Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - описание

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - описание

Легендарное Первопрохождение

7 августа 2006 года в Новосибирске состоялся торжественный финиш трофи-экспедиции «Сибирский марафон – 2006. Тюнгурский прорыв». Экстремальное, и во многом авантюрное, автоприключение успешно завершено!

В 12:00 колонна автомобилей участников «Сибирского марафона - 2006» въехала на площадь, откуда ровно две недели назад они отправлялись в путь. Сегодня все члены этой трофи-экспедиции безмерно счастливы - им удалось пройти на своих машинах там, где до них еще никто и никогда не проезжал. Они сделали то, что до этого времени считалось не реальным! До последнего времени Алтайская тропа «Тюнгур-Иня» считалась труднопроходимо как для пеших, так и вело- и мото- туристов. Вряд ли даже кто задумывался проехать по тропе на автомобилях.

ТропаИдея пройти на автомобилях по тропе «Тюнгур-Иня» зародилась у членов Новосибирского клуба OFF ROAD MASTER еще четыре года назад, но осуществить ее в тот момент было не реально. Отсутствие подобного опыта и слабая техническая база могли бы «свести, на нет» все попытки ее прохождения. Оставалось ждать и накапливать опыт.

К подготовке трофи-экспедиции «Сибирский Марафон - 2006. Тюнгурский прорыв» подошли со всей ответственностью. Осенью 2005 года была проведена тщательная проверка предстоящего маршрута. Обследованы и измерены труднопроходимые участки тропы. Выработаны методы преодоления тех или иных сложных участков. Но даже после всей предварительной работы еще оставались сомнения в успешном завершении трофи-экспедиции. Однако было решено ехать! В качестве «штурмовой группы» было подготовлено четыре автомобиля. Группу обеспечения составили шесть автомобилей. Общая численность команды – 20 человек.

Старт трофи-экспедиции «Сибирский Марафон - 2006. Тюнгурский прорыв» был дан в Новосибирске 24 июля, а уже 25 июля колонна машин прибыла к точке начала маршрута, в 20 км от населенного пункта Тюнгур. Первоначально старт по «тропе» намечался со стороны населенного пункта Иня, но, буквально за несколько дней до начала экспедиции, шквальным ветром был поврежден подвесной мост через реку Катунь, из-за чего пришлось вносить срочные изменения в схемы прохождения маршрута.

Один день был отведен оборудованию базового лагеря и подготовке машин к продвижению по «тропе». Основной задачей была необходимость приспособить машины прорыва к устойчивости при больших кренах. Для этого делалась необходимая «развесовка» грузов в машине, а в колеса накачивалась вода, для понижения центра тяжести. Определялись критические углы наклона. Были сняты двери с левой стороны для безопасности водителей и подстраховки их в критических ситуациях.

Тропа27 июля в 10-00 по Новосибирскому времени четыре машины – два автомобиля Нива, Suzuki Escudo, Toyota Surf, - выдвинулись на тропу. Особо тяжело давались водителям первые сотни метров. Это непривычное управление автомобилем при его сильном наклоне, психологический фактор «доверия» штурману при критических положениях автомобиля и открывающийся «вид из окна» - слева склоны и горы, а справа 200-300 метровый крутой «спуск» к Катуни…

Ответственность за успешное прохождение автомобилей по крутым и сыпучим склонам лежала на всех членах команды. Работы хватало всем. Оттачивались и отрабатывались технологии проводки машин. Это и прокапывание (лопатирование) направляющей колеи. Освобождение тропы от камней и укрепление сыпучих участков и т.д. Отличная работа группы обеспечения лагеря – обед доставлялся прямо к группе прорыва. В итоге за первый день удалось преодолеть более двух километров! Вечером встал вопрос о переносе базового лагеря. Решено было выдвинуть на тропу еще один автомобиль Datsun, в кузове которого можно перевести оставшиеся личные вещи участников, палатки, продукты.

На следующий день Datsun выдвинулся на тропу. За сорок минут, по уже подготовленной колее, он прошел расстояние на преодоление которой, первым машинам, потребовалось двенадцать (!) часов. Это решение, запустить дополнительный автомобиль, оказало существенное влияние на быстрое прохождение маршрута, иначе весь скарб пришлось бы переносить на себе.

На следующий день участников прорыва поджидала трудность в виде скальных выступов и больших камней, которые пришлось долбить ломами и даже прибегать к помощи электроотбойника. Здесь произошла первая серьезная чрезвычайная ситуация. Из под заднего колеса Toyota Surf осыпался грунт, в результате чего, машина повисла на трех колесах. Буквально на руках, всей командой, машину вытянули на ровное место. Наградой за упорство стал небольшой ровный участок склона, по которому можно было просто ехать!

Очередной сложный кусок дороги заставил всех изрядно поволноваться. Крутой склон, сыпучий грунт, очень узкая площадка. Работают все, понижая «уровень крена» для автомобилей. В низкие места, где скопать грунт невозможно, укладываются камни и мешки с травой.

На выезде с этого трудного участка на дороге лежит огромный валун. Убрать его невозможно, необходимо объезжать по самому краешку обрыва. По подготовленному проезду засветло успевают проехать две Нивы. В сумерках этот участок проходит Suzuki Escudo. В полной темноте проводятся Toyota Surf и Datsun! Вести их особенно сложно, так как эти машины с длинными базами, а поэтому их траекториям при входе в повороты требуется больше места. К сожалению свободного места здесь нет. Виртуозно лавирую, смотря только на указания штурмана освещаемого фонариками, машины благополучно выбираются на ровное место. Как признают сами водители, им в темноте ехать оказывается проще - не так страшно, не видно этого пугающего вида из окна. В этот день пройдено чуть более трех километров!

Преодолев особо сложный участок в течение прошлого дня, этот день не готовит особых сюрпризов – машины въезжают в ровную долину. За день преодолевают расстояние в шесть километров. Из сложностей, это пожалуй, густой кустарник и небольшой брод реки Казнахта на берегу которой разбивается лагерь и делается дневка. Дневка запланированная. В течение этих суток водители машин обеспечения должны вернуться в базовый лагерь (у Тюнгура) и перегнать свои машины, в 500 километровый объезд, по хорошим дорогам, и подъехать к тропе со стороны поселка Иня, заодно узнать состояние моста и возможность проезда по нему машин.

Через сутки, перегнав машины, они возвращаются в лагерь, сообщив приятную новость - по мосту через реку Катунь можно проехать!

Тропа31 июля команда «Сибирского Марафона» идет на «штурм» последнего, самого трудного участка дороги. В этом месте «тропа» пролегает по узкой полке выдолбленной в каменной стене. Крутые обрывы достигают порой стометровой высоты над уровнем Катуни. Каменная стена местами обвалилась и осыпалась. Всей команде приходиться стаскивать и убирать с дороги огромные валуны, преграждающие проезд. Однако самая большая «сложность» этого участка впереди - небольшой извилистый поворот, где из-за частично осыпавшейся полки, для проезда пригодным остается твердый кусок приблизительно в половину машины. Это место, по результатам предварительной разведки, считалось самым сложным на всем протяжении тропы! Планируя прохождение маршрута, на этом месте, было решено строить легкий мост. Все необходимое для этого, материалы и оборудование, было подготовлено заранее и привезено с собой. При строительстве моста в ход пошел трехметровый швеллер оставшийся, по-видимому, здесь еще от первого моста. В твердом каменном основании были закреплены металлические штыри, к которым, при помощи металлических стяжек он и был приварен. В дополнение этот «жесткий каркас» был обшит толстыми досками, перераспределяющими нагрузку по всей конструкции. Для проверки качества моста всей команде пришлось встать на его край… Выдержав вес команды мост выдержал и проезжавшие по нему машины!

На этом трудности дня не закончились. Оставалось преодолеть крутые каменистые участки, разгрести каменные завалы и осыпи, расширить с помощью камней узкие участки тропы… В нелегкой борьбе был поврежден редуктор переднего моста на Suzuki Escudo. Сгорело сцепление на автомобиле Нива томского экипажа, после чего его приходилось либо буксировать на веревке, либо толкать руками! Datsun лишился левого торсиона. Но на все эти поломки уже мало кто обращал внимания – до заветного финиша оставались какие-то сотни метров.

Особо трудно дались последние метры… Стемнело, начался дождь… Много сил и времени потребовала большая осыпь перегородившая дорогу. Но как только это место прошла последняя машина, буквально за спиной участников, раздался сильный шум – очередная огромная порция камня вновь перекрыла дорогу!? Тропа закрылась…

Еще одна дневка на берегу Катуни, но теперь уже неподалеку от поселка Инегень, что рядом с Иня. Теперь необходимо заново подготовить автомобили к движению по нормальным дорогам. Исправить, если возможно поломки. Но это уже пустяки, главное что «тропа НАША»…

Есть ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ! Трудный и сложный маршрут был пройден за пять дней вместо планируемых пятнадцати!

Оставшееся время было отведено неспешному путешествию по Алтаю.

Игорь Куликов, президент Новосибирского клуба OFF ROAD MASTER, руководитель трофи-экспедиции «Сибирский марафон – 2006. Тюнгурский прорыв», – В том, что мы смогли за такой короткий срок пройти этот экстремальный маршрут, заслуга каждого участника экспедиции. Мы победили, потому что работали единой, слаженной командой. У нас была одна цель, и мы ее достигли. Еще на старте не было стопроцентной уверенности, что мы способны здесь пройти. Но первый же день показал, команда готова на невозможное. Так оно и получилось. Еще раз поздравляю всех с Победой. Нам есть, чем гордиться!

Экипажи:

Новосибирск

Игорь Куликов, Валентина Куликова - НИВА 21213
Олег Булгаков, Юлия Булгакова, Александр Гусев - Suzuki ESСUDO
Алексей Коломейцев, Дмитрий Петраков - TOYOTA HILUX SURF
Виталий Короед - NISSAN DATSUN
Михаил Бортной, Любовь Бортная - УАЗ
Владислав Кузмин - NISSAN SAFARI
Андрей Михайлов, Алена Сан-Хоо - NISSAN SAFARI
Игорь Панков, Вадим Сиваракша - TOYOTA Land CRUISER
Олег Булгаков - TOYOTA Land CRUISER

Томск

Евгений Келус, Евгений Левашов, Алексей Шашенко - НИВА 2121