Берингия. Часть 6

12.02.2016 г. -27°, пасмурно, ходовое время 10 ч., пробег 32 км.
Утром Фёдор, который накануне вечером рассказывал про множество охотничьих премудростей, проводил нас на мыс Ванкарем и показал моржовое лежбище, где, как следует из названия, летом лежат моржи и расположено оно совсем рядом с посёлком. Кстати, Ванкарем переводится как моржовый клык. На другую сторону залива поехали смотреть китовую тушу, которую выбросило на берег и её облюбовали медведи.Но кита успело задуть снегом, и медведи потеряли к нему интерес.


[spoiler]Выброшенный на берег сейнер

На Ванкаремской косе с ФёдоромВыдвинулись дальше. Подойдя к мысу Онмын (как говорят местные и подписано на старых картах) или Онман (как написано на современных картах) определили три тактики его прохождения. Первая – под мысом по льду, но учитывая карту глубин и высоту мыса, скорее всего, там сильнейшее торошение. Второй – пройти между сопок на удалении от мыса, примерно придерживаясь снегоходного трека. Третий – уйти совсем глубоко в тундру. Ещё маленький вариант обойти мыс по лагунам и речкам, но там, по словам местных, наледи между лагунами и всё заметено.
Первым, как самый перспективный, выбрали вариант по сопкам. Начали подниматься по верхушкам, где торчала трава. Потом под ногами начали появляться камни, чему мы очень обрадовались, подумав, что здесь выдут весь снег. Только через пару сотен метров камешки превратились в курумник состоящий из огромных глыб.

Начало курумникаКогда стемнело, уже от безысходности, решили спуститься и попробовать обойти мыс Онмын по морю. Шлось безусловно очень тяжело, но шлось. Перед машиной шло три человека, один посередине и двое по бокам, чуть шире колеи. Как только один проваливался – корректировали маршрут, потом по натоптанному проезжала машина. Сто метров разведки, сто метров едем в машине, сто метров откапываем машину, сто метров разведки… решили отложить дальнейшее прохождение до утра и дальней пешей разведки.
Заставила Стаса ходить с ружьем, чтобы была возможность выстрелить в воздух, так как многие говорят, что белые медведи трусливые (хочется им верить). Хорошо помню, как глубокой ночью, уже порядком вымотанные, мы тащимся в снегу по прибрежным намётам, а фары периодически светят на обрыв мыса и кажутся мне на его стенах глумливые рожи местных келё.

СамоуспокоениеНочью к нам приехал житель Нутепельмена, которого отправили на наши поиски, так как узнав, что мы выехали из Ванкарема, к вечеру уже ждали в Нутепельмене. Он долго распутывал наши следы и около трёх ночи нашел наши машины. И очень удивился, что мы спим. Предупредил, что за Онмыном в январе отрывался лёд в нескольких километрах от берега и уехал обратно.

13.02.2016 г. -25°, солнечно, ходовое время 10 часов
Встали рано утром, и ушли в пешую разведку. Ничего утешительного не увидели. Как и ожидалось огромные торосы под мысом, задутые мягким снегом.
Поехали обратно по своему следу. Вернулись почти до самого Ванкарема. Перед окончательным поражением Стас настоял на том, чтобы опробовать вариант с лагунами. Попробовали перейти на лагуну по тундре, но она горбатая и мягкая, скорость 5 км/ч тоже скорость, но не для таких расстояний. Дошли до конца Ванкаремской косы и свернули в лагуну Ванкарем. В первой части лагуны наст был отполирован ветром до зеркального блеска и бетонной твёрдости, машины практически не оставляли следа. Но какой же он был при этом не ровный. Дружно вспомнили зимник Арктика. Срезали лагуну через мыс Темпытым и с опаской подошли к проливу между лагунами. Машины шли на расстоянии, под колёсами оставалась вода, но машины даже попыток не делали провалиться. Да ещё и следующая лагуна оказалась легче. Все с напряжением ждут, когда начнём вязнуть в снегу. Потеплело до -22 и задул сильный ветер. Вышли из лагуны в реку Кымъынейвеем. Выбрали по карте место, где за горой Вукатым есть только озёра без отметок рельефа и решили через этот участок попробовать перейти в лагуну Пэнопэльгин, откуда без проблем добрались бы до Нутэпельмена и встали перед последним броском на ночёвку.

14.02.2016 г. -19°, ветер около 20м/с, снег
С утра форменная пурга, вокруг всё белым бело и ничего не видно. По спутниковому телефону попробовали уточнить прогноз и получили совершенно противоречивую информацию. Решили попурговать до темноты и, если лучше не станет, попытаться при свете фар ехать дальше. Едим, спим, читаем – каждый выбрал занятие по душе.

Пургуем
И вот расположились мы в машине, достали оттаивать побольше еды, Лёша спит, я вышиваю, Стас смотрит фильм, одним глазом бдим за изменением видимости. Пасторальная картина. И тут я вижу в окно приближающийся предмет, сначала подумала, что галлюцинации в снегу начались, всякое бывает. Но галлюцинация быстро приближалась и превратилась в снегоход Буран с прицепом в сопровождении собак. В Нутепельмене нас во всю ждут, баня, концерт, а мы тут прохлаждаемся – неудобно получилось. Нас встретил глава Нутепельмена Александр Кергитваль и молодой охотник Владик Выквыросгин. У них был трек охотников до нашей стоянки и, подремонтировав сани, поехали за нашими провожатыми.

Александр Кергитваль показыват трек Лёше Тузову
Наша навигация

Ездовые собаки
Несколько раз проезжали схроны отмеченные вешками и шестами. Это рыбачьи и охотничьи угодья жителей Нутепельмена и у всех есть трек до этих мест, поэтому нас и смогли встретить в таком молоке.
Прошли ровный отрезок тундры – место перехода в лагуну было выбрано Алексеем абсолютно верно. Шли на приличной скорости, стараясь не отставать от снегохода. После спуска в лагуну Пыныпельгин наша машина резко застряла в снегу. Райт начал нас объезжать, чтобы мы могли за него залебедиться и его морда тоже застряла в снегу. Он начал натаптывать колею, будучи совершенно уверенным, что это обычный пухляк, и я увидела у него под колёсами воду. Всё. Приехали. Морда машины Райта в наледи. Мы весим на пузе в снегу, а колёса в наледи. Через три дня, когда это всё закончилось, Александр извинялся, но как вышло, так вышло.

Начали доставать Райта, так как он казался перспективнее. Рядом с машиной вырос сугроб размером с эту самую машину, из ямы уже давно достается ледяная каша. Урок первый – копать наледь бесполезно. Пытались подкладывать пластиковые сэндтраки – оба сломались, канистра, замещавшаяся сендтрак, тоже сломана. Урок второй – от пластиковых сендтраков в наледи толку нет. В наледь закопали обе запаски (привязали их на всякий случай на трос, чтобы не уплыли под лёд). Когда появился шанс съехать назад по этой конструкции и Лёша командовал операцией, то мы получили третий урок – Тузова надо слушать, но вместо команды «потихоньку» от стартанувших колёс запаска вылетела из наледи, а машина плюхнулась обратно.

Звездец в фас и профильВсё это время Александр и Вадим помогали нам. Ситуация осложнялась знатной пургой с ветром 12 м/с. Предложили Нутэпельменцам ехать обратно домой и попросили, по возможности, привезти утром досок. Расстались с ними около восьми вечера и легли отдыхать, впереди предстояла непростая работа.

15.02.2016 г.
В четыре утра (или ночи?) из Нутепельмена приехал снегоход с двумя брусьями ддлинной полтора метра. На втором снегоходе приезжает загадочная Лариса Ролькина, про которую мы слышали от всех встречавших нас, начиная с Ванкарема: «Нас Лариса отправила встречать». Вот и познакомились:)
Использоали все имещиеся брёвна, начали опять доставать Райта и тут из лужи раздаётся красивый звук «Дзинннь… дзинннь». Утешаем себя, что это звук бампера стукнувшегося об диск закопанной запаски, но передние колёса перестали крутиться. Предварительный диагноз – редуктор. Приехали (кажется, я повторяюсь).


Райт и Райво засыпают в машине, мы со Стасом решаем поехать в Нутепельмен, где есть телефон. К снегоходу Ларисы были прицеплены старые нарты, на которые нас и посадили Наверное, это будет одна из моих самых запоминающихся поездок. Дышло у саней отвалилось ещё когда мы собирались, и Стас примотал его грузовой стяжкой (потом, уже после всех приключений, Стас их надёжно заварил). Лариса любит ездить быстро, а вся лагуна в жёстких застругах. Чтобы испытать подобные ощущения можно съехать на санках с лестницы – думаю, будет похоже.
Лариса привезла нас в дом Оксаны и Стаса Тымнеросгиных, где начинает работать штаб экспедиции, в котором также участвовали Анна Арены и Любовь Эттырагтына. Звонили Ивану Сосновскому (многим известному как Сосна) в Анадырь и просили найти редуктор. Узнали, где в посёлке можно найти действительно длинные доски и гвозди. И тут Аня спрашивает: «Может их трактором достать?». Оказывается в Нутепе два трактора, один развозит воду, а второй стоит не заведённым всю зиму. Мы и не надеялись на такую удачу. Находятся подходящие доски и гвозди, начинают отогревать и заводить трактор. К вечеру Стас уезжает на снегоходе с Аней, за ними трактор, а я осталась на телефоне.
Дальше начался мой персональный цирк. Иван в Анадыре находит редуктор, но его хозяин в отпуске за границей, а сын не знает где тот лежит. Пока Иван договаривается по редуктору, я решаю следующую логистическую задачку: в среду с залива Креста (пгт Эгвекинот) летит вертолёт в Нутепельмен. Следующий только через две недели. Нахожу борт, который летит с Анадыря в Эгвекинот во вторник в 9.30 (а сегодня понедельник). В аэропорту Анадыря говорят, что по доставке груза надо решать непосредственно с перевозчиком. Ни один телефон перевозчика не отвечает (из тех, что доступны в интернете, которые мне диктует подруга из Новосибирска). Мне дают сотовый одного из сотрудников перевозчика, но трубку берёт другой человек и сообщает, что тот, кого я ищу на пенсии. Не спрашивайте, как я получила номер телефона генерального директора, надеюсь только, что он был не в Москве, когда я ему звонила. Уже через него я вышла на нужного сотрудника. Не с первого раза уговорила принять на борт груз без длительного оформления. Знакомый Ани Арены из Эгвекинота согласился забрать груз с самолёта и передать на вертолёт. Вроде паззл сложился. Параллельно отвечаю на звонки от всех подряд (ощущение, что домашний номер Оксаны и Стаса был в свободном доступе в интернете). Меж тем нет ответа по редуктору. Беру по нему все контакты и ближе к одиннадцати вечера получаю согласие на продажу.

Фото в коллекцию к такой же с Диксона
А дальше начинается цирк имени экспедиции на Уэлен. Сижу всю ночь с телефоном, и вот звонит Райт: «Юля, я могу отказаться от покупки редуктора?» Хотя, накануне звонил Стас и сказал, что нет уверенности, что сломан редуктор, но Райт от покупки не отказывается. У меня слегка дёргается глаз. Утром звонит Иван и говорит, что редуктор на продажу не исправен. Выдыхаю. Звонит Стас и спрашивает, вылетел ли редуктор. Глаз дёргается сильнее. Иван находит лочный редуктор, человек готов снять его со своей машины, в обед из Анадыря выходит караван Охар, можно передать с ними. Говорю ему, что Райт ночью говорил, что редуктор не нужен, давай повременим. Звонит Стас, говорит, что редуктор не нужен, сломалась крестовина, сейчас заменят и поедут. Связь с ними прерывается, а я с городского на спутник не могу позвонить. Звонит Иван, говорит, что эстонцы с треккера ответили Славе Загоскину из Билибино, что редуктор нужен. Глаз не дёргается, а тихо офигивает вместе со мной. Звоню в Билибино, прошу Славу уточнить через треккер. Райт подтверждает, что редуктор нужен. Решаем с Иваном, что он оставит мне контакты продавца.
Наконец-то приезжают участники ледового побоища, у них в это время тоже всё было очень весело.
Дальше рассказ записан со слов Стаса.

Приехал к нам трактор и не смог подъехать, и сам провалился в наледь. Дальше начался у нас процесс доставания трактора, но трактор очень тяжелый, и, в принципе, копать его было бесполезно, поэтому перешли к стратегии большой разгонной дорожки и ломания наста над наледью Соответственно при первом застревании трактор чуть-чуть откапывался, сам себе разгонял большую дорожку, разламывал всё вокруг и выпрыгивал из этого болота. Таким образом до ближайшей машины Райта от трактора получилось очень большое расстояние без заезда в наледь обратно и мы соединили все троса которые были, включая даже кевлары, что нашлись. Первым делом выдернули Райта, выдернули его без особых проблем, без наезда на деревяшки, просто волоком вытащили на сухое, там и оставили, для того, чтобы ребята начали финишную диагностику. Именно в этот момент начались повторные звонки Юле, что редуктор действительно нужен, потому что когда машина сидела на половину в наледи было видно сломанную крестовину, плюс ко всему Райту не очень хотелось покупать новый редуктор, учитывая его стоимость и доставку, но этот вариант не проконал. Дальше мы перецепили за нашу машину, Тузов там естественно уже наподстилал кучу досочек и напродумывал всё до мелочей, и тачка легко выдернулась тросом также на сухое, чуть-чуть переломав наледь как якорь.


Дальше у нас начался следующий этап экспедиции, мы отправили домой снегоходчиков, естественно попив с ними чаю, отблагодарив ребят. Скомпоновали нарты, одни сани привязали к прадику, на него сгрузили остатки досок и всё что смогли вытащить из наледи, ещё одни сани уехали с бурашкой и с нами остался один снегоход и трактор. И вот мы идём первыми, немножко перед трактором, примерно по тому треку, по которому трактор приехал с Нутэпельмена, за нами идёт трактор, который подтаскивает Райта, оставшегося на заднем приводе и ехать ему очень тяжело. И тут мы немного отстаем, Райт с трактором нас обходят и залетают в очередную наледь. Наледь оказалась ни чуть не менее суровой, чем предыдущая и трактор застревает там по самое не балуйся. Отцепляем Райта, начинаем вытаскивать трактор. Всё повторяется с откапыванием, разгонной дорожкой и тут трактор рвёт гуску, разуваясь на одну сторону. Как уже говорилось, трактор очень тяжелый и гуска тяжелая, и всё это происходит в наледи, в общем, всё показалось очень грустным в один момент.

Мы делаем попытку поскорее отъехать от этого участка и сами проваливаемся в другую наледь. На этом всё интересное заканчивается и начинается очень интересное. Уже рассвело, подошла к концу вторая ночь в наледи и мы пытаемся находясь прямо в наледи напялить эту гуску обратно. Всяко разно переставляем трактор на одной гуске, тут у трактора заканчивается масло и терпение у мужиков. Распихиваемся все по машинам. К нам садятся ребята с Нутепельмена, кто-то садится к Райту и немножко начинаем дремать, а часть людей уезжает на снегоходе за бочкой и за торсионом, для того, чтобы подмять бочку под гусеницу, чтобы трактор чуть-чуть приподнялся и натянуть гузку. Через какое-то время ребята возвращаются с бочкой, мы проводим все эти процедуры, но гуска никак не хочет сесть на место – не хватает натяга и мы никак не можем её переставить, потому что, по сути, половина её находится в наледи вместе с этим же трактором. Принимается второе кардинальное решение, вместе с маслом привезти дополнительный трак. Доптрак это звено трака, которое позволяет временно сделать трак гусеницы чуть длиннее, натянуть его на заднюю звёздочку, потом вытащить доптрак и соединить трак по пальцам как надо. Соответственно ребята уехали за доптраком, остальные остались кемарить.

Эта фотография висит у Стаса на работе
Ребят долго не было. Как оказалось, по пути у них сломался снегоход, в итоге они перегружались на другой снегоход вместе с этим доптраком и к какому-то там времени, так как чувство времени у нас вообще сбилось, ребята приехали. За пару часов мы провернули процедуру с доптраком, всё собрали, натянули. Дальше трактор начал вытаскиваться. Райт сзади за это время успел поменять сломанную крестовину. Мы в это время с Тузовым поехали на разведку выхода с этой наледи из расчёта, что мы поедем обратно сами на Ванкарем и нам придется как-то эту наледь объехать и попасть на перешеек между двумя лагунами. Я шел впереди с пешнёй, Лёша ехал сзади, объезжали наледи. Весь этот наледный район оказался очень большим по факту. Вышли на сухое, забрались на небольшую сопочку. Накатали дорогу до старого летнего гусяночного следа, на нём снег чуть по-другому виднелся, по крайней мере Тузов его распознал и этот след совпал по навигации с советским вездеходным треком. Потом паровозиком с Райтом и трактором доехали до Нутепельмена.



В борьбе с наледью приняли активное участие хозяин трактора Владимир Пылё, Олег Эттырагтын и сын его Борис Эттырагтын, Антон Номенкау, Андрей Ивашев, Констатнтин Тынарентыят. Большое всем спасибо!

Схема движения Ванкарем-Нутепельмен

16.02.2016 г.
Хозяина дома, где мы живем, зовут Стас. Поскольку мы продолжаем созвоны по поводу редуктора (он таки нужен) было много забавных моментов. Самый весёлый, когда кто-то позвонил и спросил нашего Стаса, а ему в полной уверенности ответили, что Стас на работе.
Договорились с хозяином второго редуктора, но на вертолёт уже не успели, поэтому решили передать редуктор до Эгвекинота вездеходом, а Райта доставить к редуктору тоже вездеходом. Договорились c владельцем Охары Сергеем Гуркиным и стали его ждать.
Добавлю только, что решение с вездеходом было принято Райтом не сразу, из чего появился самый весёлый анекдот экспедиции (пересказываю со слов Тузова).
Молодая мама с маленькой девочкой за ручку останавливается возле накрытой парашютом машины Райта и милый ребёнок спрашивает «А правда, что эта машинка у нас останется на совсем? Я летом в неё играть буду!» Райт стал свидетелем этого диалога и согласился на Охару.

Прижились в Нутепельмене
17.02.2016 г.
Рассказ про наше пребывание в Нутепельмене мне кажется излишне сухим, потому что я не знаю какими словами передать то душевное тепло, с которым нас тут встретили. Как только мы выехали из Ванкарема (а нас ждали к вечеру того же дня) начали топить баню, печь пироги (каждая семья выбрала, что будет готовить, пирог, торт, лепёшки, варёную оленину). Когда мы не приехали, за нами отправили снегоход, потом ещё один. Пока нас ждали всё время топили баню, а в клубе приготовили концерт. Спасибо вам, дорогие нутепельменцы, за такую встречу!

Встреча в Нутепельмене
Сегодня мы наконец-то смогли увидеть приготовленный для нас концерт: рассказ об истории Нутепельмена, в том числе от Татьяны Павловны Тынарентыят, на глазах которой эта история происходила. Как организовывали колхоз, как Нутепельмен затопило и его пришлось переносить, как в двухтысячных посёлок был отстроен заново, благодаря губернатору Роману Абрамовичу.

Так теперь застроены все национальные сёла Чукотки
Потом песня на чукотском языке под удары бубна. Ещё многие знают родной язык, но на нём почти не говорят. Кто-то жалеет об этом, кто-то говорит, что русский удобнее. В Якутии, кстати, якутский язык используется повсеместно и люди общаются на нём в повседневной жизни. Я стояла в очереди в аптеке и фармацевт на якутском что-то объясняла покупателю дедушке якуту. Хорошо, что и на русском здесь говорили, а то осталась бы я без лекарства.

Песня на чукотском
Затем народный танец двух очаровательных подружек. Каждое движение это не просто хореография ради хореографии, а имеет практическое значение, рассказывающее о жизни народа. Вот девочки прядут кудель, вот выделывают шкуру, а вот смотрятся в зеркальце.
Мальчики показали танец «Охота на моржа», рассказывающий, как понятно из названия, об охоте на моржа.

Девочки прядут

Охота на моржа

Ну и какой же праздник без чаепития! Нас угощали плюшками, тортиками и пирогами с яблоками. Кстати, учитывая местные цены на яблоки, это равнозначно тому, если у нас хозяйка поставит на стол миску красной икры.


После чаепития конкурсы и дискотека – давно я так не хохотала от души. А у Лёши Тузова, помимо таланта по вытаскиванию машин, ещё и голос не плохой, а на дискотеке он был просто звездой.
Фото:
  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30