Авторы статьи: Ю. Булгакова, П. Мирошников.
13 августа (День 20)
Сегодня намечен 500 километровый бросок по пустыне Гоби. Однако, отъехав 40 км от места ночевки, у аймачного центра Сайшанд, обнаружили, что у TLC 60 (7-й экипаж) рассыпался подшипник полуоси. В небольшом населенном пункте находим ремонтную мастерскую, где пытаемся установить новую полуось, но от TLC 80. Эта "специфическая" деталь нашлась в запасах у тщательно подготовленного к путешествию Одесского экипажа. Но "фокус не проходит" - полуось от "восьмидесятого" длиннее полуоси "шестидесятого". Приходится искать токаря, что бы тот смог отреставрировать старую, родную, полуось.
Другие экипажи, воспользовавшись моментом, приводят в порядок свои автомобили - меняют масло, тосол, делают генеральную "приборку" в салонах машин, моют их и т.д. Из-за поломки, мы сильно отстанем от графика. Резервных дней в запасе больше нет.
На ремонт ушло полдня, и вот мы уже едем по: пустыне! По обе стороны от машин настоящие песчаные дюны! Саксаул!
В головы, причем практически всем, приходит сумасшедшая идея - покататься по барханам. Не сговариваясь, съезжаем с дороги. На песках машинам тяжело, они постоянно зарываются, греются. Температура за бортом 44С!
"Покатушки" в таких условиях выходят боком для УАЗа 8-го экипажа - "помер" карбюратор. Сначала проводим с ним реанимационные мероприятия - чистим, делаем "искусственное дыхание": но, придя к выводу, что "клиент скорее мертв, чем жив" - автоконсилиум решает заменить его.
День подходит к концу. Похоже, придется ночевать прямо здесь, в пустыне. Солнце садится и быстро темнеет. В густых сумерках, практически в полнейшей темноте, по склону каменистого ущелья забираемся на вершину горы Цэрцэрлэг-Ула. Здесь, прямо на скальнике, разбиваем наш лагерь.
Во время подъема с УАЗом (14-й экипаж) возникает проблема с мостом, причину определим утром.
14 августа (День 21)
На вершине горы встречаем великолепный рассвет! С этой же возвышенности наблюдаем за разыгравшейся песчаной бурей, которая покрывает мглой всю долину. Мы порадовались, что остановились на высоте, хотя вечером у нас были жаркие споры о "нужности" подъема на гору.
Все утро занимаемся ремонтом полуоси, военного моста, УАЗа. Вскрытие показало, что лопнула полуось. Извлекаем лопнувшие половинки. Запасной полуоси нет. Будем восстанавливать.
Со сколов болгаркой снимаем фаску. Фиксируем кусочки в дюралевом уголке и аккуратненько провариваем стык. Место сварки зачищаем болгаркой. После этого на полуось надеваем кусок дюймовой трубы и делаем еще два шва, тем самым, усилив место перелома, благо "чулок моста" позволял вставить более толстую полуось. Собираем мост - машина на ходу!
После обеда начинаем спуск с горы - настоящий "каменный триал"! И как мы смогли забраться на эту гору вчера, да еще в полной темноте?!
Продолжаем путь в сторону пустыни Ошийн-Гоби, которая находится в 100 км на Запад. Дорогу прокладываем по сайрам (пересохшим руслам ручьев и небольших речек) и целине пустынь. Поднимается небольшая буря, песок летит, забивает глаза, нос, рот.
Не накатавшись по барханам вчера, сегодня наверстываем упущенное: забыв о вчерашнем уроке с поломкой УАЗа! Как результат - у Nissan Safari лопается тяга панара. Мост сильно уходит вбок. Снимаем, свариваем, ставим на место - на все про все полчаса! Делаем успехи.
Теперь на нашем пути хаотичное "нагромождение" холмов и оврагов. Небольшие скалы черного цвета. Получаем огромное удовольствие от катания по этим горам. Движемся дальше, к шестиметровому оврагу (так, по крайней мере, обозначено на карте). С замиранием сердца поднимаемся на каждый холм, ожидая, что за ним и будет тот самый "провал". В результате мы его находим, но в реальности оказывается, что этот "овраг" - шестиметровая насыпь?! Опечатка в карте!? Случайная или умышленная, непонятно, но нас это только повеселило.
Насыпь с острым хребтом переходит в серию "американских горок". Этот природный аттракцион приводит нас в пустыню Ошийн-Гоби, где мы и встаем лагерем. Это место становится самой южной точкой нашего путешествия. От нее наш путь будет лежать на север - домой.
Как ни странно погода в пустыне дождливая. Вечером идет дождь, утром пасмурно. Температура воздуха около 17 C. Вот так нас встречает одна из величайших пустынь мира - пустыня Гоби.
15 августа (День 22)
Ранний подъем. Выезд в 7:00. Нам нужно ехать на Север, но почему-то все тропы ведут с Запада на Восток. Пытаемся найти нужную нам. Едем по целине. Немного поплутав, въезжаем в болото. Сначала это небольшие кочки с кустарником. Потом они становятся все больше и больше. В итоге мы упираемся в непроходимые заросли саксаула. Это как невысокий густой лес. Некоторое время ломимся напрямую. Вскоре понимаем всю бессмысленность этой затеи и решаем изменить направление. Выбираемся обратно, и этот лес, и это болото попросту объезжаем.
Второй раз на нашем пути оказывается аймак Сайшанд. И опять нам предстоит сделать здесь вынужденную остановку - у TLC 60 (7-й экипаж) течет масло из моста. Заезжаем в тот же "автосервис", где были в наш первый визит. Нас уже встречают как постоянных клиентов. Разбираем мост. И опять та же проблема - разбит подшипник. Запчастей в этом "городе" не найдешь. Уговариваем продать полуось со стоящей в соседнем дворе 60-ки, но хозяин наотрез отказывается. Что делать? А что делать - берем две полуоси TLC 60 и TLC 80. Разрезаем болгаркой - от 80-ки оставляем посадочную часть под подшипник, а от 60-ки часть со шлицевым концом. Аккуратно свариваем две части, усилив место соединения трубой, диаметром 40 мм, найденной на свалке. Наши работы вызывают повышенный интерес у местных жителей - в городе весь день не было электричества, а мы варили, "болгарили", чем приводили всех в изумление. Не меньше их поразило наше мастерство и смекалка. Нам же было не до позерства - надо было срочно ставить машину "на ход"! Мы были так увлечены работой, что даже сожгли один преобразователь на 220 В.
Из города выезжаем уже ночью. На безлюдной дороге видим стоящий на обочине ХЮНДАЙ. Остановились. За рулем монгол, а на заднем сидении легковушки два барана и три козы. По сбивчивому рассказу их владельца, деревенского учителя, машина сломалась около суток назад. Ночь провел в голой степи. Хозяин жаловался на карбюратор. Надо помочь. Открываем капот. Меняем топливный фильтр. Воздушный фильтр наглухо забит песком, гудроном и овечьей шерстью. В корпусе фильтра - две горсти мелкой гальки. Видимо регулярное ТО не входит в привычки местного населения! Прочистили. Промыли карбюратор очистителем, и машина заработала как "новая".
Еще через километров десять пути мы уже и сами встаем на ночлег. В какой-то каменистой пустыне. "Упали", успев лишь поставить палатки. Сил нет.
Запомнилось только, что ночь была очень холодная.
16 августа (23 день)
Стартуем в 7 часов утра. Наш путь лежит на Улан-Батор.
За 200 км до Улан-Батора выходим на стройку радиальной ветки Дороги Тысячелетия. Дорожные рабочие - китайцы?! Орудия труда - "тяпки". Берут количеством. На некоторых участках мы были первыми, кто ехал по свежеуложенному покрытию. Асфальт радовал нас после 3000 км бездорожья.
К вечеру доезжаем до Улан-Батора. Останавливаемся на прежнем месте, у реки. Готовим праздничный ужин в честь окончания четвертого этапа и: разводим костер. Это четвертый (!) костер за все время нашего путешествия.
17 августа (24 день)
Утром заезжаем в город. В Улан-Баторе находим автомагазин Car Plaza.
Справа полки деталей с авторазборов, а слева лежат первоклассные тунинговые комплекты от ARB - воистину страна контрастов! Скупаем необходимые запчасти. Из города выезжаем "по азимуту" через колоритные районы окраин монгольской столицы.
До пограничного городка Алтан-Булак 345 км хорошего асфальта. 5000 километров ралли по бездорожью не прошли даром - продолжаются поломки. На Nissan Safari срезает 4 шпильки, запрессовываем тойотовские. В красноярском УАЗе подтекает масло, у Булгаковской 80-ки перетерлась заливная магистраль бензобака, при заправке бензин течет ручьем.
Ближе к России появляются деревья: березы и сосны.
Подъезжаем к таможне. Перед нами уже приличная очередь из фур и легковушек. Находим сотрудника таможни и выясняем у него процедуру прохождения границы. Рассказываем ему о нашем путешествии, о важной цели этой трофи-экспедиции в укреплении Российско-Монгольской дружбы и т.д. Подарили журналы и буклеты, расспросили о том, как можно побыстрее пройти досмотр. Нам пообещали, что при первой же возможности нас пропустят в первую очередь. Радушные монгольские пограничники разрешили нам проехать на приграничную территорию и поставить там палатки. Строго велели быть на КПП за час до открытия - в 8:00.
Вечером в наш лагерь приходят 3 офицера-пограничника, потом 2 солдата с проверкой. Посмотрели и ушли, вежливо отказавшись от предложенных угощений.
18 августа (25 день)
Встали рано, быстро собираем вещи и "бегом" на КПП. Здесь уже автомобильная давка, все норовят пролезть на освободившееся место. Нас, как и обещали пограничники, пропускают первыми. 4,5 часа уходит на прохождение таможенных формальностей на Монгольской стороне.
Через 10 м уже Российская граница. Здесь нас заставляют выгружать все вещи из машин и заполнять таможенную декларацию на каждого человека в 2-х экземплярах. Мелочи, главное, что мы уже почти дома. Чувствуется легкость от пребывания на родной земле.
Дальше наш путь лежит через Байкальский хребет. Ехать по асфальту не интересно, а поэтому, еще при подготовке путешествия, мы уделили этому участку особое внимание. Нашли информацию о старом, забытом Удунгинском тракте через горный хребет Хамар-Дабан. Мы едем вдоль Российско-Монгольской границы. Переезжаем по мосту реку Селенга и минуем приграничное село Наушта. Двигаясь практически по Контрольно-Следовой Полосе, встречаем только удивленных пограничников. Далее, вдоль реки Селенга, выходим к населенному пункту Джида и через горные перевалы выезжаем на город Селенгинск. В этих местах Удунгинский тракт содержится в хорошем состоянии, здесь могут проехать даже Жигули. Но чем дальше, тем дорога становится все хуже и хуже. У поселка Тарбагатай дорога теряется в горах, и становится практически непроходимой.
Болото в реки Удунга. На одном из участков засаживаем в нем 3 машины. Выбираемся. Удунгу форсируем ее вброд. В ход идут лебедки хай-джеки и тросы. Приходится помучаться с засаженным в болото TLC-80 10-го экипажа. Его "родная" лебедка замкнула, а поэтому вынуждены вытаскивать его в 2 тяги стоящих на берегу машин.
Однако наибольшую трудность представляет глинистый крутой подъем на противоположный берег. Общими усилиями, буквально на руках, выносим на него одну из машин. А уже она, буксировочной веревкой, вытягивает на свой берег остальные!
Удунгинский тракт проходит по узкому ущелью, поэтому место для стоянки найти очень трудно. Движемся до темноты и лагерь приходится ставить прямо на дороге.
Ночью холодно. Температура около -2 С.
19 августа (День 26)
Весь следующий день проходит в борьбе с бездорожьем Удунгинского тракта. На одном из участков дорогу нам преграждает глубокий ров, через который построен небольшой мостик. На одном из ближайших кустов записка от: 19-го экипажа! Оказывается, они шли этой же дорогой 10-ю днями раньше, и именно их руками построен этот мост! Ранее никто не верил, что 19-й мог проехать по тракту, но, увидев от них весточку, все сомнения испарились.
Этот мостик заметно облегчил наше движение. А поскольку это было последнее препятствие, то далее особых проблем у нас уже не было.
Из леса выбираемся на грунтовую дорогу, а через 35 км выезжаем на трассу М55. Едем вдоль Байкала и разбиваем лагерь в устье реки Снежная. Чтобы добраться до места стоянки, необходимо "пройти" вброд реку шириной, примерно, десять метров. Брод глубокий, с крутым выездом.
За долгое монгольское путешествие команда успела "соскучиться" по жидкой глине и глубоким бродам. Уже чествуется близость дома - позволяем себе немного расслабить дисциплину. 15-й экипаж пошел на преодоление без разведки и застрял, набрав полный салон воды. Следом на ту сторону, в попытке объехать 15-го, "ломанулся" 10-й, но рядом оказалось еще глубже и он: уперся бампером в крутой берег. При попытке вылезти на берег, отказал передний мост. Как позднее выяснилось - порвало "шрус". Только после того, как лопатами подровняли выезд, брод смогли преодолеть остальные экипажи.
20 августа (День 27)
Дневка на Байкале. К нам вернулся 2-й экипаж. Через брод его тащили на веревке в заглушенном состоянии. Смешно, оказалось он плавает, как поплавок.
С утра 10-й ремонтировал мост. Сначала разобрали правую часть, там все нормально. Разобрали левую. Сломанный "шрус" здесь. В бездо-о-онных запасах украинского экипажа находится запасной! Устанавливаем его взамен сломанного.
После ремонта необходима проверка узла - обкатка.. Находим лужу поглубже, и в нее: Со всего хода... Оказалось, правда, что с виду это лужа, а на самом деле болото глубиной больше метра. Попытался выехать самостоятельно, но зарылся еще глубже. Вытаскивали лебедкой. Времени убили уйму, но "шрус" проверили - работает!
В это время другие члены команды готовили баню. Походную. Сначала обложили костер камнями. Когда они накалились, угли выгребли. Сверху водрузили термостойкую палатку. Баня получилась отменная. "Разогревшиеся" люди запросто ныряли в холодную воду Байкала.
Вечером сидели у костра и пели песни под гитару и: без нее.
21 августа (День 28)
Едем в Иркутск. Там нас ждут представители местного Off Road клуба "Протектор" и журналисты.
Встречаемся с ними за постом ГИБДД. Они проводят нашу колонну через весь город на площадь имени товарища Кирова. Общение не занимает много времени, и мы движемся дальше, в сторону Красноярска.
За день проехали 600 км. Ночевали около города Тулун у реки Бирюса.
22 августа (День 29)
Собрались уже отъезжать, обнаружили, что у 7-го экипажа срезало шпильки заднего правого колеса. Быстренько меняем их на новые и в путь.
Дорога плохая - камни, ямы, местами перекопана. Проехав около 30 км от места ночевки у Nissan Safri (15-й экипаж) опять лопается "тяга Панара" - плохо проварили в прошлый раз. Кузов съезжает в сторону. Зад автомобиля представляет собой нелицеприятное зрелище для автолюбителя. Достаем сварочный аппарат. Делаем "пластическую операцию" на Nissan-овском заду.
Ночуем на реке Пойма, в 295 км от Красноярска.
23 августа (День 30)
Сегодня, в Красноярске, мы расстаемся с красноярцами, 14-м экипажем, для которых путешествие закончено - они дома! В Красноярске прямо на набережной получается даже небольшая импровизированная пресс-конференция. Приехало 4 телекомпании, много журналистов. Часть отснятого нами в Монголии материала отвезли в студию. В местных вечерних новостях мы будем "звездить"!
Немного времени осталось и на общение с местными "джиперами".
Едем домой!
24 августа (День 31) - 25 августа (День 32)
Надо собраться с мыслями и подготовиться к финишу, поэтому останавливаемся в 40 км от Новосибирска.
Финальная дневка. Сегодня мы отдыхаем и ждем гостей. Приехали все наши друзья из нашего клуба, кто не смог поехать с нами, из федерации технических видов спорта, родственники и др.
Финальный костер горел до утра. Каждому было, что вспомнить.
Месяц пути, 9 000 километров, вся Монголия вдоль и поперек. Алтай и Байкал, новые друзья и впечатления на всю жизнь - разве может что-нибудь с этим сравниться?