Дни и события до «острова расставания» в памяти не остались – похожие одно на другое болота, поиски вариантов их прохождения, партсобрания…. У кого-то, наверняка, есть треки и записана хронология событий по датам и, если есть желание, можно вспомнить очень подробно каждый из дней. Я планирую написать еще один рассказ об этом путешествии, немного в другом ключе, с личностями и претензией на литературность (не уверена, что эти планы реализую) и буду очень признательна за информацию с датами.
В какой-то из похожих дней (между 10-ым и 14-м июля), перед «островом голосования» снова было разделение, новосибирская часть команды довольно поздно вечером уехала вперед и искала уже по темноте варианты прохождения болота с ручьем, с утра штурмовали это самое болото, а днем нас догнала остальная часть команды с пограничниками. Следует отметить, что новосибирцы держались вместе и старались выполнять все указания Олега (или Командора когда он активно вмешивался) как руководителя экспедиции, даже если указания противоречили друг другу и были не логичными с чье-то точки зрения, тк о линии поведения договаривались до старта….. а люди все понимающие подобрались. Догнали нас пограничники на «острове голосования» и явно ставили себе целью завернуть экспедицию назад, на мой взгляд «переигрывали», рассказывая об ужасах 8км болота в долине р.Куи. Далее последовало голосование, мне не понятно было зачем. Опять игры в демократию. В обсуждениях у всех были очень разумные доводы за оба варианта движения, а женщины часто, кроме разумных доводов доверяют собственной интуиции. Я обычно чувствую «шестым чувством» тревогу и опасность, на тот момент ничего подобного не было – внутри было абсолютно спокойно и любое решение можно было понять, тк и «вперед» и «назад» обосновывалось легко. В итоге продвинулись метров на 200-300 и «затаборились» на границе, отправив разведку вперед, тк были варианты при голосовании «вперед с разведкой». За пройденные 200м у 003 поломался передний мост…. Стояли два дня – ждали разведку, занимались ремонтами. Любое ожидание мучительно, а не двигаться и по-сути ничего не делать в тайге на границе, когда еще и все разговоры только о сложившейся ситуации и в разных углах лагеря с разных сторон так или иначе давят на психику для неопытного человека сложно и начинаешь искать себе занятия, чтобы отвлечься. В первый день ожидания я просто проспала полдня, а на следующий день мы ушли стирать (недостаток места стоянки был в том, что вода оказалась довольно далеко и ее качество – ручей в болоте – оставляло желать лучшего). Из всех разговоров и уже накопленного опыта по движению этой экспедиции для себя решила, что в обсуждениях участвовать бесполезно, да и прекрасно понимала, что собственного опыта, чтобы оценить ситуацию и риски, нет совсем. Первая разведка на «остров расставаний» вернулась с известиями, что ехать дальше по просеке нецелесообразно, в день расставаний ушла вторая разведка – искать дорогу (дороги всю дорогу искали) При этом было не понятно: решение «вперед-назад» уже принято или еще нет. Мы постирали…. Возвращаемся – Украина , 003 и диверсант уже стартанули назад, нам сказали «Собирайтесь быстро, сейчас разведчики вернуться и тоже поедете за нами». Честно, просто растерялись: у нас остались вещи (свежевыстиранные) украинцев и диверсанта, наш глушитель остался на 025, бензин мы свой с 025 догадались забрать в последний момент – им он точно был не нужен – все бензинки оставались на острове. Получается, что на тот момент было принято решение ехать назад. 009 тоже так понял. Командор нам сказал «Девченки, собирайтесь быстро, тут монголы, отсюда уезжаем» без направления. Догнать диверсанов на одной машине небыло возможности, (получились заложники случая) Было грустно. От того, что все так сумбурно, от того, что настроение у всех не понятное – не плохое, но и не хорошее, веселья точно не наблюдалось, от того, что кто-то, похоже, подрезал мой нож и просто от того, что расстаемся. Вернулись разведчики и решение ехать вперед было обоснованным и логичным: в Монголию мы все равно уже не попадаем; по-расстоянию вперед ближе; учитывая рельеф, ну не может он принципиально отличаться от того что уже было, по-времени, что назад около 5 дней, что вперед 5, максимум 7 дней. Это было озвучено и, учитывая доверие к опыту и авторитету Олега и Командора, сомнений не возникало, интуиция ничего плохого тоже не подсказывала.
Осталось нас 11 человек. В этот вечер далеко не уехали и следующие несколько дней в целом были позитивными и результативными, партсобраний не стало, двигаться стали быстрее, перекуры-перерывы практически отменили, все время было занято работой (это не правильное определение процесса передвижения машин усилиями людей в определенном направлении по пересеченной местности, но другого я пока подобрать не могу) и к вечеру сильно выматывались. Усталость и напряжение накапливались, но все старались не психовать, сглаживать возникающие острые моменты, веселить и бодрить друг друга – это и спасало. Негативные моменты, о которых я собственно и пишу, стали короче и острее и, в основном, были связаны с разногласиями по передвижению: тащить бревна или пытаться ручей переехать сходу; в каком месте ехать и т.п. Запомнились «гонки на лебедках» в болоте, которые закончились уже по темноте, все промокли, замерзли и устали, но осознание того, что это болото осталось сзади и завтра, может быть, болота не будет, а будет хотя бы гора, радовало. Но на следующий день опять было болото, причем с камнями, вечером на этих камнях возник момент, который меня лично не коснулся никак, но «ложечки остались»: Командор «закусился» - проехать можно везде и по камням тоже (и таки проехал, хотя в этом лучше не участвовать – на психику действует, выдержкой и терпением Валентины восхищаюсь). Остальные объехали это место по верху. На болотах было очень холодно ночью и вообще быстро холодало, как только садилось солнце. На тот момент еще оставалось спиртное и вечером у костра за ужином согревались, но бутылку, по-моему не допили ни разу (на 11 человек).В каком то месте 009 забуксовала и под мхом обнаружился лед – прозрачной глыбой сверкнув на солнце, кусочек даже откололи и повозили с собой пока не растаял.
Долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, добрались до р.Куи – той самой долины, которой нас так пугали. А там можно было ехать на второй! Не помню, какого числа подмигнула нам Куя, но тогда уже осознавали, что никто никуда не успевает, но деваться некуда. Про Кую буду писать в другой рассказе – место оказалось не обыкновенное, там было чуть ли не единственное по настоящему хорошее место стоянки. Олег с Женей за два дня в разведке прошли 66км, остальные ждали. Отдыхать и ждать это не одно и тоже…. Первый день стояли с удовольствием, второй был мучителен волнением и ожиданием. Я и Аня сильно переживали, что у родственников нет информации, просили позвонить, но связь была плохая и звонки дорогие (*****), поэтому написали список телефонов, кому звонить, хотели попросить обзванивать родственников кого-нибудь, до кого дозванивались из клубных, чтобы выяснить ситуацию с группой поддержки со стороны Мензы. Идея правильная, как и большинство идей Валентины. Но, как выяснилось по факту, с информацией на большой земле в итоге получился полный (******). Никто никому не звонил, и возникает вопрос почему? История с группой поддержки отдельная и меня не касается, но, как человек, имеющий управленческий опыт и прошедший кучу тренингов, уверена, что задачи людям, к которым обратились за помощью, ставились некорректно и не последовательно. Не хотела здесь делать выводы, но делаю этот вывод исходя из тех телефонных переговоров, которые так или иначе приходилось слышать.
Когда поздно вечером второго дня ожидания вернулась разведка, из рассказа (отчета было бы правильнее) для меня было очевидно, что проще идти по Монголии и по ней все равно идти придется. Логичным, с моей точки зрения, было сразу идти по Монголии, количество км по сопредельной территории не имеет значения, если все равно придется нарушать границу, а ценнейшие ресурсы – время и топливо, можно сэкономить. Такого же мнения придерживалась еще часть команды, но решение руководителя закон и в данной ситуации его можно понять.( надо отрабатывать спонсорские деньги???? Доказать другим что-то???? Но зачем??? И для чего???) К чему на Куе были опять игры в демократию и разговор «вперед» или «назад» я вообще не поняла, было очевидно, что назад уже слишком далеко и точка не возврата давно пройдена. До Куи были болота, после Куи начались горы, да какие, их прохождение заслуживает отдельного описания. Зато наверху ночевать тепло. К тому времени ощущение времени потерялось совсем, после дня по горе вечером я не засыпала, а теряла сознание, иначе это состояние не назовешь. На горе Цаган-Тологой у Нивы накрылся передний мост и был раздавлен спутниковый телефон. Новость о телефоне была сообщена после спуска, в последовавшем после горы болотце. Реакции практически не было, от усталости всем все было все равно. Совокупностью обстоятельств (сломанная Нива + отсутствие связи + заканчивается топливо + заканчиваются продукты + все очень уставшие) было основано решение ехать по территории Монголии. Естественно, ехать желательно быстро и незаметно и мы уже в ночь переползли через два мерзких болотца на так называемой дороге в соседнем государстве…. С этого момента я стала плохо спать, и совсем не потому, что мы нарушили границу – этот факт даже не вспоминался, с точки зрения «дороги» ничего не изменилось – горы да болота. Просто появилось чувство тревоги. 24 июля ночевали за границей, я встала еще до рассвета с сильным ощущением опасности и тревоги и мыслью, что нужно быстрее ехать. Даже разбудила всех рано, насколько рано народ смог встать (часов в 8). В этот день у дочки был день рождения и собственное состояние иначе, чем «душа болит» назвать не могу. Сейчас пытаюсь вспомнить события того дня и ничего, кроме собственных усилий не расплакаться или не распсиховаться вспомнить не могу, надеюсь, никто этого не заметил (сижу и реву как дура при этом, хорошо, что нет никого дома, а моя любимая девочка спокойно спит за стенкой).Кстати мы очень разозлили монголов и как стало известно, могли и пострелять с полным на это правом.
Лирика в данном повествовании не предусматривалась. Два или даже больше последующих дня мы договаривались, что я встаю рано и всех бужу, чтобы больше времени можно было двигаться посветлу. Это оказалось для меня «моментом», тк несмотря на договоры рано вставали далеко не все и стартовали в итоге все равно поздно. Уже на Кумыре я просто отказалась от роли будильника – не благодарное оказалось занятие.
Негативных моментов стало появляться больше или они стали острее восприниматься в силу собственного состояния. На каком то из ручьев перед Пограничным Олег выбрал место для перехода через болотину не дождавшись Игоря с Аней с разведки (куда, к слову отправил их не он и по-этому поводу они с Пашей даже поругались), а Командор демонстративно не стал участвовать в этой переправе. Мы с Леной тогда сыграли роль «трубки мира» - пошли на переговоры с Командором, когда все уже переехали. Мы вообще сознательно старались все путешествие не создавать конфликтных ситуаций и пытаться сглаживать конфликты между другими, тк негатива и так хватало всем. В этом болоте 009 загнул рулевую тягу, но мы доехали до Пограничного и утром на экскурсии на зимовье настроение было хорошим. Дороги, как обещал Сусанин (охотник Серебряков, кажется) от Пограничного нет, только конная тропа. Это конная тропа воспринималась как элемент разнообразия в плане преодолеваемых препятствий. С тропы пришлось уйти в заросшее кустами и мелкими деревьями болото. Днем, в сильную жару передвигаться по болоту тяжело – жарко, кусают, веса, чтобы продавить кусты, не хватает, ориентироваться приходиться в основном на голос, и тому, кто едет, в том числе. Не смотря ни на что за день мы добрались до Кумыра и даже перебрались через него и проехали какие то еще метры, что было сверх плана. Кумыр оказался долгим направлением. Острых негативных моментов было два (для меня). Первый начинаю издалека: какой-то день мы шли первой машиной. Сначала спорили идти по тропе или переезжать на другой берег, в итоге Командор сказал пусть едет вперед УАЗик и 010, если там все нормально, поедут остальные, исходя из того, что по тропе тоже ехать можно. Оказалось все нормально, но с какого то ручья мы уехали вперед довольно далеко одни, тк 010 осталась ждать остальных на переправе. Остановились около брода и спросили лезть или ждать остальных, хорошо что спросили и не полезли, хотя нам сказали решайте сами (правильно, брод то никто кроме нас (я, Лена и Студент) не видел), тк как оказалось, что развилку тропы мы не заметили и ехать нужно направо. Вообще нам много везло: с погодой; с тем, что никто не болел; не случилось никаких травм; никого не встретили – ни монголов, ни диких зверей; выбирали правильные направления – это, надеюсь, не нужно относить к везенью. ???? Если травма, болезнь, медведь , как эвакуировать людей???? Наверное проще утопить в болоте, чем отвечать за что-нибудь руководству???Дальше уперлись в прижим реки к горе, тропа шла вдоль горы и нашелся довольно приличный спуск в реку. Аня прошла по тропе, я по реке метров 300 и совсем чуть-чуть по тропе, подъехал Олег, мы «доложили обстановку» и высказали мнение, что ехать лучше по реке. Мы - это я, Аня, Лена и Юля, на что Олег сказал, что ехать по земле всегда проще и отправил нас вперед по тропе, спилив мешавшее дерево. Когда остальные подъехали и посмотрели, все дружно стали купаться (а нам перед этим не разрешили) и поехали по реке, про УАЗик забыв благополучно. С Уазиком осталась естественно Лена, я и Аня, без пилежки ни ехать вперед ни развернуться мы не могли, напомнила про нас, естественно, Валентина. Это был момент когда я не сдержалась и распсиховалась – было обидно за себя, за девченок, за всю женскую половину человечества, за не уважение мнения, за все сразу. Спасибо Ане, она пыталась меня успокоить, я свой псих «списала» на ПМС и довольно быстро успокоилась, счастливая от того, что удалось помыть голову – Кумыр стал широким, мелким и теплым. Вторым моментом было «ночное трофи», начавшееся, по-моему, вечером этого же дня. Мы подъехали к ручью. В месте, где через него проходит тропа, переехать через ручей было очевидно нельзя, уже начинало смеркаться, вариантов прохождения не было. Правильным (на мой взгляд) решением было подъехать к ручью около тропы, встать и утром искать дорогу. Этот вариант озвучила Валентина по рации, сначала намеками, потом как вариант, но… Олег решил поехать по реке, спустился и стал искать выезд…. Командор решил ехать через ручей по кустам и кочкам… Сначала он пытался отправить на этот вариант первопрохождения Уазик и все бы ничего, вариант вполне приемлемый, если бы было светло хотя бы. Кроме этого бензин заканчивался, машина уже давно «подсасывала» и перспектива встать в болоте на кочках ночью без бензина или напороться в темноте на что-нибудь совсем не нравилась и уперлись мы – не поехали и не участвовали в штурме этого болота. Набрали ягоды (а это было единственное место, где ягоды было много и она было вкусной) поставили палатку и стали варить еду из тех продуктов, которые были у нас на борту, из тех соображений, что народ намучается так хоть накормить их. В этом «ночном трофи» еще не участвовал Паша, а он человек очень опытный, давно ездит с СМ. В результате с психами, криками, матами, с помощью какой-то матери все, кроме 010 переехали через ручей (хотя ручья там не заметно было, одни кочки по пояс) и забрались на горку, где и ночевали. У 010 кончился бензин и вытаскивать ночью его не стали, этот факт казался не правильным и ощущения дня усугублял. Мы, после переговоров, и из-за того, что Женька сказал, что тоже не поедет через ручей, если мы останемся, хотя собирался, потому что нас одних оставлять нельзя (там тогда это воспринималось как дискриминация по половому признаку) сложили палатку и тоже переехали на горку. За ужином у костра сначала было молчание, но не могу сказать, что оно было тяжелым, потом каждый пытался разрядить обстановку: Олег достал бутылку коньяка с Тюнгур-Ини; Лена извинилась за наше поведение; Паша общался с духами и как всегда говорил хорошие и красивые слова. Ночью плохо спала не только я. На следующий день Куликовы, утром взяв по кружке с чаем пошли «погулять», потом мы догадались, что они ушли на разведку. Так как Куликовых долго не было, все желающие успели выспаться, выстираться, выкупаться и побегать поискать дорогу дальше на км вперед (переехать через ночной ручей, кстати, за это время точно бы успели), решили попробовать вытащить 010 УАЗиком. Когда разворачивали Уазик в лесочке на горке на спуск к 010 над нами пролетел вертолет. В болоте около 010 было несколько человек в красных майках, кто-то был на реке, но нас не заметили. Это потом мы узнали, что вертолет нас искал. Тогда мы решили, что, может быть, он вообще не по нашу душу, раз мимо прямо над нами пролетел. 010 вытащили УАЗиком через блок довольно легко, а на ровной поверхности (ха-ха) она завелась сама и поехала как всегда вперед. В этот день удалось продвинуться метров на 800, Куликовы вернулись и рассказали про тропу, оценив расстояние примерно еще в неделю. Вперед ехал 010 и за ним УАЗик. 010 повели по тропе по камням, Уазик стоял перед началом участка с камнями. Когда к участку подъехали остальные, решили что нужно еще до камней уходить на другой берег, так как дальше прижим, который по любому нужно объезжать по другому берегу. Кроме этого с утра обсуждался вопрос о том, что бензин заканчивается совсем и в любом случае, нужно или идти пешком или выводить только дизеля. Решение ехать до последней капли бензина, а потом идти пешком максимальным количеством людей за топливом и продуктами, на мой взгляд, было правильным, тк даже выведя дизеля бензин на них обратно не привезешь, учитывая «дорогу» и, соответственно, в таком варианте на прохождение остатка маршрута уйдет больше времени. В итоге остановились на тропе в месте, на котором на следующий день было произведено «бомбометание» и после, в общем-то, недолгих переговоров решили идти пешком за бензином по максимуму. Олег предлагал женщин не брать вообще (опять дискриминация по половому признаку) мол, даже если сами дойдут - принести все равно ничего не смогут. А Командор наоборот настаивал на том, чтобы шли все без исключения, а кто не может - пусть помучается. Касалось это преимущественно Юли, тк предлагалось остаться и делать дорогу дальше Куликовым (они в этот день на разведку сходили км на 10-12) и Ане из 16. Мы с Леной в любом случае настаивали на том, что пойдем и были уверены, что бензина себе принесем сами. Вообще отношение команды (не всей) к Юле тоже оказалось не правильным моментом и при том обсуждении кто пойдет, это проявилось. Мы с Леной Юлю защищали не из женской солидарности и не потому, что считаем, что нельзя быть такими злыми, хотя и это тоже… В путешествии я убедилась в том, что в целом женщины более психологически устойчивы, терпеливы и менее конфликтны, чем мужчины (проявляю дискриминацию). Собрались и пошли мы довольно быстро, настроившись на 22км до Мензы и нам опять повезло. По дороге на связь вышел Баха, в этот день приехали «Чип и Дейл» и очень быстро мы встретились. Обрадовались людям, пошла информация с «большой земли» и дальше начинается другая история, личная. Я выпросила у Бахи один телефонный звонок… Потом просто выключила мозги (первые сутки получалось плохо), оказывается так можно делать – думать только о том, о чем разрешаешь себе думать, отслеживать только здесь и сейчас.
Моменты не описанные:
На р.Ашинге 09.07 утром вернулся Диверсант и было не приятно, что этому факту радовались не все, хотя реально вся ответственность висела на нем, и если что-нибудь случилось более серьезное – прилетело бы Семену
В Мензе, когда приехал опять же Диверсант с ним никто нормально и серьезно не поговорил, хотя тогда, может быть, этого и не нужно было делать