09. 08.2017. День пятый.
Утро началось очень рано. В два экипажа с Лёхой мы поскакали в дальние селения Тушетии, сёла Дартло и Квавло. Экипаж Диплодока остался досыпать в лагере.
Вид на башни Верхнего Омало
Вид на Тушетский хребет и развалины сёл
Руины села Квавло
Село Дартло
Вид на долину реки Эндис Койсу от подножья Алазанского хребта
Т.к. встреча и общий старт от Верхнего Омало были назначены на 11:00 обзор окрестностей был очень беглый. Все кто посетил этот участок согласились с тем, что в этом месте не задумываясь можно было протусить недельку.
Сторожевые башни Верхнего Омало.
После осмотра башенного комплекса мы полным составом выдвинулись в обратный путь.
Не идентифицированные развалины
Развалины села Кумелаурта
Ориентировочно в 13:00 часов мы подъехали к месту схождения селя. Дорога была перекрыта дорожными работниками по причине камнепадов. Работники сказали нам, что в течении 1-1,5 часов дорогу откроют. На склоне работали альпинисты, толкали неустойчивые камни. Эти процессы происходят по причине того, что сель был зимой, когда склон «поехал», вся горная порода перемешалась со снегом и льдом. Теперь в жару снег тает и камушки теряя свою устойчивость срываются со склона, образуя небольшие камнепады.
Мы не сильно расстроились такому развитию событий и пошли купаться на реку Алазань. Речушка не глубокая, редко находились места глубже колена и очень холодная. Накупавшись вдоволь мы пошли к машинам. Пока мы выбирались на дорогу, проезд открыли. Дима со своим экипажем оказался у машины раньше нас, поэтому они успели прыгнуть в тачку и стартонуть первыми. В момент когда мы подошли к машинам, Диплодока уже не было, а недоприводы, которые успели начать движение спешно разворачивались на повороте, как раз на участке селевого склона. К нам подъехала машина, которая вернулась с участка и девушка пассажир спросила, с нами ли был серый внедорожник. Выяснилось, что в момент прохождения опасного участка в машину Диплодока угодил камень. Мы кинулись к рациям, Дима не отвечал на вызовы. Мы качественно обделалсть от происходящего. Взяв рацию-потаскушку мы с Лёхой побежали к злополучному повороту. Альпинист, который дежурил на въезде нас не пускал. Мы под свою ответственность все таки пошли в направлении машины. За поворотом стояла Димина машина, в ней никого не было. Сразу отлегло от сердца, что все успели эвакуироваться. Машина стояла немного наперекосяк. Видно было, что у машины повреждено правое переднее колесо. В целом все выглядело прилично. Пока мы любовались на авто со склона полетели камни, мы скоропостижно ретировались. Альпинист сказал, что камень был большой и быстрый. И что встречающий на противоположной стороне участка альпинист, махал Диме, но тот почему то не сориентировался. Наступило время томительного ожидания. Время тянулось нестерпимо медленно. Мы решили с Лёхой еще раз сходить на место инцидента. Когда пришли на место, автомобиля уже не было.
Где то через час дорогу открыли. Машины на полной скорости пролетали этот участок. Единственное что мешало беспрепятственному прохождению, это камень который перегораживал пол проезжей части. Когда я проезжал мимо Диминой машины, вот тут то я уже по настоящему обосрался.
Если можно из этой ситуации выделить какие то позитивные моменты, то это только то, что камень не вошел в салон автомобиля, а угодил за сотые доли секунды в моторный отсек. В голове сразу мелькнул момент, который отчетливо врезался в ухо за вчерашним ужином. Когда Михаил спросил у участников застолья, как нам перевал Омало, именно Дима взял на себя инициативу, сказать «перевал так себе, в Таджикистане лучше…». Теперь этот перевал будет помнить каждый участник до конца дней своих…
В результате, Дима ударился головой, Виталик был ваще бодрячком, Лена была в катастрофическом ахере, но так же без серьёзных физических повреждений. Меньше всего подфартило Татьяне. Она сидела ближе всех к месту удара, она же успела заметить камень. В процессе наблюдения за камнем она ела изумительный персик, купленный днем ранее. Ну и соответственно когда камень воткнулся в машину, она впечаталась в дверь автомобиля, всем своим скромным телом. У нее было небольшое рассечение переносицы, фонари под обоими глазами, ну и отбитое туловище по всему периметру. Собственно туловищем она двигать не могла, стоять не могла, лежать не могла, но сидела вполне терпимо. В результате обсуждения ее физического состояния, выяснилось, что больше всего в этой ситуации её печалит, что она профукала тот самый персик.
На этом участке очень плохо работала сотовая связь, тем не менее проезжающие мимо местные жители вызвали скорую помощь и рейнджеров. Рейнджеры приехали первыми, сфотографировали машину и уехали. Скорая приехала чуть позже со стороны Омало, в неё загрузили Таню и за компанию Лену, и отправили в Телави в больницу. Пока была суета, мы так же отзвонились Олегу, он должен был встречать скорую в районе Пшавели и организовать всё с девчонками. Параллельно мы связались с нашими новыми знакомыми Михаилом и Ираклием, они должны были возвращаться из Омало в этот день. Немного придя в себя, мы начали думать как эвакуировать автомобиль. Что бы выбраться из этой задницы, надо было забраться на перевал, высотой почти 3 тысячи метров, а потом еще с него спуститься. До ближайшего населенного пункта Пшавели было порядка 65 км. Дороги и серпантины не позволяли загнать в это место стандартный эвакуатор. Этот вариант был не исполним. В виду того, что в районе Омало ведется активное строительство гостиниц и всякой туристической инфраструктуры, на этой дороге происходит активное движение грузовой техники. В сутки как минимум 5-6 бортовых камазов проходят гружеными в направлении села и возвращаются пустыми обратно. Движение периодически перекрывали, поэтому вокруг нас постоянно концентрировалась большая толпа проезжих. Все предлагали помощь. Когда подъехали пара камазов, оба водителя согласились помочь вывезти машину на «большую» землю. Но была одна основная проблема, это погрузка покалеченной 80-ки в кузов бортового камаза. В виду специфики бортов не в каждый камаз 80-ка входила по габаритам. Так же вопрос надежного крепления автомобиля в кузове тоже оставался открытым. Ну и основной вопрос который затруднял всю процедуру, это языковой барьер. По прошествии пары десятков лет с момента развала Союза, уже многие забыли русский, а некоторые его даже не успели познать.
Через часа три после происшествия подъехали Михаил с Ираклием и процесс организации эвакуации пошел продуктивней. Они пробили все возможные варианты техники. Выяснилось, что в этот день по этому маршруту должен пойти камаз вездеход. И у него вроде должна быть лебедка в кузове. Это существенно облегчало задачу. Часам к пяти вечера камаз появился со стороны Пшавели. Ему надо было выгрузить груз в Омало и он точно должен был идти обратно. Промерив борта и общие размеры кузова выяснилось, что 80-ка в него войдет впритирку. Но лебедки у него не оказалось. Поэтому нам за несколько часов надо было решить вопрос с погрузкой машины. Было проработано 100500 вариантов, но все они по каким то причинам не подходили. В итоге, по договоренности с местным трактористом, который обслуживал этот участок дороги, нам надо было транспортировать автомобиль на базу рейнджеров в двух километрах от нашего места. На базе был большой экскаватор, с помощью которого возможно было закинуть подбитый автомобиль в камаз.
Безмолвные зрители театра боевых действий
Проблема транспортировки до рейнжеров была решена легко. 80-ку за морду подвесили на стропе за фаркоп проходящего мимо камаза самосвала. Открутили оставшееся переднее колесо для симметрии.
Все попрыгали по машинам и поехали к рейнджерам. Я шел за камазом. Зрелище на процесс транспортировки двухколесной машины, подвешенной на фаркоп было слегка напрягающее. На одном из прижимов, при входе в поворот 80-ка вывесилась на одном колесе с критичным креном. Я уже начал прорабатывать варианты извлечения машины из ущелья. Но все обошлось. Мы выгрузились у рейнджеров и начали прорабатывать схему погрузки. Собрали все стропы, все шаклы, все вино и виски, в общем все что могло помочь. Расписали всю последовательность дальнейших действий. Мы с Лёхой поставили палатки на дороге и пошли вздремнуть, т.к. ночь должна была быть долгой. Как только мы легли, пришел камаз. И понеслась … по кочкам.
80-ку за задние две проушины зацепили короткой корозащитной стропой. От одной живой передней проушины пустили длинную стропу через крышу на корозащиту. Получилась некая балансирующая балалайка, на которой машина могла кувыркнуться в любой момент. Но других вариантов не было. Выставили камаз, подогнали экскаватор. Зацепили за крюки на ковше. Михаил как главнокомандующий загрузился в ковш. Несколько попыток поднять машину ровно не увенчались успехом. Она кренилась то вперед, то назад. От переворота вдоль оси мы страховали машину тросами. Машину раскручивало поперек кузова, это делало невозможным погрузку. В какой то момент экскаваторщик решил передвинуть экскаватор в сторону и развернуть стрелу. Это была не правильная идея, машину мотыльнуло так, что мы как переспелые яблоки постряхивались с растяжек и от греха подальше разбежались по сторонам. В общем стратегия себя не оправдала. Далее было принято следующее решение. Не экскаватор метит в кузов камаза, а камаз заезжает кузовом под поднятый груз. Это стратегия сработала почти с первого раза. Исключением было следующее. Высота подъема ковша у экскаватора не позволяла поднять машину на такую высоту, что бы камаз мог беспрепятственно заехать под нее. Пришлось укорачивать стропу. В итоге машину поставили в кузов очень ювелирно, спустили у нее колеса, что бы она устойчивее стояла, и притянули стропами за пару детских петелек, которые были в кузове камаза. Все это время лил дождь, что затрудняло все процессы.
В час ночи колонна выдвинулась в сторону Пшавели. Михаил посадил в свою машину Диму и Виталика и они пошли первыми. Я шел за камазом, Лёха замыкал колонну.
Движение ночью по горам весьма ссыкотное мероприятие. Серпантины, которые проезжаешь засветло на позитивных эмоциях, ночью производят противоположные впечатления. В подъем шли нормально. У нас с Лёхой было одно заветное желание, забраться на перевал, сварить кофейку и немного взбодриться. Забравшись на Обано-Омало наши мечты были беспощадно порушены погодными условиями. За бортом было 4 градуса тепла и дул ветер раскачивающий машину. Кофе было отменено. Но воспользовавшись вай-фаем Лёха отправил организационные сообщения участникам и мы поехали дальше. Спуск вызывал смешанные чувства. Вроде как прикольно, но когда проходишь очередной виток, видишь перед капотом чёрный вакуум. Ориентация в пространстве нарушается, потому что в свете фар ты не видишь границ пространства. Проще стало когда вошли в зону растительности.
В итоге около пяти утра мы были в Алаверди. Камаз был родом из этого городка. В Тбилиси камаз ехать отказался, в силу обоснованных причин. Поэтому было принято решение оставить камаз с погруженной в него 80-кой в Алаверди, две машины Миша с пассажирами и я едем в Тбилиси искать эвакуатор с самопогрузчиком. Лёха поехал в лагерь, где стояли Олег и Скромные.
В 8:00 мы были в Тбилиси. Михаил с Ираклием сопроводили нас в гостиницу. Длинный день подошел к концу.
Суточный пробег: 234 км 237 м
10. 08.2017. День шестой.
В 11:00 Михаил организовал нам эвакуатор, который должен был подъехать в Алаверди к 13:00. Так же он организовал место выгрузки машины. Это был автосервис, где Дима с Виталиком должны были привести свой автомобиль в надлежащий вид. А именно приварить оторванное колесо, что бы автомобиль катался. Это должно было облегчить процессы последующих погрузок/выгрузок подбитого авто, либо дало возможность транспортировки его на жесткой сцепке.
Я оставил членов своего экипажа в гостинице и мы с Димой и Виталей поехали в Алаверди на встречу с эвакуатором и остальными членами экспедиции.
На месте нас уже ждала вся банда в полном составе. Татьяну к этому времени уже выписали из больницы. Через некоторое время с небольшим опозданием приехал эвакуатор. Процесс погрузки по каким то невнятным причинам занял часа два. То машину не могли ровно зацепить, то не хватало вылета стрелы, то еще что то…
После окончания этой процедуры банда разделилась. Я повез Лену и Таню в Тбилиси. Дима и Виталя поехали на эвакуаторе к месту выгрузки. А Президенты, Скромные и Лёхи поехали смотреть пещерный монастырский комплекс Давидо-Гареджи на границе с Азербайджаном.
Пока ползли до Тбилиси, Татьяне стало плохо. Возникла острая необходимость похавать. Остановились в первой попавшейся кафешке. Пока кушали, откуда то нарисовались Макаренки, которые передумали ехать в Давидо-Гареджи. Когда мы поели и уже ждали счет, официант принес нам разнос с бокалами вина. Оказалось, что постоянные клиенты этого заведения, которые гуляли за соседним столом, услышав русскую речь, передали нам презент. Выпив вино и расплатившись по счету, мы решили подойти и сказать спасибо за угощение. Спасибо было принято. Это была группа уважаемых врачей из города Рустави. Конечно же были наполнены стаканы и поднят тост за Россию и русских людей. Потом был поднят тост за Грузию. Затем был тост за дружбу народов. После был тост за здоровье, за родителей, за здоровье родителей, за любовь, за любовь Грузии к России, за любовь России к Грузии… Мы с Лёхой не пили, т.к. были за рулем. А вот наших девочек пришлось сопровождать до машины под ручки. Потому как тост нельзя мешать с другим тостом и вино в стакане должно постоянно обновляться. Поразительные люди, поразительные нравы, поразительное гостеприимство… Нас как обычно просветили в истории взаимоотношений между нашими государствами, когда, при каких царях и князьях зарождались взаимоотношения и сотрудничество, как оно становилось и крепло… И как Грузия любит Россию, и как хочет возобновления отношений, и как они нас любят, и ждут в гости…
Общий сбор был запланирован в гостинице. Когда собрались все вместе, была согласована стратегия дальнейших действий группы.
1. Дима, Виталий, Елена, Татьяна остаются в Тбилиси. Занимаются восстановлением авто;
2. Макаренко назначается организационным директором по эвакуации авто в Новосибирск;
3. Вся банда продолжает движение по маршруту. Маршрут в свою очередь был полностью переработан и закольцован в обратную сторону. Из него были удалены все второстепенные точки и оптимизированы ключевые, обязательные к посещению места;
4. Рост едет кушать в Батуми;
5. Группа должна собраться в Тбилиси 16.08.2017г. для решения вопросов эвакуации экипажа Диплодока.
В процессе собрания был неожиданно потерян Макаренко. Меньше чем через час тело Макаренко было найдено в непотребном состоянии, с графином вина в руках. Он произносил нечленораздельные звуки. После проведенной аналитической работы причины его невменяемости остались не определены. Потому как из набора слов: грузины, Б@»№яааа, день рожденья, ахе$»№реть, мальчик иди сюда,.. составить правильное законченное предложение нам не удалось.
Все ночевали в гостинице.
Суточный пробег: 210 км 937 м