением, а поэтому ее может уйти много. Сливаем, сколько удается, доливаем свежего "декстрона" и едем дальше. Потеряв больше двух часов, причину попадания воды в коробку так и не обнаружили. Решаем ехать дальше на свой страх и риск. Радует то, что все машины идут нормально, даже по тем участкам, где вчера во время разведки мы считали, что будут проблемы с прохождением. Однако вместо трудностей дорожных судьба нам подготовила – трудности природные. Начинается дождь, который застает нас в "неудобном" месте, на последнем, самом крутом, участке подъема. Проходимая, до этого момента, дорога превращается в каток из грязи. Машины стоят на месте, колесами полируя землю. Казалось бы, "легкий подъем", но он становиться для нас испытанием. Колея наполняется водой. Машины сбиваются на одном участке. "Сильным" (ТОЙОТЫ 80, СУРФы, ПРАДО) удается пройти вперед.

"Сильные и слабые" - разделение условное. Но к "слабым" (по итогам путешествия – слабо подготовленным) относятся оба "Митсубиси", "Тойота" Лешего, и косвенно, "Исудзу Бигхорна" с "УАЗ"иком. Пять на пять. "УАЗ"ик Сиваракши "не согласен" с подобным разделением, и после того, как Вадик одевает на колеса цепи, "самостоятельно" выкарабкивается на верх, оставляя "слабаков" в клубах дыма. Не безуспешную попытку предпринимает Леша Федюнин со своим "БИГХОРНОМ". Сначала он долго ходит, высчитывая свои шансы, приглядывается. Отмечает каждый камешек, каждый выступ на своей, предполагаемой, траектории движения. Вычислив, садиться за руль и к удивлению, и восхищению всех собравшихся выбирается на горку вслед за "УАЗ"иком самостоятельно. Остальных затягивают уже с помощью лебедки "Джеки" и Гаврилов.

Вершину проходим - вопреки вчерашним разведанным - без "напряга". Испытания начинаются на не исследованной стороне перевала. "Дорога", с виду нормальная и проходима. Но, правда, попытавшийся проехать по ней первым Куликов, преодолев чуть больше 5 метров, садиться. Да не просто сильно, а очень сильно! Вытягиваем его обратно на бугор и внимательно изучаем место "посадки". Ни фига себе.

Болото! Даже под идущим человеком почва качается, словно он на огромном надувном матрасе. Решаем проходить это место, примерно тридцатиметровый участок, слету – предварительно сильно разогнавшись на вершине. Требование ко всем пилотам одно - идти по нетронутой почве, благо ширина позволяет. Разогнавшись проносимся по болотине, разбрасывая по сторонам и высоко вверх, куски и комья грязи. После первых машин спуск уже не узнать. Где то в подсознании сидит мысль, что по этой дороге нам еще возвращаться, а мы ее сейчас так… Однако, желание идти к поставленной цели не смотря ни на, что загоняет ее куда то совсем глубоко.

Чудеса акробатики на своем автомобиле показывает Леший. Сильно разогнавшись на прямой, он влетает на склон, проноситься по нему несколько метров и передним правым попадает в колею от проехавшей перед ним машины. "ТОЙОТА", со всего маха, "клюет носом" упираясь бампером в землю. Кузов по инерции протягивает вперед, и…. машина буквально повисает на бампере, оторвавшись от земли тремя колесами. На какое то мгновенье она застывает в таком положении, и встает обратно на колеса. У тех, кто это видел, перехватывает дыхание. Вздох облегчения вырывается наружу, когда все заканчивается благополучно. Повторять трюк не рискуем, а поэтому отдаем предпочтение буксиру и стягиваем "Лешего" вниз, на твердую почву.

Первые метры склона - просто цветочки по сравнению с тем, что ожидало нас впереди. Зимник. "Дорога" пробитая трактором - сорванная моховина и оголенный торфяник, который держит вес лишь за счет переплетенных корней травы. Корни крепкие, но стоит нарушить это равновесие, порвать их, и колеса уходят в топкий, вязкий грунт, из которого выбраться машине самостоятельно уже невозможно. Участок около 2 километров, где каждый метр дается с трудом. Тянем машины на себе. Помогаем лебедками, веревками, хай-джеками, мостками. Выдергиваем, вытягиваем, подкладываем. Сражение за каждый метр. Ночь застает нас в болоте. Ночевать будем прямо здесь. Девятикилометровый участок, от начала "дороги" до реки Мурхой, оказался крепким орешком. За день мы прошли, каких то 6 километров, при этом надо учесть, что ее первая половина была относительно легкой.

Забавно, но у нас не оказалось с собой запаса питьевой воды. До этого мы буквально "шли" по воде и везти ее с собой не было никакой необходимости. Сейчас в темноте, в болоте, искать воду бессмысленно. Собираем, у кого сколько осталось, кипятим чай и засыпаем под аккомпанемент дождя.

Подводя итоги дня, понимаем, что начинается самое трудное. Хороший повод оценить свои силы. Красивый финиш второго этапа. Это да! Но если идти такими темпами, как сегодня, то оставшиеся сорок километров до цели путешествия поселка Верняя Гутара, займет больше десяти дней. Столько же, примерно, может занять и обратная дорога, если конечно не произойдет ничего, что может спутать наши планы. А если путешествие затянется? То и в "бочке дегтя есть ложка меда" - возвращаться придется "по холодку", а это значит, что торфяники подмерзнут и машины пройдут по ним легко! Почему-то, этот вариант, нас устраивает меньше всего.

"И было утро, и была битва…" На следующий день меняем тактику. Принимаем решение, ехать не по дороге, а попробовать двигаться напрямую - по моховине. Толстый слой мха, как ни странно, держит машины. Первым проверяет "качество" моховины Дядя Саша на "СУРФе". Опыт удачен, и следом за ним, туда, перебираются все остальные. По "дороге" упорно "скребется" "Командор", таща за собой пятидверный "ПАЖЕРО", но видя, что у других дела пошли лучше, и он выбирается на мох. Штурманы суетятся возле машин, цепляя и перецепляя веревки, разматывая и сматывая лебедки. Ходить тяжело - ноги вязнут в мягком мху; это все равно, что бегать по перине. А побегать приходится изрядно. Перецеплять машины с длинной веревки, на короткие, и обратно. Выдернутая из мохового плена, она движется до тех пор, пока вновь не сядет. Задача штурманов вовремя перехватить веревку и трос, чтобы набравшая ход машина, не наехала на них. Из под нее трудно доставать, но будет намного хуже, если трос или веревка намотается на колесо.

Набегавшись, падаем без сил но, немного отдохнув, снова принимаемся за работу. Теперь в ход идут пилы. Валим мешающие проезду деревья. На моховине их не так много, но все равно, для спрямления пути, приходится дополнительно прореживать. Сухие ломаются сами. Растущие приходится убирать. Пильщики, рванувшие с огромным энтузиазмом валить деревья, "косят" их у поверхности мха. Такая работа, не нужна – мох, прогибаясь под тяжестью машины, упирает высокие спилы ей в днище, рискуя вывернуть мосты при буксировке автомобиля. Просим "лесовалов" обминать мох у стебля и спиливать его как можно ниже, причем, убирать только мешающие проезду деревья. Небольшие используем как дополнительную опору, наезжая на них колесами. Деревца утопают в мох и, как ни в чем небывало, вновь поднимаются, после того, как только машина проехала.

На справедливые претензии зеленых, ответим, что деревья на болотах растут не долго. Мы идем по не широкой полосе вдоль дороги. Лес здесь сгниет сам собой, так что никакого вреда от нас нет! Вот! За редкие, большие деревья, цепляемся "лебедками" используя "корозащитные стропы". Толстых и крепких стволов очень мало. Для того чтобы не вырвать дерево с корнем, придерживаем его, дополнительно упираясь в ствол руками.

Неплохо себя показывают на моховине "80 КРУЗЕРА". Казалось бы, тяжелые машины, но широкая резина, плюс спущенное в них давление до 0,8 атмосфер - увеличивающее пятно контакта и мощные движки, позволяет им легко идти даже по такому покрытию. Они не только сами отлично проходят, но и постоянно тянут за собой, то и дело вязнущих, товарищей. Если дело совсем худо, позволяют себе развернуться, и пустить в ход лебедки. Самым упорным, не желающим ехать самостоятельно, ни под каким предлогом, оказывается автомобиль "Лешего" (ТОЙОТА). Причин несколько; пожалуй, главная, - дурная конструкция мостов. У этого ВНЕДОРОЖНОГО автомобиля "рессоры и стремянки" расположены не над, а под мостом (?!), что существенно понижает дорожный просвет и ограничивает проходимость.

Машина просто не может ехать. Цепляет выступающими деталями мох и тянет его вместе с собой. Когда ее тянут лебедкой, она за собой тащит огромные моховые кучи, а это лишнее сопротивление и вес. Второй недостаток - распределение передачи как у гоночного автомобиля, трогается с места с пробуксовкой. К сожалению, в торфянике и моховине, это дурной тон. Не помогают даже одетые цепи. Здесь требуется плавный, аккуратный "натяг". Третий фактор – это выходящий из себя, от первых двух, сам водитель. Представьте себе, каково управлять машиной, которая упорно отказывается ехать.

Участь посидеть постигает почти все машины, но кто-то справляется самостоятельно, а кого-то приходиться тянуть. Своим путем идет Федюнин. Тщательно выбирает траекторию, от точки до точки, по которой надо "пройти". Старается использовать естественные опоры, к примеру, участки поросшие белым мхом-ягелем. Здесь сухо и прочно. Мощный 3-литровый двигатель, коробка автомат, не позволяющая срываться колесам в пробуксовку, позволяет осуществлять задуманное. Иногда закопавшись, поднимает "себя" "хай-джеком", подкладывая под колеса мостки. Как итог, большую часть пути проезжает самостоятельно.

Требуются часы, чтобы преодолеть какие то два километра. Когда мы выезжаем к реке, нашему восторгу нет предела. Мы совсем рядом от Гутары. Мы где-то совсем близко. Теперь нам предстоит пройти около 20 километров вдоль Мурхоя, а до самого поселка еще приблизительно 40.

Намучавшись за день, мы, тем не менее, полны решимости переправляться на тот берег - немедленно. Там продолжение нашей дороги. Промеряем дно. В этом месте река уже, чем на Бирюсе, но глубже - и течение сильнее. Готовим проезд. Убираем большие камни. Те, что слишком велики, обкладываем мелкими, передавая их с берега, организовав "живую цепочку". Минут сорок работы и первая машина уходит на ту сторону. За ней проходят еще семь машин. На этом берегу остаются две Томские машины. Дальше они не пойдут. Свои планы они не только выполнили, но даже перевыполнили - заехав на третий этап. Зовем их с собой. Но все уговоры напрасны. Благодарим за все. Особая благодарность Гаврилову и его лебедке. Честно признаемся, его помощь оказалась существенной, и на Бирюсе, и здесь, в болоте. Им ждать нас, когда мы вернемся, нет никакого смысла. Неизвестно сколько времени на это потребуется. Машины здесь еще никогда не ездили. Тем более такие. Нам предстоит это сделать впервые.

Ночевка на берегу Мурхоя. Утром Томичи отправляются в обратный путь. Желаем им счастливого пути и еще долго слышим их переговоры по автомобильной рации. Находимся в курсе их дел. Судя по всему, идут они у них не плохо. Уже к обеду они нам передают, что находятся на вершине перевала и уходят вниз. На этом связь обрывается. Наши друзья вышли из зоны приема автомобильных радиостанций.

Мы это утро посвятили разведке. Небольшая группа отправилась на поиски дороги, что бы определиться с направлением. Мы их ждем у подготовленных к дальнейшему походу машин. Разведав направление, два ближайших брода, и главное - убедившись в принципиальном прохождении этого участка, они возвращаются в лагерь. Опять не можем определить, кто должен остаться. Ехать хотят все. Ну что ж поделать, охота пуще неволи. Вперед! На удачную дорогу начинается сильный ливень, который идет с небольшими перерывами вплоть до самой ночи.

Через пятьсот метров движения по суше нас ждет очередной брод. Большие камни и совершенно никакого выезда. Долго не можем определиться, где его делать. В конце концов, приходим к решению устраивающему всех, т.е. консенсусу, и ждем первую машину. Это "Командор", который, преодолев Мурхой, подъехал к противоположному берегу и, с помощью лебедки, затягивает себя на берег. Здесь он разворачивается. Опять же, с помощью лебедки, сдвигает в сторону несколько огромных камней, мешающих проезду. Штурманы ломиками и лопатами подравниваем берег. Укрепляют выезд мелкими камнями и… "велком" к нам.

Дальше, еще метров 700 посуху, и очередной брод. А за ним еще несколько сот метров по берегу и очередная водная преграда. Много времени тратим на прокладывание "коридоров". Наша задача, сделать так, чтобы броды получались как можно менее "травмоопасным" для автомобилей. Надо учитывать еще и то, что по этим бродам нам предстоит ехать обратно. Двигать массивные камни в воде нам помогает сама река. Главное раскачать камень, а там сильное течение подхватывает его и перекатывает в сторону.

На берегах деревья пилим только те, что мешают проезду. Экономим, бережем пилы. К сожалению, все это отражается на бортах автомобилей, которые все сильнее покрываются паутиной царапин и неровностями вмятин. Оторванные пластиковые накладки с "КРУЗЕРА" Булгакова уже путешествуют закрепленными на крыше, в багажнике. Лишнее все это на "трофийной" машине.

Этим вечером случается вторая большая неприятность (после расколотой сливной пробки), теперь уже с автомобилем Сиваракши. Под вечер на одном из бродов, он на своем УАЗе налетел на камень. Подсел крепко, ни вперед, ни назад; дергает его "СУРФ" Джеки. С первой попытки снять УАЗ с камня не получается. Попробовали посильней. Вторая попытка и … замечаем, что-то отвалилось. Заглядываем под машину!? Мамочки родная, кардан пополам! Две половинки. Вероятно, сев на камень, машина погнула кардан, а когда ее сдергивали, переломился. УАЗ в воде. Экстренные водолазные работы Приматываем остатки к раме и вытягиваем машину на берег. Встаем лагерем. Что делать решим утром. Оставляем ремонт до утра, которое мудренее уже прошедшего вечера.

С восходом солнца в очередной раз разворачиваем СТО. Две половинки от кардана дополняют утренний пейзаж. Особо не расстраиваемся, так как уверены, что все будет хорошо. Вадик, хозяин УАЗа, большой специалист по их восстановлению. И здесь он верен себе. Выпрямляет у кардана места перелома. Болгаркой из куска железа вырезает четыре равные пластинки, а затем (сваркой от аккумулятора) приваривает их к кардану, таким образом, скрепляя две его половинки. Теперь остается поставить кардан на место и машина вновь готова к путешествию!!!!

Пользуясь выпавшей паузой, устраняем маленькие поломки на других машинах. Это специфические "травмы": разбитые "глушаки" и погнутые защиты.

Несколько раз мимо нашего лагеря проплывают водные путешественники. Рассматривают нас с любопытством, но дикого удивления от встречи с машинами, в такой глуши, не проявляют. Наслышаны. Но вот услышать от них претензии в свой адрес мы ожидаем меньше всего. Приходиться выслушать, хотя ровным счетом мы ничего не понимаем. Оказывается мы, своими машинами, где-то испортили дорогу так, что там не смогли проехать даже УРАЛы!?!? Где, когда, за что? За собой такой вины не чувствуем. Как потом выяснилось, дело было так. Водитель УРАЛа, что завозит в эти места группы туристов, узнал, что "какие то УАЗики" проехали через перевал к Мурхою. "А УРАЛ, хуже что ли?",- подумал он и взял с туристов дополнительные деньги (отдельную плату) за дополнительный перевал. Правда, сунувшись на него, крепко сел. Пришлось возвращать деньги, а всю вину сваливать на нас.

На обратной дороге мы уже узнали подробности этой истории. Тот УРАЛ, оказывается, завяз так, что сам выбраться уже не мог. Водителю пришлось идти за подмогой на прииск.

Вся эта история добавила нам гордости, и как понимаете, заслуженной!



Страницы: (5) описание | 1 | [2] | 3 | 4

<< назад | вперед >>