Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2
RSS
Бай-Тайга, июль 2019, этнографическая экспедиция
 
Возвращались через Кызыл.
По дороге заскочили в Храм Течен Раптен Даши Чойхорлинг, Верхнечаданский хурээ,

Храм также известен под названием Устуу-Хурээ. Он расположен
в урочище Чайлаг-Алаак, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города
Чадан. Устуу-Хурээ один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на
территории Даа-кожууна (совр. Дзун-Хемчикский район). Устуу-Хурээ считался
центром духовной, политической, экономической и культурной жизни тувинского
общества.

История создания Верхнечаданского хурэ интересна по

многим причинам. Во-первых, инициатором его строительства был Хайдып угерда
(правитель Тувы), чья деятельность отмечена большими заслугами в области
буддизма. Во-вторых, это был единственный на территории Тувы хурэ, построенный
по канонам тибетской храмовой архитектуры, что выделяло его из числа всех
остальных.
Задумав строительство собственного хурэ, Хайдып угерда выбрал для этого живописную долину
в трех верстах от своей ставки. Он специально пригласил из Тибета Кунтана
Римпоче в качестве проектировщика будущего хурэ. Весной 1905 г. в чаданскую
ставку Хайдыпа прибыл Кунтан Римпоче, он привез с собой проект монастыря
тибетского образца. Под его руководством широко развернулось строительство
Верхнечаданского хурэ; в качестве основного строительного материала
использовалась не характерная для условий Тувы глина. Строительство хурэ
длилось два года и завершилось к лету 1907 г.
За короткое время этот монастырь стал одним из престижных образовательных центров
Тувы, в школе которого изучали традиционные для гелугпинской традиции
дисциплины, а также, по сведениям старожилов, боевые искусства, которые,
вероятно, были заимствованы у китайских монахов. Однако последовавшая в 1921 г.
народная революция в Туве, затем вступление республики в состав СССР в 1944 г.,
заметно изменили позиции религиозных институтов в стране.
Храм был разрушен в 1937 году. . Впрочем, сравнять его с землей не вышло, и поэтому, хоть и десятилетия спустя, в 1999
году, было решено восстановить святыню. Восстановление продлилось с 2008 по
2012 годы не без помощи все того же тувинского добродетеля Сергея Шойгу.

Сегодня рядом с руинами разрушенного здания
величественно стоит новенький храм. Вместе с ним появилась свежая традиция –
фестиваль, который называется так же – «Устуу-хурээ».
IMG_4684.jpg (3.35 МБ)
IMG_4686.jpg (2.76 МБ)
IMG_4687.jpg (2.65 МБ)
IMG_4688.jpg (3 МБ)
IMG_4714.jpg (1.96 МБ)
IMG_4710.jpg (2.81 МБ)
Конечно едем! Куда?
 
Храм очень посещаем, люди приносят подношение, зажигают лампадки, просят о самом сокровенном, кто детей, кто дом, кто машину.
IMG_4691.jpg (2.02 МБ)
IMG_4695.jpg (2.1 МБ)
IMG_4702.jpg (2.59 МБ)
IMG_4718.jpg (4.78 МБ)
IMG_4723.jpg (4.3 МБ)
IMG_4740.jpg (4.32 МБ)
IMG_4749.jpg (2.03 МБ)
Конечно едем! Куда?
 
У подножия горы Хайыракан в Улуг-Хемском кожууне
есть буддийская ступа – субурган. Уникальный
памятник природы, называемый Медведь-гора, издревле являлся объектом поклонения
у тувинцев. Здесь совершались языческие обряды, шаманские камлания, а в 1992
году Его Святейшество Далай-лама XIV во время визита в Туву освятил это
место.

Тувинские альпинисты предложили аналогичный тибетской традиции «кора» обход горы Хайыракан.

Кора не спортивный тренинг, а особое молитвенное поклонение Хайыракану.
Протяженность паломнического тура – 12,2 км, время кругового обхода по часовой
стрелке – 6-8 часов. Высота над уровнем моря колеблется от 520 до 700 метров.

Паломники движутся по часовой стрелке, методично преподнося дары (масло для светильников и
деньги) каждому Будде и божеству. Специальная практика – нендро – призвана
особенно глубоко очистить карму молящегося. В эту практику входят начитывание
мантр и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост
ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет
путь поклонения.

Ступа «Бодхи» Сострадания пока единственная на
территории Улуг-Хемского района. Средства на ее возведение жертвовали как
жители района, так и уроженцы этих мест, занимающие высокие посты в органах
власти.
Буддийская ступа представляет собой сооружение,
символизирующее микроскосмос. Помимо культовых предметов в него закладываются
элементы природы и артефакт: оружие чтобы усмирить насилие,
сельскохозяйственные орудия для плодородия, шерсть овцы, коровы и лошади,
заплетается в косички, чтобы был приплод. В качестве подношений в направлении
восьми сторон света закладываются фарфоровые кувшины, заполненные жемчугом,
кораллами, бирюзой, янтарем, золотыми и серебряными украшениями, а девятый
кувшин, наполненный священными реликвиями, вместе со статуэткой Будды
специально привозят из Индии. Субурган имеет форму полусферы
(дарохранительницы) на пьедестале. Венчает субурган шпиль из тринадцати
горизонтальных колец или ступеней, завершающийся важнейшим буддийским символом
— Колесом Закона. В архитектуре субургана сплелись традиции древнейших
буддийских построек и могильных курганов кочевых народов Монголии, Бурятии,
Калмыкии и Тувы.
IMG_4769.jpg (3.66 МБ)
IMG_4778.jpg (1.78 МБ)
IMG_4781.jpg (3.57 МБ)
IMG_4785.jpg (2.52 МБ)
IMG_4763.jpg (2.98 МБ)
Изменено: seiba - 01.08.2019 17:58:14
Конечно едем! Куда?
 
Заглянули посмотреть на Енисей.

Наша команда - Катя, Рита и принимающая сторона в лице Айланы.
IMG_4793.jpg (2.62 МБ)
IMG_4804.jpg (1.91 МБ)
IMG_4816.jpg (2.42 МБ)
IMG_4824.jpg (4.75 МБ)
Конечно едем! Куда?
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему