ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРОФИ-ЭКСПЕДИЯ

«МЕТЕЛЬ 2006 – К ПОЛЯРНОМУ КРУГУ

 

 

Команда трофи-экспедиции выражает глубокую признательность людям и организациям, оказавшим бескорыстную поддержку на нашем маршруте:

«ТЕХЦЕНТР» и лично Александру Стародубцеву в г. Надым.

«НАДЫМГАЗПРОМ» в г. Пангоды

«СИБНЕФТЬ» н.п. Муравленко.

«ВАНЬЕГАННЕФТЬ» г. Нижневартовск.

 

Так же благодарим спонсоров экспедиции:

 

Информационных спонсоров:

 

  • Автомобильный журнал 'ТУРБО'
  • Информационное агентство 'Интерфакс-Сибирь'

 

 

2 Января 2006 года.

Третья зимняя экспедиция, организованная новосибирским клубом экстремальных автопутешествий OFF ROAD MASTER, стартовала в Новосибирске в 12-00 с 2-х часовым опозданием. На 30-ти градусном морозе, упало давление в шинах на двух автомобилях. Пришлось с утра 2-го января разыскивать работающий шиномонтаж и подлечить колеса. Путь предстоит не близкий.

На старте экипажи:

Новосибирск

1-й - Игорь и Валентина Куликовы  (Nissan Expert)

2-й – Павел Бабин (Pajero)

3-й – Алексей Федюнин, Александра,  Пес Цицерон (Isuzu Bighorn)

10-й сборный - Олег Булгаков, Вадим Сиваракша, Александр Семенихин (TLC80)

«Скромный»  – Сергей Гриднев (УАЗ 3140)

 

Томск

Виктор Галузин, Евгений Глумов  (Pajero)

 

Кроме этого нас решили догонять Денис Лыткин и Алена (HiLux Surf) Новосибирск.

 

Выброс тосола на УАЗе «Скромного» в Чулыме. Все грешат на пробой в прокладке, а Сергей уверен, что дело в закисшем термостате. Снимает и чистит.

К темноте прошли 400км, нас догнали Денис и Алёна.

В Чанах повернули на север через Венгерово на Кыштовку, Вышли на орловский зимник около 21-00.

Температура -30 С. Зимник шли более 5 часов. Снега мало, все в буграх и канавах.

В 2-30 ночи, вышли с зимника, блуданули по нефтепромыслу и устроились на ночлег в тупике возле нефтяных качалок, под знаком (БЕЗ ИСКРОГАСИТЕЛЕЙ ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН!) в вагончике горел свет, и мы вежливо постучались, пытаясь разузнать подробнее про ИСКРОГАСИЛЕТИ. Но не были удостоены вниманием.

               

За день прошли 700км, включая 110км зимника. Ходовое время 15  часов

 

3 Января.

В 9-00 трубят подъем бравые ребята, прибывшие на УРАЛе нефтяной компании. И вежливо приглашают нас побыстрее уматывать туда, куда Макар телят не гонял – видимо за ИСКРОГАСИТЕЛЯМИ.

 

Старт 10-00. Идем по промысловой бетонке в три плиты.

-25-20 С. Встречные и попутные Уралы, Кразы, Трубовозы и Вахтовки. На дороге лежит снег. Видимость в колонне – 0. Обгоны совершаем по рации. Всюду указатели на повороты на кусты нефтяных скважин «-> КУСТ 33» «<- КУСТ 17». Живут же люди! Все кусты посчитаны!

 

Видим первые газовые факелы.

 

Проходим рабочий поселок Пионерный. Заправка только ведомственная. За деньги не заправляют.

На всем участке от Кыштовки  до Стрежевого заправок нет (~700км) мы об этом знаем и имеем запас топлива.

 

По промысловым дорогам проходим 4-ре поста охраны. Для легковых машин проезд свободный, необходимо зарегистрироваться и в путь. Для грузового транспорта требуется спецпропуск.

 

К позднему вечеру, двигаясь давно в темноте, вышли к ледовой переправе через р. Обь в Александрово (Стрежевой)  (100 р./т., Крузак идет за две тонны, паджерики и УАЗ прокатывают за тонну), затем переправа через р. Вах у Излучинска под гижневартовск.

 

К нам присоединились экипаж из Нижневартовска (Евгений БолычевSurf 96года) и ранее прибывший сюда по зимнику через Колпашево-Каргасок экипаж из Томска (Олег Готман, Констнтин Барабанов на ВАЗ2103). В нашей колонне теперь 9 автомобилей.

 

Проходим через Нижневартовск, Лангепас, Покачи, Когалым. На постах ГИБДД особого внимания нам не уделяют.

 

Теплеет на глазах. За бортом -7  С. Огромные факелы – нефтяники сжигают попутный газ, его не выгодно транспортировать. Факелы греют небо с плотной низкой облачностью, и вместо снега – моросит мелкий дождь. Лобовики обмерзают - странная неприятность в это время года, особенно, если учесть что мы идем на север Сибири. Шутим и веселимся по этому поводу. Но Север шуток не любит, и позже он пошутит с нами по свойму

 

На въезде в г. Когалым нас встречают ребята из местного стритрейсинг клуба. Говорят - организованного внедорожного движения в городе нет. Честно говоря и не удивительно, сразу за чертой города начинаются и тянутся на сотни километров непроходимые болота усыпанные озерами. В таких условиях скорее возникнут клубы любителей снегоболотоходов или вездеходов-амфибий.

 

По нашей просьбе ребята нашли нам лучшее место (чтоб тихо и недалеко) – городской снегоотвал, и сопроводили нас. Город ночью очень красивый. Все здания, аллеи, лужайки и парки богато подсвечены. Как в сказке. Но внутри  не так все хорошо, зачастую за праздничными огнями и красивыми фасадами скрываются старые деревянные бараки.

Отбой 2-00

Дневной пробег ~800 км. 16 ходовых часов

 

Постоянно испытываем проблемы с колесами – не везёт с самого Н-ска!

 

4 января.

Подъём в 9-00 (Н-ск). -15 С.

Двигаемся на Ноябрьск -180 км. К нам присоединяется экипаж на TLC 73: Сергей Созин, Любовь Овсянникова и маленький кудрявый ангелочек 5-ти лет (исполнилось 8-го января) Дарья Созина. На машине лифт, силовой обвес, лебеда, TSL36”, на коротыше стоит двигатель 1HZ  4,2L. Сергей участник нескольких этапов чемпионата России по Трофи-Рейдам (Урал) и региональных соревнований. Вместе с ними нас почтил своим участием оператор телекомпании НТИА Вениамин Мажилин. Его определили в экипаж к Евгению Голичеву, который мгновенно получил позывной «кинобудка», а Вениамина стали звать по-свойски Веня.  Веня, мастерски выполнял свою операторскую работу, прыгая на морозе по сугробам, а Евгений отлично справлялся со своей Кинобудкой, обгонял, подрезал, обеспечивал съемку на все 100%.

В Ноябрьске наконец-то разморозили замок и открыли капот 2-го экипажа (Павел Бабин), который замёрз толи во время «зимнего дождя», толи во время мойки перед новым годом и смогли поменять ему 2 порванных ремня навесного оборудования.

Отправляемся на Ханумей, где ждёт нас 400 л. саляры по 8 руб.

После заправки оправились на Пурпе, где к нам присоединяется УАЗ 3151 подготовленный толи для трофи-рейдов, толи для триала тверским клубом «Лебедушка». Пилота зовут Андрей. У его рации нет антенны, зато есть военмосты, 35-ые колеса, две запаски и лебеда.

Направление дальше на север – Коротчаево.

Ужин в придорожном кафе и отбой в 3:00.

Пробег за день  650 км. 16 ходовых часов.

 

 

5 января.

Подъём в 10-00, температура -30С, Ветер.  У Томского Паджерика перемёрзла на холостых саляра. Отогреваем паяльной лампой бак, горелкой – топливный фильтр.

На УАЗе из Пурпе отказал стартер. Заводим «с толкача».

 

В колонне 11 автомобилей.

Через 120 км – г Новый Уренгой, из окон видна лесотундра и просто тундра.

В новом Уренгое нас встречает  Александр Усков  - руководитель уренгойского джипклуба «Тунра». В колонне стало на одну машину больше. Выдвигаемся в сторону Надыма - нас ждёт 250 км. За окнами темно,  световой день – 3 часа. Солнце лишь немного поднимается над горизонтом и снова опускается в тундру. Освещены лишь ледовые переправы через р. Правая Хетта и р. Надым. На берегу Хетты стоит чум. Все переправы платные берут по 60-120 руб.

Прибыв в Надым около 18 часов попадаем на территорию базы под названием «ТЕХЦЕНР».

Тут нас ждут Александр Стародубцев - директор базы и Дмитрий наУАЗе31514 обутым в боггер 33х12.5. Тёплая встреча тост за знакомство и натопленная баня. И уже через 4 часа, на ночь глядя, выезжаем на зимник в сторону Салехарда, оставив на территории базы наши легковушки - ВАЗ и Нисан – зимник 300км и обещают, что он будет суровый. Экипажи легковушек рассаживаем в остальные машины.

Все выезды на зимники имеют пункты регистрации. Далее колонна, растянувшись на километр, движется вдоль Мёртвой железной дороги (501 стройка Гулага). В свет фар попадают разрушенные мосты, с провисшими над реками рельсами, местами наоборот мосты сохранились, а насыпь осела. Множественные замёршие реки проезжаем по ледовым переправам. Кое-где на льду видны следы неудачного пилотирования техники, несколько торчащих изо льда кабин бульдозеров и трелёвочных тракторов свидетельствуют о человеческой беспечности и суровых условиях строительства зимних автодорог.  Пройдя по ночному зимнику  157км. встаём на ночёвку на площадке перед базой дорожников «Наста» тут же лежат огромные волокуши сваренные из труб диаметром около 30см, которыми чистят дорогу методом буксирования за трактором К700.

Отбой около 3 часов ночи. Вышедший на шум пьяный сторож предложил чая и попросил водки. Отведав угощения, сторож принялся отгонять собаку с колоритной кличкой «Чума» которая надеялась тоже раздобыть что-нибудь вкусное.

 

12 ходовых часов. 520 км. (157 зимник)

 

6 января.

В 6 утра всех разбудили дорожники. Нам было предложено срочно выезжать на зимник. Трактор готовился цеплять одну из волокуш, местные пояснили, что двигаться за волокушей плохо потому, что все неровности дороги включая кюветы и откосы будут ровно закатаны волокушей. Определить где наст плотный, а где нет - трудно, и повышается вероятность сходов с трассы. Кроме этого обогнать медленно идущую волокушу на зимнике не представляется возможным. Вчера на зимнике, мы уже накатались по кюветам, вырвали буксировочное  ухо на TLC80, поэтому, спешно собравшись, мы выдвигаемся в путь. С рассветом отмечаем, что, не смотря на снежные заносы, вдоль этого зимника есть, что посмотреть  интересного. Наши машины проезжали мимо полуразрушенных бараков и вышек  ГУЛАговских лагерей. Железнодорожную ветку украшают практически целые семафоры и стрелочные переводы. Иногда  дорогу перебегают наглые песцы, вспархивают куропатки, даже один раз нас повеселил своим поведением красавец северный олень. Зверь, по-видимому, был дикий, так как не имел на рожках ленточек и не был помечен краской. Проскакав перед нами, забавно раскидывая задние ноги на протяжении пары километров, олень ускакал в лес.

Проехав около 100км, встречаем идущую на трёх машинах группу путешественников из Москвы и E-бурга (Полярный Экспресс). Ребята возвращались домой из Салехарда, так и не найдя дороги на Воркуту, куда стремятся уже не первый год. Принимаем решение совместно отметить Рождество, располагаемся на поляне и варим праздничный ужин. Не часто на зимнике в тундре встречаются представители внедорожных клубов из 9 городов. Подняв традиционный тост «за полный привод» запускаем рождественский фейерверк, фотографируемся для журнала ОРД и просто на память. Пообщавшись с единомышленниками и отпраздновав рождество, пренебрегая сном, движемся дальше, чтобы весь следующий световой день посветить Салехарду. Колонна проходит 60 км преодолевая снежные заносы и выходит на берег Оби около посёлка Аксарка. Ночуем на берегу Оби при температуре -30 при сильном северном ветре.

За день прошли 150 км. (зимник)

 

7 января

В 11-00 стартуем от Аксарки, 60 км асфальта и мы в Салехарде. Посещаем острог, Пересекаем полярный круг, фотографируемся у одноименной стелы, и памятника 501 стройки ГУЛАГа, к сожалению, закрыт музей. Также закрыты большинство автомагазинов и сервисы. Возле торгового центра «ЯМАЛ» фотографируем хантов в национальной одежде торгующих рыбой и олениной на 30 градусном морозе. В нарты хантов запряжены не олени, а снегоходы «буран» На сувениры покупаем  у них деликатесного Муксуна и Нельму.

 

В конце дня пополняем запасы топлива и разворачиваемся в обратный путь. Пройдя 60км до Аксарки, выходим на зимник, и ночуем на месте предыдущей встречи с «Полярным Экспрессом». Могли бы двигаться дальше, но велико желание, на следующий световой день осмотреть 501 стройку.

                   

За день пройдено 180 км. (60км зимник)

 

 

 

 

Начинается самая экстремальная часть нашего путешествия….

 

К этому моменту экспедиция выполнила все свои основные задачи:

- Мы достигли полярного круга.

- Встретились с энтузиастами внедорожного движения и автопутешествий в городах севера Западной Сибири

- Посетили исторический памятник освоения Сибири – «мертвую» ж\д дорогу - 501 стройку Гулага.

Но настоящие испытания нам пришлось преодолеть на обратном пути. Север не хотел отпускать своих гостей…

 

8-января

Старт в 11-00

Температура опустилась до -40. Северный ветер.

Поменяли пару спущенных колес. Начались технические проблемы с автомобилями.

У УАЗа Андрея из Пурпе печка отапливала исключительно салон, а лобовое стекло покрывалось корой льда, приходилось отогревать его на ходу газовой горелкой. Также на этом УАЗе перемёрзла вентиляция картера и выдавило щуп, щуп утерян, выброс масла покрыл контакты стартера, лишив автомобиль возможности заводится самостоятельно. Проблемы с обзором приводили к частым сходам машины с трассы, что сильно затрудняло движение.

У автомобиля TLC73 из Ноябрьска перемёрзла топливная система, пришлось запитать двигатель через шланг из канистры, создав временную магистраль. Во время устранения технических проблем, которые продолжались около 4-х часов водитель тойоты Сергей Созин получил обморожение стопы правой ноги. Волдырь диаметром 7-8 см.

При преодолении снежных заносов и эвакуации машин из снежного плена  перегрелась и лишилась 3,4 передачи и заднего хода АКПП на TLC80, так же вырванный буксировочный крюк лишил возможности применять электролебёдку.

 

За день команда в тяжёлых дорожных и погодных условиях преодолела 240 км автозимника за 15 ходовых часов и прибыла  к 2-м часа ночи в г. Надым.

-44С. Спать легли в помещениях Техцентра, оставив заведённые машины на улице.

 

9 Января

 

С утра загоняем замороженные легковушки, и машины требующие ремонта в цеха Техцентра и занимаемся ремонтом и утеплением. На Жигулях и Нисане колом замерзла трансмиссия, замки дверей, вода и водка в салоне.

 

В 20 часов вечера, отклонив предложения хозяина базы – Александра Стародубцева остаться и пережать непогоду выдвигаемся в сторону Нового Уренгоя. По прогнозам впереди нас ждет -50, но особых потеплений в течение недели не ожидается. Сидеть неделю в Надыме для нас не приемлемо, и мы принимаем решение двигаться в сторону дома тихим ходом, чтобы сберечь перемершую ходовку. До Новосибирска – почти 2500км.

На выезде из города -44С ветер. На ближайшей заправке нет дизтоплива – колонка перемерзла. Ищем другую заправку.

 

Ночь. За городом температура продолжает понижаться, и опустилась до -50 С. Северный ветер.

 

С УАЗом из Пурпе те же проблемы. Он глохнет при каждом «удобном» случае. В Новосибирский УАЗ 3160 постоянно приходится доливать тосол и масло, их выбрасывает видимо из-за дефекта головки блока. На автомобиле  Евгения из Нижневартовска Тойота Сурф  начался обильный выброс масла через турбину в двигатель и выпускной тракт. Ноябрьский крузак по прежнему имеет проблемы с подачей топлива и колонна двигается со скоростью не более 30 км ч. Местами 10-15км/ч. Частые остановки. Резина быстро дубеет, становится квадратной. Высокий риск разбортироваться, повредить резину.  Ремонт и перебортовка покрышек при такой температуре невозможна из-за физических свойств резины – камень. Так же низкая температура не позволяет выполнять серьезный ремонт в пути и, связавшись с надымским джип клубом, мы попросили помочь - разместить машины в боксах для  ремонта. Машины, не требующие ремонта, тоже было необходимо ставить в тепло, так как оставлять на улице их нельзя -  застывшая смазка в трансмиссии не позволила бы стронуться с места. Нам на помощь пришёл  НадымГазПром в г. Пангоды, разместив наши автомобили в своих помещениях. Команду поселили в корпоративной бане. Отбой состоялся в 5-00. За ходовую ночь (9 часов) пройдено 120км пути.

 

10 января.

 

В 8 00 пришёл автобус за водителями  неисправных  автомобилей, в помощь им были выделены сотрудники автобазы. Весь день продолжался ремонт, были выполнены следующие работы: с сурфа 1KZ-TE сняли турбину и удалили потроха, попутно заглушив подачу масла и тосола, поставили обратно (задача еще та…), на крузаке прошерстили всю магистраль, вскрыли топливный бак (вырезав болгаркой люк в багажнике), и изготовили новый топливозаборник, на УАЗе устранили  неисправность электропроводки. Пользуясь возможностью, водители дизельных машин запаслись керосином и разбавили им топливо.

Различные «антигели» закупленные ранее в Надыме – сами густели и превращались в кашу на морозе. Еще нам был презентована бутыль волшебной сильноядовитой жидкости, которая используется вертолетчиками для разжижения топлива.

 

Команда, не задействованная в ремонтных работах, использовала предоставленную передышку, чтобы выспаться и восстановить силы.

-50С. Ветер.

Часть команды совершала 4-х километровые марш-броски от бани на базу, для усиления ремонтной бригады. Ремонт занял весь день и вечер, поэтому было принято решение отложить отъезд до следующего утра. Таким образом, получилась полная днёвка.

 

11 января

Подъём 6-00, на улице без изменений -50С, завтрак, сборы и в 9-00 колонна поблагодарив гостеприимных хозяев, отъезжает из г. Пангоды в сторону Нового Уренгоя.

Открытая местность, тундра, северный ветер и продолжающий ползти вниз столбик термометра делают своё дело. На трассе очень много брошенных автомобилей (КРАЗЫ, УРАЛЫ, КАМАЗЫ, ГАЗЕЛИ, Легковушки), водители покинули их, не взирая, на ценность груза и поспешили эвакуироваться в безопасное место. Ни кому даже не приходит в голову пытаться реанимировать вмороженные автомобили. Скорость держим не более 40км/ч с целью сохранения застывших деталей подвески. Короткая остановка в Новом Уренгое -52С. Северные зарисовки: местный ВАЗ2106 пытается стронуться с места бешено вращая задними колесами, но передние наглухо замерзли и не крутятся. Водитель пол часа ерзает взад-вперед, но это не приносит результата.

Перемерз сапун двигателя на «Кинобудке» - выдавило щуп, выбросило масло. Вечером в Коротчаево -54 С. Свернули на «юг» в направлении Пыть-ях и Пурпэ.

К ночи температура опустилась до -60 о чём нам поведал термометр  на заправке в Пыть-ях.  Наши приборы уже не фиксировали такую температуру. Автомобильный термометр на Сурфе Дениса при температуре ниже -50 высвечивал «err» (так продолжалось в течении 4-х суток), а бытовые приборы не фиксировали показания ниже -53 С. В дальнейшем мы в основном ориентировались по степени обмерзания стекол, и температуре внутри салонов.

 Дизельное топливо застыло прямо в колонке, а один из шлангов лопнул и пистолет остался в руках недоумевающего Дениса Лыткина, а шланг с грохотом рухнул на землю.

Жидкокристаллические дисплеи колонок потухли и хранили молчание. 80-й бензин так же отказывался течь из колонки. Частично использовали свои запасы топлива, 1:1 c керосином.  Проблемы с фотосъемкой: все время темно, но это пол беды, -60С – это уже настоящая беда. Видим кадр, достаем из-за пазухи цифровик, но уже через секунду он снимает только свою застывшую матрицу.

 

DSC05619

 

После заправки УАЗ Сергея Гриднева неожиданно начал работать с перебоями и стремительно замерзать. Пытаясь спасти машину Сергей  проверил подачу топлива и, убедившись что топливо не поступает, принялся подключать бензопровод, минуя все фильтра. Чудом не получив обморожений от  бензина на 60-ти градусном морозе. Долго стоять нельзя, все остальные автомобили с трудом трогались после 10-ти минутных питстопов,  прогревая трансмиссию и «квадратные» колёса. УАЗ по-прежнему троил и не мог развить обороты. Дали топливо напрямую на карбюратор с крыши из канистры. После часового пребывания на морозе было решено взять машину на буксир.

 

 

 

 

Из встречного автомобиля сообщили, что тут -60, а за Губкинским, куда мы идем -65С.

 

Самая мощная машина – TLC80 уже 1000 километров шла с поврежденной АКПП, и не могла работать тягачом – если «тяжелый крейсер» (более 3-х тонн) встанет, то буксировать его будет весьма проблематично. Так же симптомы перегрева АКПП ранее проявлялись на Паджерике Паши Бабина.  Сперва тягачом  поставили  сурф  2LT. Через 1км приборная панель засияла как новогодняя елка - датчики показали перегрев двигателя и АКПП.  Поставили вперед Паджеру Галузина с механической КПП. Ребята мерзли в машине, на дефлекторах в салоне лежал иней. Дали им шанс «погреться», но быстро машина перегрелась, удаление картона с радиатора ощутимого эффекта не принесло. Застывшее масло в трансмиссии обоих автомобилей дает чудовищную нагрузку на двигатель. Кипит…

К этому моменту УАЗ остыл на столько, что поставленный в качестве тягача TLC73 не мог тронуться с места, буксуя свамперами на асфальте. Включить передок на крузаке не удалось – застыли механические хабы. Быстро принимаем решения, быстро действуем. Вдесятером толкаем сцепку УАЗа и Крузака, с трудом удается сдвинуть с места – сцепка покатилась по дороге. Поначалу буксируемый УАЗ работал на холостых, но вскоре заглох. Новая беда - перемерзли стекла в УАЗе, да и находиться, при такой погоде внутри буксируемого  автомобиля невозможно. Если «слепой» УАЗ уедет в кювет и утащит за собой крузака, всем станет еще «веселее». Лебедки, тоже перемерзают.

Быстро снаряжаем «пожарную» команду. Штурманы 10-го экипажа – Вадим Сиваракша и Александр Семенихин лезут на передовую в УАЗ к «Скромному». Теплые газовые баллоны давно лежали у задней печки 80-ки.

Два баллончика с горелками, и каталитическая печь 3,7КВт с 5-ти литровым баллоном. Печь ставят на заднее сиденье, двумя  горелками отогревают лобовое стекло.

Горелки замерзают и гаснут, их греют одну об другую и об печь, так же необходимо подогревать и 5-ти литровый баллон. Тронулись. В тесном салоне УАЗа идет жонглирование  пожароопасными предметами, иногда открытое пламя вспыхивает до потолка. Ребята жмутся к дверям. Огнетушители наготове.

Ситуацию осложняет выгорание кислорода в салоне УАЗа и общая проблема с перемерзшими тормозами. Жидкость замерзает, педали стоят колом.

 

До Пурпе – 20км. Час ходу. На УАЗе Андрея (Пурпе) продолжаются проблемы с проводкой, он сходит с трассы в сугроб в километре от своего дома. Вытаскиваем. Андрей договорился с СТО, там нас ждут. В 2 часа ночи заталкиваем мёртвый автомобиль в гараж СТО после 17 ходовых часов. Оперативно продуваем бензопровод и моем карбюратор. Тем временем, остальные машины колесят кругами по Пурпе, прогревая трансмиссию и борясь со сном.

 

12 января

 В 4-00, после 2-часового ремонта продолжаем движение через Губкинский на Муравленко.

Прошли 70км, опять происходит всё то же самое. УАЗ начинает троить, едет 15-10-5км/ч. Встает, дергается по 500м и в итоге  глохнет совсем. Не дошли до Муравленко 30 км.

Сергей Созин (Ноябрьск) по телефону выбивает нам место в боксах Сибнефть в Муравленко.

Опять берём машину на буксир, не дожидаясь полного промерзания. Эпопея буксировки продолжалась до 11 часов дня, после чего наши машины зашли в гараж Сибнефть. Температура в боксе ниже 0С.

 

На УАЗе заменили бензонасос и вновь продули бензопровод, промыли карбюратор.

Местные водители предположили, что виной всем нашим бедам послужил газоконденсатный бензин, продаваемый на местных заправках повсеместно. Части команды удается урвать несколько часов сна, но остальные заняты ремонтом, множественные течи масла, дырявая резина. Денис отливает резину водой, лечим жгутами. На 80-ке боковые трещины – увезли в шиномонтаж – множественные разрывы корда на бочине. Ставят нашу кордовую латку, камеру в шубе.  Алесей Федюнин к этому времени изорвал уже два колеса и едет на запасках взятых в Надыме.

Около 16-00 по-местному нас просят освободить помещение – со смены возвращается техника и нам нужно освободит ее место. Продолжаем движение в сторону Когалыма, приняв решение оставить УАЗ в Ноябрьске до потепления, под покровительством Сергея Созина, если неисправность вновь себя проявит. Температура по-прежнему  ниже -53.

Быстро темнеет и, пройдя 70км, команда прощается с Ноябрьским экипажем. УАЗ «Скромного» работает ровно и нам начинает казаться, что неисправность устранена - всё хорошо, средняя скорость  около 30 км.

На фоне борьбы с УАЗом такие «мелочи» как оборвавшиеся натяжители генератора на паджере Томичей и всеобщая возня со спускающими от мороза колёсами, кажутся обыденным делом, но скучать не дают. У 2-го, 3-го и «Скромного» нет сменных водителей. Да и в других экипажах сменщикам не удается поспать. Тепло только в 80-ке и Isuzu. У Галузина – снег. В нисане «командора» горит газовая печка. В Сурфе Дениса тоже не жарко. Народ не жалуется, но в Жигулях тоже +5 в салоне. 

В 50км не доезжая Когалыма, подбираем двух людей терпящих бедствие, ГАЗель заглохла и жители Украины, вёзшие родне варенье, мёд и самогон, бросают застывший груз вместе с машиной. Им требуется медицинская помощь, рассаживаем потерпевших по машинам и посылаем их поскорей в больницу  г. Когалыма.

Через три часа, через 40км. После Когалыма УАЗ вновь глохнет и повторяются все предыдущие симптомы.  100км до Покачей.  Ночь. Температура  –55С, сильный ветер, на трассе полное отсутствие транспорта. 4 часа идёт борьба с машиной;  сливаем бензин сомнительного качества из бензобаков УАЗа и переливаем его в канистры, заливаем из запасной канистры бензин купленный  ещё в Новосибирске. За 4 часа удаётся проехать рывками ещё 50 км. Производим подсчёт топлива на остальных автомобилях команды. Анализ не утешительный, вновь буксируем УАЗ, тягачом идет Isuzu. В «пожарной» команде  Александр Семенихин, Евгений Глумов. Гриднева пересаживаем в теплую машину, его место за рулем УАЗа занимает Вадим Сиваракша. Буксируем 50км.  От сгорания пропана в ограниченном пространстве выгорает кислород, и люди находящиеся в кабине с трудом борются со сном, выхлоп буксира также самотёком попадает в кабину УАЗа. Приходится «проветривать» машину открывая на ходу двери.

           

            Пятница, 13 Января, полнолуние, ходовой день.     

            4-00 утра

Заканчиваются вторые сутки нон-стоп марафона, в Нижневартовке нам обещают все те же -50С…

            Факелы…  завораживающее зрелище неугасающего 30-ти метрового столба огня, пылающего в охлажденном до -60 воздухе. Хочется подойти к огню поближе, протянуть руки… Стоп! Так и ноги можно протянуть!

            Кинобудку со «Скромнягой» отправляем вперед в Покачи на разведку. Сами добираемся туда к 6-ти утра.

            «Паркуемся» у поста ГИБДД. По рации вызываем нашу разведку. Доклад неутешительный:  дизельного топлива нет. Больших боксов нет. Есть один, куда вероятно можно будет затолкать УАЗ, но так это или нет, выяснится только через три часа…

Стоять мы не можем – топливо на исходе, да и трансмиссия померзнет. Тащить УАЗ в Лангепас – далеко. Люди на пределе. Приходится принять нелегкое решение – машину оставляем, «Скромного» забираем. ГИБДД любезно соглашается караулить машину «хоть две недели» Предлагаем Сергею ехать с нами в Новосибирск, переждать морозы, и вернуться «по теплу». Он предложение отвергает, хочет остаться в Покачах. С большим трудом усаживаем его в Сурф Евгения и продолжаем двигаться на Нижневартовск.

Обидно. Двое суток бились за эту машину, и все-таки пришлось оставить.

 

К Нижневартовску прибываем к полудню. -50С.  Нам нужен ремонт и главное – отдых.

Идут третья сутки нашего ползущего бегства от накрывшего всю Сибирь циклона. Через друзей, договариваемся с боксами Варьеганьнефтегаз. Заезжаем - бокс чистый, тепло, но вода и канализация перемерзла. Нам организуют автобус в буфет, часть команды остается в боксе – кто спать, кто на ремонт. Течет масло с сальников, декстрон с рулевых редукторов. 80% пыльников на ШРУСАХ – порваны в хлам. Генератор Галузина на деревянной подпорке. Разбило переднюю крестовину на 80-ке, снимем кардан, доливаем жидкости.

В 16-00 продолжаем движение. Выходим за город, на переправу через Объ у Ерамаковского. Далее через Заячью Речку выходим на промысловую бетонку в сторону Пионерного. Наконец потеплело -40С!! Но сильный ветер и началась метель. Сергей Гриднев нашел знакомых и остался в Нижневартовске, не взирая на все наши уговоры. Тепло попрощались с Евгением – он уже дома.

Скорость колонны увеличилась до 50-55 км/ч. В полночь, останавливаемся на 10 минут, как по мановению волшебной палочки появляется стол, на нем елка и продукты. Символически встречаем Старый Новый Год. -35С в лесу даже уши не мерзнут, варежки позабросили – тепло! Сахара! Продолжаем движение. В 4-00 очередная перекличка о состоянии пилотов – все ОК, и… через 10 минут сход 3-го экипажа с трассы в глубокий кювет, поросший молодыми деревцами. Бензопила, лопаты, все слаженно работают, останавливаем случайный КРАЗ. Вынимаем машину. Головная оптика и радиатор целы – спас силовой бампер, но сам бампер пришлось отнести в кусты. Повреждены все кузовные элементы по правому борту, но стекла целы. Геометрия подвески вроде в норме.

Этот бесконечно-длинный ходовой день в пятницу 13-го, в полнолуние дорого нам обошелся.

Отбой. Всем спать 7 часов – первый полноценный сон за много дней.

14 Января.

Подъем 13-00 -30-25С. Снег.

Нас будит человек, с просьбой о помощи. В 40 километрах его машина сошла с трассы. Он к нам добрался на попутке. Выезжаем.

Тойота Харриер аналогично сошел с трассы, и нарубил молодняка (правда Леше Федюнину лесок попался потолще) Двигатель работает. Множественные кузовные повреждения. Ставим два паджерика  с лебедками. Якорим их за деревья и 80-ку. Откапываем и выпиливаем пеньки, аккуратно вынимаем Харриер из плена.

Слова благодарности и продолжаем движение.

 

К 17-00 выходим на начало Орловского зимника. 110 км зимника проходим за 5,5 часов.

3-00 мы наконец на Омской трассе в районе Чанов. Кафе, отбой на 2 часа.

15 Января.

Подьем 5-00. До Новосибирска 400км. -22 С.

Идем 60 км/ч (насколько позволяет вторая передача 80-ки, которая кроме аварийной коробки, идет со снятым карданом на заднем приводе)

Постоянно отслеживаем поведение друг друга на дороге. У всех накопилась усталость, но новые «приключения» нам ни к чему. Наша задача – «чисто» дойти до дома.

В 14-00 нас встречают друзья и коллеги по клубу у трамвайного депо, на улице Троллейной в Новосибирске. Помогаем Галузину отремонтировать два колеса – ему еще предстоит дорога до Томска, пьем чай и делимся впечатлениями. Мы дома.

 

 

 

На Страницу Экспедиции              На главную страницу