Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - Отзывы о маршруте Тюнгур-Иня

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - Отзывы о маршруте Тюнгур-Иня

1985 год. Источник

Автор: Павел Протопопов, Волгоград. Велотуризм.

Участок, Тюнгур - Иня, является одним из самых красивых и сложных. На значительной части его дорога отсутствует или находится в плохом состоянии, местность резко пересеченная, прохождение участка требует хорошей физической и технической подготовки. Включение этого участка обусловлено как сложностью, необходимой для похода 5 к.с., так и исключительно живописной природой долины Катуни в этом месте.

(0 км) За поселком идет малонаезженная, ухабистая, грунтово-каменистая дорога, мягкая после дождей.

(12) Дорога пересекает приток Катуни с чистой водой. Катуни - далеко справа внизу.

(17) Молочно-товарная ферма, за ней дорога еще ухудшается, ехать трудно. За фермой - подъем.

Крутой подъем за Тюнгуром

(21 , 800 м высота) Еще один приток Катуни пересекаем по новому, недавно построенному мосту.

(25) Кош. У него кончается дорога, далее идет конная тропа по склону ущелья Катуни высоко над рекой.

Тропа по ущелью Катуни

(27) Тропа идет по осыпи, движение с гружеными велосипедами опасно. Сняли рюкзаки. Далее осыпной склон сменяется травянистым.

Траверс склона ущелья Катуни

(29 , 850) Кош. От него начинается подъем. Тропа уходит от Катуни и поднимается на бом.

(31 , 1030) Перевал Тюнгурский (Барбыш). На спуск идет хорошая набитая тропа, местам можно ехать. Склоны поросли смешанным лесом, на полянах - высокая трава.

(38 , 820) Тропа приводит в ущелье левого притока Катуни. Здесь - удобное место для ночлега. Стали биваком.

По описанию, через реку должен быть мост, но мы обнаружили лишь его разрушенные остатки. Через реку переправились вброд.

Брод через приток Катуни

За ней тропа идет на подъем. Подъем короткий, но крутой. Тропа усыпана камнями, приходится перетаскивать велосипеды через валуны.

(39, 930) Перевал Казнахта. Спуск с него приводит на большую травянистую поляну, на которой стоит грубо высеченное из камня подобие человек4а - "каменная баба". После поляны тропа прижимается к Катуни и идет по "полкам", вырубленным в отвесных скалах.

Тропа по отвесному берегу Катуни

(49 , 780) Тропа разветвляется. Одна тропа идет, как и раньше, по берегу Катуни, вторая поднимается по очень крутому склону влево и уходит от Катуни. Разведка показала, что левая тропа выводит на плато, откуда начинаются едва заметны колеи дороги. Приняли решение идти по левой тропе и выходить на дорогу.

(50 , 930) Поднялись на плато и вышли на дорогу.

(54) Дорога сливается с идущей более наезженной дорогой. Поверхность плато покрыта пышным травяным покровом и совершенно безлесна. Хотя колеи мало наезжены, но грунт ровный, и ехать можно со скоростью 20-25 км/ч.

(56 , 885) Слева от дороги хутор Сок-Ярык - несколько домиков.

(61) Пересекаем вброд приток Катуни. За ручьем расположено небольшое селение Инегень. Есть магазин, работающий утром и вечером, днем - большой перерыв. После селения - опять брод. В 700 м от брода дорога разветвляется. Обе дороги ведут на плато, но левая - крутая, а правая - более пологая. Пошли по левой дороге. Протяженность подъема 700 м, набор высоты 140 м (20%). С края плато открывается красивый вид на долину Катуни и окружающие горы. После подъема дорога идет по плато и затем выходит на берег Катуни, где опять идет по "полкам" на обрыве. На правом берегу Катуни видны машины, идущие по Чуйскому тракту.

(70 , 740) Висячий мост через Катунь.

Мост через Катунь

От моста короткий, но крутой подъем выводит вновь на Чуйский тракт. Чуть ниже по течению - райцентр Иня.


2002 год. Источник

Автор: Милькин Павел, Санкт-Петербург. Велотуризм.

Тюнгур - р.Казнахта

... Сегодня и завтра нас ожидает самая интересная часть маршрута, ради которой, мы собственно и приехали в Тюнгур. Дорога Тюнгур - Иня является одной из самых живописных на Алтае. Правда, грунтовой дорогой этот отрезок пути обозначается лишь на устаревших картах. Действительно, когда-то дорога вдоль берега Катуни была проезжей для автомобилей, о чем напоминают километровые столбы на трассе от Усть-Кана до Тюнгура, отсчитывающие расстояние до Ини, а также встреченный нами где-то знак, утверждающий, что "автодорога Усть-Кокса - Иня обслуживается" таким-то ДРСУ. На самом деле дороги этой давно нет. В местах прижимов дорога проходила вплотную к реке по каменной полке, вырубленной в скале. Теперь во многих местах эта полка обвалилась и дорога стала непроезжая. Но кроме нижней, существует еще и верхняя, так называемая "копаная" дорога. Ее построили (слишком громкое слово в данном случае) в 1945-м году пленные немцы. Дорога представляет собой тропу, траверсирующую 30-60-градусные склоны подступающих к Катуни гор на высоте примерно 300 метров над уровнем реки. Дорогой никогда не пользовались для движения автотранспорта, так как даже сразу после постройки она была для этого слишком экстремальна. Говорят, инженер-проектировщик дороги был расстрелян за бездарное творение. Так или иначе, дорога заросла и сейчас ее трудно заметить, особенно если вы едете со стороны Тюнгура. При обратном движении, от Инегеня, на дорогу выводит хорошо набитая конная тропа, поэтому группа велотуристов МГТУ, проходя этим маршрутом в 1999 году, без труда попала на "копаную" дорогу. Нам же вряд ли бы удалось отыскать ее, не получи мы заранее подробных инструкций. Но обо всем по порядку.

Из Тюнгура в этот день мы выехали поздно, около 12-00. Пока слушали последние наставления нашего коневода, пока закупали в местных магазинах нужные нам продукты.

Первые 16км до реки Тургунда дорога накатанная, немного грязная, с лужами, но едется быстро. Справа рядом шумит-бурлит Катунь. Вокруг еловый и березовый лес, полностью заслоняющий собой горы. У нас в Лен.области похожие лесные дороги. На 8-мкм пересекли по мосту речку Деты-Кочек. Мост через Тургунду, как нас и предупреждали, смыло пару лет назад. Пришлось переходить вброд. Довольно экстремально. Ширина реки метров 40, но она распадается на несколько рукавов, самый широкий и опасный из которых около 10 метров. Аскольд переправился без особых проблем, а вот я на самом глубоком месте (по колено) не удержал байк. Течение приподняло заднее колесо со всеми рюкзаками и настойчиво попыталось утащить велосипед вниз, в Катунь. В какой-то момент мне показалось, что реке это удается. Собрав все силы и навалившись на переднее колесо, которое мне удалось заклинить под камнем, я все-таки вырвал байк у стихии и перетащил его на противоположный берег. Одна велосумка, правда, промокла насквозь, хотя они, вроде бы, должны быть непромокаемыми. Хорошо, почти все вещи были в полиэтиленовых пакетах.

После Тургунды дорога больше напоминает тропу. Много мелких и крупных камней, иногда даже приходится слезать и втаскивать байк в особенно каменистый подъемчик. Через пару километров после Тургунды идут подряд три брода через пересыхающие ручьи (есть на карте). Мы их проезжали, не останавливаясь. После третьего, наиболее полного ручья (4км от Тургунды) лес кончается совсем и дорога выходит на открытое пространство. Вот тут то и нужно не пропустить копаную дорогу. А сделать это трудно, ведь основная дорога, снова ставшая удовлетворительного качества, уверенно уводит вас вниз, к берегу Катуни. Это и есть та самая нижняя автодорога, ставшая непроезжей из-за обвалившихся полок. Но обвалы еще не скоро, и если вы выберете этот путь, то понять ошибку сможете не сразу.

Мы же, следуя указаниям Ивана, пристально вглядываемся в травянистые склоны слева от основной дороги, пытаясь найти следы этой самой копаной дороги. Если бы мы не были уверены, что она где-то здесь, мы без сомнений проехали бы мимо. Ибо дорога представляет собой едва заметную тропу с одним отличительным знаком: вдоль тропы, ее верхнего по отношению к склону края, идет полоска обнажившегося грунта. Как будто кто-то снял лопатой кусок дерна, чтобы сделать поперечный профиль тропы чуточку горизонтальнее. Это и есть остатки копаной дороги. Все еще сомневаясь, мы всматриваемся еще сильнее в склон и, наконец замечаем ниточку серпантина выше того места, где мы стоим. Значит, это она. Переключаемся на самую низшую передачу и начинаем подъем. Серпантин идет без всяких изысков: триста метров вправо, триста метров влево. Итак раз десять. Кое-где приходится слезать - слишком густая трава, мне не вытянуть. Наконец, потратив около полутора часов и накрутив на счетчике всего 4 с небольшим километра, мы выбрались на уровень основной тропы. Кое-где приходилось продираться через густые заросли акации. Набрали 300 метров высоты над уровнем Катуни и теперь едем над ней, траверсируя 30-ти градусный склон.

Красотища неописуемая. Катунь лежит перед нами как на ладони. Сверху все видится не так, как при движении в долине реки. Да и дорожка нескучная. Тем более, тропа теперь идет с небольшим уклоном вниз и все время приходится тормозить, чтобы не разгоняться выше 10-12км/ч (!). Да, да. Быстрее здесь ехать не рекомендуется. Тропка узкая, местами каменистая, с постоянными поворотами. Чуть зазеваешься, вылетишь на склон - и пиши пропало! Казалось бы, 30 градусов, какая ерунда. Но если что - все пальцы обломаешь, пока за склон уцепишься, а уж про велосипед я и не говорю. Тем более, что в некоторых местах крутизна возрастала и до 60 градусов. Тут вообще полный экстрим! Хотелось вынуть ближнюю ногу из туклипса (или контактной педали, у кого - что), взять в нее ледоруб и приготовиться зарубаться. А еще было желание проверить заточку кантов (горнолыжники поймут :-)).

Тем временем пошел дождь, который кончился только вечером. Мы же, укрывшись от ветра за большим валуном, наскоро перекусили рыбными консервами и покатили дальше. Временами травянистый склон сменялся полосой леса, и тропа мигом становилась влажной и грязной. Непрекращающееся торможение отныне сопровождалось скрипом песка в колодках. А ближе к реке Казнахта тропа уже довольно круто пошла вниз и все время через сырой лес. Задние колодки уже почти не держат, работают только передние. Руки аж сводит от торможения.

Спустившись к Казнахте, нашли известную нам по описаниям Турклуба МГТУ избу и решили остановиться в ней на ночлег, тем более, что время было 18-00, а ставить палатку в сырости не очень то и хотелось.

Изба стоит на открытом месте, метрах в 50 от рощицы и речки, так что за дровами ходить недалеко. Правда, пространство вокруг избы покрыто чуть ли не метровыми зарослями крапивы. Но что еще хуже, как выяснилось завтра утром, в крапиве этой было полно клещей. Но об этом потом. А пока мы развели костер прямо у входа в избу, под нависающей крышей и неплохо провели вечер, занимаясь сушкой одежды.

За день проехали 39км со средней скоростью 9км/ч. В пути были 6 часов, включая время на привалы и мелкие ремонты (у меня порвались еще два звена цепи).

р.Казнахта - Инегень - Иня

Спалось в избе хорошо. После завтрака во время умывания нашел на себе присосавшегося клеща. Ну наконец-то! А то уже неделю здесь, а пресловутых клещей еще не видел. Клеща благополучно вытянули, обвязав его петлей из нитки. Никакой капли масла не нужно. Одним клещом, как выяснилось позже, дело не обошлось. Уже в Новосибирске нашел в укромном месте еще одного. Так как прививку от энцефалита я вовремя не сделал, то пришлось срочно приналечь на профилактические таблетки йод антипирина. Хорошая вещь, между прочим. Если всего год-два назад при укусе клеща требовалась срочная инъекция имуноглобулина, которую делают только в районных инфекционных больницах довольно за большие деньги (у нас в СПб летом 2002 года это стоило 146 руб на каждые 10 кг веса пациента), то теперь собираясь в очаг инфекции, просто запаситесь недорогими таблетками йод антипирина и применяйте согласно инструкции. 100% гарантии, конечно, не дает, но эффективнее и безвреднее иммуноглобулина. Жаль только, что у нас в Питере таблетки эти применяются лишь первый год и ни в одном медучреждении про них толком никто ничего не знает. Собираясь в поездку, я обзвонил пару-тройку НИИ и инфекционных больниц с вопросом о мерах по профилактике энцефалита, и кроме возможности сделать заранее инъекцию дорогущего иммуноглобулина, мне ничего не посоветовали. Спасибо Аскольду, который просветил меня насчет йод антипирина, успешно применяемого в Сибири уже несколько лет. Продается в любой аптеке, стоит 50-70 рублей за 50 шт. (хватит на один курс экстренной профилактики). А вообще то, лучше заранее осенью озаботиться и сделать вакцинацию. Только прививка дает абсолютную гарантию от заболевания энцефалитом.

С утра решали вопрос с переправой через Казнахту. От идеи брода решили отказаться, так как река выглядела более глубокой и бурной, чем вчерашняя Тургунда, хотевшая отнять у меня байк. Реку перешли по трем перекинутым вблизи тропы березам, правда, велосипеды пришлось разгрузить и все вещи носить по отдельности. Тут же устроили технике помывку от вчерашней грязи и в 11-00 покатили дальше. Катить пришлось недолго, так как почти сразу же начался очень крутой подъем по тропе на холм. Пришлось идти пешком. В течение следующих полутора часов мы чередовали крутые пешие подъемы с не менее крутыми спусками по узкой и каменистой тропе. Опять изрядно досталось тормозам. Наконец, миновав поляну с каменной бабой (так здесь называют вырубленных из камня в незапамятные времена идолов - духов гор), снова выехали к Катуни и попали на нижнюю дорогу - полку, вырубленную в скале и прижатую к обрывистому берегу. Мда, за 2 часа прошли около 6км.

По нижней дороге можно вполне прилично ехать, хотя и встречаются подъемы с таким количеством камней и осыпей, что приходится преодолевать их пешком. После слияния Катуни с Аргутом спустились к реке и устроили привал с купанием и перекусом. Место для водных развлечений, конечно, не очень подходящее - слишком много камней у берега и в воде, пороги и сильное течение. Зато напротив, как раз у устья Аргута, был шикарный песчаный пляж. Как только туда попасть?!

Здесь же поменял передние колодки. Они стерлись до металла и уже успели слегка поцарапать обод. Задние пока держат, достаточно было подтянуть тросик. У Аскольда же погнулся петух крепления заднего суппорта, соответственно начались проблемы с четким переключением передач.

Вскоре дорога отошла от реки и круто пошла в гору. Поднялись метров на 200 и все пешком. Тут уже настоящая грунтовая дорога, вполне пригодная для езды на автомобиле. Перевалив через холм, с ветерком домчали до деревни Инегень, про которую нам в Тюнгуре говорили, что она неблагополучная, что могут пристать, ограбить и т.д. Ну не знаю: мы ничего неблагополучного не увидели. Хорошая деревня, крепкие дома, как и везде на Алтае, много новостроя. Никаких подозрительных бездельников на улицах, только мамаши с маленькими детьми.

После Инегеня дорога опять пошла вверх, набрав метров 200 высоты. Ехать тяжело. Осыпи, камни. Частенько приходится идти. Зато потом классный спуск по отличной твердой грунтовке на скорости под 50км/ч. Выехали к слиянию Чуи и Катуни, еще через 5км подъехали к подвесному мосту через Катунь. Тут на спуске я, наконец-то, упал. А то знаете, говорят: "Не упал - значит и не покатался" :-) К счастью, ничего страшного. Просто завалился на бок на небольшой скорости.

Переехали мост. Вот и Чуйский тракт. На компьютере 33км, которые мы одолели чуть меньше, чем за 6 часов. Чистого ходового времени было конечно меньше - 3.5 часа.


2003 год. Источник

Автор: Светлана КНЯЗЕВА, Новосибирск. Мототуризм.

... Наконец-то я испугалась по-настоящему - началась тропа Тюнгур-Иня. Раньше здесь была огороженная камнями скотогонная дорога, ее показывали даже автомобильные атласы, сейчас же это конная стежка, за ней никто не ухаживает. Женя был здесь трижды и констатировал: сильно испортилась.

В начале тропы первый большой брод. Все проехали, меня же, как деклассированный элемент, перекатили по перекинутому через реку бревну. Стали подниматься вверх. Скользко (два дня сплошняком шли дожди), а я на лысой резине. В какой-то момент я вскарабкалась на камень и орала: "Наконец-то мне страшно-о!" Напряжение возросло до тошноты: слева - стена, справа - пропасть, внизу - Катунь. Каждый неверный шаг (а кое-где тропа осыпалась) может стать последним. А ведь нам говорили, что в прошлом году здесь кто-то на мотоцикле убился... Когда становилось совсем невмочь, останавливалась, и тогда Артем клал на бок свой мотик (подставки на уклоне бесполезны) и страховал меня. Я начинала придурковато извиняться за причиненное беспокойство, он успокаивал: ему гораздо проще сейчас уложить свой мотоцикл, чем потом доставать из пропасти мой.

Вскоре я привыкла: напряжение и мозоли остались, а страха как не бывало. "Привычка свыше нам дана..." Самые страшные участки закончились, тропа ушла в лес. Но и здесь мне не случилось расслабиться: от дождя земля и камни стали скользкими, как мыло. Мотоцикл с включенной передачей и выжатым передним тормозом, собирая все окрестные камни, все равно тащило вниз.

После такого "лыжного" спуска случился второй брод, "три жердочки - березовый мосток" - по ним перекатили мотоциклы. Мы промокли от пота и дождя, а он разгулялся не на шутку. Пока сильные мира сего решали фундаментальные вопросы бытия (Быть или не быть? Пить или не пить? Где жить? Что делать? Кто виноват?), мы с Санькой насобирали грибов. Чем вызвали активное недовольство Артема: ему казалось, что если он съест хотя бы один, то непременно окочурится. Тема не умер, так как не ел. Мы тоже не умерли, хотя и ели. Но это оказалось ерундой в сравнении с грядущим вечером и грядущей ночью.

По причине непогоды решили пожить в избушке, стоящей у реки. Оказалось, дом протекает, но это обнаружилось не сразу. Сначала мы разложились по всему дому и пытались спорить, кто и где будет спать - на нарах или под ними. Но понемногу стали обнаруживаться течи, их становилось все больше. Вещи постепенно стаскивались кучами в немногие сухие места, при этом (голод - не тетка) готовили ужин и пытались сообразить, как жить дальше.

Снизошла ночь. Дождь лил не переставая, крыша текла как решето. Мы сидели дураки дураками посреди избы - здесь не капало. На рассмотрение принимались все предложения, кроме моих. Я настаивала: собраться и ехать. Ведь это новое слово в мототуризме - ночью, в дождь, на спортбайке по тропе Тюнгур - Иня! Обыватели меня не поняли, и мне пришлось варить грибы. "Для тебя, Артемушка!.." Обыватели тем временем, обывательствуя (что с них взять!), начали строить, видите ли, кровать. Они разобрали нары и путем сложных инженерных ухищрений сварганили из запчастей навес над серединой избы. Конструкцию накрыли целлофаном. Пронзительная мысль о созидательном потенциале человека как вида могла бы вогнать в ступор и краску даже строителей греческих портиков. Я бы им ужо сказала!.. Но беда вся в том, что греков рядом не оказалось, а были мои спутники, и располагались они слишком рядом. Мы ползали, как животные в тесной норке, как животные залезли в спальники в чем были, и, когда я карабкалась на горшок, это становилось известно всем - я топтала их тела…

Ночь. Странная почерневшая изба. Дождь. Грязно, тесно, не повернуться. Со всех сторон пихают чужие кости. Со мною всяко-разно случалось - засыпала в болотах, просыпалась в инее. Но так, чтобы ночью по мне бегали мыши, пищали и на меня же гадили!..

С утра погода - паинька, дождя нет. За дверью - "полочка": гладкое поле с чудным каменным идолом посередине. Позже встречные рассказали: давно здесь стоит. Остался в неприкосновенности оттого, что очень тяжел - не утащишь, а машину или трактор не подгонишь.

Тропа кончилась так же неожиданно, как началась. А туда, откуда мы выбрались, поехали велосипедисты. Если бы встретились на тропе, пришлось бы их сбросить...

В Ине местные жители пытались продать нам ранетки, выдавая их за яблоки. Будто мы приехали с далекого снежного севера и яблок отродясь не видели.

P.S. На спортбайке по конной тропе, которая квалифицирована мототуристской федерацией как маршрут высшей категории сложности, - это круто! Очень круто! Однако Светлана Князева не пионер (в смысле первопроходица) в использовании байков не по назначению. Еще в середине 90-х новосибиржец Роман Добкин проехал по той же тропе Тюнгур-Иня на… чоппере. То была Honda GL400 Wing. Заднее колесо для лучшего грунтозацепления Роман обмотал веревкой. Особенная пикантность той поездки заключалась в том, что Романа сопровождала команда триалистов из Австрии на, соответственно, триальных мотоциклах - для них, собственно, и был организован "экзотик-тур" по горам. Австрияки офигели!..

В спортивном туризме под категорезированными маршрутами понимают не протяженную езду по дорогам, а преодоление отдельных участков с препятствиями (типа описанных автором), требующих опыта вождения и подготовленный мотоцикл.Пятая - самая сложная категория маршрута, считается, что его способны преодолевать кандидаты в мастера и мастера спорта по мототуризму.


2004 год. Источник

Автор: warnak.narod.ru, Бийск. Велотуризм.

... Кусочек (Тюнгур-Иня) все проходят за два дня, мы же решили это сделать за один день, но не вышло. В общем-то, там быстро ехать и не хотелось, хотелось идти не спеша и смотреть-смотреть-смотреть ... Это самое начало доступной с дорог части Катуни, там она еще абсолютно прозрачная, хоть и зеленого, изумрудно-бирюзового цвета. И только после Тюнгура ее правые притоки приносят в Катунь мутную воду - вначале Кучерла, потом Аккем (они текут из под самой Белухи из Кучерлинского и Аккемского озер), и затем Аргут (это уже мощная река, текущая с юга, образованная слиянием Шавлы, текущей из района Актру и Джазатора, текущего с плато Укок). Вот после Аргута Катунь уже полностью мутная с тяжелым свинцовым блеском. И уже перед самым выходом на Чуйский, справа же впадает Чуя. Вот эти четыре притока - великолепное зрелище! Впрочем и сама Катунь там местами в таком каньоне шурует, что аж жуть берет. Там оказалось много нюансов с прохождением этого участка - как потом выяснилось, мы на всех развилках выбирали неоптимальный путь. Зато теперь знаем, чем же эти "неоптимальные" пути плохи, а не просто полагаемся на чьи-то россказни.

На этом участке, в ранее заброшенной избе на р.Казнахта, нынче живут пять мужиков-братьев, которые косят сено для своего скота, они продали нам половину тайменя кг на 3-4 (половина) из которой вечером сварили отменную уху. Мужики с Казнахты уверили нас, что от них до Инегени 2,5 часа пешком и вечером мы будем там, так как "на велосипеде быстрее чем пешком". Хрен-то! На велосипеде медленнее чем пешком, как вверх (очевидно), так и вниз (очень осторожно сползаешь вниз на тормозах по каменистой тропке - да еще и пешком, зная дорогу, можно идти там, где с байком вообще не пройдешь. В итоге через пару часов встретили трех инегеньских пацанов, едущих на одном коне на рыбалку, которые сказали: "ууу, туда еще км-в 20, и сегодня вы не дойдете, придется ночевать". Так и оказалось. В этот день прошли 42,5 км и стали на Катуни.

После чего наутро намотали до Инегени еще 16 км часа за 2. После села еще 12 км до моста через Катунь: половину в гору пешочком, и половинну вниз по дороге, где двум машинам не разминуться (слева скала, справа пропасть). В общем, колодки я еще не смотрел, но полагаю, что надо менять - много приходилось ехать на тормозах. Старенький подвесной мост через Катунь, подъем вверх и вот мы на Чуйском тракте. Всего от Тюнгура 70 км (42 вчера +28 сегодня). В это день мы проехали еще немножно и стали на р.Большой Ильгумень, слегка не доезжая до перевала Чике-Таман. За день 58 км.


2004 год. Источник

Автор: Шиянов Иван, Барнаул. Велотуризм.

Тюнгур - Инегень

... 16 июня 2004. В 10 выезжаем, в 11.45 уже на берегу Тургунды. Туристов - нема, только пару рыбаков стоят в устье. Простой брод через реку хочется усложнить - преодолеть на колёсах. Однако только посмешил народ: огромные булыганы устилали дно и напористое течение негодовало от такой наглости :-) Вернувшись в город, мне сообщили, что, не доезжая реки, имеются два каменных изваяния (необходимо немного подняться на террасу).

Дорога на верхнюю тропу забирается по следующему большому логу. Как только на правом берегу Катуни будет выглядывать домик в густом лесу, там начинается уже еле заметный пологий серпантин с общим набором высоты в 200 м. Физически подготовленные могут пойти напрямую. Поднявшись на тропу и прогулявшись в сторону лога, вы забредёте в непроходимую чащу малины. Осторожно - медведи! Кстати, при подъёме земляничный ковёр не топтать!

С тропы открывается величественный вид на стрелку р.Аккем и р.Катунь. Тропинка вьётся то по головокружительному склону, то забирается в непролазную чащу. Причём есть места, проезжая которые, тебя невольно тянет прижаться поближе к земле (склону), тем самым, усугубляя ситуацию. Вообще, первые километры тропы - опасны, хотя очень живописны! Приходится через каждые 100 метров останавливаться, чтобы лицезреть раскинувшуюся внизу панораму и перевести дух. Тропка очень узкая, усыпанная камнями, проложенная по крутому склону - малейшее неверное движение может дорого обойтись! Будьте крайне бдительны!

Через десяток километров тропа углубляется в берёзовый лес и начинается крутой спуск в долину реки Казнахта, убежищу наркоманов. Спуск интересен тем, что вьётся множеством тропок по лесу, очень крут и извилист и порой не хватает времени выбрать альтернативный вариант тропинки. Признаюсь, я даже 2 раза упал на виражах, но благо грунт - чернозёмистый! В 16 часов делаем чай на берегу прозрачной реки Казнахта. Порой с места нашей тусовки разлетается по соседним долинам громкий нечеловеческий рёв. Он хочет рассказать всем о том, что вода не только прозрачная, но и ледяная :)

Перебродив Казнахту, начинаем подъём; затем тут же тропа снова лихо скатывается к Катуни. Причём есть 2 пути спуска: пешком "в лоб" или по чуть заметному серпантину на велосипеде! Спустившись, попадаешь на "футбольное поле" с курганами и каменной бабой. Вскоре тропа вновь удивляет разнообразием ландшафтов: она вырублена в скалах у берега с выложенными каменными укреплениями. На противоположном берегу впадает величественный Аргут, разводя бирюзовым цветом "ледниковую воду".

Минув бомы, начинается крутой подъём и дорога к селу Инегень. Останавливаемся за селом: нас пугает дождик, который маячит где-то в районе села Иня; правда, наши опасения были напрасными, Теректинский хребет его поглотил.

По всей тропе травы душат своим неповторимым ароматом! Выложенные каменные ограждения, пёстрые вертикальные ощетинившиеся скалы, ровные огромные речные террасы, уютная долина реки Катунь - очаруют любого!

Итак, сегодня пройден II ключевой участок (знаменитый и уникальный на Алтае) - тропа Тюнгур-Иня. Общее расстояние между этими пунктами 75 км, но как таковой тропы всего 22 км.

Километраж: 62 км
Набор высоты: 1000 м
Сброс высоты: 1050 м