24.07.2013 16:58:06
|
|
|
23.07.2013 19:58:52
Дозвонился до них, дорога была пробита три-два года назад. Бфли произведены геологоразведочные работы и база была снова свернута. Два года туда никто не ездил. Планируем сделать авиаразведку на як18 с промежуточными посадками в Кырене и Орлике (все заснимем на экшн-камеры)
Изменено: |
|
|
24.06.2013 04:07:48
С сайта путешественнников
А что Путинцев говорит - проедете? Отправлено Сегодня, 15:43 Тувинцы заинтересованы на всех уровнях сделать дорогу до источников, чтобы пользоваться тем, что им принадлежит. Администрацией Тувы планировалось, что дорога пройдет по Изыг-Сугу (для этого ТГУ и осваивал какой-то грант - проводил экспедицию). Но там просто тяжко - идти по глубокой долине 70 км, где даже никогда троп не было. Многочисленные притоки, болота др. Если подниматься на Соруг, то это тоже не сладко - очень тяжкий перевал (курумики и сыпуха), не сравним с Чойганским. Зато после подьема - только 40 км хорошей тропы по терассе долины до кордона, где есть уже дорога. Рассматривался вариант через р.Додот (пройден со стороны Тувы наполовину, хороша тропа со стороны Бурятии). Но этт путь оказался непроходимым для нашей Протекторовской экспедиции 2011 года. В будущем по этому пути и вероятно будет большая дорога Бурятия- Тува. Надо просто отсыпать около 20 км дороги по вулканическому плато долины Жомболок. Идти по нему тоже не сладко сейчас - мари и болота, непуганые звери и рыба. Путинцев (и наши туряги) подсказали еше вариант через Тиссу и Белин с траверсом хр.Обручева -там он ездил на танкетке.Сейчас разрабатыаю его - он обещает интерсным быть и красивым. Короче, пока в сухом остатке - выйти со стороны Тувы на Соругский перевал, спустить машины на тросах (или двойных веревках). Чойганский перевал как-нибудь уже покориться. Больше оружия и официальных бумаг, поменьше валить деревья. Может время выбрать без большого стечения народа |
|
|
22.06.2013 06:11:40
Из обсуждения на форуме клуба "Протектор"
если подняться в Чойган-Дабан со стороны Бурятии еще можно при желании на лебедке, то спуститься со стороны Тувы не реально. Машина в тропу не влезет и есть такие повороты на 180 градусов практически на месте. На самом перевале есть места где тропа проходит под прижимом около озера. На мотоцикле реально. А на Соруг-Дабан цепляться не за что и плюс каменные осыпи. Плюс стопятьсот про спуск с перевала. И, главное - зачем? Дальше дороги все равно нет. Будет, как в том рассказе: "...осторожно, как можно дальше высовываю ногу за гребень... Ура! Я был в Монголии!" Если уж мега-идея про Туву тут рассматривается, то я бы искал другой вариант, не через Чойган. Олег, я внимательно читаю и твою тему на оффроадмастере и на других сайтах, типа Ангары и Природы Байкала.. Вот твои "70 км всего то какого то бездорожья по тувинской части маршрута" это так скромно и мягко сказано. Там мягко говоря отнюдь не 70... И ключ маршрута там вовсе не перевал Чойган-Дабан. Какие то варианты проезда - перетаскивания- проплывания по перевалу я представляю. Там не сахар конечно, но в общем шансы есть. Даже спуск к Чойгану - при определенных условиях осуществим. Вот только дальше вдоль Аржаан-Хема и Изиг -Суга... сейчас дороги нет и не будет в обозримом будущем.. И там есть еще один ньюанс, который в общем то нельзя сбрасывать со счетов. Буряты к нам доброжелательнее, чем тувинцы.. И что нам скажут тувинцы, когда увидят, что мы делаем с их тропой.. Они вообще- туристов на Чойгане пришедших с бурятами - воспринимают как экспансию. А как они воспримут джипы с иркутскими номерами... Вот, а если конструктивно - то я бы разведывала маршрут по Тиссе и перевал Сарикты-Дабан.. ну вот если очень хочется приключений, бездорожья и подвига. Насчет Тиссы - пока бесперспективно. Найден вариант (Сергей Овсянников там ходил) - Через Жомболок- в обход Хара-нура(через само озеро не пройти)с выходом на Додот, по Додоту уже есть следы техники "Мать, мать, мать.. - привычно откликнулось эхо." Олег, извини меня за сарказм и неуместный местами юмор. Я на самом деле очень живо интересуюсь твоей идеей, просто Жомболок это еще смешнее, чем Сенца. Я там ходила сама своими ножками и ... что тебе могу сказать - 80 процентов расстояния между Олон-нуром и собственно Хара-Нуром - можно тропу оптимизировать под машину, вообще не сложно, остальные 20 % - причина того, что там ничего такого до сих пор нет.. Ну и потом.. у меня тут где то валяется отчет "разведка боем по Жоболоку" там гжде мы встали дальше уже только "строить дорогу" то есть не присыпать, прорубить, раскидать что то - а именно строить. И не два метра - мостик с камня на камень.. через трещину или еще как.. а такие нормальные строительные работы на месяц... На Додот я так понимаю, вы с Хакты планируете попасть через перевал 2100.. Вообще, я бы разведывательную экспедицию из эндуристов собрала.. Да правильно, с Хакты Новая информация от Тувинского Госуниверситета - На Додот проходил урал с золотарями с Тувы под самый перевал с Бурятией (эта дорога предпочттельней для джипа и тяжелой техники Но по их-же информации, если идти из долины Сенцы и подняться на перевал Соруг-Дабан, то там уже проходимо для машин и недалеко находиться кордон Азаского заповедника (от которого уже ходят машины) Реально от перевальной точки Соруг-Дабан до кордона 4см по пятикилометровой карте Можно без варварства к природе пройти на эндуриках и квадрах Олег, так я о чем и говорю - 70 километров долины горной реки, по которой никогда не ездила колесная, гусеничная либо иная техника, кроме оленей. В каКчестве разведки боем можно взять долину Олхи и попробовать проехать от Витязя до Сибиряка хотя бы. Там будет то же самое, только примерно в 10-12 раз дольше На Жомболоке не был, тут пусть Аня рассказывает. Не знаю. Но вариант с Чойганом - это утопия, по-моему. И опять же на ангаре правильно говорят, доедете до источников, и каждый встречный в вас плюнет как минимум, потому что из тропы вы сделаете болото с элементами лесоповала, а дальше упретесь в тупик и тропа окажется пропилена зазря ))) Я бы тогда предложил другой вариант - поехать вместе, дойти до Чойгана (под перевал), оставить там машины и дальше двинуть в две стороны - мы на Топографов, вы по реке разведывать эти 70 км. Вот если они окажутся проходимы, объективно проходимы, то можно будет думать дальше. Предложение проистекает из того соображения, что командой все же ехать лучше, чем в одну каску, вот у Никонова спроси, как он там эвакуировался вы не поняли меня. Откройте карту -47-XXXIII (Чойган) -двух километровка Сами источники стоят в долине реки Изыг-Сук (если вверх -то Аржан-Хем) Спускаемся от источников по реке примерно 5 км и поворачиваем влево на перевал Соруг-Дабан (203 8) Эта основная тропа тувинцев, итдет траверсом по долине, кордон заповедника находиться на координатах 52°42'28.75"С 98° 3'56.77"В По гуглу 40 км по прямой от перевала 2038
Изменено: |
|
|
21.06.2013 11:41:29
С сайта автостопщиков
"С 8 по 18 августа планируется провести разведку предстоящего автопрорыва из Орлика (Бурятия) на Чазылар (Тува). Будет две или три группы: 2 пеших (или на лошадях) и одна авто (мото-квадро). Задача пеших - пройти от верховий сенцы через Чойганские источники в долину р.Соруг примерно до слияния с Хамсарой, вернуться через Изыг-Суг. Автогруппа -будет протаскивать технику до Чойганских источников. Будем рады попутчикам в этом тяжком деле. Основное обсуждение сложилось пока здесь:
Отправлено Вчера, 18:40 ой, ой, ой... Ну, пешие-то, возможно, пройдут, особенно на лошадях (нас туда, на Соруг испугались вести местные буряты, те, что стоят под Чойганом в верховьях Сенцы). Категорически не советую иметь с ними никаких дел. Обманывают и кидают. Подставляют на деньги, угрожая в тайге оружием и т.п. Если вы уже договаривались в Орлике, что будут лошади, это безответственная брехня, необходимая орликовским водилам, чтобы стрясти денег с вас за доставку к перевалу. Потом они уезжают, а вы оказываетесь заложниками хорошего настроения этих паскуд. И все, о чем вам говорили в Орлике, их не колышет. Можете идти обратно в Орлик, можете соглашаться с их требованиями. На 2011 год это было 1500 за лошадь в сутки плюс 1500 за каждого проводника. Уговорили вроде их дойти до Соруга, в результате уже на источниках под перевалом они отогнали пару лошадей обратно тайком, предъявив претензии к нам же, дескать, мы недоглядели, тувинцы лошадей украли. Всякие бумажки с грозными печатями на сволочей не действуют. Нам помогло оружие. И еще то, что, по случайности, на источниках отдыхал какой-то большой бурятский мент. Но до Соруга мы так и не добрались. Вся работа псу под хвост. Учитывая то, что лошадей там больше брать и негде (иногда приходят на источники тувинцы на оленях и лошадях, но им на Соруг вести как-то и не с руки, да и животные измученные дорогой от Тоора-Хема), пойдете пешком. С небольшим грузом оно, наверное, и возможно. Нас же с экспедиционным барахлом тувинцы подбросили разве что до более-менее сплавных верховий Изиг-Суга, дальше мы пробирались на катамаране. К большой воде (Чойган-Хем) там пути нет, болото, в котором лошади буквально ложились на землю, отказываясь передвигаться. И пара-другая довольно бурных притоков, лошади переплывали, но с большим трудом и риском. Так что, лучше берите катамараны (хотя тащить их...) Опыт прохождения саянских троек очень был бы к месту: пара порогов на Изиг-Суге, тройка на Хамсаре (там попроще, но и вода большая, последствия оверкиля могут быть попечальнее), непроходимый водопад на Хамсаре за Дерлиг-Холями. Сухопутная тропы на Чазылар (Хамсару), должно быть, есть, вернее, оленья тропа. Но она проходит далеко от реки, мы не видели. Как-то тувинцы туда попадают. Автотехника на источниках Чойгана - не проедет, и не выедет. Абсолютно бесполезна. Это мое мнение. Со стороны Тоора-Хема идет хорошая (ну как хорошая - оторвало Уралу мост, а уазик утонул, выкапывали дня два с помощью случайных местных) дорога. Идет она к каким-то месторождениям, пересекая реку Хамсару. Вверх по Хамсаре никаких дорог нет, в районе Чазылара есть какое-то непонятное локальное движение, но с Большой земли туда добираются на самолете. Раз в месяц что-то летает. В Чазыларе (вообще-то поселок называется Хамсара) живет русский радист Женя, отличный человек, помог нам со связью, с лодками и с продуктами-сигаретами. На Алды-Дерлиг-Холь, действительно, стоит турбаза. Жил в ней на момент нашего появления сторож, забытый в прямом смысле этого слова упомянутой Вами скотиной Терещенко. Вот так взял и оставил человека в тайге, обещав забрать в марте (а мы проходили там в июле). Мужик понемногу терял разум, курил ягель, жрал рыбу, которая ему уже осточертела. К турбазе дорог никаких нет, во всяком случае, полубезумный сторож обдумывал план или пойти напрямик через тайгу в Верхнеудинск, или продираться берегом Изиг-Суга. "Зарежу собаку, поем мясца, и пойду". Завозят туда все вертолетом, хотя, возможно, зимники и есть... но Хамсара не шибко плесовая река. А на водопаде, скажем, мы не видели каких-то особых следов объезда (протащить катамаран можно, тропинка есть, но для зимника этого маловато). Тувинский Государственный Университет в последние 2 года занимается проблемой обеспечивания пути до Чойгана от Тоора-Хема. По мне, это не попил бабла, но просто возможность неплохо отдохнуть за госсчет. Однако, люди в тех экспедициях есть хорошие, знают местные козьи тропы неплохо и могут сообщить что-нибудь интересное. Могу в личку кинуть кой-какие имена. Хотя тоже не факт, что тувинцы захотят помогать.
Изменено: |
|
|
19.06.2013 17:27:02
Еще одна тема на вашем форуме
|
|
|
19.06.2013 16:37:58
Возобновляю тему
На этот август силами иркутян планируется проести разведку этого маршрута: 1. пешка - от верховий Сенцы до озера Орлы-Дээрлиг-Холь (по рассказам там уже есть присутствие колесной техники (был раньше рыбмпромхоз, а сейчас база от Тулунцев + там валяется убитый зил 157) - консультируемся с Тулунцами До озера от источников Жойган два пути -(примерно 70 км) либо по долине р.Изыг-Суг - нет даже конной тропы либо через перевал 2038 по верховьям долины р.Соруг (так ходят все тувинцы - хорошая конная тропа, но подьем на перевал смущает - - обсуждения продолжаются 2. автомобильная - планируется программа максимум подняться на Чойган-Дабан и спуститься к источникам на машинах. Так как пока желающих на машинах не густо - поеду одним экипажем - на моем 469 с дизельком от isuzu - (мне не привыкать) Попытки обсуждений на местных сайтах :
Изменено: |
|
|