Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - 2

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - 2

Автор статьи: Ю. Булгакова

Дневник путешествия

Часть 2

Друзья и машины, горы, костер

Песня мотора, ветер в упор,

Кирки звон и лома надрыв,

Это трофи - Тюнгурский Прорыв!

У читающего строки нашего дневника может сложиться ошибочное впечатление, что мы просто прокопали, построили тут дорогу. Приходилось даже слышать мнение, что «с такой экипировкой и подходом можно проложить маршрут и через Эйфелеву башню». Но уверяем Вас – это не так. Даже наоборот. Осенняя разведка сулила нам 5-6 километров непроходимых участков, на самом деле из 20 километров тропы мы «подготовили» суммарно не более 1000 метров, а остальные пройдены благодаря слаженным действиям и опыту команды.
В дневник попадают события, камни и осыпи, кирка и лопата, 50 метров в час…
В то же время километровый проход машины по неподготовленному склону со сжатыми зубами и белыми пальцами на руле остается между строк…
Также, между строк, остается и завораживающая красота горных хребтов, ущелья Катуни, Аккема и Аргута, густой аромат трав и россыпи ягод, стрекот кузнечиков и рев диких горных козлов, зной солнца и свежесть воды, ночное небо и утренний исход тумана.
Всего этого не увидишь нигде, но только здесь, лишь только надо поднять глаза от тропы…

Близость финиша придала всем сил. Легкий перекус и снова беремся за работу. Разбираем каменные осыпи и на узких участках укрепляем осыпавшуюся тропу. Выстраиваемся цепочкой и делаем каменную кладку. Вниз складываем крупные камни, сверху поменьше, пересыпаем их песком и щебнем. После первой машины кладка оседает, укрепляем ее и проводим следующую машину. Многие участки проходим без подготовки. Сказывается накопленный опыт и близость финиша. Торопимся и … ошибаемся.

Скальный подъем – каменный триал. 20 метров старой скалы с уклоном в пропасть. По-хорошему, надо было потратить целый день на обработку скалы отбойным молотком, но мы решаем проходить без подготовки. Подкладываем камни и мешки с травой. Подъем крутой и чтобы не порвать машины, используем по максимуму мускульную силу. Пятеро толкают НИВУ сзади, еще пятеро тянут вперед за веревку, остальные придерживают сбоку, страхуя от соскальзывания. Томская НИВА на «медведях» проходит скалу почти без проблем, НИВЕ Игоря Куликова на штатной резине подъем дается труднее. Со скрежетом мостов и лонжеронов вытаскиваем машину на верхнюю площадку. Следующим идет Suzuki. Казалось бы, 31 резина и автоматическая трансмиссия должны позволить пройти препятствие легче, но не тут то было, одна ошибка и машина соскальзывает с выступа и зависает над пропастью. Попытка вывести машину левее только усугубляет положение. Скрежет рамы по камню и звонкий выстрел в переднем мосту. При вывернутых колесах на скручивание разорвало корпус хвостовика переднего редуктора. Машина все больше сползала в пропасть. Пилот выкидывает страховочный пояс в проем двери, готовится к падению с 20 м высоты. Быстро прицепляем страховочный канат к впередистоящей НИВЕ и, на побелевших от напряжения пальцах, вытаскиваем машину на безопасный участок. Учитывая ошибки, проводим два оставшихся автомобиля. Surf с натужным ревом двигателя выходит наверх без потерь. Nissan сильно перегружен, часть вещей переносим на руках, но этого оказывается недостаточно. При проходе скалы вырван передний торсион. Черт побери!!! Всего за 1200 м до финиша начинаем нести тяжелые технические потери: Eskudo остался на заднем приводе и без пониженной передачи, Nissan без торсиона, но и это оказывается не все, через 100 м встала Томская НИВА – не везет ребятам со сцеплением.

Стемнело. С фонарем читаем легенду: 200 м относительно ровного участка, 300 м косогора и 2 осыпи. Все, уже виден сигнальный огонь в базовом лагере. Начинается дождь. Предложение оставить все до утра отметается, желание финишировать слишком велико. По камням на косогоре на руках проталкиваем НИВУ 2 без сцепления вверх до площадки, где можно разъехаться. Вперед выходит Suzuki, следом НИВА Куликова тащит на веревке НИВУ Томичей. Штурм продолжается. Ударная группа в свете фар расчищает тропу от больших камней. Проходим 300м косогора. Быстрей! Дождь усиливается, склон становится скользким.

Последние серьезные осыпи. В желтом свете противотуманных фар нити дождя кажутся золотыми. Замах, удар, еще удар. Кайло глухо вгрызается в грунт, шкворчат по щебню лопаты. Эгей! Ломы на передовую! Кто поздоровее – вперед! Кубометровые каменные «чемоданы» удар за ударом, по дециметру, отдают свое тело натиску лома.

Финишный камень прошли около полуночи. Усталость была настолько велика, что сил хватило только на ужин и победную бутылку шампанского. В этот вечер было трудно осознать, что ВСЕ! ПОБЕДА! Мы сделали это!!! Понимание сделанного, обсуждение, все это ждет нас завтра, а пока все упали спать.

1 августа (День 9)

Безмятежное утро. Сегодня дневка – технический день. Надо хорошо отдохнуть и подготовить машины для дальнейшего путешествия. Равномерно распределить груз, слить воду с колес, поставить двери. Томичи скинули коробку и колдуют над корзиной сцепления. Снарядили экипаж в Иню за запасными частями и хлебом, они вернулись с трофеем – Горно-алтайская газета на алтайском языке с подробным материалом о нашей экспедиции. Вот почему все местные жители хорошо знали о нашем проекте.

С утра прибыли 2 группы мотоциклистов. Первая под руководством Пантыкина из Барнаула, вторая под руководством Киселева из Новосибирска. Они надеялись встретить нас где-то посередине тропы, и были немало удивлены нашему стремительному проходу. Мы порадовали их тем, что на мотоциклах по тропе теперь можно ездить колонной по двое и, что сама тропа переименована в улицу Степана Разина.

С утра и позднего вечера на берегу Катуни работала клубная Баня. Многочисленные сплавщики с удивлением рассматривали нашу веселую и шумную группу.

Приняли решение финишировать в Новосибирске 7 августа, а пока продолжить путешествие по горному Алтаю.

2 августа (День 10)

Неспешные сборы и выдвигаемся в сторону д. Инегень. Хотим подробнее расспросить местных жителей об истории тропы и поселка. От алтайцев узнаем, что деревне Инегень уже около 850 лет и по тропе Тюнгур - Иня никогда не ездили на автомобилях, она была прорублена для прогона скота из Монголии в сторону Усть-Улагана, Усть-Кана и далее на равнинный Алтай. Дорогу рубили раскулаченные крестьяне, которые позже были расстреляны. Инженеров, руководящих строительством, тоже ждала незавидная участь – им подстроили ДТП – грузовик с людьми рухнул с обрыва в бушующую Катунь.

Сфотографировались с директором школы в которой учатся 20 деревенских ребятишек, поставили отметку в спортивной книжке и двинулись к мосту через Катунь. Действующий участок дороги от Инегени до Ини изобилует крутыми подъемами и спусками и частично прорублен в скалах над Катунью да так, что антенна рации, звеня, цепляется за выступ сверху. На одном из подъемов закипает, а потом и загорается Nissan Datsun – замыкание в проводке. Пожара удалось избежать, но центральный жгут проводов выгорел полностью. Натянули тент от палящего солнца и за 2 часа переложили всю подкапотную электропроводку автомобиля.

Переходим по одному через аварийный мост, прощаемся с тропой и движемся к пос. Акташ. Оттуда наш путь лежит через «красные ворота» к Усть-Улагану и далее через перевал Кату-Ярык в долину р. Чулышман.

Ночь застала нас на вершине перевала, на высоте 2080 м, высота ощущается в дыхании. Снежные белки видны на всех соседних горах, да и на этом перевале запросто может выпасть снег в это время года. Удивительной красоты ясное звездное небо, мириады звезд и созвездий. В эти минуты хорошо понимаешь, как велика наша вселенная.

Отметили сразу два дня рождения: Влада Кузьмина и Любови Бортной, а так же день десантника. Троекратный салют, шампанское, икра – мы отдыхаем.

3 августа (День 11)

Проснулись и пошли купаться в чудесное озеро изумрудного цвета, заключенное в кольцо стройных елей.

Проехали Усть-Улаган и к обеду вышли на один из самых живописных перевалов Алтая Кату-ярык. Перевал опасен, особенно в дождь. По крутому склону горы извилистые полки. За 3,5 км снижаем высоту более чем на 600м, спускаемся в долину р. Чулышман. Заезжаем на остров ниже по течению и устраиваем полудневку.

4 августа (День 12)

Выдвинулись в обратный путь. Поднялись на Катуярык, к обеду вышли в Акташ и дальше по Чуйскому тракту через перевалы Чикетаман и Семинский. После Семинского перевала вошли в зону ливневого дождя. У пос. Шабалино все обочины, кюветы и склоны гор усыпаны градом. Градины до 2,5см в диаметре. Наблюдаем по 2 и даже по 3 радуги одновременно. Головная машина вырывается на удивительно сухой участок и тут же попадает под шквальный залп града. Приходится скакать через кювет в укрытие под кронами берез. Благодаря радиосвязи, основной колонне удается переждать непогоду под крышей АЗС.

Томский экипаж отправляется искать утерянный сотовый телефон на место первой ночевки на реке Мунушке и уже через несколько минут от них поступает радиозапрос на электросварку. Оказалось, что ребята вырвали А-образный рычаг. В месте крепления рычага в полу за водительским сиденьем зияла дыра размером с кастрюлю. Несмотря на проливной дождь, развернули походный слесарный участок. Дрель, болгарка, сварочный аппарат – все пошло в дело. Ремонтные работы длились до полуночи.

Дождь все усиливался, начался гром и молния на весь небосвод. Настоящее испытание для туристического снаряжения.

5 августа (День 13)

Последний бросок, прошли 450 км и мы на месте финальной дневки на всем известной Фестивальной поляне за старым Искитимом.

6 августа (День 14)

Дневка перед финишем – традиция всех Сибирских марафонов. Здесь участники могут отдохнуть, привести себя в порядок и подготовиться к встрече с большим городом. Сюда приезжают друзья и родные, подкармливая уставших путников домашней выпечкой и арбузами. Рассказы у костра о пережитом стихают только под утро.

7 августа (День 15)

Финиш назначен на 12:00 на площади у Вознесенского Собора. Плотной колонной прорываемся через пробки на Бердском шоссе. Нас ожидают 4 телеканала и множество журналистов. Церемония финиша отточена до мелочей за многие годы. Построение, интервью, награждение, брызги шампанского, но погода решила разнообразить наш праздник, встретив нас проливным дождем. Но на то мы и команда, чтобы не мешкая развернуть 2 тента, под одним разместились журналисты, а под другим участники Сибирского Марафона. К моменту обливания шампанским дождь прекратился, выглянуло солнце.

Трофи окончено!

Нас ждут новые маршруты!



Страницы: (3) описание | 1 | [2]

<< назад | вперед >>