Отчет об экспедиции

2005. Монголия. Дорога Тысячелетий - 2

27.07.2005
2005. 
Монголия. Дорога Тысячелетий - 2

Авторы статьи: Ю. Булгакова, П. Мирошников.

Дневник путешествия. Ремонтные хроники

Часть 2

5 августа (День 12)

Сегодня выдался очень интересный экскурсионный день. Первым мы посетили город Хархорин, на месте которого в древности была столица Монгольской империи - Каракорум и где находится древнейший буддийский монастырь Эрденэ-Зуу. Эта встреча с духовной и исторической святыней монголов никого из нас не оставила равнодушными. Прикосновение к истории времен Чингисхана, а, по мнению ученых, именно здесь была столица его могучего государства, помогла нам лучше понять дух и менталитет народа. На протяжении сотен лет в этот город, в этот монастырь шли паломники, чтобы прикоснуться к духовной святыне нации. Попросить у высших сил помощи и защиты от бед и несчастий, и не только для себя, но и своих животных, от которых как в те годы, так и сейчас, зависит благосостояние рода. Храмовые постройки традиционной буддийской архитектуры окружены стеной со 108 башенками (священное число)- Субурганами. В основании каждой из них заложены священные свитки. Каждый пришедший в монастырь на поклонение должен обойти все Субурганы, выразив тем самым уважение к святым.

В монастыре - веяние времени! - можно за недорого примерить костюмы эпохи Чингисхана. Нарядившись в кочевых воинов и местную знать, на современных "трофийных" машинах, мы представляли собой красочное зрелище! Нафотографировались вволю!

После монастыря мы посетили стелу Тюркскому принцу - Куль-Тегину, построенную в 731 г. н.э. Увиденным остались разочарованы - гробница, оказалась разгромленной, а представляющая наибольший интерес - стела на реставрации. Говорят, ее реставрируют турки. Где, неизвестно. Очень жаль, а то дорога до стелы очень плохая, зря потратили кучу времени.

Третьей достопримечательностью этого дня стали развалины крепости Хаар - Бухын (1Х-Х век), столицы Киданской империи. Эта, некогда грозная цитадель, погибла от войск кочующих Енисейских Киргизов. Сегодня от крепости уже мало, что осталось, но до сих пор ее стены поражают своим способом постройки: чередующиеся слои булыжников и более мелких, плоских, камней скрепленных между собой глиной.

Экскурсии закончились, держим путь на Улан-Батор. От Дашинчилэна начинается асфальт. УРА! Надоело носить респираторы и марлевые повязки. Наконец - то можно вдохнуть поглубже!

Некоторые участки дороги платные. На двух шлагбаумах мы заплатили. На трех - обошлись журналами "Турбо" и клубными буклетами. Еще один, шлагбаум в Эрдэнэ-Зуу, обошли полями по тайным тропам, спасибо GPS.

Несколько слов о том, что в Монголии называют дорогами. Они ужасны. Мало того, что неровные, пыльные и петляющие, они еще и прерывистые. Ты можешь ехать по дороге, а через несколько километров она может просто закончиться, исчезнуть. Хорошо, что у нас есть навигатор и карты Монголии, мы легко находили новую дорогу в нашем направлении.

Движемся целый день. Уже стемнело, когда мы заезжаем в расположенный по пути нашего следования поселок, чтобы заправиться. Массу впечатлений этого день довершают полчища жуков, которые отовсюду летят на свет. Небольшие, всего 10-15 мм, но их так много - миллионы! Они падают сверху, забираются за шиворот - мерзко. Они сплошным слоем покрывают поверхности. Мы в шоке, заправщики, привычные уже к этому нашествию летающе - жужжащим тварям, невозмутимо сметают их веником в ведро.

Отъезжаем подальше от этого места и ставим лагерь, за 120 км до Улан-Батора.

6 августа (День 13)

Самым первым проснулся 19 экипаж. Дела не дают спать. Вчера вечером, на подъезде к месту стоянки, у него сломалось рулевое управление. Оторвало рулевой наконечник. В ближайшей деревне нашли "б\ушные" от УАЗа. Приварили, усилив место сварки трубой. Пока 19-й, при поддержке 10-го, ремонтировался, остальные отправились в Улан-Батор для осмотра достопримечательности.

Столица Монголии Улан-Батор - оплот цивилизации. Здесь высокие дома, новостройки. В этом городе слились воедино различные архитектуры и стили. Рядом с домами "сталинской" постройки, советскими многоэтажками и строящимися из стекла и бетона современными зданиями, соседствуют юрточные районы. Это как наш частный сектор. Юрты выставлены ровно в ряд, словно по линеечке. Небольшой "приюрточный" дворик. Во многих дворах машины, УАЗ или ЗИЛ, плюс уазовский прицеп. В Улан-Баторе уже не то, что УАЗом, Ленд Крузером не удивишь. По рассказам местных, в столице более 50 "Хаммеров"!

Здесь и "другой народ" - менее открытый, избалованный вниманием. Кстати, в Улан-Баторе несколько наших товарищей стали жертвами мошенников. Оставив не надолго свои машины на одной из центральных улиц, по возвращении они застали группу "мойщиков", наводящих блеск на бортах их автомобилей. За наведение никому не нужного "лоска" они просили 5 "баксов"! Поскольку работа была уже сделана, сговорились на условном - одном. Но когда наши путешественники полезли за деньгами, оставив по неосторожности открытыми двери, в этой суматохе из машин пропала часть вещей. Мелочи - фонарик и термос, бинокль и небольшой набор гаечных ключей, но все равно неприятно.

Движение на улицах хаотичное, такое впечатление - кто куда хочет, туда и едет. Сигналы светофора выполняются только в центре. Аварии обычное дело. Водители между собой разбираются сразу на месте - покричали друг на друга и разъехались. Дорожная полиция бессильна что-то сделать. Мы стали свидетелями такой картины: "ГАИшник" о чем-то сначала громко ругался с водителем микроавтобуса - маршрутного такси, медленно едущего в пробке. Потом спорщики обменялись тумаками, и: началась потасовка, причем водитель по-прежнему продолжал сидеть за рулем и медленно ехать. Выбравшись на свободную дорогу, машина стала набирать скорость, и, проезжая мимо стража порядка, каждый из пассажиров, сидящих у открытых окошек, посчитал своим долгом в свою очередь стукнуть горе-полицейского.

К сожалению, черпнуть экзотики Монгольской столицы, удалось не всем. На подъезде к городу - на УАЗе, 8-го экипажа, рассыпались подшипники заднего моста. Из-за этого вместо столицы им пришлось знакомиться с автомагазинами и мастерскими. За целый день мотаний по городу Вадиму Сиваракше (8 экипаж) удалось найти лишь запчасти. Мастерские же наотрез отказывались его принимать. Правда, под вечер ему крупно повезло: кто-то из жителей увидел наши машины и рассказал об этом одному местному автогонщику, который бегом прибежал к месту нашей стоянки в Улан-Баторе. Этот человек (Кто он, имя-фамилия?), так звали нашего нового знакомого, очень обрадовался встрече и предложил свою помощь. Договорились, что завтра утром Вадим заберет его из дома, и они, вместе, поедут в мастерскую, в которой займутся починкой автомобиля.

Ночевали в 40 км от города на берегу реки, и это за столько дней путешествия! Под кронами деревьев, листва которых закрывала наши палатки от палящего солнца. Чудесное местечко!

7 августа (День 14)

Рано утром 8-й экипаж уехал в мастерскую. У остальных свободное время. Кто-то остался на берегу отдохнуть и порыбачить, кто-то поехал в город.

Поскольку ремонт заднего моста УАЗа, замена редуктора и подшипников, не требовал много времени, то изначально командой договорились, что все собираются в 14:00 в лагере. Но отправиться в дальнейшую дорогу в этот день было не суждено: 7-й экипаж сообщает по рации, что у них в салоне пахнет бензином и требуется время для выяснения причины. В результате осмотра обнаружилось, что лопнул топливный фильтр. Пришлось ехать обратно в город, - за новым. Вся команда ждала их в лагере, но к вечеру они не вернулись. Стало ясно, что еще одну ночь придется проводить возле Улан-Батора.

8 августа (День 15)

Просыпаться не спешим, ждем возвращения 7-го экипажа. Они приезжают около 9:00.

10:00. Старт 4-го этапа. В составе экспедиции 8 машин. 19-й и 2-й экипажи по техническим причинам не могут продолжать путешествие. Возвращаются домой. Не смотря на то, что в команде возникли проблемы со здоровьем: 3 человека страдают от отравления, температура 38С, двое без температуры, но с болью в животе, все мужественно продолжают путь.

Сегодня надо проехать 650 км. Надеемся уложиться. На участке дороги от Улан-Батора до Ундэр-Хана обещают асфальт, правда, временами он прерывается, но все равно мы очень ему рады.

Жара. Палящее солнце и легкий, едва ощутимый, ветерок. Кажется, выжить можно только в тени.

Проехав 120 км, встаем на вынужденную остановку - на УАЗе 8 экипажа срезало болты крепления задней полуоси. Выворачиваем остатки, вворачиваем 4 новых. Едем дальше.

Через 200 км асфальт исчезает, но остается вполне приличная насыпь. Однако вскоре заканчивается и она: Снова едем по разбитой проселочной дороге.

Опять остановка. Виновник 8 экипаж. Теперь на УАЗике оторвало верхний кронштейн амортизатора. Быстро снимаем амортизатор и едем дальше. Примерно через час колонна вновь встает. Теперь у 8-го загорелась проводка в салоне. Да, сегодня явно не их день.

Кроме ремонта своих машин оказываем техническую поддержку местным автолюбителям. Встреченные нами по дороге 2 монгола уже не верят в то, что им кто-то может помочь. У них сломалась машина и, вот уже сутки (!), они не могут ее починить. Разбираемся, что к чему. Оказалось, сгорел коммутатор. Запасного у нас нет, но мы имплантируем им в машину импульсный генератор для аварийного хода. Со стартера машина не заводится, посажен аккумулятор. Приходиться толкать. К нашей, а уж тем более к их, радости - весело чихнув, двигатель заработал. Можно ехать.

Голодным и усталым Монголам помимо технической, оказываем и, гуманитарную помощь - даем еды. Они не могут поверить своему счастью, только улыбаются и кивают головами.

За этот день мы смогли проехать 500 км, на большее уже просто нет сил, да и у больных держится высокая температура.

9 августа (День 16)

По планам этого дня мы должны проехать 390 км, плюс - 115 км, остаток от вчерашнего. Итого 505 км.

Старт в 7:00. Утром штурман 8 экипажа при осмотре автомобиля обнаружил странность во внешнем виде переднего моста. Ничего удивительного он попросту развалился. Все развалившиеся мосты обычно выглядят именно таким образом. Машина не на ходу. Старт переносим на более позднее время.

Недолго повздыхав возле сломанного моста, приступаем к ремонту. Достаем сварочный аппарат. На скорую руку завариваем разлом от автомобильного, 12 V сварочника.

При пробном проезде становиться очевидным, что так дело не пойдет - такая сварка не держит, лопается. Надо "варить" заново. Основательно!

Поднимаем машину на 2 Хай-Джека. Сбрасываем рессоры. Скидываем кардан, 4 амортизатора, рулевые тяги. Выкатываем мост. Подключаем сварочный аппарат, теперь помощнее - на 24V. Места сварки тщательно зачищаем болгаркой. "Обильно" провариваем, предварительно усилив место стыка накладками.

На ремонт тратим часа 4. В 15 часов (проехав 200 км) мы в центре восточного аймака, городе Чойбалсан. Заправляемся бензином и водой. Докупаем необходимые продукты. За аймаком река Керулен, проехав через которую, по дальнему мосту, сразу оказываемся в дикой степи.

В этой части Монголии проходит граница с Китаем. Места практически безлюдные. За весь день мы не встретили ни одного человека. Зато в бескрайней степи, в совершенной безопасности, мирно пасутся тысячи диких антилоп - Дзерен. Это зрелище поражает воображение. Непуганые животные перебегают дорогу в непосредственной близости от автомобилей. Словно играя, гоняются с нашими машинами на перегонки. Приходится часто тормозить, чтобы не навредить увлекшимся гонками антилопам. Ночью на свет фар выбегают зайцы и лисы.

В темноте мы наезжаем на преграждающий дорогу шлагбаум. КПП - пограничная зона. Солдат, в старой советской форме и флажком STOP, долго изучает наши документы, делая вид, будто что-то понимает. Позднее мы догадались, почему - ждал подмогу. Подтянувшиеся пограничники просят проехать нас в расположение части.

Все служивые заставы немало удивлены появлению в ночи нашей колонны. Люди, тем более путешественники, здесь большая редкость. Возникает языковая проблема. Они не говорят - ни на русском, ни на английском, языках. Немалых трудов стоило втолковать лейтенанту всю важность нашей международной экспедиции! В ход идет весь словарный запас, накопленный командой, дополняемый жестами, мимикой, наглядными материалами. Таким образом, мы добиваемся разрешения проехать еще 50 км до расположения пограничного отряда.

В отряде, в час ночи, нас встречает весь офицерский состав включая прапорщиков и сержантов. Здесь "на Ура" проскочить значительно труднее. Для проезда по пограничной территории необходимо разрешение из Улан-Батора. Начальник заставы и особист прекрасно говорят на русском, учились в Москве в школе ФПС ФСБ. Политически подкованы, службу несут четко.

Но нет границ для Монголо-Русской дружбы, тем более, мы едем по Дороге Тысячелетия в год 60-ти летия Победы. Веские аргументы! Но это не все - Для получения разрешения на проезд в пограничной зоне, приходиться изрядно нагрузить печень.

Когда все подозрения в нашей неблагонадежности испаряются, в неформальном общении нам даже, открывают "военную тайну" - оказывается, мы находимся на территории, уникальной для Монголии пограничной части - Морской! Единственной (!) на все сухопутное государство. Часть расквартирована на востоке страны, на границе с Китаем, на озере Баир. Протяженность водных рубежей порядка 30 километров. Поскольку "Озерные пограничники" звучит как-то не совсем красиво, то и называются - "Морские". "Морячки" гордятся, что служат на этой заставе и не без хвастовства щеголяют пограничными значками, на которых изображен - якорь!

Долго не хотят отпускать. Скучно!.. Путешественники - это тоже своего рода развлечение. Из дружеских объятий мы смогли вырваться лишь поздней ночью.

Уже через 2 часа мы проходим все кордоны и движемся примерно в 4 км вдоль Монгольско-Китайской границы к самой восточной точке Монголии, населенный пункт Хамар-Даба, в котором заканчивается Дорога Тысячелетия.

Ночуем на пограничном озере Буйр-Нуур, к которому подъезжаем глубокой ночью. Но после сегодняшних приключений спать хочется. Встречаем рассвет и тогда только разбредаемся по палаткам.

10 августа (День 17)

Населенный пункт Халх-Гол, по нему проходит колючая проволока границы. Здесь крайняя восточная точка нашего путешествия! Задача минимум нашей трофи-экспедиции выполнена!

Река Халхин-Гол. Мелкая, не широкая, с быстрым течением. В 1939 году у берегов этой реки шли тяжелые и кровопролитные бои Советских и Монгольских войск с маньчжурскими агрессорами. Эти места пустынны, так что многое с тех пор тронуто временем, а не людьми. Здесь многое напоминает о тех событиях. Полуразрушенные окопы, заграждения из ржавой колючей проволоки, множество бетонных дотов.

Практически ровная, далеко просматриваемая степь. Говорят, что где-то дальше, в степи, до сих пор сохранились остатки брошенной военной техники. Легко представить, как тяжело здесь было тогда.

В память о тех событиях здесь установлено несколько величественных монументов. Наиболее впечатляюще выглядит 50-ти метровая стела, посвященная победе русских и монгольских войск над японскими агрессорами на р. Халхин-Гол. Монумент воинам-яковлевцам. На постаменте легкие танки, сегодня смотрятся как игрушечные, но в то время - грозное оружие. Центральный элемент композиции - летящий на коне монгольский батыр с шашкой наголо. Фронтон украшен цветной мозаикой.

Неподалеку монумент японским солдатам. За монгольским монументом следят, а вот с японским обошлись недружественно. Скорее всего, это была скульптурная группа. Сохранилась только женщина. Судя по всему, рядом с ней был мужчина, но его сломали. Сам постамент наполовину засыпан землей.

События на Халхин-Голе - это уже далекая история. Время все расставляет по своим местам и победителей и проигравших.

Помянули героев - Яковлевцев, павших на поле боя 3-5 июля 1939 г.

Окопы, землянки, доты регулярно встречаются на пути. Многие метры колючей проволоки прилипают к колесам. Местное население в качестве сувениров предлагает винтовочные стволы, ржавые пистолеты, каски и боеприпасы найденные на месте боев 1939 г. К примеру, за 8$ можно приобрести японский винтовочный ствол 1917 г.

"Моем свои походные сапоги" и пропитанные потом и пылью тела в стремительных водах Халхин-Гола.

Как ни странно именно здесь мы увидели небольшие сельскохозяйственные угодья, впервые за все время путешествия и 25 крестьян сидящих в кузове одного маленького трактора.

11 августа (День 18)

Задача минимум выполнена, но у нас остается еще время на дополнительный вариант - пересечь Монголию только теперь с Юга на Север.

Из-за отставания от графика резервный день превращается в ходовой.

Поворачиваем на Юго-запад. На востоке страны с дорогами все намного проще, одна колея без ответвлений. Похоже, здесь некуда, да и некому ездить. Дорога лишь соединяет небольшие населенные пункты.

Движемся на вулканическое плато Дариганга.

Ночуем в 10 км от деревни Дариганга. Вечером выяснилось, что лопнула, на 3 части, задняя пружина на TLC Prado (№1). Ремонтировать будем утром.

12 августа (День 19)

Утром нам открывается прекрасный вид на вулкан Алтын-Дарь-Ово. Он является одним из семи священных мест в Монголии. Каждый монгол должен посетить все 7 мест в течение года для обретения благополучия. На вершине вулкана находится белый субурбан с золотым шпилем, и туда могут подниматься только мужчины.

Пока одни любуются открывшимися красотами, другие спешно приводят в порядок свои автомобили. Рано утром в TLC Prado (№1), имплантируем переднюю запасную пружину от TLC 80, она подходит по посадочным местам, но длиннее родной.

Пополнив запасы воды и топлива, экспедиция выдвинулась на Юг.

Палящее знойное солнце. T = 40 C в тени. Дует слабый ветерок, но он не справляется с пылью, летящей из-под колес. Вокруг безлюдная пустыня.



Страницы: (4) описание | 1 | [2] | 3

<< назад | вперед >>