Отчет об экспедиции

2006. Алтай. Тюнгурский прорыв - 1

17.07.2006
2006. 
Алтай. Тюнгурский прорыв - 1

Автор статьи: Ю. Булгакова

Дневник путешествия

Часть 1

Дорога Тюнгур-Иня, известная так же как "Катуньская тропа", много лет считается классикой российского мототуризма, о чем свидетельствует надпись на огромном камне: "Мототуризм — лучший отдых". Прорубленная на десятки километров в скале над бушующей Катунью, тропа использовалась в советское время в качестве скотогонного пути из Монголии. В некоторых местах сохранились укрепленные обрывы, выложенные из камней перила, заржавевшие таблички "Скотоимпорт".
После второй мировой, пленные немцы рубили в 30-60-градусном склоне, так называемую "копанную дорогу" на высоте примерно 300 метров над уровнем реки, чтобы соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район автомобильным сообщением. (для справки: протяженность тропы Тюнгур-Иня - 60 км, из них считается непроходимым для автомобилей ~20 километров. На машине в объезд – более 400 км.)
Однако госкомиссия приняла решение расстрелять инженера руководившего стройкой, поскольку "копанная дорога" даже сразу после постройки была слишком экстремальна для движения автомобилей.
С тех пор прошло 60 лет...
Рубленные полки над бурлящими порогами Катуни местами обвалились, а "копанная дорога" осыпалась так, что сейчас пригодна лишь для коней.
Были проекты сделать из тропы автодорогу и ее даже успели нанести на автомобильные атласы. Но эти планы не сбылись. Многие заезжие автомобилисты зарились на "короткий" путь от Чуйского тракта до Тюнгура, но тщетно…
Тюнгур - стартовая точка для большинства покорителей горы Белуха (4506 м – высочайшая точка горного Алтая), от Тюнгура стартуют водные маршруты по сложнейшим порогам Катунской трубы.
Этот маршрут хорошо известен и любим туристами со всей России и Европы, и не зря. Эти места по праву считаются одними из самых живописных на Алтае.

Готовиться к экспедиции клуб экстремальных автопутешествий OFF ROAD MASTER начал задолго и основательно. Сама идея пройти на машинах по тропе Тюнгур - Иня существовала уже много лет, но уж больно авантюрным и опасным выглядел проект, чтобы легко на него решиться.

В октябре 2005 г на тропу была снаряжена разведгруппа. Пробежав по горам 40 км, мы составили впечатление о предстоящем маршруте и провели фото- видеосъемку местности. Тропа Тюнгур - Иня не безосновательно считается непроходимой для автомобилей. Ширина полки, прорубленной в скалах над бушующей Катунью, местами не превышает 1м. Старая копаная дорога за 80 лет осыпалась и стала пригодна лишь для пешего туризма. Редкий мотоциклист осмелится преодолеть ее не слезая со своего коня. Узкая тропа, крутой косогор, переходящий в трехсотметровый обрыв… Без горной подготовки пешему идти тяжело и страшно, о машинах не может быть и речи. Но все-таки мы пишем подробную легенду маршрута и разрабатываем план проезда по тропе.

Долгие зимние вечера коротали за обсуждением того как совершить это первопрохождение, создавали макеты из спичек и ждали весны для проведения горных тренировок.

За месяц до старта определился точный состав участников и машины, идущих на штурм. В экспедицию идет команда из 20 человек на 10 внедорожниках. Четыре автомобиля – средне и малоразмерные претендуют на роль первопроходцев.

В предстартовой горячке сборов нам поступает экстренная информация: подвесной мост через р. Катунь – единственный путь, соединяющий Чуйский тракт и пос. Инегень – отправную точку маршрута – разрушен. Люди, оказавшиеся на том берегу, бросили свои автомобили и перебрались по оставшимся канатам на большую землю. Опрос официальных лиц, МЧС и туристов Алтайского края никакой ясности не внес, и нам пришлось снарядить оперативную разведгруппу, которая должна оценить степень повреждения моста, перспективы восстановления и возможность выхода на нужную точку по тропам Теректинского хребта.

Оперативная разведка не принесла утешительных результатов. Мост восстанавливать никто не спешит, а подходы через соседнюю деревню надежно закрыты отрогами Теректинского хребта. Впереди нас ждет неизвестность, ясно только что задача усложняется на порядок. В этот момент мы принимаем решение развернуть маршрут на 180’ и заходить на тропу не с Чуйского тракта от пос.Инегень, а со стороны пос.Тюнгур, в тайне надеясь на то, что к концу нашего прохождения мост отремонтируют. Но рассчитывать только на мост глупо, поэтому мы рассматриваем другие варианты. Например возможность организации переправы на понтонах или пароме.

А в это время полным ходом идет подготовка автомобилей. В группу прорыва выбраны два автомобиля NIVA, Suzuki Escudo и Toyota HILUX Surf. Все машины умеренно отлифтованы чтобы не переборщить с центром тяжести. На них установлены колеса большей размерности, силовой обвес, защита рулевых тяг, картеров, двигателя, коробки и бензобаков.

24 июля. (День 1)

СТАРТ!

10 автомобилей команды выстроились на площади перед Вознесенским собором. Теплые слова напутствия, улыбки, но в глазах видна тревога. Команда идет на сложнейший штурм, и путей выхода оттуда пока нет – единственный мост разрушен.

В сопровождении машины ДПС колонна покинула город.

Экипажи из г. Новосибирска

1 экипаж: НИВА 1 - Куликов Игорь, Куликова Валентина
2 экипаж: TLC 80 - Панков Игорь, Сиваракша Вадим
4 экипаж: УАЗ «Бухантер» - Бортной Михаил, Бортная Любовь
5 экипаж: Nissan Safari - Кузьмин Влад, Мирошников Павел, Федюнин Алексей
6 экипаж: Nissan Safari - Михайлов Андрей, Сан-Хоо Алена
8 экипаж: Nissan Datsun «Бродяга» - Кароед Виталий
10 экипаж: TLC 80 - Булгаков Олег
010 экипаж: Suzuki Escudo - Булгакова Юлия, Гусев Александр
600 экипаж: HI LUX Surf - Коломейцев Алексей Toyota, Петраков Дмитрий

Экипажи из г. Томска

3 экипаж: НИВА 2 - Келус Евгений, Шашенко Алексей, Левашов Евгений

За первый ходовой день пройдено 490км до р. Мунушка в респ. Горный Алтай. На месте ночевки нас ждали ребята из группы разведки, которые 3 дня скакали по горам в поисках путей выхода со стороны пос. Инегень на Чуйский тракт. Много пройдено дорог, болят ноги, но результаты не утешительны – горы непреступны. Прорабатываем вопрос о возможности организации понтонной переправы.

25 июля (День 2)

Наша цель – Тюнгур – стартовая точка категорийного участка. У НИВЫ 1 оторвало крепление заднего амортизатора. Видимо, сказалась чрезмерная нагрузка автомобиля. Оперативно размотана полевая сварка. Пока проводились сварочные работы, был проведен беглый осмотр подвески и принято решение заменить рулевые наконечники на новые, предоставленные компанией FENOX. Все работы заняли около часа.

К вечеру прибыли в поселок Тюнгур. В горах темнеет быстро, и к подножию тропы колонна подошла уже в темноте. Разбили лагерь – утро вечера мудренее. За день прошли 400км. по перевалам и серпантинам Горного Алтая.

26 июля (День 3)

Четкие команды руководителя: механики готовят штурмовые машины, разведка на TLC 80 ушла круто в гору для поиска места установки базового лагеря. Место было найдено – это последняя полка перед непреступными уклонами тропы Тюнгур - Иня. Заброску на штурмовую площадку производили двумя группами. За 800м дистанции набор высоты 250м от уровня р. Катунь. Завораживающие виды Катунского хребта. Нелегко приходится всем, и разведчикам, и тем, кто впервые попал на столь крутые склоны. Первая пониженная, педаль в пол и только небо в лобовом стекле.

Разбили базовый лагерь и начали подготовку четырех машин группы прорыва. Закачали воду в колеса по левому борту, с той же стороны закрепили самые тяжелые грузы: ломы, арматуру, доски, бензогенератор и отбойный молоток. Так же в эти машины сложили все необходимое от сварочного аппарата до запаса продуктов на 5 суток. Каждая машина прошла процедуру опрокидывания для определения предельного крена и надежности закрепления груза. Это был тест не только для автомобилей, но и для пилотов. Так же, для возможности экстренной эвакуации пилотов, с машин группы прорыва сняты левые двери.

27 июля (День 4)

10:00 Торжественное построение, разрезание ленточки, речь руководителя и команда стартовала на штурм тропы. Первый день - самый тяжелый в психологическом плане. Разум подсказывает водителям двигаться ближе к горе, что не всегда верно. Иногда лучше ехать ближе к краю тропы – крен меньше.

Первые 400 м относительно ровного участка, штурмана отвешивают левый борт, и машины на 1-й пониженной скорости, по одной, двигаются вдоль обрыва. Узкий поворот и в ход идут кайло и лопата. Прокапываем колею под левое колесо автомобиля, чтобы устранить критический крен. Выходим на косогор средней сложности поросший травой. НИВА Томичей проходит его нормально, а идущую следом НИВУ 1 и Suzuki стаскивает по траве к обрыву. Опять подкапываем колею и всей командой протаскиваем самый широкий автомобиль – HILUX Surf. Ремонтируем старую искусственную кладку на обрывистом овраге. К обеду ударным трудом прошли 1500 м.

Погода в горах очень переменчивая, то дождь, то зной, порывы ветра сдувают палатки и тенты в базовом лагере, но это не помешало команде поваров вовремя доставить горячий обед прямо на тропу. Перерыв 30 минут и с новыми силами команда вгрызается в скальный грунт. 3 кайла, 8 лопат, 2 лома при одновременной работе издают лютый грохот. К концу дня удалось пройти еще 800 м до ручья, что превзошло наши самые смелые ожидания.

2300 метров за ходовой день! И это Успех! По нашему плану на 20 километров топы отведено 12 дней. Неискушенного читателя эти цифры могут повергнуть в недоумение – что за черепашьи бега? Но кто был, тот знает… Не даром все нам твердили в один голос, что на машинах пройти по этой тропе – вообще невозможно.

Выставив охрану автомобилей, мы двинулась к базовому лагерю. Уставшая, но окрыленная успехом команда обсуждала события прошедшего дня. Эмоции пилотов трудно описать словами. В их лексиконе наиболее употребимы: «кошмар, ужас, ужас-ужас» и различные идиомы. При движении по сорокаградусному косогору, даже со снятой дверью, пилоту леворукой НИВЫ будет сложно покинуть автомобиль в случае опрокидывания или соскальзывания в пропасть. Про праворукие автомобили и говорить нечего. Проем левой двери напоминает люк крыши, выскочить через него практически невозможно. Вид в правом окне завораживает: трехсотметровый крутой склон и голубая лента Катуни далеко в низу.

28 июля (День 5)

Стало ясно, что мы движемся быстрее, чем планировали. Встал вопрос с переброской базового лагеря глубже в горы. Оценив объем груза, возникает сумасшедшее предложение – запустить на тропу пятый автомобиль - Nissan Datsun. Утром готовим машину, грузим до выгибания рессор и всей командой протаскиваем до места стоянки штурмовой группы.

Крутой скальный склон, грохот ломов, кайла, лопат. Сегодня на прижимах в ход идет отбойный молоток. Четыре часа ушло на прохождение 300 метрового отрезка. Не взирая, на кажущееся ничтожным расстояние, сегодня идем бодрее. Вся команда работает четко, сменяем друг друга на самом тяжелом и эффективном инструменте, «отдыхая» на лопате. В минуты перекуров, утирая пот со лба, наслаждаемся красивейшими видами Катуни с высоты птичьего полета. За день под нами пролетел вертолет, прошли сплавщики на 4-х рафтах, и на пути встретилась семейная пара алтайцев, едущих на мотоцикле ИЖ из Инегеня на свадьбу в Тюнгур.

Алтайцы рассказали, что были готовы ехать на Жигулях в объезд 450 километров, и только сломанный мост вынудил их сесть на мотоцикл и ехать по «короткой» дороге

Почти 1500 м проходим, не применяя тяжелый инструмент, уклон на траверсе очень серьезный, но полученный опыт позволяет пройти его за 1 час.

Пилотам легче не становится, привыкнуть к виду Катуни с высоты 300м при маневрировании над обрывом – невозможно. Единственная возможность держать себя в руках – это, не отрываясь, смотреть на руки штурману, указывающему направление. Только полное доверие штурману и четкое выполнение команд пилотом – залог безопасности. Надо отметить, что штурман находится не в машине, а впереди её. Пятясь задом по тропе, он следит за положением колес машины и жестами указывает водителю направление движения.

Прорываемся к трем ручьям на отметке 5300 м от старта. Обедаем на тропе, и снова готовимся к штурму крутого склона. Наша цель – старый верстовой столб на скальном повороте. За этим поворотом есть крошечный пятачок, где можно группой расположиться на ночлег. N 50’ 10.903 E 086’ 37.542 высота 995 м.

В нашей легенде отрезок прописан, как «крутой косогор, очень трудоемко», но это видно и без легенды.

Работа на склоне кипит до позднего вечера. Снимаем грунт с левой стороны и переносим под правые колеса, снимаем второй слой … Слева образуется колея с твердым бортом, на нее вся надежда. Цепляясь за этот бортик колесами, машина проползает над обрывом. НИВЫ прошли в сумерках, а Suzuki и двум «грузовикам» достался полный экстрим.

В кромешной тьме абсолютно ничего не видно, ни скалы слева, ни обрыва справа, ни тропы! Включенные фары слепят штурмана, и он не видит положение колес, тем самым, рискуя отправить машину в пропасть. Едем с габаритными огнями. Один человек с фонариком подсвечивает колеса автомобиля, другой руки штурмана третий контролирует заднее правое колесо, которое постоянно стремится соскользнуть вниз. Так и едем, куда кривая в ночи выведет. Переживания пилота трудно описать, но во всем этом кошмаре есть и приятная сторона – во тьме не видно устрашающего обрыва справа. Работа штурмана – это отдельная тема. Кроме того, что он несет ответственность за ведомый автомобиль, ему необходимо пройти задом весь отрезок.

Выйдя на относительно ровный участок, остановились на ночлег, втиснув палатки между автомобилями.

29 июля (День 6)

У НИВЫ 2 засорился обратный клапан подачи топлива, бензонасос не мог перекачать топливо в карбюратор. Прочистили клапан, завелись и поехали дальше.

HI-LUX Surf до сих пор едет с генератором в котором вместо заднего подшипника втулка из солдатского ремня. У НИВЫ 1 склонность к закипанию, требуется постоянно следить за температурой.

За ходовой день прошли нереальные 6 км.- рельеф благоволил нам. Продираясь сквозь кусты по косогорам, мы вышли в долину р. Казнахта. Сегодня, в основном, работали бензопилой. Разбирая лесные завалы, команда стремилась к месту долгожданного отдыха. К обеду добрались до места стоянки на р. Казнахта, пообедали, отдохнули и снова принялись за работу. 15 человек взяли инструмент, запас воды и двинулись в горы расчищать перевал. Работать начали с вершины. Поднялись и оценив обстановку, принялись расчищать каменные осыпи и прокладывать вторую колею. За 4 часа ударного труда под палящим солнцем подготовили 1000 м «дороги». В лагере нас ждал сытный ужин и долгожданная баня.

30 июля (День 7)

Дневка.

Поле грибов и море рыбы! Команда наслаждается отдыхом.

Пора перегонять пять машин поддержки, оставшихся в лагере у Тюнгура, на финиш категорийного участка со стоны деревни Инегень. Иначе дежурным, сменявшим друг друга, придется делать все более длительные марш-броски. Пилоты машин, оставшихся в базовом лагере, вместо отдыха и бани отправились перегонять автомобили. С утра 12 км пешей пробежки по горам, упаковка вещей и 5 автомобилей двинулись в объезд. 450 км по горным перевалам, а впереди наш многострадальный мост. В результате опроса населения выяснилось, что администрация не спешит с ремонтом моста да вообще объявила смету в 1 млн. рублей. Но жителям Инегеня не впервой рассчитывать только на свои силы и они провели свой, своеобразный «ремонт» моста. Изначально штормовым ветром порвало один из перильных тросов, и мост повис с большим креном на бок. Жители ОСЛАБИЛИ второй перильный трос и таким образом уровняли крен. На въезде висит «кирпич» и строжайшее предупреждение администрации района о запрете проезда в связи с аварийным состоянием. Наглядно видно, как внесенные «изменения» самым пагубным образом влияют на изначально надежную конструкцию. Полуразрушенный мост скрипит у раскачивается над бурлящей Катунью. Для начала прошли мост пешком и приняли нелегкое решение ехать.

Выставили двух дежурных с фонарями по обоим берегам Катуни, чтобы в случае падения было видно куда плыть, хоть и вероятность выплыть из ледяного бушующего потока очень мала. Первым через мост едет самая тяжелая машина – TLC80. Открыта дверь водителя и окно, одеты перчатки, чтобы можно было зацепиться за трос. По одной проводим машины, подбодряя водителей добрыми словами. Ночью, по дороге вырубленной в скалах, группа добралась до места выхода основной команды с тропы и организовала там базовый лагерь. Наутро они побегут 8 км навстречу команде до р. Казнахта.

31 июля (День 8)

Штурмовая группа поднялась на Казнахтинский перевал по заранее подготовленной тропе, спуск вели по серпантину, тщательно отыскивая дорогу. Встретили велосипедистов из г. Одесса, они никак не ожидали на тропе увидеть автомобили. Спуск сложный. Разгребаем камни, на серпантине не хватает радиуса поворота - маневрируем.

Сразу за спуском большая поляна 1000 м - древнее тюркское кладбище и каменное изваяние бабы. Небольшая передышка и снова штурм. С глухими ударами кайла и скрежетом лопат прокладываем спуск с поляны. Дальше начинаются скальные прижимы и каменные осыпи. В наиболее узких местах делаем каменную кладку, расширяя тропу. В самом известном опытным путешественникам месте тропы устанавливаем памятную табличку. Теперь тропа Тюнгур - Иня называется ул. Степана Разина. Эта табличка – талисман томского экипажа. Пол часа работы отбойным молотком и на скале высечен логотип клуба Off Road Master.

За следующим поворотом знаменитый рельс, висящий над обрывом. Из всех ужасов тропы это место кажется самым непроходимым. И местные жители, и бывалые туристы уверяли нас в безнадежности нашего предприятия именно из-за этого места. На сложном повороте ширина тропы чуть больше метра, слева скала, справа 30 м. обрыв. Многие группы, доходя до этого места, убеждались в непроходимости тропы для автомобилей, но не зря мы так тщательно готовились к нашей экспедиции.

Первым делом очистили и достали рельс – это оказался швеллер, повернули его на бок и оперативно разработали конструкцию помоста. В ход пошел весь арсенал экспедиции. Перфоратором пробили шурфы, установили арматуру, приварили ее к швеллеру. Пробили еще 6 шурфов на 50 см ближе к скале, загнали в них арматуру и поперечной арматурой связали сваркой их со швеллером. Лишние концы арматуры отрезали болгаркой. На швеллер положили 40-ю доску, просверлили отверстия и привязали доску к швеллеру болтами. Из остальных досок застелили помост и скрепили его гвоздями и скобами. Помост удался на славу!

До финиша осталось 2800 м.



Страницы: (3) описание | [1] | 2

<< назад | вперед >>