Отчет об экспедиции

2005. Монголия. Дорога Тысячелетий - 1

27.07.2005
2005. 
Монголия. Дорога Тысячелетий - 1

Авторы статьи: Ю. Булгакова, П. Мирошников.

Дневник путешествия. Ремонтные хроники

Часть 1

Монголия. Как бы ни менялась жизнь в окружающих ее странах - России и Китае - эти перемены касаются ее в последнюю очередь. Самобытная культура и архаичный, на протяжении сотен лет, уклад жизни привлекает сюда путешественников, любителей экзотики, со всего мира. Каждый "экстремальный" путешественник просто своим долгом считает в ней побывать. Во многом благодаря этому Монголия, в последнее время, становится просто "туристической Меккой". Испытать себя в ее непростых условиях пытаются люди с разных концов света. Группами и поодиночке бродят они по бескрайним просторам страны Чингисхана. Правда, одни для этого используют традиционные маршруты, другие же пытаются пройти там, куда простого туриста вряд ли заманишь.

Пройти самым необычным маршрутом решили члены Новосибирского клуба Off Road Master в рамках ежегодной трофи - экспедиции "Сибирский марафон".

Вместо вступления. 2 недели до старта.

Путешествие по Монголии мы планировали давно. Маршрут очередной трофи-экспедиции тщательно прорабатывался еще на стадии подготовки. Привлекала нас не столько жажда экстремальных приключений, этого добра можно найти и у нас в Сибири, а скорее экзотика, знакомство с другой культурой и укладом жизни. По рассказам людей, бывавших в Монголии, трудности там есть, но не те, к которым привычны члены клуба, (поскольку это уже шестое путешествие трофи-экспедиции "Сибирский Марафон", то за "плечами" ее участников есть и душезахватывающие путешествия, и первопрохождения). Главная сложность - это языковой барьер и культурно-бытовой уклад жизни.

Подготовка идет полным ходом. Команда буквально "стоит на ушах". Горячие деньки, последние приготовления. Несколько машин участники покупали специально для этого путешествия, сейчас они проходят испытания и доделку. Полностью переделан УАЗ - ветеран Сибирских Марафонов. В рамках проведения отборочного тура были выявлены неполадки, которые сейчас устраняются. Испытания предстоят не шуточные. Для успешного преодоления многих тысяч километров Монгольского бездорожья у автомобилей предусмотрительно усиливается и лифтуется подвеска, увеличивается объем топливных баков, устанавливаются емкости для воды и т.д.

Во время путешествия предстоит преодолеть несколько бродов, один из которых через р. Завхан-Гол, шириной приблизительно 600 м. Командой Сибирского марафона был отработан метод преодоления водных преград с помощью катамаранных баллонов, который может пригодиться на этом участке. По планам строительства "Дороги Тысячелетия" здесь должен быть мост, но построен он уже или еще нет, не знаем, - точная информация отсутствует.

На старт ожидается 11 экипажей из Новосибирска, Томска, Красноярска и Одессы. Маршрут заявлен в ТССР на 5 (высшую) категорию сложности. Участникам предстоит преодолеть 9 000 км, 5 000 км из которых вне асфальта. Самые большие трудности, которые ожидаются, - это августовская жара пустыни Гоби, отсутствие питьевой воды, пыль, песчаные бури. И, конечно же, скорпионы, фаланги и пр. ползающая и жужжащая "нечисть". Но в команде Сибирского Марафона есть опытные путешественники. Их опыт должен помочь новичкам перенести тяготы этой трофи-экспедиции. Члены команды прошли курсы экстренной медицинской помощи. Команда экипирована оборудованием для авторемонта в полевых условиях. Помимо профессиональных ремонтных наборов нашли свое место в багажниках: преобразователи 12V/220V, дрель, болгарка, сварочный аппарат и д.р.

Уделено внимание средствам связи и спутниковой навигации.

25 июля. СТАРТ! (День 1)

Традиционная площадка старта всех трофи-экспедиций "Сибирского марафона", возле Гос. Цирка. Предстартовые интервью, слова напутствия от друзей и спонсоров клуба, пожелания сухой дороги, чистого неба и т.д.

На старт вышли:

Экипажи из г. Новосибирска

1 экипаж: TLC PRADO - Куликов Игорь ("Командор"), Куликова Валентина
2 экипаж: Mitsubishi Pajero - Бабин Павел
7 экипаж: TLC 60 - Торгашов Евгений, Торгашова Ирина
8 экипаж: УАЗ - Сиваракша Вадим ("Вадикан"), Сиваракша Лариса, Панков Игорь
9 экипаж: Toyota Hi Lux - Максимов Игорь, Петрова Надежда
10 экипаж: TLC 80 - Булгаков Олег,Булгакова Юлия, Гусев Александр
15 экипаж: Nissan Safari - Колмогоров Сергей ("Саид"), Федюнин Алексей
19 экипаж: TLC 60 - Семенихин Александр, Семенихина Ирина
11 экипаж: УАЗ 3160 - Гриднев Сергей ("Скромный")

Экипаж из г. Одесса

4 экипаж: TLC 80 Свирипа Леонид, Ковалевский Евгений

Экипаж из г. Томска

17 экипаж: Mitsubishi Pajero Галузин Виктор, Галузина Анна, Готман Олег

Экипаж из Красноярска

20 экипаж: УАЗ Нерода Антон, Дементьева Татьяна

Экипаж из Польши

Land Rover Defender Дарьюш Кравник, Алиция Бальбуде

Недолгие проводы и в 12:00 колонна "боевых" машин, в сопровождении ГИБДД, отъезжает от места старта. Почетный эскорт сопровождает путешественников до выезда из г. Бердска. Далее, по трассе М52, мы движемся самостоятельно. На ночевку останавливаемся в 35 км от Горно-Алтайска возле села Усть-Сема.

В первый же день не везет 19 экипажу. Land Cruiser 1982 года выпуска приобретен специально для путешествий, машина серьезно перебиралась и подготавливалась, но серьезной обкатки до путешествия пройти не успела. Сначала возникают проблемы с температурой двигателя, на подъезде к Горно-Алтайску летит сцепление. Экипажу приходиться остаться ночевать возле придорожного автосервиса, остальные двигаются к намеченному месту ночевки.

За день прошли 555 км.

26 июля (День 2)

После недосыпа последних дней подготовки к путешествию, сейчас есть возможность выспаться. Отъезд объявлен на 11:00. Сегодня по плану мы должны доехать до границы и занять очередь на таможню.

Подъезжаем к Семинскому перевалу, у Nissan Safari греется двигатель. Он останавливается для охлаждения. Перегруженные УАЗы с трудом преодолевают перепады высот в 500 м.

За перевалом мы расстаемся с двумя экипажами. Наши польские друзья и "Скромный" покидают колонну. Их путь лежит в сторону Казахстана, а далее, через всю среднюю Азию на Запад. Мы же продолжаем свое движение.

Высокие горные перевалы. Позднее к поломкам мы привыкнем, однако первые проблемы с автомобилями нас немного нервируют, ведь мы еще не доехали даже до границы с Монголией. На перевале Чике-Таман возникают проблемы с УАЗом 8 экипажа, - пропала подача бензина. Быстро находим неисправность и едем дальше.

За Чике-Таманом начинается настоящий Горный Алтай. Величественные горные вершины 3-х и 4-х тысячников. Изумительные виды ледников Северо - Чуйского хребта.

В районном центре Акташ заправились бензином на 1000 км пути, по 150-200 литров на борт. До границы всего 150 км, дальнейшая обстановка с бензином в Монголии нам не известна. Звонил Бабин Павел, 2 экипаж. Завтра выезжает нас догонять.

Приятная неожиданность - местные жители нас узнают, видели репортаж по TV в вечерних новостях.

Движемся в лучах заката по Чуйской степи. Дорога идет на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Спереди виден хребет Сайлюгем, за ним Терра - Монголия. На подъезде к пограничному населенному пункту Ташанта ночевали в степи. Ночь прошла тревожно. Пришлось даже выставлять дозор. Непонятно откуда взявшиеся алтайцы приставали к нам с целью с ними выпить или просто дать выпить им.

27 июля (День 3)

Дежурная машина заняла очередь на таможню в 7:00, остальные подтянулись к открытию - 9:00. Тут и обнаруживаем 19 экипаж. Оказывается он устранил неполадки и "догнал" нас ночью, но не найдя лагеря, заночевал возле КП.

В МАП запускают по 5 машин. Здесь водитель проходит транспортный контроль, заполняет декларацию, помогает таможенникам осмотреть автомобиль, а затем со всем экипажем проходит паспортный контроль. Только после этого машина проезжает на нейтральную территорию.

В 13:00 уже все 10 машин стояли возле Монгольской границы. Однако проехать дальше не могут. Приходится ждать еще примерно 2 часа. Местные жители говорят, что Монгольские пограничники и таможенники собирают побольше машин, а к вечеру пропускают их всех без осмотра. Восток - дело тонкое!

Так все и получилось. Особых проблем на границе не возникло, от нас потребовали только приглашения, техпаспорта и загранпаспорта. Все, мы в Монголии!

В первом же поселке мы испытываем на себе, мягко скажем, повышенное внимание. Монголы облепляют наши автомобили со всех сторон, от них нет отбою, они лезут в окна, открывают двери. Проявляют живейший интерес к автомобилям УАЗ. "Навороченные" иномарки их интересуют меньше. УАЗ для них это "культовый" автомобиль. Восхищаются его колесами и боевым "раскрасом". Лебедками и кенгуринами. Они считают этот автомобиль наиболее приспособленным к их условиям. Уже готовы "разобрать" УАЗики на сувениры! Как можно быстрее отправляемся в путь.

Отъехав 230 км от границы, мы останавливаемся на берегу чудесного горного озера Том-Нуур (Толбо нуур), которое находится на высоте 2079 м. Вода прозрачная, мягкая, прохладная. Все с удовольствием искупались. Рыбаки сразу достали удочки и уже в течение 15 минут, была поймана первая раба - Осман - речной волк.

Рыбалка удалась, всю команду накормили ухой и жарений рыбой. Мелкий хариус пошел на строганину.

28 июля (День 4)

Хотя отъезд назначен на 10:00 многие проснулись уже в 6:00. Одни чтобы порыбачить, другие, чтобы покупаться и насладиться чудесными видами. Надо набраться сил, сегодня предстоит преодолеть 380 км непростых монгольских дорог, по горным перевалам.

Асфальт закончился на границе, теперь идем по монгольским "дорогам", которые весьма условны и представляют собой направления во множестве накатанные в каменистой степи.

На 19 экипаж свалился рок невезения. Вчера он был в виде запаски оторвавшейся с крыши и снесшим боковое зеркало. В то время когда водитель пытался отвернуть от летящей запаски, машина угодила в яму, в салоне подпрыгнул газовый баллон и разбил заднее стекло. Сегодня - прокол колеса. Команда быстро устраняет неисправности и продолжает движения.

График очень плотный и впереди еще многие тысячи километров неизвестности.

Сегодня же мы попрощались с Томским экипажем, у них неисправность в коробке передач. Давит масло, шум. Ехать дальше они не могут. Да и изначально они хотели только проводить нас до Монголии и вернуться обратно, но так получилось немного дальше, чем рассчитывали.

Впереди 2 перевала высотой 2640 м и 2650 м. При подъеме на перевал Буратын Даба двигатель старенького Land Cruiser сначала затроил, а потов и вовсе встал. 2 часа ушло на поиск "искры", замену свечей и прочистку трамблера. Попутно выпили бутылку водки. В Монголии принято приносить жертву духам гор и долин и на каждом перевале сооружено "обо" - небольшой курган из камней и веток. Обычно в качестве "дара" духам используется немного водки, да и самим путешественникам стоит пригубить, чтобы духи были благосклонны, а дорога - легкой.

Но духи не приняли нашего дара - вскоре 19-й опять встал! Кипит. Чтобы остудить, загнали его в озеро, которое оказалось поблизости. Выкинули термостат, кроме всего прочего обнаружили короткое замыкание в проводке. Пока реанимировали "девятнадцатого", 10 экипаж обнаружил прокол в колесе. С этим справились легко. В то время когда одна часть путешественников занималась починкой машины TLC 60, 19 экипажа, другая, скучающая, поймала проезжающего мимо на лошади монгола, с целью прокатиться на его "транспорте". Обкатать кобылку взялся Максимов Игорь, из 9 экипажа, но не успел он забраться на лошадь, как та понесла. Ему, бедняге, ничего не оставалось делать, как прыгать с нее. В результате он покатился кубарем, "содрал" всю спину, просим прощения за подробности - ягодицы, да вдобавок, на ноге, образовалась большая гематома. Мы посчитали, что даже при таких травмах он еще легко отделался. После этого инцидента все члены трофи-экспедиции оказались при деле - одни чинили машину, другие оказывали первую помощь пострадавшему на "скачках".

Добрались до городка Ховд уже поздно вечером. Здесь нам необходимо было решить 2 проблемы: найти бензин, чтобы пополнить запасы, примерно на 500 км, езды по бездорожью, и поменять деньги. Заправку нашли легко и даже договорились заправиться за: доллары США, хотя это оказалось намного сложнее. Дело в том, что по нерасторопности мы просто забыли на границе обменять деньги, рубли и валюту, на местные тугрики. Теперь "пожинали плоды" нашей ошибки. В "письменном виде" договорились с "королевой бензоколонки", какой бензин нам необходим, сколько и почем. Процедура заправки отняла у нас 1,5 часа времени. Так как было уже поздно, банки закрыты, а где найти в это время "менял" мы не знали, то попытались обменять доллары на тугрики прямо на АЗС, при этом с нами произошла интересная история. В кассе оказалось мало денег, но заправщица дала имеющуюся в наличии сумму. Мы деньги взяли, перевели в доллары (по курсу 1$=1190 туг) и вернули ей что положено. У женщины шок на лице. Она отказывается брать все деньги, берет только часть. Мы, как честные, возвращаем ей их обратно, чтобы завтра, когда она опомнится, ей не пришлось продавать родную юрту за долги. Но она, напрочь отказывается брать деньги. Не знаем, чем бы все это кончилось, но в команде оказался человек, который умеет (!) считать! Он то и пояснил, что мы "заблудились" в нулях.

Пока заправлялись и упражнялись в математике, на связь вышел Павел Бабин, 2 экипаж. Выехав на два дня позднее нас из Новосибирска, и пытаясь догнать команду, он уже добрался до Цаган-Нура, но куда ехать дальше понятия не имеет. Хотя машина оснащена прибором GPS и маршрутным листом Бабин умудрился заблудиться. Решаем отправить ему навстречу 2 машины: экипаж из Одессы, т.к. у них есть GPS и все необходимые карты местности, и 1 экипаж, как опытных путешественников, которые легко сориентируются в любой ситуации. Остальная команда продолжит свой путь, и будет ждать "спасателей" на реке Завхан Гол, завершив там первый этап экспедиции.

Сегодня ночью доехали до озера Хар-Ус-Нуур. Ставим лагерь. Сил не осталось, даже на ужин, легко перекусили и легли спать.

29 июля (День 5)

Все уже привыкли к текущему режиму и к 8:00 проснулись самостоятельно.

Вчера так сильно хотелось спать, что даже не стали выбирать место, где бы можно было поставить палатки. Уже на рассвете обнаружили мертвого верблюда в 10 метрах от лагеря, "полчища" сороконожек и крупную саранчу. Это, правда, не помешало нам быстро позавтракать, собрать вещи и двинуться в путь. До реки Завхан Гол осталось всего 120 км

Сначала дорога идет в котловине больших озер по берегу, а затем проходит через горы. Временами она теряется среди камней и нам приходится ехать по еле заметной верблюжьей тропе. Только GPS спасает нас в такой ситуации.

Горы поражают своей красотой! Они, словно гигантские скульптуры, обтесаны мастером - временем. Цвета - от черного, до ярко-красного. Мы наслаждаемся горным путешествием.

Добравшись до реки Завхан Гол, нас ожидал сюрприз, который одновременно обрадовал, и разочаровал. Через реку построен мост! А мы так сильно переживали готовясь к встрече с водной преградой, что даже были настроены брать реку "штурмом", плыть ее 600 м, борясь с течением, а тут все до банального просто!?

К вечеру погода портится, поднимается сильный ветер. Повсюду песок. Начинается настоящая песчаная буря. Ветер срывает палатки и тенты. Песок забивается в глаза и нос, приходится доставать повязки, защитные очки, прятать посуду и фото-видео технику.

За рекой начинаются пески самой северной пустыни в мире - Монгол Элс, и мы явно ощущаем ее дыхание.

30 июля (День 6)

Дневка. Река рай для рыбаков. Встав пораньше, они быстро наловили рыбы и на обед, и на ужин. Пополнив "продовольственную корзину" и удовлетворив азарт добытчиков, они продолжали ловить уже для удовольствия, отпуская пойманную рыбу обратно в воду.

Сегодня есть время заняться машинами, проверить их техническое состояние. Олег Булгаков, пилот 10 экипажа, уже с утра снял все 4 пружины. Поработал болгаркой, дрелью, нарезал резьбу, нарастил отбойники. Евгений Торгашов, 7 экипаж, нашел неисправность в "проводке", соединяющей генератор и аккумулятор. Вадим Сиваракша, 8 экипаж, промыл карбюратор, обслужил воздушный фильтр, заменил помпу. Уже "хапнувший" приключений, 19 экипаж, починил проводку, почистил свечи, выставил зажигание и заклеил колесо.

Вечером подъехала "спасательная команда", все были рады встрече, и еще долго рассказывали друг другу о приключениях, встретившихся на дороге.

31 июля (День 7)

Встали рано. Отъезд, объявленный на 9-00, задержался примерно на час, из-за того, что не успели пережарить (!) всю пойманную рыбу.

Ходовой день! Валим на всех парах, поднимая пыль до небес, но то и дело приходиться останавливаться, монгольские ухабы дают о себе знать. Сухие факты дневника:

10:48. УАЗ, 8 экипаж - проблемы с бензонасосом.

В 12:30 очередная остановка: у второго экипажа от тряски лопнула металлическая бочка с декстроном. Двадцать(!) литров пропитали все покрытие багажника и салона. Что не успело впитаться в коврики и обшивку сидений, переливается через пороги передних дверей. Ковер с пола багажника пришлось сжечь.

В 14:36 у 10 экипажа срывает два болта крепления спортивных застежек капота. За пять минут привязывают капот проволокой, болты будут менять на стоянке.

Дорога как стиральная доска, плюс пыль и палящее солнце. Температура воздуха +37 С.

В 15:46 - 8-й экипаж чистит воздушные фильтры, 15-й экипаж доливает топливо в бак.

19-й экипаж на каждой остановке доливает воду в радиатор по 5-10 л. Решаем вопрос о дальнейшем движении этого автомобиля. Приходим к мнению, что надо ехать, пока он может ехать. В ближайшем населенном пункте попытаемся найти эвакуатор. А пока: набираем побольше воды, чтобы заливать в радиатор.

Вечером решили, что 19 экипаж нужно эвакуировать в Улан-Батор. С ним поедут Булгаков и Колмогоров, 10 и 15 экипажи.

1 августа (День 8)

10-й, 15-й, 19-й встают в 6:00. Они поедут вперед. Оставшиеся будут их догонять только после того, как починят машину 2-го экипажа - вчера ночью они не заметили на дороге огромный камень, налетели на него, повредив защиту и погнув балку.

Договариваемся держать связь, по спутниковому телефону, каждые 4 часа.

18:20. Стоим на перевале, приходится ждать, когда остынет TLC 60, 19-й экипаж. За сегодня это уже третья остановка по этой причине. На состоявшемся сеансе связи с остальной командой, узнаем, что они находятся в 80 км от нас и никуда не едут. У УАЗа, 8 экипаж, сломался задний привод, а у TLC 60, 7 экипаж, отлетел задний амортизатор.

Позднее, в ночное время суток, у 2 экипажа открутился шкив привода генератора. Пропал свет, и его пришлось сопровождать.

День был очень тяжелый. Дорога вела сначала через горы, перевал за перевалом. Камни, пыль. Немного поплутали в горах. Монгольские дороги очень ветвистые и запутанные, сложно с ходу найти нужное направление. Приходится ориентироваться на местности при помощи компаса и GPS.

Выехали на, так называемую, "Дорогу Тысячелетия". Она только строится, а поэтому больше похожа на стиральную доску. Мы съезжаем с этой дороги на идущую рядом, - по полю. Родилось даже высказывание: "Бездорожье в Монголии, лучше, чем дороги". Но и по полю ехать тоже не просто, на пути то и дело попадаются сайры (пересохшие русла речек), арыки, камни и др. препятствия.

Вадим Сиваракша, 8 экипаж, назвал Монголию "Страной Валяющихся Бейсболок". Удивительно, но это факт, они встречаются с частотой, приблизительно, "кепочка на десять километров". Этому есть простое объяснение- если у ездока (мотоциклиста, всадника или пассажира в кузове грузовика) порывом ветра срывает с головы этот легкий головной убор и уносит ветром далеко в степь, то бегать за ним по открытому полю бессмысленно. Проще приобрести новый головной убор. С годами их количество в бескрайних монгольских степях нарастает.

В этот день за рулем, с короткими остановками, проводим 17 часов. До места ночевки добрались уже ночью, упали на берегу долгожданного "Белого Озера"

2 августа (День 9)

Основная колонна догоняет нас возле озера Тэрхийн-Цаган-Нуур.

Надо объехать вокруг озера с западной стороны и на его северной оконечности поставить лагерь. Там где мы сейчас находимся - болото, кочки. Они часто "посажены" и достигают высоты 30-40 см. Ехать по ним очень сложно. Из болота выезжаем прямо к реке, впадающей в озеро. Соответственно надо ехать в брод. Наши машины все подготовлены к проезду по воде, только на УАЗ, 8 экипаж, сломался задний привод, а у Mitsubishi, 2 экипаж, нет шноркеля. Приходится их перетаскивать с помощью веревки. Проблема в том, что на том берегу тоже болото и буксирующей машине некуда ехать. Пришлось применять смекалку. В итоге все машины оказываются на противоположном берегу.

3 августа (День 10)

Дневка на озере Тэрхийн-Цаган-Нуур (Белое Озеро).

Многие посвящают этот день проверке технического состояния автомобилей. Каждый что-нибудь подкрутил, подпаял и даже заварил.

Рыбаки получили удовольствие от рыбалки. Здесь был самый поразительный клев - шли щуки. Везло всем. Никто не обманулся в ожиданиях. Сначала героем дня стал Женя Торгашов, который вытащил рыбину см 70! А под вечер повезло Вадику Сиваракше. Он уже собрался уходить, когда на блесну попалась щука. Не рыба - акула! Серьезный соперник. В длину она была 90 см! Вес 5 кг! Чудо, а не рыба. В серьезной схватке победил человек! Этой одной рыбины хватило на то чтобы накормить всю команду. Вадик хотел привезти домой голову этой щуки, как доказательство уникального трофея, но этой же ночью ее утащили собаки. Как воспоминания - остались лишь фотографии.

Не рыбаки, 10 человек на 2 машинах, снарядили экспедицию, чтобы попытаться добраться до древнего потухшего вулкана. К самому вулкану оказалось не подъехать. Тогда они предприняли попытку заехать на ближнюю, самую высокую, гору, чтобы уже оттуда полюбоваться на него. Но и здесь неудача - огромные камни преградили им дорогу. Правда, никто особо не расстроился, так как и оттуда открывался прекрасный вид. Никуда не спеша, все насладились замечательной панорамой гор и потухшим вулканом.

На обед купили курдючного барана. В нашем коллективе оказался охотник, который легко разделал его и приготовил Шурпу. Мяса хватило и на плов и на фасоль. Рыбой и мясом объедались весь день, и даже следующий.

4 августа (День 11)

Вчерашнюю дневку вспоминаем как сказку. Но надо ехать дальше.

Отъезжаем от лагеря. Движемся между озером и вулканом. Отводим несколько минут, для знакомства с ним поближе. Решаем забраться на край кратера. Вулкан, некогда грозный, сейчас высотой всего лишь метров 200. Глубина кратера метров 100. По геологическим меркам этот вулкан достаточно молод. Когда он извергался, потоки лавы доходили до озера и там охлаждались, застывая огромными волнами - наплывами.

Сегодня это одно из излюбленных туристических мест в Монголии. Именно туристы из осколков лавы выстроили на берегах озера - "черный лес". Высокие пирамиды из нагроможденных друг на друга камней. Место уникальное. Делаем фото на память.

Движемся дальше. На нашем пути грязевая лужа. Посреди этой лужи застрявший, точнее "утонувший" в грязи, микроавтобус с туристами. Спасение "утопающих", оказалось не делом рук самих утопающих, а: проезжающих здесь, в это время, автоэкстремалов из Новосибирска!! Мы, конечно же, не только помогли им выбраться из лужи, а еще и демонстративно преодолели этот брод. Эффектно, на скорости! От этого зрелища у туристов и гидов - монголов, просто "отвисли челюсти". Сколько времени они провели в этой луже неизвестно, но когда мы извлекли этот микроавтобус на твердую землю, многие из туристов просто плакали от счастья!

"ТА ЗАМДАА САЙН ЯВДДРАЙ" - "Счастливого Пути". Эта надпись и шлагбаум встретили нас при въезде в г. Тарят. Люди в форме требуют квитанцию об оплате за проезд по территории заповедника, которым является озеро и вулкан. Мы в него заезжали ночью, а, следовательно, никаких квитанций у нас нет. Пришлось платить.

На очередном перевале дорога подходит вплотную к поражающему воображение каньону Чулутын-Гол. Такое впечатление, что земля здесь расступилась, образуя, глубокую расщелину с практически вертикальными стенами. Глубина каньона больше сотни метров!

На подъезде к Цэрцэрлэгу - столице Ара-Хангайского аймака, выходим на приличную насыпь дороги Тысячелетия. К этому моменту мы задействовали почти все технические средства ремонта машин: сварку, болгарку, дрель, пайку радиаторов. Освоили навыки "полевой" кузницы.

В этот день, за 12 часов, проехали 300 км. Разбиваем лагерь уже поздно ночью. Попытки найти реку, обозначенную на карте, окончились безрезультатно - она пересохла, что часто встречается в Монголии.



Страницы: (4) описание | [1] | 2 | 3

<< назад | вперед >>