Автор статьи: В. Куликова
13 июля 1 день
Ну вот, наконец то наступила долгожданная минута старта. Мало какому экипажу удалось поспать в предстартовую ночь.
10 утра, в боевой линейке выстроились все 6 машин (седьмая присоединится позже - это экипаж из Владивостока, решившийся променять теплое море на безкрайние сибирские болота, кишащие бройлерным гнусом). Подняты флаги, красуются перед машинами яркие банеры спосоров, и несмотря на дождь собрались телевизионщики, корреспонденты различных газет и радиопередач. Произнесены напутственные речи и ровно в 11.00 дается команда "НА СТАРТ".
Колонна расписных внедорожников в сопровождении машины ДПС трогается в путь. И тут!!! Видимо, от волнения одиннадцатый экипаж подрихтовал модный задний бампер на машине московского экипажа ТLC-105. У репортеров, тут же появляется повод сфотографировать забавную картинку. Ну а пилоту 011-го ничего не оставалось, как промолвить "не волнуйтесь, свои, свои, едем, едем".
И так, весело, посигналив провожающим, мы трогаемся в путь. Машина ГАИ красиво и без задержек, минуя" красные "светофоры выводит колонну из городских джунглей, за что им огромное спасибо. (В рабочий день не так просто проехать по городским пробкам, не разрывая колонну.)
И вот душный и дождливый Новосибирск с его заботами и вечными проблемами позади. Мы вдыхаем свежий воздух загородней трассы, двигаясь в направлении Кемерово. Дождь потихоньку стихает, выглядывает солнышко, и у пилотов наступает мучительный момент. Очень хочется спать. Кто то отпивается энэргетиками, кто то крепким кофе, любезно предоставленным нашими партнерами из компании МАККОФЕ, кто то поет песни - вобщим каждый борется со сном как умеет.
Впереди по графику 470 км. до старинного сибирского города Мариинск, где и запланированна первая ночевка.
А там, в Новосибирске остались ребята из клуба, которые провожали нас в наше очередное авантюрное приключение. Им конечно, огромное спасибо за неоценимую помощь в потготовке старта. Репортеров от дождя спрятали под большой тент сшитый специально для марафонцев, нашими давними друзьями из компании РЕЛЬЕФ. Подогнали на старт свои машины Алексей Коломейцев, Виталий Гуляев, Лена Дмитриева, Паша Лошкарев, Зимин Алексей, Польников Виталий и много других ребят приехавших пожелать нам счастливой дороги. Спасибо ребята - было очень приятно!! Конечно же огромное спасибо и тем, кто не являясь членом клуба, все же нашел в этот не простой рабочий день время, чтобы прийти на старт экспедиции.
В 15.00 мы в Кемерово. На посту ГАИ нас встречают Михаил Федотов (президент Кемеровского оффроад клуба) и его очаровательная спутница, штурман и жена (вобщем все "маракесики" в одном флаконе). У него сегодня день рождения, о котором мы не знали. Нашлась кепка "СТС"- яркая оранжевая. Миха в майке "СИБИРСКИЙ МАРАФОН" подаренной ему 1-го мая на свадьбу и кепочка оказалась в цвет .
В Кемеровской области начались традиционно дешевые заправки. Если в Н-ске ДТ было по 18 р., то здесь мы заправляемся уже по 14 р.
Двигаясь слаженно и без лишних проволочек в 18.00 прибыли в г. Мариинск и миновав городскую черту, остановились на живописной реке Кия. Погода прекрасная, река чистая, но конец светового дня еще не скоро.
Все дружно решаем проехать еще километров 200. Хорошо отдохнув и пообедав, искупавшись и восстановив силы, сгребаем шмурдяки и двигаемся дальше, в направлении города Ачинска. Есть еще силы и желание, да и на завтра пробег будет поменьше.
Когда начало вечереть, стали присматривать место для ночлега. И оно нашлось, да к томуже оказалось просто замечательным.
Река Чулым встретила команду прекрасным песчаным пляжем. Встали чуть юго-западней поселка Красная речка, деревня в стороне и нам никто не мешает. Закончился первый и суетный день нашего приключения.
Пройдено за день 610 км., поломок нет.
14 июля 2 день
Утро для команды начиналось как всегда с завтрака и сбора шмурдюка, но вот дальше, когда почти все готовы были уютно расположиться на своих местах в машинах, Командор заставил всех встрепенуться. Машины стоят на берегу, а вся команда зачем то уводится подальше, метров за сто. Объявляется соревнование: СПРИНТ-ЛЕМАН, т.е. каждый экипаж должен добежать до своей машины, быстренько в нее запрыгнуть и вернуться к линии старта экипажей. Ох и тяжело далось это испытание с утра пораньше. Один из экипажей даже не смог добежать, дошел до машины размеренным шагом, мотивируя тем, что вещи еще толком не упакованы. Остальные рванули: с болтающимися по машинам крепежными веревками и багажными тентами. Олег и Юля Булгаковы (010) пришли первыми, "Скромный" (011) не включил хабы и пришел почти последним. Но было весело! Завтрак утресся за пять минут и сонное состояние моментально покинуло команду. Вовремя собрался только 10-й экипаж, а номер 011 (как обычно) забыл с утра включить рацию.
Итог спринта:
1-место-010. Булгаковы Олег и Юля.
2-место-036. Станислав Ершов, Илья Жемелко, Гульнара Ахтямова.
3-место-003. Кузьменко Александр, Федюнин Алексей.
4-место-011. Гриднев Сергей, Веселов Валентин.
экипаж-006. сход с дистанции.
Посмеялись, тронулись в дальнейший путь. Стоит жара, топливо по трассе еще дешевле - что очень радует. Перед Красноярском асфальт становится все лучше и лучше. Вообще, красноярским дорогам в последние годы уделяется очень много внимания, строятся мосты, удобные развязки, прекрасные объездные дороги. Вот по такой новехонькой объездной мы и сворачиваем в сторону одного из старейших городов Сибири - Енисейска (числится как город памятник).
Мир тесен и джиперское братство крепко Нас опять встречают и не только джипперы. Красноярский велосипедист из клуба "Велороги" человек, искатавший пол страны на велосипеде, даже зимой, поразивший нас своими знаниями об истории сибирской - Владимир. Разговор с ним выливается в интереснейшую тему: А что если СМ быстро пройдет запланированное и потопчет траву на Червянском тракте (это уже при плановом выходе с нашего категорийного участка пути). Очень хотелось Владимиру пройти этот старый заросший сибирский тракт, но в одного, понятно скучновато. Договариваемся о созвоне, когда будем в районе Богучан - авось и удасться встретиться. ДА ПРОСТЯТ НАС "ВЕЛОРОГИ". Созвониться так и не удалось, и то, что мы уже проскочили желаемое место встречи, Владимир узнал уже из интернета.
Подтянулся на встречу с командой Антон Нерода, член команды СМ в 2005 году (Монголия-дорога тысячелетий). Подъехал и Сергей - корандовод из Красноярска, достойно прошедший с нами зимнюю экспедицию "Метель 2008". Спасибо, ребята, за теплую встречу!
После дружеского чаепития и переодевания младшей дочки Владимира в фирменную майку СМ (к сожалению с собой больше не было маленького размера), колонна любителей приключений двинулась в сторону Енисейска. До него 316 км. асфальта (когда же он закончится ?). Дорога начинает изобиловать крутыми поворотами, спусками и подъемами. По сторонам ухоженные луга Маркиза Карабаса и старинные русские деревни с разноцветными куполами церквей.
36 экипаж (ТЛК 78, двиг. 2LT) стоит в колонне вторым, как самая маломощная машина в колонне, и все чаще Командор начинает замечать, что у 36-го проблемы с дистанцией. С этого дня приходится постоянно "быть начеку", чтобы 036 не въехал в задний бампер . К сожалению, до конца похода пилот 036-го так и не усвоил, когда уже пора оттормаживаться, но в "зад" Командору, все таки не въехал ни разу. А что вы хотите, пацану как ни как всего 21, вспомните себя.
Трасса Р-409, ничем особо от других не отличается, асфальт, местами не очень хороший, и по мере удаления от Красноярска, потихоньку, начинает дорожать топливо. ДТ уже по 18 р.
В районе п. Новокаргино подъезжаем к парому через Енисей - нам нужна информация о переправах: этой и последующих. Команда обедает в тени деревьев, прямо на пристани. Информация радует: паромы ходят регулярно, стоимость проезда через Енисей всего 130 р. за машиноместо, а два последующих - вообще бесплатные.
Немного подкрепившись и выдвинувшись в дальнейший путь оргкомитет экспедиции ставит задачу перед экипажем 003: встать в голову колонны, найти озеро Монастырское (что приблизительно в 30 км. за Енисейском) и привести команду к месту очередной ночевки. Озеро запланировано для стоянки по рекомендации "Велорога", и найти его можно только на генштабовских картах. Экипаж 003 приступает к выполнению задания.Он уводит команду на северо-запад, через Лесосибирск (город растянувшийся вдоль трассы на несколько км.) и Енисейск. Каково было наше удивление, когда в Енисейске, на каждом перекрестке мы увидели указатели "озеро Монастырское". В душу закрались сомнения - настолько ли оно дикое и спокойное, чтобы встать там на ночлег. Наши опасения подтвердились - озеро оказалось популярным местом отдыха для туристов и местных жителей, для которых на подъезде к озеру через р. Кемь, даже построили новенький мост (не обозначенный ни на одной карте). Мост, правда, узкий под одну машину, но добротный. На повороте к самому озеру - на сосне висит выгоревшая надпись на обычном листе бумаги формат А4 - где написано, что это озеро-исторический памятник, охраняемый государством и описаны правила поведения на его территории. Подъезжая к воротам часовни, находящейся рядом с озером (часовня построена в память о монахах, с которыми расправились здесь в годы гражданского лихолетия) наши предвкушения и улыбки растаяли. Кругом мусор и родная российская помойка на подступах к храму. На территории самого храма, конечно идеальная чистота. Идем посмотреть, нам даже разрешили позвонить в колокола. Поставили свечи, оставили денег в ящичке для пожертвований и подгоняемые тучей комаров, закончили осмотр часовни и озера.
Но вопрос ночевки остался в силе и служитель часовни любезно показывает нам красивейшее место на высоком крутогорье реки Кемь, где можно переночевать. Не всем экипажам место показалось безопасным, так как спуск к воде требовал альпинистских навыков и поэтому часть экипажей ринулась в тайгу на поиски запримеченного сверху шикарного пляжа. Но тайга есть тайга и уже через 10 минут часть экипажей вернулась к обрыву. Лишь только экипаж 006 бился до последнего - пришлось за ними высылать помощь. Досыта набарахтавшись в грязи команда угомонилась и поставила лагерь на крутом берегу Кеми. До воды далеко, зато вид сверху прекрасен, да и легкий ветерок нет - нет сдувает тучи гнуса.
Здесь, на берегу реки мы начинаем ясно понимать, что комариная атака НАЧАЛАСЬ и, возможно будет преследовать весь путь вдоль Ангары.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Енисейск является единственным городом - памятником в Красноярском крае. Летом 1619 г. отряд тобольских казаков поставил на Енисее русский острог-отсюда и началась история города.
Енисейск стал перевалочным пунктом на волоке Кеть-Енисейск и узлом водных путей.
Отсюда происходило дальнейшее продвижение русских на восток и юг Сибири, шли торговые пути на Москву, в Мангазею и на Восток по Ангаре в Прибайкалье, на Амур, в Китай, Монголию, Якутию. Енисейскими казаками были основаны города Красноярск, Иркутск, Якутск, Нерчинск, Баргузин, Илимск, Братск, Верхнеудинск и другие.
После прокладки Московско-Иркутского тракта и Транссиба, Енисейск утративший значение главного города Восточной Сибири, становится дальней глубинкой.
В 40-х годах город возрождается в связи с тем, что в Североенисейской тайге нашли месторождения золота.
На протяжении всей истории Енисейск был местом ссылки инакомыслящих.
Ныне особую атмосферу, дух города создают не только православные храмы, купеческие особняки и красивейшие здания того времени, но и природный микроклимат.ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
94-е городских здания - историческая ценность города взяты под охрану государства.
Успенский собор
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Татарская мечеть
Старинное здание Енисейского народного суда
Дом купца Савельева
Школа номер -1
Краеведческий музей
Дом купца Востротина и многое, многое другое.
Ближе к ночи поступил звонок от экипажа из Владивостока - они на подъезде к Красноярску. Да, им до нас еще 500км. - придется ехать всю ночь. Скоординировав нашу встречу и отужинав Бахиным тортом, врученным еще на старте, все экипажи укладываются спать с мечтами скупить завтра в Енисейске весь деготь в аптеках (незаменимое средство от комаров и мошки).
Здесь же на берегу реки объявляется "сухой закон".
..."О горе мне "- воскликнули некоторые.
15 июля 3 день
В 6.00 утра прибыл владивостокский экипаж. Виталий Шурыгин и Ольга Кузьмина - уставшие, замученные ночным перегоном. Виталик пытается поспать в машине, но залетевшие комары не дают. В итоге он прыгает в палатку к Командору и засыпает мертвым сном. Что делать - 001 остается на месте и охраняет его сон. Вся команда, тем временем уезжает в Енисейск для осмотра достопримечательностей (как-никак единственный город-памятник в Красноярском крае), для пополнения запасов воды, продуктов и т.д. Вскоре экипаж Командора вместе с Владивостоком, которому присвоен бортовой номер 020, тоже едет в Енисейск. Зайдя в аптеку в поисках дегтя обнаруживаем, что пять экипажей, уехавших утром из лагеря "прочесали" местность и скупили весь березовый деготь. Слава богу аэрозоли от комаров и мошек есть еще в продаже! Так же активно был скуплен ванилин, помогающий в отпугивании мошек.
Ну, теперь мы во всеоружии. Связавшись по рации, вся команда, за исключением 001 и 020 собирается в кучу у парома на берегу Енисея. В последнюю минуту, нарушая все мыслимые и немыслимые правила движения по городу, они все же успевают к отправлению парома. По прибытию, штурман 020-го изрек: "Мама, почему я не умер вчера". Хорошо, что все кончается хорошо - мы на пароме! Делимся впечатлениями от увиденного. 001 экипаж расстается с Енисейском, как всегда, расстроенный, побывав в этом городе уже в третий раз, так ни разу и не осмотрел толком город - всегда получается проездом - то организаторские дела не пускают, то надо спешить, чтобы успеть и т.д.
Впереди неизвестность и информация о поселках на нашем пути минимальна.
Переправа через Енисей заняла минут 20, ходят 2 парома с утра до вечера - весь световой день.
За переправой асфальтом уже не пахнет, начинаются гравийные и проселочные дорожки.
На пути - п.Стрелка. Мы готовились, мы ждали и хотели посмотреть это слияние... Слияние Ангары и Енисея, которое так красиво описывается в интернете: две реки разного цвета сливаются в одну - зрелище красивое и неповторимое.
Подъехали... Подъехали оттуда, откуда это было возможно. Но, с нашей позиции разницу в цвете воды этих двух величавых сибирских рек мы так и не увидели. Видимо, для этого нужен вертолет или, как минимум, какое то водоплавающее судно. Да, безусловно, водный простор слияния впечатляет - очень красиво! Загоняем машины почти в воду и бежим купаться. Из за забора деревенские кричат: "Не купайтесь в Енисее - он холодный, передвиньтесь метров на 100 к Ангаре - там вода теплая, наши там купаются". Но нам все равно, на улице тридцатиградусная жара и холодная вода Енисея здорово бодрит.
Был еще один интересный момент в этом поселке. Когда мы готовили маршрут, то накопали одну заметочку в интернете, мол в п. Стрелка есть памятник Ермаку Тимофеевичу. Правда, исходя из исторических фактов Ермак здесь не был, путь его закончился в районе Тобольска (хотя местные с этим категорически не согласны). Но желание, все же отыскать памятник, не покидало нас. И вот когда отьезжали от слияния двух рек, мы его все-таки обнаружили - за кустами вдоль дороги. Когда подъезжали - не сомневались - да, это памятник Ермаку.
Сидит огромный, крепко сложенный русский мужик - с огромной бородой и мечом в руках, а когда подьехали - получилась неувязочка. У подножия памятника плита, а на ней написано, что это Братская могила времен Гражданской войны... Так и осталось для нас загадкой - где же правда?
Историческая справка:
п.Стрелка, находится на слиянии Енисея и Ангары.
Это место часто посещают туристы и путешественники-полюбоваться красотой. Вода в этих двух реках разного цвета.
п. Стрелка-крупная перевалочная пристань.
В районе поселка ранее производились археологические раскопки. Были найдены углубленные жилища раннего железного века.
В поселке есть красивый памятник казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу. Братская могила одинадцати партизанам зверски замученных колчаковским карательным отрядом в 1919г..
Фото на память и в путь - впереди много интересного и неизвестного.
Через сотню километров пыльной щебеночной дороги с ямами и выбоинами (колонна из за никуда не улетающей пыли над дорогой растягивалась на несколько км.) мы прибыли на берег реки Тасеево, названной так в честь тунгусского князца, владевшего в старину этими землями и имевшего на реке 16 стойбищ. Здесь нас ждет переправа Кондаки - Первомайское. Устье реки под стать Енисею и даже шире! Чиста и прозрачна таежная вода в Тасее.
Паром бесплатный, ходит через каждые два часа - весь световой день. Местные, пытаясь загрузиться без очереди, используют любую щель между машинами, паром небольшой, а уехать хочется всем. О такой специфике загрузки мы были предупреждены заранее и поэтому, пока ждали паром построили свои машины на заезде так, чтобы мышь не проскользнула! К тому же паром был последним в этот день. Но мышь, в виде легкового авто, все таки проскользнула и тогда человек-гора (Рост) мужественно остановил ее своим задом.
В общем плывем, вокруг красотища, вода спокойная и прозрачная, как стекло.
Любуемся природой недолго - минут 20-25 и после разгрузки попадаем в Первомайское. Раньше поселок значился как сплавная контора, теперь разруха и неустроенность.
В районе п. Первомайское река Тасеево почти километровой ширины.
И вновь пылища и колдобины. Наш путь пролегает через п. Слюдорудинск, вновь к берегу Ангары.
В 1820 году п.Слюдорудинск назывался п.Слюдяной Промысел (в царское время в нем добывали слюду).
Вечереет, впереди еще один паром (через Ангару в д. Рыбное - древнейшая деревня, в былые времена одна из богатейших в Мотыгинском районе). Поселение Рыбное было заложено как военный острог еще в 1628 году. Через него пролегал торговый путь, соединявший Россию с Китаем. Село посещали исследователи Ребров, Поярков, Дежнев, Беринг, Лаптев.
В этот день нам везло во всем! Последним рейсом мы переправляем часть команды в Рыбное, и уже по темноте, пока первая группа ставит лагерь, паром делает еще один рейс специально ради нас, чтобы перевезти оставшихся.
Мы понимаем - народ здесь такой, ведь мы и не просили, они предложили сами, да еще и бесплатно.
За день переплыли на паромах три реки, поломок нет, опередили график на сутки.
16 июля 4-й день
О дороге по правому берегу Ангары информации немного. Говорят есть до Орджоникидзе, а дальше - вопрос. В связи с этим распределяем обязанности. Кто то едет в Мотыгино за информацией, кто то в Рыбное, пообщаться с местными. Пара машин осталась в лагере, делать ТО автомобилям.
В Рыбном обнаружилась разрушенная церковь, вернее остатки фундамента. Здесь же, рядом находится памятник красногвардейцам, которому никто давно не оказывал внимания. Здесь же на мысе, обнесенный деревянной оградкой-упавший деревянный крест.
Подошел к нам крестьянин лет пятидесяти. Разговорились. Этот крест, оказывается, 8 лет назад поставили монах с монахиней. Специально привезли его из Енисейска. .. Теперь крест упал и зарос травой.
Ребята наши крест поставили, вкопали как следует, а дядька подсказал, что его лицом на Восток надо ставить. Так и сделали. Непонятно одно - почему у деревенских до этого руки не дошли?
... Через десяток километров гравийки - п. Бельск, а за ним, как ни странно асфальт до самого Мотыгино - районного центра. Увидеть здесь асфальт мы, честно говоря не ожидали, кроме того здесь довольно цивильная заправка. Заливаемся топливом по полной программе (Д.Т по 19.50), покупаем хлеба и выдвигаемся в путь, в надежде, что цивилизация наконец то закончилась и впереди только тайга и глухомань.
Время три часа дня, стоит жара 30 градусов - отличная погода для дороги в неизвестность!
И опять разочарование... Карты безбожно врут.
Под колесами даже не грунтовка, а обычная щебеночная дорога с мостами через реки и километровыми столбиками. На 15 км за Мотыгино сверток на золотые прииски. Добыча золота ведется до сих пор. Уже более 160 лет. Васильевское месторождение в России второе по запасам золота. Мотыгинский район, называемый прежде Удрейским был образован в 1925 году, а само Мотыгино основано в 1671 г. и названо было по фамилии первого русского переселенца.
На основании археологических раскопок было выяснено, что на территории Мотыгинского района располагались крупные центры цивилизации эпох неолита и медного века. С конца 19 до середины 20 веков - место ссылки заключенных...
Но, вернемся к нашему путешествию. Мы поняли, что гравийка будет до самого Орджоникидзе. На картах этой дороги нет и со старыми тропами она не совпадает. Она - просто новая!
В наши планы это не входило. Поэтому в районе п. Старый Бык (нежил) команда меняет курс на 90 градусов и сворачивает к Ангаре.
Дорога давно не проезжая и заросла молодыми сосенками и метровой травой. УРА !!! Трофи, наконец то началось. Все переодеваются в боевую одежду (сапоги, ветровки, рабочие перчатки). С удовольствием достаются из укромных мест веревки, шаклы и т. д. Здесь, впервые за всю дорогу, мошкара "дает прикурить!" Забивает глаза, рот, лезет под одежду и там "делает свое дело". Все, конечно, несказанно взбодрились от такой порции мошкары! В ход пошли все "примочки" для борьбы с ней.
Начинаются первые потери. По радиосвязи сообщение: "№ 20 пропорол колесо." Очень нехорошее приключение для начала бездорожья!
Командор, заглядевшись на какую то птичку загнал под капот приличную березу! Все дружно ныряют под машину, ожидая увидеть что нибудь ужасное, но,слава богу все обошлось. Оторван только датчик АВS. Эта примочка не самая главная в нашем деле. Десятый экипаж заваливается на бок так, что Олегу Булгакову приходится выбираться из машины через окно на уровне земли - но это уже мелочи.
Так мы пробираемся 25км. Местами, нитка тропы исчезает и приходится прочесывать лес в ее поисках. Болотина преграждает путь-куда ни глянь. Внезапно попадаем на покос. Уже темнеет и мы в этой суете совсем забываем о том, что покос - дело святое для деревенских и шмыгаем по нему туда-сюда в поисках тропы. Появление местных мужиков немного нас отрезвило. Все угомонились, извенились, а те, в свою очередь, показали нам где выход и обход болот, ведущий к Ангаре.
... На берегу настоящий рай! Гнуса нет, комаров нет. Да... Сегодняшний день заставил нас задуматься, как вести себя в таких "злачных" местах. С этого дня без репелентов и спецподготовки мы даже в туалет не ходили!
Между тем, красивая луна освещала небо, высыпали звезды, но темнота так и не наступила. Просидели у костра до двух часов ночи, наслаждаясь невероятно спокойной гладью Ангары. Вдали, в 7 км. от нас мерцали огоньки п. Орджоникидзе. Мы заснули в предвкушении следующего дня. Завтра нас опять ждет что то интересное!
Дневной пробег 88км.
место ночевки широта-58 24,145
долгота-95 21,808
17 июля 5 день
Утро было солнечным и жарким. Быстренько собрались и в путь. Только выехали - на пути родничек. Набрали чистейшей воды.
Поселок Орджоникидзе встретил нас растянувшимися на пару километров вдоль берега, грудами напиленных бревен. Лесозаготовители валят лес и складируют его на берегу и отсюда по Ангаре сплавляют в Лесосибирск.
По традиции, какой нибудь из экипажей, подъезжая к очередному населенному пункту, зачитывает для всех по рации информацию о том, что за поселок и т. д. Вот и сейчас слушаем в эфире голос Оли Кузьминой, которая с дикцией стюардессы перед началом полета вещает: "Поселок находится возле шиверы Потоскуйский Бык (шивера - каменистый перекат на мелководье). Официальное название получил в 1967 году. Первые жители начали прибывать в 1933г. с Алтая и Забайкалья. Более раннее название поселка - Потоскуй. Сталинские репрессии его не коснулись, т.к. эти места уже были наказанием для выживших. В поселке был музей Орджоникидзе. Сейчас этот дом стоит на другом месте, окна выбиты, экспозиции разграблены." и еще одна неприятная добавочка была найдена в интернете о том, что большая часть населения - одичавшие от безработицы бичи.
Настрой у команды стал не очень хороший, захотелось просто проехать поселок и посмотреть на него лишь из окна автомобиля.
Но, необходимость заставила нас тормознуть у сельсовета (нужно было сделать отметку в маршрутной книжке).
Сейчас, по прошествии некоторого времени, мы поняли, что сделали это не зря. А суть вот в чем: когда мы остановились возле сельсовета, навстречу нам вышел интиллегентный мужчина средних лет. Оказалось - глава сельсовета. После общения с ним стало немного неловко, что такая нелестная информация гуляет по интернету.
Перессказывать наш разговор - это очень долго. А у человека крик души: " Ребята, у нас тут интернета нет, сделайте доброе дело, распишите там все о нас так, как оно есть на самом деле!" Мы, конечно пообещали и сделаем это обязательно, но не здесь, не в отчете. Кратко рассказать - считаю своим долгом.
Итак, п.Орджоникидзе, далеко не умирающая деревня, хотя и не богатая. Но зато люди какие! Сам глава сельсовета, Павел Ясюкевич - бард. Любит петь, сам стихи сочиняет. Вот, например:
Не выпивайте женщину до дна
Оставьте ей, на счастье, на удачу
Надежду, если нет пускай заплачет
Осенней ночью тихо у окна,
Что будет в стужи зимние одна...
Не выпивайте женщину до дна...
В сельсовете картины висят, заглядишься! Местная художница рисует. Поэтесса Ломаковская Людмила Васильевна, тоже здесь в глубинке этой живет. И все здесь нормально, все красиво и аккуратно, даже дома новые построены! Вот так.
Музей Орджоникидзе, действительно, закрыт, но окна целы. Люди бы и рады восстановить, но средств на это пока нет. Между тем - надежду не теряют.
Итак, мы покидаем поселок. Кстати здесь, в этих местах начинается зона затопления, которая окажется под водой после запуска Богучанской ГЭС. Но, деревень это не коснется, речь идет о речках. Например затонет пойма реки Каменка, к которой мы сейчас и держим путь, через одноименную деревню.
Деревня Каменка встретила нас покосившимися избами. В настоящее время здесь проживают всего 70 человек. Недавно был праздник, посвященный 360-летию Каменки, гостей одних 400 человек приехало!
Посетили мы и знаменитый утес, на котором что ни строили - все сгорало: и школа и церковь...
Вскоре, за деревней р.Каменка. Когда подъехали - ахнули! Река широченная. Но, как это обычно бывает: штурманы проверили глубину, выстроили живой коридор по самым мелким местам и 120-и метровый брод был пройден без особых проблем.
Кстати, когда мы к реке подъехали, на берегу стоял бортовой Камаз,видимо, нас ждал - хотел через речьку перевезти. В итоге паренек остался без зарплаты. Нам,почему то стало немного неловко...
Далее наш путь лежит на Иркинеево. Встречаем по дороге указатель на Богучаны, отправляющий путников к переправе через Ангару, где на другом берегу п.Манзя. Но, нам туда не надо. Наша цель - пройти сколько возможно, правым берегом.
Дорога, порой прямая, как стрела, открывает красивейшие виды на сопки. Лес вокруг настолько густой, что человек через эти заросли проберется с трудом. На подъезде к д. Артюгино картина меняется... Горы становятся выше, вдоль дороги течет красивая речка Иркинеево, вода в ней немного мутная с белым оттенком. Само Иркинеево поразило обилием детских площадок и чистотой.
Через р. Иркинеево построен мост, и строительство его закончилось за 4 дня до нашего приезда. Такое ощущение, будто перед нами, по пути следования были разосланы телеграммы. Дорог с мостами понастроили...
Иркинеевский мост - очень интересное сооружение. Это даже не мост, а настил на воде из связанных между собой бревен, а сверху доски. Мост под тяжестью наших навьюченных машин прогибается и уходит почти на полметра под воду. Ну ладно, пусть не брод, но все равно интересно. По таким мостам мы еще не ездили!
За Иркинеево песчаная мягкая дорога. Через 10 км. 36 экипаж сообщает о поломке. СТОП колонна! Из двигателя вытекло все масло. Оказалось, что в блоке цилиндров обломился тройник масляного датчика. Мы автономны, для ремонта все есть, неполадка устраняется быстро.
Минуя без остановки п.Ангарский, обнаруживаем здесь, кроме имеющегося парома через Ангару еще и строящийся мост.
Песчаная дорога закончилась, резко свернула к берегу Ангары и превратилась в каменный неровный настил, по которому можно двигаться со скоростью пешехода. Вечереет, а места для бивуака нет. Кругом сырость и камни. До п. Гремучий остается километра три и полянка находится! На противоположном берегу горят огни Богучан. Даже появляется сотовая связь.
Подводим итоги. Богучаны, это то место, где по плану, разработанному еще в Новосибирске, мы должны были вернуться с категорийного участка на левый берег Ангары. Но, в действительности получилось так, что почти везде была дорога, косая, кривая, но была. И это не давало нам покоя.
Решение пришло само собой. Времени у нас достаточно и движение по правому берегу будет продолжено, пока мы не найдем то, что искали, т.е. КОНЕЦ ВСЕХ ДОРОГ!!!
За день пройдено 161км.
Ночевка широта - 58 24,430
долгота - 97 21,893
18 июля 6 день
Сегодня мы начинаем движение по автозимникам. Первый из них Шиверский - Хребтовый.
Двигаться рекомендуют парами и только на машинах повышенной проходимости. Спросить про дорогу особо не у кого. В Шиверском встретили паренька на Ниве, про зимник в летний период ничего не знает, сказал только, что летом никто туда не ездил.
Ну, с богом!
Начало было неплохим. Сосновый лес, дорожка песчаная. Через 30 км все эти удовольствия закончились и дорога поползла вверх на перевал превратившись из песчаной в глиняную с огромными промоинами и разбитыми колеями.
Здесь, на зимнике мы впервые начали радоваться невыносимой жаре. Такую дорожку в дождь - не дай бог! Мы бы с места не сдвинулись. Сейчас все это промытое и разбитое превратилось в глыбы засохшей глины и проползти по ним было вполне реально. Когда заползли на перевал, картина изменилась. Стали попадаться заболоченные участки. Тут нас посетила мысль - т.к. зимник все равно идет параллельно берегу где в пяти, где в десяти километрах, то не попробовать ли нам спуститься к Ангаре ? Тем более, что тропинка вдоль береговой линии на картах есть, идущая вдоль скальных прижимов.
Опять "разворачиваем оглобли" и по еле заметной тропе начинаем спускаться к Ангаре.
Спуск получился "веселый". Людей здесь не было лет тридцать - это точно! Медвежьи следы на выбор - маленькие и большие, трава по пояс. Тропу тайга надежно перегородила упавшими деревьями.
Ну что, вперед! Началась полноценная джиперская жизнь. Опять востребованы лебедки, сэнд-траки, бензопилы и остальные оффроудные примочки.
В отрыв уходят три машины, прокладывая дорогу и разведывая местность. Четыре остаются сзади и куриным шагом пробираются по уже невыносимо размешаным колеям. Они подтягиваются к первой группе (к берегу) только часа через два, изрядно измотавшись на этих семи километрах тайги. К вечеру уже не работали лебедки у 36, 10, 20 экипажей. У № 06 боковой порез колеса.
Тем временем первая группа уже торит дорожку по берегу. Сначала было терпимо, штурманы, как и полагается в таких местах, идут перед машинами, выбирая лучшее место для проезда. Вскоре скальные прижимы совсем загнали нас к кромке воды и засыпали дорогу огромными валунами. Мы в каменном мешке, но двигаться можно, выкладывая настил из более мелких камней. Так, мы пробарахтались до темноты и уставшие, но довольные упали спать.
...Утро вечера мудренее...
19 июля 7день
Утром, первым, что взяли в руки, была не ложка, а бинокль. Пытались просмотреть дальнейший путь. Вчера, по берегу продвинулись всего на 4км., а впереди, похоже, будет труднее.
Нужна разведка.
Кто пойдет? Ну конечно же, Алексей Федюнин, прозванный "сайгаком" еще в 2006 году, после пешей разведки тропы Тюнгур-Иня, на Алтае. Выносливости ему не занимать и Леха уходит один, получив предварительно наставления - от берега не отходить. В лесу медведя много. Мы, на всякий случай двинулись дальше. Часа через два вдали, на берегу стала видна красная точка - это Леха в трофийной красной майке возвращается обратно. Результат разведки неутешителен - ехать можно, но со скоростью не более трех километров в ДЕНЬ. Леху накормили, напоили и выслушали его рассказ о встрече с медведем...
Согласно неписаным законам клуба OFF ROAD MASTER, пройти этот участок надо, но ведь организаторы обещали, что в этом году никаких "Неизвестных Даурий" и "Обь-Енисейских каналов" не будет! Не будет никаких вертолетов и волнений родственников.
Команда разворачивает своих боевых коней в обратную сторону и к вечеру благополучно прибывает в Хребтовый.
Таким лозунгом встретил нас Хребтовый.
19 июля 8 день
Сегодня день ремонта. Болячек накопилось немало: поломаные лебедки, оторваные стабилизаторы, разбитый подшипник, сорваные шпильки колес, замена масла - со всем этим управились до 5-и вечера. Поехали дальше - красоты разглядывать. Встретили милиционеров на Ниве возле деревни Климино. Старая деревня - 380 лет. Ребята доброжелательные - показали нам гору, на которой год назад была найдена стоянка древнего человека. В следующей деревне, Зеледеево, мальчишки на велосипедах облепили колонну как мухи. Мы хотели воды набрать, а мальчишки кричат: "Мы воду в Ангаре берем!" Ни колонок, ни колодцев в деревне нет.
Впереди Кодинск, Богучанская ГЭС - основные точки нашей экспедиции! Отъехав от места ночевки 52 км мы сворачиваем к плотине ГЭС. В душе какое то волнение. Мы много читали про ГЭС, рассматривали ее фотографии, сделанные со спутника. Знали сколько споров возникало со времени начала ее строительства. Знали, сколько пользы и в то же время горя принесет эта плотина людям! И вот мы здесь, и плотина видна, как на ладони. Но заехать на нее нам не разрешают, кругом шлагбаумы, охрана.
Пытаемся договориться, ведь ехали специально за тысячи километров. Охрана неприступна, да и нет у нее таких полномочий. Только с разрешения высшего начальства. Ну что ж, нельзя, так нельзя. Решено - завтра устроить фотосессию и видеосъемку с левого берега Ангары (охрана посоветовала), а сейчас есть возможность полюбоваться на это грандиозное зрелище с парома. Грузимся и любуемся, проплывая мимо километрах в трех.
Приборы GPS показывают, что плывем к острову, оказалось, что нет. Левый берег с островом Чельбихин соеденен искуственной насыпью, так что острова в природе уже не существует. На берегу раскинулся целый городок, возникший в связи со строительством и называется он - Богучанская ГЭС. Правда на картах такого населенного пункта еще не существует.
Пока плыли на пароме у местных шоферов все выспрашивали про дальнейшие дороги на правом берегу, так как сворачивая к плотине видели совсем неутешительную табличку, гласящую о том, что движение по автозимнику до п.Таежный - запрещено.
Кое что выяснили, но это - уже совсем другая история ! А пока паркуемся и ловим рыбу. Думать будем завтра.
20 июля 9 день
Богучанская ГЭС строится с 1980 года. Она имеет огромное значение для развития Нижнего Приангарья и для Сибири в целом.
Однако, проект ГЭС вызывает серьезные опасения у экологов. По их данным площадь затопления составит 121,4 тыс.га. Под воду уйдут значительные объемы нетронутого рубкой леса (около 2 млн. куб.м.). Экологи, так же отмечают, что возможно возникновение проблем в связи с затоплением торфяных болот и последующим всплыванием торфов. Высказываются опасения повышенного загрязнения водохранилища, снижения запасов ценных рыб.
Археологи, вообще плачут - затопит 60 памятников археологии.
Начнется все это действо в 2010 году.
О жителях деревень, подлежащих затоплению, можно даже не говорить. Переезд - сродни пожару, переезд целого села - стихийному бедствию.
Вот так безрадостно можно обрисовать перспективы запуска Богучанской ГЭС в эксплуатацию.
... Почти день мы потратили на съемки, шиномонтаж, заправку, закупку недостающих продуктов. Побывали в Кодинске - небольшом тихом городке, основанном в 1977 году.
На горе, откуда виден весь город, стоит огромный храм - единственный в Кежмском районе. Построен он 10 лет назад на пожертвованные средства. Конечно, мы не могли туда не заехать.
За территорией храма встретили монашку. Обратили внимание на то, что возле ограды храма построен туалет, да такой, что от других строений его не отличить - красный кирпич, башенки, кресты ... Монашка, видя наше недоумение, с улыбкой рассказывает, что люди заезжие, часто не поняв, что это за строение - начинают перед ним молиться. Забавно.
Зашли на территорию - кругом цветы посажены, чистота и благоухание, монахини клубнику спелую собирают. И тут опять куръез! По ягодам и цветам пробежал пришлый кот и монахиня никого не стесняясь начала кричать на него, чуть ли не матерными словами. Да... Неожиданный оборот.
Экскурсии окончены и пора подумать о дальнейшем пути. Впереди поселки Таежный и Кежма. Из разговоров с местными всплывает информация о том, что в двадцатых числах июля в Кежме будет праздник и называется он - "Праздник прощания с деревней". Кежма попадает под затопление. Вот это да! Приехать посмотреть места затопления, да еще попасть на такое историческое событие - эта мысль не давала нам покоя! Опять начался сбор информации. Все в один голос твердят: "Не пройдете! Зимник только начали строить - сплошная глина. Мост через реку Кода - разрушен, насыпь местами размыта и обходов нет!". В общем - приговор прозвучал. Нам не пройти. До Таежного, без учета сожженного моста, еще можно добраться, но дальше, до Кежмы - бесполезно! Одна только информация грела душу - из Таежного, в крайнем случае, можно уплыть на пароме. Эту информацию отрыли в местной газете - паром есть и он работает!
ВСЕ ! ПОЕХАЛИ ! Нас уже не остановить. Топливные баки полные - мы попробуем!
Уже на 35 километре пути дорожники, с ухмылкой, предсказали нам наше ближайшее будущее, мол, ждем вас обратно через пару часов. Мы же осторожны в своих высказываниях, улыбаемся и говорим: "Возможно..."
На 58 км. опять встретили дорожников, эти отнеслись к нам с большим пониманием. Сожалели только, что не увидят все наши приключения. Пожелали удачи, подбадривая словами: "Если пройдете, то будете первыми . Здесь только зимой можно проехать".
С буксовками и объездами промоин по глиняной насыпи добираемся до 82 километра. Вот он - обещанный "красавец" мост. Да... Картинка...
От моста остались только "рожки да ножки ". Его разобрали, сожгли, сверху все это припорошили огромными камнями, а сама река, не найдя выхода сквозь этот затор, нашла себе другое русло.
То, что мост был демонтирован специально, мы поняли сразу. Видимо, какие то внутренние проблемы дорожников...
Виталий Шурыгин (из Владивостока) усиленно пытался прощупать дно, чтобы пройти реку вброд, мерил глубину, корая оказалась ему по грудь. Сибиряки же даже не пытались сделать это. Таежные речки с их вязким дном и большой глубиной для бродов непригодны. Возможно, в Приморье реки не такие.
...Дело шло к вечеру, мошкара опять начала одолевать, но мы уже научились ее не замечать. Трезво взвесив наши возможности, принимаем решение: мост будем расчищать и ремонтировать, а через новое русло что нибудь сгородим. Опыт такой имеется, инструменты с собой. Есть все необходимое: лом, кувалда, скобы, стропы, вместо подъемного крана воспользуемся лебедками.
Началось строительство. Кто варит на всех ужин, кто оттаскивает камни, кто кладет бревна - все работают.
К вечеру выясняется, что в 36 экипаже случился день рождения! Именинник - Илья Жемелко (штурман). Ну как не отметить! Гуля (второй штурман экипажа), даже ухитрилась по дороге торт состряпать. Вечер получился веселый. Все бренчали ложками в темноте и желали Илье, чтобы вот так он встречал все свои последующие дни рождения!
Да поймут нас любители пролеживания диванов !!!